Курсовая работа по предмету "Культура и искусство"


Резьба по дереву



2

Содержание

Стр.

1.

Введение

2

2.

Материал

3

3.

Оборудование, инструмент и приспособления

8

4.

Виды резьбы и техника ее выполнения

10

5.

Виды орнамента

21

6.

Техника безопасности

24

7.

Заключение

25

8.

Литература

26

1. Введение

Резьба по дереву - это изображение, рисунок или узор, выполненные на деревянных изделиях. Резьба по дереву является одним из видов монументально-декоративного искусства и применяется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий и архитектурных сооружений. Резьбу используют также для украшения предметов декоративно-прикладного искусства: мебели, музыкальных инструментов, оружия.

Резные работы по дереву -- национальный вид искусства у многих народов России. Издавна русский крестьянин, справив избу и закончив полевые работы, в бесконечные осенние и зимние вечера принимался за художества -- резьбу по дереву.

Древнейшее искусство резьбы по дереву, актуальность которого, очень сильно выросла в последнее время, все настойчивей и уверенней входит в нашу жизнь и быт. Никакие искусственные материалы не заменят красоту и теплоту натурального дерева. Структура дерева ласкает и зачаровывает взгляд.

Попав в руки истинного мастера, дерево приобре-тало вторую жизнь. Резьбой украшали жилища и ко-рабли, мебель, посуду, орудия труда. Русское искус-ство художественной обработки древесины - явление уникальное, подарившее миру великолепные архитек-турные памятники, затейливую резьбу, прекрасную бытовую утварь. Оно восходит к искусству Древней Руси. На стенах славянских святилищ изображались люди, птицы, звери, которые, по свидетельству лето-писи, казалось, обладали жизнью. Русские мастера художественной обработки древесины обладали неис-черпаемой фантазией, отличным знанием материала, чувством прекрасного, что и позволяло им в каждой работе -- от величественного храма до деревянной иг-рушки -- создавать подлинные произведения искусства.

2. Материал

Для резьбы по дереву используют различные породы древесины. Выбор той или иной породы зависит от назначения и формы украшаемого изделия и вида резьбы.

Из лиственных пород деревьев часто для резьбы применяет липу. Древесина липы легко и чисто режется, мало подвержена растрескиванию и короблению. Из-за низкой твердости липу не используют для изготовления мебели, поэтому ее применение ограничено мелкими бытовыми изделиями.

Древесина ольхи также легко режется, мало коробится, хорошо воспринимает отделку и имитируется под другие породы, например под красное дерево. Все это делает ее пригодной для всех видов работ.

Прекрасный материал для резьбы - древесина березы. Она тверже липы и ольхи и режется труднее, но качество резьбы лучше. Древесина березы хорошо окрашивается и отделывается. Ее недостатки - способность легко поглощать и отдавать влагу, а также склонность к короблению и растрескиванию, что не позволяет применять ее в больших изделиях. Из березы можно делать накладные резные украшения и детали мебели и других изделий.

Для резьбы на мелких изделиях - посуде, сувенирах - используют древесину тополя и осины.

Дуб издавна применяли для крупных декоративных резных работ и изготовления мебели с резьбой. Резьба по дубу сложна и трудоемка из-за высокой твердости древесины и склонности скалываться, но очень выразительна и декоративна.

Древесина бука по твердости близка к дубовой, но дает меньше сколов, так как она более однородна. Бук хорошо окрашивается водными растворами красителей и отделывается. Применяют бук в основном для мелких резных работ.

Древесина ореха - наилучший материал для резных работ. Она прекрасно режется во всех направлениях, редко скалывается и позволяет выполнять самую точную резьбу. Древесина ореха хорошо отделывается и особенно полируется. Ее используют при изготовлении мебели как для резьбы на массиве, так и для накладной резьбы в сочетании с другими породами. Для высокохудожественных резных изделий малых форм и становой скульптуры древесина ореха также считается наилучшим материалом.

Для мелких изделий, украшаемых резьбой, используют и более редкие породы древесины: яблоню, черешню и т.д.

Из хвойных пород для резьбы применяют древесину сосны, ели, кедра, тиса. Из сосны издавна вырезали украшения для наличников, икон, карнизов, ворот. Эта резьба крупная, поэтому неравномерность в плотности слоев ранней и поздней древесины хвойных пород не затрудняет работу.

Ель режется легче сосны, но у нее больше сучков и она очень твердая, поэтому она реже применяется для резьбы.

Для резьбы необходимо применять высококачественную древесину,

2.1. Подготовка материала

Заготовку древесины для резных работ нужно произ-водить с октября по январь, когда прекращается движе-ние соков в стволе и уменьшается опасность растрескива-ния древесины и поражения ее грибками и насекомыми.

Доски, предназначенные для резных работ, высу-шивают до влажности 8--10 %, следя за тем, чтобы не образовалось трещин и коробления.

Доски, предназначенные для резных работ, сначала раскраивают на заготовки на круглопильных станках, затем прострагивают в размер на фуговальных и рейс-мусовых станках.

Широкие заготовки получают путем склеивания отдельных брусков или дощечек дисперсией ПВА. При этом необходимо подбирать делянки древесины так, чтобы срез и направление слоев у них были одинаковыми. Неправильно склеенная заготовка из брусков с противоположным направлением слоев древесины затрудняет работу резчика, снижает художественную ценность резьбы, а при окрашива-нии водными красителями получают бруски раз-ных оттенков.

Перед резьбой поверхность заготовки выравнивают циклеванием. Шлифовальной шкуркой поверхность не шлифуют, так как в поры древесины могут попасть аб-разивные зерна, которые быстро затупят инструмент

2.2. Сушка древесины

Любая древесина очень чутко реагирует на измене-ние влажности окружающей среды. Это свойство явля-ется одним из недостатков лесоматериалов. При повы-шенной влажности древесина легко вбирает в себя воду и разбухает, а в отапливаемых помещениях она усыха-ет и коробится. Сушка древесины -- очень долгое и хлопотное дело. Очень сложно сушить твердую древесину, имеющую ядро. Даже сухостой после распиливания на короткие кряжи и окорки покрывается многочисленными трещинами. Особенно ценится ядро, древесина которого более твердая и сухая, а поры ее заполнены особым консервирующим веществом. При высыхании кряжа растрескивается сначала заболонь, а затем ядро. Чтобы сохранить ценную древесину ядра, заболонь стесывают топором и сма-зывают торцы замазкой. Без заболони ядровая древесина довольно хорошо высыхает, почти не образуя трещин.

Запаривание ускоряет сушку древесины. В подходя-щий по размерам чан кладут сырую древесину, на дно наливают немного воды, накрывают и ставят в протоп-ленный духовой шкаф газовой или электрической печи, плотно прикрыв ее заслонкой. Запаренная древесина не только противостоит растрескиванию, но и приобретает глубокий коричнева-то-золотистый цвет.

Вываривание в масле. Небольшие кусочки дерева вываривают в хлопковом масле, олифе или любом растительном масле. Посуда из древесины, пропаренной в масле, очень водостойка и не растрескивается даже при повседневном использовании.

Вываривание в соляном растворе ускоряет сушку небольших кусков твердых пород дерева. Сырую древесину кладут в кастрюлю или выварку, заливают насыщенным раствором поваренной соли и варят на медленном огне примерно 3-4 часа. После этого сушат при комнатной температуре примерно 2-3 недели. Этот способ особенно приемлем для древесины твердых пород.

Сушкой готовых изделий в песке можно добиться интересного декоративного эффекта. В подходящую емкость засыпают слой чистого речного песка, уклады-вают изделие и засыпают новым слоем песка. При этом изделие не должно прикасаться к стенкам. После этого емкость без крышки ставят на под затопленной русской печи. Эффект сушки достигается оптимальным рассто-янием емкости по отношению к огню.

Сушка в зерне на Руси была хорошо известна. Весной, за несколько недель до посева, заготовку или изделие зарывали в посевное зерно, которое вбирало в себя влагу из древесины. Затем заготовку вынимали и досушивали при комнатной температуре.

Сушка на цементном или бетонном полу основана на способности цементного камня интенсивно втягивать в себя влагу. Влажную древесину укладывают на сухой бетонный пол и через 2--3 часа переворачивают ее так чтобы попеременно то одна, то другая грань прилегала к цементному полу.

Применяется также сушка в навозе, стружках, полиэтилене и на воздухе.

Естественный вид сушки -- атмосферный, воздушный. Сушить древесину надо обязательно в тени, под навесом и на сквозняке. Местом для сушки лучше выбрать чердак дома, сарай или специально устроенный навес.

При сушке на солнце внешняя поверхность древе-сины быстро нагревается, а внутренняя остается сырой. Из-за разницы напряжений образуются трещины, дерево быстро коробится.

После атмосферной сушки при теплой сухой погоде влажность древесины составляет 15--20 %. Заготовки, предназначенные для внутреннего оформления, можно перенести в отапливаемое помещение и досушить.

При сушке изделий очень часто возникают трещи-ны. Самый лучший способ заделки крупной трещи-ны -- это вставка в нее кусочка такой же древесины. Если невозможно выбрать кусок дерева из той же заготовки, то подбирают кусок такого же цвета, расположенного далеко от сердцевины ствола и ориен-тированного таким же образом к центру. После высы-хания клея место соединения строгают и зачищают ру-банком. Мелкие трещины обычно заделываются замазкой на основе опилок.

3. Инструменты

Для успешной работы резчику по дереву необходи-мы хорошо оборудованное рабочее место, соответству-ющие инструменты и приспособления.

Для работы резчиков необходимо сухое светлое по-мещение с постоянными температурой и влажностью воздуха. Стены и потолок помещения должны быть вы-крашены в светлые тона. Оснащение рабочего места резчика зависит от ха-рактера выполняемых резных работ. При изготовлении мелких изделий резьбу можно выполнять на обычном столе. Для изделий большого размера подходит вер-стак.

Верстак или стол ставят так, чтобы свет падал спе-реди и слева. Лучшее освещение -- естественное, без прямых солнечных лучей. При искусственном осве-щении свет должен исходить из двух-трех источников так, чтобы на обрабатываемом изделии не было резких теней.

В мастерской необходим один столярный верстак для подготовки материала к резьбе, а также заточный станок и стол для заточки и правки инструмента.

Для резьбы по дереву применяют различной формы, долота или стамески.

Прямые стамески с шириной по-лотна 3--30 мм используют в основном для зачистки фона в рельефной резьбе, иногда их применяют в кон-турной резьбе.

Косые стамески, называемые так-же резаками, являются основным инструментом для выполнения геометрической резьбы. Они используются как при выполнении черновой работы (срезание древе-сины полным лезвием), так и при зачистке резьбы кон-чиком ножа. Желательно иметь несколько ножей с раз-ной формой кончика: от острого (30°) до закругленного.

Стамески-клюкарзы отличаются коротким полотном шириной 2-15 мм и длинной, изогнутой около полотна, шейкой. Форма полотна может быть различной. Употребляют их при выполнении горельефной резьбы, а также для резания в труднодос-тупных местах. Прямой клюкарзой зачищают фон в ре-льефной резьбе.

Полукруглые стамески с шириной полотна 3-
30 мм в зависимости от радиуса кривизны бывают следующих видов:

- отлогие с большим радиусом кривизны;

- средние или полукруглые;

- крутые с малым радиусом кривизны

Это основной инструмент при выполнении всех видов резьбы, кроме геометрической, где эти стамески применяют лишь для вырезания полукруглых лунок.

Стамески-уголки шириной полотна 5--15 мм применяют при выборке узких линий-канавок. В поперечном сечении стамеска образует угол 50--70°. Та-кие стамески могут быть выполнены в форме клюкарзы. Стамески-церазики шириной плотна 2--3 мм по форме близки к крутым полукруглым стамескам, но профиль их более глубокий. Церазики применяют для прорезки узких жилок. Стружок полукруглый используют для работы над древесиной в труднодоступных местах. Рашпили применяют для обработки поверхностей. Чеканы представляют собой метал-лические стержни, на одном конце которых сделаны Насечки в виде сетки, точек, звездочек. Их используют для чеканки фона главным образом в кудринской резьбе.

Кроме основного режущего инструмента, резчику необходим и вспомогательный: разметочный инструмент, инструменты для сверления, выпиливания. К вспомогательному инструменту также относятся:

- киянки для удара по ручке стамески при вырубке фона, обрубке рельефа в крупной резьбе;

- коловорот или дрель с набором сверл для свер-ления отверстий в прорезной резьбе и высверливания глубоких мест в рельефной;

- лобзик и пилки для выпиливания фона в прорез-ной резьбе.

Кроме этого, резчику может понадобиться столяр-ный инструмент при подготовке деталей под резьбу: рубанок, фуганок, цикли и др.

4. Виды резьбы и техника ее выполнения

Существующие виды резьбы по дереву можно под-разделить на группы. Основные из них следующие:

- плосковыемчатая, или углубленная;

- плоскорельефная;

- рельефная;

- прорезная, или ажурная;

- скульптурная, или объемная;

- домовая (корабельная).

Каждая из этих групп в свою очередь делится по рисунку и технике выполнения на разновидности.

Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия, а рисунок образуют различной формы углуб-ления -- выемки. В зависимости от формы вы-емок и характера рисунка плосковыемчатая резьба мо-жет быть геометрической или контурной.

Плосковыемчатая резьба, в которой орнамент уг-лублен в толщу заготовки незначительно, а фон остает-ся плоским, нетронутым, называется геометрической. Плосковыемчатая резьба, в которой орнамент остается на начальном уровне, а фон углубляется в толщу заго-товки, называется контурной резьбой.

Геометрическая резьба - один из самых древних видов резьбы по дереву, при которой изображаемые фигуры имеют геометрическую форму в различных комбинациях. Выполняется такая резьба в виде прямолинейных и дугообразных элементов ножом-кося-ком и полукруглыми стамесками. Этот вид резьбы попу-лярен из-за простоты выполнения, небольшого набора инструментов, используемых при работе. В то же время эта резьба не требует, как при рельефной резьбе, специ-альных знаний теории рисунка. Еще одним преимущест-вом геометрической резьбы является небольшая глубина резного рисунка, не нарушающая композицию самого из-делия.

Геометрическая резьба состоит из различных ком-бинаций нескольких основных элементов, выполняемых ножом-косячком и полукруглыми стамесками.

Двугранные выемки прямолинейной или кри-волинейной формы различной ширины и глубины счи-таются самыми простыми элементами геометрической резьбы. При повторении прямых выемок, расположен-ных вертикально или под углом, создается узор, полу-чивший название лесенки.

Трехгранные выемки (треугольники) получи-ли наибольшее распространение в геометрической резьбе. Такие выемки могут быть разнообразными по форме, размеру и технике исполнения.

Четырехгранные выемки различной формы в геометрической резьбе делают квадратными, прямо-угольными или ромбическими.

Скобчатые порезки-лунки выполняют как ножом-косячком, так и полукруглыми стамесками.

Трехгранные выемки криволинейной формы являются наиболее сложными по выполнению элемен-тами геометрической резьбы. Их исполнение требует определенных навыков и большого внимания.

Комбинируя основные элементы геометрической резь-бы, можно построить бесконечное множество орнамен-тальных композиций.

Техника выполнения геометрической резьбы

Небольшие по размеру изделия выполняют на вращающейся крышке стола или на специальном приспособлении. Это связано с тем, что все элементы геометрической резьбы следует резать по слою, в направлении естественного роста и развития во-локон древесины. В этом случае поверхность изделия по-лучается гладкой и блестящей. При резьбе против слоя древесины волокна перерезаются, задираются, поверх-ность получается шероховатой, матовой.

Выполнение резьбы состоит из двух этапов: надрезания и подрезания.

При надрезании нож-косячок зажимают в руке лезвием на себя и ведут по линиям рисунка обычно с наклоном вправо.

При подрезании положение ножа в руке не ме-няется, только руку наклоняют в противоположную сторону и делают подрезку уже надрезанного контура.

Выемки поперек волокон древесины начинают с прорезания средней линии выемок. Косячок ставят острием лезвия на начало первой карандашной линии вертикально или с небольшим наклоном к себе. Движением к себе прорезают линию на глубину около 3 мм. При погружении острия резачка в древесину пятка косячка должна быть выше поверх, ности заготовки. В конце прорези пятку ко-сячка погружают в древесину или, наоборот приподнимают. Таким образом, прорезают все средние линии на заготовке. Резать нужно строго по карандашным линиям, держа косячок в вертикальной плоскости и погружая его на одинаковую глубину. Очень важно не перерезать линию, ограничивающую орнамент.

При резьбе наклонных граней выемки косячок на-клоняют вправо или влево. Угол наклона дол-жен быть в пределах 30--40°. При большем наклоне грани выемки получатся пологими и невыразительны-ми, при меньшем наклоне - слишком резкими.

Точно так же производится резьба левых граней с наклоном косячка влево. Резать следует медленно с постоянным нажимом на резец.

Торцовые грани выемок подрезают, соблюдая все вышеописанные правила. Стружки в виде трехгранной соломки должны отделяться сами или от дуновения рез-чика. Если стружка где-либо не отделилась, повторяют все операции сначала в том же порядке. Не следует от-дирать стружку пальцами или выламывать ее ножом.

Выемки вдоль волокон древесины требу-ют при резьбе меньше усилий, но резать их несколько сложнее, потому что резец стремится пойти по слою древесины и его нужно постоянно удерживать на пря-мой линии. Это требует внимания и твердости руки, а также тщательной заточки инструмента. Выемки под углом к волокнам древеси-ны режут в разных направлениях. Обычно правую грань режут по направлению к себе, а левую -- от себя. Грани выемок, расположенных наклонно к строению волокон, легко прорезают в направлении слоев. Резьбу лунок с углублением у овального контура выполняют косячком и полукруглой стамеской, про-филь которой должен соответствовать дуге окружнос-ти. Стамеску ставят вертикально на линию дуги ок-ружности. Слегка нажимая на черенок, углубляют ее в древесину на 2--3 мм. Таким образом, делают надре-зы лунок первого вертикального ряда, расположенных поперек волокон. Затем косячком срезают грани к осно-ванию надреза так же, как при подрезке уголков. Грани получаются плоскими.

При резьбе лунок с углублением по средней линии сначала косячком делают вертикальный надрез по сред-ней линии, а затем соответствующей по размеру и профи-лю стамеской подрезают грани лунок. Подрезать грани лунок нужно в разных направлениях, чтобы резать по слою древесины: нижние грани -- движением к себе свер-ху вниз, а верхние -- движением от себя снизу вверх.

При резьбе лунок в виде ноготков подбирают полу-круглую стамеску соответствующего размера. Стамес-ку берут за черенок фаской к себе, правый угол лезвия ставят на линию и, вращая стамеску справа налево, делают вертикальный надрез в виде дуги. В результате от заготовки от-скакивает стружка в виде ноготка, а внутри образуется выемка с полукруглыми краями.

Этими же приемами, располагая порезки в шахмат-ном порядке, выполняют узор чешуйки, распространен-ный в геометрической резьбе.

Контурная резьба характеризуется контурной обрисовкой изображаемых фигур резко выраженной ли-нией-выемкой. Ширина и глубина таких линий чаще ос-тается одинаковой на всем протяжении рисунка, но мо-жет и меняться. В отличие от геометрической резьбы, в контурной резьбе используют главным образом изоб-разительные мотивы: листья, цветы, фигурки живот-ных, птиц и т. д.

Техника выполнения контурной резьбы

В композициях контурной резьбы используют раз-нообразные линии, которые образует контурная канав-ка. Вырезая контурную канавку, инструмент ведут двумя руками. Нож зажимают в кулаке, а пальцами другой руки направляют лезвие, поддерживая его, по-могая движению или, наоборот, сдерживая ход лезвия.

Однако, несмотря на простоту рисунка и отсутствие ре-льефа, техника контурной резьбы требует большого внимания, свободного владения инструментом.

В большинстве случаев контурную резьбу можно выполнить одним косым ножом. Им можно выре-зать даже окружности любых диаметров, заточив клинок на более острый угол. Однако неплохо все-таки иметь в запасе одну-две остро отточенные полукруглые стамески.

Рисунок наносят как на чистую, неотделанную поверх-ность, так и на лакированную или окрашенную. Часто по-верхность сначала окрашивают в темный цвет, покрывают лаком и полируют, а потом по ней вырезают рисунок.

Резьба косой стамеской (косячком). Линии, расположенные поперек волокон, режут ост-рием косячка движением к себе. Сначала надрезают линию с наклоном косячка вправо, а затем подрезают линию с наклоном косячка влево. Линии, расположенные вдоль волокон, режут с наклоном косячка к себе и от себя, в зависимости от рисунка. Резание должно быть непрерывным и плавным кончик косячка как бы рисует кривую линию.

Резьба полукруглыми стамесками. Для резьбы применяют полукруглые стамески: кру-тую, среднюю и отлогую. Сначала крутой стамеской надрезают внешние контуры рисунка. Уголок стамески ставят в начало линии. Нажимая на черенок и вращая его, совмещают лезвие стамески с кривой и делают надрез. Для подрезки контура применяют отлогую ста-меску.

Иногда при контурной резьбе надрез контура с вну-тренней стороны выполняют круто, а подрезку с внеш-ней стороны -- полого. Это делает рисунок более выра-зительным.

Техника контурной резьбы требует от исполнителя большого внимания, свободного владения инструментом и высокого художественного вкуса.

Плоскорельефная резьба -- это резьба с невысоким условным рельефом, расположенным в одной плоскости с уровнем украшаемой поверхности.

Плоскорельефная резьба является переходным ви-дом от контурной резьбы к рельефной. Свое название она получила оттого, что фигуры изображения, остава-ясь в основном плоскими, не только обрисованы выемкой по контуру, но и обработаны по краям, что создает ил-люзию рельефа. Этот вид резьбы дает резчику возмож-ность выполнять различные композиции с растительным орнаментом, изображением птиц, человека, животных.

Плоскорельефная резьба имеет несколько разно-видностей:

- резьба с заоваленными контурами;

- резьба с подушечным фоном;

- резьба с подобранным (выбранным) фоном.

Резьба с заоваленными контурами, как и контурная, выполняется в виде двугранных выемок по контуру ри-сунка, но выемки режутся более глубокими, а их грани закругляются (заоваливаются).

Резьба с подушечным фоном. В некоторых случаях фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским. Такой фон называют поду-шечным, а резьбу - заоваленной с подушечным фоном. По технике выполнения, внешнему виду и назначению такая резьба мало отличается от обычной заоваленной резьбы.

Плоскорельефная резьба с выбранным фоном выпол-няется так же, как и обычная заоваленная резьба. Фон в этой резьбе выбирают на небольшую глубину, поэтому орнамент как бы лежит на ровной плоскости. Для игры светотени и контраста фон иногда чеканится.

Плоскорельефную резьбу выполняют в основном на мелких предметах и отделывают полированием.

В рельефной резьбе изображение выпукло по отношению к фону и художественно обработано в преде-лах глубины фона. Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. Формы орнамента выявляются ре-льефом разной высоты. Изображение может быть углуб-лено по отношению к фону. Такой рельеф называется вогнутым. Этот вид резьбы наиболее распространен.

Рельефная резьба имеет следующие подвиды:

барельефная резьба -- резьба с низким релье-фом; узор выступает над фоном незначительно, харак-тер рельефа - силуэтный.

горельефная резьба - резьба с более высоким рельефом, ярче выраженным и имеющим более богатую игру светотени. Обычно узор выступает над уровнем фона на половину своей толщины, это создает много-плановые композиции, способствует лучшему выявле-нию формы изображения.

Техника выполнения рельефной резьбы

Рельефная резьба требует от исполнителя высокого мастерства. При ее выполнении используют все инст-рументы для резьбы по дереву и самые разнообразные приемы работы. Как правило, рельефную резьбу вы-полняют стоя. Заготовку закрепляют на верстаке непо-движно и поворачивают только в крайних случаях.

Несмотря на большое разнообразие методов и при-емов обработки поверхности при рельефной резьбе, по-рядок ее выполнения во всех случаях остается примерно одинаковым. Основными этапами выполнения рельефной резьбы являются:

- нанесение рисунка при помощи копировальной бумаги;

- надрез и подрезка контура орнамента;

- выявление форм рельефа орнамента;

- зачистка фона;

- выявление мелкого рельефа орнамента;

- чеканка фона.

Нанесение рисунка при помощи копировальной бумаги

Рисунок (шаблон) изготавливают в натуральную ве-личину, переводят на кальку, а с кальки через копиро-вальную бумагу -- на основу. Чтобы рисунок не стерся с заготовки во время работы, его покрывают тонким слоем прозрачного лака.

При выполнении сложного рельефного орнамента на-чинающему резчику целесообразно предварительно вылепить рельеф из пластилина. Лепка рельефа пе-ред резьбой помогает точнее почувствовать форму и избежать ошибок во время резьбы.

Надрез и подрезка контура орнамента. Надрез производят при вертикальном положении резца точно по контуру рисунка. Для над-резания прямых линий применяют косячок, для надре-зания криволинейных -- полукруглую стамеску соот-ветствующего сечения. При надрезании инструмент слегка наклоняют в сторону рисунка. Подрезку контура делают отлогими, средними или круглыми стамесками. Стамеску держат под углом примерно 45° к поверхности и нажимают на конец ручки ладонью. Глубина подрезки должна быть везде одинаковой.

При относительно большой глубине фона глубина надреза и подрезки с одного раза может получиться недостаточной. В таких случаях эти операции повторяют. Первый надрез производят с легким нажимом на стамеску, следя за тем, чтобы он проходил точно по линиям рисунка и линии надре-за были чистыми и плавными.

При выполнении горельефной резьбы с крупным орнаментом контур обрубают с помощью киянки. Лез-вие ставят на линию контура с небольшим наклоном в сторону рисунка и, ударяя киянкой по ручке стамес-ки, обрубают контур. Главное в этой работе -- точно рассчитать силу удара, чтобы равномерно вырубать слои древесины на нужную глубину.

Прорезная резьба. Прорезной называется резьба, у которой элементы изображения связаны между собой, а фон удален. Ино-гда рельефную прорезную резьбу называют ажурной. Исполнение такой резьбы требует высокого мастерства.

Прорезная резьба может выполняться как в технике плоскорельефной резьбы (с плоским орнаментом), так и в технике рельефной резьбы. Фон в прорезной резьбе удаляют долотом или ножовкой. В последнем случае резьбу называют пропильной. Выпиливать орнаменты и узоры легче, чем вырезать их на заготовке. Прорези в фоне могут быть также и при других видах резьбы (выемчатой, контурной). Иногда прорезную резьбу приклеивают к деревян-ной основе. В этом случае ее называют накладной, или наклейной.

Техника выполнения прорезной резьбы

На заготовке высверливают отверстия и ножовкой проводят опиловку. Заготовку зачищают шкуркой, снимают фаски. Самый простой и удобный инстру-мент, применяемый в прорезной резьбе, -- электро-лобзик.

Скульптурная (объемная) резьба -- это художественно об-работанная со всех сторон объемная фигура, полностью или в основном отделенная от фона. В отличие от одно-стороннего изображения объекта в плоскорельефной и рельефной резьбе, в объемной резьбе объект просматри-вается со всех сторон. Скульптурная резьба сложна по технике выполнения. От резчика требуется опыт, худо-жественное чутье, набор различных инструментов. Приступать к скульптурной резьбе можно, только овладев другими видами резьбы.

Скульптурная резьба служила для украшения инте-рьеров и мебели классических стилей. Ножки стульев и кресел часто делали в виде звериных лап, подлокотни-ки кресел украшали фигурами фантастических живот-ных, птиц. К этому виду резьбы относится и современ-ная станковая скульптура, выполненная из дерева.

При выполнении скульптурной резьбы различают 4 этапа:

- изготовление модели скульптуры из глины, гипса в натуральную величину в двух проекциях (спереди и сбоку);

- разметка заготовки с необходимым припуском на обработку;

- обруб основных форм;

- проработка рельефа и деталей скульптуры.

Скульптурная резьба -- это кропотливая работа, связанная с непрерывной сменой инструмента, его за-точкой и правкой. Готовую скульптуру выдерживают в сухом месте, при появлении трещин их заделывают. Просушенную скульптуру отделывают и наносят за-щитные покрытия.

Домовая резьба -- это крупномасштабная резьба, выполненная с помощью топора, пилы и доло-та. Как правило, домовая резьба применяется для ук-рашения построек. Домовую резьбу называют также корабельной, так как считается, что резные украшения на жилые постройки перешли с деревянных кораблей. По характеру и технике выполнения домовая резьба бывает:

- рельефной -- такой резьбой с непрорезанным (глухим) фоном и высоким рельефом узора украшали фронтоны домов, наличники окон и т. д. Мотивами резьбы чаще всего являлись растительные орнаменты;

- прорезной (пропильной) -- такой ажурной резь-бой, выполненной с помощью лобзика, украшали фрон-тоны домов, наличники окон, обрамляли входы, перила.

- объемной -- такой резьбой, выполненной из целого корневища с помощью топора, украшали носовую часть корабля, а позже -- гребни крыш над фронтоном. Примером объемной домовой резьбы является так называемый «охлупень» -- фигурное изображение го-ловы и верхней части туловища коня, оленя, большой птицы и т. п.

Перед началом выполнения домовой резьбы очень важно правильно подготовить основу.

Подготовка основы. В домовой резьбе для некоторых элементов украше-ния требуются широкие доски, нередко имеющие недо-статки. Так, при высыхании или увлажнении доски ча-сто сильно коробятся, растрескиваются и становятся непригодными для дальнейшего использования. Полу-чить нужную ширину заготовки можно путем склеива-ния нескольких узких досок в щит нужного размера.

Для этого берут строганые доски нужной длины и толщины и раскладывают их в щит на лицевой сторо-не, где будет проводиться резьба. Рисунок текстуры и цвет древесины подбирают так, чтобы «полосатость» различных заготовок не повлияла на качество изделия и не снизила общего эффекта. Затем доски фугуют под углом 90°.

Качество прифуговки проверяют на просвет, прикладывая доски друг к другу кромками. Точность прифуговки кромок должна быть достаточно вы-сокой, в противном случае в месте склейки щит может дать трещины.

Прифугованные заготовки закладывают в струбци-ны, проверяют правильность раскладки по торцам, по рисунку текстуры и по плотности кромок, смазывают клеем кромки и зажимают винтами. Для получения за-готовок большого сечения доски склеивают пластями.

Склеенные щиты после высыхания тщательно выст-ругивают и зачищают рубанком с двойной железкой или фуганком. Щиты перед резьбой не зашлифовыва-ют, так как при шлифовке крошки абразивного порош-ка застревают в порах древесины и сильно затупляют инструмент.

5. Виды орнамента

Орнамент (от лат. ornamentum -- украшение) - это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Поэтому при построении орнамента чаще всего используют принцип симметрии и приемы рит-мических повторов одного или нескольких элементов (раппорт).

Орнамент не может существовать вне предмета, потому что главное в орнаменте - это подчиненность конструктивным особенностям и назначению укра-шаемого предмета, а также природной красоте ма-териала.

Орнамент возник из подражания формам живой природы, но чаще всего при создании мозаичного набо-ра мотивы реального мира в орнаменте подвергаются значительной переработке: стилизации или гипербо-лизации.

Каждая национальная культура выработала свою систему орнамента, поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране отно-сится то или иное произведение искусства. Высокого развития орнамент достиг на Руси. Для русского моза-ичного орнамента одним из наиболее часто используе-мых мотивов является так называемая плетенка -различного вида переплетения полосок в виде лент, ремней, стеблей растений и цветов.

Известно много разновидностей орнамента.

По характеру композиции и расположению на украшаемой поверхности предмета мозаичный орнамент может быть:

- ленточным - в виде прямой или криволинейной полосы, чаще всего окаймляющей поверхность предмета; ажурный рисунок ленточного орнамента, проходящий по краю изделия, называется каймой;

- сетчатым - сплошной геометрический узор, за-полняющий всю поверхность;

- замкнутым - узор, заполняющий площадь опре-деленной геометрической формы (квадрата, ромба, тре-угольника).

Основные мотивы в орнаменте

По используемым мотивам орнамент может быть:

- геометрическим -- из различных геометрических элементов. Геометрический орнамент в виде ломанной под прямым углом линии называется меандром;

- растительным - из стилизованных раститель-ных форм;

- зооморфным - из стилизованных фигур реаль-ных или фантастических животных и птиц;

- геральдическим - из знаков, символов, эмблем или атрибутов искусства, войны и т. п.;

- гротескным - из фантастических сочетаний де-коративных мотивов;

- комбинированным - из комбинации различных мотивов (например, из геометрических и растительных мотивов (арабески) и др.).

Геометрический орнамент может состоять как из прямолинейных, так и криволинейных элементов. Основной задачей при выполнении геометрического ор-намента является подбор гармоничных сочетаний древесных пород и точность соединения отдельных элементов набора. В построении геометрического орнамента обычно используют принцип симметрии и приемы рит-орических повторов одного или нескольких элементов (раппорт).

При создании орнамента следует прежде всего про-думать его общую геометрическую основу, которая явится затем структурой орнамента. И только когда структура станет легко читаемой, композиционно орга-низованной, в ней будут выделены главные и подчинен-ные части, определен уровень значимости отдельных частей, переходят к разработке характера деталей, оп-ределяют степень их контраста и прием образования этого контраста.

Наиболее характерной чертой построения орнамен-та является контраст, представляющий собой разницу между смежными элементами. Достигается он разно-стью цвета, тона или сопоставлением различной фор-мы элементов.

При выполнении орнамента из квадратов и окруж-ностей рисунок наносят на шпон, служащий фоном. Сначала вырезают гнезда по внешнему контуру квадратов. В гнезда помещают квадраты-вставки, при-цел направление волокон этих вставок должно совпа-дать с направлением волокон фона. После закрепления больших квадратов вырезают гнезда под малые квадра-ты и вставляют в них кусочки фона. Затем вырезают окружность от руки резаком или с помощью циркуля.

Выполнение геометрического орнамента из прямых и округлых полос начинают со вставки прямых полос. Направление волокон полос должно совпа-дать с направлением волокон фона. Кромки полосок должны плотно прилегать к фону, а в местах их пересечений -- одна к другой.

При выполнение геометрического орнамента в круге сначала из фонового шпона вырезают круг. Из более светлого шпона вырезают четырехугольники, склеивают их попарно, а затем по четыре, получая поло-винки звезды. Подровняв места стыка, склеивают две половинки в восьмиконечную звезду. Между лучами звезды вклеивают ромбы, а в них врезают лучи. Затем вырезают мелкие детали из фонового шпона. Полученную звезду вставляют в фоновый шпон (в круг).

Выполнение сетчатого орнамента требует большой точности при исполнении набора. Для сетчатого орнамента используют шпон из пород древесины контрастных цветов.

Рисунок наносят с помощью копировальной бумаги на светлый шпон. Набор ведут последовательно слева направо, ряд за рядом, вырезая элементы светлого фона и заполняя гнезда кусочками темного шпона. Направление волокон у всех элементов фона должно совпадать с направлением волокон вставок. Это облегчает обра-ботку поверхности набора (шлифование) после прикле-ивания его к основе.

Стилизованный растительный орнамент по формам и технике выполнения близок к геометрическо-му. Нередко геометрические фигуры сочетаются со стилизованными растительными элементами. Степени стилизации растительных форм имеют широкий диапа-зон, поэтому растительный орнамент может быть са-мым разнообразным по характеру композиции.

При выполнении растительного орнамента необхо-димо правильно подобрать направление волокон шпона в каждом элементе орнамента и выбрать технические приемы изготовления элементов.

6. Техника безопасности при работе с древесиной

Обработку древесины следует производить в специальном помещении, оборудованном вытяжной вентиляцией, вытяжным шкафом, водопроводом, верстаками и столами с кафельным покрытием.

Ввиду большой остроты инструментов, их следует хранить в специальных футлярах или отделениях, сделанных в столе или шкафу. Во избежание порезов рук и для сохранения остроты инструментов, рекомендуется надевать на них в специальные чехлы.

При работе с красителями, протравами и отбеливателями необходимо надевать резиновые перчатки, так как красители плохо смываются с рук, а протравы и отбеливатели ядовиты.

Электронагревательные приборы для обжига древесины должны быть установлены на асбестовую плиту и иметь теплоизоляционный кожух.

7. Заключение

В нашей стране существует много видов резьбы по дереву. Культура резьбы живет столетия и продолжает совершенствоваться, развиваться.

Декоративно-прикладное искусство - это обширная область искусств, которая служит художественному формированию материальной среды, создаваемой человеком, способствует внедрению в нее эстетического и идейно-образного начала. Благодаря соединению техники, технологических приемов обработки материалов с художественным творчеством и искусством достигается особая декоративная красота и выразительность предмета.

В представленной выше курсовой работе мы ознакомились с различными видами резьбы по дереву, технике и приемах их выполнения. Представлены ценные рекомендации по приобретению и использованию древесины и инструментов для ее обработки. Не забыты также современные приспособления и материалы.

8. Литература

1.

Полный курс для начинающего. Резьба по дереву. Мн.: Харвест, 2003.

2.

Гасарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву.

3.

Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. М., 1978.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Органы государственного финансового контроля, их роль в управлении финансами
Курсовая работа Организационная структура управления предприятием ресторанно-гостиничного бизнеса и методы ее оптимизации
Курсовая работа Договор купли-продажи: понятие, предмет и содержание
Курсовая работа Амнистия и помилование
Курсовая работа Основы программирования в среде Delphi 7.0
Курсовая работа Учет и анализ доходов и расходов организации
Курсовая работа Курсовая работа по кормопроизводству
Курсовая работа Конкурентоспособность товара
Курсовая работа `Картофельная запеканка `
Курсовая работа Понятие и типы денежных систем. Денежная система Республики Беларусь
Курсовая работа Особенности бюджетного финансирования
Курсовая работа Влияние дидактических игр на процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста
Курсовая работа Анализ финансовых результатов сельскохозяйственного предприятия СПК "Звениговский"
Курсовая работа Финансы коммерческих организаций
Курсовая работа Проблемы и перспективы развития въездного туризма на примере Ленинградской области