Содержание
Введение
Глава 1. Происхождение, сущность, функции и роль банков как элемента банковской системы
1.1 История возникновения и развития банков
1.2 Банковская система, ее сущность и структура
1.2.1 Центральный банк как первая ступень двухуровневой банковской
системы
1.2.1.1 Цели деятельности, функции Центрального банка РФ
1.2.2 Коммерческий банк как вторая ступень банковской системы
1.2.2.1 Функции и сущность коммерческих банков как особых финансовых посредников
1.2.2.2 Виды банков
1.2.2.3 Основные операции коммерческих банков
Глава 2. Банковская система в период мирового финансового кризиса
2.1 Зарождение мирового финансового кризиса
2.2 Реализация Банком России своих функций в условиях мирового финансового кризиса
2.2.1 Реализация денежно-кредитной политики в 2008-2009 годах
2.2.2 Реализация валютно-курсовой политики в 2008-2009 годах
2.3 Состояние и деятельность коммерческих банков в условиях мирового финансового кризиса
Глава 3. Перспективы развития банковской системы РФ и преодоления кризиса
3.1 Прогнозы развития кризисной ситуации в банковской системе РФ
3.2 Стратегии выхода из кризиса банковской системы РФ
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Любая экономика держится на объективных экономических законах, одним из которых является закон денежного обращения. Оборот денег происходит под влиянием финансовых институтов и, прежде всего, банков, которые создают основу для денежного оборота и связаны со всеми отраслями и секторами экономики. Банк - это финансовая организация, производящая разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами, оказывающая финансовые услуги правительству, фирмам, частным лицам и другим банкам. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.
Современная банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам. Стабильность банковской системы имеет чрезвычайное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики. Банковский сектор является тем каналом, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике. Именно необходимостью изучения такого важного компонента рыночной экономики и определяется актуальность данной темы.
На данный момент во всем мире нет более популярной темы, чем финансовый кризис, его обсуждают все, начиная с политиков, абсолютно не обремененных даже базовыми экономическими знаниями, и заканчивая экспертами – финансовыми аналитиками. Безусловно, это не могло не затронуть деятельность банков и повлиять на их дальнейшее развитие.
Цель моей работы заключается:
В определении функций, сущности и роли банков в современной рыночной экономике
В выявлении особенностей современной банковской системы (на примере РФ)
В раскрытии анализов дальнейшего развития банковского сектора и стратегий выхода банковской системы из мирового финансового кризиса
Глава 1. Происхождение, сущность, функции и роль банков как элемента банковской системы
1.1 История возникновения и развития банков
Слово «банк» произошло от итальянского слова «banco», что в переводе означает стол, скамья, лавка менялы. Предшественниками банков были средневековые менялы – представители денежно-торгового капитала. Они принимали денежные вклады у купцов и специализировались на обмене денег разных городов и стран. Со временем менялы стали использовать эти вклады, а также собственные денежные средства для выдачи ссуд и получения процентов, это означало превращение менял в банкиров.
Считается, что первые банковские организации появились на Древнем Востоке в VIII в. до н. э., когда уровень благосостояния людей позволил им делать сбережения при сохранении приемлемого уровня текущего потребления. Затем эту эстафету приняла Древняя Греция. Наиболее чтимые храмы стали принимать деньги граждан на хранение во время войн, поскольку воюющие стороны считали недопустимым грабить святилища. В античный Рим банковское дело было «завезено» из Греции (III в. до н.э.).
В XVI–XVII вв. происходит формирование государственных (публичных) банков: в 1587 г. В Италии был создан Банк Венеции, в 1609 г. В Нидерландах – Обменный банк Амстердама, в 1619 г. В Германии – Жиробанк Гамбурга, в 1668г. В Швеции – Риксбанк, первый в Европе Центральный банк. В Англии капиталистическая банковская система возникла в XVI в., причем банкиры вышли из среды либо золотых дел мастеров (например, пионер банкирского промысла в Лондоне – Чайльд), либо купцов (отдельные провинциальные английские банкиры первоначально были торговцами мануфактуры и другими товарами). Первый акционерный банк (Английский банк) был учрежден в 1694 г., получив от правительства право выпуска банкнот. Банки современного (капиталистического) типа в форме акционерных обществ, кредитовавшие торгово-промышленную буржуазию, появились в XVII в. и к концу XIX в. доминировали в ведущих странах мира.
В России первый банк был создан в середине XVII в. в Пскове по указанию воеводы А.Л. Ордина-Нащокина. Однако после отзыва последнего с воеводства банк закрыли. В первой половине XVIII в. функции банка выполняла Монетная контора в Санкт-Петербурге. В 1754 г. были созданы Государственный банк для дворянства с конторами в Москве и Санкт-Петербурге с капиталом 750 тыс. р. и Купеческий банк в Санкт-Петербурге с капиталом в 500 тыс. р. (в 1782 г. был присоединен к Дворянскому банку). Целью дворянских банков в Петербурге и Москве была выдача ссуд дворянам под залог имений с крепостными и угодьями, каменных домов, драгоценных металлов и изделий с драгоценными камнями. В дальнейшем дворянский банк реорганизовали в Государственный заемный банк. В 1758 г. для привлечения в казну серебряных денег, необходимых для внешней торговли, был создан Медный банк (в 1763 г. ликвидирован из-за убыточной деятельности). Первыми российскими региональными банками стали городские общественные банки, появившиеся в конце XVIII в. Первоначально их создавали на пожертвования частных лиц и средства благотворительных организаций. В 1769 г. был создан Ассигнационный банк с конторами в Санкт-Петербурге и Москве, в задачи которого входила эмиссия бумажных денег. В 1797 г. для кредитования купцов при банке образовали учетные конторы, открытые впоследствии и в портовых городах: Одессе, Таганроге, Астрахани и Феодосии. С 1818 г. учетные конторы были переданы вновь созданному Государственному коммерческому банку (1817 г.), а после денежной реформы (1843 г.) Ассигнационный банк упразднили. Государственный коммерческий банк осуществлял учет векселей, предоставлял ссуды, обеспеченные товарами, занимался приемом вкладов и переводными операциями. Он закрылся в 1860г., как и Заемный банк,а на основе их был создан Государственный банк России. Главным источником ресурсов были средства, привлеченные во вклады и на текущие счета. Ресурсы использовались в интересах казначейства и для поддержания государственного кредита. В 1882 г. был создан Государственный крестьянский поземельный банк, а в 1885 г. – Государственный дворянский земельный банк. В начале XX в. российская банковская система включала правительственные банки во главе с Государственным банком России, неправительственные учреждения (акционерные банки, городские общественные банки, общества взаимного кредита и др.), учреждения мелкого кредита (ссудосберегательные товарищества, сельские банки, вспомогательные кассы). В советском союзе банковская система в окончательном виде включала: Госбанк СССР, Стройбанк СССР, Банк внешней торговли СССР. В 1987 г. сюда добавилось 5 специализированных банков: Агропромбанк СССР, Внешэкономбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Промстройбанк СССР, Сбербанк СССР. После распада СССР советские банки были преобразованы в банки РСФСР, а затем Российской Федерации. Появились первые коммерческие банки, началось становление новой банковской системы.
1.2 Банковская система, ее сущность и структура
В истории развития банковских систем различных стран известно несколько их видов:
двухуровневая банковская система (Центральный банк и система коммерческих банков);
централизованная монобанковская система;
уникальная децентрализованная банковская система – Федеральная Резервная система США.
Банковская система в России, как и в большинстве развитых стран, имеет двухуровневую структуру. На первом уровне находится Центральный банк России, на втором – сеть коммерческих банков, подразделяющихся на универсальные и специализированные банки (инвестиционные, сберегательные, ипотечные, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки), и небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании и др.).
Структура банковской системы РФ и небанковских кредитно-финансовых институтов изображена на диаграмме №1 (в приложениях стр. 37).
1.2.1 Центральный банк как первая ступень двухуровневой банковской системы
Центральный (эмиссионный) банк в большинстве стран принадлежит государству. Но даже если государство формально не владеет его капиталом (США, Италия, Швейцария) или владеет частично (Бельгия - 50%, Япония -55%), центральный банк выполняет функции государственного органа. Центральный банк обладает монопольным правом на выпуск в обращение (эмиссию) банкнот - основной составляющей налично-денежной массы. Он хранит официальные золотовалютные резервы, проводит государственную политику, регулируя кредитно-денежную сферу и валютные отношения. Центральный банк участвует в управлении государственным долгом и осуществляет кассово-расчетное обслуживание бюджета государства.
По своему положению в кредитной системе центральный банк играет роль "банка банков", т. е. хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве "кредитора последней инстанции", организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчетные палаты.
1.2.1.1 Цели деятельности, функции Центрального банка РФ
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) является главным банком Российской Федерации. Банк России создан и действует на основании Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» (в редакции от 26 апреля 1995г)1. В соответствии с этим законом уставный капитал (в размере 3 млрд руб.) и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Банк России являются федеральной собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению, использованию и распоряжению имуществом Банка России.
Федеральным законом «О Центральном банке РФ» определены три цели деятельности Банка России (ст.3):
защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
развитие и укрепление банковской системы РФ;
обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Для достижения указанных целей Банк России выполняет следующие функции:
во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту обеспечения устойчивости рубля;
осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке-продаже иностранной валюты;
организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, та и через уполномоченные банки;
принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ, организует составление платежного баланса РФ;
проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций;
осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитных организаций;
является кредитором последней инстанции кредитной организации, организует систему рефинансирования;
устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
устанавливает правила осуществления расчетов в РФ:
осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России.
1.2.2 Коммерческий банк как вторая ступень банковской системы
Коммерческие банки являются вторым звеном кредитной системы. В зависимости от сферы деятельности они подразделяются на специализированные коммерческие банки (или просто специализированные банки), которые осуществляют одну или две банковские операции или обслуживают определенную категорию клиентов, и универсальные коммерческие банки (известные как коммерческие банки), которые имеют исключительное право осуществлять следующие банковские операции:
привлечение во вклады средств юридических и физических лиц;
размещение денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;
открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Однако этим деятельность коммерческих банков не ограничивается. Он проводит операции с ценными бумагами и валютой, оказывает различные консалтинговые услуги экономического характера, выполняет разнообразные финансовые услуги.
Современный коммерческий банк выступает как самостоятельный хозяйствующий субъект, имеющий статус юридического лица. На основе лицензии, полученной от центрального банка, он осуществляет посредническую деятельность в реализации специфических продуктов – кредита, ценных бумаг и валюты – и имеет своей основной целью (в отличие от центрального банка) получение прибыли.
1.2.2.1 Функции и сущность коммерческих банков как особых финансовых посредников
Наиболее полное представление о роли и функциях банков в современной рыночной экономике дает теория финансового посредничества, которая начиная с 70-х гг. XX в. активно разрабатывается западными экономистами. Эта теория рассматривает финансовую сферу и финансовые рынки как единое целое, считая, что выделение относительно обособленных их подсистем и сегментов определяется скорее действующим национальным законодательством, чем объективными закономерностями развития финансовых отношений. При таком подходе все многообразие участников финансового рынка сводится к трем группам: поставщики финансового капитала (главным образом домохозяйства), его потребители (фирмы, корпорации и государство) и финансовые посредники.
Финансовые посредники – это институты, выполняющие посредническую функцию между поставщиками и потребителями финансового капитала.
Теория финансового посредничества исходит и того, что финансовые услуги, оказываемые финансовым посредником, основаны на информации (информационном преимуществе финансового посредника).
Для выяснения сущности банка как особого типа финансового посредника выделяют следующие существенные признаки.
Во-первых, как и всякие финансовые посредники, они осуществляют двойной обмен долговыми обязательствами: банки выпускают свои собственные долговые обязательства, а средства, мобилизованные на этой основе, размещают от своего имени в долговые обязательства, выпущенные другими организациями.
Во-вторых, банки формируют собственные обязательства на основе высоколиквидных и фиксированных по суммам вкладов (депозитов). Двойной обмен обязательствами характерен для всех видов финансовых посредников, но только банки принимают на себя безусловные обязательства с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами.
В-третьих, банки как депозитные финансовые посредники имеют высокий уровень финансового рычага, т.е. долю заемных средств в структуре пассива. Банки формируют ресурсы для своих операций главным образом за счет заемных средств. Собственный капитал, как правило, не превышает 10% их баланса.
В-четвертых, банки обладают возможностью открывать и обслуживать расчетные и текущие счета и размещать безналичные платежные средства (так называемые «банковские деньги»), на этой основе они обеспечивают функционирование платежной системы.
Осуществляя посредничество между заемщиком и кредитором, банки сводят незнакомых, но имеющих взаимодополняющие потребности по отношению к финансовым ресурсам, экономических агентов – в этом заключается брокерская (посредническая) функция банков. Основой способности банков выполнять посредническую функцию является информация. Преимущества, которые дает экономическим субъектам выполнять пользование услугами посредника, базируется на его способности правильно интерпретировать не всегда легко уловимые сигналы рынка и на возможности многократного использования им однажды полученной информации. Особенность посреднической функции банков заключается в том, что она неотделима от других его функций, в силу чего накопление информации происходит постоянно и параллельно с выполнением этих функций, и эта информация носит наиболее достоверный и разносторонний характер. Многократность использования информации проявляется, например, в том, что банк в процессе предоставления кредита изучает состояние заемщика, и информация, полученная таким образом, может быть использована им при последующих отношениях с этим заемщиком.
Брокерская (посредническая функция) реализуется банками путем инициирования кредита, эмиссии, посредничества в предложении ценных бумаг на рынке, доверительного управления, а также путем оказания всевозможных операционных услуг, консалтинга, отбора и сертифицирования (например, присвоение кредитного рейтинга заемщикам). Пи этом банк, выступая в роли информационного брокера, получает вознаграждение в виде комиссионных за совершение операции.
Наряду с посреднической, важнейшей функцией банков является качественная трансформация активов. Осуществляя посредническую функцию, банк изменяет параметры финансовых требований своих вкладчиков, предоставляя за их счет кредиты, имеющие отличные от депозитов характеристики, что составляет содержание функции качественной трансформации активов. Если бы не было банков и других финансовых посредников, то экономический агент, желающий получить финансирование под какой-либо проект, должен был бы сам найти себе контрагента, согласного предоставить финансирование, и держать на своем балансе финансовое требование, по всем своим характеристикам соответствующее финансируемому активу. Естественно, это связано с массой неудобств для контрагента и на практике представляется трудно реализуемым. Именно банки способны решать проблему трансформации. Они облегчают доступ экономических агентов, нуждающихся в финансировании, к финансовым ресурсам и стимулируют потенциальных поставщиков капитала к инвестированию избытка своих средств.
Специфической функцией банков является функция эмиссии платежных средств и посредника в платежах, выполняя которую они обеспечивают функционирование платежной системы. Благодаря этой функции банки считаются основой финансового посредничества, хотя современные платежные системы могут функционировать при минимальном участии банков, а современные информационные технологии вызвали к жизни институты, способные предоставлять клиентам платежные услуги без их участия.
С функцией посредника в платежах тесно связана такая важная функция банков как передача экономике импульсов денежно-кредитной политики центрального банка. Центральный банк пытается стабилизировать экономику посредством контроля над предложением денег. В условиях развития инфляции он сдерживает рост денежной массы и поднимает процентные ставки по своим операциям с коммерческими банками. Ограничение роста предложения денег сокращает возможность коммерческих банков получать межбанковские кредиты, так как они становятся дороже. Это, в свою очередь, ограничивает объем кредитования реального сектора и оказывает повышательное воздействие на процентные ставки по кредитам.
Банки играют важную роль в поддержании стабильности платежной системы и в реализации денежно-кредитной политики, поэтому коммерческие банки являются объектом наиболее жесткого регулирования со стороны центрального банка.
Выполнять банковские функции могут разнообразные кредитные организации и учреждения: государственные, кооперативные, взаимно-сберегательные и др. Преимущественной формой организации финансового посредника депозитного типа во всех странах является коммерческий банк, деятельность которого базируется на определенных принципах, закрепленных в национальном банковском законодательстве.
1.2.2.2 Виды банков
В странах с рыночной экономикой различают государственные и частные кредитные и кредитно-финансовые учреждения. Первая группа – это центральные банки, имеющие монопольное право на выпуск банкнот, почтово-сберегательные кассы, отдельные коммерческие банки и некоторые учреждения, выполняющие специальные функции по кредитованию той или иной сферы хозяйства (например, в США государственным кредитным учреждением является Экспортно-импортный банк).
По характеру экономической деятельности банки подразделяются на эмиссионные, коммерческие, инвестиционные, ипотечные, банки потребительского кредита, сберегательные и специализированные.
Эмиссионные банкив большинстве стран принадлежат государству,осуществляют выпуск банкнот, хранят официальные золотовалютные резервы, проводят государственную политику, регулируя кредитно-денежную сферу и валютные отношения, являются центрами кредитной системы. Они занимают в ней особое положение, будучи «банками банков», т.е. хранят обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков и других учреждений, предоставляют им ссуды, выступают в качестве «кредитора последней инстанции», организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчетные палаты.
Коммерческие банки – основное звено кредитной системы. Они совершают кредитование промышленных, торговых и других предприятий главным образом за счет тех денежных капиталов, которые они получают в виде вкладов. По форме собственности они подразделяются на частные акционерные, кооперативные и государственные. Коммерческие банки выполняют расчетно-комиссионные и торгово-комиссионные операции, занимаются факторингом, лизингом, активно расширяют зарубежную филиальную сеть и участвуют в многонациональных консорциумах (банковских синдикатах).
Инвестиционные банки (в Великобритании – эмиссионные дома, во Франции – деловые банки) занимаются финансированием и долгосрочным кредитованием различных отраслей, главным образом промышленности, торговли и транспорта. Развитие этого звена кредитной системы характерно для современного рыночного хозяйства. В отличие от коммерческих банков инвестиционные банки мобилизуют подавляющую часть своих ресурсов путем выпуска собственных акций и облигаций, а также получения кредитов от коммерческих банков. Вместе с тем они играют активную роль в выпуске и размещении акций промышленных и других предприятий.
Ипотечные банки – учреждения, предоставляющие долгосрочный кредит под залог недвижимости (земли, зданий, сооружений). Они мобилизуют ресурсы посредством выпуска особого вида ценных бумаг – закладных листов, обеспечением которых служит заложенная в банках недвижимость. Клиентами ипотечных банков являются фермеры, население, а в ряде случаев – предприниматели. В США ипотечный кредит предоставляется различными видами банков (коммерческими, сберегательными), а также страховыми компаниями, ссудо-сберегательными ассоциациями.
Банки потребительского кредита – тип банков, функционирующих в основном, за счет кредитов, полученных в коммерческих банках, и выдачи краткосрочных и среднесрочных ссуд на приобретение дорогостоящих товаров длительного пользования и т.д.
Сберегательные банки(в США – взаимосберегательные банки, в ФРГ – сберегательные кассы) – это, как правило, небольшие кредитные учреждения местного значения, которые объединяются в национальные ассоциации и обычно контролируются государством, а нередко и принадлежат ему. Сберегательные банки выпускают кредитные карточки.
Специализированные банковские учреждения включают банки, специально занимающиеся определенным видом кредитования. Так, внешнеторговые банки специализируются на кредитовании экспорта и импорта товаров.
Главную роль в банковском деле играют банковские группы, в составе которых выделяются головная компания (крупный банк - холдинг), филиалы (дочерние общества), а также представительства, агентства, отделения.
Централизация банковского капитала проявляется в слиянии крупных банков в крупнейшие банковские объединения, в росте филиальной сети крупных банков. Банковские объединения - это банки-гиганты, играющие господствующую роль в банковском деле.
Существуют несколько форм банковских объединений.
Банковские картели – это соглашения, ограничивающие самостоятельность отдельных банков и свободную конкуренцию между ними путем согласования и установления единообразных процентных ставок, проведения одинаковой дивидендной политики и т.п.
Банковские синдикаты, или консорциумы– соглашения между несколькими банками для совместного проведения крупных финансовых операций.
Банковские тресты – это объединения, возникающие путем полного слияния нескольких банков, причем происходит объединение капиталов этих банков и осуществляется единое управление ими.
Банковские концерны – это объединение многих банков, формально сохраняющих самостоятельность, но находящихся под финансовым контролем одного крупного банка, скупившего контрольные пакеты их акций.
1.2.2.3 Основные операции коммерческих банков
Функции банков реализуются через их операции. Согласно Закону РФ «О банках и банковской деятельности» к банковским операциям относятся:
привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет;
открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
выдача банковских гарантий;
осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
Кроме перечисленных операций банки вправе осуществлять следующие сделки:
выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с юридическими и физическими лицами;
осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
лизинговые операции;
оказание консультационных и информационных услуг.
Можно выделить две группы операций коммерческих банков: пассивные и активные.
Пассивные операции – это операции по формированию банковских ресурсов. Они имеют большое значение для каждого коммерческого банка. Во-первых, ресурсная база во многом определяет возможности и масштабы активных операций, обеспечивающих получение доходов банка. Во-вторых, стабильность банковских ресурсов, их величина и структура служат важнейшими факторами надежности банка. Наконец, цена полученных ресурсов оказывает влияние на размеры банковской прибыли. Мобилизация с помощью банков временно свободных средств предприятий и населения позволяет банковской системе удовлетворять потребности в экономике в основном и оборотном капитале, трансформировать сбережения в производственные инвестиции, предоставлять потребительские ссуды населению. Проценты по вкладам и долговым ценным бумагам банков хотя бы частично компенсируют населению убытки от инфляции.
Пассивные операции делятся на две группы: операции по формированию собственных ресурсов, которые принадлежат непосредственно банку и не требуют возврата; по формированию заемных ресурсов, т.е. те средства, которые банк привлекает на время.
Активные операции – этооперации по размещению банковских ресурсов, обеспечивающие доходность и ликвидность банка. Они имеют также важное народно-хозяйственное значение. Именно с их помощью банки могут направлять высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности денежные средства тем участникам экономического оборота, которые нуждаются в капитале, обеспечивая перелив капиталов в наиболее перспективные отрасли экономики, содействуя росту производственных инвестиций, внедрению инноваций, осуществлению реструктуризации, стабильному росту промышленного производства и расширению жилищного строительства. Большое социальное значение имеют ссуды банков населению.
Активные операции можно разделить на 4 основные группы:
кассовые операции (наличность в кассе банка, средства на счетах в центральном банке и на корреспондентских счетах других банков);
ссудные операции (предоставление банком денежных средств на основе кредитного договора на условиях возвратности, платности, срочности);
вложения в ценные бумаги (цели банка - получение дохода и обеспечение ликвидности);
основные средства (земля, здания, оборудование).
Между пассивными и активными операциями коммерческого банка существует тесная взаимосвязь. Размер и структура активных операций, обеспечивающих получение доходов, во многом определяются имеющимися у банков ресурсами. В этом смысле пассивные операции, формирующие ресурсную базу банка, являются первичными по отношению к активным. Предоставляя ссуды и покупая ценные бумаги, банки вынуждены постоянно осуществлять контроль за состоянием пассивов, отслеживать сроки выплат по обязательствам вкладчикам. Если ресурсов не хватает, то банку приходится отказываться от выгодных предложений, продавать высокодоходные ценные бумаги.
Взаимосвязь активных и пассивных операций проявляется также в том, что банковская прибыль зависит от банковской маржи, т.е. разницы между ценой банковских ресурсов и доходностью активных операций.
Существует зависимость между отдельными видами пассивов и активов. Так, при открытии банковского счета крупному клиенту, банк предоставляет ему значительные ссуды, инвестирует средства в его ценные бумаги и другие операции.
Глава 2. Банковская система в период мирового финансового кризиса
2.1 Зарождение мирового финансового кризиса
На данный момент банковская система РФ, как и всех других стран, находится в условиях мирового финансового кризиса, первопричиной которого является кризис саб-прайм в Америке (кризис ипотеки для заемщиков низкой кредитоспособности). Деньги, выданные под залог, стали значительно превышать стоимость самого заложенного имущества, что само по себе противоречит сущности ипотеки. Политика, направленная на стабильный рост стоимости недвижимости, в результате оказалась несостоятельной, так же как и попытки повысить процентные ставки по ипотеке, поскольку доля некредитоспособных заемщиков в общем объеме ипотечных кредитов оказалось просто огромной. Это оказало огромное значение в появлении и развитии кризисных проявлений в реальной экономике, финансовой и социальной сфере.
Но, несмотря на то, что ипотека является важной частью реальной экономики, следует учитывать, что ипотечная эмиссия осуществляется под реальные ценности, и вряд ли даже серьезные негативные явления в этой области могут привести к краху мировой валютной системы. Большего внимания заслуживает мировой валютный рынок, ежедневный объем операций на котором составляет почти шестую часть всего американского ипотечного долга. По сути, от него зависит напрямую или косвенно экономика практически всех мировых игроков (стран). Усугубила эту зависимость новая конфигурация валютных отношений, пришедшая на замену «золотому стандарту денег», когда фиксированность золотого содержания бумажных денег давала устойчивые валютные курсы. Сегодня деньги фактически потеряли свою товарную основу, стали в большей степени виртуальными (что вполне соответствует процессам глобализации и ускорения развития экономики), а курсы валют перешли от фиксированных твердых к «плавающим» и меняющимся каждый день. Это создало благодатную почву для получения денег из денег, проще говоря, извлечения прибыли из спекулятивных операций. Это не замедлило сказаться на качественном содержании трансакций валютного рынка.
К моменту начала кризиса доля спекулятивных операций уже перевалила за рубеж в 90 % от всех банковских операций, и 5-7 % трансакций, связанных с реальной экономикой, не могли поддерживать саму функциональность валютного рынка. Банки де-факто стали структурами, обслуживающими спекулятивные денежные потоки. Доля «реальных сильных» денег в структуре ликвидности коммерческих банков приблизилась к мизерному порогу в 1 %, а остальные near money (в пер. «почти деньги») не замедлили проявить свой негатив в отношении доверия к этим финансовым институтам.
Вполне понятно, что долго так продолжаться не могло, и глобальный финансовый кризис, спровоцированный кризисом ипотечным, стал быстро «набирать обороты». В дальнейшем все стало напоминать раскачивающуюся лодку. Паника, естественно возникшая после (да и до) официального признания проявлений кризиса, вызвала массовый отток инвестиций, существенную долю которых составляют депозитные инвестиции населения, спешно «вынимающего» свои сбережения из раскачивающихся финансовых структур. А это в свою очередь привело последние к потере ликвидности и порогу банкротства. Банки, вынужденные поддерживать ликвидность своих активов, перестали выдавать кредиты, и масса предприятий, не имеющая возможности перекредитоваться и обеспечить свое производство, начала проводить сокращение штатов, а во многих случаях просто закрываться. Увольнение стало принимать устрашающие глобальные масштабы, а рост безработицы и, естественно, платежеспособности населения снова ударил по тем же финансовым структурам. Лодка стала раскачиваться больше и больше, и теперь вопрос, удастся ли ее уберечь от полного затопления, стал не просто актуальным, а жизненно важным.
2.2 Реализация Банком России своих функций в условиях мирового финансового кризиса
2.2.1 Реализация денежно-кредитной политики в 2008-2009 годах
В начале 2008 года Банк России проводил денежно-кредитную политику с учетом необходимости снижения инфляции, превышающей значение, установленное Правительством РФ. Например, в течение девяти месяцев 2008 года Банк России трижды принимал решение о повышении нормативов обязательных резервов.
Существенное ухудшение с августа 2008 года ситуации на мировых рынках обусловило масштабный отток капитала из России. Значительная переоценка рисков участниками как на международных, так и на внутреннем финансовых рынках стала причиной ужесточения условий заимствований для российских кредитных организаций. Затруднение привлечения средств на рынке межбанковских кредитов нарушило нормальное функционирование рыночного механизма распределения кредитных ресурсов и резко повысило спрос кредитных организаций на рефинансирование со стороны Банка России.
Указанные факторы определили необходимость для Банка России повысить приоритет выполнения цели по поддержанию финансовой стабильности. Поэтому в сентябре - октябре 2008 года был реализован комплекс мер денежно-кредитной политики, направленных на сглаживание для российских кредитных организаций негативных последствий кризисного состояния международных финансовых рынков, в первую очередь на расширение их возможностей по получению ликвидности от Банка России, например,
Банк России принял решение о временном снижении нормативов обязательных резервов (с 18.09.2008 – на 4 процентных пункта по каждой категории резервируемых обязательств, а с 15.10.2008 – установлены в размере 0,5% по каждой категории резервируемых обязательств).
Банк России совместно с Федеральным казначейством и Минфином России в III квартале 2008 года активизировал использование механизма размещения временно свободных средств федерального бюджета на депозиты коммерческих банков, применяемого с апреля 2008 года и являющегося важным каналом предоставления ликвидности в периоды повышения спроса на рублевые средства. 15 сентября было принято решение о повышении лимитов размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты с 625 до 1232 млрд. рублей, а также об увеличении сроков размещения депозитов: 22 сентября был проведен аукцион по размещению средств на 3 месяца, по результатам которого 330,3 млрд. рублей было предоставлено 22 банкам. Объем задолженности кредитных организаций по размещенным на депозиты средствам федерального бюджета на конец III квартала возрос до 634,6 млрд. рублей.
В октябре 2008 года приняты федеральные законы, позволяющие реализовать комплекс дополнительных мер по поддержке финансовой системы Российской Федерации, предусматривающие (с момента вступления их в силу и до конца 2009 года):
наделение Государственной корпорации «Банк развития внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» правом предоставлять кредитным и нефинансовым организациям кредиты и займы в иностранной валюте для погашения и обслуживания иностранных кредитов, полученных ими до 25.09.2008. Предусмотрено, что Банк России разместит во Внешэкономбанке депозиты на общую сумму не более 50 млрд. долларов США сроком на один год с возможностью пролонгации;
предоставление Банку России права заключать с банками соглашения, в соответствии с которыми он обязуется компенсировать таким банкам часть убытков, возникших у них по кредитам, выданным другим кредитным организациям, у которых в указанный срок была отозвана лицензия на осуществление банковских операций. (По состоянию на 01.04.2009 под действие заключенных Соглашений подпадали операции Банков с 369 кредитными организациями – заемщиками, в том числе с 58 региональными банками. За период с 14.10.2008 по 01.04.2009 Банками проведена 3 791 компенсируемая сделка на общую сумму 894 млрд.руб. В марте текущего года межбанковские кредиты в рамках соглашений получали 128 банков). См. диаграмму №2 (стр.18).
поэтапное предоставление субординированных кредитов российским банкам на общую сумму до 950 млрд. рублей на срок до 31 декабря 2019 года (в том числе Банком России Сберегательному банку Российской Федерации на сумму не более 500 млрд. рублей, а Внешэкономбанком за счет средств Фонда национального благосостояния, размещенных на депозиты в указанной государственной корпорации на общую сумму не более 450 млрд. рублей, - другим банкам);
предоставление Банку России права предоставлять в порядке и на условиях, установленных Советом директоров Банка России, кредиты без обеспечения российским кредитным организациям на срок не более шести месяцев.2
Диаграмма №2
В то же время ускорение инфляции и усиление инфляционных ожиданий, а также более активная политика банков по привлечению средств внутри страны в условиях ограниченных возможностей их привлечения на зарубежных рынках повлияли на рост процентных ставок.
Поэтому Совет директоров Банка России "в рамках мер, направленных на снижение уровня оттока капитала из России и сдерживание инфляционных тенденций, принял решение о повышении ставки рефинансирования Банка России и процентных ставок по операциям".3
Таблица №1 показывает динамику роста ставки рефинансирования в период с 4 февраля 2008 года по 1 декабря 2008 года.
Таблица №1
Динамика роста ставки рефинансирования Центрального банка РФ в период с 4 февраля 2008 г. по 1 декабря 2008 г.4
Период действия | % | Нормативный документ |
4 февраля 2008 г. – 28 апреля 2008г. | 10,25 | Указание ЦБ РФ от 01.02. 2008 № 1975-У «О размере ставки рефинансирования Банка России» |
29 апреля 2008 г. – 9 июня 2008 г. | 10,5 | Указание ЦБ РФ от 28.04.2008 № 1997-У «О размере ставки рефинансирования Банка России» |
10 июня 2008 г. – 13 июля 2008 г. | 10,75 | Указание ЦБ РФ от 09.06.2008 № 2022-У «О размере ставки рефинансирования Банка России» |
14 июля 2008 г. – 11 ноября 2008 г. | 11,0 | Указание ЦБ РФ от 11.07.2008 № 2037-У «О размере ставки рефинансирования Банка России» |
12 ноября 2008 г. – 30 ноября 2008 г. | 12,0 | Указание ЦБ РФ от 11.11.2008 № 2123-У «О размере ставки рефинансирования Банка России» |
1 декабря 2008 г. – | 13,0 | Указание ЦБ РФ от 28.11.2008 № 2135-У «О размере ставки рефинансирования Банка России» |
Из таблицы следует, что ставка рефинансирования на 1 декабря 2008 г. установлена Банком России на уровне 13%. Это сразу же вызвало критику ряда политиков и бизнесменов, считающих, что это тормозит развитие российской экономики.
«Основная цель ЦБ РФ — сделать рублевые ставки выше, чтобы валютные операции стали менее выгодными и выросли валютные риски у спекулянтов. Это стремление понятно, но это еще больше раскручивает спираль удорожания денег, что бьет по экономике и провоцирует дефолты. Поэтому ведущие центробанки идут по пути снижения ставок».5
Мировые центробанки (Европейский центробанк, Банк Англии, центральные банки Швеции, Швейцарии, Канады, Японии, Южной Кореи, Гонконга и КНР) в отличие от российского ставки понижают.
Но руководство страны и Центрального Банка считают иначе. По словам Президента РФ Дмитрия Медведева: «Снижение ставки рефинансирования и кредитных ставок невозможно без замедления темпов инфляции в стране. Ставка рефинансирования напрямую связанас реальным курсом рубля и с инфляцией. Если инфляция у нас будет в районе 15%, то, к сожалению, мы не сможем обеспечить массового снижения кредитной ставки по основным направлениям».6
А глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев в свою очередь отметил, что пока снижение ставки рефинансирования фактически невозможно, так как уровень инфляции сегодня слишком высок - 13,9% в годовом выражении. Только по мере ее снижения будет падать и ставка рефинансирования. Он не исключил, что ее корректировки возможны уже в мае 2009 года.7
2.2.2 Реализация валютно-курсовой политики Банка России в 2008 году
В 2008 году курсовая политика Банка России проводилась с учетом необходимости сдерживания инфляционных процессов и предотвращения неоправданно резких колебаний в динамике обменного курса рубля. При этом реализация режима управляемого плавающего валютного курса позволяла смягчить влияние внешнеэкономической конъюнктуры на состояние российской финансовой системы в условиях сохраняющейся нестабильности на мировых финансовых рынках.
Состояние внутреннего валютного рынка в первом полугодии 2008 года определялось динамикой потоков средств от внешне-торговых операций и операций с капиталом. В условиях благоприятной ценовой конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей наблюдался устойчивый приток валютной выручки от экспорта. Однако в I квартале 2008 года увеличившееся предложение валюты на внутреннем рынке было в определенной степени компенсировано чистым оттоком частного капитала, что определило существенное снижение объема валютных интервенций Банка России. Вместе с тем в апреле 2008 года возобновление чистого притока частного капитала обусловило усиление тенденции к укреплению рубля и, соответственно, активизацию операций Банка России на внутреннем валютном рынке.
В целях совершенствования механизма реализации денежно-кредитной политики Банк России с 14 мая 2008 года приступил к осуществлению операций по плановой покупке иностранной валюты на внутреннем рынке. Эти операции банка были направлены на ограничение внутридневных колебаний стоимости бивалютной корзины и призваны устранить дисбаланс спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем рынке, обусловленный сложившимися тенденциями в динамике потоков денежных средств от внешнеэкономической деятельности, действующим порядком исполнения федерального бюджета и пополнения Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Проведение подобных операций создает благоприятные условия для повышения гибкости курсообразования, что в перспективе позволит осуществить переход к плавающему курсу рубля.
Реализация указанных мер в условиях притока средств по внешнеторговым операциям и операциям с капиталом в июне-июле 2008 года обусловила последовательное укрепление рубля к бивалютной корзине. Однако в августе этого же года ситуация на внутреннем валютном рынке существенно изменилась, основной причиной чего являлся отток капитала с российского финансового рынка на фоне нестабильной внешнеэкономической ситуации, а также снижение цен на нефть на мировых рынках.
В условиях активного вывода инвесторами средств из российских активов и связанного с ним повышения спроса на иностранную валюту действия Банка России были направлены на недопущение чрезмерного ослабления рубля и удержание стоимости бивалютной корзины. В этой связи Банк России в августе-сентябре осуществлял продажи иностранной валюты на внутреннем рынке – объем продажи за два месяца был равен 17,0 млрд. долларов США.
По итогам трех кварталов 2008 года совокупный объем покупки Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке составил 82,0 млрд. долларов США.
С 11 ноября 2008 года Банк России начал проводить политику плавной девальвации рубля к бивалютной корзине8. Действия эти были вынужденными по трем основным причинам:
произошло резкое снижение мировых цен на сырьевые товары, что привело к падению экспортной выручки;
произошел отток иностранных капиталов из России;
с августа по октябрь 2008 года резко изменился курс евро к доллару, что привело к резкому снижению золото-валютных резервов ЦБ РФ;
В итоге 11 ноября ЦБ РФ 2008 года вынужден был публично признать изменение валютной политики путем введения так называемого валютного коридора, т.е. Центральный банк вмешался в рыночное регулирование валютного курса. Данная политика продлилась до конца января 2009 года.
22 января 2009 года глава Банка России Сергей Игнатьев заявил, что ЦБ завершает начатую 11 ноября «масштабную постепенную корректировку границ технического коридора, определяющего допустимые колебания стоимости бивалютной корзины». Кроме того ЦБ РФ объявил, что с 23 января верхняя граница технического коридора бивалютной корзины (55% долл. США, 45% евро) составит 41 рубль. Причинами завершения этой политики явилось «истощение» золото-валютных резервов ЦБ РФ и опасение снижения международных финансовых рейтингов ЦБ РФ. Смену валютной политики Банка России в пользу рыночного ценообразования можно только приветствовать.
2.3 Состояние и деятельность коммерческих банков в условиях мирового финансового кризиса
За период с 01.12.2007 г. по 01.12.2008 г. общее количество банков сократилось на 21 банк (1,85%), из которых 33% - Московские банки. Общее количество банков в разрезе Федеральных округов представлено в Таблице №2.9
Таблица №2
Динамика изменения количества банков в период с 1 декабря 2007 года по 1 декабря 2008года.
Количество действующих банков России | На 01.12.2007 г. | На 01.12.2008 г. | - снижение, | |
Всего по Российской Федерации: в т.ч. | 1 135 | 1 114 | - 21 | |
1. | ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ в т.ч. | 630 | 624 | - 6 |
г.Москва | 553 | 546 | - 7 | |
2. | СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | 81 | 81 | 0 |
3. | ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | 119 | 115 | - 4 |
4. | ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | 134 | 131 | - 3 |
5. | УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | 63 | 59 | - 4 |
6. | СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | 68 | 68 | 0 |
7. | ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | 40 | 36 | - 4 |
Из таблицы видно, что основное количество банков зарегистрированы в европейской части страны, и очень мало региональных банков за Уралом. Можно обратить внимание, что при незначительном количестве региональных коммерческих банков на территории огромного Дальневосточного Федерального округа за данный период произошло их значительное уменьшение.
Во втором полугодии 2008 г. банковскую систему России накрыл полномасштабный кризис. Больше всех пострадали частные банки средней величины – те, кто активно увеличивал объемы операций и много инвестировал в развитие.
Что касается активов банковской системы, то в 2008 г. они увеличились на 39,2% и достигли 28 трлн руб. Доля банковских активов в ВВП также возросла – до 67,5%. Цифры впечатляют, в особенности с учетом того, что доля «плохих активов», отраженная в банковских балансах, составила лишь 1,5%.
Однако, если привести еще ряд показателей, то ситуация представится совсем в другом свете. Номинальные темпы роста следует скорректировать на инфляцию, которая достигла 13,6%. В последние три месяца 2008 г. средства предприятий в банковской системе сократились на 4%, а вклады физических лиц увеличились лишь на 0,2%. За 2008 г. у 33 банков были отозваны лицензии, а 21 кредитная организация подверглась санации. В настоящее время порядка 12% пассивов банковского сектора формируют кредиты, полученные от ЦБ – ситуация для отечественной банковской системы беспрецедентная.
Банковская отрасль впервые с 1998 г. переживает глубокий системный кризис. При этом от негативной конъюнктуры больше всего пострадали средние частные банки, бизнес-модель которых была ориентирована на быстрое развитие и опору на привлечение средств розничных вкладчиков.
Грань между локальными проблемами в банковском секторе и системным банковским кризисом очень тонка. Тем не менее, события 2008 г. позволяют сделать вывод именно о системном характере финансовой нестабильности в России.
В западной академической традиции принято определять системный банковский кризис, используя четыре основных критерия: доля "плохих активов" в банковской системе (критический уровень – 10%); объем финансовых ресурсов, выделенных на поддержку стабильности банковского сектора (более 2% ВВП); активизация процессов консолидации и национализации банков; наличие признаков банковской паники (масштабного оттока клиентских средств). Кризис считается системным, если выполнено хотя бы одно из четырех условий. Для российской банковской системы во втором полугодии 2008 г. были справедливы как минимум два.
Первое – учащение случаев национализации либо консолидации банковских активов. Во втором полугодии усиление государственного присутствия в банковском секторе было вызвано скорее не желанием государства усилить позиции госбанков за счет неорганического роста, а необходимостью спасения проблемных кредитных организаций и предотвращением паники на межбанковском рынке, которая могла бы привести к череде банкротств по принципу "эффекта домино". До того, как были разработаны механизмы санации проблемных банков АСВ с привлечением третьей кредитной организации, основным "спасателем" на рынке выступало государство.
При этом наметились и центры консолидации активов. Так, консорциум инвесторов "ИГ АЛРОСА" и РЖД на паритетных началах выкупили 90% акций банка "КИТ Финанс", не исполнившего обязательства по сделкам репо на 7,2 млрд. руб. и ставшего одной из первых жертв кризиса. "Газэнергопромбанк", аффилированный с "Газпромом", выкупил 100% акций "Собинбанка", также владеющего 49% акций розничного банка "Финсервис". Наконец, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" приобрела даже несколько кредитных организаций: "Связь-банк", пострадавший от резкого падения фондового рынка, и банк "Глобэкс", испытавший проблемы из-за большого объема вложений в девелоперские проекты и серьезного оттока розничных депозитов (-40,8% за последние 6 месяцев 2008 г.). Вполне возможно, что "КИТ Финанс" станет инвестиционным подразделением "Транскредитбанка", на базе банковских активов "Газпрома" создастся мощная универсальная банковская группа, а Внешэкономбанк покроет круг традиционных банковских операций с помощью вновь приобретенных активов.
Крупные банковские организации с частным капиталом также поучаствовали в процессе распродажи проблемных активов. Так "Альфа-банк" выступил в качестве третьей стороны в схеме санации банка "Северная Казна", а Банк Москвы получил на обслуживание средства вкладчиков "Московского залогового банка" на 2 млрд. руб. НОМОС-Банку достались вкладчики "Московского капитала" на 13 млрд. руб. Кроме того, НОМОС-Банк вместе с ФК "Открытие" принял участие в финансовом оздоровлении Банка ВЕФК. Усилили свои позиции и те частные игроки, которые были традиционно активны на рынке слияний и поглощений. Так, акционеры МДМ-Банка и УРСА-Банка приняли решение об объединении. Пробизнесбанк, традиционно ориентированный не только на органический рост, но и на новые приобретения в интересных регионах, взял на санацию Банк24.Ру и Газэнергобанк. В целом же, однако, среди причин для слияний и поглощений в финансовом секторе преобладало стремление акционеров достичь большей финансовой устойчивости, а не стимулировать дальнейший рост объемов бизнеса.
Вторая тенденция системного кризиса, которая проявилась в отношении российской банковской системы - паника среди вкладчиков. Осенью банкам пришлось столкнуться с масштабным оттоком средств, особенно по розничным депозитам. В сентябре депозиты физических лиц в банках сократились на 1,5%, в октябре – 6%, в ноябре – 0,2%. Практически все банки, в настоящее время проходящие процедуру санации, в целом за полугодие лишились от 25% до 50% частных вкладов, составлявших важную часть их фондирования. Все это напомнило о событиях 1998 г., когда тоже падали цены на нефть, происходили ожидания девальвации рубля к доллару и евро и инфляционные ожидания.
По статистике сильнее всего от паники вкладчиков пострадали регионы Сибирского и Уральского Федеральных Округов. В частности, за 4 квартал 2008 года объем депозитов населения в Алтайском крае снизился почти на 17%. Однако, и среди относительно стабильных округов (СЗФО, ЮФО) многие регионы столкнулись с заметным оттоком средств населения, как например, Калининградская область, Краснодарский край.
Были и регионы, в которых настроения вкладчиков послужили инструментом рейдерских атак на наиболее сильные региональные банки. "Серьезно ситуация осложнилась в октябре, когда некоторые недобросовестные участники рынка, воспользовавшись паникой, предпринимали настоящие рейдерские атаки против региональных банков с целью привлечения их клиентской базы, - рассказывает Максим Савицкий, Старший Вице-президент, Руководитель Службы маркетинга, рекламы и связей с общественностью Финансовой Корпорации "УРАЛСИБ". - Но они просчитались – угроза потери всех накоплений подтолкнула вкладчиков к полному изъятию денежных средств со своих депозитов, а отнюдь не к попытке переоценить надежность той или иной кредитной организации. Если говорить о конкретных регионах, то некоторую напряженность мы ощутили на юге России и в Башкирии, где у нашего Банка сильные позиции. Однако ситуация с вкладами достаточно быстро стабилизировалась, уже к концу октября отток депозитов прекратился и ресурсная база стала увеличиваться".10 От осенних событий также серьезно пострадали банки Нижегородской области. Например, серьезные проблемы были у банка «Российский капитал», приостанавливались банковские операции. А банк «Нижегородпромстройбанк» для выхода из патовой ситуации вынужден был поменять собственника.
Новой волны паники вкладчиков в 2009 г. не ожидается. Основные риски понятны и реализовались. Но тем не менее, реализация этих рисков стала для банков одним из самых серьезных испытаний за последние несколько лет. Правда, разные группы банков были подвержены влиянию кризиса в разной степени.
Кризисные явления послужили еще одной возможностью для государственных банков укрепить свои позиции. Взрывной рост активов продемонстрировал «Газпромбанк» (увеличение в 2,2 раза), "Россельхозбанк" за счет активного развития переместился в списке крупнейших с 6-го на 4-ое место (+70,3% за год). Среди других ярких примеров усиления госбанков можно назвать "Транскредитбанк" (рост +99,2%), успех которого, вероятнее всего, определяется продуманной кредитной экспансией и активной работой по привлечению средств физических лиц (рост частных вкладов в банке составил 48,1%). Особняком в ряду госбанков стоит "Национальный Клиринговый Центр", активы которого за год выросли в 10 раз. Банк был создан Группой ММВБ в конце 2005 г. для выполнения функций клирингового центра и центрального контрагента по заключаемым на бирже сделкам с тем, чтобы риски биржи были отделены от рисков клиринга. Видимо, в усилении позиций НКЦ нашло отражение увлечение банков валютными операциями. Пассивы банка почти полностью состоят из обязательств по конверсионным сделкам.
Из банков с российским частным капиталом сохранять прочные позиции в первой десятке удается лишь "Альфа-банку" (6-ое место, рост активов на 39%). Среди самых успешных "частников" по итогам года можно выделить калининградский "Инвестбанк" (97 место, рост активов в 6,6 раза), близкий к "Конверс-Групп". Рост активов был обеспечен за счет присоединения Воронежпромбанка, Гранкомбанка и Конверсбанка, в результате чего банк получил широкую филиальную сеть и возможность для быстрой розничной экспансии, которую и реализовал, несмотря на кризис.
Особого внимания заслуживает положение банков с участием иностранного капитала. Следует отметить, что в целом за год те банки, контрольный пакет в которых принадлежал иностранцам, нарастили свое присутствии как в целом по системе (на 01.01.09 на них приходилось порядка 18,7% активов, в то время как годом ранее – 17,2%), так и на рынке вкладов физических лиц (10,3% против 8,9% годом ранее). При этом опережающий рост удалось продемонстрировать кредитным организациям, которыми владеют банковские структуры Европы, прежде всего Скандинавии, Италии, Германии и Франции. Так, Юникредит Банк нарастил активы на +60%, Оргрэсбанк – в 2,3 раза, Дойче банк и Коммерцбанк выросли в 2,2 раза и на +74,9% соответственно. Также прибавили в весе КМБ-Банк (+74,6%) и банк БНП-Париба (+ 63,8%). Интересно проследить и за динамикой активов группы Societe Generale в России: в то время как универсальный БСЖВ и "потребительский" Русфинанс Банк достаточно серьезно смогли укрепить свои позиции (рост активов в 2 раза и на 80% соответственно), недавно приобретенный группой "Росбанк" продемонстрировал рост лишь на 25,6%. По-видимому, сказался эффект размера (активы "Росбанка" в 2,1 раза превышают активы БСЖВ), а также традиционно присущая крупным структурам инертность бизнеса после смены владельца. Другой пример – "Барклайс Банк" (бывший "Экспобанк"), которому не только не удалось расширить свое присутствие в России после завершения сделки, но даже пришлось испытать сокращение активов на 10,1%.
Что же касается менее крупных участников рынка, они испытали на себе наибольшие темпы роста просроченной задолженности (в 1,6 раза). При этом небольшие кредитные организации, хотя и продемонстрировали низкие темпы прироста активов (1%) и кредитного портфеля (6,4%), а также отличившиеся отрицательной динамикой корпоративных клиентских средств (-9,7%), все же, по нашему мнению, чувствовали и продолжают чувствовать себя гораздо лучше своих более крупных и развитых конкурентов.
Все дело в том, что эти банки изначально отличались более высоким уровнем достаточности капитала и имели узкую, но лояльную клиентскую базу. Они обладали ограниченным доступом к таким источникам фондирования, как облигационные займы, межбанковские кредиты и розничные депозиты. Поэтому и работали с меньшим финансовым плечом: на начало 2008 года достаточность капитала по средним и малым региональным банкам составила 19,9%, по небольшим банкам московского региона – 28,1%, в то время как у крупных частных банков - только 14,5%. Небольшие традиционно специализировались на расчетных операциях, продаже комиссионных продуктов и кредитовании ограниченного круга хорошо знакомых малых и средних предприятий.
В условиях системного кризиса "несистемные игроки" если не выиграли, перехватив клиентов обанкротившихся банков, то получили больше времени на адаптацию к новым условиям. Каналы распространения проблем крупных финансовых институтов в этой группе просто отсутствовали: эти банки мало пострадали от коллапса рынка межбанковского кредитования, не стало для них шоком и прекращение притока денег от иностранных инвесторов. Влияние кризиса небольшие кредитные организации стали ощущать лишь к концу 2008 года, когда начались проблемы со спросом у их клиентов, что привело ухудшению качества активов и оттоку средств.
Наблюдая, как переживают кризис разные группы банков, нельзя удержаться от аналогии с эволюцией биологических видов при резком изменении климатических условий. При наступлении кризиса – ледникового периода, наибольшие проблемы испытали привыкшие к теплому климату дешевых денег крупные "динозавры", в то время как "мелкие млекопитающие" успели спрятаться в норку и обрасти ликвидностью.
Правда, не стоит забывать, что в случае с российской банковской системой в свободную игру законов естественного отбора периодически вмешивается государство, давая некоторым видам "динозавров" шанс выжить. Именно им поступили рекордные для России объемы ресурсы в виде субординированных займов, ломбардных и беззалоговых кредитов, и именно для них были приняты послабления к правилам бухгалтерского учета, позволяющие отразить на балансе ценные бумаги по докризисным котировкам, а кредитный портфель – с докризисными резервами.
Первая волна банковского кризиса в России была связана с дефицитом ликвидности у банков, а также обвалом фондового рынка и ухудшением внешней конъюнктуры. С ней удалось справиться благодаря триллионам рублей, выданных ЦБ коммерческим банкам в виде кредитов. Несколько десятков банков из числа некрупных вынуждены были осенью 2008-го и зимой 2009 года уйти с рынка. Но и удержавшиеся на рынке российские банки завершили первый квартал неудачно. Значительная часть из них доложила о первых за долгое время убытках или о многократном падении прибыли. Виной тому рост просроченной задолженности, который вынуждает банкиров откладывать часть средств из операционной прибыли на покрытие возможных потерь. В некоторых ведущих кредитных учреждениях просрочка уже достигла 10 процентов, а в других выросла в несколько раз в течение одного только марта.
Глава 3 Перспективы развития банковской системы РФ и преодоления кризиса
3.1 Прогнозы развития кризисной ситуации в банковской системе РФ
Банковский кризис в России только вступил в начальную стадию. С таким заявлением 08.04.09. выступил на конференции по проблемам развития экономики и общества в Москве председатель правления Сбербанка Герман Греф. Банкир прогнозирует, что настоящий банковский кризис придет из реального сектора экономики, где ситуация близка к обвалу.
Постепенно возникают новые проблемы в банковском секторе РФ, которые развивают кризисную ситуацию и этим мешают выйти из нее.
Во-первых, одна из основных – проблема увеличения плохих кредитов (только на 1 января 2009 года по мере ухудшения условий хозяйственной деятельности и роста безработицы, доля плохих кредитов в общем кредитном портфеле банковского сектора, по данным ЦБ РФ, увеличилась до 3,8%). Но в будущем эксперты ЦБ РФ считают, что доля их будет расти по мере дальнейшего экономического спада и, возможно, превысит 10% к концу 2009 года. Агентство по страхованию вкладов сообщает, что объем просроченной задолженности к концу года может достичь 15%. А по мнению Петра Авена, президента Альфа-банка, уровень просроченных кредитов в целом по банковской системе России до конца 2009 года может достичь 15-20%. Ключевой причиной этой проблемы является наступление срока погашения долга корпоративных заемщиков на $229 млрд. в ближайшие 12 месяцев. Только 60% компаний способны обслуживать свои обязательства по долгу в срок, по данным Института экономики переходного периода (ИЭПП), и в этой связи ожидается волна реструктуризации долгов и волна банкротств в России, если не появится возможность широкомасштабного рефинансирования долга государством. Объемы погашения долга и, следовательно, объем проблемных кредитов (NPL) должны достигнуть пика с августа этого года по декабрь 2010 года – за этот период российским компаниям предстоит выплатить банкам $109 млрд.11
Во-вторых, проблема связана с чистым оттоком капитала из России, который в 2009 году может составить 170 млрд долларов. Если сравнить с 2008 годом, то в нем отток был равен 130 млрд. Это изменение связано с тем, что в 2009 году российские банки и корпорации должны выплатить иностранным кредиторам 90 млрд долларов.
В-третьих, проблема массового банкротства российских банков. Существуют предположения, что до конца года могут разориться сотни российских банков. Банкротства уже начнутся в третьем квартале, когда начнут истекать сроки большинства кредитов. Ключевые жертвы банковского кризиса из числа 200 крупнейших банков, которые исчезнут в ближайшие месяцы, уже определились. Пока банки в основном подорвали свои позиции из-за кризиса ликвидности, а любой такой кризис уносит примерно несколько десятков финучреждений. А в дальнейшем ситуация должна стабилизироваться. На втором этапе будут уходить банки с серьезными потерями по кредитному портфелю, в том числе сильно "попавшие" на кредитовании строительного сектора. Особенно это коснется тех, кто кредитовал проекты своих акционеров. Такие банки спасти уже нельзя12. Но их количество вряд ли будет слишком большим. Ситуация с отдельными финучреждениями коренным образом отличается в зависимости от качества управления банком в предкризисный период, но число жертв можно оценить еще в 2-3 десятка. Кроме того, с рынка могут уйти около 100 мелких банков, и это в целом соответствует тренду последних лет.
В-четвертых, проблема, связанная с возможной дальнейшей девальвацией рубля. Вторая волна девальвации может быть вызвана двумя причинами – невозвратами кредитов и низкой собираемостью налогов.13 Просроченные кредиты будет вынуждено погашать государство, предоставляя должникам субординированные кредиты или напрямую входя в акционерный капитал банка. А плохая собираемость налогов может привести к дефициту бюджета большему, чем прогнозируемый. Падение цен на нефть также может повлиять на пересмотр уровня поддержки рубля — что опять же таки повлечет за собой дальнейшую девальвацию.
Если сравнить современный кризис с ситуацией 1998 года, то нынешнее замедление темпов роста до негативных величин станет не таким глубоким, однако темп замедления, по всей вероятности, станет более ярко выраженным и продолжительным.
«Экономический кризис 1998 года в России был классическим бюджетным и валютным кризисом…Кризис же 2008 года начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями в условиях глубокого тройного шока: условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований, в то время как финансовое положение в госсекторе было чрезвычайно устойчивым», – отмечается Всемирным банком.
Кроме того, текущий кризис усугубляется худшей внешнеэкономической конъюнктурой со времен Второй мировой войны. «Все эти факторы, вместе взятые, а именно, низкий уровень глобального спроса и сложные международные финансовые условия в сочетании с продолжительным периодом низких цен на нефть, по всей вероятности, будут определять более продолжительный и постепенный темп восстановления российской экономики.
3.2 Стратегии выхода из кризиса банковской системы РФ
Главной задачей Правительства РФ в финансовой системе является обеспечение ее устойчивости. Для выполнения этой цели в сложившейся кризисной ситуации оно должно действовать по трем направлениям:14
расширение ресурсной базы и повышение ликвидности всей финансовой системы;
повышение доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора;
обеспечение санации банков, испытывающих трудности, но важных с точки зрения общей устойчивости банковской системы.
Для решения первой задачи государство пытается изыскать способы нарастить капитал банков, который тает в результате кризиса. Банк России видит его расширение за счет государственных облигаций. Таким образом, могут решиться сразу две проблемы – повышение капитализации банковского сектора и насыщение его дополнительной ликвидностью, которая заключается в дополнительном доступе к инструментам рефинансирования в Центробанке. То есть банки смогут кредитоваться в ЦБ под залог гособлигаций. В отличие от раннее предлагаемых механизмов докапитализации банковской системы этот не потребует от государства бюджетных затрат. Проблема нехватки ресурсной базы может решиться за счет увеличения сроков предоставления кредитов, обеспеченных нерыночными активами (векселя, поручительства, права требования).
В целях повышения доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора Правительство РФ должно предпринять целый ряд мер.
Во-первых, оно должно усиливать контроль за работой органов управления банков (по вопросам размера кредитования, предоставления гарантий, управления активами и пассивами, вознаграждения органов управления кредитной организации), получивших средства государственной поддержки, включая субординированные кредиты. В такие банки назначены уполномоченные представители Банка России, которые выполняют три задачи: осуществляют мониторинг использования средств господдержки, анализируют и оценивают операции и сделки, имеющие признаки сомнительности, в том числе с точки зрения влияния на финансовую устойчивость, а также анализируют любые иные сделки, оказывающие влияние на финансовую устойчивость банка. Так, например, многие кредитные организации в погоне за увеличением объемов привлеченных средств физических лиц во вклады сильно завышают процентные ставки. В результате чего, ЦБ принял решение об ограничении размеров ставок и усилил контроль за подобными учреждениями.
Во-вторых, Правительство РФ должно упрощать процедуру предоставления государственных гарантий (предусмотрена возможность предоставления Минфином России государственных гарантий по кредитам отдельных организаций в размере, до 10 млрд. рублей по каждой гарантии).
В-третьих, предпринять специализированные меры по обеспечению доступности кредитов для приоритетных секторов экономики – сельского хозяйства, автомобилестроения и транспортного машиностроения. В рамках государственной программы поддержки малого бизнеса должны субсидироваться процентные ставки по кредитам малым предприятиям.
Реализации этих мер препятствует целый ряд раздражителей. Среди главных – высокая ставка рефинансирования Центробанка, которая тянет за собой удорожание кредитов для предприятий реального сектора экономики. Такая политика «дорогих денег» не способствует расширению производства, росту конкуренции, делает бизнес заемщиков нерентабельным, что еще больше усугубляет ситуацию в экономике. Решение этой проблемы уже принято во внимание Правительства. 24 апреля 2009 года ставка рефинансирования была понижена с 13% до 12,5%. Снижение небольшое, но важен сам процесс. В условиях, когда большинство банков фактически лишены другого источника привлечения средств, кроме денег ЦБ, такой сигнал позволяет надеяться на выход из кризисного положения. Уже было сказано, что большинство стран мира в условиях кризиса стремительно снижали процентную ставку, чтобы открыть экономике доступ к дешевым деньгам. Россия, замедлив высокие темпы инфляции и опираясь на зарубежный опыт, постепенно идет по этому же пути развития.
Другая проблема – высокий уровень неопределенности с ситуацией в экономике и с положением заемщиков. Как раз из этой проблемы выливается нарастание «плохих долгов». Поэтому она требует огромного внимания со стороны Правительства. Но это не означает, что кредитование должно сворачиваться. Наоборот, банкам надо учиться действовать в новых условиях, строже подходить к оценке надежности заемщиков. А государственными органами проблемы каждого банка должны рассматриваться индивидуально, как это принято в странах Евросоюза. Тогда можно ожидать, что кредитование банком экономики и граждан будет расти более быстрыми темпами. Обеспечить эти планы можно за счет дополнительной эмиссии акций.
Если эти проблемы будут постепенно решаться, то кредиты, выдаваемые российскими банками, станут дешевле и доступнее для реального сектора экономики.
Отдельное направление поддержки финансовых рынков – обеспечение санации «проблемных» банков, важных с точки зрения общей устойчивости банковской системы, снижение воздействия на банковскую систему банкротств отдельных банков. Банку России уже предоставлено право заключать с банками соглашения, в соответствии с которыми Банк России компенсирует им часть убытков по кредитам, выданным организациям, у которых отозвана банковская лицензия. Процедура централизованной санации проблемных банков происходит через Агентство по страхованию вкладов. Основной его функцией в рамках этого механизма будет поиск инвесторов для проблемных банков, оказание им финансовой поддержки и консультационная поддержка инвесторов по вопросам оздоровления приобретенных банков. На осуществление этих функций агентству из федерального бюджета должно выделиться 200 млрд руб.
Идея централизованной санации проблемных банков уже вызвала живой интерес в числе банков, причисляющих себя к финансово-устойчивым. Например, желание участвовать в санации банков при поддержке АСВ подтвердили в Национальной резервной корпорации, Альфа-банке, банке Уралсиб. Продолжат увеличивать объемы санации Промсвязьбанк, Пробизнесбанк.15
Все эти меры по спасению кредитных учреждений более крупным банком либо государством путем приобретения его активов при всех видимых минусах данной процедуры, главным из которых является потеря независимости банка, есть один, но неоспоримый плюс – это шанс остаться наплаву. Банки, сплотившись вместе, помогая друг другу, могут преодолеть все основные проблемы. Из этого будут вытекать плюсы для граждан и юридических лиц, доверивших банку свои деньги.
Что же касается самого ЦБ РФ, то ему тоже необходимо принять ряд мер для выхода из сложившейся ситуации.
Политика валютного курса должна быть направлена на создание условий для реализации модели денежно-кредитной политики на основе постепенного сокращения прямого вмешательства в процессы курсообразования. Что позволит сэкономить его резервы. Тогда курс рубля будет в большой мере определяться развитием внешнеэкономической ситуации, прежде всего – последствиями распространения кризисных явлений на мировых финансовых рынках и ценовой конъюнктурой рынков энергоносителей. При проведении курсовой политики на стадии перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит использование бивалютной корзины, состоящей из евро и доллара США, что позволит взвешенно реагировать на взаимные колебания курсов основных мировых валют и, соответственно, осуществлять сглаживание колебаний номинального эффективного курса рубля.
Система инструментов денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе будет ориентирована на решение стратегической задачи – переноса центра тяжести с управления валютным курсом на усиление роли процентной политики Банка России. Этот поворот очень важен для России. Его реализация может привести к перспективам выхода банковской системы из кризиса.
Несмотря на постепенную стабилизацию банковской системы РФ ей предстоит еще многое пережить, чтобы до конца преодолеть финансовый кризис. Главное, необходимо принимать меры по сохранению ее устойчивости, опираясь на зарубежный опыт и избегая повторных ошибок, которые могут привезти к неблагоприятным последствиям.
Заключение
Подводя итог сказанному, можно определенно сделать вывод о том, что банки сегодня – основная составная часть кредитно-финансовой системы любой страны. Кредитно-финансовая система – это одно из центральных звеньев структуры рыночной экономики. Ее постоянное развитие обеспечивает необходимое условие функционирования всего рыночного механизма, поскольку развитие банков, товарного производства и обращения тесно связаны между собой.
В современных условиях, связанных с преодолением кризисных явлений и инфляционных процессов, усилением инвестиционной и кредитной деятельности, совершенствованием организаций расчетов в реальном секторе экономики и стабилизацией национальной валюты, ускорение формирования эффективно функционирующей банковской системы, способной обеспечить мобилизацию финансовых ресурсов и их концентрацию на приоритетных направлениях экономики, имеет практическую значимость.
Правительство должно всегда обеспечивать условия безопасности банковской системы, выступая гарантом банковских резервов и гарантом надежности депозитов частных лиц и организаций.
Банковская система России должна опираться на опыт зарубежных стран, которые уже продемонстрировали эффективность своих решений в кризисный период.
Решение всех перечисленных в моей работе проблем требует принятия системных решений. В настоящее время крайне необходима стратегия развития банковского сектора, которая будет содержать не пустые описания важности банковской системы для экономики страны, а ответы на волнующие всех вопросы.
Список литературы
Закон РФ «О банках и банковской деятельности».
Федеральный Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст.3).
Банковское дело: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и специальности «Финансы и кредит» / под ред. Е.Ф. Жукова, Н.Д. Эриашвили. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
Банковское дело: Учебник / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005.
Банковское дело: Учебник / под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2003.
Банковское и кредитное дело – М., 1994.
Ходачник Г.Э. Основы банковского дела. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Экономический словарь / Е.Г. Багудина; отв. Ред. А.И. Архипов. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
Доклад Цб РФ «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов, http://www.cbr.ru : официальный сайт Центрального банка РФ.
http://news@klerk.ru : новости о бухгалтерском учете, менеджменте, налоговом праве и банках.
http://www.ncapital.ru/analytic :сайт инвестиционной группы «Норд-Капитал».
http://www.bankirsha.com : официальный проект, посвященный банковской деятельности.
http://www.raexpert.ru : рейтинговое агентство.
http://www.rcb.ru : журнал «Рынок ценных бумаг».
http://www.interfax.ru : сайт информационного агентства Интрерфакс.
http://defolt.net : дефолт 2009, финансовый кризис.
http://www.kommersant.ru : сайт газеты Коммерсантъ.
http://www.financial-lawyer.ru : информационное агентство «Финансовый юрист»
Приложение
Диаграмма №1
1 Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О Центральном банке РСФСР (Банке России)”» от 26 апреля 1995 г. //Деньги и кредит. – 1999. - №5.
2 Доклад Цб РФ «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов», сайт Цб РФ.
3 Сообщение из Департамента внешних и общественных связей ЦБ РФ, сайт news@klerk.ru
4 Сайт ЦБ РФ, http://www.cbr.ru/ statistics
5 Заявление «Ведомостям» председателя комитета по финансовым рынкам и денежному обращению Совета Федерации Дмитрия Ананьева.
6 Заявление главы государства на заседании Совета законодателей, сайт: Коллаж РИА Новости
7 Выступление С.Игнатьева на XX съезде Ассоциации российских банков 3 апреля 2009 года
8 Сайт ООО «Норд-Капитал» http://www.ncapital.ru/analytic
9 http://www.bankirsha.com
10 http://www.raexpert.ru
11 http://www.rcb.ru
12 http://www.interfax.ru
13 По словам председателя России Алексея Улюкаева
14 http://defolt.net
15 http://www.kommersant.ru
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |