12
Государственный комитет РФ по высшему образованию
ТОМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
(ТУСУР)
Кафедра СВЧиКР
Оптимальная волноводно-щелевая решетка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ ПО КУРСУ
Выполнил студент
___________.
Руководитель
___________.
Государственный комитет РФ по высшему образованию
ТОМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Задание
Исходные данные :
Тип антенны : оптимальная волноводно-щелевая решетка
Вид антенны : передающая
Рабочая длина волны
Уровень токовых лепестков
Количество щелей 2N=30
Падаваемая мощность P=1кВт
Выполнить :
Выбор и расчет антенны
Выбор питающей линии
Содержание
Введение ............................................................................. 4
Расчет питающего волновода ............................................ 6
Расчет антенной решетки ................................................... 7
Расчет системы возбуждения волновода..........................13
Заключение ........................................................................ 17
Список литературы ........................................................... 18
Введение
Волноводные-щелевые решетки (ВЩР) являются одним из видов линейных многоэлементных антенн (антенных решеток). Щелевые волноводные антенны применяются также в качестве антенн с механическим, электромеханическим и электрическим сканированием. Наибольшее распространение получили щелевые волноводные антенны, выполненные на основе прямоугольного волновода с волной Н10.
ВЩР обеспечивают сужение ДН в плоскости, проходящей через ось волновода.
Основные достоинства ВЩР :
Ввиду отсутствия выступающих частей, излучающая поверхность ВЩР может быть совмещена с внешней поверхностью корпуса летательного аппарата, не внося при этом дополнительного аэродинамического сопротивления (бортовая антенна) ;
В них могут быть реализованы оптимальные ДН, т.к. законы распределения поля в раскрыве могут быть различными за счет изменения связи излучателей с волноводом ;
Они имеют сравнительно простое возбуждающее устройство, просты в эксплуатации.
Недостатком ВЩР является ограниченность диапазонных свойств. При изменении частоты в несканирующей ВЩР происходит отклонение луча в пространстве от заданного положения, сопровождающееся изменением ширины ДН и ее согласования с питающим фидером.
Нерезонансными называются антенны, у которых расстояние между соседними щелями в пределах рабочей полосы несколько больше или несколько меньше в/2. Характерной особенностью нерезонансных антеннявляется более широкая полоса, в пределах которой получается хорошее согласование. Отличие расстояние между соседними щелями от в/2 приводит к несинфазному возбуждению щелей падающей волной. В результате вдоль антенны получается линейное изменение фазы, что вызывает некоторое отклонение направления максимального излучения от нормали к оси.
Особую группу составляют антенны с согласованными щелями. Щели втаких антеннах располагаются обычно на расстояниях, равных в/2. В антеннах с согласованными щелями отраженные волны отсутствуют. Распределние поля в раскрыве антенны получается синфазным. Направление максимального излучения на основной волне совпадает с нормалью к оси антенны.
В случае наклонных щелей на боковой стенке волновода дополнительный фазовый сдвиг 180о получается за счет изменения угла наклона щели . Следовательно, результирующий сдвиг по фазе соседних излучателей оказывается равным 360о или 0о независимо от типа нагрузки на конце антенны.
Расчет питающего волновода
Находим длину антенны и проводимость одной щели
Из выбранных параметров для резонанстных антенн, длина антенны получается
(5)
Находим проводимость одной щели. Проводимость одной щели можно найти из условия согласования антенной решетки с питающим волноводом: . Отсюда
(6)
Находим ширину щели
При выборе ширины щели должен обеспечиваться 2-3-кратный запас на электрическую прочность по пробивному запасу напряженности поля для середины щели, где напряженность поля между ее краями Ещ максимальна.
(7)
Где Umax - амплитуда напряженности в пучности щели,
Ещ - предельгное значение напряженности поля, при котором наступает пробой (для воздуха при н.у. Епр=30 КВ/см)
(8)
Где Р=1 КВт -подводимая к антенне мощность, gщ=13мСм - проводимость излучения щели, N - число щелей в антенне.
Выражаем и находим ширину щели
(9)
Определим смещение центра щели относительно оси волновода и длину щели l
Используя условие для согласования (6) , выразим параметр х1 для продольных шелей из эквивалентной проводимости.
(10)
получим
м (11)
Длина щели определяетса из графика л.[3]. Зависимость резонансной длины продольной щели от ее смещения .
Дольф-Чебышевское распределение
Дольф-Чебышевское распределение запишится в следуюшем виде :
(12)
порядок полинома Чебышева для данной задачи будет равен n=15
Находим параметр - определяющий уровень боковых лепестков относительно главного и ширину диаграммы направленности 2о.
(13)
Находим распределение тока в антенне. Т.к. число излучателей больше 20, это распределение можно найти с помощью приближенной формулы
(14)
Где
Zn-расстояние от начала координат до n-го излучателя, L - полная длина антенны.
По формуле 14 определяются токи во всех излучателях, кроме крайних. Краиние токи вычисляются по формуле 15.
(15)
После выполнения расчетов получил следующие результаты :
Расчет диаграммы направленности
Зависимость напряженности поля от угловых координат представляет собой диаграмму напрвленности антенны и для данного случая будем определять функцией Чебышева 15 порядка используя формулу (12) , где
Рис.2 Диаграмма направленности ВЩР в Н-плоскости.
Коэффициент направленного действия
КНД Дольф-Чебышевских решеток может быть определен по известному распределению тока в излучателях с помощью формулы
(16)
Коэффициент полезного действия ВЩР
КПД решетки излучателей определяется выражением
(17)
Где Ро - мощность на входе антенны, РL - мощность в конце антенны, L - длина антенны, - суммарное затухание в волноводе [Дб/м].
(18)
=5.8*107 - удельная проводимость меди.
Подставляя все полученные данные находим КПД :
Коэффициент усиления антенны
Коэффициент усиления ВЩР может быть расчитан по общеизвестной формуле
(19)
Расчет системы возбуждения волновода
Зондовый переход , схема которой преведена на рис 4. Расчет зонда
Рис. 4 Зондовый переход
ведется из условия его согласования с коаксиальной линией и волноводом.Для этого следует найти его длину из системы уравнения
(20)
где zo, xo -положение зонда в волноводе, lo -его длина, -волновое сопротивление кабеля 75 Ом, - волновое сопротивление зонда
Так как неизвестных величин три, то задаются одной из них. Для решения (20) задают zo=0.19=0.751 см, тогда lo рассчитывают по формуле (21)
(21)
решив формулу относительно lo ,получим
см
Зондовый переход цилиндрической формы узкополосен. Диаметр зонда d берут равным (0.10-0.15)а ,а r для определения считают равным 0.75d. Волновое сопротивление зонда
будет
Ом (22)
d=0.345 см
r =0.052 см
Определим xo из формулы 20 , получим
Xo=0.83 см
Определим расстояние от штыря до первой щели L1.
L1 выбирается с таким рассчетом, чтобы уже на первой щели напряженность поля ЕН20 была примерно в 10-100 раз меньше напряженности поля ЕН10, т.е. из условия
(23)
Где Н20, Н10 - постоянные распространения волн Н10 и Н20 соответственно.
(24)
(25)
(26)
Подставляя все полученные данные рассчитываем L1=0.97 см.
Из полученных данных в качестве питающего фидера подходит обычнй коаксиальный кабель с волновым сопротивлением 75 Ом.
Определение оптимального растояния от последней щели до коротко замкнутого поршня
Рис5. Эквивалентная схема многощелевой резонансной антенны с продольными щелями на широкой стенки.
Анализ схемы показывает , что выполняется соотношение
(27)
z-расстояние от последней щели до закорачивающего поршня
Из формулы видноб что для достижения полного согласования ( Г=0 ) расстояние z нужно выбрать так, чтобы КСВ=1 . Вслучае резонансных щелей (bn=0) для достижения Г=0 необходимо,чтобы:
Из выражений видно , что для полного соглассования растояние от поршня до первой щели =
Заключение
В данной курсовой работе был произведен расчет оптимальной волноводно-щелевой решетки. При этом было выбрано Дольф-Чебышевское распределение как наиболее отвечающее поставленным условиям .А также соглассование волновода с коаксиальным кабелем
(основные параметры соглассования r, d, xo, zo, lo)
Основные характеристики расчитанной ВЩР :
Количество щелей - 30;
КПД = 82%
Ширина ДН 20.5=8
Уровень первого токового лепестка -30 Дб
Список использованной литературы :
Антенны и устройства СВЧ (проектирование фазированных антенных решеток). Под ред. Д.И.Воскресенского.
Г.З.Айзенберг. Антенны ультракоротких волн.
Расчет и проектирование антенно-фидерных устройств. Под ред. В.А.Наследника
М.С.Жук. Проектирование линзовых, сканирующих, широкодиапазонных антенн и фидерных устройств.
А.С.Лавров, Г.Б.Резников. Антенно-фидерные устройства.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Договорные взаимоотношения и партнерские связи в предпринимательской деятельности |
Курсовая работа | Типы семей и стили семейного воспитания |
Курсовая работа | Создание педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности |
Курсовая работа | Валютные операции коммерческого банка |
Курсовая работа | Технология изготовления сварной конструкции "Рама" |
Курсовая работа | Брачный договор как способ регулирования имущественных отношений супругов |
Курсовая работа | Рынок ценных бумаг |
Курсовая работа | Роль налогов в формировании доходов бюджета РФ |
Курсовая работа | Охрана труда |
Курсовая работа | Происхождение, сущность, функции денег |
Курсовая работа | Характеристика качеств личности руководителя |
Курсовая работа | Развитие ипотечного кредитования в России |
Курсовая работа | Номенклатура дел виды, роль и значение |
Курсовая работа | Кавказская война 1817-1864 годов |
Курсовая работа | Особливості роботи соціального педагога в закладах пенітенціарної системи |