7
Швеция - государство в Северной Европе, на востоке и юге Скандинавского полуострова. Граничит на западе и севере с Норвегией, на северо-востоке - с Финляндией. На юге и востоке территорию Швеции омывают воды Балтийского моря и Ботнического залива, на юго-западе - пролива Эресунн (отделяет Швецию от Дании), Каттегат и Скагеррак. В составе Швеции - острова Готланд и Эланд в Балтийском море. Площадь 450 тыс. км2. Население 8268 тыс. чел. (1978). Столица - г. Стокгольм. Национальный состав населения однороден: около 96% составляют шведы. Национальные меньшинство - саамы, коренное население северной Швеции (около 10 тыс. чел.). Живут также финны. Официальный язык - шведский. Официальная религия - лютеранство. Официальный календарь - григорианский.
Климат умеренный, подвержен сильному отепляющему влиянию Гольфстрима. В Швеции температура выше средней для этих широт в январе на 10 °С, а в июле на 3 °С.
Административно территория Швеции разделена на 24 лена В географическом и историко-географическом отношениях страну делят на 3 части: Гёталанд, Свеаланд и Норланд.
Сто лет тому назад основным источником существования Швеции было сельское хозяйство, а индустриализация только начиналась. Превращение Швеции из бедной аграрной страны в современное индустриальное общество произошло благодаря железной руде, лесу и гидроэнергии. Эти природные ресурсы, используемые для производства лесоматериалов, бумаги и стали, заложили основу ориентированной на экспорт промышленности Швеции. Инвестиции в отрасли, базирующиеся на сырьевых материалах, использование гидроэнергии, электрификация и расширение железнодорожной и телефонной сети привели к повышению спроса на продукцию машиностроения и создали основу для появления таких машиностроительных компаний как «Телефонбулагет ЛМ Эриксон», «АСЕА» и «СКФ». Значение экспорта машиностроительной продукции постепенно росло, и промышленное производство Швеции стало более диверсифицированным. Наличие сырьевых материалов, квалифицированные рабочие и инновационные таланты помогли Швеции выйти на уровень Великобритании по доходу на душу населения к началу второй мировой войны. Швеции удалось избежать участия в войне. Благодаря этому ее промышленность и инфраструктура оказались неповрежденными и хорошо подготовленными к извлечению выгод от роста мировой торговли в послевоенный период. 1958-е и 1960-е годы характеризовались быстро растущим благосостоянием Швеции. Вырос спрос на автомобили, бытовые товары длительного пользования и другие потребительские товары. Тратились большие средства на жилищное строительство и на создание государственной системы обеспечения социального благосостояния.
Являясь членом Европейского Союза и государством, имеющим соглашения о социальной безопасности со странами, не входящими в ЕС, Швеция обязана выполнять определенные международные правила, регулирующие координацию социального страхования для лиц, мигрирующих из одной страны в другую.
Резюме. В этой главе мы узнали географическое положение Швеции, ее национальной состав и численность населения, отметили основные вехи истории развития этой страны. Мало других стран размером со Швецию имеют свое собственное авиастроение и ядерную энергетику, а также две национальные автомобилестроительные компании, развитую отрасль по производству вооружений, телекоммуникационную отрасль с высоким уровнем технологии и две крупные фармацевтические группы.
Резюме. На формирование шведского характера и традиций повлияло их историческое прошлое. Шведы интересны не только по своему происхождению, но и по своему характеру, нормам жизни, многие их традиции и ценности связаны именно с историческими событиями, передающихся из поколения в поколение, которых они придерживаются: «Когда они говорят про викингов, то они гордо поднимают голову в память о подвигах предков». Их любовь к своим корням, к своему народу вызывает уважение.
Балет. С 1638 в Стокгольме силами французских артистов при королевском дворе периодически ставились балетные спектакли. Первая постоянная труппа под рук. Л. Галлодье была создана при шведской Королевской опере, открытой в 1773. Балеты ставили датский балетмейстер Ант. Бурнонвиль (с 1785) и Л. Делан (с 1809). Первый шведский балетмейстер А. Селиндер в 1843 познакомил зрителей с романтическим балетом Ф. Тальони «Сильфида» композитора Ж. Шнейцгоффера; Селиндер вводил в спектакли шведские народные танцы.
В 20-е гг. была создана труппа «Швед. балет», выступавшая в 1920-25 в Париже; в её репертуаре были поставлен балетмейстером Ж. Бёрлина преимущественно с музыкой французских композиторов (Д. Мийо, Э. Сати) и в оформлении французских художников (Ф. Леже и др.). Бёрлин поставил также несколько балетов с музыкой шведских композиторов: например, «Ночь на Ивана Купалу» Х. Альвена, где использовался шведский фольклор. Ведущими танцовщиками этого периода были К. Ари, Е. Хассельквист. В 30-е гг. шведский балет испытал сильное влияние экспрессионистического танца, пропагандистом которого был Ю. Альго. В 40-50-е гг. в репертуар балетной труппы шведской Королевской оперы включались спектакли классического наследия («Спящая красавица» П.И. Чайковского и др.) в постановке финского балетмейстера Г. Ге (в годы 2-й мировой войны) и англичанки М. Скипинг (с 1953). Наряду с этим шведские хореографы продолжали широко использовать свободный танец. 1967 Крамер возглавляет созданную им труппу «Крамер-балеттен», где спектакли в значительной мере основаны на фольклоре. Балетмейстер Б. Кульберг поставил в шведской Королевской опере, в труппе «Кульберг-балеттен» (осн. в 1967) и на телевидении балеты «Фрекен Юлия» Т. Рангстрёма (1950), «Адам и Ева» Х. Русенберга (1967), «Бунт» на музыку Б. Бартока (1973); Постоянные балетные труппы имеются также в Гётеборге (руководитель Э.М. фон Розен) и Мальмё (руководитель К. Борг). Наиболее известные артисты: в 40-50-х гг. танцовщицы Б. Аппельгрен, Э. Раш, Г. Линдгрен, танцовщики Т. Родин, братья Ю. и М. Менгарелли; в 60-70-х гг. танцовщицы И. Броссе, М. Ланг, К. Линдстрём, Б. Шёльд, танцовщики Н.О. Хёгбум, В. Клавсен, П.А. Сегерстрём и др.
Драматический театр В 15-16 вв. в Ш. получили распространение школьные театры. В королев. замках с конца 16 в. устраивались театральные представления. Первый придворный театр открыт в Стокгольме в 1649. С 1753 этот театр уступил место французской и итальянской труппам. При Густаве III появились первые общедоступные шведские театры в Гётеборге (1779), в Стокгольме (1788). До 70-х гг. 19 в. на сцене господствовал французский водевиль, псевдоисторические трагедии А. Коцебу и его подражателей. В 1907 Стриндберг (совместно с режиссёром А. Фальком) открыл в Стокгольме Интимный театр (существовал до 1910), поставивший большинство его пьес. Большое влияние на театральных деятелей Ш. оказали гастроли немецкого Камерного театра, постановка М. Рейнхардом на сцене Королевского драматического театра «Игры снов» Стриндберга (1921), а также гастроли МХТ (1921-1922). В 50-е гг. возникли частные театры, пропагандировавшие драматургию абсурда. Но на государственных сценах предпочтение отдавалось классике, а также пьесам иностранных драматургов - Ж.П. Сартра, Ж. Ануя, А. Миллера, Т. Уильямса, Дж. Осборна. Усилился интерес театров Ш. к произведениям А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя, М. Горького, В.В. Маяковского, В.П. Катаева. Для 60_х гг. характерна возрастающая политическая активность шведского театра. Одним из самых репертуарных драматургов стал Б. Брехт. Стокгольмский свободный профессиональный театр, выступающий с поддержкой экономических и политических требований рабочего класса и разъезжающий по всей стране. Помимо Королевского драматического и городского в Стокгольме работает несколько частных театров. В Гётеборге, Мальмё и др. имеются драматические театры. Для обслуживания небольших городов создан государственный гастролирующий «Рикс-театр», дающий в год до 700 представлений в более чем 100 населённых пунктах.
Музеи. Национальный музей в Стокгольме - это, прежде всего, крупнейшее в Швеции и одно из крупнейших в Скандинавии художественных хранилищ. Сегодня здание музея - одна из примечательных черт старого Стокгольма. Построенное в ренессансной манере, оно должно было, по замыслу архитекторов, вызывать в памяти архитектуру итальянского Возрождения. Суть замысла очевидна: установить связь шведской культуры с общеевропейской «колыбелью искусств».
Коллекции музея делятся на традиционные отделы живописи и скульптуры, рисунка и гравюры, а также декоративного искусства. Самые громкие имена, представленные в художественной коллекции - Гойя, Ренуар, Дега и Гоген, а также неизменно блистающие в мировых художественных собраниях Питер Пауль Рубенс и Рембрандт ван Рейн.
Наконец, Национальный музей Стокгольма располагает значительной коллекцией шведской живописи XVI-XIX вв. Признанные шедевры шведской экспозиции - «Дама под вуалью» Александра Рослина и «Пляски в Иванов день» Андреса Цорна.
Отдел дизайна в Стокгольмском музее ничуть не уступает залам живописи. Коллекция охватывает семь веков, от XIV в. до наших дней, и насчитывает около 30 000 произведений прикладного искусства. Примерно треть их составляет керамика. Далее - текстиль, стекло, металл (в том числе - коллекция шведского серебра), мебель, книги. (см. приложения)
Особо надо выделить крупнейшее в Скандинавии собрание фарфора. При формировании этого отдела приоритет отдавался произведениям искусства Швеции и других северных стран, но музей охотно приобретал и экспонаты из других государств, особенно тех, которые сыграли важную роль в развитии дизайна.
Самый богатый и, возможно, самый интересный отдел музея - рисунок и графика. Экспозиция его охватывает период от позднего средневековья до 1900 г. и насчитывает около полумиллиона листов. Коллекция начиналась с 2000 рисунков, приобретенных графом Тессином во время его пребывания во Франции. Ценнейшие экспонаты - рисунки Рембрандта и Ватто, а также почти полное собрание гравюр Эдуарда Мане. Среди шведских произведений - рисунки Йохана Тобиаса Сергеля, Карла Ларссона и других.
Неподалеку от музея Васа находится музей под открытым небом «Скансен», в котором собрано более 150 построек различных эпох из всех уголков Швеции. В музее можно познакомиться с национальной шведской кухней, традициями, научится танцевать шведские танцы и примерить национальную одежду.
Резюме. Швеция - крупнейшая страна северной Европы. Она расположена на востоке и юге Скандинавского полуострова и граничит с Норвегией и Финляндией. Франция с ее шикарными природными условиями, зародилась много веков назад. Она одна из старейших наций, которая развивалась и набирала свои обороты. Она богата культурным наследием во многих областях. И, конечно же, Швеция является домом для самой почитаемой награды, Нобелевской премии.
4.1 Архитектура и дизайн
К бронзовому веку относятся наскальные изображения в Бохуслене (схематичные фигуры божеств, сцены охоты, битв, походов), орнаментированное оружие и утварь, к железному веку (с 6 в. до н. э.) и к 1-му тыс. н. э. - каменные стелы, богатейший плетёный орнамент «звериного стиля» на металле и резном дереве, изображения людей и животных, к «эпохе викингов» (кон. 8 - середина 11 вв.) - также каркасные постройки, повествовательные сцены на стелах. В 11-12 вв. строились грузные каменные церкви романского стиля (в Сигтуне, Старой Упсале, Лунде), в 13-15 вв. - готические храмы со стройными башнями (церковь Сторчюрка в Стокгольме, собор в Упсале), в 16 в. - замки (Грипсхольм, Вадстена, Кальмар) с чертами архитектуры Возрождения. В средние века выросли города с мелкой сетью узких улиц; развивались декоративная живопись и скульптура, книжная миниатюра. В 17 в. в духе барокко и классицизма строились городские дворцы и загородные резиденции с парками (арх. Ж. де Ла Балле, Н. Тессин Старший, Н. Тессин Младший); наряду с немецкими, французскими, нидерландскими художниками работали шведские мастера (И. Сильвиус, Д. Эренстраль). В 18 в. развиваются архитектура (К.Ф. Аделькранц) и скульптура (Ю.Т. Сергель) классицизма, бытовой жанр как в галантном духе рококо (Н. Лафренсен), так и в буржуазно-нравоучительном духе (П. Хиллестрём); блестящего расцвета достиг реалистический портрет (А. Рослин, К.Г. Пило, пастелист Г. Лундберг, миниатюрист П.А. Халль). Новые городские районы получали регулярную планировку. В 19 в. классицизм в архитектуре сменяется тяжеловесной эклектикой. В изобразительном искусстве 1-й половины 19 в. совершается поворот к романтизму, растет интерес к прошлому страны, к её природе и людям (живописцы Н. Бломмер, Э. Лундгрен, М. Ларсон, скульптор Ю.П. Мулин). Развитие реализма во 2-й половине 19 - начале 20 вв. достигло вершины в жизнеутверждающих портретах и жанровых композициях А. Цорна, в психологических портретах Э. Юсефсона, в бытовых сценах К. Вильхельмсона и К. Ларсона, в пейзажах принца Евгения, в анималистических картинах Б. Лильефорса. Развивалась и официальная историческая живопись (Г. Сёдерстрём). В 20 в. начались поиски новых путей в архитектуре, связанные с национально-романтическими устремлениями (Ф. Буберг, К. Бергстен); на их основе формировались неоклассические направления (арх. Р. Эстберг, И. Тенгбом) и школа современной архитектуры, сочетающая принципы функционализма с чертами, близкими органической архитектуре (Г. Асплунд, С. Маркелиус, С. Бакстрём). Значителен вклад шведских архитекторов в разработку города-спутника (Веллингбю, Фарста близ Стокгольма, с развитой системой торгово-общественных центров), жилых районов с рациональной комплексной застройкой (микрорайоны в Стокгольме, Гётеборге, Мальмё), типов башенного жилого дома. В скульптуре 20 в. выделяются монументально-декоративные работы К. Миллеса, Б. Юрта, Б. Марклунда, сочетающие реализм изображения народной жизни с романтической символикой и фантастикой. В живописи значительны композиции С. Деркерт, Э. Юлина, А. Амелина, посвященные важным социальным темам, красочные картины И. Агели, И. Грюневальда, В. Нильсон, Л. Энгстрёма, С. Хальстрёма, зачастую символического характера. Техническая виртуозность, острота наблюдений отличают графические работы Ф. фон Шанца, К. Ду, Л. Линдеберга.
Резюме. Несмотря на длительную историю архитектуры и дизайна в Швеции распространены различные модернистские течения - от сюрреализма и абстракционизма (Э. Немес, Т. Ренквист) до поп-арта, концептуального искусства, гиперреализма.
4.2 Цветовые предпочтения
Для крестьянских усадьб с низким потолком характерно небольшое количество мебели и контрастное сочетание белого с красным или красного с зеленым. Стены комнат покрытые деревянными панелями, красились в белые или зеленые цвета, а в обстановке обязательно присутствовали красные детали. В красный цвет традиционно красили и фасады домов.
Своеобразие густавианского стиля мебели и интерьеров состоит в органичном соединении элементов европейского классицизма и рококо с историческими традициями в шведской архитектуре и декоре. В этом стиле нашли отражение и приглушенные краски и чистота линий шведского пейзажа, красота которого не в сочности цвета, а в тончайших переливах света и тени, в нежном сочетании прохладных полутонов и оттенков.
Спокойная цветовая гамма, симметричность в росписи стен и расположении мебели создавали атмосферу уравновешенности и комфорта, а сочетание белого цвета с резьбой и голубой росписью придавали обстановке нарядность и изящество.
Швеция является страной, простого и элегантного дизайна интерьера. В яркой, хорошо сфотографировала презентации, писатель Шерил жизни MacLachlan прекрасно охватывает суть шведского дизайна: чистые линии, бледные тона, натуральные материалы, мощное чувство света и пространства, и свежего фолк-арт шарм. Гостиная, спальня, столовая, кухня, и каждый заслуживает глава заполняется идеями по поводу стен, полов, окон, цвета, ткани, освещения и мебели. Разбросаны по всей являются советы по оформлению, такие как передача декоративный мотив к стене, установка привлекательным стол, и перемешивание собственные краски для аутентичный вид.
Резюме. Суть шведского дизайна: чистые линии, бледные тона, натуральные материалы, мощное чувство света и пространства. При этом современный дизайн обладает тремя качествами: он ярок, полон радости и неистребим.
4.3 Декоративно-прикладное творчество мастеров страны
Шведская декоративно-прикладная отрасль, которая насчитывает более ста лет, тесно связана с развитием современного индустриального общества в Швеции. Началось все в 1897 году на всемирной выставке в Стокгольме, где был представлен фарфор с заводов «Гюставсберга» и «Рёрстранда», расписанный такими дизайнерами как Гюнар Веннерберг и Альф Валландер. Здесь же впервые художник Карл Ларсон, воодушевленный английским движением Исскуств и Ремесел («Arts and Crafts») выставил рисунки интерьеров своего дома в Сундборне, где большинство мебели и тканей были спроектированы его женой Карин Ларсон. Эти светлые, простые, индивидуальные интерьеры привлекли международное внимание и по сей день являются отличительной чертой шведского дизайна.
В 1897 году, под впечатлением от рисунков Ларсона, изображавших уютное благополучие Элен Кей написала статью под названием «Красота в доме» (Beauty in the home), которая в последствии имела большое влияние. В 1899 году в следующей статье с таким же названием она выразила так сказать массовую потребность «красоты для всех» (beauty for all). В 1919 Грегор Паулсон, еще одна значительная фигура в истории раннего шведского дизайна, опубликовал свои идеи в книге под названием «Красивые вещи на каждый день» (More beautiful things for everyday use). Шведский дизайн до сих пор пропитан духом Грегора Паулсона и Элен Кей: дизайн для каждого, а не только для тех, кому это по карману.
С начала 20 в практически все производство предметов быта в Швеции стало развиваться в совершенно новом направлении. Обыкновенные вещи становились более изящными и уникальными нежели массовыми. В 1920е шведское прикладное искусство и ремесло стало известно на международном уровне как «Шведская Грация» («The Swedish Grace»), и в основном благодаря Саймону Гатэ и Эдварду Хальду. Они основали современный стиль шведского стекла который принес международную известность Оррефорскому стеклозаводу.
Царство Стекла (Glasriket) хранит вековые традиции стеклодувов. На небольшой площади расположено 11 уникальных стеклодувных посёлков, каждый с его собственными традициями и его собственной атмосферой. Добро пожаловать в стекольные цеха, где вы сможете воочию увидеть весь процесс создания стекла, как опытные стеклодувы превращают раскалённую до красного жара стеклянную массу в прекрасные изделия и красочные произведения искусства. Магазины при цехах предлагают большой выбор изделий из стекла и хрусталя по фабричным ценам, которые намного ниже цен в обычных магазинов. Невозможно найти два совершенно одинаковых изделия созданных вручную, но стеклянная посуда на полках всегда несет марку высокого качества стекольного производства. На выставках и в местных музеях, новый и современный дизайн показан бок о бок с уникальными собраниями старинной стеклянной посуды.
Резюме. Шведская декоративно-прикладная отрасль насчитывает более ста лет многие, имеет множество замечательных ремесел, известных своим высоким качеством: деревообработка, производство красивых стеклянных предметов, керамики, серебра и текстильные изделия.
4.4 Мебель и оборудование помещений
Деревянная мебель в густавианском интерьере украшена резьбой и покрыта белой краской. Столы и стулья округлой формы с тонкими изогнутыми ножками. Спинки стульев выполнены в форме медальонов, вырезаны из дерева или покрыты тканью.
Очень популярны мягкие диваны со множеством подушек, с прямыми деревянными или обитыми тканью спинками и такими же боковинами-подлокотниками. Тканевая обивка: бело-голубая клетка.
Впервые появляются в обстановке и турецкие диваны, состоящие из нескольких рядов подушек, прислоненных прямо к стене. В то время они были последним криком моды.
Современную мебель Швеции представляют Гипер- и супермаркеты ИКЕА - это Мекка практического применения шведского стиля в дизайне. Здесь есть все, что нужно, чтобы сделать современное жилище красивым и удобным: от посудных полотенец до крепящихся к стене прессов для сминания в компактные жестяные таблетки пустых банок из-под пива. Основатель сети ИКЕА Ингвар Кампрад начинал с маленькой рассылочной фирмы, которая торговала рождественскими открытками, поддерживая тем самым настроение шведов в трудные годы Второй мировой войны. Ныне же Кампрад стал одним из самых богатых граждан Швеции. За более чем 50 лет, прошедших с тех пор, его творческие усилия на ниве коммерции воплотились в 138 огромных магазинов в 29 странах мира. Так что ему есть, чем гордиться.
Резюме. Первая мебель была деревянной и породила деревообрабатывающую отрасль, зодчество. Современная же мебель хорошо представлена гипер- и супермаркетами ИКЕА.
4.5 Декоративные дополнения, предметы быта и аксессуары в интерьере данной страны и т.д.
Одним из основных элементов густавианского интерьера были также большие расписные панно, обрамленные тонкими золотыми рамками и стены в пастельных тонах покрытые росписью, имитирующей драпировки и колонны, растительные гирлянды и даже ниши со скульптурой. Печь, занимавшая одно из центральных мест в интерьере, более уместная для обогрева, чем распространенные в Европе камины, покрывалась белыми изразцами с рисунком в виде голубых медальонов. А керамическая посуда с голубым классическим рисунком на белом фоне, выставленная на полки, была непременным украшением стен в столовой.
Стать ценителем Шведского качества жизни: как мебель выбрана за ее чистое исполнение, штраф за его изгибы и линии; как простые ткани используются для большой эффекта восприятия пространства; как мягкий деликатный цвета создает комнаты полные света и элегантности. Чтобы как-то умиротворить свой сплин и избавиться от приступов меланхолии, шведы и стараются окружить себя приятными для глаза формами и штучками. Это могут быть оригинально раскрашенные жалюзи, бокалы для вина с необычайно чувственным изгибом, цветные свечи с тем же рисунком, что и бумажные салфетки.
Резюме. Шведы стараются окружить себя приятными для глаза формами и штучками. Это могут быть совершенно разнообразные предметы быта и аксессуары, от замысловатого рисунка или фотографии до оригинально раскрашенных, например, жалюзей.
2. Садуль Ж., Всеобщая история кино, т, 2, 3, 6, пер. с франц., М., 1958-65; Cowie P., Swedish cinema, L. - N.Y., [1966].
3. Organisation och planering av foretagstandard, Stockh., 1972; Мысливченко А.Г., Философская мысль в Швеции, М., 1972;
4. Кан А.С., Шведская историография, в кн.: История Швеции, М., 1974, с. 7-26
5. Горн Ф.В., История скандинавской литературы от древнейших времен до наших дней, М., 1894; Брандес Г., Собрание сочинений, 2 изд., т. 2, СПБ. 1906;
6. История зарубежной литературы после Октябрьской революции, ч. 1 (1917?1945), М., 1969;
7. История Швеции, М., 1974; Брауде Л., Сказочники Скандинавии, Л., 1974; Schuck Н., Warburg К., Illustrerad svensk litteraturhistoria, 3 uppl., del 1-8, Stockh., 1926-1952
8. Nordensvan G., Svensk teater och Svenska skadespelare…, del 1-2, Stockh., 1917-18;
9. Всеобщая история архитектуры, т. 8, 11, М., 1969-73;
10. Историография нового времени стран Европы и Америки, М., 1967;
11. Население земного шара. Справочник по странам, М., 1965;
12. Мартынов И., Очерки о зарубежной музыке первой половины XX в., М., 1970;
13. История философии, т. 5, М., 1961; Современная философия и социология в странах Западной Европы и Америки, М., 1964;
17. www.sweden.north.se;
18. www.geo.com.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |