42
42
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)
1.1. Мощность Nе, угловая скорость вращения коленчатого вала , тактность и, условия работы дизеля задаются консультантом проекта. В процессе проектирования, по согласованию с консультантом при наличии соответствующих обоснований заданные величины могут быть откорректированы.
Эффективная мощность дизеля кроме угловой скорости и тактности зависит от величин среднего эффективного давления Ра, реализуемого при рассматриваемом режиме работы, рабочего объема цилиндра Vh и числа цилиндров Z. При проектировании дизелей величины, определяющие их эффективную мощность, выбираются с учетом опыта эксплуатации ухе построенных двигателей, а также весовых и габаритных ограничений, выдвигаемых специфическими условиями работы проектируемого двигателя.
Мощность двигателя определяется соотношением:
, кВт
где Ре - среднее эффективное давление, Па;
- угловая скорость вращения коленчатого вала, рад/с;
Z - число цилиндров;
Vh - рабочий объем цилиндров, м3;
- коэффициент тактности.
Pe=0,7-1,2мПа=0,7мПа.
Угловая скорость равна =?*ng/30=115,13 рад/с.
Рабочий объем цилиндра определяется из соотношения:
, м3
Vh=3,14*0,2562*0,256/4=0,20096 (м3)
где D - диаметр поршня, м;
S - ход поршня, м.
Тогда:
, кВт. (1)
Коэффициент тактности принимается равным двум для 2-х тактных и четырем - для 4-х тактных двигателей.
Среднее эффективное давление и средняя скорость поршня выбираются на основании опыта конструирования, доводки и эксплуатации существующих двигателей.
В зависимости от заданной мощности предварительно выбирается величина среднего эффективного давления по рис.1.
Средняя скорость поршня Cm является параметром, определяющим степень быстроходности и долговечности дизеля. Для выполненных тепловозных двигателей средние скорости поршня имеют значения:
для 4-х тактных дизелей Cm=7,4 - 10,5 м/с;
Двигатели с высокими значениями Cm характеризуются меньшими габаритами и массой. Для их изготовления применяются материалы повышенного качества и износостойкости, повышается класс точности изготовления дизелей, в процессе эксплуатации для смазки используются высококачественные сорта масел с присадками с тем, чтобы сохранить моторесурс на требуемом уровне. Поэтому по возможности выбирают меньшую скорость поршня.
Скорость поршня определяется из соотношения:
, м/с (2)
С учетом (2) эффективная мощность определяется:
, кВт (3)
Число цилиндров в тепловозных дизелях в зависимости от общей мощности, размеров цилиндра и тактности колеблется от 6 до 24 для 4-х тактных и 10 -?16 для 2-х тактных.
У 4-х тактных двигателей, исходя из условий уравновешивания и необходимой равномерности крутящего момента, применяют четное число цилиндров (6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20 и 24). При числе цилиндров от 6 до 8 обычно применяет рядное расположение. При числе цилиндров больше 8 переходят к V - образному их расположению.
Диаметры цилиндров построенных тепловозных дизелей изменяются в пределах:
- D = 0,170 - 0,300 м для 4-х тактных дизелей с нераздельной камерой сгорания;
При больших диаметрах цилиндров имеют место высокая теп-лонапряженность, значительная масса деталей кривошипно-шатунного механизма и поршня вследствие высоких нагрузок.
Диаметр цилиндра выбирается приближенно в соответствии с рис. 2 и должен соответствовать нормальному ряду диаметров:
0,130; 0,140, 0,150; 0,160; 0,170; 0,180; 0,190; 0,210; 0,230, 0,240; 0,250; 0,260; 0,280; 0,300, 0,320; 0,340 м.
Отношение хода поршня S к диаметру D цилиндра для тепловозных дизелей находится в пределах:
S/D = 1,0 - 1,3 для 4-х тактных дизелей; S/D =1,0
В двигателях средней быстроходности рекомендуется увеличенные отношения S/D, так как при прочих равных условиях с увеличением S/D уменьшается диаметр цилиндра, нагрузка на детали кривошипно-шатунного механизма, увеличивается высота камеры сгорания, что ведет к улучшению процесса сгорания, но при этом увеличивается высота двигателя.
Для быстроходных дизелей целесообразно снижать величину S/D для уменьшения средней скорости поршня и высоты двигателя. Однако с понижением S/D ухудшаются условия протекания процессов смесеобразования.
1.2. Определение основных размеров цилиндра двигателя и числа цилиндров рекомендуется производить в следующем порядке:
В соответствии с рекомендациями изложенными в п.1.1, выбирают ориентировочную величину среднего эффективного давления Ре.
Задаются тремя-четырьмя значениями средней скорости поршня Cmi в диапазоне значений, рекомендованных в п. 1.1, с интервалом 0,5 м/с.
Для нескольких значений отношения (S/D)j определяют диаметры цилиндров, соответствующие выбранным значениям средней скорости поршня и заданной угловой скорости коленчатого вала:
, м (4)
Для каждого вычисленного значения диаметра цилиндра по формуле (3) определяют число цилиндров проектируемого двигателя. Полученные значения диаметров и чисел цилиндров сводят в табл. 1.
По табл.1 выбирают число цилиндров, соответствующее рекомендациям п.1.1. Диаметр цилиндра, соответствующий выбранному числу цилиндров, округляют до ближайшего значения из ряда нормальных диаметров и уточняют среднюю скорость поршня по соотношению (2).
Отношение S/D не должно выходить за рекомендуемые пределы.
1.3. По полученным геометрическим параметрам проектируемого дизеля D, S, Z определяют его основные габаритные размеры.
Значения (Сmi) |
Значения (S/D)j |
||||
|
1 |
1,1 |
1,2 |
1,3 |
|
8 |
D=0,218 |
D=0,196 |
D=0,172 |
D=0,151 |
|
Z=12 |
Z=15 |
Z=20 |
Z=26 |
||
8,5 |
D=0,229 |
D=0,206 |
D=0,183 |
D=0,160 |
|
Z=10 |
Z=12 |
Z=16 |
Z=22 |
||
9 |
D=0,243 |
D=0,2187 |
D=0,194 |
D=0,170 |
|
Z=9 |
Z=11 |
Z=14 |
Z=18 |
||
9,5 |
D=0,256 |
D=0,23 |
D=0,205 |
D=0,175 |
|
|
Z=8 |
Z=9 |
Z=12 |
Z=16 |
|
, м (7)
H=6*0,256=1,53(м)
где а = 6,0 - 8,0 - для рядных двигателей;
5,0 ? 7,0 - для V - образных двигателей;
10 ??13,0 - для 2-х тактных двигателей с противоположно-движущимися поршнями.
После определения габаритных размеров дизеля производят проверку его размещения в кузове тепловоза.
Проверяют наличие необходимой ширины проходов по обе стороны от дизеля. От внешнего контура дизеля до боковых стенок кузова тепловоза должно быть 0,7 м на высоте груди человека (на расстоянии от настила 1,5 м), что обеспечивает нормальное и безопасное обслуживание дизеля.
В отдельных исключительных случаях допускается местное сужение прохода до 0,5 м.
Эскиз установки дизеля на тепловозе выполняется в масштабе 1:20 и прилагается к записке.
2. РАСЧЕТ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА ДИЗЕЛЯ И ЕГО ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Целью расчета рабочего процесса дизеля является определение параметров, необходимых для реализации заданной мощности при заданной угловой скорости коленчатого вала и выбранных геометрических размерах цилиндра.
2.1. Расчет количества воздуха, необходимого для реализации заданной мощности, выбор схемы наддува и определение мощности компрессора
2.1.1. Расчет количества воздуха и давления наддува.
Количество воздуха, необходимого для работы, зависит от мощности, выбранных ранее (см. п.1) геометрических размеров цилиндров, качества газообмена и других, факторов.
Расход воздуха через двигатель определяется из соотношения:
, кг/с (8)
где вт - расход топлива двигателем, кг/с;
??- суммарный коэффициент избытка воздуха;
L0` - соотношение между количеством воздуха и топлива при полном сгорании топлива (?= 1).
Расход топлива Вт зависит от мощности, КПД двигателя и качества топлива:
, кг/с (9)
где Nе - эффективная мощность дизеля, кВт;
Ни - теплотворная способность топлива, кДж/кг;
е - эффективный КПД двигателя.
Bт =650/42500*0,40=0,038 кг/с.
С учетом (9) получим:
(10)
Величины ?? и е предварительно выбираются по справочным данным. Обычно для 4-х тактных тепловозных дизелей характерно ??2,1 - 2,6 е=0,40-0,43, а для 2-х тактных соответственно - ??2,5 -?2,9 и е=0,34 - 0,38
Величины L0` и Ни принимаются равными 14,35 и 42500 кДж/кг.
G = (2, 5*14, 35*650)/17000=1,371 кг/с
Во время продувки часть воздуха теряется, поэтому в процессе сгорания будет участвовать меньшее количество воздуха:
, кг/с. (11)
где к - коэффициент избытка продувочного воздуха.
Для 4-х тактных двигателей принимают к = 1,05 - 1,15;
для 2-х тактных при прямоточно-щелевой продувке - к = 1,4 - 1,5, при прямоточно-клапанной - к = 1,4 - 1,7 и при контурной продувке - к = 2,1.
G=1,371*1,1-1=1,246 кг/с.
Количество воздуха в цилиндрах G и давление наддува РS связаны соотношением:
, МПа (12)
где v - коэффициент наполнения, выбирается для 4-х тактных ДВС в пределах 0,96, а для 2-х тактных - 0,85 - 0,95;
ТS - температура наддувочного воздуха, К.
Если считать, что в условиях тепловоза не удается охлаждать наддувочный воздух ниже 340 - 350 К, то можно принять, что температура заряда в цилиндрах находится в пределах ТS = 370 - 400 К.
RВ - газовая постоянная воздуха, RВ= 287 Дж/кг.К.
Ps=(400*287*4*1,246*4)/(0,256*0,065536*8*115,13*0,96)*10-6=0,154 (МПа)
2.1.2. Выбор схемы наддува.
По найденной величине давления наддува следует выбрать и обосновать схему воздухоснабжения дизеля.
Для четырехтактных тепловозных дизелей, как правило, применяют одну ступень сжатия воздуха в центробежном компрессоре, приводимом в работу от газовой турбины. Мощность, потребляемая компрессором, определяется по формуле:
, Вт (13)
где Т1 - температура воздуха на входе в компрессор, К;
- степень повышения давления в компрессоре (для компрессора низкого давления ?1,9, среднего давления - 1,9 - 2,5 и высокого давления - 2,5 - 4,0);
?к=0,154/0,103=1,495
Р0 - давление воздуха на входе в компрессор ,
0 - потери в воздухозаборных устройствам и фильтрах 0 = 6,95 - 0,97;
К - коэффициент полезного действия компрессора (принимается равным 0,75 - 0.81);
к - показатель адиабаты сжатия (к = 1,4).Расчитаем мощность компрессора.Возьмём T1=293 K.
Nкнд=1,371*287*(1,4/1,4-1)*293*1,272*1,28=656979 (Вт)
2.1.3. Расчет параметров рабочего тела на входе в цилиндры
Температура воздуха на выходе из компрессора:
, К (14)
T2=293*((1+(1,11-1/0,78-1))=334,02 K.
Если в выбранной схеме предусмотрен охладитель, то температура после охладителя на входе в дизель определяется соотношением:
, К (15)
Ts=334-0,4(334-293)=317,6 K.
где х - коэффициент эффективности охладителя;
ТW - температура теплоносителя, охлаждающего наддувочный воздух.
Для водовоздушных охладителей х находится в пределах 0,75 - 0,7, для воздуховоздушных охладителей величина может быть принята в пределах х = 0,35 - 0,5.
Температура воды, охлаждающей на тепловозе наддувочный воздух, может приниматься равной 330 К при нормальных наружных условиях (нормальные атмосферные условия: р0=0,103 МПа, Т0=293 К).
В случае применения воздуховоздушного охладителя температура ТW принимается равной Т0=293 К.
Потери давления воздуха по тракту и в воздухоохладителе оцениваются приближенно:
, (16)
где S - коэффициент потерь; выбирается в пределах 0,92 - 0,95.
Ps1=0,95*0,154=0,1463 Мпа.
2.2. Процессы наполнения и сжатия
Давление свежего заряда в конце наполнения определяется по формулам:
для 4-х тактных двигателей с наддувом:
Ра = (0,90 ? 0,96).РS , (21)
Pa=0,96*0,154=0,147 Мпа.
Температура воздуха в конце наполнения:
, К (23)
где ТS - температура воздуха на входе в двигатель;
Т - приращение температуры воздуха в цилиндре;
Тr - температура остаточных газов в цилиндре двигателя;
r - коэффициент остаточных газов.
Ta=370+15+0,02*650/(1+0,02)=390 K.
Величина:
, К (24)
где Ткин - повышение температуры свежего заряда за счет преобразования кинетической энергии в тепловую (Ткин = 7 К);
Тm - повышение температуры воздушного заряда за счет подогрева от стенок цилиндра (Тm = 8 К).
Величины коэффициента остаточных газов и Тr принимаются в пределах:
4-х тактные дизели c наддувом r = 0,02, Тr = 650 К;?T=15 K.
Коэффициент наполнения V определяется по формуле:
, (25)
где - степень сжатия;
Gд1 - коэффициент, учитывающий до зарядку цилиндров двигателя Gд1=1,02 ? 1,07.
Перед определением V необходимо выбрать величину степени сжатия .
При выборе учитывают максимально-допустимое давление сгорания в двигателе [РZ]maх. Выбранная величина степени сжатия не должна превышать значения:
, (26)
где ? - степень повышения давления при сгорании;
n1 - среднее значение показателя политропы сжатия.
Допустимое давление сгорания [РZ]maх в современных дизелях находится в пределах 12 - 14 МПа и зависит от выбранной конструкции двигателя.
Степень повышения давления ? и степень сжатия выбираются так, чтобы величина ? находилась в пределах 1,3 - 1,8, а величина в пределах, указанных на рис. 2.
Показатель политропы сжатия n1 в современных двигателях зависит от конструкции системы охлаждения и потерь тепла в цилиндре при сжатии. Величина n1 выбирается в пределах 1,34 ? 1,36.Примем n1 =1,34.
?=(14 / 1,3*0,147)1/1,34=24,6
?v=24,6*1,02*0,147*317,6*1/(24,6-1)(1+0,02)*0,154*390,19=0,809
Определяем действительный рабочий объем цилиндра Vh` в момент закрытия впускного органа газораспределения (фаза а):
, м3
где R - радиус кривошипа равен значению S/2, 0,128 м.
? - отношение радиуса кривошипа к длине шатуна принимается 0,3-Д 49.
а - фаза запаздывания закрытия впускного органа определяется исходя из типа рассчитываемого двигателя и может соответствовать фазе а уже существующих тепловозных двигателей (см. табл.2.).
Таблица 2.
Дизель |
ПД1М |
K6S310DR |
У1Д6 |
1Д12-400 |
1Д12Н-500 |
М756 |
Д70 |
Д49 |
|
Фаза а,0пкв |
35 |
35 |
48 |
48 |
50 |
56 |
46 |
28 |
|
фаза а=28? Fп=3,14*0,2562/4=0,052
V?h=0,128((1-0,4716)+1,3/4*(1+0,0927))*0,052=0,0057 (м2)
Определяем объем сжатия:
, м3
Vc=0, 0057/ (24,6-1)=0,00024 м3
Количество свежего заряда в цилиндре в конце наполнения:
, кг (27)
где РS` - давление наддувочного воздуха в МПа.
M1ц=(0,1463*0,0057*0,809*106)/(287*370)=0,0063 (кг)
Масса рабочего тела в цилиндре в конце наполнения:
, кг
Мац=((0,0057+0,00024)*0,147/(0,128*390))*106=17,5 кг.
Давление воздуха в конце сжатия:
, МПа (28)
Pc=0,147*24,61,34=10,74 Мпа.
Температура воздуха в конце сжатия:
, К (29)
Tс=390*24,60,34=1159 K.
По условию возможности надежного самовоспламенения топлива значение температуры ТС должно быть не менее 750 К.Условие самовоспламенения выполняется.
2.3. Процесс сгорания
Целью расчета процесса сгорания является определение температуры ТZ и давления РZ рабочего тела в точке расчетной индикаторной диаграммы и степени предварительного расширения ?.
При расчетах рабочего цикла весовой состав дизельного топлива по химическим элементам принимается:
углерода С = 0,86, водорода Н = 0,13 и кислорода О = 0,1.
Коэффициент избытка воздуха ? оказывает непосредственное влияние на качество процесса сгорания топлива, а, следовательно, и на величину индикаторного КПД двигателя. Для дизелей с наддувом при определенных значениях коэффициента избытка воздуха удельный расход топлива достигает минимального значения.
Ориентировочно можно принимать, что расчетная величина коэффициента избытка воздуха находится в пределах для комбинированных двигателей
? =2,2,
Определяем цикловую подачу топлива:
, кг/цикл (30)
gц=0,0063/2,2*14,35=0,0001 кг/цикл
Цикловая подача современных тепловозных двигателей находится в пределах 0,305 - 1,46 г/цикл. Для определения температуры газов в конце "видимого" сгорания топлива точка “z” расчетной индикаторной диаграммы используют уравнение сгорания:
, (31)
где Z - коэффициент использования теплоты в точке “z”;
mCV - средняя молярная теплоемкость свежего заряда при постоянном объеме, кДж/моль.К;
mCР - средняя молярная теплоемкость продуктов сгорания при постоянном давлении в точке “z”, кДж/моль.К;
?Z - расчетный коэффициент молекулярного изменения в точке “z”;
ТZ - температура рабочего тела в точке “z”, К;
L0 - количество киломолей воздуха, необходимое для сгорания I кг топлива при к = 1 (L0 = 0,486).
Так как величины теплоемкостей приближенно являются линейными функциями температуры, то уравнение (31) является квадратным относительно ТZ.
Рекомендуется следующий порядок определения величин, входящих в уравнение (31).
2.3.1. Определяют коэффициент молекулярного изменения при полном сгорании:
, (32)
?=1+((8*0,13+0,1)/32*2,2*0,468)*0,980392156=1,054
2.3.2. Выбирают значение коэффициента использования теплоты в пределах:
для дизелей средней быстроходности = 0,75 - 0,85;
для быстроходных дизелей = 0,8 ? 0,9.
2.3.3. Выбирают коэффициент выделения теплоты ХZ в конце "видимого" сгорания. Для двигателей средней быстроходности можно принять ХZ = 0,65 - 0,9; для быстроходных дизелей ХZ = 0,75 - 0,85.
2.3.4. Подсчитывают коэффициент использования теплоты в точке Z:
, (33)
?z=0,8*0,9=0,72
2.3.5. Коэффициент молекулярного изменения в точке Z:
, (34)
?z=(((1,054-1)*0,9)/(1+0,02))+1=1,04764
2.3.6. Выбирают значение степени повышения давления при сгорании ?, от которой зависят экономичность дизеля, его динамические характеристики и весовые показатели. В существующих конструкциях дизелей ? колеблется в пределах 1,2 - 2,2. Для дизелей с наддувом с целью обеспечения минимальных удельных эффективных расходов топлива целесообразно на расчетном режиме вести рабочий процесс при ? =1,3 - 1,8. Необходимо учитывать, что получившаяся максимальная величина давления сгорания РZ не должна превосходить РZ = 12 - 14 МПа, так как при более высоких значениях РZ возрастает вес дизеля и деталей кривошипно-шатунного механизма.
2.3.7. Для определения значений средних молярных теплоемкостей свежего заряда воздуха mCV может быть использовано приближенное соотношение:
, (35)
mCv=18,576+0,0025*1159=21,473
2.3.8. Определение значений средней мольной теплоемкости продуктов сгорания производится с учетом теплоемкостей смеси чистого воздуха и чистых продуктов сгорания (чпс):
, (35)
mCv=(21,473(2,2-0,9)+25,966*0,9)/2,2=23,311
где mCVчпс - мольная теплоемкость чистых продуктов сгорания;
(?-х) - доля чистого воздуха в продуктах сгорания;
х - доля чистых продуктов сгорания, численно равная коэффициенту выделения тепла:
, (37)
mCчпсv=19,487+0,0036*1800=25,966
2.3.9. Учитывая, что:
mCp=8,312+23,311=31,623
из выражения (36) в точке “z” получим значение mCРZ:
, (38)
mCpz=8,312+(19,487*0,9)/2,2+(18,576(2,2-0,9))/2,2+[0,0036*0,9+0,0025(2,2-0,9)]*1800/2,2=32,571
Задаваясь в первом приближении температурой в точке Z равной 1800 К, определяют теплоемкость mCРZ и температуру ТZ по уравнению (31). При отклонении ТZ от 1800 К более, чем на 50 К, расчет повторяют.
Tz=59922/(1,04764*326654)=59,922/34,22157966=1751 K.
Температура ТZ находится в пределах 1750 ? 1950 К.
Более высокие значения ТZ нежелательны во избежание существенных потерь теплоты от значительной диссоциации молекул газов.
Максимальное давление сгорания РZ и степень предварительного расширения ? определяют из соотношений:
, (39)
Pz=1,3*10,74=13,962 Мпа.
, (40)
?=(1,04764/1,3)*(1751/1159)=1,217
2.4. Процесс расширения
По углу открытия выпускных органов газораспределения В определяют объем рабочего тела VВ в точке “в”:
,
Vв=0,00024+0,052*0,128((1-0,4361)+1,3/4(1+0,2581))=0,00671 (м3)
Таблица 3.
Дизель |
ПД1М |
K6S310DR |
У1Д6 |
1Д12-400 |
1Д12Н-500 |
М756 |
Д70 |
Д49 |
|
Фаза в,0пкв |
70 |
45 |
48 |
48 |
60 |
56 |
49 |
59,5 |
|
Степень последующего расширения определяют из соотношения
, (41)
?=0,00671/(0,00024*1,217)=22,9
Для определения температуры рабочего тела в конце расширения (точка “в” расчетной индикаторной диаграммы) используют уравнения:
, К, (42)
где n2 - среднее значение показателя политропы расширения, и уравнение теплового баланса процесса расширения с учетом тепловыделения от догорания топлива на линии расширения:
, (43)
где
,
A=(8,312*1,04764*1751)/1,054=14466,48
B=42500*((0,8-0,72)/(2,2*0,468*
(1-0,02)*1,054))+(1,04764*23,311*1751)/1,054=43768,26
Уравнения (42) и (43) решаются совместно одним из численных методов.
Обычно для тепловозных дизелей величины n2 = 1,21 -?1,3, ТВ = 900 -?1200 К.
n2=((14466,48-8,312*1000)/(43768,26-23,311*1000)+1=1,3
TB=(1751/22,90,3)*(1,04764/1,054)=695 K.
Давление в конце расширения определяют по формуле:
, МПа (44)
РВ=13,962/22,91,3=0,238 Мпа.
Температура ТВ не должна превышать 1200 К во избежание значительного перегрева выпускных клапанов, головок поршней и пригорания поршневых колец.
2.5. Определение температуры газов, на входе в турбину и баланса мощностей компрессора и турбины
2.5.1. Схематически можно принять, что в процессе выпуска последовательно происходят изоэнтальпийное истечение газов из цилиндров в выпускной коллектор, их перемешивание с продувочным воздухом и перенос отработавших газов к турбине с некоторой потерей теплоты в стенки коллектора.
При перемешивании газов с наддувочным воздухом из уравнения баланса теплоты находится температура смеси.
Уравнение баланса теплоты может быть представлено в виде:
, (45)
где G; G - суммарный и теоретический расход воздуха;
ТСМ, ТS; ТВ - температуры смеси, воздуха в ресивере и газов в точке “в”:
mCРСМ; mCРS и mCРВ - молярные теплоемкости смеси, воздуха в ресивере и газов в точке “в” (берутся из курса теплотехники).
Принимая mCРВ = mСРСМ , получим
, (46)
Tсм=((1,371-1,246)*317*1+1,246*695))/1,371=660 K.
Температуру смеси рабочего тела перед турбиной определяют с учетом потерь теплоты на охлаждение:
, (47)
Tт=660-0,11(660-350)=626 K.
где r - коэффициент, учитывающий теплоотвод в выпускной системе;
ТW - температура теплоносителя, охлаждающего коллектор.
В тепловозных дизелях величина r находится в пределах:
для коллектора, охлаждаемого водой - 0,1 - 0,15;
для неохлаждаемого коллектора - 0,01 - 0,03.
В случае охлаждения коллектора водой значение ТW принимается в пределах 320 - 360 К. Для неохлаждаемого коллектора значение ТW принимается равной температуре воздуха в кузове тепловоза.
2.5.2. Мощность турбины зависит от расхода смеси GZ, температуры смеси ТСМ на входе в турбину, перепада давлений в турбине ?Т и КПД Т. Для обеспечения продувки двигателя перепад давлений по двигателю для 4-тактных дизелей не должен быть ниже , а для 2-тактных дизелей (где РТ - давление газов перед турбиной).
Тогда:
, (48)
где r - коэффициент потерь давления в выпускной системе r = 0,92
?т=1,222*0,92/1,05=1,070
Мощность турбины:
, (49)
Nт=(1,371*1,33*268*626*0,016)/0,33=1484 кВт
где КГ - показатель адиабаты выпускных газов КГ = 1,32 ? 1,35;
Из баланса мощностей компрессора и турбины получим требуемый КПД турбины:
, (50)
?т=1000/1484=0,67
где NК подсчитана по формуле (13).
Полученные величины требуемого КПД не должны быть выше значений, реально достигаемых в настоящее время Т ??0,8 ? 0,85.
2.6. Технико-экономические показатели проектируемого дизеля
Величина среднего индикаторного давления:
,Па (51)
Pi=0,96*0,455(0,2821+3,162-1,943)=0,65 Па.
Для 4-х тактных дизелей = 0, и коэффициент полноты диаграммы принимают П = 0,94 ??0,96. Принимая по опытным данным значение механического КПД М в пределах:
для 4-х тактных дизелей: без наддува 0,75 ? 0,80;
с наддувом 0,80 ? 0,92;
определяют среднее эффективное давление:
, Па (52)
Pе=0,655*0,92=0,602 Мпа.
Эффективная мощность дизеля определяется по формуле:
, кВт (53)
Ne=((0,602*0,20096*8*115,13)/12,56))*103=8871 кВт.
В случае, если полученная мощность окажется меньше заданной, следует изменить рабочий объем двигателя или давление наддува и произвести повторный расчет.
Индикаторный КПД определяется из соотношения:
, (54)
?i=(287*2,2*14,35*0,65*370)/(42500*0,80*0,154)=0,4161
где RВ = 0,287 кДж/кг.К; НИ = 42500 кДж/кг; L0 = 14,35.
Эффективный КПД дизеля:
,
?e=0,4161*0,92=0,3828
Индикаторный КПД тепловозных дизелей изменяется в пределах i = 0,41 - 0,51, а эффективный - е = 0,38 -?0,44.
Удельный индикаторный расход топлива:
, кг/кВт.ч (55)
gi=3600/(42500*0,4161)=0,203 кг/кВт.ч
Удельный эффективный расход топлива:
, кг/кВт.ч (56)
ge=0,203/0,92=0,220 кг/кВт.ч
Достигнутые значения gе для тепловозных дизелей: 4-х тактные-0,2 - 0,225 кг/кВт.ч, Литровая мощность двигателя:
, кВт/л (57)
Nл=8871/(0,20096*8*1000)=5,5 кВт/л.
Для тепловозных дизелей соответственно: 4-х тактные NЛ?15, После окончания расчета рабочего процесса и технико-экономических показателей все основные результаты следует свести в таблицу 4.
Таблица 4.
Результаты расчетов.
№ № |
Наименование показателя |
Обозначение |
Размерность |
Значение |
|
1. |
Эффективная мощность. |
Nе |
кВт |
8871 |
|
2. |
Угловая скорость коленчатого вала. |
|
рад/с |
115,13 |
|
3. |
Размерность двигателя. |
S/D |
- |
1,0 |
|
4. |
Суммарный коэффициент избытка воздуха. |
? |
- |
2,2 |
|
5. |
Расход воздуха. |
G |
кг/с |
1,371 |
|
6. |
Давление наддува. |
РS |
МПа |
0,154 |
|
7. |
Мощность, потребляемая компрессором. |
NК |
кВт |
1000 |
|
8. |
Температура воздуха на выходе из компрессора. |
Т2 |
К |
334 |
|
9. |
То же, на входе в дизель. |
ТS |
К |
370 |
|
10. |
Потери давления воздуха. |
РS |
МПа |
0,1463 |
|
11. |
Давление воздуха в начале сжатия. |
Ра |
МПа |
0,147 |
|
12. |
Температура воздуха в конце наполнения. |
Та |
К |
390 |
|
13. |
Масса рабочего тела в конце наполнения. |
Мац |
кг |
17,5 |
|
14. |
Коэффициент наполнения. |
V |
- |
0,809 |
|
15. |
Степень сжатия. |
|
- |
24,6 |
|
16. |
Показатель политропы сжатия. |
nc |
- |
1,34 |
|
17. |
Давление воздуха в точке “С”. |
РС |
МПа |
10,74 |
|
18. |
Температура воздуха в точке “С”. |
ТС |
К |
1159 |
|
19. |
Давление газов в точке “z”. |
РZ |
МПа |
13,962 |
|
20. |
Температура газов в точке “z”. |
ТZ |
К |
1751 |
|
21. |
Давление газов в точке (В). |
РВ |
МПа |
0,238 |
|
22. |
Температура газов в точке (В). |
ТВ |
К |
695 |
|
23. |
Показатель политропы расширения. |
np |
- |
1,300 |
|
24. |
Температура газов перед турбиной. |
Тт |
К |
626 |
|
25. |
Мощность турбины. |
NТ |
кВт |
1484 |
|
26. |
КПД турбины. |
Т |
- |
0,67 |
|
27. |
Среднее индикаторное давление. |
Рi |
МПа |
0,65 |
|
28. |
Среднее эффективное давление. |
Ре |
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Экономическая деятельность предприятия "Почта России" |
Курсовая работа | Сервис обслуживания авиаперелетов |
Курсовая работа | Анализ деятельности международной организации на примере ОАО "ВМД" |
Курсовая работа | Структура капіталу підприємства та шляхи її оптимізації |
Курсовая работа | Трудовые ресурсы |
Курсовая работа | Влияние полных и неполных семей на развитие ребенка |
Курсовая работа | Неустойка и ее виды |
Курсовая работа | Орфографические словари на уроках русского языка в начальной школе |
Курсовая работа | Социальные стереотипы поведения современной молодежи |
Курсовая работа | Денежный рынок |
Курсовая работа | Статистика цен и инфляции |
Курсовая работа | Источники формирования капитала предприятия и его размещение |
Курсовая работа | Трудовой договор: его понятие, виды, значение, содержание |
Курсовая работа | Формирование конкурентных преимуществ промышленных предприятий на примере ОАО "Рудгормаш" |
Курсовая работа | Тревожность как фактор формирования мотивации достижения успеха, избегания неудачи |