АННОТАЦИЯ
Целью настоящей работы является определение целесообразности организации производства керамического кирпича на территории Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели в ходе работы был проведен анализ технических характеристик разрабатываемого продукта, имеющихся ресурсов проекта и строительных материалов Республики Татарстан.
Данная работа состоит из 5 глав. Первая глава содержит общие сведения о керамическом кирпиче, его технические характеристики, области применения. На основании сравнительного анализа разрабатываемого продукта с наиболее близкими аналогами определены конкурентные преимущества керамического кирпича.
Во второй главе проведен анализ рынка Республики Татарстан керамического кирпича, определены потенциальные рынки сбыта и ключевые конкуренты.
В третьей главе рассмотрены потенциальные риски проекта и пути их минимизации.
В четвертой главе разработана программа развития проекта и предложены пути ее реализации: представлены организационный, производственный, маркетинговый планы.
Пятая глава содержит финансово-экономическое обоснование проекта.
Работа выполнена на 72 страницах, содержит 17 таблицу, 5 рисунков, 18 литературных источников, 8 приложений.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Заключение
Библиографический список
Приложения
Целью настоящей работы является определение целесообразности организации производства керамического кирпича.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
На основании полученных данных определить целесообразность организации производства керамического кирпича.
1. ОПИСАНИЕ ПРОДУКТА
1.1 СРАВНЕНИЕ И КОНКУРЕНТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Кирпич должен отвечать всем основным условиям, которые предъявляются к хорошему и прочному строительному материалу: иметь в разделе массу - плотную, однообразную, мелкой сыпи без пустот; быть постоянным на возделке; некоторые разновидности должны быть постоянны в огне и под водой.
Цвет кирпича - почти равный, несколько блестящий.
Звук при ударении - металлический.
Вес хорошо выделанного кирпича - от 10 до 11 фунтов.
В разных местах России, в зависимости от свойств глины, кирпич может быть различных цветов: желтый, белый, бурый, серый и др.
Красный кирпич, по степени его обжига, может быть четырех разборов: железняк, полужелезняк, красный, алый.
Формы для лекальных кирпичей, которые употребляются на колонны, карнизы и другие части строений, должны быть такие, чтобы кирпич получался требуемых измерений.
На каждом кирпиче должно быть поставлено клеймо того завода, на котором он сделан. Клеймо выжимают на сырце при его формовании или во время сушки кирпича.
Для обжига кирпича применяются 2 вида печей: напольные и постоянные.
Напольные печи - те, которые устраиваются большей частью из поврежденного сырца в виде очага, на который кладется обжигаемый сырец, обкладывая кругом половняком, а швы стенок обмазываются глиной; если же есть половняк обожженный, то он лучше для употребления. Такие печи устраиваются временно, по необходимости, а также для обжига большого количества кирпича.
Постоянные печи устраиваются - на постоянно действующих кирпичных заводах. Это печи из железняка, вся печь покрывается шатром. Такие печи сберегают топливо, не повреждаются от непогоды, бывают разного устройства.
Что такое высол? В связи с миграцией солей из кладочного раствора на фасаде появляются высолы. На красном кирпиче они проявляются в виде белых пятен на кирпиче цвета солома в виде легких озеленений. Со временем они смываются дождем либо используют различные очистительные средства. Для профилактики нужно укрывать кирпич от внешних воздействий. (влага, дожди,) Высолы также образуются в следствии большого количества растворимых веществ в растворе, низкой температуры, медленного и длительного испарения. Процентов на 80 весь кирпич при интенсивной кладке и не соблюдения правил защиты покрывается высолами.
Полнотелый кирпич. Кирпич делится на керамический и силикатный. Керамический кирпич получается благодаря обжигу глины, силикатный имеет известково-песчаный состав. Полнотелый - керамический кирпич универсален. Используется для внутренних перегородок стен, цоколя, фундамента, каминов, для кладки дымовых труб, идеален для черновых работ. В отличие от кирпича производимым методом полусухого прессования не боится влаги, более морозоустойчив, а также прочностные характеристики его на порядок выше. Размер полнотелого кирпича составляет: в длину («ложок»)- 250мм, в ширину («тычок»)- 120мм, в высоту- 65мм. Поверхность полнотелого кирпича в целом грубоватая. (черепашка, вафельная, гладкая). Водопоглощение полнотелого кирпича должно быть не менее 8%. Масса кирпича 3,2 - 4 кг. Марки полнотелого кирпича по прочности от М-75 до М-300. Марки полнотелого кирпича по морозостойкости от F-15 до F-50.
Таблица 1
Характеристика керамического кирпича
Наименование |
Средняя плотность, кг/м? |
Пористость, % |
Марка морозос тойкости |
Коэфф. Тепло проводности, Вт/м·°С |
Марка прочности |
Цвет |
|
Кирпич полнотелый |
1600..1900 |
8 |
15..50 |
0,6..0,7 |
75..300 |
красный |
|
Таблица 1. Продолжение |
|||||||
Кирпич пустотелый |
1000..1450 |
6..8 |
15..50 |
0,3..0,5 |
75..300 |
от светло-коричневого до тёмно-красного |
|
Кирпич пустотелый «сверхэффективный» |
1100..1150 |
6..10 |
15..50 |
0,25..0,26 |
50..150 |
оттенки красного |
|
Кирпич облицовочный |
1300..1450 |
6..14 |
25..75 |
0,3..0,5 |
75..250 |
от белого до коричневого |
|
Кирпич лицевой «сверхэффективный» |
1100..1150 |
43..45 |
25..75 |
0,25..0,26 |
125, 150 |
от белого до коричневого |
|
Кирпич облицовочный глазурованный или ангобированный |
1300..1450 |
6..14 |
25..75 |
0,3..0,5 |
75..250 |
в зависимости от желания заказчика |
|
Кирпич клинкерный |
1900..2100 |
< 5 |
50..100 |
1,16 |
400..1000 |
от желтого до тёмно-красного |
|
Кирпич печной шамотный |
1700..1900 |
8 |
15..50 |
0,6 |
75..250 |
от светло-жёлтого до тёмно-красного |
|
Керамический кирпич делится на строительный и лицевой. Это наиболее прочный и долговечный материал не подвергается воздействию внешних факторов. Прочность обычно лежит в диапазоне от М 75 до М 250. Число обозначает предел прочности на сжатие в кг.с/кв. см. Для строительства малоэтажных зданий обычно используется кирпич невысоких марок (М 100 -- М 150). Следует отметить, что кирпич М 200 дороже аналогичного М 100 на 20-30%. Изделия марки М 250 не часто встречаются на российском рынке. Одним из важнейших особенностей кирпича является морозостойкость (способность выдерживать определенное количество циклов замораживания-оттаивания). Именно этим параметром определяется долговечность сооружения. Как правило, морозостойкость кирпича -- не менее 25-50 циклов, реже -- 75. Чтобы оценить, сколько примерно лет простоит здание, количество циклов следует умножить на поправочный коэффициент, который (в зависимости от климатических условий) равен 2,5-3. Немаловажное значение имеет также такая характеристика кирпича, как водопоглощение, которое должно быть не ниже 6% и как правило не выше 14%. При покупке кирпича желательно ознакомиться с сертификатом где прописаны все характеристики кирпича.
Декоративный кирпич. Проследить эволюцию человека можно по тому, как изменялся внешний вид его жилища. Испокон веков люди стремились к тому, чтобы в их доме гармонично сочетались надежность, удобство и красота. Отличный материал для строительства таких домов позволили создать современный технологии. Им является кирпич. Он был одним из первых строительных материалов, созданных человеком, и до сих пор занимает главное место в мире стройки. Кроме долговечности и устойчивости к атмосферным явлениям кирпич выполняет и декоративной функцией.
Декоративный кирпич обладает теми же характеристиками, что и обычный. При его выборе учитывается вес, размер, прочность, морозостойкость, плотность, водопоглащение, теплопроводность. Кроме этих характеристик декоративный кирпич должен обладать гладкой поверхностью внешних стенок и иметь правильную форму.
Применение декоративного кирпича отличается от применения кирпича обыкновенного. Декоративный кирпич обычно используется для оформления фасадов домов, поэтому требования к кладке декоративного кирпича предъявляются очень высокие. Внешний вид и качество декоративного кирпича позволяет применять его и для кладки внутри помещений. Дальнейшая отделка внутренних стен, выложенных из декоративного кирпича, не требуется.
Декоративный кирпич благодаря современным технологиям может быть различного цвета, иметь декоративный верхний слой. Это достигается с помощью технологии офактуривания. Данная технология делает кирпич и более прочным. Здания, выложенные из декоративного кирпича, даже спустя многие годы сохраняют свой первоначальный внешний вид.
Ещё больше расширить декоративные возможности кирпича позволяет полимерное покрытие, которое делает кирпич глянцевым или матовым и дает возможность на него наносить разнообразные цветные рисунки. Кроме того, полимерное покрытие защищает кирпич от резких перепадов температур, что позволяет выкладывать из него камины.
Для улучшения водоотталкивающих свойств кирпича его покрывают специальной гидрофобизирующей жидкостью.
Форма декоративного кирпича может быть самая разнообразная. Фигурные кирпичи применяются при оформлении парапетов, декоративных стен, оконных проёмов, выкладывания орнаментов.
Наиболее теплоэффективный - это пустотелый кирпич. За счет внутренней воздушной прослойки он уменьшает теплообмен между внутренним пространством и внешней средой и предохраняет стены от промерзания. Кроме всего прочего, пустотелый кирпич легкий и снижает нагрузку на фундамент.
В производстве при необходимости тепловой изоляции используют пенодиатомитовый кирпич. Он способен сохранять свои теплоизолирующие качества при температуре изолируемой поверхности до +900°C.
Наиболее экономичным из всех видов теплоизоляционных кирпичей является цементно-песчаный кирпич. Он изготавливается из цемента, песка, металлургических шлаков, отходов камнепиления, искусственных кварцевых и карбонатных песков. Цементно-песчаный кирпич обладает высокой тепловой инерцией, что позволяет сохранять постоянный уровень.
Кислотоупорный кирпич используется, главным образом, в металлургической и химической промышленности для защиты аппаратов и строительных конструкций, работающих в условиях кислых агрессивных сред.
По назначению кирпич делится на рядовой используемый для внутренних рядов кладки и лицевой для отделки.
Облицовочный кирпич (лицевой, фасонный) изготовляется из чистых однородных глин, обладающих повышенной вязкостью и имеющих раннее спекание, с интервалом не менее 100 - 200 градусов. Глины должны быть свободны от крупных включений и не содержать растворимых солей. Облицовочный кирпич может быть полнотелым или пустотелым и изготовляется как пластическим, так и полусухим способом. Фактура на лицевой поверхности кирпича достигается с помощью приспособленных к мундштуку валиков с обработанной рельефом поверхностью или путём допрессовки сырца в подвяленном состоянии. Облицовачный кирпич применяется, главным образом, для облицовки фасадов зданий (декорирования окон, дверей, карнизов и пр., изготовляется разных профилей.
Рядовой кирпич может быть как полнотелым так и пустотелым - щелевым. Часто используется щелевой для внутренних работ. В зависимости от сложности проекта кирпич делится на гладкий и рифленый.
Легковесный пористый кирпич применяется для возведения стен и как заполнитель каркасных зданий. Отличается от обычного строительного кирпича меньшей теплопроводностью. Он изготовляется из смеси глины с древесными опилками, торфом или другими органическими материалами, которые при обжиге выгорают и оставляют в массе кирпича поры. Для изготовления легковесного кирпича применяют жирные чистые глины, не содержащих посторонних включений. Технология производства в основном аналогична технологии производства обычного строительного кирпича. Согласно ОСТ 4729 легковесный пористый кирпич должен иметь размеры 250х120х65 мм; в зависимости от объёмного веса он подразделяется на марки.
Цвет кирпича является одним из важнейших факторов для строительства. Если для внутренней отделки он не играет роли, то для облицовки зданий, стен, декора, роль цвета существенна. На сегодняшний момент существуют достаточно обширный ряд цветов. От красного к черному. Почти любой оттенок можно получить с помощью ангоба и глазури. Ангоб-- это тонкий декоративный слой из белой или цветной глины, который перед обжигом наносится на отформованное изделие. Глазурь -- цветной стекловидный слой на поверхности кирпича, имеющий характерный блеск. Глазурь получается следующим образом: специально подобранной минеральной смесью покрывают уже обожженный кирпич, после чего изделие вновь помещают в печь (технология двухслойного формования).
Стандартный размер кирпича 250х120х65 такой тип называется одинарный, также производят утолщенный кирпич 250х120х88. Керамические блоки (их также называют керамическими камнями или двойными кирпичами) их размеры следующие 250х125х138.
На западе стандарты другие, к тому же их намного больше. Среди самых ходовых -- 200 х 100 х 50 (65) мм, 240 х 115 х 52 (71) мм. Кроме того, импортные кирпичи могут быть разноразмерными, поскольку в Европе считается, что кладка из кирпичей с нефиксированной длиной подчеркивает неповторимость здания.
Предел прочности кирпича при сжатии определяет его марку. Она обозначается буквой «М» и цифрой, «рассказывающей», какую нагрузку (в кг) может выдержать 1 кв. см изделия. Чаще всего встречаются кирпичи марок М-75, М-100, М-125, М-150, М-175, М-200, М-250, М-300. Кирпичи марок 75 и 100 вполне подходят для стен 2-3 этажного дома, марок 125 и выше -- для стен многоэтажных зданий, марок 150 и выше -- для укладки в землю (фундамент, цоколь), а из кирпичей марок 200-300 возводят фундаменты «высоток», поскольку нагрузка на нижние ряды кладки в этом случае очень велика. Обратите внимание: марки относятся ко всем типам кирпичей, так что пустотелый лицевой кирпич марки 100 будет столь же прочен, как и полнотелый строительный той же марки. Еще один нюанс: предел прочности кладки на сжатие зависит не только от марки кирпича, но и от марки раствора, условий его твердения, а также от качества кладки (толщины и плотности швов).
Что такое «бракованный кирпич». Согласно ГОСТУ, бракованным считается недожженный (светло-алый) или, наоборот пережжонный (темно-коричневый, бурый) кирпич. При покупке кирпича нужно обращать внимание не только на геометрию, но и на технические характеристики бруска. Так например еще одним дефектом на производстве могут быть так называемые известковые зерна, которые не удалось достаточно измельчить при подготовке массы. Высолы на кирпиче появляются в следствии миграции солей из кладочного раствора, их можно отнести к незначительному браку. В дальнейшем они смываются дождем. Если вы желаете иметь фасад с иголочки пользуйтесь представленными на рынке специальными очистителями.
1.2 СОСТОЯНИЕ РАЗРАБОТКИ
Научно-технический коллектив проекта разработал состав керамического кирпича, характеризующегося высоким комплексом технологических и технических показателей, а именно: прочностью в диапазоне от М 75 до М 250. Число обозначает предел прочности на сжатие в кг.с/кв. см. Одним из важнейших особенностей кирпича является морозостойкость (способность выдерживать определенное количество циклов замораживания-оттаивания), что особенно актуально в наших климатических условиях. А также, немаловажным значением обусловлена такая характеристика кирпича, как водопоглощение, которое должно быть не ниже 6% и как правило не выше 14%.
Для дальнейшей реализации проекта необходимо разработать технологию получения керамического кирпича в промышленных условиях. После получения положительных результатов необходимо разработать программу реализации проекта, включающую программу защиты интеллектуальной собственности, план по организации производства, план продаж и продвижение продукции, план по привлечению инвестиций для реализации проекта. На основе разработанной программы будет организовываться производство керамического кирпича.
1.3 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
В рамках реализации проекта был проведен патентный поиск. В качестве территории для поиска была выбрана Республика Татарстан, так как реализовывать данный проект предполагается на территории Татарстана.
Патентная защита предмета исследования - керамический кирпич, производится в виде обжига глины, способов, устройств и групп изобретений. В структуре патентования технических решений преобладают способы получения кирпича - 39%. В несколько меньшем количестве патентуются устройства-станки -36% и составы - 25%.
На сегодняшний день основными разработчиками, патентующими свои технические решения в этой области на территории Республики Татарстан, являются:
· ООО «Камазстройиндустрия»;
· ООО «Керамика-Синтез»;
· ОАО «Алексеевская керамика»;
· ОАО Елабужская керамика» и кирпичный завод;
· ОАО «Нижнекамскнефтехим»;
· «Казанский завод силикатных стеновых материалов»;
· «Арский кирпичный завод»;
· «Шеланговский кирпичный завод» (г. Верхнеуслонский).
Основными задачами, на решение которых направлены технические решения в исследуемой области, являются: повышение прочности, снижение содержания высола, уменьшение водопоглощения, морозостойкость.
Исследуемое техническое решение соответствует критерию патентоспособности. Возможно получение патента на состав и способ.
В рамках проекта ОАО «Татстрой» были проведены маркетинговые исследования, которые показали, что одним из вариантов реализации проекта может быть предложение потребителю в качестве продукта технологии по производству керамического кирпича. Передачу технологии можно осуществить через заключение лицензионного соглашения.
На основе результатов патентного поиска и маркетинговых исследований принято решение о получении ряда патентов, действующих на территории Республики Татарстан. Заявочные материалы планируется оформить: в конце 2009 г. на состав керамического кирпича, в 2010г. - состав и производство керамического кирпича. Планируется зарегистрировать товарный знак для продукта.
2. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
По мнению большинства опрошенных участников рынка строительных материалов в Республике Татарстан, в последние годы регион достаточно хорошо развивается как в плане строительства, так и в производстве необходимых для этого строительных материалов.
По оценкам представителей ООО «Эстель», на рынке строительных материалов в Татарстане фирмы, которые занимаются производством, переработкой и монтированием строительных материалов, занимают не более 20% рынка, 80% - фирмы, занимающиеся продажей и перепродажей.
В 2007 г. крупные и средние предприятия промышленности строительных материалов выпустили продукции на сумму 15,3 млрд. руб., что на 58% выше, чем в 2006 году. В общем производстве строительных материалов в 2007 году был отмечен рост производства железобетонных изделий (113%), товарного бетона (140%), строительного кирпича (122%), теплоизоляционных и кровельных материалов.
По оценке заведующего кафедрой стройматериалов Казанского государственного архитектурно-строительного университета профессора Равиля Рахимова, в денежном выражении рынок строительных материалов Республики Татарстан в 2008 г. оценивается в сумму около 30 млрд. рублей.
По данным Татарстанстата, в отрасли «Промышленность строительных материалов» на 01.01.2004 г. функционировало 231 предприятие, 37% из них составляли крупные и средние предприятия. Численность работников отрасли составляла 14,6 тыс. человек, из них на крупных и средних предприятиях промышленности строительных материалов - 14,3 тыс. человек.
По состоянию на начало 2009 г. в Республике Татарстан действует одна из крупнейших в России баз строительной индустрии, в составе которой около 500 предприятий, среди которых порядка 250 крупных и средних предприятий, производящих: 59 - бетон товарный, бетонные и железобетонные изделия; 38 - строительный кирпич; 15- кровельные материалы; 39 - материалы, изделия и конструкции из древесины; 16 - теплоизоляционные материалы; 33 - полимерные материалы, изделия и конструкции; 12 - металлические изделия и конструкции; 9 - щебень, гравий, песчано-гравийные смеси, строительный песок и пильный камень; 7 - керамзит; 4 - минеральные вяжущие вещества.
Всего на конец 2006 года в состав отрасли строительных материалов Республики Татарстан входило:
· более 60 заводов и цехов бетонных и железобетонных изделий;
· 7 заводов крупнопанельного домостроения;
· 49 заводов и цехов по выпуску керамического кирпича;
· 3 завода по выпуску силикатного кирпича;
· 7 предприятий по производству керамзита;
· 26 предприятий нерудных строительных материалов;
· 1 завод по производству гипсовых вяжущих строительных материалов и изделий из них;
· 4 завода мягких кровельных материалов;
· 12 заводов листовых кровельных материалов;
· другие предприятия.
При этом в 2006 г. были введены в строй:
· кирпичный завод;
· 4 линии по выпуску современных железобетонных изделий общей мощностью 430 тыс. куб. м в год;
· 2 установки по выпуску товарного бетона общей мощностью 200 тыс. куб. м в год;
· линия по выпуску изделий из ячеистого бетона общей мощностью 100 тыс. куб. м в год;
· линия по производству изделий из экструдированного пенополистирола мощностью 55 тыс. куб. м в год.
· завод по производству стеклопакетов мощностью 1000 кв. м в сутки;
· завод сухих строительных смесей мощностью 30 тыс. куб. м в год;
· линия по производству теплоизоляционных плит на основе базальтового волокна мощностью 140 тыс. куб. м в год.
2.2 СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Естественно существует природный фактор, в силу которого в Республике Татарстан невозможно или же возможно, но в весьма ограниченных масштабах, производство тех или иных видов строительных материалов. Потребность в этих строительных материалах удовлетворяется посредством поставок из других регионов Российской Федерации или же из-за границы.
Так, на территории Республики Татарстан вообще не производится цемент. Весь необходимый объем для строительства и производства тех или иных видов строительных материалов в регионе полностью поставляется из других регионов. Например, по мнению ООО «Лесстрой», в большей степени цемент завозится из Ульяновска (ОАО «Ульяновскцемент»).
Среди местных производителей строительных материалов, в частности у ООО «Лесстрой», существует мнение, что если бы в Татарстане смогли построить цементный завод, то себестоимость цемента была бы ниже. В свою очередь, это позволило бы немного снизить цены на те строительные материалы, в производстве которых необходим цемент, а также цены на готовые строительные объекты (прежде всего жилую недвижимость). Таким образом, цена на определенные виды строительных материалов напрямую зависит от цены на цемент. Цены же на него в подобной ситуации непосредственно диктует производитель из другого региона, а также торговые и дилерские фирмы, занимающиеся продажей цемента на территории Республики Татарстан.
По словам генерального директора ООО «Асгард» Кузнецова Алексея Викторовича, помимо Ульяновска цемент также привозится из Вольска (ОАО «Вольскцемент»), Республики Мордовия (ОАО «Мордовцемент»), а также из Турции (например, компании «Turkish Cimentas», «SET Group»).
Другим полностью завозимым сырьем на территорию республики является металл.
По сведениям ООО «Лесстрой», его, а также обкатные металлические рулоны (листы) везут прежде всего из регионов, где находится сталелитейное производство, - из Красноярского края (например, ОАО «ГМК Норильский Никель», ОАО «Красноярский алюминиевый завод», ОАО «Красноярский завод цветных металлов», ОАО «Ачинский глиноземный комбинат»), а также импортируется из Украины (например, крупнейшими производителями проката в Украине являются «Миттал Стил Кривой Рог» (в прошлом «Криворожсталь»), «Запорожсталь», «Азовсталь», Алчевский и Макеевский меткомбинаты, Донецкий и Енакиевский металлургические заводы, Днепропетровские металлургические комбинаты имени Дзержинского и Петровского, Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича). Помимо этого компания отмечает, металлические перекрытия, которые она покупает и привозит в республику, также идут из этих регионов, т.е. из Красноярского края.
В свою очередь ООО «Эстель» отмечает, что метал также привозится с Урала - «Северстали» (оно является дочерним предприятием ЗАО «Северсталь-групп» и входит в группу компаний холдинга «Северсталь»), из Липецка, который считается одним из самых лучших в России (более качественный и дорогой). В Липецке располагается «Новолипецкий металлургический комбинат».
В случае тех видов строительных материалов, которые производятся в Республике Татарстан, большинство опрошенных участников рынка сходятся с тем мнением, что не смотря на наличие производства их также ввозят из других регионов России или же из-за границы.
В Республику ввозятся значительные объемы цемента, арматурной, профильной и листовой стали, асбестоцементных изделий, теплоизоляционных материалов, сухих строительных смесей, огнеупорных и кислотоупорных материалов, гипсокартона, гипсоволокнистых плит, изделий подвесных потолков, акустических плит, рулонных кровельных материалов, отделочных материалов, материалов для полов, химических добавок для бетонов и растворов, высококачественных отделочных материалов (облицовочная плитка, обои и т. д.), элементов современных систем отопления, а также сантехника, которая, в основном, завозятся из стран дальнего зарубежья (Испания, Италия, Германия и т. д.), причем иногда эти изделия производятся из российского сырья.
По словам Равиля Рахимова, за пределами республики закупают 30% стройматериалов. В частности, кирпич привозится преимущественно из Чувашии и из других соседних регионов. По словам исполнительного директора Союза строителей Татарстана Олега Коробовского, большим спросом у республиканских строителей пользуется кирпич из Чебоксар и Ленинградской области. По данным ВолгоКамской региональной ассоциации производителей бетона и железобетона, татарстанские стройки на 40% работают на привозной продукции.
По мнению представителей ООО «Лесстрой», большая часть необходимой строительной продукции производится в республике. В процентном отношении оно составляется порядка 70% всего рынка строительных материалов. По мнению же представителя ООО «Казанские стальные профили» Гапирова Ф.Т., 80% строительных материалов производится в Татарстане, а 20% завозится. Из зарубежа ввозится немного.
Что касается непосредственно сегментов рынка, то здесь, например, по оценкам представителей ООО «Альтея», на рынке строительных материалов в Казани в сегменте кровельных материалов доля привозной продукции составляет порядка 50% (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3). При этом оценивать весь регион участникам довольно часто было затруднительно.
По словам генерального директора ОАО «Стройдеталь» Меркулова С.В., например, ввозится керамический кирпич из Самарской области (например, ЗАО «Чапаевский силикатный завод», ОАО «Самарский комбинат керамических материалов», ЗАО «Завод строительных материалов»), Подмосковья (ОАО «Голицынский керамический завод).
Многие эксперты отмечали, что не смотря на наличие, лесные ресурсы Республики Татарстан незначительны - по словам генерального директора ООО «Асгард» Кузнецова А.В., это прежде всего лесные делянки вблизи Альметьевска и Нижнекамска. Как правило, компании, занимающиеся производством материалов и изделий из древесины, работают с привозным из других регионов лесом. Они либо покупают участок леса, в основном в Республике Марий Эл и обрабатывают его самостоятельно, либо они покупают уже готовое сырье. По сведениям же ООО «Лесстрой», лес также везут из Кировской области. Саму же конечную продукцию компании делают непосредственно в Татарстане.
2.3 СЕГМЕНТ РЫНКА - КИРПИЧ КЕРАМИЧЕСКИЙ
В подотрасли керамических и силикатных стеновых материалов в Республике Татарстан в настоящее время имеется 33 кирпичных заводов и цехов общей мощностью 819,0 млн. шт. условного кирпича в год. Мощности по выпуску силикатного кирпича составляют 339,3 млн.шт. в год - 41% от общей мощности. Остальные 59% мощностей (479,7 млн.шт. в год) приходится на долю керамического кирпича.
В 2006 году емкость регионального рынка кирпича составила 735 млн. условных штук. Из них 137 млн. штук (19%) было ввезено из других российских регионов, а 598 млн. штук (81%) - произведено в республике. В том числе силикатного кирпича - 305 млн. штук, керамического кирпича - 240 млн. штук, блоков из ячеистого бетона - 105 тыс. куб. метров (что эквивалентно около 53 млн. условных штук кирпича).
Имеющиеся в Республике в 2007 г. мощности по производству мелкоштучных стеновых материалов в настоящее время составляют всего 964 млн. условных штук в год, в том числе по выпуску силикатного кирпича - 339,3 млн.; керамического кирпича - 479,7 млн.; блоков из ячеистого бетона - 290 тыс. куб. метров (что эквивалентно около 145 млн. условных штук). Всего в 2007 г. в РТ произведено 561 млн. шт. условного кирпича. Производство силикатного кирпича осуществлялось на 3 предприятиях в Казани, Набережных Челнах и Зеленодольске, а керамического кирпича - на 35 заводах. План на 2008 год составляет 846 млн. шт. условного кирпича. К 2015 году емкость регионального рынка кирпича возрастет в 2,1 раза и достигнет 1544 млн. условных штук в год, а к 2030 году - 2205 млн. Доля применяемого в жилищном строительстве силикатного кирпича будет сокращаться в пользу керамического. По данным Минстроя РТ, в Республике наблюдается дефицит производственных мощностей по выпуску кирпича. К 2015 году он составит (без учета строящихся производств) 649 млн. условных штук. Из них около 120 млн. - лицевого и 529 млн. - стенового). В то же время реальный дефицит производственных мощностей превысит указанные расчетные значения, так как в период 2015-2030 годов произойдет «частичное выбытие» имеющихся мощностей, особенно по производству керамического кирпича по причине морального и физического износа.
Характерной особенностью подотрасли является значительное уменьшение численности предприятий, производящих керамический кирпич: постепенно прекращали действовать сезонные цеха и обанкротившиеся заводы мощностью от 300 тыс. до 3 млн. шт. усл. кирпича, в связи с конкурентоспособностью по качеству и технико-экономическим показателям продукции.
Максимальный уровень производства кирпича в республике был достигнут в 1992 году и составлял 810 млн. шт. усл. кирпича, в том числе 471 млн. шт. керамического и 339 млн. шт. силикатного.
Таблица 2
Доли рынка игроков подотрасли
керамических и силикатных стеновых материалов в 2009 г.
Предприятие |
`ббьем произведенной продукции в 2009 г. |
Доля рынка, % |
||
в натуральном выражении, млн .шт. усл. Кирпича в год |
в стоимостном выражении млн. руб. |
|||
ООО «Казанский завод силикатных стеновых материалов» |
230,0 |
617,0 |
41,00 |
|
ГУП «Комбинат строительных материалов» |
60,50 |
191,52 |
10,78 |
|
ОАО «Казанский комбинат строительных материалов» |
48,4 |
140,9 |
8,63 |
|
ООО «Камастройиндустрия» |
23,3 |
60,933 |
4,15 |
|
ОАО «АСПК» |
23,3 |
143,173 (с НДС) |
4,15 |
|
ОАО «Алексеевская керамика» |
22,5 |
78 |
4,01 |
|
ОАО «Елабужская керамика» |
13,2 |
50,5 |
2,35 |
|
ООО «Керамика-Синтез» |
16,1 |
52,2 |
2,87 |
|
Прочие |
123,7 |
н.д. |
22,05 |
|
Итого |
561 |
1 544 |
100 |
|
Таблица 3
Подотрасль керамических и силикатных стеновых материалов
Год |
Общая численность предприятий и цехов, шт |
Мощность, млн .шт. усл. кирпича в год использование произв. мощностей, % |
Обьем произведенной продукции |
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Эксплуатация почтовой связи |
Курсовая работа | Аудит основных средств |
Курсовая работа | Доказательство и доказывание в уголовном процессе |
Курсовая работа | Сюжетно-ролевые игры в детском саду |
Курсовая работа | Общая характеристика законности |
Курсовая работа | Приемы работы над развитием связной речи младших школьников |
Курсовая работа | Анализ производительности труда на предприятии |
Курсовая работа | Оценка эффективности инвестиционных проектов |
Курсовая работа | Твердые токсичные отходы промышленности |
Курсовая работа | Анализ и оценка эффективности системы управления персоналом |
Курсовая работа | Дидактические и лексические упражнения, как средство развития словаря дошкольника |
Курсовая работа | Компенсация морального вреда |
Курсовая работа | Развитие коммуникативных навыков у младших школьников на уроках английского языка |
Курсовая работа | Современные платежные системы |
Курсовая работа | Экономическая политика, экономическая стратегия РФ |