10
Введение
Актуальность
Долгое время в нашей стране бытовала традиция обязательных музейных экскурсий: было принято считать, что музеи воспитывают в человеке гражданина. При этом многие не забывали искусство, хранилищем которого является музей. Он воспитывает в каждом из нас, прежде всего - Человека, помогая развить чувство прекрасного, создать красоту во всем ее многообразии.
Сейчас большая часть того, что прививалось нам еще полтора десятилетия назад, отброшено. Отказались даже и от ежемесячных посещений музеев, которые когда-то практиковались во всех школах. Конечно, любить искусство «из-под палки» невозможно, но полный отказ от исторического наследия и воспитания приносит худшие плоды.
В своей работе я хочу показать и привлечь внимание к одному из многих музеев, которые имеются в нашем городе. Этот музей находится на территории средней школы №116 и называется Морской историко-географический клуб-музей «Горизонт». Он необычен в своем роде, так как создан одним человеком, который руководит и творит в нем одновременно. Несмотря на это, он притягивает к себе внимание огромного количества людей, которые не только посещают его, но так же принимают содействие в пополнении фондов новыми экспонатами. В музей так же приезжают гости из дальнего зарубежья, каждый из которых оставляет в подарок частицу своей культуры. [9]
Цели курсовой работы.
1. Показать историю комплектования музейных фондов.
2. Предоставить научно-фондовую работу музея «Горизонт».
3. Выявить и показать, какими вещественными памятниками и атрибуцией располагает Морской историко-географический клуб-музей «Горизонт»
Задачи курсовой работы.
1. Определить проблемы комплектования фондов.
2. Поднять проблему скудного существования школьного музея и привлечения внимания к нему.
Объект исследования.
Объектом исследования является Морской историко-географический клуб-музей «Горизонт», где собраны подлинные памятники истории, культуры и природы. Музей создан и работает, при школе №116, под руководством преподавателя этой школы Гаврилова Валерия Андреевича.[6]
Общие сведения о музее.
Морской историко-географический клуб-музей «Горизонт» располагается в г.Барнауле Алтайского края, на территории средней общеобразовательной школы №116 по ул. Гущина. Согласно решению администрации Ленинского района г.Барнаула от 8 августа 2003года,он носит официальный статус краевого музея.
Общее число посетителей в год составляет более 3 000 человек. Основными посетителями музея являются школьники, студенты, воспитанники детских домов и интернатов, ветераны войны и труда, гости города.[6;5]
Положение о Морском историко-географическом клубе-музее «Горизонт»
Общие положения.
1. Морской историко-географический клуб-музей «Горизонт» создан решением администрации Ленинского района г.Барнаула от 8 августа 2003года на базе средней школы №116.
Музей является научно-исследовательским и просветительским учреждением. Является хранилищем природоведческих, исторических и других памятников материальной и духовной культуры.
2. Основными задачами музея являются: активная работа по воспитанию школьников в духе патриотизма, здорового образа жизни, в духе глубокого осознания и уважения общечеловеческих ценностей.
В выше указанных целях музей проводит следующую работу:
- изучает историю родного края, собирает и хранит памятники естественной истории, материальной и духовной культуры.
- создает экспозиции, стационарные и передвижные выставки.
- ведет работу по распространению научных знаний о природе, истории Отечества, края, района путем проведения экскурсий, лекций, публикаций в печати, радиоэфира, телеэфира.
- способствует развитию духовности, нравственности, традиций народа, его культуры.
3. Музей общедоступный - бесплатный.[6]
Учет и обеспечение сохранности фондов.
Весь собранный материал составляет фонды музея и фиксируется в инвентарных книгах. Фонды музея делятся на основной и вспомогательный. Ответственность за организацию сохранности фондов, несет руководитель музея.[6]
Периодика В работе использованы материалы из статей газет «Алтайская правда» и «Вечерний Барнаул» с 1999 по2004год.
В газете «Алтайская правда» №229 от 13.10.99г., говорится об истории создания Морского историко-географического клуба-музея «Горизонт»
В №26 (24279) от 30.01.03г., речь идет о мероприятиях, в которых принимал непосредственное участие музей за прошедший год.
В №211 (24464) от 6.08.03г., говорится о намерении открыть ряд новых экспозиций.
В газете «Вечерний Барнаул» в №121 (1843) от 13.08.03г., рассказывалось о жизни музея, а так же с какими трудностями приходиться сталкиваться директору музея.
В №7 (1930) от 20.01.04г., была опубликована статья, в которой рассказывалось о биографии директора музея Гаврилова Валерия Андреевича.
Глава 1.Комплектование и учет музейных фондов.
В отечественном музееведении комплектование фондов традиционно рассматривалось, как важнейший вид деятельности музеев, являлось основным направлением научно-фондовой работы.
В 70-80-е гг. наметилась более глубокая связь комплектования фондов с социальными функциями музеев. Комплектование фондов стало рассматриваться, как важнейшее звено документирующей функции музеев.
Комплектование фондов все больше определялось не только закономерностями развития ее типологических (систематических) коллекций, но и пониманием необходимости целенаправленно выявлять и привлекать в свои фонды первоисточники различных типов и видов, отражающие развитие различных сфер жизни общества.
Наиболее ярко, последовательно и глубоко осуществлял эту деятельность Государственный исторический музей. Сотрудники музея проводили самостоятельные научные исследования по изучению и документированию всех сфер жизни общества конца XlX-XX вв. [8]
Историко-бытовые экспедиции 50-80х гг., методика их проведения заслуживают внимания и в наши дни. Особенно ценен опыт ГИМа по документированию «современности»(40-80-е гг.)
Но лучший опыт центральных и региональных музеев, к сожалению, мало влиял на подавляющее большинство музеев, которые чаще всего комплектовали фонды путем сбора материалов для выставок и экспозиций в соответствии с экспозиционной документацией.
При проведении целенаправленного комплектования на основе планов комплектования редко, к сожалению, прибегали к самостоятельному изучению исторической действительности, чаще выбирали из жизни. Первоисточники, подтверждающие заранее намеченные линии развития, факты, события в соответствии с историко-партийной литературой. Музеи как бы иллюстрировали профильные дисциплины.[11]
С изменением социально-экономической и общественно-политической ситуацией в стране недостатки тематического комплектования фондов (иллюстратизм, схематизм, узость тематики, фрагментарность и др.) стали более очевидны.
Типологическое комплектование, менее зависящее от внешних факторов, продолжало развиваться, опираясь на предшествующий опыт.
Тематическое комплектование в большинстве музеев просто прекратилось или ограничилось поиском первоисточников, раскрывающие «запретные темы», которые могли устранить, так называемые «белые пятна». И лишь отдельные музеи продолжают совершенствовать комплектование фондов, стремясь их сделать разнообразнее, приблизить к жизни, не упустить возможности выявить и привлечь в фонды первоисточники различных типов и видов, отражающие «современность».
Комплектование музея является частью реализации концепции развития музея и имеет свою собственную концепцию.
Комплектование может быть систематическим, тематическим и комплексным. Следствием его является формирование систематических, тематических и комплексных, как в краеведческих музеях, коллекций.[11;10]
Основой всей системы комплектования является разработка его научной концепции.
Работа по комплектованию фондов может быть разовой, текущей и постоянно плановой. Поэтому формы комплектования могут быть различными.
Все работы по комплектованию должны быть строго юридически документированы, поскольку музейные предметы обладают не только культурно-исторической ценностью, но и финансовой.
Основными юридическими документами являются акты приема предметов на хранение (полевая опись), фиксирующие поток поступлений в музей. Каждому предмету дают порядковый номер, наименование и описание. Учитывается количество предметов, определяется датировка, размер, сохранность, место происхождения, история. Указывается принадлежность, от кого поступил предмет, его адрес и дата приобретения. Если предмет был продан в музей, записывается его стоимость: счет, акт по которому шла купля-продажа. В последствии вносят шифр и номер фондового отдела, в который был продан каждый предмет. Таким образом, все виды работы по комплектованию фондов завершаются сбором предметов музейного значения в соответствии с профилем музея. Прежде чем они попадут в фонды, они должны пройти коллективную экспертизу, осуществляемую фондово-закупочной комиссией музея, которая создается дирекцией из музейных специалистов и привлеченных к работе комиссии вне музейных экспертов.[12;13]
Фондово-закупочная комиссия является совещательным органом при дирекции музея, создаваемым для рассмотрения вопросов отбора и приобретения предметов музейного значения с целью формирования музейного собрания.
После рассмотрения фондово-закупочной комиссией предметы музейного значения, поступая в фонды, становятся музейными предметами. Первоначально они поступают на временное хранение, что обуславливается их актами приема и легендами. Впоследствии они подвергаются экспертизе специалистов, дающих свое письменное заключение. При переводе предметов на постоянное хранение возможно заключение договора дарения, если они поступают в дар, или договора купли-продажи при покупки их музеем. При приеме предметов в обмен заключается договор мены. Следующим юридическим документом является акт приема предметов на постоянное хранение. В случае приема коллекций составляется коллекционная опись. На этом завершается первоначальное оформление документов. Все они подписываются заинтересованными лицами. На них ставятся печати музея и других учреждений, если предметы поступили из них. Таким образом, документы получают юридическую силу. Однако, на этом включение музейных предметов в фонды не завершается. Далее следует музейный учет музейных предметов.
Поступившие в фонды музейные предметы проходят определенную обработку и регистрацию, юридически закрепляют за данным музеем. Происходит учет музейных фондов и входящих в них музейных предметов и коллекций. Основными юридическими документами являются акты приема, акты выдачи, книги поступлений, книги научной инвентаризации, подлежащие регистрации и вечному хранению. Дополнением к ним являются топографические описи и картотеки. [13]
Направление фондовой работы, целью которого является юридическая охрана музейных фондов и права музея на полученные в результате изучения предметов научные данные о них, называется учетом музейных фондов. А полученная в процессе учета документация - учетной документацией. Учетная документация отражает данные об отдельных предметах, порядке их поступления в музей и фондовые подразделения, а также по группам однозначных по происхождению, принадлежности, местонахождению предметов.[10;13]
Различают фондовую и учетную документацию, входящую в фондовую документацию. Фондовая документация отражает историю развития фондов, тогда как учетная документация фиксирует движение и состояние музейных предметов, коллекций, собраний.
Учет музейных фондов предполагает два этапа. На первом происходит первичная обработка поступивших в музей предметов. В ходе ее оформляется акт приема, отражающий наименование, краткое описание, сохранность, количество принятых предметов. Книга поступлений заводится при поступлении в музей первого предмета и продолжается на все время деятельности музея. В конце каждого года подводится итог количеству поступивших за год предметов. Записи нового года начинаются с первой записи, нумерацией. Выбывшие по различным причинам предметы сохраняют за собой свой номер. Вторично он не используется. В примечаниях отмечается причина выбытия. Одновременно с заполнением книги поступлений заполняются учетные карточки, выполняющие функции этой книги. Таким образом, при первичном учете предметов оформляются акты приема предметов, коллекционные описи, книги учета предметов основного фонда, научно-вспомогательного фонда, сырьевого фонда, возможно дополнение книг поступлений юридическими документами и соответствующим образом оформляются. Одновременно оформляются карточки учета предметов, используемые в последствии в учетных каталогах и картотеках.[11;13]
Особо важным вопросом является проставление первичных номеров музейных предметов. Если нумеруется один предмет, то ему присваивается один номер. Нумерация идет сквозная по книге поступлений. Номер маркируется на предмете. В зависимости от предмета выбирается место маркировки. Маркировка производится так, чтобы она была вечной, и чтобы ее не было видно при экспонировании предмета. На этом завершается первичная обработка предмета.
Вторичная обработка предмета предполагает его углубленное изучение специалистами. Предмет классифицируется, и в зависимости от классификации попадает в тот или иной фонд. Передача его материально-ответственному хранителю фонда производится по акту на материально-ответственное хранение. В нем, как и в акте приема, приводится список передаваемых предметов с указанием их кратких характеристик. После подписания акта сдатчиком и приемщиком, документ утверждается директором музея, в последствии приобретая юридическую силу. Затем происходит научная инвентаризация предметов.
Количество инвентарных книг зависит от классификации музейных предметов. Так, например, хранение изобразительных источников может быть расписано в инвентарных книгах по типу этих источников - живопись, графика, скульптура и т.д. Одновременно с инвентарными книгами составляются инвентарные карточки. В них указываются те же данные, что и в инвентарных книгах. Добавляются сведения о движении музейного предмета и его фотография. Инвентарные книги оформляются в соответствии с оформлением юридических документов. Инвентарные карточки служат для оформления музейных каталогов и картотек.[10;11]
В ходе инвентаризации музейного предмета продолжается развитие его номера. К инвентарному номеру по книге поступлений добавляется номер по инвентарной книге. Таким образом, номер получает законченный вид, принадлежит только одному музейному предмету и не заменяется даже в случае его выбытия по каким либо причинам.
Акты, инвентарные книги и книги поступлений, будучи юридическими документами, являются документами внутреннего пользования и никому из фондов не выдаются. Как правило, они хранятся в сейфах, и переходят от одного поколения хранителей к другому. Чтобы иметь представление о месте хранения тех или иных предметов, хранители составляют топографические описи с указанием мест хранения предметов и на их основе топографические карточки и картотеки. Топографические описи и картотеки служат для поиска хранителями музейных предметов и никому так же не выдаются. Для внутримузейного и внемузейного пользования предназначены картотеки, составленные в основном из инвентарных карточек, наиболее полно отражающих сведения о музейном предмете. Они могут быть тематическими, комплексными, систематическими. Обычно в музее существуют учетная, инвентарная, топографическая, систематическая картотеки и картотеки сохранности музейных предметов. Для исследователей особое значение имеют систематические и тематические картотеки, дающие первичные знания о музейном предмете.[10]
Поскольку фонды находятся в постоянном движении, сведения о них подводятся ежегодно по полугодиям и в годовом отчете и паспорте музея. В целях контроля, за состоянием, постоянно производятся проверки фондов. Их проводят специально назначаемые приказом директора музея комиссии в составе ответственного, главного хранителя и членов фондовой службы. Проверки проводятся путем сличения реальных музейных предметов с отчетной документацией. В результате проверки составляется акт сверки наличия, утверждаемый директором музея. При обнаружении отсутствия музейных предметов, акты с объяснением директора музея направляются в Министерство культуры или местные органы культуры. Если попытки найти исчезнувшие предметы ни к чему не приводят, они списываются выше стоящими организациями по акту, который остается в музее на вечное хранение.[8;10]
В последнее время в системе учета приобретает создание единой информационной сети. Она основана на компьютерной обработке данных инвентарных книг и других учетных документов. Однако, ее введение, заметно облегчая труд исследователей, не отменяет имеющую юридическую силу документы на бумажной основе.
В результате информатизации, достигнуто повышение
оперативности получения достоверной и точной информации о музейных коллекциях, освобождение высококвалифицированных специалистов от трудоемкого поиска и оформления научных данных. Открыт доступ в Интернет, созданы предпосылки функционирования виртуальных музеев, созданы условия для формирования каталогов, путеводителей и другой музейной продукции с наименьшей затратой времени и усилий. На основе компьютеризации музейных фондов, достигнуто создание в системе Интернета виртуальных музеев - это является высшим достижением внедрения в музейную практику информационных систем.[7;8;9;10;11;12;13]
Вывод: комплектование музейных фондов является одним из основных направлений музейной деятельности. Это целевой, плановый, опирающийся на методологические принципы музееведения и профильных дисциплин, процесс выявления, сбора, научной организации музейных предметов. В результате создается источниковая база, необходимая для работы музея. Благодаря комплектованию происходит документирование текущих в природе и обществе процессов и явлений.
Глава 2. История комплектования фондов Клуба-музея «Горизонт».
Ровно двенадцать лет назад к директору школы №116, пришел устраиваться на работу учителем географии, Гаврилов Валерий Андреевич. Он удивил всех просьбой выделить ему помещение для географической выставки. Эту просьбу удовлетворили, выделив заброшенный подвал. Тогда и никто и не предполагал, что спустя некоторое время, школа будет гордиться своим музеем, которому предложат статус краевого; а его создатель станет любимцем детворы и объектом внимания журналистов.
Валерий Андреевич с помощью своих учеников сделал в подвале ремонт, растрачивая собственную зарплату.
Первые экспонаты - камни и скелеты животных создатель музея вместе с юными соратниками привозили с походов, археологических и геологических экспедиций, что-то он взял из домашних коллекций, что-то отдала школа.
Казалось бы, зачем взрослому человеку тратить время и деньги, отдавая все силы ради воплощения своей давней идеи? Однако сам Валерий Андреевич считает это своей профессиональной работой: - « я создал музей, как пособие для уроков истории и географии. Чтобы ребенок стремился изучать предмет, нужно как-то его заинтересовать. Ведь это долг учителя, который отвечает за воспитанное им поколение». Еще к созданию музея Валерия Андреевича подтолкнула любовь к морю, которую он сохранил с детства. Водная стихия очаровала романтика, когда он еще мальчишкой гостил у родственников во Владивостоке и на Черном море.
Постоянно пополняющийся музей стал привлекать внимание не только детворы, но и взрослых. Меценаты начали делать подарки. Сотни различных минералов, чучела животных и птиц, макеты кораблей, монеты старины и наших дней, манекены людей, одежды разных народов. Все чем богат музей сейчас, трудно перечислить.
Говорят, что современной молодежи ничего не интересно. Валерий Андреевич опроверг это утверждение. У его юных помощников практически не остается времени на детские шалости и безделье.
Школьники постоянно присутствуют в музее, помогая украшать его, реставрируют экспонаты. Все они с большим удовольствием ходят в далекие путешествия по Алтайскому краю: в Тягун, Колывань и другие замечательные места. [1;2]
Да, школьный музей - это не государственный и даже не муниципальный. Тем поразительнее то богатство, которым он располагает.
Фонды музея содержат большое количество материалов и экспонатов, собранных активом музея во время экспедиций и туристических походов по Алтайскому краю. На основе фондов музея созданы следующие экспозиции.
1. Мир парусов
2. Удивительный мир камня
3. Мир звезд
4. Культура Греции
5. Африканская культура
6. Краеведение
7. Экология
8. Животный мир Алтая
9. Быт жителей Алтая
10.История археологии
11.Туризм
12.Военно-патриотическое воспитание
13.Спорт любить - здоровым быть
14.Город будущего
15.Зеленая комната
Знакомство с музейными экспозициями развивает представление посетителей о мире истории, способность наблюдать, созерцать, классифицировать информацию, эмоционально обогащает духовный мир. [6]
По началу подбор экспонатов в этом музее кажется хаотичным, но постепенно вырисовывается общая картина - идея кругосветного плавания, от сюда название музея, историко-географический клуб-музей «Горизонт».
В музее есть несколько разделов, руководитель называет их мирами:
1. Мир камня - геологическая коллекция (насчитывает более 10 000 экспонатов)
2. Мир моря, мир истории и древности ( здесь собранны материалы привезенные с раскопок и экспедиций - предметы быта жителей Алтая прошлых веков, останки скелетов животных).
3. Мир города - макеты различных существующих и воображаемых зданий. Так же здесь есть небольшой уголок.[6]
Перечень документации работы
Морского историко-географического клуба-музея
«Горизонт»
1. Книга учета фондов (основной, научно-вспомогательный).
2. Ведомость выдачи материальных ценностей во временное пользование.
3. План работы музея.
4. План работы клуба.
5. Журнал посещения музея.
6. Итоги работы
7. Книга отзывов (1часть)
8. Книга отзывов (2часть)
9. Книга отзывов (3часть)
10.Книга отзывов (4часть). Морской историко
географический клуб-музей «Горизонт»
11.Книга-раскладушка. Морской историко
географический клуб-музей «Горизонт».
12.Альбом Морского историко
географического клуба-музея «Горизонт».
13. «О нас пишут….говорят.»
14.Переписка.
15. Документы (1часть)
16. Документы (2часть)
17. Видеофильмы.
18. В мире музыки.
19. В мире звуков.
20. Мир звезд (материал о Марсе). Том1
21. Мир звезд. Том2
22. Древо познания (солнечная система)
23. Звездочет (1часть)
24. Звездочет (2часть)
25. Удивительный мир камня
26. Люди идут по свету…
27. III всероссийский слет юных геологов.(отчет 300лет горному делу и геологии России). Нижний Новгород.
28. План работы клуба «Юный геолог».
29. Горная Колывань.(1часть)
30. Горная Колывань (2часть)
31. Экология
32. Туризм
33. План экологической работы
34. «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Сборник туристических песен.
35. «Главное ребята, сердцем не стареть».
36. План военно-патриотической работы.
37. Тихоокеанский флот.
38. Боевые традиции вооруженных сил России (подборка материалов).
39. Слава победителям Сталинградской битвы.
40. Подборка материалов о русско-японской войне.
41. Мир парусов (1часть)
42. Мир парусов (2часть)
43. План физкультурно-массовой работы.
44. «Физкультура и спорт».
Итак, Морской историко-географический клуб-музей «Горизонт» обладает огромным количеством экспонатов, которые составляют основой и вспомогательные фонды. Музей не стоит на месте, он развивает и открывает новые методы работы и экспозиции.
Глава 3.Атрибуция и вещественные памятники.
Макет корабля «Алые паруса» - один из первых экспонатов музея. Он был создан учениками школы в период с 1994 по 1998гг. А чуть позже руками тех же ребят был создан еще один макет - красивейшее парусное судно. Теперь оба этих экспоната стали визитной карточкой музея.
После съемок художественного фильма «Ермак», было получено письмо на имя директора музея, в котором сообщалось, что съемочная группа и киностудия «Мосфильм» передает в дар музею некоторые вещи со съемок этого фильма. В частности:
1. Головы драконов 2шт.
2. Якоря 7шт.
3. Весло рулевое 1шт.
4. Весло распашное 6шт.
Так же музею были переданы карты рек Алтайского края и рабочий материал фильма «Ермак».[5]
У музея очень много друзей. Среди них моряки-пограничники Тихоокеанского флота, которые на протяжении уже многих лет поддерживают теплые отношения. В 1995 году одним из первых подарков тихоокеанцев стали настоящая торпеда и мина времен первой мировой войны. Они были выпущены еще в 1908году для настоящих боевых действий. Но со временем были сняты с вооружения флота и переданы в подарок. Теперь они мирно отдыхают у входа в музей и служат памятником давно минувшей эпохи.
В 1998году были так же подарены:
1. Комплект флагов с военно-морской символикой.
2. Корабельные навигационные приборы (глобус, штурманский бинокль, штурманский компас).
3. Офицерская военная форма - 1 комплект.
4. Матросская форма - 1 комплект.
Различные экспонаты, которые напоминают нам о событиях Великой Отечественной Войны, представлены в разделе «Военно-патриотическое воспитание».
Здесь представлены различные материалы, и атрибутика того времени. Это и мины времен войны, это и офицерский планшет и патронная лента. В 1998году войсковой частью ракетных войск поселка «сибирский» были переданы музею на вечное хранение два красных знамени. В том же году одной из воинских частей города Санкт-Петербурга в дар музею была передана артиллерийская гильза. Эта гильза была найдена и привезена из Ленинградской области, с мест боевой славы. [4;6]
В отдельной экспозиции представлены боевые награды и солдатские нагрудные знаки. Они были переданы вдовами погибших и умерших участников великой отечественной войны.
Практически все экспонаты составляют основной и вспомогательный фонды, они переданы в музей безвозмездно, в качестве дара. В зале «быт хранителей Алтая» экспонируются предметы быта ХIX - XXвв. Здесь размещены сельскохозяйственные орудия труда: соха, решето для просеевания зерна, серпы, косы, цеп, жернова. В отдельной экспозиции этого зала представлены инструменты, которыми пользовались кузнецы, плотники, бондари. Во многих крестьянских хозяйствах выделывали кожу, «катали пимы», изготовляли валяную обувь, практически в каждом доме пряли шерсть, ткали холсты, шили одежду, плели лапти. Связанные с этим занятиями крестьян орудия труда, размещены в экспозициях зала наряду с образами готовой продукции.[6]
Исторически сложилось так, что население Алтайского края разнообразно по своему национальному составу. Многие жители сохранили элементы традиционной национальной культуры. Особенно это характерно для представителей чувашского народа, место проживание которого стал Тальменский район. Жительницами этого района были переданы предметы одежды - это мужская и женская рубахи, юбка, сарафан, лапти. Ценная коллекция опоясков - разнообразных по технике изготовления, по оформлению.[3]
Если все эти предметы дают представление о материальной культуре прошлого времени, то коллекция икон, входящая в основной фонд музея, приоткрывают посетителям мощный пласт духовной культуры наших предков. Происхождение икон и их авторы не известны. Владельцы, передавшие иконы в музей, так же не знали, кому они принадлежали ранее. Сюжеты икон традиционны: образ Христа, Божьей матери-заступницы, образ Святого Николая-чудотворца. Предположительно, иконы выполнены согласно традиции иконописи юго-западной части России. Представлена в экспозиции в музее и церковная литература конца XIX начала XX века.
За время существования музея его фонды не только значительно пополнились количественно, но и заметно изменили их качественный состав. В залах музея открыты совершенно новые экспозиции, тематика их стала гораздо разнообразнее.[3;6]
В 1997-98гг. по российскому телевидению в «Золотой серии» был показан ряд фильмов прошлых лет. Пройдя сквозь десятилетия, они оказывают сильное эмоциональное воздействие на современного зрителя. Какое же место в жизни народа занимают эти фильмы в годы их создания?
Частичным ответом на этот вопрос может служить ряд предметов из собрания музея «Горизонт», представляющих собой произведения народного творчества, которые в 1950-60гг. служили украшением жилища. Вопросы атрибуции некоторых из них хотелось бы рассмотреть. В частности это два настенных ковра ручной работы и гибсовая статуэтка молодого паренька, играющего на гармони. Не смотря на их непохожесть, между ними была обнаружена связь. Изображения на коврах и статуэтка схожи по происхождению своих сюжетов.
На первом ковре изображена девушка с букетом цветов на фоне сада. Она любуется озером и плавающими в нем лебедями. Правый край ковра заканчивается изображением мазанки - жилища ложного типа. Авторство, время и место изготовления ковра не установлены. Найден он был в 1995году в с. Тальменка. Весной 1996года в селе Кашкараганха был обнаружен второй аналогичный ковер. На нем изображен юноша возле коня и девушка с букетом цветов, стоящая на берегу озера. Примечательной деталью является национальный кавказский костюм мужчины: черкеска, бурка, кинжал на поясе, а так же поразительное сходство девушек на этих двух коврах. Как и на первом ковре, фоном является сад, а правый край заканчивается домом - мазанкой. Авторство, место и время изготовления этого изделия удалось выяснить.
Автором ковра является Владимир Чернов, о котором рассказали старожили села Кашкараганха. В 50-60гг. он жил в этом селе, рисовал ковры подобные найденным, на продажу. В свое время таких ковров-близнецов в этом населенном пункте и ближайших селах было много. В 70-х годах он уехал из Кашкараганхи и дальнейшая судьба Владимира Чернова неизвестна. По всей видимости, ковры, найденные в Тальменке и в Кашкараганхе были изготовлены одним и тем же человеком. Такой вывод можно сделать, сравнивая сюжеты ковров - они безусловно близки друг другу и техника изготовления их тоже одинакова.
Оба ковра нарисованы на тканевой основе клеенки масляными красками. Гамма цветов и мазки кисти абсолютно одинаковы. Схожи и размеры ковров.
При дальнейшем изучении этих изделий возник вопрос: откуда художник из далекой деревни брал такие сюжеты? Здесь можно прийти к выводу, что художник Владимир Чернов мог брать сюжеты из фильмов. В 50-60гг. (время создания ковров) искусство кино вошло в каждый дом, в каждую семью. Оно завладело умами и сердцами. Слава киноактеров выходило далеко за пределы телеэкрана. Их манеры, прически, костюмы находили миллионы подражателей. Одной из лучших музыкальных комедий того времени оставался фильм Ивана Александровича Пырьева «Свинарка и пастух», снятый в 1941году. Своей искренностью, сценами мирной жизни, любви, труда комедия была близка людям, давала простор для полета фантазий. Это трогательная и простодушная лирическая повесть о любви вологодской девушки к юноше из Дагестана. Героям фильма приходится переживать не мало трудностей, но любовь, как всегда, побеждает и счастливый жених на лихом коне увозит свою невесту в родной Дагестан. Скорее всего, именно этот счастливый конец фильма и отразил народный художник на своих коврах.[6]
В экспозиции музея имеется также статуэтка, изображающая парня в гимнастерке, лихо растягивающего гармонь. Небольшая по размерам статуэтка изготовлена из гипса, полая внутри, снаружи она раскрашена. Сюжеты для таких изделий брались в основном из фильмов, художественных произведений, фольклора. В отличии от упомянутых ковров, статуэтки имели массовое производство.
Первоначально принадлежавшая музею статуэтка была записана как изобретения Василия Теркина. Потом был обнаружен ряд деталей, опровергающих это. Во-первых, очки тракториста, поднимаемые на лоб в перерыве между работой, у Василия Теркина быть не могло. Во-вторых, у статуэтки, находившейся в музее, нет неотъемлемых от образа Василия Теркина предметов - автомата, самокрутки, а самое главное - на гимнастерке солдата отсутствуют погоны.
При детальном рассмотрении было установлено портретное сходство с персонажа с главным героем фильма «Иван Бровкин на целине», вышедшем на экране в 1956году. Ведь иногда мастер пытался точно скопировать образ полюбившегося героя. Те же белокурые волосы, ту же задорную улыбку можно увидеть в старом журнале «Советский экран». Да это он - любимец народа, Иван Бровкин, роль которого сыграл актер Леонид Харитонов. Поэтому статуэтка может служить еще одним примером связи между произведениями художественной культуры и кинематографом.[6]
Итак, в 50-60гг. прекрасный, многоликий и многокрасочный мир киноискусства стал источником вдохновения для талантливого русского человека, одной из тех сил, которое формировало народное творчество. Таким образом, на примере атрибуции можно проследить и сравнить процессы, происходящие в культурной и духовной жизни общества, тем самым определить их ценность в мировой культуре.
Заключение
Курсовая работа выполнена по достоверным источникам непосредственно из самого музея. Так же осуществлялась большая помощь в сборе материала директором Морского историко-географического клуба-музея «Горизонт», Гавриловым Валерием Андреевичем. Курсовая работа охватывает весь период работы музея, от его создания до сегодняшних дней. Все источники и публикации о музее были изучены. Была произведена работа с книгами поступлений и уставом клуба-музея.
В работу включена информация о сегодняшнем состоянии фондов в музее, о том какая работа проводилась по комплектованию. Был поднят архив газеты «Алтайская правда» с целью выявления публикаций о музее. Ее материалы тоже косвенно включены в работу. Так же в работе затронуты проблемы школьного музея.
Будущее Морского историко-географического клуба-музея «Горизонт» определится заинтересованным руководством города, которые могут решить вопросы предоставления достойного помещения, выделение денежных средств на художественное оформление экспозиций музея и достойное хранение экспонатов. Решение этих вопросов создаст условия для пропаганды, рекламы клуба-музея среди населения города и всего края. Это даст возможность привлечь посетителей, а так же людей, которые помогут пополнить фонды музея новыми экспонатами.
Список источников и литературы
1. «Алтайская правда» №229 от13.10.99.,стр3.
2. «Алтайская правда» №26 (24273)от 30.01.03.,стр3.
3. «Алтайская правда» №211(24464) от 6.08.03.,стр3.
4. «Вечерний Барнаул» №121(1843) от 13.08.03.,стр2.
5. «Вечерний Барнаул» №7(1930) от 30.01.04.,стр2.
6. Интервью с директором клуба-музея «Горизонт»
7. Казакова С.Ф. «Научное комплектование фондов музеев».,М-2002г.
8. Каулен М.Е. «Музейное дело России»., изд. «ВК»., М-2003г.
9. «Музеи мира»., изд. «Эксмо-Пресс»., М-2002г.
10. Тельчаров И.А. «Основы музейного дела» изд. Омега-Л., М-2005г.
11. Хербст В.А., Левыкина К.Г., Музееведение. Музеи исторического профиля. Изд.Высшая школа М-88г.
12. Шулепова Э.А. «Основы музееведения»., изд. Едиториал УРСС., М-2005г.
13.Юренева Т.Ю. «Музееведение»., Академический Проект., М-2003г.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |