Курсовая работа по предмету "Физика и энергетика"


Расчет параметров вентильного электропривода



18

Министерство общего и профессионального образования РФ

Саратовский государственный технический университет

Кафедра "Приборостроение"

Расчет параметров вентильного электропривода

Пояснительная записка к курсовой работе

по курсу "Электрический привод"

Выполнила:

студентка

Проверил:

Здражевский Р.А.

Саратов 2005

Содержание

Исходные данные для выполнения курсовой работы
  • 1. Принцип действия вентильного электропривода
  • 2. Вывод математической модели ВЭП
  • 3. Расчет устойчивости
  • 4. Математическое моделирование ВЭП
  • 5. Построение АЧХ и ФЧХ ВЭП
  • 6. Расчет суммарного момента возмущения
  • Заключение

Исходные данные для выполнения курсовой работы

Вариант №5

См

Се

J

Кос

Кт

Кi

Tщ

Т1

МКS

МКС

Нм/А

Вс/рад

Кг*м2

Вс/рад

Ом

Гн

сек

сек

Ом

Нм

Нм

0, 205

0, 205

8,00E-05

2,30E-02

0,27

6,50E-04

1,3

1,52E-03

2,80E-03

0,52

5,40E-03

2, 20E-03

1. Принцип действия вентильного электропривода

При протекании тока в рамке (см. рис.2) возникает вращающий момент:

Рис.1 Формирование вращающего момента.

(1)

где: В - магнитная индукция, Тл; S-площадь рамки, см2; W-число витков рамки; i-ток, А; -угол между намагничивающей силой и рамкой с током.

Этот момент повернет ротор (постоянный магнит) на 90°. В вентильном электродвигателе в статоре расположено 3 обмотки и в зависимости от положения ротора относительно статора подключаются 2 обмотки, скорость и момент определяются питающим напряжением. При постоянном питающем напряжении скорость вращения постоянна. Управление подключением обмоток осуществляется транзисторной схемой переключения (рис.3), сигналы на которую поступают с датчика положения ротора. Если условно принять за положительное напряжение вращения вала направление вращения против часовой стрелки, то момент на валу двигателя будет определяться по формуле:

где: -угол между векторами Ф0 и F; Mmax=Ф0·F; К= 1/ 9810.

Наибольшее значение момента двигателя достигается при ??= 90°+30°

Рис 2. Формирование результирующей намагничивающей силы.

Система автоматического управления (САУ) (рис.3), управляемая датчиком положения ротора, обеспечивает одновременное открытие транзисторных ключей, одного из группы VT1-VT3 и другого из группы TV4-VT6, что обеспечивает в свою очередь одновременное включение двух статорных обмоток двигателя.

Рис 3. ВЭП. Схема электрическая функциональная.

На рис.4 приведена типовая электрическая схема переключения полюсов вентильного электропривода, где: 1-статорные обмотки ВЭП; 2-ротор двигателя; 3 - ДПД; 4 - САУ.

Рассмотрим работу ВЭП, когда например, открыты транзисторы VT1 и VT6 (рис 4). Тогда ток от источника U будет протекать через эти транзисторы и обмотки двигателя U и W. При этом создается результирующая намагничивающая сила F, которая при взаимодействии с магнитным потоком постоянных магнитов ротора Ф0 создает вращающий момент, величина которого определяется углом рассогласования между векторами Ф0 и F.

2. Вывод математической модели ВЭП

На рис.4 изображена структурная схема ВЭП, где приняты следующие обозначения: 1-сумматор напряжений (устройство суммирования построено на ОУ); 2-передаточная функция регулятора скорости, которая является суммой форсирующего 1-го порядка и интегрирующего элементов (е1 и е2 - напряжения на входе и выходе регулятора); 3-сумматор напряжений; 4-усилитель мощности на транзисторах и тиристорах; 5-сумматор напряжений (обмотка статора); 6-передаточная функция обмотки статора (Rэ - активное сопротивление обмотки, Т - постоянная времени обмотки, Lэ - индуктивность обмотки); 7-усилитель тока; 8-передаточная функция электромагнитной части электродвигателя, в которой реализуется закон Ампера, т.е. ток преобразуется в силу (Сm - постоянная по моменту, Се - постоянная по ЭДС); 9-передаточная функция по ЭДС электродвигателя; 10-сумматор моментов - ротор электродвигателя (Мт - момент трения; Мр - реактивный момент); 11-передаточная функция механической части электропривода (J - приведенный момент инерции электропривода); 12 - обратная связь по угловой скорости ( (в качестве измерителя угловой скорости выступает тахогенератор, закрепленный на валу электродвигателя, который позволяет стабилизировать заданное значение угловой скорости на выходе электропривода); 13 - интегрирующее звено; 14-наблюдающее устройство идентификации (НУИ).

Рис 5. Структурная схема ВЭП.

На основе данной схемы можно получить уравнения описывающие поведение ВЭП:

(2)

Записывая характеристическое уравнение системы (2) можно получить уравнения, которые характеризуют динамику тока в обмотках ВЭП и динамику скорости вращения его вала. Эти уравнения соответственно имеют вид:

(3)

(4)

где приняты следующие обозначения:

, , , , , , ,

Таким образом динамика ВЭП описывается двумя линейными дифференциальными уравнениями третьего порядка (3), (4). В качестве переменных состояния выступают частота вращения вала двигателя и ток в обмотках i. В качестве управляющего воздействия выступает напряжение питания Uз, а в качестве возмущающего воздействия - момент трения и реактивный момент.

Для заданных параметров ВЭП коэффициенты уравнений (3), (4) будут иметь следующие значения:

a1

a2

a3

?

?

?1

1,32E-02

1,73E-05

1,29E-08

7,46E-04

2,16E-01

1,32E-02

3. Расчет устойчивости

Для исследования устойчивости ВЭП по соответствующей математической модели воспользуемся алгебраическим критерием устойчивости в форме определителей составляемых из коэффициентов характеристического уравнения (критерий устойчивости Гурвица). Критерий устойчивости формулируется следующим образом: для того чтобы система была устойчива, необходимо и достаточно, чтобы все определители Гурвица имели знаки, одинаковые со знаком первого коэффициента характеристического уравнения.

Для характеристического уравнения третьего порядка условия устойчивости будут иметь вид:

D12>0;

D22·а13>0;

D32·а13>0;

В нашем случае условия устойчивости выполняются, следовательно, система характеризующая динамику ВЭП, описываемая уравнениями (3-4) является асимптотически устойчивой.

4. Математическое моделирование ВЭП

Математическое моделирование производилось при помощи математического редактора MatLab 6.12 с использованием приложения для построения и моделирования динамических систем Simulink по структурной схеме.

Рис.6 Структурная схема ВЭП для моделирования в среде MatLab 6.12

Результаты моделирования приведены на рис.7-8.

а)

б)

с)

Рис.7 Результаты моделирования переходных процессов по угловой скорости и по току для различных напряжений питания ВЭП: а) 0.1В (tпп 0,05 сек); б) 1В (tпп 0,05 сек); с) 10В (tпп 0,05 сек).

5. Построение АЧХ и ФЧХ ВЭП

Выражения (3) и (4) можно записать в изображениях Лапласа в виде:

(5)

(6)

где W1 (s), W2 (s), W3 (s), W4 (s) - передаточные функции ВЭП по для управления и возмущения, и соответственно по i для управления и возмущения, которые имеют вид:

(7)

(8)

(9)

(10)

Для получения аналитических зависимостей для АЧХ и ФЧХ ВЭП по для управления произведем замену в (7):

W,

W, W

,

Для построения АЧХ и ФЧХ ВЭП использовались стандартные процедуры пакета MatLab 6.12

Рис 8. АЧХ и ФЧХ по току для управления.

Рис 9. АЧХ и ФЧХ по току для возмущения.

Рис 10. АЧХ и ФЧХ по угловой скорости для управления.

Рис 11. АЧХ и ФЧХ по угловой скорости для возмущения.

6. Расчет суммарного момента возмущения

Мв определяется по формуле:

(26)

Полагаем

Реактивный момент представляется в виде ряда Фурье:

(27)

где

и - амплитуды синусной и косинусной составляющих в ряду Фурье.

ki - номер гармоник разложения.

Суммарный момент выглядит следующим образом:

Рис 10. Суммарный момент возмущения.

Время динамического запаздывания (сек) из ФЧХ по току и угловой скорости для управления:

Частота (Гц)

0,1592

1,1273

2,0955

3,0637

4,0318

5,0000

Время запаздывания по току

3,1312

0,4331

0,2283

0,1530

0,1139

0,0901

Время запаздывания по скорости

0,0104

0,0104

0,0103

0,0102

0,0101

0,0099

Заключение

В курсовой работе была проанализирована математическая модель вентильного электропривода, построены частотные графики модели (по току и по ), а так же графики переходных процессов при различных программных напряжениях. На основании вида этих графиков, а также проведенного расчета устойчивости можно сделать вывод о устойчивости вентильного электропривода (его математической модели).




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Анализ показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Курсовая работа Управление государственным долгом
Курсовая работа Договор ренты
Курсовая работа Финансовая устойчивость страховых компаний
Курсовая работа Организация налогового учёта в организации
Курсовая работа Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
Курсовая работа Оперативное планирование производства предприятия
Курсовая работа Самооценка младших школьников
Курсовая работа Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования
Курсовая работа Бронхиальная астма
Курсовая работа Учет и анализ финансовых результатов деятельности автотранспортной организации
Курсовая работа Управление социальной защиты населения на уровне муниципального образования
Курсовая работа Психологические проблемы одомашнивания животных
Курсовая работа Учёт и анализ доходов и расходов коммерческого предприятия на примере ООО "СуперСтрой-Уфа"
Курсовая работа Учет и анализ выпуска готовой продукции