2
Федеральное агентство по образованию
Ставропольский Государственный Университет
Исторический факультет
Кафедра археологии и региональной истории
Дипломная работа на тему:
Деятельность Американской Администрации Помощи на Ставрополье во время голода
1921-1922 гг.
Выполнила:
Студентка 4 курса
Группы «В»
Косенко А.В.
Проверил :
Кандидат исторических наук, доцент
Кругов А.И.
Ставрополь 2008г.
Содержание
Введениеок станет каналом, через который «внешние враги» будут помогать «внутренним», служить средством распространения «контрреволюции». В отличие от питания детей, посылки не оставляли им почти никакого влияния над выбором тех, кто, когда и где должен получать эту помощь; они понимали, что большинство реципиентов будут составлять не «пролетарии», а те лица, которые характеризовались большевиками как «враги народа».
Российские власти не раз ставили вопрос о нецелесообразности посылочных операций, обосновывая это тем, что у наиболее нуждавшихся в помощи населения нет ни родственников, ни знакомых за границей, что рабочие и крестьяне получают 40% от общего числа посылок, в то время как интеллигенция и городские обыватели - 60%. С едва скрытым упреком советская сторона указывала, что половина всех посылок приходится на долю еврейского населения. Особые претензии в связи с этим власти предъявляли еврейской организации помощи Джойнт, распространявшей якобы свои посылки только для лиц еврейской национальности.
Посылочные операции продолжались вплоть до окончания деятельности АРА в России. Отправление посылок из США прекратилось в марте 1923г., из Европы - в апреле 1923г. Общий объем переправленных в посылках продуктов составил 75 тыс. тонн, доход от посылочной программы - около 3 млн. 600 тыс. долл., что позволило дополнительно в течение месяца кормить 3 млн. 600 тыс. детей Цихилашвили Н.Ш. Американская помощь народам России в начале XX века: Дис. … канд. ист. наук. М., 1998 (рукопись). С. 132. По другим данным, до лета 1923 г. переправлено продовольственных посылок весом 3,4 млн. фунтов, стоимостью 11 млн. 636 тыс. долларов (Итоги последгол. М., 1923. С. 54)..
Следует отметить и деятельность АРА по оказанию так называемой «побочной помощи» по восстановлению инфраструктуры - строительство дорог, санитарные работы, ремонт водозаборных систем, различные общественные работы. Но главный акцент все, же ставился на улучшение санитарных условий и, конечно, спасение советских людей от голодной смерти.
Таким образом, голод 1921-1922 гг. явился результатом не только стихийных факторов - засухи и неблагоприятных метеорологических условий. Он был прямым следствием разрухи, упадка производительных сил, ухудшения обработки почвы, сокращения поголовья скота, массового употребления низкосортных семян, а также крайней истощенности ставропольского села продовольственной диктатурой. Такой высокой людской смертности в результате голодного бедствия на Ставрополье не было зарегистрировано на протяжении всей истории края.
Не сумев справиться собственными силами, советское правительство для спасения населения привлекло помощь иностранных благотворительных организаций. Было принято предложение Американской администрации помощи (АРА) об организации продовольственной помощи России.
Глава II. Начало деятельности АРА на Ставрополье. Отношения АРА с местными властями и населением.
Представительства АРА были открыты в общей сложности на территории 38 губерний РСФСР. По оценкам Наркомвнешторга, АРА ввезла 36,3 млн. пуд. продовольствия, медикаментов и одежды общей стоимостью 136 млн. руб. золотом Внешняя торговля. 1922. № 11.. Для питания голодающих было открыто более 15 тыс. столовых. В июле 1922г. пищу в столовых АРА и паек кукурузы получали 8,8 млн. чел., а в августе - 10,3 млн. Итоги Последгол. М., 1923. С. 52.
Реальная помощь со стороны Американской администрации помощи стала поступать в декабре 1921г. - январе 1922г., когда голод уже начал свою страшную жатву. Согласно оценкам АРА, в Ставропольской губернии голодало свыше 766 тыс. чел., в том числе 140 тыс. детей Кругов А.И. Ставропольский край в истории России (1917-1941 гг.) Ч. II. Ставрополь, 1996. С. 77..
С момента начала деятельности АРА на Ставрополье стали поступать тысячи пудов продовольствия из США. Представитель АРА в губернии м-р Боуден заявил: «все продукты есть дар американского народа и выдаются безвозвратно» Власть Советов. 1922. № 666.. Помощь этой организации была бесплатной - местные губернские власти оплачивали лишь транспортные расходы и содержание столовых Кругов А.И. Ставропольский край в истории России (конец XVIII - начало XXI в.). М., 2006. С. 178, 180..
С мая по ноябрь 1922 г. на Ставрополье действовало от 10 до 124 столовых, из них 68 (56%) в голодающих уездах. В них в общей сложности питалось 214,6 тыс. чел. ГАСК. Ф.Р-415. Оп. 1. Д. 61. Л. 212. В детских учреждениях было открыто 25 питательных пунктов, где кормили более 2 тыс. детей. Под эгидой АРА в губернии находилось 16 больниц для взрослых на 550 чел.
Распределяемые АРА пайки делились на три категории - детские (514-614 кал.), взрослые (1236 кал.), студенческие (1200-1500 кал.). Данные о типовом пайке АРА представлены в таблице Журкин А. Деятельность АРА в России // История мировой культуры: традиции, инновации, контакты. М., 1990. С. 81.:
Таблица № 1. Размер пайка:
Наименование продукта |
Количество в золотниках |
|
какао |
10,7-10,94 |
|
сахар |
2,57-3,68 |
|
молоко |
5,62-8-42 |
|
мука |
15,24-26,48 |
|
бобы |
4,7 |
|
рис |
8,04-8,14 |
|
жиры |
1,4-2,6 |
|
С начала своей деятельности, т.е. с 18 мая по 21 июня 1922 г., АРА израсходовала на питание указанного выше количества голодающих: белой муки - 6,2 тыс. пуд., какао - 0,2 тыс. пуд., сахара - 1 тыс. пуд., молока - 2,2 тыс. пуд., жиров - 0,5 тыс. пуд., крупы - 3,4 тыс. пуд., соли - 0,1 тыс. пуд. Власть Советов. 1922. № 666.
Эффективность продовольственной помощи АРА несколько снижалась из-за излишней регламентации: приготовление пищи в столовых производилось по строго установленным рецептам, нехватка одного из компонентов приводила к остановке питания; запрещалось выносить пищу за пределы столовых Хенкин Е.М. Очерки истории борьбы Советского государства с голодом (1921-1922). Красноярск, 1988. С. 125..
Кроме того, в некоторых селах Ставропольской губернии жителями подавались жалобы (трудно сказать, насколько обоснованные) на неправильную раздачу пайков ГАСК. Ф. Р-388. Оп. 1. Д. 60. Л. 83..
Также АРА организовала в губернии снабжение населения непродовольственными товарами. Они предназначались прежде всего для самых нуждающихся детей (обоего пола) в возрасте от 3 до 14 лет. Так, в ноябре 1922г. одежду и обувь от АРА получили 4,5 тыс. детей и 320 взрослых. Для распределения гуманитарной помощи на Ставрополье была создана комиссия в составе представителей районного управления АРА, последгола и народного образования. Комиссия выдавала вещи детям под расписку (за малолетних расписывались их родители или опекуны) и по раздаточной ведомости. По указанию уполномоченного АРА по юго-востоку РСФСР П.С. Вердона, одежда и обувь распределялись только между детей, питающихся в столовых, но не среди детей, находящихся в детских домах и лечебных заведениях. Там же. Ф. Р-415. п. 1. Д. 61. Л. 212; Ф. Р-2709. Оп. 1. Д. 37. Л. 15.. Одежда для каждого ребенка выдавалась по степени нуждаемости: например, дети могли получить или чулки, или костюм, или пальто. Обувь для взрослых распределялась следующим образом: в первую очередь удовлетворялись нужды служащих районного управления АРА, по каким-либо причинам не получивших ее ранее. Вся остальная обувь выдавалась беднейшим учителям и учительницам Кругов А.И. Голод 1921-1922 гг. в Ставропольской губернии: Дис. … канд. ист. наук. М., 1995 (рукопись). С. 135..
Одной из форм продовольственной помощи АРА на Ставрополье являлось распределение посылок (подробнее данная система изложена выше).
Деятельность АРА, названная Ф. Нансеном «благородным поступком двадцатого столетия», на территории Советской России глазами самих участников АРА нашла наиболее внимательное рассмотрение в монографии Бертрана Патенода, специалиста по советской истории, научного сотрудника Гуверовского Института войны, революции и мира при Стэнфордском университете Patenaude B.M. The Big Show in Bololand. The American Relief Expedition to Soviet Russia in the Famine of 1921. Stanford, 2002.. Патенод рассматривал взаимоотношения АРА как с властями, так и со всеми представителями российского общества и регионов сквозь призму «культурного шока». Американцы испытали настоящее потрясение от того, что они увидели в стране - масштабы голода, отсталость страны, поведение населения, подозрительность, невежество и др. Многие из них имели богатый опыт оказания помощи в странах Европы, но то, что они увидели и испытали, превзошло их самые худшие ожидания и представления. В книге хорошо показывается многое из того, что удивляло американцев в России. Например, им было непонятно, почему «болоши» (так называли они большевиков) не относились к ним с большей терпимостью - вернувшись, домой, аровцы, потенциальные послы доброй воли, могли изменить имидж большевиков в глазах американцев, что, в свою очередь, могло бы способствовать их скорому признанию западными державами.
С другой стороны, сами россияне тоже испытывали шок от общения с американцами, пришедшими на помощь из неведомого многим мира. Их поразил оптимизм американцев, эффективность поставленной на деловую основу «машины помощи». Автор показывает, как воспринимали россияне американцев. Удивляли и поражали, например, «нечувствительность» спасателей к тем, кого спасали, словно это были роботы, лишенные эмоций, хотя действовавшие весьма продуктивно и оперативно. Но главным шоком, разумеется, была сама помощь в тот момент, когда, казалось, уже не было выхода. Появление АРА воспринималось как «чудо», ниспосланное Всевышним в трудный час. Удивление еще более выросло от энергии, умения и странного поведения пришельцев - их одежда, юмор, лица, речь, машины, дружелюбие, отдых и многое другое. В русской речи появились неологизмы типа «американиться» (запастись, «затариться» продуктами), «аровцы», «аровский» и др. Изумление вызывали такие предметы, как сгущенное молоко, о котором жители провинции не имели ни малейшего представления. Привезенная кукуруза также доставила некоторые хлопоты - не знали, как ее готовить. Белоснежный хлеб также был в диковинку. Еще больший шок от АРА испытали на себе дети, впервые попробовавшие диковинные продукты (какао и др.). Люди воспринимали своих спасателей как «богов».
Патенод стремился объяснить действия большевиков не только влиянием идеологических факторов, но и политических, и культурных. Обеим сторонам пришлось впервые вступить в контакт друг с другом. Само присутствие представителей мировой капиталистической державы в сердце советского эксперимента еще более усиливало подозрения властей, и без того обостренные годами борьбы за выживание в условиях изоляции и всеобщей враждебности внешнего мира. Центральные власти не удосужились разъяснить смысл Рижского Договора с АРА местным властям, которые с превеликим трудом понимали текст соглашения.
Самим американцам предстояло действовать в совершенно отличной от Европы обстановке. Например, в других странах АРА сохраняла за собой полный контроль над своей деятельностью; в России же приходилось действовать под «зонтиком» большевиков в условиях, немыслимых прежде, - масштабы голода, территория, разрушенная инфраструктура, социальный эксперимент и др. Автор отмечает, что и для американской стороны были характерны черты недоверия к властям, незнание реальной обстановки, непонимание происходящего. Одним из источников конфликта с реальностью был перенос опыта гуманитарной деятельности из Европы в Россию. Требовалось время, чтобы адаптироваться к новой, во многом отличающейся от Европы, среде. Например, в Европе АРА использовала поддержку комитетов независимо избранных «лучших» граждан; в коммунистической России оные просто уже не существовали, приходилось приспосабливаться к сотрудничеству с «комиссарами». Удивляло, насколько мало здесь стоит человеческая жизнь, поражали терпеливость, фатализм, пассивность людей. Американские спасатели не хотели принимать российский вариант «спасения через страдание». Им был чужд пессимизм и покорность судьбе.
О причинах оказания АРА помощи, голодающим в России говорилось в информационном бюллетене НКИД РСФСР № 2 от 17 октября 1921г.: «Падет ли советская власть или останется, рано или поздно Америке достанется львиная доля помощи России, и она, считая себя вне конкуренции, одинаково равнодушно относится к военным замыслам Франции в отношении России и к авансам, даваемым России Англией... Поддерживает же американское [правительство] начинания Гувера, главным образом, с целью популяризации Америки в России, считая в то же время крупную буржуазную помощь голодающим своего рода агитацией против советского строя. Попутно оно надеется через гуверистов собрать и пополнить необходимую ему информацию о России. Нет никаких оснований подозревать ни со стороны американского [правительства], ни со стороны Гувера стремлений использовать организацию Гувера и пребывание ее агентов в России в прямых контрреволюционных целях... Поручив гуверовской организации добиваться от Советского [правительства] исполнения чисто политических требований в виде освобождения и выпуска из России американских граждан, американское [правительство], вероятно, в дальнейшем попытается использовать гуверовскую организацию в качестве своего полуофициального Представительства, защищающего вообще интересы американцев в России» Советско-американские отношения, с. 197-198..
Однако, следует отметить, что ставропольские крестьяне доброжелательно относились к деятельности АРА, особенно в голодающих уездах губернии, где население искренне оценило американскую помощь. Так, в протоколах Привольненского, Летницкого, Ивановского, Немецко-Хагинского волсоветов от 17 августа 1922г. отмечались «положительные результаты благотворительной деятельности АРА» и выражалось пожелание о продолжении сотрудничества с этой организацией ГАСК. Ф. Р-388. Оп. 1. Д. 151. Л. 736..
АРА сыграла важную роль в оказании помощи голодающей России. Историки М.Я. Геллер и A.M. Некрич обратили внимание на важный момент в деятельности Помгола и АРА: «В истории Комитета и в истории АРА выработалась модель поведения советской власти по отношению к тем, кто приходил ей на помощь, стремясь при этом сохранить некоторую самостоятельность:
1) уступки, если нет иного выхода,
2) отказ от уступок, едва необходимость миновала,
3) месть» Геллер М.Я., Некрич A.M. Утопия у власти. М., 2000. С. 115. .
Но так ли это было на самом деле? Быть может, именно деятельность Помгола и АРА вынуждала советскую власть и органы госбезопасности вырабатывать, исходя из складывающейся обстановки, новую модель поведения?
Современные исследователи связывают успешные переговоры советского правительства и АРА с принятием решения большевистского руководства о прекращении деятельности Помгола: «После успешных переговоров правительства РСФСР с представителем «Американской администрации помощи» (ARA) о поставке продовольствия участь Комитета, который власть рассматривала главным образом в качестве более привлекательного партнера для западных правительственных и благотворительных организаций, была предрешена.
Таким образом, на протяжении 1922г. и начала 1923г. на Ставрополье действовали десятки столовых Американской администрации помощи. Под патронажем этой организации находилось 16 больниц. Кроме того, несколько тысяч детей и сотни взрослых получили от АРА одежду и обувь. АРА внесла серьезный вклад в борьбу с голодом на территории Ставропольской губернии.
Глава III. Завершающий этап деятельности АРА и других зарубежных организаций.
На 9 февраля 1922г. вклад АРА и американских организаций и частных лиц под ее контролем составил сумму 42 млн. долл., Советской России - около 12 млн. 200 тыс. долл., организация Ф. Нансена вместе с другими, кто находился под ее «крылом», - около 4 млн. долл. Из письма Гувера Гардингу от 9 февраля 1922 г. Всего за два года АРА было израсходовано около 78 млн. долларов, из которых 28 млн. - деньги правительства США, 13 млн. - советского правительства, остальные - благотворительность, частные пожертвования, средства других частных организаций. С начала осени 1922г. началось сокращение помощи.
Голод и помощь АРА серьезно компрометировали коммунистические власти в глазах населения и мировой общественности. Поэтому власти в центре и на местах предпринимали попытки прямо или косвенно приуменьшить вклад АРА в борьбе с голодом и заодно приписать их заслуги себе. Когда кризис миновал, отношение явно изменилось, теперь помощь виделась не так нужной, власть стала тяготиться присутствием независимой от ее контроля организации, а в голосе партийных функционеров все явственнее стали проявляться нотки классовой ненависти.
Договор Нансена с Кремлем разительно отличался от договора последнего с АРА. Миссия Нансена оставляла верховный контроль за поставками помощи в руках советского правительства, без оговорки, что помощь не будет распределяться в Красной Армии и среди правительственных сотрудников.
Международный Комитет Помощи России под руководством Нансена с сентября 1921 по сентябрь 1922г. доставил в Россию 90 тыс. 700 тонн продовольствия. Но АРА только за один год поставила около 790 тыс. грузов продовольствия (не считая одежды и др.).
Летом 1922г. советское правительство поспешило объявить миру о победе над голодом, о перспективах хорошего урожая. Официальный оптимизм был обусловлен стремлением произвести впечатление на общественное мнение Запада. Советское правительство лихорадочно нуждалось в привлечении иностранного капитала и развитии внешней торговли. Но даже лояльно настроенный Нансен объявил 20 июля 1922г. о катастрофе с урожаем - 11 дней спустя после того, как Правда провозгласила о победе над голодом. Тем не менее, хотя критический период голода прошел, был собран хороший урожай, но оставалось кормить еще 4 млн. детей и 1 млн. взрослых. Гуверу снова пришлось обращаться к американским гражданам и организациям оказать поддержку
Новая обстановка требовала от АРА приспособления к изменившимся условиям, возник вопрос о передаче американского продовольствия правительственным институтам в связи с возможным завершением спасательных операций. В течение целого года американцы боролись за сохранение полного контроля над поставками помощи, но сейчас они должны были отступить. АРА возложила на себя ответственность за оплату доставки посылок и их распределение в тесном контакте с профсоюзными организациями. Последнее, в случае принятия, могло ликвидировать соглашение о посылках. То же самое касалось и медицинской программы.
Руководство АРА в России выступило решительно против, пригрозив полностью свернуть свою деятельность. Конфликт внешне был улажен, но на местах региональные инспектора АРА столкнулись с яростным сопротивлением местных властей и полномочных представителей. Они требовали закрытия всех кухонь и передачи всей инфраструктуры АРА в руки советских органов. Источником проблемы стали циркуляры Последгола, ориентировавшего местное руководство на «новый порядок».
Центральные и местные власти стали настаивать на том, чтобы АРА сама за все платила - за автомобили, жилье, горючее, а также подписало соглашение со все более становящимися агрессивными советскими профсоюзами. Возникли визовые проблемы, проблемы с курьерской почтой и многое другое, что отравляло взаимные отношения. М.И. Калинин в феврале 1923г. сформулировал видение АРА с «деревенской точки зрения», сказав, что крестьянин благодарен за помощь, но сейчас голоду пришел конец и у мужика пропал всякий энтузиазм к американской помощи (!). Выросший на черном хлебе, немного мясе и рыбы, он не хочет (!), чтобы его дети употребляли белый хлеб, какао, кукурузу, рис и т.д. Калинин заявил, что в глазах крестьян этот сбалансированный рацион мало пригоден для реальных нужд. Крестьянину не нравится платить налоги за доставку американского продовольствия Из письма Уильяма Хаскелла Хертеру от 6 марта 1923г. (Кристиан Хертер - помощник Гувера, впоследствии, при президенте Эйзенхауэре в 1950-е гг., станет министром иностранных дел США.).
Можно только предположить, что в сознании поколений, прошедших через голод и американскую помощь, память об АРА противоречило тому официальному представлению, которое им пытались сверху навязать советские власти. Понимая, что АРА слишком сильно оказало влияние на общественное сознание, официальная власть попыталась искоренить всякое упоминание о ней, сделать ее совершенно неизвестной для последующих поколений.
Удовлетворительный в целом урожай зерновых в России летом 1922 года позволил отказаться от чрезвычайных мер в продовольственной политике государства. Начала сворачиваться и заграничная помощь. С 23 сентября питание голодающего населения, как взрослых, так и детей, по всему было сокращено и проводилось по урезанной норме с выдачей для столовых 3/4 обычного пайка. Лишь для детских домов и больниц сохранялся прежний объем питания. К октябрю 1922 года продовольственная помощь американцев в России была сведена до минимума. Однако на отдельных территориях РСФСР положение с питанием населения оставалось по-прежнему тяжелым. Бедственное положение многих жителей заставило американцев продолжить работу по их продовольственной поддержке.
Летом 1923г. в связи с преодолением в основном последствий голода деятельность зарубежных организаций помощи голодающим в России прекратилась. Тогда же была свернута (по взаимному согласию с центральным правительством) активность АРА на Ставрополье.
В тяжелые 1921-1923 годы жизни десятков и сотен тысяч человек были спасены благодаря продовольственным поставкам из Америки. С того времени прошло много лет и, видимо, есть возможность более объективно оценить значение той помощи, которая была предоставлена американским народом нашей республике посредством организации Г. Гувера.
Следует отдать должное руководителям и сотрудникам АРА, благодаря деятельности которых многие наши соотечественники старшего поколения избежали голодной смерти. Возможно, осуществляя свою миссию в России, американцы преследовали и свои собственные интересы, не всегда идущие во благо нашей стране. Трудно не доверять хотя бы в чем-то той информации, которая публиковалась на этот счет отечественными историками в недавнем прошлом. Но все это с лихвой покрылось той пользой, которую принесла АРА советскому населению.
Итоги деятельности АРА и других организаций, помогающим голодающим, подвел А.В. Эйдук, старый чекист, представлявший советское правительство при АРА. В мае 1922г. АРА кормила 6 млн. 99 тыс. 574 чел., американское общество квакеров - 265тыс., Международный союз помощи детям - 259 тыс. 751 чел., Нансеновский комитет - 138 тыс., шведский Красный крест - 87 тыс., германский Красный крест - 7 тыс., английские профсоюзы - 92 тыс., Международная рабочая помощь - 78 тыс. 11 чел. Геллер М.Я., Некрич A.M. Утопия у власти. М., 2000. С. 114.
За время деятельности АРА было выдано 1019169839 детских порций и 795765480 взрослых. Калорийность пайка для детей равнялась 470, для взрослых - 614 калорий. Питание выдавалось населению бесплатно. Наряду с продовольственной помощью, согласно договору от 22 октября 1922г., АРА выдавало нуждающимся мануфактуру, обувь и пр. Так, например, населению было выдано 1929805м ткани и 602292 пар обуви. Медицинская помощь была оказана 1 млн. больных. В сельских местностях АРА снабжала население сельскохозяйственным инвентарем и сортовыми семенами. АРА способствовала ослаблению кризиса сбыта товаров, заготовленных в громадных количествах для нужд первой мировой войны. Однако ее деятельность в целом принесла огромную пользу стране и способствовала выходу из тяжелейшего кризиса.
Заключение
Борьба с голодом в Советской России стала самым трудным опытом АРА во всей ее гуманитарной деятельности с периода 1919 по 1923 гг.
Основная по объему продовольственная помощь голодающим Ставрополья была оказана именно со стороны АРА - Американской администрации помощи. Это подтверждают следующие факты. Организация Ф. Нансена предоставила Ставропольской губернии 796 тонн зерна ГАСК. Ф. Р-2709. Оп. 1. Д. 17 Лл. 25, 29; Ставропольский край в истории СССР. Ставрополь, 1975. С. 138., Красный Крест открыл в Ставрополе питательный пункт на 300 чел. ГАСК. Ф. Р-388. Оп. 1. Д. 65. Л. 21 об.. Но АРА, открыв в губернии до 124 столовых, кормило в общей сложности 214,6 тыс. чел., ввезя в 1922г. на территорию Ставрополья 14 тыс. пудов продовольствия.
Первоначально предполагалось ограничиться распределением продуктов среди детей и больных. Это была «стандартная» процедура в других странах. Гуманитарная операция в Советской России оказалась беспрецедентной. Она вышла за рамки традиционной гуманитарной активности. Сотни тысяч ставропольчан были спасены от голодной смерти благодаря АРА.
Это была помощь со стороны американского народа и в широком, и в самом прямом, непосредственном смысле. Рабочие, фермеры, служащие жертвовали деньги и продукты, которые через АРА доставлялись в Россию. Колоссальные масштабы бедствия и не менее колоссальные усилия трансформировали АРА из обычной гуманитарной организации в разновидность американской корпорации, действующей на коммерческой основе с гуманитарными целями. От смерти было спасено от 10 до 20 млн. человек. Согласно официальному заявлению: «Американская администрация помощи … ставит себе только оду задачу: оказать посильную помощь русскому народу, главным образом, голодающим, больным и особенно детям» ГАСК. Ф. Р-415. Оп. 1. Д. 87. Л. 1. .
Деятельность АРА - это история о коллизиях между американским и русским подходом к решению проблем голода. АРА стала демонстративным уроком значительной ценности с точки зрения эффективности, порядка, чистоты, пунктуальности и отсутствия волокиты. Отсутствие коррупции, слаженный механизм работы, не превышающие доходы расходы, положительный баланс, умелое сочетание гуманитарных и коммерческих принципов - все это стало демонстрацией «американской системы», «американского индивидуализма». Гувер создал потрясающую «машину», которая не только тратила, но и зарабатывала, спасала, помогала, поддерживала сама себя. Можно говорить об изобретении принципиально новой модели гуманитарной помощи, заложившей основы на все оставшееся столетие.
Как результат, победа совместными усилиями над одним из самых страшных в истории голодом двадцатого века. Америка помогала России продовольствием, медикаментами, одеждой, - несмотря на то, что не признавала большевистскую власть и даже относилась к ней весьма враждебно. В российских условиях создание «аровской машины» было вдвойне важно тем, что помощь контролировалась не государством, а независимой организацией. Поэтому помощь доставлялась тем, кто в ней нуждался, не разворовывалась. Операция по оказанию помощи оказалась успешным «экспериментом» в сотрудничестве между враждебными политическими системами Foster G.M. The Demands of Humanity: Army Medical Disaster Relief. Washington, 1983. P.97-98.. Обе страны с разными общественными системами приобрели ценный опыт конструктивного международного сотрудничества. Их лидерам удалось, пусть на время, встать выше своих идеологических расхождений в интересах достижения общей цели. Ирония истории - радикальный антикоммунист Гувер сделал больше всех, чтобы спасти Советы, хотя он хотел ниспровержения большевиков.
Вклад АРА измеряется не только количеством поставленного продовольствия и другой материальной помощью. Не менее важными, чем кукуруза и консервированное молоко, были «неосязаемые ресурсы», доставленные АРА, такие как передовая технология управления, помощью, профессиональная преданность, дух оптимизма. Эффективная деятельность АРА возрождала надежду на то, что голод будет преодолен, стимулировала конструктивную конкуренцию между АРА и Помголом, способствовала межкультурному диалогу на всех уровнях общества. АРА стала одним из факторов развития нэповских реформ, стабилизации общества в период болезненных преобразований. Деятельность АРА способствовала установлению первого дружественного «контакта» Советской России с капиталистическим миром, своеобразным прорывом экономической, политической и культурной блокады, «наведением мостов» между двумя берегами. Благодаря АРА, хотя и на время, были восстановлены контакты россиян с внешним миром, отделенных от него политическими и идеологическими препятствиями. По сути, появился шанс налаживания диалога между коммунистами и капиталистами. Через «народную дипломатию» посланники АРА и других организаций «снизу» возводили основы мирного сосуществования.
Это было еще и «большое шоу» (выражение Б. Патенода) - демонстрация эффективности и превосходства «американской системы» на примере борьбы с голодом, оказавшей огромное влияние на страну в 1920-е и 1930-е гг. Доставленные АРА 149 автомобилей использовались в инспекционных поездках по дистриктам для организации мобильного контроля за процессом распределения помощи. Техника укрепляла престиж АРА в глазах населения и властей. Американские автомобили помогали распределять помощь среди голодающих, олицетворяя собой будущее мира.
Физическое присутствие американцев служило непроизвольным «ферментом» возникновения альтернативных режиму мыслей и идей. У людей появилась возможность сравнивать этот мир и «тот», усваивать новые идеи, видеть себя и окружающее другими глазами. С АРА связывались чувства приходящей внешней силы для поддержания морального духа людей, испытывавших по причине голода физическую депрессию. АРА вдохнула надежду на спасение. Общение с американцами стало возможностью для многих из них вернуться обратно в мир цивилизации. Среди тех, кто наиболее сильно почувствовал это, стало еврейское население. Когда непосредственная цель была достигнута, стимул к кооперации, однако, исчез. Победила догматическая часть в советском руководстве. Не в меньшей степени ответственность лежит и на американской стороне, также не сумевшей, несмотря на попытки некоторых, преодолеть барьер стереотипов. Личные пристрастия и предубеждения Гувера оказали влияние на затягивание решения США вопроса об официальном признании Советской России. В итоге, уникальная возможность закрепить достигнутый успех была упущена.
Негибкость советских подходов, подозрительность к иностранцам, идеология ненависти к западному миру, официальная и бытовая паранойя секретности, как один из определяющих аспектов советской жизни - препятствовали ведению нормального диалога в тот период и устойчивы поныне в сознании миллионов людей, родившихся и выросших в условиях социализма. Проблема коренилась не только в большевиках, но и в самом российском населении, с подозрением относившемся к своим спасителям. Оно было не менее подозрительно настроено, чем сама власть. Речь идет о культурной среде, порождавшей конфликтное восприятие на всех уровнях, сохраняющееся вплоть до сегодняшнего времени. Конфронтационная психология властей и основной массы населения - питательная среда для преемственности пластов советской истории в постсоветский период. У истоков «глобального альтруизма» стояли такие люди, как Гувер. Но факт оказания помощи иностранными благотворительными организациями населению России был на долгие годы почти полностью забыт. Может быть, хотя бы сейчас мы сумеем по достоинству оценить значение и масштаб помощи Америки нашей стране и Ставрополью в частности, усилия тех, кого называли «аровцы», и кого мы так незаслуженно забыли.
Приложения
Приложение 1
[Соглашение между Правительством РСФСР и Американской администрации помощи]
[20 августа 1921г.]
Принимая во внимание, что некоторые районы России охвачены голодом,
принимая во внимание, что г-н Максим Горький с ведома Российской Социалистической Федеративной Советской Республики обратился через г-на Гувера к американскому народу с призывом об оказании помощи голодающим больным, в особенности детям, в поражённых голодом районах России,
принимая во внимание, что г-н Гувер и американский народ восприняли с большим сочувствием этот призыв русского города, находящегося в бедственном положении, и желают по чисто гуманным соображениям прийти к нему на помощь,
принимая во внимание, что г-н Гувер в своём ответе г-ну Горькому сообщил, что Американская Администрация Помощи могла оказать дополнительную помощь миллиону находящихся в России детей,
между Американской Администрацией Помощи, являющейся неофициальной добровольной американской организацией благотворительного характера, возглавляемой г-ном Гувером в дальнейшем именуемой АРА, и Российской Социалистической Федеративной Республикой, в дальнейшем именуемой Советские Власти, достигнуто соглашение о том, что
АРА будет оказывать русскому народу ту помощь, которая в её силах, с тем, что нижеследующие условия будут приняты и будут выполняться Советскими Властями, которым настоящим заявляют, что имеется нужда в такой помощи со стороны АРА.
Советские власти соглашаются на нижеследующее.
1) АРА может посылать в Россию тот персонал, который она сочтёт необходимым для выполнения своей работы, а Советские Власти гарантируют ему полную свободу и защиту во время пребывания его в России. Как неамериканцы, так и американцы, которые задерживаются в Советской России с 1917г., будут с согласия Советских Властей допускаться на работу.
2) Советские власти по просьбе АРА незамедлительно предоставят упомянутому в п. 1 персоналу возможности для въезда, выезда и передвижения по России по служебным делам и будут снабжать его всеми необходимыми документами, как-то: охранные грамоты, открытые листы и пр. с целью облегчить его передвижение.
3) При найме персонала на месте из числа русских и других лиц АРА будет пользоваться полной свободой выбора, и Советские власти будут по просьбе АРА оказывать ей в этом содействие.
4) После того как АРА сдаст свои грузы помощи в русских портах Петрограда, Мурманска, Архангельска, Новороссийска или в других русских портах, по взаимной договорённости, или в ближайших практически доступных портах в сопредельных странах, по усмотрению АРА, Советские власти будут нести расходы, как ,например, расходы по разгрузке, транспортной обработке, погрузке и перевозке в места расположения внутренних баз, где АРА будет производить свои операции. В случае простоя судов или хранения грузов на складах в упомянутых выше портах, признанных по взаимной договоренности подходящими, расходы, связанные с простоем или хранением, несут Советские власти. Применительно к настоящему соглашению порты Риги, Ревеля, Либавы, Ханко и Гельсингфорса рассматриваются как подходящие порты. В тех случаях, когда советские власти должны будут производить приёмку груза на условиях поставки СИФ, советские представители в соответствующих портах будут уведомляться об этом не позднее как за пять дней.
5) Советские Власти будут за свой счёт предоставлять необходимые склады для хранения грузов в местах расположения внутренних баз, упомянутых в п. 4, и обеспечивать транспортную обработку и перевозку грузов с этих баз в любые другие пункты внутри страны, которые могут быть указанны АРА.
6) При всех упомянутых выше операциях по хранению и перевозки грузов помощи Советские Власти предоставляют АРА те же преимущества, по сравнению с любыми другими грузами, какие предоставляются Советскими Властями своим собственным грузам помощи, обеспечивая при этом надлежащую охрану и конвоирование.
7) Советские Власти обеспечат свободный ввоз и обратный вывоз всех грузов АРА любого рода и дадут гарантию в том, что эти грузы не будут подлежать реквизиции. При реэкспорте грузов АРА будет выплачивать Советским властям понесённые ими в связи с этим грузами расходы.
8) Грузы помощи предназначаются только для детей и больных, определяемых АРА в соответствии с п. 24, и они остаются собственностью АРА, пока не будут фактически использованы этими детьми и больными, среди которых они подлежат распределению от имени АРА.
9) Никто из получающих пайки АРА не должен быть лишен тех местных пайков, которые выдаются остальному местному населению Советские власти гарантируют и принимают все меры для того, чтобы грузы помощи, принадлежащие АРА, использовались не для нужд взрослого населения вообще или для нужд армии, флота или государственных служащих, а лишь для помощи лицам, указанным в п.п. 8 и 24.
11) Советские Власти обязуются возместить АРА в долларах по цене СИФ или в натуре стоимость любых грузов помощи, использованных не по назначению.
12) АРА будет иметь право создавать необходимые организации для выполнения своей работы по оказанию помощи без какого-либо правительственного или иного вмешательства. Центральные или местные органы Советской власти имеют право быть в них представлены.
13) Советские Власти обеспечат:
а) необходимые помещения для кухонь, распределительных пунктов и, по мере возможностей для госпиталей;
б) необходимое топливо, а там, где это возможно, принадлежности для приготовления, распределения и подачи пищи;
в) полную оплату расходов, связанных с местной администрацией помощи, приготовлением и распределением пищи и т.д., самостоятельно или совместно с местными властями. Порядок оплаты имеет быть установлен в дальнейшем;
г) по просьбе АРА тот местный медицинский персонал и ту помощь, удовлетворяющие АРА, поскольку они необходимы для эффективного оказания ее помощи;
д) бесплатное пользование железнодорожными, автомобильным, водным и другими видами транспорта для перевозки груза помощи и того персонала, который потребуется для эффективного контроля за операциями по оказанию помощи. Советские Власти на время деятельности АРА безвозмездно предоставят АРА в исключительное пользование ее персонала и для ее перевозок железнодорожные вагоны, которые АРА может с основанием потребовать.
14) В тех местах, где АРА будет вести свои операции и где свирепствуют эпидемии, Советские Власти дают ей право принимать те меры, которые могут оказаться необходимыми для улучшения санитарных условий, охраны водоснабжения и т.д.
15) Советские Власти безвозмездно представят АРА необходимые служебные помещения, гаражи, склады и т.д. для её операций, а там, где это возможно, отопление, освещение и воду для этих помещений .Кроме того они предоставят в распоряжении АРА надлежащие жилые помещения для персонала АРА во всех местах, где АРА будет вести свои операции. Все упомянутые выше помещения не подлежат захвату или реквизиции. Обыски в упомянутых помещениях могут производиться лишь с ведома и в присутствии лица, возглавляющего операции АРА в России, или его представителя и лишь в случае явного правонарушения, причём производящий обыск окажется необоснованным.
16) Советские Власти безвозмездно предоставят АРА полную свободу и первоочерёдность в пользовании радио, телеграфом, телефоном, почтовой связью и курьерами в России и передадут АРА там, где это возможно, и при условии согласия подлежащих властей, в полное и безвозмездное распоряжение частные телеграфные и телефонные провода и их обслуживание
17) АРА и ее американским представителям, а также ее курьерам предоставляются обычные дипломатические привилегии в отношении переезда границ
18) АРА будет бесплатно предоставлены бензин и смазочные материалы, необходимые для эксплуатации ее автотранспорта, и обеспечена перевозка этих автотранспортных средств по железным дорогам или иным путём, как это может потребоваться.
19) По просьбе надлежащих органов АРА весь персонал АРА вместе с его оборудованием и запасами будет обеспечиваться свободными от оплаты перевозками по русской территории.
20) АРА будет разрешен ввоз и вывоз без обложения пошлинами и без реквизиции транспортных средств и канцелярского оборудования, необходимых для её персонала и администрации.
21) Советские Власти ознакомят русский народ с целями и методами работы АРА по оказанию помощи с тем, чтобы облегчить быстрое и эффективное развитие таковой, а также будут содействовать предоставлению американскому народу надёжной и аполитичной информации о существующем положении и ходе работы по оказанию помощи, что должно сопровождаться расширению финансовой помощи со стороны Америки.
22) Советские власти принимают на себя все расходы, связанные с операциями по оказанию помощи, за исключением:
а) стоимости грузов помощи в порту
б) прямых расходов американских органов контроля и наблюдения за работой по оказанию помощи в России, за исключением изложенного выше. Советские власти будут вообще оказывать АРА всю ту помощь, которая будет в их силах, с целью содействовать ей в выполнении её гуманной деятельности по оказанию помощи.
АРА соглашается:
23) В пределах возможности и имеющихся ресурсов немедленно после создания надлежащей организации приступить к снабжению пищей, одеждой и медицинской помощью больных и особенно детей установленного АРА возраста.
24) Помощь больным и детям будет оказываться независимо от их расы, религии или социального и политического положения.
25) Персонал АРА в России будет строго ограничиваться представлением помощи и не будет заниматься какой-либо коммерческой или политической деятельностью. Имея в виду п. 1 и то, что американский персонал в России не подлежит личному обыску, аресту и задержанию, любые лица из числа упомянутого персонала, нарушающие это положение, будут по просьбе центральных Советских Властей отозваны или уволены со службы. Центральные Советские Власти будут представлять руководителю АРА соображения, послужившие основанием для такого рода просьб, и имеющиеся в их распоряжении доказательства.
26) АРА будет проводить свои операции там, где она сочтёт, что её помощь может быть предоставлена наиболее действенно и может привести наилучшие результаты. Её главной задачей является оказание помощи в пораженные голодом районах Поволжья.
27) АРА не будет ввозить в своих грузах помощи алкоголя и соглашается на таможенный досмотр импортируемых ею грузов помощи в пунктах, устанавливаемых по взаимному соглашению.
Поскольку Советские Власти согласились с тем, что непременным условием любой помощи со стороны американского народа является освобождение всех американцев, задерживаемых в России, и облегчение выезда из России для всех желающих покинуть ее американцев, АРА оговаривает свое право приостановить на время или прекратить всю свою работу по оказанию помощи России в том случае, если Советские Власти не выполнят целиком этого основного условия или какого-либо из условий, установленных в изложенном выше соглашении. Советские власти равным образом оговаривают своё право аннулировать настоящее соглашение в том случае, если АРА не выполнит какого-либо из изложенных выше пунктов.
Совершено в Риге двадцатого августа тысяча девятьсот двадцать первого года.
По уполномочию Совета Народных Комиссаров
Российской Социалистической Федеративной
Советской Республики
Максим Литвинов,
Заместитель Народного Комиссара
По Иностранным Делам
По уполномочию Американской Администрации Помощи
Уолтер Лайман Браун,
Директор для Европы
Приложение 2
[Иллюстрации]
Такими представлялись благодарственное письмо от Редкая статья АРА Большевики в Америке польских детей Америки в провинциальной Прессе (Саратов)
Герберт Гувер
Карта продовольственных поставок АРА в Европе и Советской России
Анкета русского сотрудника АРА Сотрудники Американской Помощи кормят детей
Список источников и литературы
6. энциклопедические издания
6.1. Американа. Англо-русский страноведческий словарь. Смоленск, 1996.
6.2. Большая Советская энциклопедия. Т. 3. М., 1926.
6.3. Большая Советская энциклопедия. Изд. 3-е. Т. 1. М., 1970.
6.4. Большой энциклопедический словарь. Изд. 2-е. М., 2002.
7. литература на иностранных языках
7.1. Fisher H. The Famine in the Soviet Russia. The Operations of the American Relief Administration. N.-Y., 1971. (1st ed., 1927.).
7.2. Patenaude B.M. The Big Show in Bololand. The American Relief Expedition to Soviet Russia in the Famine of 1921. Stanford, 2002.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Учет и анализ доходов и расходов организации |
Курсовая работа | Конкурентоспособность товара |
Курсовая работа | Курсовая работа по кормопроизводству |
Курсовая работа | `Картофельная запеканка ` |
Курсовая работа | Понятие и типы денежных систем. Денежная система Республики Беларусь |
Курсовая работа | Особенности бюджетного финансирования |
Курсовая работа | Влияние дидактических игр на процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста |
Курсовая работа | Анализ финансовых результатов сельскохозяйственного предприятия СПК "Звениговский" |
Курсовая работа | Финансы коммерческих организаций |
Курсовая работа | Банковская система и ее роль в экономике. |
Курсовая работа | Бизнес планирование |
Курсовая работа | Анализ финансово-хозяйственной деятельности фирмы "Лойтер" |
Курсовая работа | Понятие и характеристика соучастия в преступлении |
Курсовая работа | Планування та організація діяльності аграрного підприємства |
Курсовая работа | Способы обеспечения законности в государственном управлении |