19
Содержание:
Введение
Основная часть.
1. Основные идеи теории познания Д. Локка
2. Соотношение первичных и вторичных качеств по Локку
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Поскольку реальные процессы развития в обществе отношений познания и нравственности находили свое отражение в философских, этических теориях своих исторических эпох в длительной и духовно насыщенной истории идей, то в целом, возможно решить указанную проблему, обратившись к истории наиболее значительных учений прошлого, заложивших основы нашего современного воззрения на эти вопросы. Особый интерес представляет 17 век - важный период в истории человечества. В эпоху Нового времени были разработаны основные идеи, характерные для европейского сознания, сформировавшие общую теоретическую основу историко-философских учений вплоть до наших дней. Произошел коренной пересмотр взглядов на человека, что во многом стимулировало развитие эмпирического естествознания последующих столетий. Для самой философии это обернулось решительной переориентацией в сторону эмпиризма и сенсуализма. Выявились собственно социальные факторы определения границ теоретического познания, открывавшие перспективы для развития моральной философии.
Подлинным центром новаторской мысли была Англия. Отсюда необходимость особого внимания к творчеству британских эмпириков того времени и, прежде всего, Джона Локка. Имя Джона Локка (1632-1704) занимает весьма почетное место не только в ряду великих философских имен эпохи Нового времени, но и в мировом историко-философском процессе. Философские концепции теории познания и нравственности английского мыслителя послужили своеобразным связующим элементом между философской и социально-этической мыслью 17 и 18 веков. Следует отметить, что Локк сыграл выдающуюся роль в развитии политических концепций 17 века, оставив потомкам достаточно полно разработанную систему идей, которые легли в основу современной политики. К Локку также восходит философское учение о воспитании, послужившее развитию философско-педагогической мысли эпохи Просвещения. Достаточно очевидным представляется тот факт, что для самого Локка на первом месте его философских интересов стояла гносеологическая и политико-правовая проблематика, а не исследование вопросов нравственного поведения человека и создание науки о морали. Это подтверждается и самим названием основного труда философа «Опыт о человеческом разумении».
Отечественная историко-философская наука внесла весомый вклад в дело изучения философского наследия великого английского мыслителя. Дореволюционная литература о Локке представлена работами таких авторов, как А. Вишняков, В. Ермилов, Е. Ф. Литвинова, В. Н. Малинин, В. С. Серебреников, Н. Сперанский, В. В. Успенский. Из постреволюционных исследователей выделяются, прежде всего, К. В. Гребенев и Д. Рахман. Анализу теории познания Локка посвящен ряд диссертационных исследований.
Колоссальное влияние идей Локка, и в частности теории познания, на формирование философской мысли Нового времени признается современными отечественными исследователями. Плодотворными для нашего анализа оказались результаты исследования И. И. Борисова о способностях и границах человеческого познания в учении Локка.
Цель реферата: выделить и проанализировать основные идеи теории познания Локка.
Основная часть
1. Теория познания Д. Локка
Главная работа Д. Локка по теоретической философии - «Опыт о человеческом разуме» Локк Д. Опыт о человеческом разуме // Избранные философские сочинения. Т.1., М., 1960. - была закончена в 1687 году и опубликована в 1690 году.
Годы перед революцией 1688 года, когда Локк не мог без серьезного риска принять теоретическое или практическое участие в английской политике, он провел, сочиняя свой «Опыт о человеческом разуме». Это его важнейшая книга, которая больше всего принесла ему славы, но его влияние на философию политики было так велико и так продолжительно, что его можно рассматривать как основателя философского либерализма, так же как и эмпиризма в теории познания.
Локк является наиболее удачливым из всех философов. Он закончил свою работу по теоретической философии как раз в тот момент, когда правление в его стране попало в руки людей, которые разделяли его политические взгляды. В последующие годы наиболее энергичные и влиятельные политики и философы поддерживали и на практике и в теории взгляды, которые он проповедовал. Его политические теории, развитые Монтескье, отражены в американской конституции и находят применение повсюду, где существует спор между президентом и конгрессом. На его теории еще около пятидесяти лет тому назад основывалась британская конституция, и так же обстояло дело с французской конституцией, принятой в 1871 году.
Во Франции 18 века Локк своим влиянием первоначально был обязан Вольтеру. За ним пошли философы и умеренные реформаторы; крайние же революционеры пошли за Руссо. Его французские последователи, правы они были или нет, верили в тесную связь между теорией познания Локка и его взглядами на политику.
В Англии эта связь менее заметна. Из двух наиболее известных последователей Локка Беркли не был значительной фигурой в политике, а Юм принадлежал к партии тори и свои реакционные взгляды изложил в «Истории Англии». Но после Канта, когда немецкий идеализм начал оказывать влияние на мысль Англии, снова возникла связь между философией и политикой: философы, которые шли за немецкими идеалистами, в основном были консерваторами, тогда как последователи Бентама, являющегося радикалом, оставались верными традициям Локка. Однако это соотношение не было постоянным; Т.Г. Грин, например, был одновременно и либералом и идеалистом.
Не только правильные взгляды Локка, но даже его ошибки на практике были полезны.
Опытная компонента познания, в принципе присущая как эмпиристам, так и рационалистам, с наибольшей последовательностью в рассматриваемом веке, была разработана Локком. Автор «Опыта о человеческом разумении» утверждал, что «на опыте основывается все наше знание, от него, в конце концов, оно происходит» (57: 1, 154) Локк Д. Опыт о человеческом разуме // Избранные философские сочинения. Т.1., М., 1960.. Опыт складывается из двух источников: ощущений и рефлексии.
Внешний опыт Локк понимал как состоящий из ощущений, а внутренний - как образуемый чувственным отображением (рефлексией) душой своей собственной деятельности.
Таким образом, Локк понимал опыт как совокупность внешних и внутренних чувствований, заявляя, что в этом смысле «все идеи происходят от ощущения и рефлексии» (57: 1, 154). Философ последовательно проводил принцип сенсуализма, сформулированный еще в античной философии, - «нет ничего в уме, чего ранее не было бы в чувствах».
Философия Локка, как это видно из изучения «Опыта о человеческом разуме», вся пронизана определенными достоинствами и определенными недостатками. И те и другие одинаково полезны: недостатки являются таковыми только с теоретической точки зрения.
Локк всегда благоразумен и всегда скорее охотно пожертвует логикой, чем станет парадоксальным. Он провозглашает общие принципы, которые, как читателю легко себе представить, способны приводить к странным следствиям; но всякий раз, когда такие странные следствия, кажется, готовы появиться, Локк тактично воздерживается от их выведения. Так как мир является тем, чем он есть, ясно, что правильное умозаключение из истинных посылок не может привести к ошибкам; но посылки могут быть настолько близки к истине, насколько это требуется в теоретическом отношении, и, тем не менее, они могут привести к практически абсурдным следствиям.
Характерная особенность Локка, которая распространяется и на все либеральное направление, - это отсутствие догматизма. Убеждение в нашем собственном существовании, существовании Бога и в истинности математики - вот те немногие несомненные истины, которые Локк унаследовал от предшественников. Но как бы ни отличалась его теория от теорий его предшественников, в ней он приходит к выводу, что истиной обладать трудно и что разумный человек будет придерживаться своих взглядов, сохраняя некоторую долю сомнения.
Важная процедура, которая была осуществлена Локком, связана с классификацией деятельности разума. После того, как мы получили идеи из опыта, мы их должны обработать Локк Д. Опыт о человеческом разуме // Избранные философские сочинения. Т.1., М., 1960.. Это обрабатывание может осуществляться всего тремя способами. Мы идеи, полученные из опыта, можем либо разделять - отделять друг от друга - в таком случае мы имеем дело с операцией абстрагирования; причем пределов разделения идей Локк не видит: ему кажется, что любая идея может быть отделена от любой другой; потом ему возражали (вообще, его теорию абстракции резко критиковали). Мы можем соединять идеи; в частности - в суждении это происходит. И мы можем сравнивать идеи.
Приложил свои классификаторские усилия Локк и к проблеме видов познания.
Во-первых, он неявно различает экзистенциальные положения и эссенциальные - касающиеся существования вещи и ее сущности. И здесь возможны три вида знания: интуитивное, демонстративное и чувственное. Или интуитивное знание, доказательное знание и вера (потому, что чувственное знание сближается с верой).
Интуитивное знание Локк понимает так же, как Декарт. То, что он называет демонстративным знанием - соответствует дедуктивному знанию у Декарта - просто другой термин, обозначающий одно и то же (как бы, демонстрация Локка то же самое, что дедукция у Декарта). И чувственное знание тоже имеет аналоги в декартовской философии: вот когда он, к примеру, говорит об убежденности в существование внешнего мира - именно это здесь имеется в виду Локком под чувственным знанием. Наиболее совершенным, конечно, является интуитивное знание, потом демонстративное, и наименее достоверное - чувственное знание.
Эти все проблемы он обсуждает в четвертой части «Опыта...». Она имеет наиболее онтологический характер, потому что здесь Локк прилагает все эти размышления к обсуждению проблемы, с которой Декарт начинал свою философию. А Локк, наоборот, это под занавес обсуждает, а именно - степени достоверности нашего знания о существовании души, мира и Бога.
Еще одно популярное, распространенное заблуждение в отношении Локка состоит в том, что он философ материалистического плана. Какие-то основания для такого рода суждения всегда имеются, на пустом месте они не возникают. Для Локка более достоверно бытие Бога, чем бытие внешнего мира Васильев В.В., Кротов А.А. История философии: Учебник для вузов. М., 2005. . Внешний мир - это чувственное. Это не то, что дано. Это не внешний мир - то, что мы сейчас с вами осознаем - это идеи все, по Локку. То, что мы видим, непосредственно осознаем - мы остаемся при этом в рамках нашей собственной субъективности.
Мы непосредственно ни одну материальную вещь воспринять не можем: мы воспринимаем только собственные идеи. Идеи вызываются вещами, к бытию которых мы должны умозаключать. Потому что в принципе это может быть сновидением - все, что мы видим, - или может непосредственно Богом вызываться. То есть здесь из того, что мы видим вот этот мир, не следует, что он существует независимо от нас, во-первых; и, во-вторых, что он вызван похожими вещами - на те вещи, которые мы видим. По крайней мере, там нет (в настоящих вещах) цветов и так далее. Но можно вообще поставить вопрос: есть ли этот мир? откуда мы знаем, что он есть за нашими идеями?
Декарт доказывал бытие материального мира, отталкиваясь от представления о правдивости Бога. Но для Локка это слишком метафизичный аргумент, поэтому он вообще никак не доказывает бытие внешнего мира. Локк в этом плане гораздо скептичнее Декарта. Вообще, он по ряду вопросов занимает скептическую позицию - как о носителе, например, психики (субстанциальности ее или несубстанциальности) - так и здесь: бытие внешнего мира недоказуемо. Бытие нашей собственной души мы знаем из интуиции - оно интуитивно очевидно, достоверно. Бытие Бога можно строго доказать, утверждает Локк. Строго. Потому что демонстрация - это высшая степень доказательности. А вот здесь мы ничего не можем сделать.
Правда, он успокаивает нас, что, во-первых, вера в существование внешнего мира и так очень сильна, так что тут доказательств особых не надо. Но в действительности, продолжает он, ничего не меняется. Казалось бы, парадоксальное рассуждение.
Главная цель Локка - определение источников идей и видов знания, видов достоверности, проистекающих из сравнения, соединения или разъединения этих идей. Под идеей Локк имеет в виду любой объект мышления. Мышление же он понимает абсолютно в декартовском смысле, как сознание о чем-то.
Идея - любой объект мышления, а мышление - это любой душевный акт, сопровождающийся сознанием.
Сознание может работать с не-понятиями. Вот вы ощущаете, вы осознаете, что видите сейчас что-то перед вами - неважно даже, что; вот вы это пятно осознаете - это акт мышления, реализующийся в виде ощущения, в данном случае. Мышление не имеет никакого отношения к понятиям. Мышление любой акт сознания, а сознание не обязательно концептуализировано. К понятиям имеет отношение только деятельность рассудка или разума.
Так же, как и Декарт, Локк отрицает бессознательные перцепции - поскольку он связывает сознание с мышлением; бессознательные идеи, точнее говоря. Ничего этого нет. Душа целиком пронизана сознанием. Тут же Локк говорит - вот, во «Введении» - об отрицательных и положительных задачах трактата своего.
Значит, отрицательным или ограничительным, - итогом всего его исследования будет понимание, что далеко не все вопросы - традиционные вопросы метафизики - под силу человеческому разуму. Зачем мы вообще... - вот, надо понимать это четко - зачем браться за исследование души, за исследование способностей души? Какой смысл это имеет? Можно ответить, конечно, на этот вопрос, что это самоценно - это действительно так, не надо искать никакой другой пользы; просто само по себе важно. Но есть и внешняя польза.
После того, как мы узнаем, как устроено наше познание, мы автоматически очертим вокруг него некие пределы, за которые наши способности пробираться не в состоянии, - вот это так называемая ограничительная задача.
Решить эту задачу можно лишь в результате строгого и тщательного анализа душевных сил. Это положительная сторона. То есть и позитивная часть - собственно анализ устройства души, - и ограничительные выводы, которые из этого вытекают; Локк четко проговаривает вот эти две стороны вопроса. И потом это многократно дублировалось, вот такая структура, в сочинениях новоевропейских авторов: у Юма, например.
Самый известный пример - это кантовская «Критика чистого разума» - это одновременно исследование трансцендентальных способностей познания, т.е. позитивное некое действие, и ограничение познаваемых объектов. И слово «критика» включает в себя два смысла, и вот в «Критике чистого разума» эти два смысла действительно очень удачно объединяются. Критика - это и некое несогласие, отрицание; и критика - это исследование, если говорить об этимологии слова.
Вернемся к Локку. После того, как он завершает артподготовку, он приступает к выяснению вопроса, откуда же берутся идеи? Перед ним два варианта: либо они априорны, то есть уже заранее даны в душе, либо из опыта. Других вариантов нет. Доопытные идеи называются врожденными. Локк доказывает, что таковых нет. Как он это делает? Он использует очень простой и действенный аргумент. Он задает вопрос: «Скажите, вот врожденные идеи - допустим, они есть. Но что значит «врожденная идея»? Это значит, что она исконно присуща человеческой природе; не какому-то конкретному человеку, неважно, где это человек живет, в каких условиях, и т.д. - если идея врожденна, она всегда будет присутствовать в нем. Так? Значит, если у человека есть врожденные идеи, то они должны быть у всех людей; поскольку, если они присущи человеческой природе, то, соответственно, должны быть присущи и всем людям, которые люди именно потому, что они имеют человеческую природу. Итак, если врожденность связана со всеобщностью идей - если они всеобщи, то они должны быть всем понятны сразу же Локк Д. Опыт о человеческом разуме // Избранные философские сочинения. Т.1., М., 1960..
Локк говорит о внутреннем чувстве как одном из источников идей - о внутреннем опыте. Но что раскрывает нам этот опыт? Он раскрывает нам устройство собственной души и ее способностей. Значит, предполагается уже, самой фигурой речи предполагается, что есть душа, обладающая определенными способностями, которые присущи ей независимо от внешних предметов. И эти способности мы можем назвать врожденными. Способности врожденными можно назвать. Что Локк и делает.
Он признает врожденные способности - на этот раз уже прямо. Врожденные способности души - это те законы, по которым осуществляется деятельность души и которые находятся, принадлежат ее природе, а не берутся откуда-то извне. Эти законы можно открыть во внутреннем чувстве. Эти законы, или формы деятельности, в точности соответствуют тому, что Декарт назвал бы «врожденными идеями II класса», как то: мышление, сознание и т.д. То есть и в этом плане различие между Декартом и Локком невелико.
Итак, если нет врожденного знания в таком абсолютном смысле, а можно говорить лишь в условном ключе, то тогда все наше знание берется из опыта. Опыт бывает, я уже говорил, внешний и внутренний. Идеи внешнего опыта, или внешнего чувства, Локк называет идеями ощущений. Идеи, которые поставляются нам внутренним чувством, он называет идеями рефлексии. Опять-таки, термин «идея» широко им употребляется. Идеей он называет то, что вы сейчас непосредственно ощущаете перед собой - тетрадки, ручки, - это идеи по Локку, а не сами вещи. Он придерживается той же концепции дуплицированного мира, что и Декарт. Идея ощущения, продолжает он, возникает в душе в результате воздействия на нас внешних предметов.
Есть душа. Предметы воздействуют на душу. При воздействии на душу внешние вещи как бы запускают ее внутренние механизмы. Она включается - душа, после внешнего воздействия, и что-то начинает делать с полученными идеями: во-первых, она их запоминает, эти идеи, потом воспроизводит, сравнивает, разделяет, соединяет. Вот это уже душевные действия. И эти душевные акты раскрываются в рефлексии.
Далее посмотрим, как Локк различал простые и сложные идеи Бертран Рассел. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. М., 2001..
Простая идея (определение довольно трудное, как и всякое элементарное понятие) - это такой предмет мысли, в котором мы никоим образом не можем обнаружить внутреннюю структуру, часть. К примеру, представление о цвете: красный цвет - яркий образец простой идеи. Или какой-нибудь вкус возьмем, запах: никаких частей в запахе нельзя найти - это простая идея. Простые идеи могут объединяться; возникают конгломераты, которые Локк называет сложными идеями. Пример сложной идеи - комок снега. Этот образ объединяет в себе белизну, холод, рассыпчатость и многие другие качества, каждое из которых является простой идеей.
Простые идеи надо отличать от модусов простых идей - довольно сложное понятие локковской философии. Модусы простых идей возникают при повторении, при размножении одной и той же качественной определенности. Пример - протяжение. Если мы спрашиваем: идея протяжения - простая или сложная идея, то мы оказываемся в несколько двусмысленном положении, по Локку. С одной стороны, протяжение мыслится как однородное что-то. Это говорит за то, что это простая идея. Но с другой стороны, протяжение делимо. А делимость - качество сложной идеи. Локк сочетает эту амбивалентность в термине «модус простой идеи». Простой идеей протяжения будет некое представлением об элементарном протяжении, атомарности какой-то, что ли, точки какой-нибудь. Но, так или иначе, здесь присутствует размножение однородного. Что и закрепляется соответствующим термином.
Локк формулирует общий закон: все идеи, говорит он, проистекают из опыта. Не все идеи вообще, а все простые идеи берутся из опыта. Тогда как сложные идеи могут и не иметь архетипов в опыте. Представьте себе платиновую гору, например. Вот это идея. Видели вы платиновую гору? Нет, конечно. Значит, не все идеи из опыта? Что же - это врожденная идея - платиновая гора? Нет, просто это сложная идея. А вот идея платины и идея горы, которые условно можно назвать простыми идеями (они в действительности непростые, можно и дальше делить, - не в этом дело), - они имеют опытный архетип. То есть что-то было в ощущениях, что им соответствовало.
Что касается идеи ощущения, то их существует очень много видов, причем большая часть всей массы ощущений делится, соответственно разделениям органов чувств. Вот у человека существует пять чувств - соответственно, пять громаднейших классов идей ощущений:зрительных, осязательных, обонятельных, вкусовых, тактильных и слуховых. Это простые; если говорить об элементарных компонентах каждого из этих классов, то да: это простые идеи ощущений.
Некоторые идеи, говорит Локк, связаны не только с ощущениями, но и с рефлексией тоже могут быть связаны; то есть не только с внешним, но и с внутренним чувством. Ну, во-первых, идея бытия, например, или идея единства: они не специфицированы внешним чувством. То есть... эти идеи можно получить и из внешнего и из внутреннего чувства. То же самое с идеями удовольствия и страдания: удовольствие может вызываться приятными ощущениями вкусового плана, а может вызываться чувством собственной свободы. Тут Локк говорит, по сути, о давнем делении удовольствий на телесные и интеллектуальные. Ну, это достаточно стандартно здесь пока выглядит, никаких открытий тут он не делает.
Но более любопытно уяснить его позицию относительно простых идей рефлексии - специфических, причем, идей. Рефлексия - это взгляд из самого себя; то есть взгляд открывает формы деятельности нашей души, и соответственно вопрос о том, какие существуют простые идеи рефлексии, равносилен другому, очень важному вопросу: в каких основных видах деятельности душа реализует свою сущность? В чем проявляется, другими словами сущность души? Вот в том, в чем проявляется сущность души, то мы и должны будем называть простыми идеями рефлексии.
Проявляется же сущность души, главным образом, в ее теоретической и практической деятельности. Наиболее общим модусом теоретической деятельности Локк называет представление, или восприятие. Ну, а наиболее общей характеристикой практической стороны душевной жизни является желание, или воля. Итак, вот краеугольные камни, на которых стоит душевная жизнь: на восприятии и на желании. Причем все остальные формы являются производными, по Локку. Вот, скажем, память, воображение, интеллект - все это производные от представления - все это разновидности представления. Локк называет воображение, память, ощущения, сомнение, предвосхищение, разум - все это он называет простыми модусами, модусами простой идеи рефлексии, а именно восприятия или представления.
И сами сложные идеи Локк тоже классифицирует. Он подразделяет их на три класса: идеи субстанции, идеи модусов (идея субстанции - это, например, человек - вот идея субстанции (какая субстанция здесь не указывается - просто субстанция, неважно, какая); модус (пример сложной идеи (не простого модуса, а сложного) - идея красоты) и идеи отношения (например: причина - коррелятивное понятие).
2. Соотношение первичных и вторичных качеств по Локку
Наиболее важным вкладом Локка в метафизику Нового времени явилось его различение первичных и вторичных качеств.
Термины не им были изобретены, но именно с его подачи они стали очень популярными и до сих пор таковыми остаются Васильев В.В., Кротов А.А. История философии: Учебник для вузов. М., 2005. . Локк не только термины изобрел, но и сам предмет, который он так традиционно застолбил - зафиксировал эту позицию в новоевропейской метафизике; связано это с разделением вещей и образов этих вещей.
Локк говорит, что далеко не все компоненты идей ощущения, т.е. далеко не все компоненты того мира, который мы непосредственно воспринимаем в чувствах вот сейчас, похожи на то, как устроены сами вещи. В самих вещах есть лишь протяжение, плотность и фигура. Ни цветов, ни запахов, ни вкусов в самих вещах нет. А что у них есть? Есть какое-то движение мельчайших частиц, которые при воздействии на органы чувств производят соответствующие ощущения. Реально цвет является определенной разновидностью движения материи, не более того.
На основе этих рассуждений Локк и формулирует свою концепцию первичных и вторичных качеств. Он говорит так (в строгом изложении, его позиция выглядит следующим образом): «Идеями первичных качеств мы должны называть такие идеи, которые похожи на устройство самих материальных вещей. Идеи вторичных качеств не похожи на то, что их вызывает». Идея протяжения, например, похожа на сами протяженные вещи. Идея формы. Идея плотности. А идея цвета не похожа на то, что ее вызывает. Поэтому цвет - это вторичное качество. А протяжение - первичное.
Тут надо только не путать. Потому что локковскую позицию иногда упрощают и говорят, что первичные качества существуют в самих вещах, а вторичные качества - только в восприятии. В действительности, это не совсем так. По Локку, и первичные, и вторичные качества существуют в вещах. Они объективны: и вторичные, и первичные; но просто идеи, еще раз повторяю, первичных качеств похожи на сами эти качества, а идеи вторичных качеств не похожи. Реально, если говорить о самих вещах, то вторичные качества являются модификациями первичных.
Первичные качества - форма, а вторичные качества - определенная форма мельчайших частиц, движущихся по таким-то и таким-то законам. Вот если законы такие, то это движение вызывает ощущение красного цвета; если законы несколько другие, - ощущение синего цвета Бертран Рассел. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. М., 2001..
Следует сказать, что здесь Локк подводит итоги даже не столько новоевропейской философии, так терминологически оформляя проблему, но даже всей европейской философии - вот знаменитое изречение Демокрита (ок. 470 до н. э. - неизвестно): «В мнении существует теплое, холодное и т.д., а поистине существуют лишь атомы и пустота». Эта установка с античных времен довлела в европейской метафизике, и Локк просто здесь фиксирует ее.
А на каком же основании Локк считал, что одни качества, одни идеи похожи, другие непохожи? Какой аргумент? Должен же быть какой-то довод. Как правило, использовался «винный аргумент». «Винным» его иногда называют потому, что исторически доказательство еще в античности иллюстрировалось на примере с вином: одному человеку вино кажется кислым, другому сладким; но предмет не может быть одновременно и кислым, и сладким - значит, эти качества вовсе в предмете не существуют, а существуют только в восприятии. Примерно такого же рода доказательствами пользуется и Локк. Хотя даже для него проблема доказательства здесь не самая важная. Для него этот вопрос очевиден, надо просто терминологически зафиксировать.
Заключение
Итак, мы проанализировали основные идеи теории познания Локка.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.
Исходным пунктом теории познания Локка является положение, что в мыслях нет ничего, чего не было бы в чувствах. Эту идею он развивает и обосновывает в своем главном труде «Опыт о человеческом разуме», где придерживается принципа «на опыте основывается все знание». По Локку, человек от рождения не имеет никаких принципов, никаких идей.
Локк различает простые и сложные идеи, а также первичные и вторичные качества.
Опыт трактуется Локком как двоякий: ощущения и рефлексия. Они являются источником простых идей.
Одним источником идей является объект ощущения, другим - деятельность души.
Особенности внутреннего опыта объясняют и такое весьма важное свойство человеческого сознания, как наличие в нем определенных задатков, в сущности, независимых от внешнего опыта. Следует различать, согласно Локку, отсутствие врожденных идей как внеопытного знания и наличие вместе с тем определенной способности, предрасположенности к той или иной деятельности.
Краеугольным камнем гносеологии Локка был тезис о происхождении всего человеческого знания из индивидуального опыта.
Необходимо заметить, что вся теория познания Локка тесно связана с фундаментальными мировоззренческими посылками: люди находятся во внешней, не зависимой от них среде, обладают способностями познавать ее и приспособляться к ней, могут сохранять знание о внешнем мире и варьировать свое в нем поведение.
Философия Д. Локка является логическим завершением линии английского эмпиризма 17 века и в то же время представляет собой новую ступень в развитии философской мысли Нового времени. Локк довел линию сенсуализма до наивысшего ее выражения и трансформировал ее в доктрину эмпиризма, принципиально противопоставив ее позиции рационализма.
Список использованной литературы:
1. Бертран Рассел. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. М., 2001.
2. Васильев В.В., Кротов А.А. История философии: Учебник для вузов. М., 2005.
3. Краткий очерк истории философии / Под ред. М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова. Москва, 1960.
4. Локк Д. Опыт о человеческом разуме // Избранные философские сочинения. Т.1., М., 1960.
5. Соколов В. В. Европейская философия 15-17 веков. М., 1984.
6. Фролов И. Т. Введение в философию. М., 2002.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Эффективность воспитательно процесса в учреждениях начального профессионального образования |
Курсовая работа | Модели проектных групп |
Курсовая работа | Трудовой коллектив и создание эффективной команды |
Курсовая работа | Стили управления организацией |
Курсовая работа | Реалистичный портрет |
Курсовая работа | Математическое мышление младших школьников |
Курсовая работа | Лестница как архитектурная конструкция |
Курсовая работа | Договор перевозки морским транспортом |
Курсовая работа | Планирование и прогнозирование на предприятиях общественного питания |
Курсовая работа | Олигополия |
Курсовая работа | Конкурентная среда и ее воздействие на экономику предприятия ОАО "Хлебозавод № 1" |
Курсовая работа | Анализ платежеспособности и кредитоспособности организации |
Курсовая работа | Недействительные сделки |
Курсовая работа | Система профориентационной работы классного руководителя |
Курсовая работа | Сенсорное воспитание дошкольников |