СОДЕРЖАНИЕ
Религия ацтеков в большей степени, чем любая другая религия в мире, была орудием гнета не только за пределами собственно ацтекского государства, но и внутри него. Ее жестокий и кровожадный ритуал поглощал бесчисленные человеческие жертвы: мужчин, женщин и даже детей, в том числе и младенцев. Косидовский З. Когда солнце было богом / Пер. с пол. 2-е изд. - М.: Наука, 1991. - С. 269-293.
Религия ацтеков являлась политеистической. Они верили, что божества повелевают силами природы и действиями людей, Богов ацтеки изображали похожими на людей, но придавали им гротескные, чудовищные черты, иногда даже звериные. Богов было такое множество, что одно только их перечисление заняло бы целую главу.
Среди этого громадного количества божеств можно отметить Кецалькоатля, которому, несмотря на его доброту, также приносили человеческие жертвы. Ацтеки очень почитали бога солнца и его жену - богиню луны. Восход солнца жрецы встречали псалмами и кровавыми жертвами. Затмение солнца воспринималось, как величайшее несчастье: в храмах тогда трубили тревогу и били в барабаны, а люди захлебывались в рыданиях и расцарапывали себе губы. Баландин, Р.К. Сто великих богов / Р. К. Баландин. - М.: Вече, 2003. - С.306.
Верховным божеством считался бог солнца, источник всякой жизни, однако ацтеки поклонялись прежде всего грозному богу войны Уицилопочтлю. В его лице и в приносимых ему жертвах нашли свое выражение кровожадные инстинкты ацтеков. Этот омерзительный бог, едва появившись на свет, запятнал себя кровью собственной семьи: он отрубил головы своим братьям и единственной сестре. Его мать, отвратительное существо с черепом мертвеца вместо головы и когтями ястреба вместо пальцев, вызывала у всех ужас. Там же.
Человеческие жертвы ацтеки приносили следующим образом. Четыре жреца, размалеванные в черный цвет, в черных одеждах, хватали юношу за руки и ноги и бросали его на жертвенный камень. Пятый жрец, облаченный в пурпурные одеяния, острым кинжалом из обсидиана распарывал ему грудную клетку и рукой вырывал сердце, которое затем бросал к подножию статуи бога. У ацтеков существовало ритуальное людоедство: сердце поедали жрецы, а туловище, сброшенное со ступеней пирамиды, уносили домой члены аристократических родов и съедали его во время торжественных пиршеств. Ацтеки: империя крови и величия / Пер. с англ. - М.: Терра, 1997. - С.73.
Кроме 18 главных празднеств в году, нередко продолжавшихся по нескольку дней, едва ли не каждый день отмечался праздник какого-нибудь из богов, поэтому человеческая кровь лилась непрерывно.
Самым любопытным был праздник в честь бога Тескатлипока. Уже за год до торжества выбирали жертву - статного юношу без физических недостатков. Избранник получал одежды, имя и все атрибуты бога. Люди поклонялись ему как Тескатлипоку на земле. На протяжении всего подготовительного периода избранник жил в роскоши, беспрестанно развлекался; его постоянно приглашали на пиры в аристократические дома. В последний месяц ему давали в жены четырех девушек.
Возлагались на него также и определенные обязанности соответственно легенде о боге Тескатлипоке. Существовало предание, что это божество бродило по ночам и уносило людей на тот свет. Чтобы его задобрить, ацтеки ставили вдоль дорог каменные лавки, на которых утомленный бог мог бы отдохнуть. Юноша, предназначенный в жертву, должен был ночью выходить на дорогу и время от времени садиться на придорожные лавки. Обычно его сопровождала многочисленная свита из числа золотой молодежи, возможно, для того чтобы обреченный не сбежал.
В день праздника его несли в паланкине к храму, где жрецы убивали его уже известным нам способом.
Богине плодородия приносили в жертву молодую девушку. Раскрашенная в красный и желтый цвет, что символизировала кукурузу, она должна была исполнять изящные ритуальные танцы, а потом гибла на жертвенном алтаре.
В религии ацтеков существовал даже особый покровитель человеческих жертв - божок Хипе. В его честь жрецы сдирали кожу с живых юношей, которую натягивали на себя и носили в течение 20 дней. Даже сам король надевал кожу, срезанную со стоп и ладоней. Диэри, Т. Лютые ацтеки. - М.: Эгмонт Россия ЛТД., 1998. - С.41.
Верхом дикости представляется нам ритуал, связанный с культом бога огня. Жрецы разжигали в храме этого бога огромный костер, потом раздевали догола военных пленников и, связав их, бросали в огонь. Не дожидаясь, пока они погибнут, вытаскивали их крючьями из пламени, клали себе на спину и исполняли ритуальный танец вокруг костра. Только после этого жрецы закалывали их на жертвенном камне.
Религия ацтеков не щадила даже детей. Во время засухи жрецы убивали мальчиков и девочек, чтобы бог дождя смилостивился. Младенцев, купленных у нищих родителей, наряжали в праздничные одежды, украшали цветами и в колыбелях вносили в храм. Закончив ритуальные обряды, их убивали ножами.
Как только появлялись первые ростки кукурузы, детей умерщвляли по-иному: им отрезали головы, а тела хранили в горных пещерах как реликвии. В период созревания кукурузы жрецы покупали четырех детей в возрасте пяти-шести лет и запирали в подвалах, обрекая на голодную смерть.
Своеобразной традицией была бескровная битва, которую ацтеки и тласкаланцы ежегодно устраивали в условленном месте. Воины не использовали тогда оружия и боролись друг с другом как атлеты, голыми руками; каждый старался взять противника в плен. Посадив пленников в клетки, ацтеки и тласкаланцы отвозили их в свои храмы и приносили там в жертву. Сустель, Ж. Ацтеки: Воинств. подданные Монтесумы / Пер. с англ. - М., 2003. - С.154.
Другой обряд живо напоминал римские бои гладиаторов. Пленника привязывали длинной веревкой к тяжелому камню и давали ему в руки щит и палицу настолько миниатюрных размеров, что трудно было ими что-либо сделать. На бой с ним выходил нормально вооруженный ацтек. Привязанный и почти безоружный пленник не имел никаких шансов выйти из боя победителем, но если ему все-таки удавалось одолеть одного за другим шестерых противников, а сам он не получал ни единой царапины, то ему дарили свободу.
Такой необыкновенный случай произошел с одним из тласкаланских королей, славившимся своей нечеловеческой силой, но все же попавшим к ацтекам в плен. Победив по очереди шестерых противников, он получил право на свободу, однако предпочел умереть, так как согласно индейским верованиям воины, побежденные в таком поединке, попадали в особый рай.
Точно неизвестно, сколько человеческих жертв приносилось ежегодно в государстве ацтеков. Ученые считают, что 20-30 тыс. Возможно, эти цифры преувеличены, но нет сомнения, что они все-таки были внушительными. Доказательством служат настоящие склады с десятками тысяч черепов, найденные конкистадорами во всех ацтекских городах, и в особенности уже упомянутое сооружение в Теночтитлане, где Берналь Диас насчитал 136 тыс. черепов. Баглай, В.Е. Империя ацтеков. Таинственные ритуалы древних. - М., 2005. - С.273.
Ацтекскому государству приходилось постоянно беспокоиться о том, чтобы обеспечивать ненасытных богов жертвами.
Особая группа воинов только тем и занималась, что захватывала пленников и доставляла их в храмы. Не одну войну ацтеки начинали лишь затем, чтобы добыть пленников. Мерилом доблести, а следовательно, и заслуг ацтеков было количество их пленников, которое имелось на счету у каждого воина, поэтому ацтеки, вместо того чтобы убивать противников и наносить им раны, старались во что бы то ни стало брать их в плен. В этом странном обычае, наверно, и следует искать объяснение того, что среди конкистадоров оказалось поразительно мало убитых и раненых.
Монтесуму как-то спросили, почему он терпел в столь близком соседстве независимое государство тласкаланцев. Он ответил, не задумываясь: «Чтобы оно поставляло нам людей для жертв богам». Сустель, Ж. Ацтеки: Воинств. подданные Монтесумы / Пер. с англ. - М., 2003. - С.202.
Исторические факты говорят о том, что массовые человеческие жертвы были введены ацтеками только в начале XIV в., т. е. в тот период, когда племенная община уже разложилась и возникла правящая верхушка воинов во главе с королем. Эта верхушка, несомненно, воспользовалась древним ритуалом как орудием террора, чтобы защитить полученные привилегии и присвоенное народное достояние.
Тот, кто осмеливался протестовать, кончал свою жизнь на жертвенном камне бога войны. Уже только один вид жрецов мог лишить людей даже мысли о сопротивлении. Облаченные и раскрашенные в черное или пурпурное, со сгустками крови в волосах, они производили жуткое впечатление хищных демонов, которым не свойственны человеческие чувства.
3. Особенности национальной культуры ацтеков и ее наследие
Сохранившиеся до нашего времени скульптуры, украшения, предметы религиозного культа, драгоценности богачей и даже предметы их обихода свидетельствуют об очень высоком уровне изобразительного и прикладного искусства ацтеков. Они охотно и с большим вкусом использовали разноцветные птичьи перья в качестве украшений, из причудливо переплетенных перьев изготовляли декоративные головные уборы и одежду. Ценили они и золото, хотя далеко не в такой мере, как проникшие в их страну европейские авантюристы.
В развитии письменности ацтеки не пошли далее пиктографии, суть которой заключается в передаче смысла с помощью рисунков. Пиктографию называют поэтому также рисуночным письмом или картинописью. Рисунки, которыми изображаются предметы, события, действия, еще не приобрели постоянного, устойчивого значения, и читать пиктограмму очень трудно. К тому же этот вид письма крайне несовершенен. Он не пригоден для записи литературных произведений, отвлеченных понятий и многого другого. Но ацтеки, видимо, вполне удовлетворялись выработавшимся у них в течение веков рисуночным письмом. Развитие цивилизации в Новом Свете. - М.: РГГУ, 2000. - С.108. С его помощью они записывали размеры дани, получаемой с покоренных племен, вели свой календарь, отмечали религиозные и памятные даты, составляли исторические хроники.
Ацтекский календарь -- очень сложный и запутанный. В нем два параллельных раздела: солнечный календарь, состоявший из 18 месяцев по 20 дней в каждом (плюс 5 «несчастливых» дней), и священный календарь, обнимавший период в 260 дней. Он подразделялся на 20 недель по 13 дней в каждой. Составители календаря - жрецы - руководствовались целым рядом сложных правил. При этом они пользовались специальными справочниками. Некоторые из них дошли до наших дней. Каждый из таких справочников представляет собою целую серию довольно сложных рисунков: Крокодил, Голова смерти, Обезьяна, Коршун, Ветер, Олень, Трава, Движение, Дом, Кролик, Тростник, Кремневый нож, Ящерица, Вода, Оцелот, Дождь, Змея, Собака, Орел. Цветок. Некоторые рисунки выполнены в красках. Разобраться в значении и смысле этих загадочных изображений помогли ученым пояснительные записи, составленные некоторыми монахами со слов индейцев после завоевания Мексики. Соди, Д. Великие культуры Месоамерики. - М.: Знание, 1985. - С.109
Ацтекский солнечный год мог начинаться лишь четырьмя днями («Дом», «Кролик», «Тростник», «Кремневый нож»). После каждого 52-летнего цикла счет лет велся с начала. Никакой преемственности между циклами не было. Это сейчас чрезвычайно затрудняет датировку многих событий.
С ростом могущества ацтеков, расширением подвластных им земель и племен, усложнением техники и производственных отношений совершенствуется и пиктографическое письмо. Ацтеки не дошли до изобретения алфавита, но они к этому заметно приблизились. Рисуночные изображения стали использоваться не только для передачи понятий, в них заключающихся, но и фонетически, т.е. как определенное сочетание звуков. Таким путем представилось возможным комбинацией двух рисунков передать значение нового слова, не связанного с ними по смыслу. Это напоминает ребусы. Так, например, название города Пантепек ацтеки передавали, рисуя флаг (по-ацтекски «пантли») на схематическом изображении холма («тепек»). Для передачи звукового значения слов использовались различные цвета, омонимы, особое расположение предметов и т.д. Действия же передавались условными знаками: отпечатки шагов означали путешествие, движение, щит и дубинка символизировали сражение, связанное тело - смерть и т. д. Хаген, В.В фон. Ацтеки, майя, инки / пер. Николенко И.А. - М.: Вече, 2004. - С.49.
При счислении ацтеки пользовались двадцатеричной системой. Числа до девятнадцати изображались точками, цифра 20 - флажком. Иногда, в сокращенной записи, пять точек заменялись одной палочкой. Двадцать в квадрате (400) изображалось знаком, напоминающим елку. Он означал «многочисленный, как волосы». Двадцать в кубе (8000) изображалось в виде мешка с бобами какао (которых в мешке так много, что их не счесть). Брэй У. Ацтеки: Быт, религия, культура: Пер. с англ. - М., 2005. - С.158. Немногие дошедшие до нас ацтекские летописи, а также записи дел племен, несмотря на чрезвычайную краткость изложения, дают богатый материал для историка. Они тщательно изучены и существенно дополнили данные археологии, расширили наши представления о жизни, быте и культуре ацтеков.
Образование. До четырнадцати лет обучение детей было в руках их родителей. Существовало устное предание (набор мудрых наставлений), называемый уэуэтлатолли («пословицы стариков»), которое передавало морально-этические идеалы ацтеков. Существовали реплики и поговорки на каждый случай; были слова для приветствия рождения ребенка и слова прощания при смерти. Отцы напоминали дочерям быть очень привлекательными, но не использовать косметику, поскольку они бы выглядели как ауиани. Матери советовали своим дочерям поддерживать своего мужа, даже если он окажется скромным крестьянином. Мальчиков учили быть скромными, послушными и трудолюбивыми. Юноши шли в школу с 15 лет. Существовало два типа образовательных учреждений. В тепочкалли обучали истории, религии, военному искусству, а также торговле или ремеслу (крестьянскому или мастеровому). В кальмекак, куда в основном ходили сыновья пилли, сосредотачивались на обучении лидеров, жрецов, ученых/учителей и писцов. Они обучались ритуалам, грамоте, летосчислению, поэзии и, как и в телпочкалли, боевым искусствам. Ацтекские учителя предлагали спартанский режим обучения -- холодные бани утром, тяжелая работа, физические наказания, кровопускание шипами и испытания на выносливость -- с целью формировать мужественный народ. Там же. Девушек обучали домашнему ремеслу и воспитанию детей, их не учили читать или писать. Также существовали две альтернативы для тех, у кого были способности. Одних отправляли в дом песен и танцев, а других -- для игры в мяч. Оба рода занятий имели высокий статус.
Поэзия ацтеков. Поэзия была единственным достойным занятием ацтекского воина в мирное время. Несмотря на потрясения эпохи, некоторое число поэтических произведений, собранных в эпоху Конкисты, дошло до нас. Для нескольких десятков поэтических текстов даже известны имена авторов, например Нецауалькойотль и Куакуацин. Мигель Леон-Портилья, наиболее известный переводчик с науатль, сообщает, что именно в стихах мы можем найти истинные намерения и мысли ацтеков, независимо от «официального» мировоззрения.
В подвальном этаже Великого Храма находился «Дом орлов», где в мирное время лидеры ацтеков могли выпить пенящегося шоколада, покурить хороших сигар и посоревноваться в поэзии. Стихи сопровождались игрой на ударных инструментах. Одна из наиболее распространённых тем (среди сохранившихся текстов) стихов -- «жизнь -- реальность или сон?» и возможность встречи с Создателем. Таубе К. Мифы ацтеков и майя / Пер. с англ. К.Ткаченко. - М., 2005. - С.79.
Самая большая коллекция стихов была собрана Хуаном Баутистой де Помаром. Позже этот сборник был переведен на испанский учителем Леона-Портильи. Хуан Баутиста де Помар был правнуком Нецауалькойотля. Он говорил на языке науатль, но был воспитан как христианин, -- и стихи своего деда записал латинскими символами.
Ацтеки любили драму, однако ацтекский вариант этого вида искусства было бы трудно назвать театром. Наиболее известные жанры -- представления с музыкой и акробатическими выступлениями и представления о богах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История ацтеков, как и других народов центральной Мексики, до прихода европейцев известна по их преданиям, записанным испанскими и индейскими хронистами уже после конкисты. Ацтеки пришли на Мексиканское нагорье с севера, из легендарной страны Астлан. После долгих странствий в 1325 основали город Теночтитлан. Ацтеки -- индейская народность центральной Мексики, относятся к языковой группе науа (юто-ацтекская языковая семья).
Основные занятия ацтеков - земледелие, торговля и война с соседними племенами. Основу существования ацтеков составляло продуктивное поливное земледелие на чинампах. Главной возделываемой культурой была кукуруза, выращивали также много видов фасоли, перцы и др., из технических культур -- хлопок. Разводили пчел, индюков, гусей и уток, держали собак. Во время ежегодных перелетов птиц ацтеки били много уток, гусей и др. пернатой дичи. В озерах и протоках ловили рыбу.
Ацтекские ремесленники мастерски обрабатывали камень, ткали, шили одежды, делали украшения, возводили здания, обрабатывали медь, золото и серебро -- как холодной ковкой, так и плавлением (они умели сплавлять золото с медью). Весьма ценились сложные головные уборы и плащи из разноцветных перьев. Ацтеки также прославились изготовлением мозаичных изделий, как в украшении деревянных или каменных скульптур, так и в архитектуре. При изготовлении керамической посуды ацтеки, как и большинство других народов Америки, не пользовались гончарным кругом. Свои сосуды они украшали рисунками растений, птиц и рыб. Хорошо была организована торговля, караваны в составе торговцев, носильщиков и стражи отправлялись далеко за пределы ацтекских владений.
У ацтеков имелись общественные школы, в которых мальчиков учили военному искусству, пению, танцам и ораторству. Дети знати посещали школу священников, где учились письму, сложению стихов, астрономическим познаниям и истории и приобщались к религиозным канонам.
Ацтеки почитали множество богов разного уровня и значимости -- личных, домашних, общинных, а также общеацтекских. Были боги, покровительствовавшие, искусству ткачества, лечению, собирательству и др. Более же всего богам требовались человеческие жертвоприношения. Они имели место на вершине пирамид у храма того или иного божества. Полагают, что в год число людей, принесенных в жертву, могло достигать 2,5 тыс. человек
У ацтеков была сложная система ритуалов, состоявшая из цикла празднеств, привязанных, главным образом, к земледельческому календарю. Частью этих ритуалов были разнообразные танцы и игры в мяч. Важным ритуалом было принесение богам крови человека.
Ацтеки пользовались письменностью, сочетавшей иероглифические и пиктографические принципы. Письмена наносились перьевой кисточкой на кожу оленя, ткань или на бумагу из магуэя. До наших дней сохранилось несколько ацтекских документов, составленных, очевидно, уже после прихода испанцев. История сохранила имена нескольких десятков поэтов из народов, говоривших на языках науа. Самым прославленным из них был Несауалькойотль (1402-1472), правитель Тескоко.
Ацтекская цивилизация выделяется на фоне других древнеамериканских развитых обществ не только тем, что возникла относительно поздно, но прежде всего тем, что она знаменовала собой качественно новый этап в истории доколумбовой Месоамерики, содержанием которого был широкий и четко выраженный процесс, направленный к созданию в этом регионе сильной обширной централизованной рабовладельческой деспотии.
В народных преданиях сохранились многие древние обычаи ацтеков, еще живы люди, которые знают старинный календарь и соблюдают старинные обычаи. Ацтекский язык (науатль) используется в начальной школе Мексики, на нем издаются учебники, специальная литература для чтения (хрестоматии, сборники фольклора и др.).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ацтеки: империя крови и величия / Пер. с англ. О. Перфильева. - М.: Терра, 1997. - 168 с.
2. Баглай, В.Е. Ацтеки: История, экономика, соц.-полит. строй: (Доколониал. период). - М. : Вост. лит., 1998. - 432 с.
3. Баглай, В.Е. Империя ацтеков. Таинственные ритуалы древних. - М.: Вече [и др.], 2005. - 335 с.
4. Баландин, Р.К. Сто великих богов / Р. К. Баландин. - М.: Вече, 2003. - 427 с.
5. Брэй У. Ацтеки: Быт, религия, культура: Пер. с англ. - М.: Центрполиграф, 2005. - 240 с.
6. Веретенников, А.М. Города майя и ацтеков / А.М. Веретенников. - М.: Вече, 2003. - 206 с.
7. Диэри, Т. Лютые ацтеки / Терри Диэри; Ил. Мартина Брауна. - М.: Эгмонт Россия ЛТД., 1998. - 127 с.
8. Кинжалов, Р.В. Орел, кецаль и крест: Очерки по культуре Месоамерики / АН СССР. - СПб.: Наука. С.-Петерб. отд-ние, 1991. - 186 с.
9. Культура народов Америки: Сб. ст. / Отв. ред. Р.В. Кинжалов. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1985. - 175 с.
10. Люди и города: Города. Жилища. Пища. / Фиона Макдональд, Ричард Тэймс; Пер. с англ. Г. Рожковой и др. - М.: РОСМЭН, 1999. - 155 с. - (Развитие цивилизации).
11. Марчук, Н.Н. История и культура Латинской Америки: [от доколумбовых цивилизаций до 1918 года]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «История» / Н.Н. Марчук, Е.А. Ларин, С.П. Мамонтов. - М.: Высшая школа, 2005. - 494 c.
12. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. -- М.: Гардарика, 1997. -344 с.
13. Развитие цивилизации в Новом Свете: Сб. ст. по материалам Кнорозов. чтений / Редкол.: Логунов А.П. и др. - М.: РГГУ, 2000. - 190 с.
14. Соди, Д. Великие культуры Месоамерики / Пер. с исп. З.В. Ивановского; Предисл. и науч. ред. В.И. Гуляева. - М.: Знание, 1985. - 208 с.
15. Стингл, М. Индейцы без томагавков / Пер. с чеш. В.А. Каменской и О.М. Малевича; Под ред. Р.В. Кинжалова. - 3-е изд., доп. - М.: Прогресс, 1984. - 454 с.
16. Сустель, Ж. Ацтеки: Воинств. подданные Монтесумы / Пер. с англ. Л.А. Карповой. - М.: Центрполиграф, 2003. - 286 с.
17. Таубе К. Мифы ацтеков и майя / Пер. с англ. К.Ткаченко. - М.: Фаир-пресс, 2005. - 112 с.: ил. - (Британский музей).
18. Хаген, В.В фон. Ацтеки, майя, инки / Пер. Николенко И.А. - М.: Вече, 2004. - 455 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Территория ацтеков на географической карте
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Карта ацтекского мира
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Место и проблемы развивающихся стран в мировом хозяйстве |
Курсовая работа | Стили управления |
Курсовая работа | Производственная и общая структура предприятия |
Курсовая работа | Договор международных перевозок |
Курсовая работа | Правовое регулирование трудового договора |
Курсовая работа | Нравственное воспитание младших школьников |
Курсовая работа | Учет и анализ наличных и безналичных денежных потоков |
Курсовая работа | Сертификация по стандартам системы менеджмента качества |
Курсовая работа | Формирование основ здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных школ |
Курсовая работа | Семья как основа развития личности |
Курсовая работа | Прогнозирование и программирование социально-экономического развития региона |
Курсовая работа | Бюджетирование на предприятии |
Курсовая работа | Этика и морально-нравственные основы гражданской службы |
Курсовая работа | Инвестиционная деятельность коммерческих банков |
Курсовая работа | Туберкулез |