Курсовая работа по предмету "Философия"


Философия как часть культуры, форма мировоззрения и область знания



15

Философия как часть культуры, форма мировоззрения и область знания

  • Философия как часть культуры, форма мировоззрения и область знания 1
    • Введение 2
    • Возникновение философии. Философия и мифология. 4
    • Предмет философии. Философия и наука. 8
    • Состав философского знания. 14
    • Периодизация истории философии 16
  • Список литературы 18

Введение

Философия является обязательной частью учебных планов во всех специальных учебных заведениях. Каково же место философии в системе современного знания, для чего она необходима специалисту?

В нашу культуру имя “философия” пришло из древнегреческой. С древнегреческого языка оно переводится как “любовь к мудрости” (от греч. “филео” - “люблю” и “софия” - “мудрость”). В Древней Греции термин появился благодаря античному математику и философу Пифагору (580-500 гг. до н. э.), который назвал “философами” людей, стремящихся к высокой мудрости и правильному образу жизни. (Современники называли первых философов Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена за их интерес к природе (по-гречески “фюзис”) “физиками” или “фисиологами”, а они - свои учения “историями”.) Пифагор разъяснил, почему философы - только “любители мудрости”, а не мудрецы, владеющие истиной: потому что знание доступно только Богу, только Бог - мудрец в подлинном смысле слова. Людям же можно лишь смиренно любить мудрость, стремиться к ней, но не достигать (Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч.1. С.148).

В IV в. до н. э. у учеников Сократа (440/469 - 399 гг. до н. э.) появляется существительное “философия”. В частности, Платон (427-347 гг. до н. э.) называл “философией” то, чем занимаются философы. (До Платона деятельность философов называлась - “разоблачение, проявление скрытого бытия вещей”.)

Философия изучает тот мир, в котором мы живем, -- мир человека. В отличие от других дисциплин она ориентирована на целостное его видение, причем с позиций человека и человеческой деятельности. Все другие науки изучают аспекты или части действительности. При этом в частных науках, как правило, не ставятся вопросы о значении полученного знания в жизни человека, о том, полезно оно для его жизни, или несет угрозу ей, а также вопросы о смысле и целях человеческой жизни. Эти вопросы лежат вне компетенции наук, озабоченных поисками истины. Поиски ответов на них - дело философии.

Особую роль в современном мире приобрела способность человека к научному познанию. Способность человека мыслить и получать знания, изучение способов (методов) научного познания является также предметом не научного, а философского рассмотрения. Именно философы искали и находили ответы на вопросы “Что такое знание?”, “Как мы познаем?”, “Почему изменяются научные теории?” и т. д.. Исходя из характера решаемых в философии вопросов, говорят, что она на протяжении всей человеческой истории выполняла и выполняет сейчас две особо важные для каждого человека функции: во-первых, мировоззренческую, проявляющуюся в том, что результатом всякого философствования является осознание оснований человеческой жизни, ее цели и смысла; и, во-вторых, методологическую, состоящую в том, что философами были выявлены основания и нормы одного из главных видов деятельности - познавательной. Культура постиндустриального общества, на пороге которого стоит сегодняшняя Россия, стала продуктом этой познавательной деятельности. Роль знания как необходимого условия развития общества в современном мире особенно велика. Философия с начала своего возникновения провозгласила обоснованное и доказательное знание фундаментом для философской картины мира, и благодаря этой установке стала аккумулятором общечеловеческого опыта и ценностей.

Возникновение философии. Философия и мифология.

Происхождение философии как особой интеллектуальной деятельности и формы знания относится к концу VII - началу VI вв. до н. э. Событие это происходит исторически независимо и одновременно в трех регионах Земли -- Индии, Китае и Древней Греции, причем философские традиции, берущие начало в трех названных культурных центрах, оказались чрезвычайно разными.

Философия как учение, объясняющее мир, как форма мировоззрения по своей роли сравнима с мифом. Их сближает целостное видение мира. Однако сам мир и принципы построения такого видения в них различны, поэтому философия и мифология являются различными типами мировоззрения. Философию определяют как “теоретически сформулированное мировоззрение”, то есть теоретическое учение о мире, месте в нем человека и о различных формах отношения человека к миру. (Введение в философию / Под ред. И. Т. Фролова. Учебник для высших учебных заведений. В двух частях. Ч.1. М., 1989. С.40). Чем же она отличается от мифологии?

Мифология (собрание мифов) была исторически первой формой систематизированного мировоззрения. Мифы (слово “мифос” в переводе с древнегреческого языка означает “предание”) представляют собой вымышленные истории о деяниях фантастических существ, богов и героев. Как объяснение мира, мифологическое мировоззрение имеет ряд особенностей, отличающих его от философии: 1) оно основано на вере в мифы, 2) мир в нем един: природное в нем не отделено от сверхъестественного и социального (общественного), человек живет в природном мире вместе с другими природными существам, богами и героями, духами и т.п. 3) в мифах имеет место олицетворение сил природы и общества, 4) там присутствует особая пространственно-временная характеристика событий (время циклично, оно движется по кругу; пространство неоднородно, в нем есть места “хорошие” и “плохие”). Миф, в отличие от философии, не выступает ясно в качестве знания о мире, реальности. Создатели мифов были наивными реалистами: искренне верили в то, что придумывали; сами не различали свой вымысел и действительность.

Религия - вторая форма мировоззрения, выросшая из мифологии. Характерной чертой религиозного мировоззрения является то, что его основанием, как и в предыдущем случае, служит вера. Но сама по себе религиозная вера - явление более сложное, чем вера в миф. Религиозная вера - это так же вера в существование мира сверхъестественного, но этот мир уже отделен от мира природы, стоит над ним; он активно вмешивается в дела земного мира, в некоторых религиях (например, христианстве) управляет миром людей. Люди же всегда находятся ниже богов и не способны вмешаться в небесные дела. Религиозное мировоззрение всегда включает в себя и мифологическое, так как в нем присутствуют разнообразные мифы, повествующие о жизни святых и богов. Таким образом, религия, с одной стороны, допускает неполную объяснимость мира, существование в нем областей, недоступных нашему слабому разуму. С другой стороны, она заставляет людей ориентироваться на то, чего в действительности не существует, - на выдуманное. Поэтому некоторые проблемы оказываются для религиозного мировоззрения заведомо неинтересными и нерешаемыми.

Кроме того, религиозная вера является догматической: верой в непререкаемые авторитеты (священное писание, отцов церкви, пророков) и незыблемые истины-догматы, в силу чего провозглашается превосходство веры над знанием. Вера запрещает изменять однажды установленные священные истины и открывать новые истины, и таким образом накладывает ограничения на развитие познания. Исходя из сказанного, можно выделить следующие особенности религиозного мировоззрения: 1) оно основано на догматической вере в сверхъестественное и в религиозные авторитеты; 2) в нем происходит удвоение мира: разделение его на мир земной, природный, и мир небесный, сверхъестественный; небесный мир всегда стоит выше земного; 3) оно накладывает ограничения на развитие познания.

В Древней Греции на смену мифологическому мировоззрению пришло философское. Произошло это потому, что древние греки первыми обнаружили способность нашего разума собственными силами доходить до причинных объяснений мироздания. Они провозгласили разум единственным надежными источником истины и, используя рациональные методы, превратили заимствованные ими на Востоке разрозненные преднаучные сведения в начатки наук, противоречившие вымышленным мифологическим объяснениям мира. Эти противоречия вызвали кризис мифологии, потребовали создания нового типа мировоззрения, которое опиралось бы на рациональное знание и служило бы потребностям повседневной практики. Таким новым типом мировоззрения и стала философия.

Философия подвергла критическому рассмотрению мифологическое мировоззрение и постепенно исключила из картины мира все, что противоречило разуму. Применение разума для исследования различных сторон действительности вызвало к жизни частные науки.

Обобщая вышесказанное, а также имея ввиду современное состояние философского знания, можно выделить следующие особенности философского мировоззрения:

1. Оно строится на фундаменте непротиворечивого рационального знания о мире: на логическом анализе фактов, на обобщениях, выводах и доказательствах, которые в ранних философских учениях начинают вытеснять мифологический вымысел.

2. В нем мир снова обретает единство как “жизненный мир человека”.

3. Оно развивается само и создает предпосылки для развития научного знания.

4. Философское мировоззрение является основанием для практической деятельности человечества и для существования культуры в широком смысле этого слова (как разнообразных форм человеческой деятельности и ее результатов).

5. Оно является единственной формой мировоззрения, способной решить проблемы выживания человечества.

Предмет философии. Философия и наука.

Философия как познавательная деятельность и как учение (то есть некая совокупность знаний, являющихся результатом названной деятельности) отличается от других видов познавательной деятельности, в частности, от науки. В методологии принято характеризовать виды познания по их объектам, предметам и методам. Объект знания - это окружающий мир или его часть, которая изучается человеком (субъектом). Предмет познания - это то, что выделяется в объекте в процессе познания, тот аспект реальности, о котором субъект знает нечто или пытается узнать. Метод, или способ получения знания - совокупность приемов и операций практической и теоретической деятельности, порождающих знания. Что же философия, имеет она свой объект, предмет и методы, отличающие ее от других наук и оправдывающие ее существование?

Частные науки берут в качестве своего объекта какую-либо часть реальности, причем предмет всякой науки заранее определен. Математику интересуют количественные характеристики и числовые или геометрические закономерности в материальных объектах. При этом, ученому-математику заранее известны границы и основные качества объекта его исследования. Химию интересуют химические свойства вещей реального мира, физику - физические свойства. И только философия делает своим объектом Универсум - все имеющееся как целостность. При этом, что такое Универсум, на исследование которого отправилась более двух с половиной тысяч лет назад античная философия, сначала было неизвестно. И сегодня, обладая большим объемом знаний о мире, философия чистосердечно сознается, что это знание неполно, несовершенно и не завершено. Оно будет меняться, потому что изменяется мир.

Итак, первое отличие философии от частных наук состоит в том, что изначально философия берется исследовать то, что само по себе неизвестно и является универсальной проблемой, что объект ее с самого начала неопределен, но всеобъемлющ (он есть все как единое целое). За то, что философия исследует целое, которое нам не дано, и постоянно ищет свой объект, Аристотель (384-322 гг. до н. э.) называл ее “универсальной наукой, которая себя ищет”.

Специфика всякой познавательной деятельности заключена не столько в ее объекте (это всегда реальность, и одна и та же реальность может быть объектом нескольких наук - к примеру, человек), сколько в предмете и методах. А что выделяет философия в Универсуме в качестве предмета своего исследования, что она в нем ищет и находит? Существует дефиниция философии, в которой она определяется через ее предмет: “Философия - особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни” (Новая философская энциклопедия. М., 2000-2001. Т. 4. С.195).

Предмет философии, выделенный в приведенном определении - это основания и фундаментальные принципы человеческого бытия, отношение к природе, обществу и духовной жизни. То есть в универсуме философы выделяют и исследуют, по крайней мере, пять составляющих: бытие, человека, природу, общество, духовную жизнь человека. Если вспомнить, о чем писали разные философы, какие вопросы решали на протяжении всей истории философии, то можно утверждать, что в духовной жизни они также выделяли и изучали различные ее формы: искусство, науку, философию, религию, нравственность. Кроме того, философов интересовали и различные формы предметной деятельности человека, неразрывно связанные с его духовной жизнью: художественное творчество, наука, производственная деятельность и т. п. Совокупность всех форм человеческой деятельности и ее результатов обрела в философии имя “культура”. В современной философии культура также составляет важный предмет исследования.

Таким образом, можно утверждать, что предмет философии, как и ее объект, достаточно специфичен. С одной стороны, он неоднороден и включает элементы разного порядка. С другой стороны, философия является предметом для самой себя, поскольку исследует самое себя, чего не делает ни одна наука.

Что касается методов познания в философии и в науке, то общеизвестным фактом является использование различных методов в конкретных областях познания. Например, в математике знания получаются в результате доказательств теорем или решения задач, и это точные знания; в биологии, напротив, довольствуются приблизительными обобщениями неточных фактов, которые собираются с помощью чувств; в химии большое место в процессе получения знаний занимают химические эксперименты. Наряду с этими специальными методами в науке используются общие методы мышления, называемые теоретическими. С этой стороны философия почти ничем не отличается от частных наук, так как основными методами философии являются методы теоретического мышления, применяемые также всеми науками: анализ, синтез, дедуктивный вывод, индукция, доказательства, диалектика и т.д. Особое место в методологии философского исследования принадлежит методу универсального сомнения, предложенному еще в XVII в. Р. Декартом, методу реконструкции (восстановления), конкретно-историческому методу, герменевтическому методу (методу истолкования смысла), методу сравнительного анализа и появившемуся сравнительно недавно методу компьютерного моделирования. Однако следует учитывать, что заслуга создания методов теоретического мышления принадлежит не частным наукам, а философии: науки приняли на вооружение методы, открытые философией и описанные в философской науке - логике.

В западноевропейской культуре философия и наука долгое время развивались вместе, поэтому отношения между ними для многих продолжают оставаться запутанными. Истоки этой путаницы - в ранней истории. В Древней Греции первоначально все знание функционировало как единый нерасчлененный комплекс, знания в нем пока не дифференцировались по различным научным дисциплинам и “наук” в современном смысле этого слова не существовало. Были накоплены обширные, но разрозненные и несистематизированные преднаучные знания, связанные с решением прикладных практических задач.

Определенностью в понимании науки, предмета и метода науки мы обязаны Аристотелю, хотя попытки как-то разделить знания, безусловно, предпринимались и до него. Аристотель поставил это разделение на прочную почву дефиниций основополагающих для научной деятельности понятий “знания”, “научного знания”, “науки”, в которые включил указание на метод научного познания и различие наук по предметам исследования. И он же назвал философию “наукой”, поместив ее на вершине над всеми прочими науками, “теоретическими, практическими и творческими”.

На этой вершине философия держалась без конкурентов за счет авторитета Стагирита (Прозвище Аристотеля, производное от названия его родного города Стагиры.) до первой трети ХIХ в., пока на арену духовной жизни не вышло философское направление, названное позитивизмом. Мыслители-позитивисты попытались “отменить” философию как особую область знаний о мире, считая, что все подлинное “позитивное” (то есть положительное) знание о мире может быть получено как объединение достижений частных наук. Реализация их программы привела к результату, прямо противоположному ожидаемому: философия не только доказала, что она нужна, но и что она отличается от науки, выполняет особые очень важные функции в системе философия-наука. А именно, во-первых, философия изучает процесс производства знаний в различных областях познания, чего ни одна частная наука сделать ни в состоянии, у них нет для этого средств. Философская теория познания помогает росту научного знания, к ней обращаются ученые, когда их науки оказываются в тупиках. Например, физика во второй половине Х1Х в. развивалась столь бурно, что перестала вписываться в рамки классической физики, созданной Галилеем и Ньютоном. Это повлекло за собой “кризис” физики и потребовало пересмотра ее теоретических оснований. Но чтобы пересмотреть их, нельзя было оставаться внутри физики, понадобилось выйти за ее пределы, заняться философией физики. Задача эта оказалась по плечу только самым выдающимся физикам, таким как Пуанкаре, Мах, Дюгем, Эйнштейн, Вейль. Развивая теорию физического познания, они пришли к выводу, что физика не дает нам абсолютно точного доказательного знания (каким считали физическое знание Галилей и Ньютон), а порождает низшую форму знания - символическое знание.

Во-вторых, философия способствует росту научного знания не только благодаря своей способности задавать основания научной деятельности через разработку теории познания, но и благодаря своей способности открывать новые проблемные области, исследование которых требует возникновения новых частных наук. То есть философия в рамках единой картины мира может ставить вопросы, на которые сама она ответить не в силах, потому что у нее нет конкретно-научных методов, и тогда для решения поставленных вопросов возникает специальная наука. Так в XVII в. от философии отпочковались физика и химия, а из последних примеров такого рода можно указать на социологию, политологию и глобалистику. Выделенная способность философии называется функцией “интеллектуальной разведки” (см.: Введение в философию. Ч.1. С.67).

В-третьих, каждая частная наука собирает отдельные факты для получения знаний в рамках существующих моделей мира. Философия эти модели создает и может либо отбросить факт, не признать его за “научный”, если он не вписывается в модель, либо изменить саму модель мира, если она противоречит научным фактам. Эту функцию философии в культуре по отношению к науке называют интегрирующей. Благодаря такому сложному взаимодействию происходит развитие обеих: науки, и философии как общего видения мира.

В-четвертых, философия осуществляет этическую экспертизу научных исследований и их результатов. Имеется в виду тот факт, что наука в нашем столетии приобрела небывалую мощь, но ее совершенно не волнует, чему она будет поставлена на службу, а вот философию в лице этики (учения о нравственности, или о должном поведении людей в обществе) этот вопрос волнует чрезвычайно. Для поисков ответа на него в последние десятилетия сложились специальные разделы этики, такие как биоэтика, экологическая этика, этика генной инженерии и др. Поскольку проблема выживания современного человечества обострилась именно вследствие неконтролируемого роста науки и техники, этический контроль за их ростом должен помочь названную проблему разрешить. Цель философии, таким образом, не в обобщении научного знания, а в его синхронизации с миром человека, ибо знания, получаемые в частнонаучной деятельности, не только увеличивают мощь человека, но и создают возможность уничтожения человеческой цивилизации.

Состав философского знания.

Для удобства использования накопленное на сегодняшний день множество философских идей и учений упорядочивают по содержанию и во времени. Во-первых, в зависимости от того, какие вопросы решаются, о чем идет речь, в философии выделяют следующее разделы, называемые иногда философскими дисциплинами: онтология (учение о бытии), гносеология (или эпистемология - теория познания), социальная философия (учение об обществе), антропология (учение о человеке), праксиология (учение о практике), аксиология (учение о ценностях), философия истории, философия религии, культурология (философия культуры), этика (теория морали; буквально, “наука о должном поведении”), эстетика (общая теория искусств; “наука о прекрасном”), логика (наука о рассуждениях), философия науки, история философии и др.

Учение о бытии и теория познания являются главными разделами философского знания. Учение о бытии в сегодняшнем понимании этого слова тесно связывается со всеми философскими проблемами, с перспективами выживания человечества, с проблемами войны и мира. Теория познания с эпохи Нового времени традиционно ищет ответы на вопросы “Способен ли человек познать мир?”, “Что такое познание?”, “Есть ли у человеческого познания границы?”, “Откуда берутся знания?”, “Что является гарантом достоверности наших знаний?” и др., способствуя бурному развитию науки и техники. Социальная философия исследует общество. Она стала теоретическим фундаментом многих общественных наук (к примеру, социологии и политологии).

Некоторые из дисциплин по традиции называют “философскими науками”. В точном смысле “наукой” из них можно назвать только логику. Формальная логика изучает познающее мышление как рассуждение: структуру рассуждений, средства выражения (язык) и законы, которым рассуждения подчиняются. Она учит правильно рассуждать. Этика (“наука о должном поведении”) строит теорию поведения, регулируемого моральными оценками “добро” и “зло”, “хорошо” и “плохо” и др. Эстетика (общая теория искусств) стремится создать теорию прекрасного. История философии кропотливо собирает и исследует тексты и факты, характеризующие развитие философского мышления. Он служит фундаментом, источником философских исследований и школой размышлений.

Во-вторых, философские учения вместе с их создателями-философами делят по школам, направлениям и течениям: к примеру, Элейская школа, пифагорейская школа, направления материализм и идеализм в онтологии, течения рационализм и эмпиризм в теории познания, течения “философия жизни”, феноменология, герменевтика и т. д. Некоторые из них нам еще встретятся, тогда и поясним значение терминов.

В-третьих, философские учения делятся по периодам в истории философии.

Периодизация истории философии

В западноевропейской философской традиции (к которой принадлежит и русская философия) выделяют пять исторических этапов, каждый из которых характеризуется особым способом философствования:

1. Античная философия - философские учения, развивавшиеся в древнегреческом и древнеримском обществах с конца VII в. до н. э. по VIв. н. э.

2. Средневековая философия - охватывает концепции, создававшиеся в Европе во II - ХIV вв.

3. Философия эпохи Возрождения - включает учения, разработанные в Западной Европе ХIV-ХVI вв.

4. Философия Нового времени - объединяет философские теории западноевропейских и американских мыслителей ХVII в. - 70-х гг. ХIХ в.

5. Современная философия - все множество философских учений, существующих в Европе и Америке с 30-х гг. ХIХ в. по настоящее время.

В данной периодизации временные рамки этапов историко-философского развития не совпадают, а перекрывают друг друга. Это связано с тем, что в истории имела место постепенная смена способов философствования: еще творили мыслители по канонам античной философии, но уже в произведениях отцов церкви начинала оформляться парадигма (образец) средневековой философии; в то время, как в Германии Гегель строил систему в духе классической философии Нового времени, в Англии уже появились позитивисты - первые представители современной философии.

Каждому периоду свойствен собственный способ философствования (под которым понимают обычно характерные времени способы постановки и решения философских проблем). Способ философствования формировался наличным уровнем культуры, и, в свою очередь, влиял на культуру.

В нашем курсе мы рассмотрим главные философские учения, причем в их исторической эволюции.

Список литературы

1. Введение в философию. Ч.1. М., 1989.

2. Введение в философию. Ч.2. М., 1989.

3. Мир философии. Книга для чтения. Ч.1. М., 1991.

4. Мир философии. Книга для чтения. Ч.2. М., 1991.

5. Хрестоматия. Основы философских знаний. М., 1993.

6. Антология мировой философии. Т.1-4. М., 1969-1972

7. История философии. Запад - Россия - Восток/ Под ред. Н. В. Мотрошиловой. М., 1995-1998. Кн. 1-3.

8. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992.

9. Мифологический словарь. М., 1991.

10. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Диверсификация. Проблемы диверсификации предприятия
Курсовая работа Миграция
Курсовая работа Проектирование районной электрической сети
Курсовая работа Кредитование юридических лиц
Курсовая работа оценка формирования и распределения доходов предприятия торговли в современных условиях
Курсовая работа Планирование численности персонала на предприятии
Курсовая работа Анализ розничного товарооборота
Курсовая работа Инвестиционная стратегия предприятия
Курсовая работа Состояние, развитие, пути повышения эффективности молочного скотоводства в СПК имени К
Курсовая работа Стратегічне планування зовнішньоекономічної діяльності підприємства
Курсовая работа Транснациональные корпорации. Их роль в мировой экономике
Курсовая работа Диспепсия у теленка
Курсовая работа Причины неуспеваемости школьников и пути её преодоления и предупреждения
Курсовая работа Анализ использования производственных мощностей предприятия
Курсовая работа Местное самоуправление в Российской Федерации на современном этапе