фЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Кафедра "Методов и средств измерений и автоматизации"_
Курсовой проект защищен с оценкой
_____________________________
Руководитель
работы
(подпись, должность, и.о. фамилия )
«Автоматизированный электропривод машин и аппаратов химических производств»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
по дисциплине «Электротехника и электроника»
_________КР 240701.24.000ПЗ________
обозначение документа
Работу выполнил
студентка гр. ____________________
подпись, и.о. фамилия
Руководитель
доцент каф. ______________________
подпись, и.о. фамилия
2008
Задание
Выбрать электродвигатель привода технологического аппарата по исходным данным:
Назначение электродвигателя - для привода с регулированием скорости в широком диапазоне, обеспечивающем хорошие пусковые качества и перегрузочной способностью.
Вид автоматизированного пуска - в функции времени.
По назначению привода определить тип двигателя. Выбор двигателя осуществить по средней мощности нагрузки без проверки его по нагреву. Составить схему автоматизированного пуска двигателя. Описать конструктивные элементы двигателя и пусковой аппаратуры (реле, контакторов, магнитных пускателей, автоматических выключателей)
Таблица 1. Исходные данные
Мощность, Р1 |
Мощность, Р2 |
Мощность, Р3 |
Мощность, Р4 |
Мощность, Р5 |
|
25 кВт |
22 кВт |
15 кВт |
17 кВт |
19 кВт |
|
Время , t1 |
Время , t2 |
Время , t3 |
Время , t4 |
Время , t5 |
|
10 мин |
30 мин |
50 мин |
30 мин |
40 мин |
Содержание
Номинальная мощность, кВт |
23.6 |
|
Напряжение на якоре, В |
440 |
|
КПД, % |
83 |
|
Частота вращения, об/мин |
1400 |
6.1. Электромагнитная схема
В машине постоянного тока создается неподвижное магнитное поле полюсов статора, в котором вращается ротор с расположенными на нем проводниками, образующими рабочую обмотку.
Рассмотрим подробнее схему устройства машины постоянного тока. На рис. 2 показана магнитная система двухполюсной машины и картина поля в ней. Основные полюсы укреплены на внутренней поверхности полого стального цилиндра -- станины, являющейся частью магнитопровода. На полюсах находятся катушки-, соединенные последовательно и образующие обмотку возбуждения. Магнитное поле создается током возбуждения Iв в катушках (реже постоянными магнитами). Цепь возбуждения -- это вспомогательная цепь машины. Картина магнитного поля изображена на рис. 2 магнитными линиями.
Рис. 2. Магнитное поле машины
Магнитная система и поле машины симметричны относительно продольных осей полюсов N0--S0. Линии, проходящие посередине между смежными полюсами, называют поперечными магнитными осями, а их следы на поверхности якоря -- геометрическими нейтралями. Ротор с рабочей обмоткой в машинах постоянного тока называют якорем. Для равномерного распределения магнитной индукции в зазоре между полюсами и якорем служат полюсные наконечники, как бы охватывающие якорь. Обмотка якоря состоит из уложенных на поверхности (в пазах) ротора «активных» проводников, соединенных в витки (секции, см. рис. 10) так, что она всегда представляет собой замкнутый контур.
Поскольку обмотка якоря вращается, соединение с ее внешней цепью осуществляется скользящим контактом с помощью неподвижных электрографитовых щеток. Цепь якоря -- это главная цепь машины.
6.2. Получение постоянной э. д. с. якоря
Рассмотрим получение постоянного напряжения между щетками. Для этого изобразим модель якоря между двумя полюсами машины (рис. 3).
Пусть машина используется в качестве генератора и якорь приводится во вращение с постоянной угловой скоростью ? в указанном на рис. 3 направлении, а внешняя цепь отключена. В проводниках, лежащих в пазах на поверхности и пересекающих линии нормальной к ней составляющей магнитной индукции В в зазоре между полюсом и якорем, при вращении якоря наводятся э. д. с.
e = Blv,
где l -- длина проводника (или якоря); ? -- линейная (окружная) скорость проводников.
Эти проводники называют активными.
Соединительные проводники на торцовых поверхностях якоря (лобовые части, см. рис. 9 и 10) не пересекают магнитных линий и в них э. д. с, не наводятся.
Применив известное правило правой руки для определения направления э. д. с. в активных проводниках, убедимся, что во всех проводниках, движущихся под одноименными полюсами, э. д. с. направлены одинаково; (крестики или точки). Под северным и южным полюсами направления э. д. с. противоположны. В проводниках, проходящих геометрические нейтрали, э. д. с. не наводятся, так как здесь B = 0. Таким образом, при вращении якоря в его проводниках наводятся переменные э.д.с.
Рис. 3. Модель якоря двухполюсной машины
Как указывалось, обмотка якоря представляет собой замкнутый контур (это легко видеть на изображении простейшей обмотки якоря -- бесконечной спирали на тороиде рис. 4, которая применялась в первых машинах).
Рис. 4. Простейшая замкнутая обмотка якоря и ее схема
Однако ток в контуре не возникает, так как алгебраическая сумма мгновенных значений э. д. с. е всех последовательно соединенных проводников обмотки равна нулю: обмотка выполняется с равным числом проводников под каждым полюсом, магнитные потоки полюсов одинаковы, полярность полюсов чередуется.
Если установить неподвижные электрографитовые щетки для осуществления скользящего контакту с проводниками, проходящими геометрические нейтрали (см. рис. 3), то между щетками всегда будут находиться проводники обмотки с одинаково направленными э. д. с. е, сумма которых максимальна и постоянна (при сдвиге щеток эта сумма уменьшается).
В действительности щетки касаются не проводников на поверхности якоря, а соединенных с ними соответствующих пластин коллектора (см. рис. 5 и 10). Коллектор -- цилиндр, набранный из медных пластин, изолированных одна от другой прокладками, и закрепленный на валу. Щетки устанавливают так, чтобы они касались пластин коллектора, соединенных с проводниками, проходящими геометрические нейтрали.
В результате установки щеток и соединения их с внешней цепью обмотка якоря по отношению к его зажимам оказывается разделенной на параллельно соединенные ветви с одинаковыми э. д. с. Е и сопротивлениями Rа. Из схематически изображенной на рис. 6, а обмотки якоря видно, что э. д. с. якоря Е равна э. д. с. любой из параллельно соединенных ветвей. Внутреннее сопротивление якоря Rя -- это эквивалентное сопротивление параллельно соединенных ветвей обмотки. Обычно оно мало (от долей ома у крупных машин до единиц ом у небольших). Если к зажимам якоря генератора присоединить внешнюю электрическую цепь, то э. д. с. якоря создаст в цепи ток якоря (ток нагрузки, рабочий ток). В двигателе ток создается внешним источником и в якоре делится на токи параллельных ветвей. Направление тока во всех проводниках одной параллельной ветви одинаковое, противоположное направлению токов в другой ветви.
Рис. 5. Коллектор (разрез) Рис. 6. Схема замещения обмотки якоря с двумя параллельными ветвями (а), изображение якоря по ГОСТ (б)
Обычно машина постоянного тока выполняется многополюсной (см, рис. 7 и 8). При этом возрастает число пар щеток и параллельных ветвей якоря.
На электрических схемах якорь машины постоянного тока изображают (ГОСТ 2.756--76) условно в виде окружности с двумя диаметрально расположенными щетками (рис. 6, б), а обмотку возбуждения -- как индуктивный элемент.
6.3. Конструкция современной машины постоянного тока
Выше была рассмотрена двухполюсная модель машины постоянного тока. Современные машины имеют не менее четырех полюсов. На рис. 7 показаны основные элементы конструкции четырехполюсной машины, а на рис. 8 -- разрез ее магнитной системы.
Станина (6 на рис. 7) представляет собой полый стальной цилиндр, внутри которого укреплены основные полюсы 5 магнитной системы с катушками обмотки возбуждения. Между основными находятся узкие добавочные полюсы 4 со своими катушками
Станину машины отливают или свертывают в цилиндр из толстой листовой стали и сваривают по шву. Полюсы отковывают из мягкой стали или набирают из стальных пластин. К торцам станины прикреплены подшипниковые щиты 1 с подшипниками, в которых вращается вал якоря 3. На щите со стороны коллектора установлены щеткодержатели со щетками 2. Якорь представляет собой стальной барабан, (рис. 9,
Для уменьшения потерь от вихревых токов при перемагничивании его набирают из дисков электротехнической стали толщиной 0,5 мм (рис. 9, в). Барабанная обмотка отличается от спиральной обмотки на тороиде тем, что все проводники укладываются витками на поверхности барабана и являются активными. При этом стороны витка располагаются под разноименными полюсами так, что э. д. с. в них складывается. На рис. 10 схематически показана укладка витков обмотки в пазы и их соединение с коллекторными пластинами. Проводники (витки) обмотки, заключенные между двумя ближайшими пластинами, образуют секцию обмотки (на рис. 10 показаны только две секции). Обмотка имеет несколько десятков секций, столько же и коллекторных пластин.
На корпусе машины имеется коробка с зажимами, куда выведены концы обмотки якоря и обмотки возбуждения. На паспортном щитке указываются номинальные параметры машины: отдаваемая электрическая мощность генератора или механическая мощность двигателя, напряжение, ток, частота вращения, способ возбуждения, к. п. д., масса, номер машины и марка завода-изготовителя.
6.4. Принцип действия генератора
Пусть якорь машины вращается в магнитном поле с помощью какого-либо приводного двигателя (рис. 11, а). Как указывалось, в проводниках вращающегося якоря возникают э. д. с, направление которых можно определить по правилу правой руки
Если к зажимам якоря подключить приемник, то э. д. с. якоря вызовет в цепи ток. Но с появлением тока в проводниках якоря, находящихся в магнитном поле, возникают электромагнитные силы. Определим их направление на рис. 11. Токи в проводниках якоря направлены также, как и вызвавшие их э. д. с. По правилу левой руки найдем, что электромагнитные силы создают момент, противодействующий вращению якоря. Если скорость якоря ? постоянна, то вращающий момент приводного двигателя равен противодействующему электромагнитному моменту генератора: Mвр=Mпр=M. Таким образом, для производства электрической энергии необходимо затрачивать механическую энергию. В соответствии со схемой замещения цепи якоря генератора (рис. 11, б) запишем уравнение ее электрического состояния:
E = U + RяIя
Умножив это выражение на Iя, получим уравнение баланса мощности цепи якоря:
EIя = UIя + RяI2я
Мощность приемника Р=UIя и мощность, электрических потерь в обмотке якоря ?Pэя = RяI2я составляет электромагнитную мощность EIя = Pэм, развиваемую генератором, травную механической мощности приводного двигателя:
EIя = Pэм = M? = Pмех.
6.5. Принцип действия двигателя
Если подать на зажимы неподвижного якоря машины постоянного тока напряжение от какого-нибудь источника, то оно вызовет ток в цепи якоря (рис. 12). Пусть направление токов в якоре будет таким, как на рис. 12, а. Определив направление электромагнитных сил, найдем, что они создают вращающий момент. Машина работает в качестве электродвигателя. Если скорость ротора ? постоянна, то вращающий момент равен противодействующему моменту сопротивления механизма на валу: Мвр=Мпр=М. Во вращающемся в магнитном поле якоре наводится э. д. с. Определив направление э. д. с. в проводниках якоря на рис. 12, а, найдем, что оно противоположно направлению тока. Ток направлен против э. д. с. Поэтому часто э. д. с. якоря двигателя называют противо-э. д. с. Составив схему замещения цепи якоря двигателя (рис. 12, б), найдем, что приложенное к зажимам якоря двигателя напряжение равно сумме противо-э. д. с. и падения напряжения на внутреннем сопротивлении якоря:
U = E + RяIя
Отсюда ток якоря двигателя
Iя = (U - E)/ Rя
Уравнение баланса мощности цепи якоря двигателя имеет вид
U Iя = E Iя + RяI2я
Оно показывает, что электрическая мощность Рэ = U Iя, подводимая к двигателю от внешнего источника, превращается в электромагнитную мощность Pэм = EIя и мощность потерь в обмотке якоря. Электромагнитная мощность, как и в генераторе, равна механической мощности, развиваемой двигателем:
EIя = Pэм = M?.
Наименование |
Обозначение по ГОСТ 2.756 - 76 |
|
Обмотка контактора, магнитного пускателя или реле |
||
Кнопки с замыкающим и размыкающим контактами |
||
Контакт замыкающий с выдержкой времени при замыкании |
||
Контакт размыкающий с выдержкой времени при замыкании |
|
Реле - устройство, в котором при достижении определенного значения входной величины выходная величина изменяется скачком - выходные контакторы либо замыкаются - в управляемой цепи появляется ток (напряжение), либо размыкается. Реле применяют в цепях управления с током менее 1А. Входной величиной реле могут быть механические, тепловые, электрически и другие внешние воздействия.
Широкое распространение получили электрические реле (электромагнитные, магнитоэлектрические, электродинамические, индукционные). Которые реагируют изменение тока (напряжения) в обмотке управления (намагничивающей обмотке).
Электронные реле выполняют множество функций, связанных с контролем режимов работы важных элементов электрической цепи - генераторов, трансформаторов, линий передач, различных приёмников.
При нарушении нормального режима того или иного элемента соответствующее реле приводит в действие аппаратуру, которая либо восстанавливает нормальный режим работы, либо отключает повреждённый участок. Такие реле - реле защиты - могут «наблюдать» за током в цепи (токовая защита), напряжением на отдельных участках (защита по напряжению), изменением мощности (реле мощности), изменением частоты тока и т.д. В зависимости от значения или направления входной величины, приводящей к срабатыванию реле, различают реле: максимальные, минимальные, направленного действия, дифференциальные и др.
Тепловое реле состоит из биметаллической пластины, которая находится в тепловом поле нагревателя, включенного последовательно с контролируемым объектом (приёмником), и контактов. Если контролируемый ток больше допустимого, то через некоторое время биметаллическая пластина под действием избыточной теплоты нагревателя изогнётся, так как её нижний слой расширяется (удлиняется) больше, чем верхний. Пластина освобождает защёлку, которая под действием пружины поворачивается, и контакты размыкаются.
Важным параметром реле является чувствительность, т.е. мощность Ру в цепи управления, при которой срабатывает реле. У высокочувствительных реле 10 мВт, реле нормальной чувствительности срабатывают при Ру =1…5 Вт, реле низкой чувствительности - при Ру =10…20 Вт.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |