Курсовая работа по предмету "Культура и искусство"


Карнавальность и театральность в испанском и итальянском культурном мире



Содержание

Введение

1. Карнавальность и театральность в испанском культурном мире

2. Карнавальность и театральность в итальянском культурном мире

3. Общее и отличное в карнавальности и театральности испанского и итальянского культурных миров

Заключение

Литература

Введение

Любая нация и ее культура, существуют в течение длительного времени, и закономерно, что на протяжении столь долгого срока ее традиции не могут не меняться. Происходят различные переломы, смены ориентиров, все то, благодаря чему можно говорить о развитии, эволюции или революции национальной культуры. На этом фоне постоянных изменений трудно описать системно какую бы то ни было национальную культуру. Большинство авторов включают в определения такие системообразующие элементы национальной культуры как язык, религию и искусство, но ни один из этих элементов сам по себе не может служить признаком, отличающим одну национальную культуру от другой. Как избежать описательного подхода к национальной культуре, когда вместо теории предлагается либо история культуры, либо историософия (в виде «национальной идеи»)? Постоянные и устойчивые признаки национальной культуры сложно вычленить, и существуют многочисленные подходы к этой проблеме. Мы предлагаем в качестве основных категорий анализа взять такие характеристики, присутствующие в культуре нации на протяжении ее истории, которые, с одной стороны, позволяют сохранять ее устойчивость и идентичность, а с другой - задают специфические способ динамики и характер исторических изменений.

Актуальность темы исследования. Испания занимает в этом контексте особое место. Это страна, находящаяся на периферии крупнейших событий ХХ века, сейчас занимает ведущее место наряду с другими странами Европы. Кроме того, сейчас, когда Европа предпринимает очередную попытку обретения единства, обнажаются существенные различия между ее составляющими. Культурологическое понятие «Западная Европа» при ближайшем, более внимательном рассмотрении, рассыпается, и мало что объясняет в тех случаях, когда необходимо составить представление о конкретной стране, географически относящейся к Европе.

1. Карнавальность и театральность в испанском культурном мире

Испания владеет удивительным художественным наследием. Столпами золотого века были художники-последователи Толедо: Эль Греко и Диего Веласкес. Франсиско Гойя был самым плодовитым художником Испании 18 века и создал удивительно правдивые портреты королевской семьи. В начале 20 столетия на мир искусства повлияли одиозные испанские художники - Пабло Пикассо, Хуан Грис, Хоан Миро и Сальвадор Дали. Архитектура Испании очень разнообразна: древние памятники на Менорке на Балеарских островах, римские руины в Мериде и Таррагоне, декоративная исламская Альхамбра в Гранаде, постройки мудехар, готические соборы, дворцы и замки, удивительные модернистские монументы и причудливые скульптуры Гауди Власть религии // Матер. междунар. науч.-практ. конф. «Власть и властные отношения в современном мире». Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2006. - С.33..

В 1790 годах в Андалусии была изобретена гитара, путем добавления шестой струны к арабской лютне. Гитара обрела свою современную форму в 1870 годах. Испанские музыканты подняли искусство игры на гитаре до вершин виртуозности: Андрес Сеговиа (1893-1997) сделал классическую гитару отдельным жанром. Фламенко - музыка, тесно связанная с канто ондо (cante hondo - глубокая песня) цыган Андалусии, в настоящее время возрождается. Пако де Лусия - признанный в мире гитарист, исполняющий фламенко. Его друг Эль Камарон де ла Исла был до своей смерти в 1992 году ведущим музыкантом современного канто ондо. В 1980 году благодаря Пата Негра и Кетама появилось соединение фламенко и рока (иначе называемое цыганским роком), а в 1990 году появилось радио «Тарифа», по которому транслировалось очаровательное сочетание фламенко, североафриканских и средневековых мелодий. Компания «Бакалао» - испанский вклад в мир техники, ее главный офис расположен в Валенсии.

Эпоха Барокко порождает огромное количество развлечений ради развлечений: вместо паломничеств - променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров - «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий - театр и бал-маскарады. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

Эпоха Барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Поэтому Барокко - это ещё век Разума и Просвещения. Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике - к baroco. В Версале появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. Впервые одетые в униформу армии эпохи Барокко большое внимание уделяют «муштре» - геометрической правильности построений на плацу.

Большинство авторов включают в определения такие системообразующие элементы национальной культуры как язык, религию и искусство, но ни один из этих элементов сам по себе не может служить признаком, отличающим одну национальную культуру от другой. Как избежать описательного подхода к национальной культуре, когда вместо теории предлагается либо история культуры, либо историософия (в виде «национальной идеи»)? Постоянные и устойчивые признаки национальной культуры сложно вычленить, и существуют многочисленные подходы к этой проблеме. Мы предлагаем в качестве основных категорий анализа взять такие характеристики, присутствующие в культуре нации на протяжении ее истории, которые, с одной стороны, позволяют сохранять ее устойчивость и идентичность, а с другой - задают специфические способ динамики и характер исторических изменений.

С этой точки зрения история и культура Испании постоянно ускользает из поля внимания исследователей европейской культуры. Ей уготована роль периферийной культуры. Испанский католицизм ассоциируется с размахом инквизиции, а испанская аристократия - с самым несвободным сословием в Европе.

Испанцы обожают спорт, особенно футбол; стоит посетить футбольный матч и ощутить напряженность атмосферы. Бои быков также популярны, несмотря на непрерывное давление со стороны международных активистов, борющихся за права животных.

Хотя католицизм пустил глубокие корни во все сферы жизни испанского общества, только около 40% испанцев регулярно посещают церковь. Многие испанцы очень скептически относятся к церкви; в течение гражданской войны церкви были сожжены, а духовные лица расстреляны из-за того, что они были сторонниками репрессий, коррупции и старого порядка.

Богатство и древность традиционной испанской культуры, многообразие ее истоков определили красоту и оригинальность праздников, отмечаемых ежегодно в селах и городах Испании. Около 200 праздников и фестивалей имеют туристическое значение, а некоторые из них популярны во всем мире.

В феврале по всей Испании празднуют карнавал. Особенно он интересен в Кадисе и Тенерифе, где музыка, веселье и обилие красок и цветов совершенно меняют повседневный ритм жизни этих городов.

В марте в Валенсии организуют «фальяс»: по всему городу расставляются огромные скульптуры из папьемаше, изображающие известных в городе лиц. 19 марта эти скульптуры сжигают в присутствии восторженной толпы.

Святая неделя - весенний праздник с обилием крестных ходов, традиционных и красочных религиозных процессий. Самые оригинальные и значительные из них проводятся в Кастилии (Вальядолид, Куэнка и Самора) и в Андалусии (Севилья и Малага).

В апреле открывается ярмарка в Севилье. Территория ярмарки, оборудуемая ежегодно заново, превращается в некий город в городе. В павильонах ярмарки пьют, поют и танцуют днем и ночью.

В мае проводится праздник Богородицы Росио: традиционная андалусская процессия, состоящая из всадников и пеших людей, которые направляются к обители в Аямонте, недалеко от парка Доньяна, где находится изображение Богородицы.

В Памплоне с 6-го по 14 июля проводится знаменитый праздник св. Фермина, во время которого молодежь бежит впереди быков по улицам города.

Ежегодно в Испании проводятся крупные фестивали. Наиболее известны:

Июнь - ИЮЛЬ: международный музыкальный фестиваль в Гранаде. Концерты. оперетта, классические и современные танцы и фламенко.

Сентябрь - октябрь: международный музыкальный фестиваль в Барселоне Симфонические и духовые оркестры, хоры и солисты.

Вторая половина июля - первая половина августа: международный музыкальный фестиваль в Сантандере. Музыка, танец, театр. Конец июля - начало августа: театральный фестиваль в Мериде. Классический греко-латинский и средиземноморский театр.

Сентябрь: национальный фестиваль классического театра в Альмагро. Классический испанский и мировой театр.

Середина сентября -- начало октября: осенний фестиваль в Мадриде Концерты, опера, драма, классические и современные танцы.

Сентябрь: международный кинофестиваль в Сан-Себастьяне.

Октябрь: международная неделя кино в Вальядолиде. Неделя религиозной музыки в Куэнке проводится за неделю до Святой недели.

2. Карнавальность и театральность в итальянском культурном мире

Итальянская Республика, государство на Юге Европы, на Апеннинском полуострове, а также на части материка к Югу, от Альп, островах Сицилия, Сардиния и др. Древнейшие художественные памятники на территории Италии относятся к эпохам палеолита (наскальные росписи в Апулии; каменные, статуэтки женщин из Лигурии и Эмилии; керамические сосуды с процарапанным или нарисованным геометрическим, узором). В эпоху бронзы (2-я пол. 2-го тыс. до н.э.) богато орнаментированные, керамические, изделия и геометризованные бронзовые фигурки божеств и воинов отражали влияние крито-микенской культуры. На о-ве Сардиния сложился своеобразный тип мегалитических сооружений, т. н. нураге - круглые каменные башни с ложнокупольным покрытием. На севере Италии в эпоху бронзы развивалась культура террамар, названная по свайным поселениям - террамарам. К 9-5 вв, до н.э. относятся поселения культуры Вилланова, характерной для восточной части Центральной Италии к 8-2 вв. до н.э. - памятники родственной ей культуры этрусков, На территории возникших в 8-6 вв. до н.э. в прибрежных р-нах Италии греческих торговых поселений (Сиракузы, Посейдония и др.) сохранились остатки храмов, скульптура, изделия художеств, ремесла. Древне греческие, этрусские и местные художественные традиции легли в основу искусства Рима Древнего, крое развивалось на территории Италии с 5 в. до н.э. до 5 в. н.э. Особенности картины мира Испании // Матер. Междунар. науч. конф. «Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира». Архангельск: Поморский гос. Университет, 2002. - С.101.

Театр - это искусство представления драматических произведений на сцене. Такое определение этому понятию дает толковый словарь Ожегова. По иронии истории, театр в форме литургической драмы был возрожден в Европе Римской католической церковью. Когда церковь искала пути расширения своего влияния, она часто приспосабливала языческие и народные праздники, многие из которых содержали театрализованные элементы. В X веке многие церковные праздники обеспечивали возможность драматизации: вообще говоря, и сама месса является не более чем драмой. Определенные праздники были знамениты своей театральностью, как, например, шествие к церкви в вербное воскресенье. Антифонные или вопросно-ответные, песнопения, мессы и канонические хоралы представляют собой диалоги. В IX веке антифонные перезвоны, известные как тропы, были включены в комплекс музыкальных элементов мессы. Трехголосные тропы (диалог между тремя Мариями и ангелами у могилы Христа) неизвестного автора примерно с 925 г. считаются источником литургической драмы. В 970 году появилась запись инструкции или руководства к этой небольшой драме, включающая элементы костюма и жестов.

Театр эпохи Возрождения - одно из самых ярких и значительных явлений в истории всей мировой культуры; это мощный исток европейского театрального искусства - на все времена. Новый театр родился из потребности перелить молодую энергию в действо. И если задать себе вопрос, в какую сферу искусств должно было вылиться это действо, это море веселья, то ответ ясен: конечно, в сферу театра. Карнавальная игра, уже не могла оставаться на своей прежней стадии стихийной самодеятельности и вошла в берега искусства, став творчеством, обогащённым опытом древних и новых литератур. Несвободная свобода в испанской культуре // Матер. междунар. науч.- практ. конф. «Коллизии свободы в постиндустриальном обществе». Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного универитета, 2003. - С. 324.

В Италии - впервые в Европе - на сцену поднялись актёры-профессионалы и поразили мир яркой, сильной игрой, рождающейся тут же, на глазах у зрителя, и чарующей своей свободой, азартом, блеском и остроумием. Так в Италии было положено начало театральному искусству нового времени. Произошло это в середине XVI века.

Для современного человека и современной культуры значительную роль играет гуманистическое мировоззрение, которое было сформировано в Италии в эпоху Возрождения. Процесс формирования нового человека не произошел в одночасье, он охватил несколько веков, но именно культура Возрождения знаменовала собой поворотный пункт в истории Европы, после которого путь, к новой цивилизации был предопределен. Гуманизм - великое открытие этой культуры.

Явление гуманизма выразилось, прежде всего, в освобождении человека от сильнейшего влияния церкви. Конечно, было бы абсолютно неправильно утверждать, что в эпоху Возрождения наличествовало мощное светское движение; духовная власть церкви была велика, но постепенно изменялось само религиозное сознание. Человек постигал свои собственные силы, прежде всего духовные, он представал сильным сам по себе, а не только как творение Бога. Он продолжал веровать и даже предполагал, что может понять Бога, стать с Богом на равных. Это дерзкое притязание обусловило глубокий трагизм этой эпохи, из-за невозможности стать вровень с Творцом. Но главное то, что эти попытки фактически повернули ход истории в сторону Нового времени.

Эпоха Возрождения - важнейший исторический этап в развитии европейской культуры, характеризовавшийся зарождением и подъемом культуры раннебуржуазного общества, противостоящего средневековому феодальному укладу и образу жизни. Именно здесь коренятся основания современной западной цивилизации и культуры со всеми ее достижениями и проблемами.

Исторической основой культурного подъема было вызревание в недрах феодализма с его преимущественно натуральным аграрным производством, личной зависимостью крестьян и внеэкономическим принуждением к труду новых и более эффективных способов организации общественного производства. Просуществовавший в Европе более тысячи лет феодализм был чрезвычайно устойчив. Однако, постепенное совершенствование орудий труда, средств производства, углубление специализации привели к появлению ремесленного производства и отхожих промыслов и Это, соответственно, привело к отделению ремесленного производства от земледелия и зарождению множества новых поселений и посадов - прообразов будущих городов как центров новой, городской культуры.

Главной целью гуманистической идеологии, получившей свое выражение в философии, литературе и искусстве, стало возвеличивание и прославление человека как венца творения, наиболее совершенного создания из всего сотворенного Богом. В противовес средневековому христианскому аскетизму с его представлениями о том, что земная жизнь человека как «юдоль скорби и плача» не имеет самостоятельной ценности и есть лишь подготовка к будущей вечной жизни, гуманизм возрождает античные представления о человеке как центре мироздания, утверждает его величие и достоинство, его право на разумную творческую деятельность, на наслаждения и счастье в земной жизни. Представляя человека как наиболее прекрасное и совершенное творение Бога, созданное «по образу и подобию» Творца, гуманисты распространяли на человека присущие Богу созидательные, творческие способности, видели его предназначение в познании и преобразовании мира, украшении его своим трудом, в развитии искусств, наук и ремесел. Баткин Л.Н. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления М, 1998. -С.55.

В величественную эпоху Ренессанса, в эпоху Данте, Леонардо и Микеланджело, маленький флаг, развевающийся над «Глобусом», возвестил о грандиозном свершении. Гений Шекспира слил воедино всё ранее достигнутое в драме и на сцене. Теперь за два-три часа на шести-восьми квадратных метрах можно было узреть миры и эпохи.

Возник поистине великий театр. Новый театр рождался в Италии. Рождение это не может быть отнесено к строго определённой дате, имени или произведению. Шёл процесс длительный, многосторонний - и в «верхах» и в «низах» общества. Он дал исторически полноценный результат только после того, как было найдено необходимое триединство драмы, сцены и большой публики.

Сначала надо было сломать старое, традиционное триединство: «священных пьес», мистериальной любительской сцены и патриархально настроенной аудитории. И движением за новый театр выступила новая драма.

Она дерзко пошла по непроторенной дороге и оказалась на длительное время оторванной от площадной сцены и широкой зрительской массы. Если она и исполнялась на сцене, то только силами просвещённых любителей.

Первое звено триединства развивалось без поддержки двух других. Искомый синтез не возникал. Он будет складываться в сферах итальянской сценической практики. Площадная сцена карнавалов, начнёт самостоятельно впитывать в себя новое ренессансное мировоззрение, не меняя при этом своих фарсовых форм и не отваживая от себя веселящейся карнавальной толпы.

Именно карнавальное шутовство, стало той плодородной почвой новой театральности, которая дала первые ростки профессионального сценического искусства и стала приучать массовую аудиторию к новому, более высокому типу зрелищ.

О первых опытах ренессансной драматургии можно со всей определённостью сказать, что они были творениями пера, но отнюдь не сцены. Вышедшая из материнского лона литературы, гуманистическая драма если и покидала книжные полки, то лишь изредка и без особой надежды на сценический успех. А незамысловатые простонародные фарсы и импровизации карнавальных масок притягивали к себе толпы зрителей, хотя не обладали и десятой долей литературных достоинств писаных пьес. Именно на карнавале забил источник комедии дель арте - этой истинной прародительницы нового европейского театра. Надо сказать, что на раннем этапе развития нового театра взаимоотчуждённость сцены и драмы пошла обеим на пользу. Драма оказалась свободной от примитивов фарсовой сцены, а сцена, то есть исполнительское искусство, лишённое драмы и предоставленное самому себе, получила возможность интенсивно развивать собственные творческие ресурсы. Гуманизм - движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человека от идейного закрепощения времен феодализма.

Для того чтобы гуманистическая мысль проникла в драму нужен был решительный разрыв драмы со сценой. Задача заключалась в том, чтобы поднять драматургический жанр до художественного уровня литературы и, открыть драме ход в современную жизнь, насытить её реализмом. Деятельность итальянских гуманистов XV века сыграла чрезвычайно плодотворную роль в возрождении античных знаний и искусства и во многом помогла формированию европейской культуры.

Тогда было обычаем проводить философские беседы на открытом воздухе по примеру древних: говорить о бессмертии души под сенью лавровых деревьев или читать Вергилия, расположившись на цветущем лугу у журчащего источника.

Особую изобретательность в этом отношении проявил профессор римского университета Помпонио Лето (1427-1497), решивший воссоздать в современном Риме театральные представления по античному римскому образцу. В 70-е годы XV века в саду профессора стали исполнять комедии Плавта и Теренция на языке подлинника.

Учёная студия Помпонио стала первым собранием любителей, сыгравших комедии Плавта. Персонажи, много веков пребывавшие в положении литературных героев, вновь зашагали по сцене (хотя, наверно, ещё не очень уверенно).

Весть об открытии римского учёного вскоре разнеслась по всей Италии. Среди прочих зрелищ при дворах вошло в моду показывать и комедии Плавта. Мода была столь велика, что Плавта на латинском языке сыграли и в Ватикане. Однако латынь понимали далеко не все, поэтому в конце 70-х годов гуманист Батиста Гуарини перевёл произведения Плавта и Теренция на итальянский язык.

Успешное развитие комедии определялось тем, что традиционная античная схема - борьба юноши за обладание возлюбленной, охраняемой строгими родителями, и проделки увёртливых и энергичных слуг - оказалась удобной для живых зарисовок современного быта.

Во время карнавала 1508 года в феррарском дворце поэт Лодовико Ариосто показал свою «Комедию о сундуке».

И точно прорвало шлюзы, долго сдерживающие животворный поток. В следующем году появляется вторая комедия Ариосто - «Подменённые», а в 1513 году кардинал Биббиена демонстрирует в Урбино свою «Каландрию». В 1514 году бывший секретарь флорентийской республики проницательнейший Никколо Макиавелли пишет лучшую пьесу эпохи - «Мандрагору».

Изучая итальянские комедии XVI века, можно заметить, что их авторы следили не столько за бытовой правдой поведения своих героев, сколько за логикой их поступков, совершаемых по заданным сюжетным схемам. Сюжетная структура произведения имела преобладающее значение. Именно она организовывала, дисциплинировала жизненный материал.

Итальянская комедия XVI века выработала некий стандарт динамических сюжетов: здесь постоянно повторялись одни и те же ситуации с подменёнными детьми, с переодетыми девицами, плутнями слуг комическими фиаско влюблённых стариков.

Итальянские гуманисты усиленно занимались изучением наследия Сенеки; затем в орбиту их интересов попали греческие трагики - Софокл и Еврипид. Под воздействием названных античных авторов и родилась итальянская трагедия Ренессанса, первым образцом которой явилась «Софонисба» Джанджорджо Триссино.

Триссино был глубоким знатоком древнегреческого театра. Сочиняя собственную трагедию, он ориентировался на творения Софокла и Еврипида. В «Софонисбе» использовались все компоненты античной трагедии - хор, наперсники, вестники, отсутствовало деление на акты, соблюдались законы трёх единств и трёх актёров. Но в трагедии не было главного - значительной общественной темы, динамики страстей, целостного действия. Художественное произведение как синтез литературы и философии // Матер. IV науч.-практ. конф. «Синтез в русской и мировой художественной культуре». М.: Литера, 2004. - С.9.

Современная аудитория интересовалась трагическим жанром или в плане чисто академическом, или же с расчётом найти тут пищу для «потрясений».

Такую пищу итальянская трагедия давала с избытком. Знаменательно, что итальянская трагедия лишь изредка обращалась к мифологическим сюжетам, - её больше интересовали исторические легенды, повествующие о жестокой борьбе внутри царских родов, об убийствах, изменах, отравлениях, о диких страстях, свирепой мстительности и кровосмесительных браках. Всюду действовала роковая страсть: любовь рушила все моральные преграды, а ревность толкала на злодеяния.

Новая трагедия стремилась «захватить дух» зрителей. Отец убивал детей своей дочери, рождённых от тайного брака, и подносил ей на блюде их головы и руки, потрясённая дочь убивала отца и закалывалась сама («Орбекка» Дж. Чинтио, 1541). Жена, брошенная мужем, заставляла соперницу убить прижитых от него детей, после чего убивала её и посылала мёртвые головы своему мужу; муж, в свою очередь, обезглавливал любовника жены. К финалу жестокосердные супруги отравляли друг друга («Далида» Л.Грото, 1572).

«Трагедии ужасов» ошеломляли своими кровавыми сценами, не пробуждая мысли, не ставя вопросов о смысле жизни и обязанностях человека.

В век, когда комедия клонилась к упадку, а трагедия не вышла на большую дорогу искусства, победительницей на драматургической арене оказалась пастораль.

Поначалу пасторальное направление, получило наиболее яркое выражение в поэзии - в произведениях Боккаччо («Амето», «Фьезоланские нимфы») и в лирике петраркистов. Но вскоре родился и новый драматургический жанр.

Если в трагедии главенствовала роковая страсть, а в комедии преобладало чувственное влечение, то в пасторали царила «чистая любовь», представшая вне конкретных жизненных связей как некий поэтический идеал.

Постепенно вместо элегически расслабленного, медлительного - в смене своих картин - действия в пасторали появляется стремительно движущийся сюжет, полный драматических поворотов и душевных волнений. Теперь страсть не только волнует героев, но и толкает их на решительные, а то и сумасбродные поступки. Из всех жанров пастораль оказалась, пожалуй, сценически наиболее напряжённой. Сказывался опыт, перенятый у трагедии и комедии.

В атмосфере общественного застоя, который не благоприятствовал развитию трагедии и комедии, пастораль стала излюбленным жанром. Она приносила отдохновение от мирских забот. Она создавала видимость желанной гармонии. Особенности испанского менталитета // Сб. статей и матер. Всероссийской науч. конф. «Народная культура: личность, творчество, досуг». Омск: ООО «Издательский дом «Наука», 2003. - С.43.

Карнавал - это сказочное преображение и без того сказочно прекрасных уголков Италии. Время мифотворчества. Феерическая реальность, в которой нет места будням. Неудивительно, что в феврале в признанные центры карнавальной стихии - Венецию и Рио-де-Жанейро - стекаются любители красочных зрелищ со всего мира.

В начале XX века традиция венецианских карнавалов - прервалась и была возрождена к всеобщему удовольствию лет двадцать тому назад. Уходящие корнями в языческое прошлое, они представляют собой нескончаемый парад масок и нарядов, напоминающих те, в которых щеголяли участники древнеримских мистерий. В средние века кульминационным моментом было обезглавливание быков на главной площади Сан-Марко. Ныне, к счастью, карнавал избавился от кровожадных замашек, хотя кое-какие "страшилки" остались как неотъемлемая часть средневекового мироощущения. Например, самая известная маска-баута, символизирующая смерть. К ней полагается надевать плащ и капюшон - так еще загадочнее. Весьма популярны маски "комедии делль арте" (Полишинель, Панталоне и др.). В канве праздника распространены восточные узоры. И это не случайно, ведь Венецию когда-то называли воротами в страны Востока.

Еще одна столица карнавала - Рио-де-Жанейро. У него тоже достопамятная история, но в своей нынешней модификации он существует с 30-х годов двадцатого века, когда карнавальные группы разных районов начали творческое состязание друг с другом. Они получили название "эсколас ди самба", то есть школы самбы - национального бразильского танца. Начинающаяся задолго до праздника подготовка вызывает непреходящий интерес. А уж сам карнавал провоцирует настоящий ажиотаж.

3. Общее и отличное в карнавальности и театральности испанского и итальянского культурных миров

История и культура Испании постоянно ускользает из поля внимания исследователей европейской культуры. Ей уготована роль периферийной культуры. Испанский католицизм ассоциируется с размахом инквизиции, а испанская аристократия - с самым несвободным сословием в Европе. Чаще всего в учебниках по истории европейского искусства Испания представлена только эпохой барокко и творчеством С. Дали. Таким образом, до сих пор не ясно место Испании в западноевропейской и мировой культуре; не исследована основа ее национально-культурной идентичности, те культурные формы, в которых Испания выразила себя наиболее адекватным образом. Вторая трудность возникла в связи с описанием механизма взаимодействия религии и искусства. В научной литературе сложилась схема, в которой эти взаимоотношения представлены следующим образом: исторически искусство функционировало либо в системе культа (этому соответствовало понятие «религиозного искусства»), либо в сильной зависимости от доминирующей в культуре традиционного общества религиозной системы. Особенности испанского менталитета // Сб. статей и матер. Всероссийской науч. конф. «Народная культура: личность, творчество, досуг». Омск: ООО «Издательский дом «Наука», 2003. - С.88.

В Новое время возникли процессы все большей автономизации сферы искусства от других областей культуры и в том числе - от религиозной. Мы полагаем, что эта схема устарела, так как не объясняет тех фундаментальных оснований, на которых в равной мере базируются и религия, и искусство как определенной нации, так и конкретной исторической эпохи. Необходимо обнаружить общие культурные основы того и другого вида деятельности, не используя термин «влияние».

Испании не уделено достаточного внимания. В основном, материал, касающийся искусства и истории страны, можно найти в работах, рассматривающих Испанию в контексте общеевропейского развития. Подробных описаний тех или иных сфер жизни испанского общества на русском языке крайне мало.

Национальная окрашенность религиозных систем как теоретическая проблема по существу не ставилась. Сходство исторических обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что и в Испании барокко сыграло аналогичную роль. 17 век стал для Испании временем глубокого кризиса и социально-политического упадка. Еще недавно влиятельная держава превращается во второразрядную европейскую монархию. В первую очередь причинами барокко являлись внутренние обстоятельства, историческая ситуация, сложившаяся в стране: давящие силы светской и церковной власти (к тому времени в стране царил абсолютизм и повсеместно горели костры инквизиции). Гармоничность и оптимизм ренессансного идеала просто не могли быть усвоены в подобных условиях.

Сильно трансформированный католицизм, доктрина которого отличалась амбивалентностью и антиномичностью своих начал, сыграла главную роль в формировании этого стиля. Национальная специфика испанской культуры выразилась в этот период в том, что именно обстановка кризиса и изоляции, вытеснения на периферию стала истоком так называемого «золотого века».

Иным, в отличие от Италии, было отношение к античности. Обращение к греческой мифологии в испанском искусстве не заняло значительного места. Испанцам было чуждо любование нагим человеческим телом, в конфессиональной культуре изображение такового допускалось лишь изредка - в сценах изображения мучеников. Власть религии // Матер. междунар. науч.-практ. конф. «Власть и властные отношения в современном мире». Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2006. - С.64.

Испанцы отвергают Ренессанс, как нечто чужеродное, и полностью усваивают барокко как течение, отражающее их картину мира. Барокко в своих многообразных формах выражает константу прорыва, раскалывающего любое статичное бытие, в котором хаос доминирует над порядком. На онтологическом уровне картины мира барокко раскрывает структуру реальности, в которой жизнь многомерна, движение хаотично, а сама реальность подвержена непредсказуемым трансформациям.

Углубление разорванности всех уровней культурного бытия выражается в картине мира в разрыве ее уровней (мировосприятия, мироощущения, мировоззрения): между идеалом и действительностью, реальным и ирреальным, рациональным и иррациональным. Барокко интересуется трансформациями как переходами из одного мира в другой, но не ради них самих, как это, к примеру, было в маньеризме, а ради поиска истинных и неизменных начал, ради обнаружения своего внутреннего, подлинно национального, очищенного от внешней «шелухи» - «маски», под которую испанцы вынуждены были прятать свои истинные чувства и переживания. Иначе говоря, историческая ситуация была осмыслена как метафора «театр мира»: основы жизни под меняющейся оболочкой являются твердыми и нерушимыми, главное - их обнаружить и сохранить. Зритель, здесь, является активно включенным в процесс восприятия - барочный образ как бы принуждает его к восприятию), - глубоко близка системе ценностей католицизма.

Заключение

Анализ важнейших вех истории Испании показал, что процессы длительной культурной изоляции в условиях господства чуждой религиозной культуры, стали фундаментом возникновения неравновесных, негармоничных, динамичных отношений, структур и состояний, которые интерпретированы нами как константы испанской картины мира. Ее культурная реальность приобретает черты зыбкости, призрачности, химеричности, что обнаруживается на всех уровнях картины мира.

Исходя из вышесказанного, особо выделим тот факт, что на формирование театральности и карнавальности в Испании, повлияла, в большей степени именно Италия.

Также, особо подчеркнем, что ввиду скудного наличия литературно-статейного материала по данной тематике, работа вопреки тому, что имеет завершенный статус, требует дальнейшего исследования. Тема «Карнавальность и театральность в испанском и итальянском культурном мире» столь обширна и велика, что ее рассмотреть в пределах одной курсовой работы не представляется возможным.

Литература

1. Баткин Л.Н. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления М., 1998, - 347 с.

2. Виппер Б. Р., Борьба течений в итальянском искусстве XVI века (1520-1590), М., 1999.

3. Власть религии // Матер. междунар. науч.-практ. конф. «Власть и властные отношения в современном мире». Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2006. - 501 с.

4. Культурология / Под ред. А.А. Радугин М., 2005.

5. Ливий Тит. История Рима от основания города / Под ред. Е.С. Голубцова. - М., 2003.

6. Национальная идея как осмысление опыта вхождения в Большой Мир //Тез. докл. V ежегодной науч.-практ. конф. «Глобализация: реальность, противоречия, перспективы». Т.1 Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2002. - 281 с.

7. Несвободная свобода в испанской культуре // Матер. междунар. науч.- практ. конф. «Коллизии свободы в постиндустриальном обществе». Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного универитета, 2003. - 440 с.

8. Особенности испанского менталитета // Сб. статей и матер. Всероссийской науч. конф. «Народная культура: личность, творчество, досуг». Омск: ООО «Издательский дом «Наука», 2003. - 193 с.

9. Особенности картины мира Испании // Матер. Междунар. науч. конф. «Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира». Архангельск: Поморский гос. Университет, 2002. - 80 с.

10. Отражение основных характеристик испанского менталитета в сюрреализме //К 40-летию философского факультета: Труды аспирантов и докторантов. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005. - 638 с.

11. Ревякина Н.В. Проблема человека в итальянском гуманизме второй половины XIV - первой половине XV века М, 1999.

12. Специфика испанской картины мира // Доклады участников всероссийской школы молодых ученых «Картина мира: язык, философия, наука». Томск: издание ТГУ, 2001. - 100 с.

13. Стиль культуры как способ решения региональных проблем // Матер. Всероссийской научн.-практ. конф. «Культурологический подход в образовании». Екатеринбург: Уральский гос. педагогический университет, 2001. - 133 с.

14. Художественное произведение как синтез литературы и философии // Матер. IV науч.-практ. конф. «Синтез в русской и мировой художественной культуре». М.: «Литера», 2004. - 432 с.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Игровая деятельность младших школьников с задержкой психического развития
Курсовая работа Нетарифные ограничения внешней торговли
Курсовая работа Разработка рекламной кампании продукта
Курсовая работа Внедрение системы менеджмента качества в деятельность аптечных организаций
Курсовая работа Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия на примере ОАО "Завод ЖБК -1"
Курсовая работа Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны
Курсовая работа Дидактическая игра как способ руководства познавательной деятельностью детей старшего дошкольного возраста
Курсовая работа Оценка портфеля ценных бумаг
Курсовая работа Формирование личности
Курсовая работа Почвообразовательные процессы и развитие почв во времени
Курсовая работа Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России
Курсовая работа Управление финансами
Курсовая работа Формирование и использование финансовых результатов
Курсовая работа Гражданский иск в уголовном процессе
Курсовая работа Защита авторских и смежных прав