Курсовая работа по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Безопасность жизнедеятельности

Контрольная робота студента 4 курса специальность 7.050206 группа 3 Петренко В.


Международный Авиационный Университет


Киев – 2001 год


Вопрос 1:


Основные принципы государственной политики в области безопасности человека.


Безопасность жизнедеятельности - система знаний, обеспечивающая безопасность обитания человека в производственной и непроизводственной среде, и развитие деятельности по обеспечению безопасности в перспективе с учетом антропологического влияния на среду обитания.


Безопасность человека определяется отсутствием производственных и непроизводственных аварий, стихийных и других природных бедствий, опасных факторов, вызывающих травмы или резкое ухудшение здоровья, вредных факторов, вызывающих заболевания человека и снижающих его работоспособность. При обеспечении безопасности жизнедеятельности нельзя не учитывать и качество результатов полезного труда. Таким образом, цель БЖД - достижение безаварийной ситуации и готовность к стихийным бедствиям и другим проявлениям природной среды, предупреждение травматизма, сохранение здоровья, работоспособности и качества результатов полезного труда.


Для достижения цели БЖД выдвигаются научные и практические задачи. К научным задачам относится получение новых, принципиально нестандартных знаний в виде выявленных законов, либо теоретического описания технологического процесса, математического описания явлений и т.д., помогающих решать практические задачи. К практическим задачам относится разработка конкретных практических мероприятий, обеспечивающих обитание человека без травм, аварий при сохранении его здоровья и работоспособности с высоким качеством результатов трудовой деятельности.


Содержание и цель изучения БЖД.


Основные положения БЖД.


БЖД — система знаний, направленных на обеспечение безопасности в производственной и непроизводственной среде с учетом влияния человека на среду обитания.



Цель БЖД


Цель = БС + ПТ + СЗ + ПР + КТ


БС — достижение безаварийных ситуаций


ПТ — предупреждение травматизма


СЗ — сохранение здоровья


ПР — повышение работоспособности


КТ — повышение качества труда


Для достижения поставленной цели необходимо решить две группы задач:


Научные (мат. модели в системах человек-машина; Среда обитания - человек - опасные (вредные) производственные факторы; человек-ПК и т.д.)


Практические (обеспечение безопасных условий труда при обслуживании оборудования)


Объекты и предметы БЖД



Аксиома о потенциальной опасности


Любая деятельность потенциально опасна.


Количественная оценка опасности — риск (R).


, где:


n - число случаев,


N - общее количество людей


Существует понятие нормируемого риска (приемлемый риск) R=10-6 .


Правовые и нормативно-технические основы обеспечения БЖД.


Основные положения изложены в Конституции (дек. 1994г) в законе по охране труда и охране природы (1992-93) в КЗоТе.


В качестве подзаконных актов выступают ГОСТы, Нормы и Правила.


Взаимодействие государственного надзора, ведомственного и общественного контроля.



Высший надзор по соблюдению законности осуществляет ген. прокурор.


Государственный надзор в соответствии со 107 ст. КЗоТ за соблюдением норм и правил по охране труда осуществляется:


1. спец. уполномоченными инспекциями, независящие в своей деятельности от деятельности предприятия (Укркомгидромет, Госгортехнадзор, Госатомнадзор и т.д.);


2. профсоюзами в лице правовой и технической инспекцией труда.


Ведомственный контроль осуществляется министерствами и ведомствами в соответствии с подчиненностью.


Общественный контроль — ФНП в лице профсозных комитетах, находящихся на каждом предприятии.


Организация службы охраны труда и природы на предприятии


Директор несет основную ответственность за охрану труда и природы.


Организационными работами, связанными с обеспечением охраны труда и природы занимается гл. инженер.


Отдел охраны труда (подчиняется гл. инженеру) решает текущие вопросы, связанные с обеспечением безопасности труда.


Функции отдела охраны труда:


контрольная (соблюдение приказов)


обучающая


представители отдела выступают в качестве экспертов при разработке тех. решений


отчетность по вопросам травматизма и проф. заболеваниям.


Трехступенчатый контроль за охраной труда на предприятии


1 этап. Контроль на рабочем месте (за цехом контроль осуществляет мастер, за лабораторией - рук. группой). Ежедневный контроль.


2 этап. Уровень цеха, лаборатории (периодичность еженедельная).


3 этап. Уровень предприятия (один из цехов выборочно проверяется комиссией, в состав которой входят:


- гл. инженер;


- нач. отдела охраны труда;


- представитель мед. сан. части;


- гл. специалист (технолог или энергетик)


Вопрос 2:


Борьба с производственными шумами.


Шум — сочетание различных по частоте и силе звуков


Звук — колебания частиц воздушной среды, которые воспринимаются органами слуха человека, в направлении их распространения.


Слышимый шум — 20 - 20000 Гц,


ультразвуковой диапазон — свыше 20 кГц,


инфразвук — меньше 20 Гц,


устойчивый слышимый звук — 1000 Гц - 3000 Гц


Вредное воздействие шума:


сердечно-сосудистая система;


неравная система;


органы слуха (барабанная перепонка)


Физические характеристики шума


интенсивность звука J, [Вт/м2];


звуковое давление Р, [Па];


частота f, [Гц]


Интенсивность — кол-во энергии, переносимое звуковой волной за 1 с через площадь в 1 м2, перпендикулярно распространению звуковой волны.


Звуковое давление — дополнительное давление воздуха, которое возникает при прохождении через него звуковой волны.


Учитывая протяженный частотный диапазон (20-20000 Гц) при оценки источника шума, используется логарифмический показатель, который называется уровнем интенсивности.


[дБ]


J - интенсивность в точке измерения [Вт/м2]


J0 - величина, которая равна порогу слышимости 10-12 [Вт/м2]


При расчетах и нормировании используется показатель — уровень звукового давления.


[дБ]


Р - звуковое давление в точке измерения [Па];


Р0 - пороговое значение 2×10-5 [Па]


При оценке источника шума и нормировании используется логарифмический уровень звука.


[дБА]


РА - звуковое давление в точке измерения по шкале А прибора шумомера, т.е. на шкале 1000 Гц.


Спектр шума — зависимость уровня звукового давления от частоты.


Спектры бывают: - дискретные; - сплошные; - тональный.


В производственном помещении обычно бывают несколько источников шума.


Для оценки источника шума одинаковых по своему уровню:


Lå = Li + 10 lgn


Li- уровень звукового давления одного из источников [дБ];


n - кол-во источников шума


Если кол-во источников меняется от 1-100, а Li = 80 дБ


n = 1 L = 80 дБ


n = 10 L = 90 дБ


n = 100 L = 100 дБ


Для оценки источников шума различных по своему уровню:


Lå = Lmax + DL


Lmax - максимальный уровень звукового давления одного из 2-х источников;


DL - поправка, зависящая от разности между max и min уровнем давления












Lmax - Lmin 1 10 20
DL 2,5 0,4 0



Звуковое восприятие человеком





Т.к. органы слуха человека обладают неодинаковой чувствительностью к звуковым колебаниям различной частоты, весь диапазон частот на практике разбит на октавные полосы.



Октава — полоса частот с границами f1 - f2, где f2/f1 = 2.


Среднегеометрическая частота — fСТ =


Весь спектр разбит на 8 октавных полос:


45-90; 90-180; 180-360 ... 5600-11200.


Среднегеометрические частоты октавных полос:


63 125 250 ... 8000


Звуковой комфорт — 20 дБ;


шум проезжей части улицы — 60 дБ;


интенсивное движение — 80 дБ;


работа пылесоса — 75-80 дБ;


шум в метро — 90-100 дБ;


концерт — 120 дБ;


взлет самолета — 145-150 дБ;


взрыв атомной бомбы — 200 дБ




Нормирование шума


Нормативным докум. является ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ.


1 метод. Нормирование по уровню звукового давления.


2 метод. Нормирование по уровню звука.


По 1 методу дополнительный уровень звукового давления на раб. местах (смена 8 ч) устанавливается для октавных полос со средними геом. частотами, т.е. нормируется с учетом спектра.


По 2 методу дополнит. уровень звука на раб. местах устанавливается по общему уровню звука, определенного по шкале А шумометра, т.е. на частоте 1000 Гц.


Нормы шума для помещений лабораторий


























Уровень звукового давления [дБ]


окт. со среднегеом. част. [Гц]


63 125 250 500 1000 2000 4000 8000
91 83 77 73 70 68 66 44
Уровеньзвука, дБА
не более 75



Мероприятия по борьбе с шумом


I группа - Строительно-планировочная


II группа - Конструктивная


III группа - Снижение шума в источнике его возникновения


IV группа - Организационные мероприятия


I группа. Строительно-планировочная


Использование определенных строительных материалов связано с этом проектирования. В ИВЦ — аккустическая обработка помещения (облицовка пористыми аккустическими панелями). Для защиты окружающей среды от шума используются лесные насаждения. Снижается уровень звука от 5-40 дБА.


II группа. Конструктивная


Установка звукоизолирующих преград (экранов). Реализация метода звукоизоляции (отражение энергии звуковой волны). Используются материалы с гладкой поверхностью (стекло, пластик, металл).


Аккустическая обработка помещений (звукопоглащение).


Можно снизить уровень звука до 45 дБА.


Использование объемных звукопоглотителей (звукоизолятор + звукопоглотитель). Устанавливается над значительными источниками звука.


Можно снизить уровень звука до 30-50 дБА.


III группа. Снижение шума в источнике его возникновения


Самый эффективный метод, возможен на этапе проектирования. Используются композитные материалы 2-х слойные. Снижение: 20-60 дБА.


IV группа. Организационные мероприятия


Определение режима труда и отдыха персонала.


Планирование раб. времени.


Планирование работы значительных источников шума в разных источниках.


Снижение: 5-10 дБА.


Если уровень шума не снижается в пределах нормы, используются индивидуальные средства защиты (наушники, шлемофоны).


Приборы контроля: - шумомеры; - виброаккустический комплекс — RFT, ВШВ.


ЗАДАЧА № 1


Бригада мулярів в квартирі (об'ємом V=160 м3) провадить ремонт і зокрема фарбувальні роботи фарбою НЦ-1125. У зв'язку з тим, що на відстані X = 32 м від будинку розташована будівля дитячого садка з розкритими вікнами чи кватирками, в ремонтованій квартирі вікна відкривати не стали.


Визначити, в момент коли пофарбувались всі поверхні що підлягали фарбуванню загальною площею Sф = 21 м2 (момент максимальних випаровувань), концентрацію в квартирі і-тої шкідливої речовини (ШР) – Бутанол, що входить до складу фарби та вияснити, чи не шкідливо мулярам та мешканцям знаходитись в квартирі в цей час без індивідуальних засобів захисту органів дихання, а також, чи допустима концентрація ШР, що викидається в атмосферу через вентиляційну шахту будинку висотою Н = 21 м та з площею устя SУ = 0,3 м2, біля вікон дитсадка. Відомо, що в зазначений період через вентиляційну шахту з квартири витягується 35 % максимальних випаровувань (δш = 0,35) а ще 10 % через щілини в дверній коробці надходять до сходинкової клітки. Газоповітряна суміш виходить з устя шахти зі швидкістю ω0 = 7 м/с.


Необхідно знати, що максимальне надходження в повітря квартири розчинників із фарби відбувається в процесі фарбування та в перші хвилини після його закінчення, коли випаровується біля 25% від їх загальної кількості (δв = 0,25), а витрати фарби становлять QS = 0,11 кг/м2 , QT = 19*10-3 кг/с.


Знайдемо масу (Мі ) випаровування за данними:


δбутанол = 0,06 (6%), Sф= 21 м2


з виразу: Мі = 0,01* Sф* QS * δі* δв , кг


Мі = 0,01* 21 м2 * 0,11 кг/м2 * 0,06*0,25= 0,346*10-3 кг = 346 мг


Як всім відомо, формула концентрації ШР в квартирі:


Сі = Мі / V, мг/м3


Сі = 346 мг/ 160 м3 = 2,16 мг/м3 = 2 мг/м3


Порівняємо Сі = 2 мг/м3 з гранично допустимою концентрацією (ГДК) для робочих місць – q1ГДК і = 10 мг/м3 , та для мешканців квартири - q11ГДК і = 0,1 мг/м3 . З цього видно, що розрахована концентрація в квартирі ШР не значна для мулярів, тобто не завдасть шкоди, а для мешканців небезпечно.


Розрахунок максимальної приземної концентрації газоповітряної суміші з одиночного джерела з круглим устям за несприятливих метереологічних умов на відстані X= 25 м від джерела викидів виконується за формулою:


Сmax = (A*M*F*m*n)/ (H2 *3√ V* ∆T) , мг/м3 ,


де А – коефіцієнт, прийнятий для несприятливих метеоумов, коли концентрація ШР від джерела викидів досягає максимального значення (для України А=160);


М – кількість ШР, що викидаються в атмосферу (г/с);


М = 10 QT * δі* δв * δш


М = 10*19*10-3 кг/с*0,06*0,25*0,35= 19 г/с *0,0525 = 0,998 г/с;


F – безрозмірний коєфіцієнт, що враховує шкідливість осідання ШР в атмосфері (F=1);


m, n - безрозмірні коефіцієнти, що враховують умови виходу газоповітряної суміші з устя джерела викидів (m = 0,6; n = 2,0);


Н – висота ждерела викидів (м);


Vі - об”єм газоповітряної суміші (м3 /с)


Vі = ω0 * SУ ;


Vі = 7м/с * 0,3 м2 = 2,1 м2/с.


Розрахуємо максимальну приземну концентрацію газоповітряної суміші:


Сmax = (160*0,998 г/с *1*0,6*2)/ (212 м2 *3√ 2,1 м2/с * 15 0С) = 0,022 г/ м3 = 22 мг/м3 .


Відстань Хм = d*H, м; де d = 4,0


Хм = 4*21 = 84 м


Приземна концентрація Сx на любій відстані Х від джерела викидів розраховується за формулою:


Сxі = S1 * Сmax , мг/м3 ;


де S1 – безрозмірний коєфіцієнт, про який відомо


S1 = 0,4 якщо Х/ Хм = 32/84 = 0,38 ≥ 0,2


Сxі = 0,4 * 22 = 8,8 мг/м3


Висновок:


Порівнявши Сі = 2 мг/м3 з гранично допустимою концентрацією (ГДК) для робочих місць – q1ГДК і = 10 мг/м3 , та для мешканців квартири - q11ГДК і = 0,1 мг/м3 , ми бачимо, що розрахована концентрація в квартирі ШР не значна, тобто не завдасть шкоди мулярам, але не бажано під час фарбування в квартирі знаходитись мешканцям.


Розрахувавши також концентрацію ШР, що викидається в атмосферу через вентиляційну шахту будинку Сxі = 8,8 мг/м3 та порівнявши з гранично допустимою концентрацією, бачимо, що Сxі > q11ГДК і , а отже шкідлива для оточуючих, а саме для території біля дитсадка.


Задача 2.


В помещении находится N1 персональных комьютеров (ПК), у которых вентиляторы создают уровни шума 57 дБ, и N2 ПК, вентиляторы которых шумят с уровнем 59 дБ. Кроме того в помещении находятся N3 принтеров, создающих шум с уровнем 68 дБ и N4 - c уровнем 63 дБ.


Определить рабочий уровень шума в помещении от всех источников и сравнить его с нормируемым для данного типа помещений. А также расчитать уровень шума L возле открытых окон жилого здания детского дома, расположенного на расстоянии r от данного помещения, для случаев когда окна в нем закрыты и когда они открыты. Преобладающая частота общего шума составляет f.


Данные для расчета:


N1 - 1 шт.


N2 - 2 шт.


N3 - 3 шт.


N4 - 2 шт.


f - 1000 Гц


r - 35 м


Определяем суммарный уровень шума однотипных источников:


, где:


- суммарный уровень


- уровень шума одного источника


N - число источников


Определяем суммарный уровень шума от однотипных вентиляторов:


дБ


дБ


Определяем суммарный уровень шума от однотипных принтеров:


дБ


дБ


Определяем суммарный уровень шума от всех вентиляторов и от всех принтеров:


, где:


- добавка, определяемая из рисунка-таблицы


дБ


дБ


Определяем уровень шума от всех источников:


дБ


Определяем уровень шума, достигший окон детдома (в случае с закрытыми окнами):


, дБ



- 6 дБ/км


кг



дБ


Определяем уровень шума, достигший окон детдома (в случае с открытыми окнами):


, дБ


дБ


Максимально допустимое значение уровня шума LА=85 дБ.


LА"А"= L"ЛИН"+5 дБ


LОЗ=-22,41+5=-17,41 дБ


LОО=35,09+5=40,09 дБ


LА"ЛИН"=85-5=80 дБ


Сравнивая расчетное значение шума с дополнением, мы видим, что величина шума допустима (LА=85 дБ; LА"ЛИН"=80 дБ), как при закрытых окнах (LОЗ=-17,41 дБ), так и при открытых окнах (LОО=40,09 дБ), так как значения не превышают нормы.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Этика и морально-нравственные основы гражданской службы
Курсовая работа Инвестиционная деятельность коммерческих банков
Курсовая работа Туберкулез
Курсовая работа Учет материально-производственных запасов
Курсовая работа Доказывание в гражданском процессе
Курсовая работа Стимулирование труда персонала
Курсовая работа Методы исследования сенсорных систем
Курсовая работа Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции
Курсовая работа Microsoft Excel, его функции и возможности
Курсовая работа Инновационная деятельность предприятия
Курсовая работа Суд присяжных: особенности судопроизводства
Курсовая работа Исследование самооценки и уровня притязаний современной молодежи
Курсовая работа Дидактические игры как средство развития познавательного интереса на уроках обучения грамоте
Курсовая работа Организация процесса управления кредитным риском в коммерческом банке
Курсовая работа Формирование спроса на предприятиях общественного питания