Курсовая работа по предмету "Культура и искусство"


Архитектоника сценарно-режиссерской разработки представления



26

Архитектоника сценарно-режиссерской разработки представления

Структура работы

Введение

1. Законы драматургии

2. Особенности, отличия и общее сценария и пьесы

3. Сквозное действие и сверхзадача. Роль и значение. Авторство.

4. События, их виды. Психологические составляющие организации события

5. Событийный ряд, как отражение сквозного действия

6. Событие и событийный ряд в сценарно-режиссерской разработке представления

7. Замысел и его особенности при разработке представления

8. Выразительный язык и выразительные средства сценарно-режиссерской разработки театрализованного представления

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса, необходимо определить понятия, являющиеся ключевыми для рассматриваемой темы. В данном случае наиболее важное понятие - архитектоника.

Архитектоника (от греч. architektonike -- строительное искусство) - 1) художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания; 2) общий эстетический план построения художественного произведения, принципиальная взаимосвязь его частей. Словарь иностранных слов. М., 1988, с. 55. Слова архитектоника, архитектура, архитектор являются родственными по происхождению. Таким образом, понятие «архитектоника» может быть использовано для тех областей, в которых есть определенная структура, строение.

Возьмем, к примеру, архитектонику в значении «построение художественного произведения». В данном случае чаще употребляется термин «композиция», причём в применении не только к произведению в целом, но и к отдельным его элементам: композиция образа, сюжета, строфы и др. Понятие архитектоники включает в себя соотношение частей произведения, расположение и взаимную связь его компонентов, образующих вместе некоторое художественное единство. В понятие архитектоники входит как внешняя структура произведения, так и принципы построения сюжета.

Архитектоника применительно к режиссуре - система работы над сценарно-режиссёрской разработкой представления; это совокупность необходимых элементов, иначе - ключевых понятий и законов построения, знание и применение на практике которых позволяет режиссёру реализовать намеченные цели и наилучшим способом воздействовать на сознание зрителей.

В трудах И.Г. Шароева встречается следующее сравнение: сравнение режиссёра с архитектором, инженером. Данное соотнесение неслучайно - архитектор, инженер, режиссер - по сути, строители. Первые два - создатели чего-то материального (скульптуры, дома, чертежа и т.д.), а режиссер - строитель сценического действа. Процесс «строительства» Шароев определяет следующим образом: «Инженер рисует себе чертёж, план будущего здания, по которому он и будет работать, чтобы его возвести. Так и режиссёр выстраивает себе схему будущего представления, по которой он будет двигаться». Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. М., 1986 с. 105. Схема, о которой говорит Шароев - это и есть архитектоника, или как он ее сам называет «архитектурный проект». Архитектоника таким образом - внутренняя конструкция, каркас, набор элементов, необходимых для создания сценарно-режиссёрской разработки представления.

Приёмы архитектоники составляют один из существенных элементов стиля (в широком смысле слова) и вместе с ним являются социально обусловленными. Поэтому они изменяются в связи с социально-экономической жизнью данного общества, с появлением на исторической сцене новых классов и групп. Например, в пределах одного и того же литературного стиля приёмы архитектоники изменяются в зависимости от художественного жанра (роман, повесть, рассказ, поэма, драматическое произведение, лирическое стихотворение). Подобные метаморфозы наблюдаются с приемами архитектоники и в процессе сценарно-режиссерской разработки представления. Имеют огромное значение характер представления, его цель, задача, аудитория, для которой оно предназначается и многие другие важные моменты.

В основной части данной курсовой работы нам предстоит рассмотреть важнейшие элементы архитектоники сценарно-режиссёрской разработки.

1. Законы драматургии

Драма (греч. drama - действие) - один из основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой). Словарь литературоведческих терминов. М., 1974, с. 70. Драма принадлежит одновременно театру и литературе: являясь первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в чтении. Именно в этом и заключается специфика драмы как рода литературы. Белинский об этом писал так: «Драматическая поэзия не полна без сценического искусства: чтобы понять вполне лицо, мало знать, как оно действует, говорит, чувствует - надо видеть и слышать, как оно действует, говорит, чувствует». Белинский В.Г. Собрание сочинений в 3-х томах. Т.1., с. 351. Драма сформировалась на основе эволюции театрального искусства. Характерные особенности драмы: сюжетность, т. е. воспроизведение хода событий; драматическая напряжённость действия и его членение на сценические эпизоды; непрерывность цепи высказываний персонажей; отсутствие (или подчинённость) повествовательного начала. Основной закон, которым руководствуется драматургия - это закон гармонического единства: драма, как и всякое произведение искусства, должна быть цельным художественным образом. Первооснова драмы - конфликт. Конфликтность как специфическое отражение существенных противоречий действительности в сценарии массового театрализованного праздника, так же как и в драме, является фактором, определяющим и тематику, и идейный смысл, и сверхзадачу и т.д.

Конфликт порождает драматизм. По мысли В. Г. Белинского, драматизм - важное свойство человеческого духа, пробуждаемое ситуациями, «когда заветное или страстно желаемое, требуя осуществления, находится под угрозой». Там же.

Театральный художник и режиссёр Николай Павлович Акимов сказал: «Если бы композитор каждый раз перед тем, как написать какую-нибудь фортепианную пьесу, решался реконструировать инструмент, он ничего не успел бы сделать». Данный творческий подход возможен в любой деятельности человека, несомненно, к режиссуре тоже. В этом высказывании заложена важная мысль. По отношению к режиссуре её можно обозначить так: режиссеру не следует терять время и уподобляться реконструктору, режиссер должен хорошо знать свой «инструмент» и умело им пользоваться. Немирович-Данченко писал об этом: «…уже накоплен громадный опыт в области различных театральных форм, методов, систем. В особенности громадный опыт в том, что делать не надо. Пора сделать вывод, что убедительно только то, что органически слито с пьесой».

В свете режиссуры массовых театрализованных представлений можно сказать так, что любое театрализованное представление должно подчиняться законам драматургии, нарушение которых чревато разрушением общей целостности, слитности, законченности - непременного условия художественного произведения.

Массовый праздник - это явление необычное, синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее то или иное реальное жизненное событие. Праздник таким образом - это не иллюстрация тех или иных фактов, а синтез художественного вымысла и действительности. Человек, присутствующий на массовом празднике, выступает сразу в двух качествах - как зритель и как участник действа. Фрагмент реальной действительности, затронутый в празднике, должен быть эстетически оформлен и художественно преобразован таким образом, чтобы зритель не остался равнодушным.

Специфика драматургии и режиссуры массового праздника заключается в том, что они представляют собой не только создание, реализацию театрализованного действа, но и организацию действия аудитории - и участников и зрителей праздника. И.М.Туманов делит всех участников театрализованного празднества на две основные группы: 1) непосредственные, активные участники (исполнители) и 2) пассивные участники (зрители). Туманов справедливо замечает, что пассивны зрители только до тех пор, пока не началось праздничное действие. В течение праздника, тема которого им близка и дорога, а форма понятна и увлекательна, зрители начинают сопереживать, что может быть выражено разными способами.

Такая особенность драматургии массового праздника, как связь с реальной действительностью, не исключает наличие художественного вымысла. Образность, благодаря которой реальный факт модифицируется и в измененном эстетическом виде преподносится зрителю - то, что делает массовый праздник явлением искусства.

В сценарии праздника, массового представления всегда присутствуют обобщенные образы героев прошлого, настоящего, будущего. Герой (пусть то обобщённый, или конкретный) массового театрализованного праздника всегда реален, и в этом проявляется документальность драматургии и режиссуры праздника. Сочетание двух линий - документальной публицистичности и художественной образности - придает сценарию масштабность, выразительность и глубину.

2. Особенности, отличия и общее сценария и пьесы

Сценарий театрализованного праздника и пьесы - безусловно, не тождественны - они имеют свои отличительные признаки и характерные особенности. Однако между ними есть и нечто общее. Последовательно рассмотрим различия между данными понятиями.

Любой сценарий - явление драматургическое. Неотъемлемая и обязательная особенность драматургии - наличие конфликта, т.к. именно он является источником действия. Конфликт - столкновение сторон, мнений, сил, непорядок, некое разногласие. Конфликт в пьесе и в сценарии - главная сила, пружина, движущая развитие действия; основное средство раскрытия характеров. В выборе конфликта, характере его разрешения и осмысления реализуется позиция, концепция драматурга, художественная идея пьесы или сценария. В пьесе конфликт всегда явно выражен, он очевиден. Конфликт же в сценарии обнаружить сложнее - он может быть выражен имплицитно. Однако его наличие в сценарии - неоспоримо. Надо сказать, что попытки исключить конфликт из «перечня» обязательных элементов сценария театрализованного представления обречены на неудачу. Такие попытки возникают из-за непонимания природы драматургии.

Продолжая разговор о драматургии, необходимо сказать несколько слов о «праздничной драматургии». В сценарии праздника присутствуют элементы драматургии, в частности в его основе лежит действие, источником которого является конфликт. Также сценарий праздника подчиняется законам композиции. Однако здесь сценарий праздника и театрализованного представления, как пишет Д.Н. Аль «строится на иных началах, чем пьеса для театра или даже сценарий художественного игрового фильма. Его публицистическая задача обычно предполагает изображение значительных социальных событий не через частный конфликт конкретных героев, а по принципу эпического отражения социального конфликта в его масштабном значении. Это ничуть не противоречит тому, что носителями крупномасштабных социальных конфликтов в сценариях массовых представлений выступают конкретные исторические герои, конкретные, порой хорошо известные зрителям люди». Аль Д.Н. Основы драматургии. Л., 1988, с 55. Таким образом, различие сценария и пьесы - в масштабности.

Следующий аспект, в котором намечается различие сценария и пьесы - воздействие на эмоциональное сознание зрителя. Праздник по своей природе - нечто позитивное. Именно поэтому, просмотр театрализованного праздника вызывает по большей части положительные эмоции (безусловно, не во всех случаях, эмоции только положительны - это зависит от характера праздника, его тематики). Пьеса воздействует на психоэмоциональную сферу сознания человека сильнее, в том плане, что может вызвать большее количество самых разных эмоциональных проявлений. Драматургия праздника - это драматургия плаката, она не имеет такого широкого набора психологических нюансировок. Явность, открытость, выраженность идейной позиции массового театрализованного действа предполагает монументальную плакатность. Это отнюдь не означает, что сценарий лишен психологического содержания (об этом уже говорилось выше).

Едва ли не самым существенным различием между сценарием и пьесой является различие в актуальности, временной принадлежности. Любые произведения искусства (к которым мы относим и пьесу) - универсальны, рассчитаны на использование во времени. Сценарий же праздника по своей природе «однодневен», «сиюминутен». Это происходит потому, что сценарий максимально приближен к реальной ситуации, к определённому моменту действительности. Он всегда ориентирован на конкретное время и место действия, на конкретную аудиторию. Таким образом, сценарий, в отличие от пьесы, актуален только здесь и сейчас. Драматургия праздника - драматургия сегодняшнего дня, сила которой в органическом единстве с жизнью человека, в неразрывной связи с реальной ситуацией. Предмет данной драматургии - жизнь реальной человеческой общности, и сила такой драматургии в максимальной конкретизации. Драматургия же пьесы в корне иная.

Существенное отличие театрализованного праздника от пьесы заключается в том, что драматургия праздника обязательно включает в себя импровизационный характер. Сценарий иными словами в какой-то степени, рассчитан на импровизационные моменты, т.к. праздник - это жизнь. Более того, опыт показывает, что самые яркие эмоционально запоминающиеся моменты любого праздника - это именно моменты импровизационного, неожиданного характера, когда находит свое выражение в праздничном ощущении непосредственная «живая жизнь». Однако стоит заметить, что одно из главных правил сценариста-режиссера гласит: «Импровизация должна быть предугадана и хорошо подготовлена». При создании сценария праздника обязательно продумывается возможность наличия импровизационных моментов с участием самодеятельных исполнителей, активных зрителей.

Список отличий сценария от пьесы продолжают различия в особенностях сюжета и композиции. В сценарии связь в его сюжете всегда смысловая, а не событийная, как в пьесе. То есть сюжет понимается не как система событий, а как система мыслей и идей, раскрывающая содержание. В пьесе композиция - момент, определяющий структуру событий действенно развивающегося сюжета; момент чрезвычайно важный, но обусловленный другими существенными элементами формы. В сценарии театрализованного представления, ввиду ослабления функции сюжета, композиция берет на себя роль главного организатора художественно-документального материала, ее функция становится определяющей.

Сценарий праздника и театрализованного представления создаётся по законам драматургии, но отличен от неё по многим параметрам. В частности он не имеет литературной ценности, тогда как пьеса - это литература в прямом смысле этого слова, имеющая ценность даже вне реализации. Сценарий же праздника имеет ценность лишь реализованный.

Отличие режиссуры театрализованного представления от театральной режиссуры, состоит в особом «взаимодействии средств, которые они объединяют», это отличие обуславливается: во-первых, «специфическими функциями и различным способом существования» этих средств, во-вторых, «местом и их значением внутри каждой из систем». Марков О.И. Сценарно-режиссёрские основы художественно-педагогической деятельности клуба. М., 1988, с. 117, 118. Сценарист и создатель пьесы мыслят по-разному. Различие это можно показать на примере использования выразительных средств. Драматург при создании пьесы не задумывается об «украшении» пьесы. Украшение - это уже дело постановщика пьесы. Именно постановщик, стремясь придать спектаклю большую выразительность и усилить его смысловое значение, может прибегнуть к использованию каких-либо дополнительных «выразительных средств», таких как стихи, песни, танцы, пантомимы и т.д., которых изначально в тексте пьесы не было. Т.е. «украшение» пьесы происходит уже в процессе её постановки на сцене. Ситуация со сценарием иная. Сценарист «украшает», наполняет свой сценарий выразительными средствами сразу - в процессе его создания. Причем, данные выразительные средства приобретают значение средств выражения заложенных автором сценария смыслов. Они становятся значимыми структурными элементами сценария (в пьесе они являются дополнениями к словесному выражению смыслов).

Таково соотношение сценария праздника и пьесы.

Завершая разговор о сценарии и пьесе, хочется привести высказывание Тынянова: «неизвестно, что такое сценарий, и, поэтому трудно говорить о том, каким ему нужно быть. Разумеется, можно взять с полки любую книгу - даже библиографический указатель - и разбить ее на кадры. Еще легче вспомнить какую-нибудь из шедших уже картин и применить ее к современным обстоятельствам». Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. с. 320

3. Сквозное действие и сверхзадача. Роль и значение. Авторство

Понятия «сквозное действие» и «сверхзадача» - одни из самых важных аспектов эстетических принципов Станиславского. Станиславский в своих трудах раскрывает суть различных элементов сценического творчества, изучение которых необходимо для наиболее ясного понимания метода действенного анализа пьесы и роли. Но понятия «сквозное действие» и «сверхзадача» являются наиболее часто употребляемыми. Сам Станиславский о сверхзадаче и сквозном действии в своей книге «Работа актёра над собой», в которой он даёт подробнейшее описание понятий, объясняет их практическую необходимость и значение в режиссуре, актерском мастерстве, писал следующее: «Сверхзадача и сквозное действие - главная жизненная суть, артерия, нерв, пульс пьесы. Сверхзадача (хотение), сквозное действие (стремление) и выполнение его (действие) создают творческий процесс переживания». К.С. Станиславский. Работа актёра над собой. М.,1956. Ч.1, с.360

Станиславский говорил, что подобно тому, как из зерна вырастает растение, так точно из отдельной мысли и чувства писателя вырастает его произведение. Мысли, чувства, мечты писателя, наполняющие его жизнь, волнующие его сердце, толкают его на путь творчества. Они становятся основой пьесы, ради них писатель пишет свое литературное произведение. Весь его жизненный опыт, радости и горести, перенесенные им самим, становятся основой драматургического произведения, ради них он берется за перо. Главной задачей актеров и режиссеров является, с точки зрения Станиславского, умение передать на сцене те мысли и чувства писателя, во имя которых он написал пьесу.

Константин Сергеевич пишет: «Условимся же на будущее время называть эту основную, главную, всеобъемлющую цель, притягивающую к себе все без исключения задачи, вызывающую творческое стремление двигателей психической жизни и элементов самочувствия артисто-роли, сверхзадачей произведения писателя»; «Без субъективных переживаний творящего она (сверхзадача) суха, мертва. Необходимо искать откликов в душе артиста, для того чтобы и сверхзадача, и роль сделались живыми, трепещущими, сияющими всеми красками подлинной человеческой жизни». Там же

Таким образом, определение сверхзадачи - это глубокое проникновение в духовный мир писателя, в его замысел, в те побудительные причины, которые двигали пером автора.

Сверхзадача по Станиславскому должна быть «сознательной», идущей от ума, от творческой мысли актера, эмоциональной, возбуждающей всю его человеческую природу и, наконец, волевой, идущей от его «душевного и физического существа». Сверхзадача должна пробудить творческое воображение артиста, возбудить веру, возбудить всю его психическую жизнь.

Причем у сверхзадачи есть особенность - одна и та же верно определенная сверхзадача, обязательная для всех исполнителей, пробудит у каждого исполнителя свое отношение, свои индивидуальные отклики в душе. Очень важно при поисках сверхзадачи наличие её точного определения, меткости в ее наименовании, выражения её наиболее действенными словами, так как часто неправильное обозначение сверхзадачи может повести исполнителей по ложному пути. В труде Станиславского достаточно много примеров подобных «ложных» ситуаций.

Необходимо, чтобы определение сверхзадачи давало смысл и направление работе, чтобы сверхзадача бралась из самой гущи пьесы, из самых глубоких ее тайников. Сверхзадача толкнула автора на создание своего произведения - она же и должна направить творчество исполнителей. Фундаментальным понятием метода является сверхзадача - то есть идея произведения, обращенная в сегодняшнее время, то, во имя чего ставится сегодня спектакль. Постижению сверхзадачи помогает проникновение в сверх-сверхзадачу автора, в его мировоззрение.

Путь воплощения сверхзадачи - сквозное действие - это та реальная, конкретная борьба, происходящая на глазах зрителей, в результате которой утверждается сверхзадача. Для артиста сквозное действие является прямым продолжением линий стремления двигателей психической жизни, берущих свое начало от ума, воли и чувства творящего артиста. Не будь сквозного действия, все куски и задачи пьесы, все предлагаемые обстоятельства, общение, приспособления, моменты правды и веры и прочее прозябали бы порознь друг от друга, без всякой надежды ожить.

Выявляя конфликт пьесы, мы сталкиваемся с необходимостью определения сквозного действия и контрдействия. Сквозное действие - путь борьбы, направленный на достижение сверхзадачи, на приближение к ней. В определении сквозного действия всегда присутствует борьба, а, следовательно, должна быть и вторая сторона - то, с чем необходимо бороться, т. е. контрдействие, та сила, которая сопротивляется решению поставленной проблемы. Таким образом, сквозное действие и контрдействие - составляющие силы сценического конфликта. Линия контрдействия складывается из отдельных моментов, из маленьких линий жизни артисто-роли.

4. События, их виды. Психологические составляющие организации события

Событийное развитие - важнейшая часть режиссерского замысла. Событие - основная структурная единица сценической жизни, неделимый атом действенного процесса. Действие - основной закон драматургии.

Станиславский писал о методике так называемой «разведки умом» и «разведки телом». Эта методика опирается на способность художников театра событийно воспринимать действительность. На этапе «разведки умом» у режиссера формируется представление о том, как будет развиваться спектакль - от исходного события, через основное, центральное, финальное - к главному событию. Отобранная режиссером на этапе «разведка умом» цепь событий -- путь к постановочному решению спектакля.

Станиславский предлагал выявить в анализе наиболее важные события, которые определяют процесс движения спектакля.

- исходное событие - зарождение конфликта;

- основное событие - его суть;

- главное событие - разрешение конфликта.

Товстоногов считал, что пьеса в своем развитии опирается на пять таких событий:

1. Исходное событие - эмоциональный «зачин» спектакля. Оно начинается за пределами спектакля и заканчивается на глазах зрителя; отражает в себе исходное предлагаемое обстоятельство.

2. Основное событие - здесь начинается борьба по сквозному действию, вступает в силу ведущее предлагаемое обстоятельство пьесы.

3. Центральное событие - кульминационный в спектакле пик борьбы по сквозному действию.

4. Финальное событие - здесь кончается борьба по сквозному действию, исчерпывается ведущее предлагаемое обстоятельство.

5. Главное событие - самое последнее событие спектакля, заключающее «зерно» сверхзадачи; идея произведения в нем становится явной; здесь решается судьба исходного предлагаемого обстоятельства (оно или изменяется или остаётся прежним).

Событие это сложный длительный непрерывный процесс, который помимо физического проживания имеет и психическое. Событие способно менять цель героя, его линию поведения, быть катализатором действия.

Существует своего рода схема, по которой можно проследить процесс развертывания события: 1) восприятие; 2) оценка; 3) непосредственно действие. Или иначе - как говорил Станиславский: «увидел - испугался - побежал».

5. Событийный ряд, как отражение сквозного действия

Событие - основная структурная единица сценической жизни, неделимая частичка действенного процесса. Подобно тому, как из частиц образуются вещества, из событий складывается событийный ряд. Как в «Беседах с коллегами» замечал Товстоногов: «События нанизываются на стержень конфликта, образуя своеобразный шашлык». Шампур, или стержень, на который нанизаны кусочки - события - сквозное действие (а также контрдействие). Сквозное действие - это путь борьбы, направленный на достижение сверхзадачи, а контрдействие - та сила, которая сопротивляется решению поставленной проблемы.

Событие - всегда процесс, который происходит сейчас, на наших глазах во времени и пространстве. В каждом событии может быть только одно действие и одно контрдействие. Таким образом, событие - это сумма обстоятельств с одним действием.

Когда действие становится осуществленным - исчерпывает себя во времени и в пространстве, кончается и событие; начинается следующее действие - следующий этап сценической жизни, а следовательно, рождается и новое событие. Как режиссёру, та и актеру, необходимо уметь мыслить событийно - процессуально. Овладение таким способом мышления способствует «строительству» сквозного действия.

Событийная структура пьесы - главный стержень метода действенного анализа. Событие заключает в себе как объективную, так и субъективную сторону, поэтому сюжет, основанный на индивидуальной точке зрения художника, приближает к сверхзадаче пьесы, сквозному действию, пониманию ее основного конфликта, исходного и ведущего предлагаемых обстоятельств. Однако не всякое событие пьесы является частью её сквозного действия. Сквозное действие начинается только в основном событии и заканчивается в финальном. В главном событии пьесы просветляется ее сверхзадача, решается судьба исходного предлагаемого обстоятельства и это является самым последним событием пьесы.

6. Событие и событийный ряд в сценарно-режиссерской разработке представления

Событие, выбранное режиссёром для сценарной разработки, должно быть изучено им в мельчайших подробностях.

Архитектоника представление - внутренняя конструкция, каркас, набор элементов, необходимых для создания сценарно-режиссёрской разработки представления. Строительный материал для данного каркаса разнообразен и неоднороден. Однако едва ли не самыми важными «материалами» - будущими составными частями каркаса являются события.

В основе всего представления должно лежать какое-либо одно масштабное событие - например, праздник. Это масштабное событие - фундамент представления. Его идейно-тематический замысел напрямую определяет характер и содержание событий, вошедших в сценарий.

Важно отметить тот факт, что сценарий - нечто целостное, которое создаётся наличием единого идейно-тематического замысла, но в то же время и нечто неоднородное. Сценарий всегда делится на эпизоды или блоки. Каждый эпизод - сюжетный ход в развитии общего действа, который, в соответствии с идеей автора сценария заключает в себе определённый смысл. Каждый эпизод в некоторой степени самостоятелен, автономен относительно других блоков. Он имеет свою внутреннюю структуру. Каждый блок, чтобы считаться реализованным внутри сценария, должен иметь завязку, развитие, развязку. Смена эпизодов сопровождается изменением - смена декораций, переключение света, появление нового персонажа, изменением музыкального сопровождения и т.д. - каким-то новым решением. Иными словами, от блока к блоку сценарий должен развиваться - эволюционировать. Эпизоды должны претерпевать изменения, подчиняющиеся общему замыслу, стилистике всего представления, его главной жанровой характеристике. Явление каждого нового эпизода должно становиться событием. Событие, в первую очередь, призвано заинтересовывать зрителя, вовремя переключать внимание и всегда держать его в активном состоянии. Каждое последующее событие должно быть по эмоциональному накалу на порядок выше предыдущего и так до максимальной эмоциональной точки представления. Весь событийный ряд выстраивается именно по такому принципу.

При разработке сценария необходимо помнить о таких понятиях, как предсобытийный и послесобытийный ряд. Предсобытийный ряд - предшествуюшие событию предлагаемые обстоятельства, а послесобытийный ряд, соответственно, - обстоятельства, следующие вслед за событием. На сцене ничего не возникает из ниоткуда - оно всегда обусловлено предыдущими событиями, ничто не исчезает в никуда - для этого есть послесобытийный ряд. Последний заключает в себе в добавок функцию катализатора, а именно, послесобытийный ряд, дает новые предлагаемые обстоятельства для другого события в рамках замысла. Мышление событийным рядом - это мышление действием в сценической его реализации.

Театрализованное представление практически всегда ставится по случаю какого-то исторического и общественно значимого крупного события. Построение театрализованного концерта строится по законам драматургии, диктуется внутренней пружиной развития исходного события или событий.

События имеют двойственную пространственную и временную характеристики. Рассмотрим двойственность во временном аспекте. Имеется ввиду, что реальное событие, явившееся основой (или являющееся элементом) праздника уже свершилось в прошлом. Т.е. имея определённые «исторические корни» в прошлом, событие разворачивается и в настоящем - на сценической площадке. Двойственность события в пространственном смысле заключается в разделении пространства реального - в котором событие происходило по факту, и пространства сценического - пространство данного праздника. Таким образом, необходимо соблюдение двух нюансов. Первый касается устранения временной двойственности. Необходимо соответствие костюмов, танцев, песен, манеры разговора, предметов обихода и т.д., т.е. элементов той эпохи, в которой произошло событие. И второй нюанс касается пространственной амбивалентности. То или иное пространство, в котором происходит то или иное событие, должно быть отражено в режиссёрском решении и в сценографии.

Таким образом, при подготовке к празднику очень важно попытаться учесть все нюансы, тонкости.

7. Замысел и его особенности при разработке представления

Замысел театрализованного мероприятия - та отправная точка, тот первый кирпичик в основании будущего дворца, наполненного различными идеями, творческими находками - сценария. Ниже мы попытаемся определить этапы разработки сценария, но, необходимо сделать важную оговорку. Данные этапы необязательно выделяются в процессе работы. Часто создание сценария - стихийный, неупорядоченный процесс.

Первый этап разработки замысла представления - определение темы и идеи будущего действа. Главная идея представления - основная мысль режиссёра. На этом же этапе автор сценария должен продумать основные ключевые моменты представления. При разработке сценарно-режиссерского замысла театрализованного представления, нужно учитывать не только предпосылки возникновения ситуации, взятой за основу, но и многие другие факторы. Например, совсем не лишним будет знакомство с этнографическим, историческим, документальным материалом, касающимся интересующего режиссёра события. Исследуя общественный процесс, режиссер театрализованного представления, должен не только уметь отбирать, понимать и вскрывать внутренний смысл событий, которые он собирается проанализировать художественными средствами, но и быть готовым, придать этим событиям форму историзма. В отбираемых событиях прошлого и настоящего, режиссер должен видеть не просто свершившийся жизненный факт, а рассматривать отобранные «факты жизни», как систему действительности, закономерно развивающуюся во времени и пространстве. Кроме того, задача режиссёра состоит в том, чтобы целенаправленно спланировать, сформировать, создать такую театрализованную праздничную ситуацию, предшествующую основному действию, которая была бы способна так подготовить зрителя, чтобы у того родилась «потребность именно в этом, а не в другом праздничном действе». Генкин Д.Н. Массовые праздники. М., 1975, с. 44

На следующем этапе работы начинается поиск выразительных средств, сценарно-режиссёрских неповторимых ходов, ярких образных решений, являющихся связующими скрепами частей представления.

Следующий этап работы - сведение воедино всего ранее собранного материала.

Дальнейшие стадии работы над постановкой представления стихийны, зависят от многих факторов.

Конечным результатом воздействия театрализованного представления на зрителя должно стать усвоение им той сверхзадачи, которую поставил перед собой режиссер, и для этого необходимо использовать все имеющиеся в его творческом арсенале средства.

В настоящее время можно выделить два диаметрально противоположные направления, характеризующие современные авторские концепции, соответствии с которыми формируется замысел:

1) стремление яркой зрелищной формой развлечь публику, увести её от насущных современных проблем и нынешних социальных бед, в мифическую страну грез (утопическая концепция);

2) демонстрация в содержательной и высокохудожественной форме всех шероховатостей, несправедливостей, проблем страны в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах жизни общества (реалистическая концепция).

Можно сказать, что данные концепции являются ограничительными - определяют крайние точки, границы реальности, которая может быть включена в процесс творчества. Но режиссёрской фантазии нет предела - его высокохудожественное чутье сможет выйти за любые границы.

Сценарно-режиссерский замысел театрализованного представления реализуется синтезом элементов разной природы: пространственных, музыкальных, световых и пластических метафор.

Несмотря на то, что сценическая жизнь театрализованного представления «однодневна», недолговечна, сохраняется повышенный интерес сценаристов и режиссеров именно к такой форме выражения своих замыслов и идей. Это объясняется следующими обстоятельствами: во-первых, способностью наиболее лаконично, оперативно и доступно выразить и показать свое отношение к действительности, к проблемам и идеям времени. Во-вторых, постановка дает возможность оформить свое художественное кредо синтетическим сплавом разнообразных выразительных средств. В-третьих, разрешить заявленный конфликт можно не только через столкновение отдельных героев, но и целых масс. Кроме того, автор может утверждать свою сверхзадачу, как через сценическое действие на сцене, так и с помощью вовлечения в это действие зрительской аудитории.

8. Выразительный язык и выразительные средства сценарно-режиссерской разработки театрализованного представления

Выразительный язык и выразительные средства сценарно-режиссёрской разработки - весьма значительный и важный аспект. Их роль заключается в следующем: разного рода выразительные средства индивидуализируют сценарий, делают его уникальным, отличным от других, закладывают потенциальные эмоции, способствуют их выражению. Набор выразительных средств достаточно велик, со временем - с развитием различных технологий, он будет пополняться.

Язык - прямой выразитель мыслей, знаков, смыслов. Режиссёр должен в совершенстве владеть искусством использования языка, иметь представление о различных стилях языка, языковых средствах выразительности (тропах) и т.д. Одна из функций, которые выполняет язык - экспрессивная функция. Режиссёр в сценарной разработке моделирует ситуации, способные вызвать эмоции - эмоциогенные ситуации, язык - главное средство их создания.

По общепринятому мнению лингвистов, язык - знаковая сущность. Для режиссёра это важно. Знак по свое природе - средство, сигнал выражения какого-либо смысла, он - носитель идеи. Знаком может быть слово (стоп - это слово заключает в себе идею запрета движения), цвет (красный свет светофора также отражает идею запрета движения), жест (поднятая правая рука - сигнал молчания). Символ - тоже знак, но это общепринятый знак, проверенный временим, осознаваемый многими людьми, заключающий в себ себе «историческую нагрузку» (голубь - символ мира - и это общепринятое утверждение). Режиссёр, используя в постановке знаки, символы, значительно расширяет сферу воздействия на зрителя. Знаки символы могут быть использованы режиссёром как в их вербальном выражении - через диалоги, монологи героев, песни, стихи и т.д., так и невербальными средствами (встречаться в декорациях и т.д.)

Любое театрализованное представление складывается из многих элементов: из отдельных эпизодов, событий, блоков, отдельных песен, стихов, танцев и многих других единиц сценической информации; из отдельных смыслов, наслаивающихся друг на друга в процессе развития действия и т.д. Важный аспект представления - взаимоотношения исполнителей театрализованного представления и зрительного зала, которые организуются по принципу эстрадности (прямое взаимодействие со зрителем и вовлечение его в действие). Разрушение четвертой стены в театрализованном представлении, призывает исполнителей действа общаться друг с другом не укромно, камерно, а через зрительный зал, «по Брехту», предельно расширяя «круг внимания». Исполнитель в театрализованном представлении должен посвящать зрителю свои мысли, заражать его своей энергией, взбадривать, встряхивать, держать его в постоянной зрительской активности. Иными словами, он должен на сцене быть подобно гейзеру эмоций. Гейзер должен выпускать потоки эмоций не просто так, а по принципу возрастающего темпо-ритма, который также является выразительным средством. Темп - степень скорости исполняемого действия. Ритм - интенсивность действия, пульс переживаний в котором осуществляется сценическое действие. В целом, темп и ритм - интенсивность и размеренность совершаемого на сцене действия.

На сегодняшний день важными выразительными средствами в творческом арсенале режиссёра являются метафоры (различных видов), их использование отражает стремление режиссера воплотить сценический образ театрализованного представления наиболее ярко, насыщенно и пластично. «Пространственная метафора» театрализованного представления, к примеру, развивается именно во времени и пространстве и только во времени и пространстве может быть воспринята зрителем. Её особенность в том, что благодаря ей, создаются такие сценические условия, при которых каждая вещь, любая деталь оформления перемещается по сценической площадке и органично действует в предлагаемых обстоятельствах.

Нельзя не упомянуть о выражении сценарно-режиссерского замысла театрализованного представления посредством музыкальных ритмов и музыкальной темой-метафорой. Наряду с пластической метафорой, которую зритель воспринимает визуально, музыкальное сопровождение, действуя на аудиальную сферу сознания человека, вовлекает его ещё больше в художественный процесс. В результате воздействия музыкальной темы-метафоры, у зрителя возникают новые ощущения, мысли, эмоции.

Важными средствами выразительности в режиссуре вообще являются атмосфера, созданная представлением (способствует погружению зрителей в нужное режиссёру настроение) и мизансцена - расположение актёров на сцене в тот или иной момент спектакля. Одно из важнейших средств образного выявления внутреннего содержания пьесы - мизансцена - представляет собой существенный компонент режиссёрского замысла спектакля. В характере построения мизансцен находят выражение стиль и жанр представления. Через систему мизансцен режиссёр придаёт спектаклю определённую пластическую форму. Каждая мизансцена должна быть психологически оправдана актёрами, возникать естественно, непринуждённо и органично.

Итак, остаётся добавить, что свет, цвет, танец, пластика, работа с пространством, массовка, пиротехника - всё это и многое другое - выразительные средства в руках режиссёра.

Заключение

Театрализованные представления и праздники рождают у людей праздничное настроение, создающее праздничную ситуацию. Праздничная ситуация в свою очередь реализуется в массовом празднике, который является частью культурно-просветительной работы. Массовый праздник - это явление необычное, синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее то или иное реальное жизненное событие. Праздник - первичная основа культуры человека, говорит М.М.Бахтин. Он необходим людям, так как это форма самовыражения народа, возможность индивида влиться в общность, получить необходимую долю внимания и общения, отдохнуть и приподняться над буднями и суетой жизни.

Искусство массового праздника, представления, зрелища - это искусство высоких идей, целенаправленности и гражданского пафоса, требующего в время яркой образности, ассоциативности, оригинального, смелого творческого замысла.

Массовый театрализованный праздник - это поистине венец творчества народа для народа.

Список использованной литературы

1. Ковакин Л.Д. Классические основы режиссуры. Краснодар, 2001 г.

2. Генкин Д.М. Массовые праздники. М.,1975 г.

3. Черкашенинов Л.Ф. Вопросы подготовки режиссеров массовых праздников и концертно-зрелищных программ в институтах искусств и культуры. Барнаул, 2002 г.

4. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. М.,1986 г.

5. Андрейчук Н.М. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников. Барнаул, 2005 г.

6. Станиславский К.С. Работа актера над собой. - М.,1956 г.

7. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. Л., 1984 г.

8. Аль Д.Н. Основы драматургии. Л., 1988 г.

9. Словарь иностранных слов. М., 1988 г.

10. Словарь литературоведческих терминов. М., 1974 г.

11. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 3-х томах. Т.1 М., 1948 г.

12. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977 г.

13. Марков О.И. Сценарно-режиссёрские основы художественно-педагогической деятельности клуба. М., 1988 г.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Изучение феномена тревожности у студентов первого курса
Курсовая работа Экономические показатели деятельности торгового предприятия
Курсовая работа Бухгалтерский учет хозяйственных процессов
Курсовая работа Инфляция при оценке инвестиционных проектов
Курсовая работа Формы организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования
Курсовая работа Сравнительный анализ современных антивирусных программ
Курсовая работа Игровая деятельность младших школьников с задержкой психического развития
Курсовая работа Нетарифные ограничения внешней торговли
Курсовая работа Разработка рекламной кампании продукта
Курсовая работа Внедрение системы менеджмента качества в деятельность аптечных организаций
Курсовая работа Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия на примере ОАО "Завод ЖБК -1"
Курсовая работа Дидактическая игра как способ руководства познавательной деятельностью детей старшего дошкольного возраста
Курсовая работа Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны
Курсовая работа Оценка портфеля ценных бумаг
Курсовая работа Почвообразовательные процессы и развитие почв во времени