21
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Разработка сменного модуля для изучения
соединения типа «Звезда»»
Чита 2009
Содержание
Введение
1. Теоретическая часть
Введение
Целью данной курсовой работы является проектирование и изготовление сменного модуля для проведения лабораторных работ по изучению соединения типа «звезда».
На практике часто встречаются соединения элементов, которые нельзя свести только к последовательному или параллельному соединению. Примером подобного соединения являются соединения многолучевой звездой и многоугольником. Наиболее часто встречаются случаи трёхлучевой звезды и треугольника.
В данной работе соединение трёхлучевой звездой реализовано в симметричном Т-образном четырехполюснике (рис. 1.1).
Рис. 1.1
1. Теоретическая часть
Рис. 1.2
Условное изображение четырехполюсника показано на рис. 1.2. Одну пара выводов из четырех назовем первичной, а другую вторичной и обозначим соответственно цифрами 1-1 и 2-2. Для расчета режима выберем положительные направления напряжений и токов, показанные на рис. 1.2.
Будем считать, что источники питания, приемники и любые участки цепи с парными выводами могут присоединяться только к выводам четырехполюсника, которые обозначены одинаковыми цифрами. Такие четырехполюсники называют проходными.
Все четырехполюсники подразделяются на две группы: пассивные и активные. В пассивных четырехполюсниках нет зависимых или независимых источников напряжения (ЭДС) или тока, активные четырехполюсники содержат зависимые или независимые источники.
Для исследования четырехполюсников необходимо, прежде всего, установить зависимости между четырьмя величинами, определяющими режим его работы: напряжениями и токами на первичных и вторичных выводах.
Зависимости между двумя напряжениями и двумя токами, определяющими режим на первичных и вторичных выводах, могут быть записаны в различной форме. Если считать две из указанных величин заданными, то две другие величины будут связаны с ними системой двух уравнений, которые называются уравнениями четырехполюсника.
Рис. 1.3
Рис. 1.4
Например, если к вторичным выводам четырехполюсника подключен приемник с сопротивлением нагрузки Z2н, а к первичным - источник ЭДС Е1 (рис. 1.3), то при заданном напряжении на выводах приемника U2 и токе можно определить необходимое напряжение источника питания на первичных выводах U1=E1 и ток источника I1 по уравнению типа А:
;
,
или в матричной форме
,
где и - матрицы-столбцы напряжения и тока соответственно на первичных и вторичных выводах;
- квадратная матрица коэффициентов.
В этих уравнениях коэффициенты A11, А12, А21, А22 определяют сам четырехполюсник и зависят от схемы соединения и параметров составляющих четырехполюсник элементов электрической цепи; A11 и А22 - безразмерные коэффициенты; A12 имеет размерность сопротивления, а А21 - проводимости.
Всего можно записать шесть различных по форме, но по существу эквивалентных, т.е. математически равносильных, пар уравнений (число сочетаний из четырех по два).
Уравнения типа Y
или
, где все коэффициенты - проводимости.
Уравнения типа Z
или
с коэффициентами - сопротивлениями.
Уравнения типа H
или
с коэффициентами, размерность которых, как и в первых трёх системах уравнений, непосредственно следует из самой записи уравнений.
Уравнения типа G
или
.
Уравнения типа B
или
.
1.2 Режимы четырехполюсников
При расчете режима работы четырехполюсника с применением различных типов уравнений принято выбирать положительные направления токов неодинаковыми (рис. 1.2). Положительные направления токов по рис. 1.3 (I1 и I2) часто выбирают для пассивных четырехполюсников с источником питания на первичных - входных выводах и приемником с сопротивлением Z2н на вторичных выходных выводах и записи уравнений типа А.
Входные сопротивления. Отношение напряжения U1 к току I1 при питании четырехполюсника со стороны первичных выводов и сопротивлении нагрузки Z2н на вторичных (рис. 1.3) называется входным сопротивлением четырехполюсника со стороны первичных выводов Z1вх. При питании четырехполюсника со стороны вторичных выводов и сопротивлении нагрузки Z1н на первичных (рис. 1.4) отношение напряжения U2 к току I2 - это входное сопротивление четырехполюсника со стороны вторичных выводов Z2вх.
Входное сопротивление четырехполюсника определяет режим работы источника питания и зависит от структуры и параметров составляющих четырехполюсник элементов, т.е. коэффициентов четырехполюсника, а также от сопротивления нагрузки, т.е. сопротивления приемника.
Для определения входных сопротивлений Z1вх и Z2вх можно воспользоваться любым из типов уравнений, однако наиболее простые выражения получаются, если соответственно выбрать уравнения типов А и В:
;
;
В частном случае при отключенном или закороченном приемнике входные сопротивления характеризуют только сам четырехполюсник, а следовательно, зависят только от его коэффициентов.
Рис. 1.5
При питании со стороны первичных выводов и коротком замыкании вторичных (рис. 1.5), т.е. при Z2н = 0, входное сопротивление
При холостом ходе на вторичных выводах, т.е. при , входное сопротивление
Сопротивления короткого замыкания и холостого хода четырехполюсника однозначно определяются его коэффициентами.
Режим работы четырехполюсника, как и любой электрической цепи, можно характеризовать передаточными функциями при заданном сопротивлении приемника, т.е. в отличие от коэффициентов четырехполюсника передаточная функция зависит не только от структуры и параметров составляющих четырехполюсник элементов, но и от параметров приемника. Если, например, источник питания подключен к первичным выводам (см. рис. 1.3), то при сопротивлении нагрузки Z2н можно составить различные передаточные функции, например и т.д.
Рис. 1.6
Найдем коэффициенты уравнений типа А симметричного Т-образного четырехполюсника (рис. 1.6).
При холостом ходе на вторичных выводах (I2=0) из рис. 1.6 следует, что
; или . Сравнив эти выражения с уравнениями при , определим
; .
При коротком замыкании вторичных выводов () из рис. 1.6 следует, что или ;
.
Сравнив эти выражения с уравнениями при U2=0, найдем
; , т.е. , как и должно быть у симметричного четырехполюсника.
Экспериментальное определение коэффициентов и входных сопротивлений. Первичные параметры каждого данного четырехполюсника могут быть определены экспериментально при измерении режима (напряжений и токов) на первичных и вторичных выводах. Например, при питании четырехполюсника со стороны первичных выводов (напряжение U1) и холостом ходе на вторичных (напряжение , токи , ) находим
; ,
а при коротком замыкании вторичных (напряжение , токи , ),
; .
При работе четырехполюсника в цепи постоянного тока для вычисления коэффициентов достаточно измерить напряжения и токи.
Сопротивления холостого хода и короткого замыкания могут быть измерены теми же методами, что и любые другие сопротивления, например при помощи измерительного моста или амперметра, вольтметра, включенных только со стороны первичных или только со стороны вторичных выводов.
2. Практическая часть
2.1 Проектирование модуля
1. Проектируется схема для исследования соединения
2. Подбираются радиодетали, которые будут располагаться на будущей печатной плате модуля. Определяется подключение к исследуемой схеме измерительных приборов, источника сигнала.
3. Разрабатывается печатная плата.
1. После разработки печатной платы, она выпиливается из фольгированного гетинакса.
2. В гетинаксе для последующей впайки радиодеталей сверлятся отверстия, На стороне, покрытой слоем металла, лаком наносятся дорожки. После этого плата вытравливается в растворе хлористого железа, лак удаляется и дорожки покрываются оловом.
3. На плату, в соответствии со схемой, монтируются резисторы, припаиваются провода
4. Изготавливается модуль для проведения работы.
5. Проверяется работоспособность модуля.
Рис. 2.1.
Номиналы резистивных элементов:
R1 = 3 кОм,
R2 = 3 кОм,
R3 = 15 кОм.
К входным выводам 1-1 подключен источник питания, к выходным 2-2 - нагрузка. Вольтметр V1 имеет возможность переключения с помощью тумблера S1 со входа схемы на выход и обратно (рис. 2).
Рис. 2.2
Тумблеры S2 (S2.1 и S2.2) и S3 (S3.1 и S3.2) переключают амперметр с измерения тока на входе схемы (рис. 3) на измерение тока на выходе (рис. 4) и обратно.
Рис. 2.3.
Рис. 2.4
Итоговая схема:
Рис. 2.5
Лабораторная работа
Изучение соединения типа «звезда»
1. Цель работы
Целью работы будет являться экспериментальное исследование соединения типа «звезда» при постоянном токе.
2. Задание для самостоятельной подготовки
2.1. По разделу 4 описания этой лабораторной работы следует ознакомиться с некоторыми пояснениями по лабораторной работе.
3. Методические указания по проведению работы
3.1. Включите стенд. Измерьте токи на резисторах R2 и R3.
3.2. Найдите полное сопротивление цепи.
3.3. По закону Ома найдите ток I1 на резисторе R1.
3.4. Применив первый закон Кирхгофа к точке А и второй закон к контуру ABCD, найдите токи на резисторах R2 и R3.
3.5. Сравните найденные значения с полученными в ходе измерений.
4. Некоторые пояснения
Схема цепи показана на рисунке. Напряжение питания U равно 10 В. Номиналы резисторов: R1= R2 = 3 кОм, R3 = 15 кОм.
3. Расчетная часть
Схема цепи показана на рисунке.
Напряжение питания U = 10 В.
R1= R2 = 3 кОм,
R3 = 15 кОм.
1. Расчет сопротивления цепи
Резистор R1 соединен последовательно с резисторами R2 и R3. Следовательно, Rпол=R1+R23.
Резисторы R2 и R3 соединены параллельно. Следовательно,
и
.
2. Расчет тока I1
3.
На основании первого закона Кирхгофа для узла А: .
Для контура ABCD по второму закону Кирхгофа:
.
Имеем систему уравнений:
;
т. к. R3 = 5 R2
;
;
;
;
;
.
I2=1,5 мА, I3=0,3 мА.
Литература
1. Бакалов В.П., Дмитриков В.Ф., Крук Б.И. Основы теории цепей. - М.: Радио и связь, 2000
2. Зевеке Г.В., Ионкин П.А. Основы теории цепей. М.: ЭнергоАтомИздат, 1989
3. Дмитриева В.Ф., Прокофьев В.Л. Основы физики - М.: Высшая школа, 2003.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |