Санкт - Петербургская Государственная Академия
Сервиса и экономики
«Тяговой расчет автомобиля»
Калуга 2007
1. Исходные данные
Автомобиль - ВАЗ-2108
Колесная формула - 4х2
Грузоподъемность автомобиля - 450кг
Тип двигателя - Карбюраторный
Коробка передач - Механическая 5 ступенчатая
Максимальная скорость - 140 км/час
Коэффициент суммарного сопротивления дороги - f0=0.0085
Полная масса автомобиля - 1425кг
Масса, приходящаяся на ведущие колеса - 800кг
Мощность двигателя - 135 л.с. (100 кВт) при 6000 об/мин
Удельный расход топлива - 7 л на 100 км
Шины - 175/65 R 14
Радиус качения Rк=0.288 м
КПД трансмиссии - &=0.953
Коэффициент лобового сопротивления Kw=0.3
Лобовая площадь Fa=2 м2
2. Тягово-динамический расчет автомобиля
К внешним скоростным характеристикам двигателя внутреннего сгорания относят зависимости вида:
где Ne-эффективная мощность двигателя, кВт
Me-эффективный крутящий момент на коленчатом валу двигателя, Н*м
ge-удельный эффективный расход топлива, г/кВт*ч
ne-частота вращения коленчатого вала ДВС,мин-1
Определение рабочего диапазона двигателя по частоте вращения коленчатого вала
В рабочем диапазоне частота вращения коленчатого вала ДВС изменяется от nemin до nemax при этом:
Для карбюраторных двигателей- nemin=600-1200 мин-1
nemax=(1.25-1.3)neN мин-1
По указанным рекомендациям устанавливаем nemin=800 мин-1 и
nemax=1.3*6000=7800 мин-1
Определение текущего значения мощности в рабочем диапазоне оборотов
Мощность двигателя определяется по формуле Лейдермана:
Nei=Nemax(a*(nei/neN)+b*(nei/neN)2-c*(nei/neN)3),
где nei-текущее значение частоты вращения коленчатого вала,мин-1.
nei изменяется в диапазоне от nemin до nemax
neN - частота вращения коленчатого вала при максимально эффективной мощности двигателя,мин-1
i=1,2,3…-номера расчетных точек.
a, b, c -коэффициенты (константы Лейдермана),зависящие от конструкции ДВС. Для карбюраторных двигателей a=b=c=1
Nei -текущее значение эффективной мощности, кВт
Nemax-максимальная эффективная мощность двигателя, кВ
N800=100*(1*(800/7800)+1*(800/7800)2-1*( 800/7800)3)=11,2 кВт
N7800=100*(1*(7800/7800)+1*(7800/7800)2-1*( 7800/7800)3)=100 кВт
Остальные данные заносятся в таблицу
Ni |
11.2 |
23.86 |
37.39 |
50.96 |
64 |
76.1 |
86.34 |
90.68 |
94.13 |
98.86 |
100 |
|
ni |
800 |
1600 |
2400 |
3200 |
4000 |
4800 |
5600 |
6000 |
6400 |
7200 |
7800 |
Определение минимального удельного расхода топлива
gemin - минимальный удельный расход топлива, г/кВт*ч
gemin=[1.22-1.22*( ni/nNe max)+( ni/ nNe max)2]
gemin=287 г/кВт*ч
Определение эффективного крутящего момента.
Эффективный крутящий момент на коленчатом валу двигателя рассчитывается по формуле:
Mei=9550*Nei/nei, Н*м
где Nei -текущее значение эффективной мощности,кВт
nei-текущее значение частоты вращения коленчатого вала,мин-1.
M800=9550*11.2/800=133,7 Н*м
M7800=9550*100/7800=122,44 Н*м
Остальные данные заносятся в таблицу
М |
133,7 |
142,3 |
150,65 |
152,1 |
153 |
151 |
147 |
144 |
140 |
131 |
122,4 |
|
ni |
800 |
1600 |
2400 |
3200 |
4000 |
4800 |
5600 |
6000 |
6400 |
7200 |
7800 |
Определение текущих значений эффективного удельного расхода топлива.
Удельный эффективный расход топлива рассчитывается по выражению:
gei=Kg*gemin(A-B(nei/neN)+C(nei/neN)2), г/кВт*ч
где Kg-коэффициент,учитывающий равномерность горения заряда топлива: для карбюраторных Kg=0.99…1
gemin-минимальный удельный расход топлива,г/кВт*ч
nei текущее значение частоты вращения коленчатого вала,мин-1.
изменяется в диапазоне от nemin до nemax
A,B,C-коэффициенты,характеризующие конструктивные особенности двигателя: A=1.3 B=0.85 C=0.6
g800=1*287*(1,3-0,85*(800/7800)+0,6*(800/7800)2)=349,88 г/кВт*ч
g7800=1*287*(1,3-0,85*(7800/7800)+0,6*(7800/7800)2)=301,35 г/кВт*ч
Остальные данные заносим в таблицу
g |
349 |
330 |
314 |
301 |
293 |
288 |
286 |
287 |
288 |
294 |
301 |
|
ni |
800 |
1600 |
2400 |
3200 |
4000 |
4800 |
5600 |
6000 |
6400 |
7200 |
7800 |
Полученные данные заносятся в таблицу
По данным расчетов строятся графики зависимостей Ne, Me, ge.
Определение передаточных чисел КПП
По справочным данным: 1 - 3,64 3 - 1,36 2 - 1,95 4 - 0,94 5 - 0,78
Увеличение числа передач улучшает тяговые свойства автомобиля, динамический фактор на передачах и способствует развитию больших ускорений при одинаковых сопротивлениях, сокращает время разгона. Главное передаточное число 3,7.
3. Определение динамических показателей автомобиля
К ним относят касательную силу тяги на ведущих колесах, динамический фактор, скорость движения, ускорения, время и путь разгона. Последние три параметра характеризуют быстроту разгона автомобиля и определяют его приёмистость. Параметры динамичности автомобиля определяются по универсальной динамической характеристики и заданному дорожному сопротивлению для горизонтального участка дороги с твердым покрытием.
Тяговая характеристика автомобиля
Сила тяги определяется из зависимости:
Pkn= Uтpn*Mei*nтр/rk, Н
где: Pk - сила тяги на ведущих колесах
Uтрn - передаточное отношение трансмиссии на n-ом номере передач
Uтрn=U0n*Un*Upkn Где:
U0n- передаточное отношение главной передачи
Un- передаточное отношение в коробке передач на n-ой передаче
Uтр1=3,7*3,64=13,468
Uтр2=3,7*1,95=7,252
Uтр3=3,7*1,36=5,032
Uтр4=3,7*0,94=3,478
Uтр5=3,7*0,78=2,886
Mei - текущее значение крутящего момента двигателя
nтр - КПД трансмиссии на всех передачах - постоянно
rk - Радиусы качения всех колес одинаковые и не изменяются во всем диапазоне скоростей движения автомобиля
Сила тяги на 1-ой передаче:
Pk800=13,468*133,7*0,95/0,288=5939,715Н
Pk7800=13.468*122.44*0.95/0.288=5439.482H
Остальные значения заносятся в таблицу
Pk |
5939 |
6321 |
6692 |
6756 |
6798 |
6726 |
6541 |
6404 |
6240 |
5825 |
5439 |
|
ni |
800 |
1600 |
2400 |
3200 |
4000 |
4800 |
5600 |
6000 |
6400 |
7200 |
7800 |
Сила тяги на 2ой передаче:
Pk800=7.252*133,7*0,95/0,288=3198.308Н
Pk7800=7.252*122.44*0.95/0.288=2928.952H
Остальные данные заносят в таблицу
Pk |
3198 |
3404 |
3603 |
3637 |
3660 |
3621 |
3522 |
3448 |
3360 |
3136 |
2928 |
|
ni |
800 |
1600 |
2400 |
3200 |
4000 |
4800 |
5600 |
6000 |
6400 |
7200 |
7800 |
Сила тяги на 3ий передачи:
Pk800=5.032*133,7*0,95/0,288=2219,234Н
Pk7800=5.032*122.44*0.95/0.288=2032.334H
Pk
2219
2361
2500
2524
2540
2513
2443
2393
2331
2176
2032
ni
800
1600
2400
3200
4000
4800
5600
6000
6400
7200
7800
Сила тяги на 4ой передачи:
Pk800=3,478*133,7*0,95/0,288=1533.883H
Pk7800=3,478*122.44*0.95/0.288=1404,701H
Остальные данные заносятся в таблицу
Pk |
5939 |
6321 |
6692 |
6756 |
1755 |
1737 |
1689 |
1654 |
1611 |
1504 |
1404 |
|
ni |
800 |
1600 |
2400 |
3200 |
4000 |
4800 |
5600 |
6000 |
6400 |
7200 |
7800 |
Сила тяги на 5ой передачи:
Pk800=2.886*133,7*0,95/0,288=1278.796H
Pk7800=2.886*122.44*0.95/0.288=1165.603H
Остальные данные заносятся в таблицу
Pk |
1278 |
1354 |
1434 |
1447 |
1456 |
1441 |
1401 |
1372 |
1337 |
1248 |
1165 |
|
ni |
800 |
1600 |
2400 |
3200 |
4000 |
4800 |
5600 |
6000 |
6400 |
7200 |
7800 |
Сила лобового (аэродинамического) сопротивления
Pw=Kw*Fa*V2ani /13
где Kw - Коэффициент лобового сопротивления
Fa - Лобовая площадь автомобиля
Vani - скорость движения автомобиля на n-ой передаче в iой расчетной точке Vani=0.377*rk*nei/Uтрn Где:
nei-частота вращения вала двигателя в i-ой расчетной точке,мин-1
rk-радиус качения шины
Uтрn-передаточное отношение трансмиссии на n-ой номере передач
в каждом из агрегатов
На первой передаче:
Vani800=(0.377*0.288*800)/13.46=6.4
Vani7800=(0.377*0.288*7800)/13.46=63
На второй передаче:
Vani800=(0.377*0.288*800)/7.2=12
Vani7800=(0.377*0.288*7800)/7.2=116
На третьей передаче:
Vani800=(0.377*0.288*800)/5=17
Vani7800=(0.377*0.288*7800)/5=163
На четвертой передаче:
Vani800=(0.377*0.288*800)/3.4=25
Vani7800=(0.377*0.288*7800)/3.4=171
На пятой передаче:
Vani800=(0.377*0.288*800)/2.8=30
Vani7800=(0.377*0.288*7800)/2.8=293
На первой передаче:
Pw800=0.3*2*41.59/13=1.9
Pw7800=0.3*2*3954.12/13=182.49
На второй передаче:
Pw800=0.3*2*143.4=6.7
Pw7800=0.3*2*13.637=629.4
На третьей передаче:
Pw800=0.3*2*297.9=13.7
Pw7800=0.3*2*283.25=1307.5
На четвертой передаче:
Pw800=0.3*2*623.7=28.7
Pw7800=0.3*2*5929.2=2736.5
На пятой передаче:
Pw800=0.3*2*905.8=41.9
Pw7800=0.3*2*8611.9=3974.5
Остальные данные заносятся в таблицу
На первой передаче
ni |
800 |
1600 |
2400 |
3200 |
4000 |
4800 |
5600 |
6000 |
6400 |
7200 |
7800 |
|
Pw |
1.9 |
7.6 |
17.2 |
30.7 |
48 |
70 |
94 |
107 |
122 |
155 |
182 |
На второй передаче
ni |
800 |
1600 |
2400 |
3200 |
4000 |
4800 |
5600 |
6000 |
6400 |
7200 |
7800 |
|
Pw |
6.6 |
26 |
56 |
105 |
165 |
238 |
324 |
372 |
423 |
536 |
629 |
На третьей передаче
ni |
800 |
1600 |
2400 |
3200 |
4000 |
4800 |
5600 |
6000 |
6400 |
7200 |
7800 |
|
Pw |
14 |
55 |
123 |
220 |
343 |
495 |
673 |
773 |
880 |
1113 |
1307 |
На четвертой передаче
ni |
800 |
1600 |
2400 |
3200 |
4000 |
4800 |
5600 |
6000 |
6400 |
7200 |
7800 |
|
Pw |
28.7 |
115 |
259 |
460 |
719 |
1036 |
1410 |
1619 |
1842 |
2331 |
2736 |
На пятой передаче
ni |
800 |
1600 |
2400 |
3200 |
4000 |
4800 |
5600 |
6000 |
6400 |
6800 |
7800 |
|
Pw |
41 |
167 |
376 |
668 |
1045 |
1505 |
2048 |
2351 |
2675 |
3386 |
3976 |
Скорость движения автомобиля:
V=0.105*((ni*rk)/(i0*ik))
где: ni - частота вращения коленчатого вала
rk - радиус качения
i0 - главное передаточное число
ik - передаточное число для каждой передачи
На первой передаче
V800=0,105*((800*0,288)/(3,7*3,64))=1,8
V7800=17
На второй передаче
V800=3.5
V7800=33.5
На третей передаче
V800=4.8
V7800=47
На четвертой передаче
V800=7
V7800=67
На пятой передаче
V800=8
V7800=81
Остальные данные заносятся в таблицу
ni |
800 |
1600 |
2400 |
3200 |
4000 |
4800 |
5600 |
6000 |
6400 |
7200 |
7800 |
|
Va |
1,8 |
3,57 |
5,4 |
7,14 |
9 |
11 |
12,5 |
13,4 |
14 |
16 |
17 |
На второй передаче
ni |
800 |
1600 |
2400 |
3200 |
4000 |
4800 |
5600 |
6000 |
6400 |
7200 |
7800 |
|
Va |
3.5 |
7 |
10 |
14 |
17 |
20 |
24 |
26 |
27.5 |
30 |
33.5 |
На третьей передаче
ni |
800 |
1600 |
2400 |
3200 |
4000 |
4800 |
5600 |
6000 |
6400 |
7200 |
7800 |
|
Va |
4.8 |
9.6 |
14 |
19 |
24 |
29 |
33 |
36 |
39 |
43 |
47 |
На четвертой передаче
ni |
800 |
1600 |
2400 |
3200 |
4000 |
4800 |
5600 |
6000 |
6400 |
7200 |
7800 |
|
Va |
7 |
13.7 |
20 |
27 |
34 |
41 |
48 |
51 |
55 |
62 |
67 |
На пятой передаче
ni |
800 |
1600 |
2400 |
3200 |
4000 |
4800 |
5600 |
6000 |
6400 |
7200 |
7800 |
|
Va |
8 |
16 |
25 |
33 |
41 |
50 |
58 |
62 |
67 |
75 |
81 |
Динамическая характеристика автомобиля
Для сравнительной оценки тяговых качеств автомобиля, независимо от массы, используется динамический фактор
Д = (Pk-Pw)/(ma*g),
где Pk - тяговая сила на ведущих колесах
Pw - величина силы сопротивления встречного воздуха
ma - масса автомобиля
g - ускорение свободного падения(9,8)
На первой передаче
Д800=(Pk800-Pw800)/(1425*9.8)=(5939-2)/14=424
Д7800=(5439-182)/14=375
На второй передаче
Д800=(3198-6,6)/14=228
Д7800=(2928-629)/14=164
На третьей передаче
Д800=(2219-14)/14=157
Д7800(2032-1307)/14=58
На четвертой передаче
Д800=(1533-29)/14=107
Д7800(1404-2736)/14=0
На пятой передаче
Д800=(1272-41)/14=88
Д7800(1165-3974)/14=0
Остальные данные заносят в таблицу
На первой передаче
Д1 |
424 |
451 |
477 |
480 |
482 |
475 |
460 |
450 |
437 |
405 |
375 |
|
ni |
800 |
1600 |
2400 |
3200 |
4000 |
4800 |
5600 |
6000 |
6400 |
7200 |
7800 |
На второй передаче
Д2 |
228 |
241 |
253 |
252 |
250 |
241 |
228 |
220 |
210 |
186 |
164 |
|
ni |
800 |
1600 |
2400 |
3200 |
4000 |
4800 |
5600 |
6000 |
6400 |
7200 |
7800 |
На третьей передаче
Д3 |
157 |
165 |
170 |
165 |
157 |
114 |
126 |
116 |
104 |
76 |
58 |
|
ni |
800 |
1600 |
2400 |
3200 |
4000 |
4800 |
5600 |
6000 |
6400 |
7200 |
7800 |
На четвертой передаче
Д4 |
107 |
108 |
105 |
92 |
74 |
50 |
20 |
2,5 |
0 |
0 |
0 |
|
ni |
800 |
1600 |
2400 |
3200 |
4000 |
4800 |
5600 |
6000 |
6400 |
7200 |
7800 |
На пятой передаче
Д5 |
88 |
85 |
76 |
56 |
29 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
ni |
800 |
1600 |
2400 |
3200 |
4000 |
4800 |
5600 |
6000 |
6400 |
7200 |
7800 |
Мощностной баланс автомобиля
N=Nb +Nтр+Nw+Nj+Nq
Nb=10-3*Pb*Va [кВт] - мощность затраченная на привод вспомогательного оборудования где:
Va - скорость автомобиля (м/с);
Рb - сила сопротивления вспомогательного оборудования;
Ne - мощность двигателя;
Наим. |
Показатели |
Частота вращения коленчатого вала об/мин. |
|||||||||||||
Обозн. |
Разм. |
800 |
1600 |
2400 |
3200 |
4000 |
4800 |
5600 |
6000 |
6400 |
7200 |
7800 |
|||
Мощн. ДВС |
Ne |
кВт |
11 |
23 |
37 |
50 |
64 |
76 |
86 |
90 |
94 |
98 |
100 |
||
Мощн. потерь прив. |
Nb |
кВт |
0,04 |
0,14 |
0,32 |
0,63 |
1,12 |
1,83 |
2,8 |
4,08 |
5,72 |
7,75 |
10,2 |
||
Ne-Nb |
кВт |
11 |
23 |
37 |
40,8 |
63 |
75 |
84 |
86 |
90 |
91 |
89,8 |
|||
Перед. |
Va |
м/с |
|||||||||||||
1 |
Va1 |
м/с |
2 |
5 |
7 |
9 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
||
2 |
Va2 |
м/с |
4 |
7 |
10 |
14 |
17 |
20 |
24 |
26 |
27 |
30 |
33 |
||
3 |
Va3 |
м/с |
5 |
9 |
14 |
19 |
24 |
29 |
33 |
36 |
39 |
43 |
47 |
||
4 |
Va4 |
м/с |
7 |
13 |
20 |
27 |
34 |
41 |
48 |
51 |
55 |
62 |
67 |
||
5 |
Va5 |
м/с |
8 |
16 |
25 |
33 |
41 |
50 |
58 |
62 |
67 |
75 |
81 |
Список использованной литературы
1. Чудаков Е.А. «Теория автомобиля» М: Машииз, 1990, - 344с.
2. «Двигатели внутреннего сгорания: Теория поршневых и комбинированных двигателей» /под ред. Орлина А.И., Круглова М.Т. М: Машиностроение. - 1993 г. 372с.
3. Колчин А.И., Демидов В.П. «Расчет автомобильных и тракторных двигателей» М: Высшая школа, 1997г. - 400с.
4. Митрофанов В.И., Шабашева М.М. «Методы расчета эффективного удельного расхода топлива ДВС при проектировании автомобилей» Межвузовский сборник научных трудов. М: ВЗМИ, 1996г. - 145с.
5. Смирнов Г.А. «Теория автомобиля» М: ВШ, 1991. 344с.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |