33
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. АКМУЛЛЫ»
(ГОУ ВПО «БГПУ им. М. АКМУЛЛЫ»)
Факультет физико-математический
Кафедра общей физики
Специальность физика
Курс IV
САДУЛИН ВЕНЕР АХМЕТОВ
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ КВАНТОВОЙ ОПТИКИ В БАЗОВОЙ И ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛАХ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Научный руководитель к.п.н., доцент
Даутова Б.В.
Уфа 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………...……...3
1. Структура изучения квантовой оптики в школе……………………..5
2. Особенности методики изучения квантовой оптикивая теория света не объясняет все законы фотоэффекта. Необходимость объяснения новых экспериментальных фактов привела к созданию квантовой теории света. Опыт Резерфорда опроверг первоначальную модель атома, предложенную Томсоном, а на смену модели атома Резерфорда пришла теория Бора, которая лучше согласовывалась с экспериментальными фактами.
История развития учений о свете и о строении атома позволяет проиллюстрировать бесконечность процесса познания и его диалектический характер. Соотношение между абсолютной и относительной истиной необходимо обсудить при ознакомлении учащихся с принципом соответствия. Квантовая оптика является более глубокой физической теорией, ибо она более полно объясняет большой круг физических явлений, нежели классическая оптика. Квантовая оптика установила, что ряд представлений классической оптики не являются абсолютными, они хороши лишь дл макроскопических тел. Но квантовая физика не отрицает полностью классическую. Она лишь ограничивает область ее применения. Законы классической механики и электродинамики для макротел остаются незыблемыми. Кроме того, в предельных случаях выводы квантовой физики совпадают с результатами классической. При больших квантовых числах дискретность «смазывается» и процесс становится квазинепрерывным.
Последний раздел школьного курса физики открывает большие возможности для воспитания и развития учащихся. Для развития мышления учащихся в этом разделе широко использую такие приемы, как сравнение, систематизация и классификация. Например, полезно предложить им сравнить свойства жидкостей и ядра атома. Выявление общих для них свойств обеспечивает лучшее понимание школьниками капельной модели ядра. Сравнивать можно также свойства фотона со свойствами других элементарных частиц, свойства ядерных сил со свойствами гравитационных и электромагнитных сил. Результаты этих сравнений отражают в систематизирующих таблицах, обобщающих полученныё учащимися знания по соответствующему вопросу. В конце изучёния раздела целесообразно обобщить все полученные знания о строении вещества.
Материал раздела предоставляет большие возможности для организации самостоятельной деятельности учащихся. Полезно широко использовать периодическую систему Менделеева и предложить им на ее основе самостоятельно определить состав ядер некоторых элементов, рассчитать для них дефект масс, энергию связи, удельную энергию связи и т. п. Оценочные расчеты различных параметров микромира, широко используемые в этом разделе, могут стать содержанием самостоятельной деятельности учащихся в школе и дома, а анализ полученных в них результатов -- хорошая школа развития мышления учащихся. Этой же цели служит решение задач, которые в данном разделе носят по преимуществу тренировочный характер и требуют акцента на анализе полученных данных: полезно сопоставлять энергии связи ядер с энергией связи других систем, например молекул; кинетическую энергию -частиц с энергией теплового движения молекул; плотность ядерного вещества с известными плотностями различных веществ и т. п. Результаты этого анализа позволяют выпускникам школ лучше понять порядок величин в микромире, осмыслить его.
В развитие квантовой физики внесли вклад многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученые: Э. Резерфорд, Н. Бор, П. Кюри, М. Склодовская-Кюри, М. Лауэ, Луи де Бройль, В Гейзенберг, В. Паули, П. Дирак, Э. Шредингер, И. Е. Тамм, О. Ган, Э. Ферми, Л. Д. Ландау, В. А. Фок, Д. В Скобельцын, А. И. Алиханов, В. И. Векслер, И. В. Курчатов и многие другие. Изучение их жизни и деятельности представляет благодатный материал для патриотического и интернационального, а также нравственного воспитания учащихся. Бесконечная преданность науке, трудолюбие до одержимости, научная добросовестность, бескорыстие, понимание своей ответственности перед обществом, скромность в личной жизни свойственны были многим ученым.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ванеев А.А., Дубицкая Э.Г., Ярунина Е.Ф. Преподавание физики в 10 классе средней школы. - М., «Просвещение», 1978 г.
2. Каменецкий С.Е. Теория и методика обучения физики в школе (частные вопросы). - М., «ACADEMA», 2000 г.
3. Интернет
4. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. - М., 1981 г.
5. Вольштейн С.Л., Качинский А.М. Уроки физики в 10 классе. - Минск, «Народная асвета», 1980г.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |