ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНтСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Уфимский институт (филиал) российского государственного торгово-экономического университета
Реферат по физкультуре
На тему: «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ»
Выполнила: студентка
Финансы и кредит 3.1
Гарифуллина С.А.
Уфа 2006
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ
Понятие «культура» можно определить как степень раскрытия потенциальных возможностей личности в различных областях деятельнос-ти. Культура представлена в результатах материальной и духовной деятельности человека; он познает культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, действует в социальной среде как носитель культурных ценностей, создает новые ценности, необходимые для развития культуры последующих поколений.
Физическая культура и спорт как социальные феномены
Физическая культура -- часть общечеловеческой культуры
Физическая культура -- органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развива-ются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятель-ность.
В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяю-щих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспо-собность.
Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, меди-цинское обеспечение. К вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурино-спортивной деятельности, и др. И развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно -показательные выступ-ления и др.).
Результатом деятельности в физической культуре является физи-ческая подготовленность и степень совершенства двигательных уме-ний и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортив-ные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное раз-витие.
Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по ис-пользованию, распространению и приумножению ценностей физичес-кой культуры.
Спорт -- явление культурной жизни
Спорт -- часть физической культуры. В нем человек стре-мится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрели-ще, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт -- это собственно соревновательная деятельность и специаль-ная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психичес-ких и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спор-тивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом стано-вятся физической и духовной необходимостью.
Компоненты физической культуры
Физическое воспитание. Включенное в систему образова-ния и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характери-зует основу физической подготовленности людей -- приобретение фонда жизненно важных двигательных умении и навыков, разносто-роннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движении, система гимнастических упражнении и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность ко-ординировать их в разных сочетаниях; система упражнений для раци-онального использования сил при перемещениях в пространстве (ос-новные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.).
Физическое развитие -- это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, ок-ружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, лов-кость и др.).
Физическое развитие управляемо. С помощью физических упраж-нений, различных видов спорта, рационального питания, режима груда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приве-денные выше показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем физическое развитие мере обусловлено и законами наследственности, которые необходимо учитывать как факторы благоприятствующие или наоборот препятствующие физическому совершенствованию человека. Процесс физического развития подчиняется также закону возраст-ной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью управления им можно только с учетом особенностей и возможностей ор-ганизма в различные возрастные периоды: становления и роста, наи-высшего развития форм и функций, старения. Кроме того, физическое развитие связано с законом единства ор-ганизма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе и географической среды. Поэтому при выборе средств и методов физического воспитания необходимо учитывать влияние указанных за-конов.
Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие.
Благодаря профессионально-прикладной физической культуре со-здаются предпосылки для успешного овладения той или иной профессией и эффективного выполнения работы. На производстве это вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др. Содержание и состав средств профессионально-прикладной физической культуры, порядок их применения определяются особенностями трудового процесса. В условиях воинской службы она приобретает черты военно-профессиональной физической культуры.
Оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие уп-ражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утом-ление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др., а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.
Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеничес-кую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические
упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками)г и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздорови-тельные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности. Ее следует рассматривать как компонент здорового образа жизни. Она особенно эффек-ивна в сочетании с другими компонентами физической культуры и прежде всего с базовой.
В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена -- распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.
Физическая культура в структуре профессионального образования
Физическая культура -- основа социально-культурного бытия индивида, основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры. Как интегрированный результат воспитания и профессиональной подготовки она проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности и предстает в единстве знаний, убеждений, ценностных ориентации и в их практическом воплощении.
Физическая культура выступает как интегральное качество личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования. Она характеризует свободное, сознательное самоопределение личности, которая на разных этапах жизненного развития из множества ценностей избирает, осваивает те, которые для нее наиболее, значимы.
Физическая культура студента
Мотивационно-ценностный компонент отражает активно положи-тельное эмоциональное отношение к физической культуре, сформиро-ванную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личнос-ти, познавательную и практическую деятельность по овладению цен-ностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.
Кругозор личности в сфере физической культуры определяют зна-ния. Их можно разделить на теоретические, методические и практи-ческие. Теоретические знания охватывают историю развития физичес-кой культуры, закономерности работы организма человека в двига-тельной деятельности и выполнения двигательных действий, физичес-кого самовоспитания и самосовершенствования. Эти знания необхо-димы для объяснения и связаны с вопросом «почему?» Методические знания обеспечивают возможность получить ответ на вопрос: «как ис-пользовать теоретические знания на практике, как самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в сфере физической куль-туры?» Практические знания характеризуют ответ на вопрос: «как эффективно выполнять то или иное физическое упражнение, двигатель-ное действие?»
Знания необходимы для самопознания личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Прежде всего это относится к самосознанию, т.е. осознанию себя как личности, осознанию своих ин-тересов, стремлений, переживаний. Переживание различных эмоций, сопровождающих самопознание, формирует отношение к себе и обра-зует самооценку личности. Она имеет две стороны -- содержательную (знания) и эмоциональную (отношение). Знания о себе соотносятся со знаниями о других и с идеалом. В результате выносится суждение, что у индивида лучше, а что хуже, чем у других, и как соответствовать идеалу. Таким образом, самооценка -- это результат сравнительного познания себя, а не просто констатация наличных возможностей. В связи с самооценкой возникают такие личностные качества, как само-уважение, тщеславие, честолюбие. Самооценка имеет ряд функций: сравнительного познания себя (чего я стою); прогностическая (что я могу); регулятивная (что я должен делать, чтобы не потерять самоува-жение, иметь душевный комфорт). Студент ставит перед собой цели определенной трудности, т.е. имеет определенный уровень притяза-ний, который должен быть адекватным его реальным возможностям. Если уровень притязаний занижен, то это может сковывать инициати-ву и активность личности в физическом совершенствований; завышенный уровень может привести к разочарованию в занятиях, потере веры в свои силы.
Убеждения определяют направленность оценок и взглядов личнос-ти в сфере физической культуры, побуждают ее активность, становят-ся принципами ее поведения. Они отражают мировоззрение студента и придают его поступкам особую значимость и направленность.
Потребности в физической культуре -- главная побудительная, на-правляющая и регулирующая сила поведения личности. Они имеют широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоут-верждении, укреплении позиций своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных заня-тий, в комфорте и др. Потребности тесно связаны с эмоциями -- переживаниями, ощуще-ниями приятного и неприятного, удовольствия или неудовольствия. Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радость, счастье), неудовлетворение -- отрицательными (отчаяние, разочарование, печаль). Человек обычно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции.
Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявле-ние активности. Можно выделить следующие мотивы:
¦ физического совершенствования, связанный со стремлением ус-корить темпы собственного развития, занять достойное место в своем окружении, добиться признания, уважения;
¦ дружеской солидарности, продиктованный желанием быть вмес-те с друзьями, общаться, сотрудничать с ними;
¦ долженствования, связанный с необходимостью посещать заня-тия по физической культуре, выполнять требования учебной про-граммы;
¦ соперничества, характеризующий стремление выделиться, само-утвердиться в своей среде, добиться авторитета, поднять свой престиж, быть первым, достичь как можно большего;
¦ подражания, связанный со стремлением быть похожим на тех, кто достиг определенных успехов в физкультурно-спортивной дея-тельности или обладает особыми качествами и достоинствами, приобретенными в результате занятий;
¦ спортивный, определяющий стремление добиться каких-либо значительных результатов;
¦ процессуальный, при котором внимание сосредоточено не на ре-зультате деятельности, а на самом процессе занятий;
¦ игровой, выступающий средством развлечения, нервной разряд-ки, отдыха;
¦ комфортности, определяющий желание заниматься физическими упражнениями в благоприятных условиях, и др.
В побуждении студентов к занятиям физической культурой и спор-том важны и интересы. Они отражают избирательное отношение че-ловека к объекту, обладающему значимостью и эмоциональной при-влекательностью. Когда уровень осознания интереса невысок, преоб-ладает эмоциональная привлекательность. Чем выше этот уровень, тем большую роль играет объективная значимость. В интересе отра-жаются потребности человека и средства их удовлетворения. Если по-требность вызывает желание обладать предметом, то интерес -- позна-комиться с ним.
В структуре интереса различают эмоциональный компонент, по-знавательный и поведенческий компоненты. Первый связан с тем, что человек по отношению к объекту или деятельности всегда испытывает какие-либо чувства. Его показателями могут быть: удовольствие, удов-летворенность, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я и др. Второй компонент связан с осознанием свойств объекта, пониманием его пригодности для удов-летворения потребностей, а также с поиском и подбором средств, не-обходимых для удовлетворения возникшей потребности. Его показа-телями могут быть: убежденность в необходимости занятий физичес-кой культурой и спортом, осознание индивидуальной необходимости занятий; определенный уровень знаний; стремление к познанию и др. В поведенческом компоненте отражаются мотивы и цели деятельности, а также рациональные способы удовлетворения потребности. В за-висимости от активности поведенческого компонента и интересы могут быть реализованными и нереализованными. Свободный выбор физкультурно-спортивных занятий свидетельствует о наличии у чело-века осознанного, активного интереса.
Интересы обычно возникают на основе тех мотивов и целей физкультурно-спортивной деятельности, которые связаны:
¦ с удовлетворением процессом занятий (динамичность, эмоцио-нальность, новизна, разнообразие, общение и др.);
¦ с результатами занятий (приобретение новых знаний, умений и навыков, овладение разнообразными двигательными действия-ми, испытание себя, улучшение результата и др.);
¦ с перспективой занятий (физическое совершенство и гармонич-ное развитие, воспитание личностных качеств, укрепление здоро-вья, повышение спортивной квалификации и др.).
Если же человек не имеет определенных целей в физкультурно-спортивной деятельности, то он не проявляет интереса к ней.
Отношения задают предметную ориентацию, определяют социаль-ную и личностную значимость физической культуры в жизни. Выде-ляют активно-положительное, пассивно-положительное, индиффе-рентное, пассивно-отрицательное и активно-отрицательное отноше-ния. При активно-положительном отношении ярко выражены физкультурно-спортивная заинтересованность и целеустремленность, глубокая мотивация, ясность целей, устойчивость интересов, регуляр-ность занятий, участие в соревнованиях, активность и инициативность в организации и проведении физкультурно-спортивных мероприятий.
Пассивно-положительное отношение отличается расплывчатыми мотивами, неясностью и неконкретностью целей, аморфностью и не-устойчивостью интересов, эпизодическим участием в физкультурно-спортивных мероприятиях. Индифферентное отношение -- это без-различие и безучастность, мотивация в этом случае противоречива, цели и интересы к физкультурно-спортивной деятельности отсутству-ют. Пассивно-отрицательное отношение связано со скрытым негати-визмом части людей к физической культуре и спорту, они для таких лиц не имеют никакого значения. Активно отрицательное отношение проявляется в открытой неприязни, откровенном сопротивлении за-нятиям физическими упражнениями, которые для таких лиц не имеют никакой ценности.
Ценностные ориентации выражают совокупность отношений лич-ности к физической культуре в жизни и профессиональной деятель-ности.
Эмоции -- важнейший компонент ценностных ориентации, наибо-лее глубоко характеризующий их содержание и сущность. С помощью эмоций выражаются: удовольствие, удовлетворение, величина потреб-ности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я. В связи с тем что эмоции имеют различную степень выраженности, длительность протекания и осознанность причины их проявления, можно выделить: настроения (слабо выраженные устойчивые эмоци-ональные состояния); страсть (быстро возникающее, стойкое и силь-1 roe чувство, например к спорту); аффект (быстро возникающее крат-ковременное эмоциональное состояние, вызванное особо значимым раздражителем и всегда бурно проявляемое, например при победе) эмоции обладают свойством заразительности, что очень важно при за-нятиях физкультурно-спортивной деятельностью.
Волевые усилия регулируют поведение и деятельность личности в соответствии с поставленными целями, принятыми решениями. Воле-вая активность определяется силой мотива: если я очень хочу достичь цели, то буду проявлять и более интенсивное, и более длительное во-левое усилие. Волевое усилие направляется разумом, моральным чув-ством, нравственными убеждениями. Физкультурно-спортивная дея-тельность развивает волевые качества: упорство в достижении цели, которое проявляется через терпеливость и настойчивость, т.е. стрем-ление достичь отдаленную во времени цель, несмотря на возникающие препятствия и трудности; самообладание, под которым понимают сме-лость, как способность выполнить задание, несмотря на возникающее чувство боязни, страха; сдержанность (выдержка) как способность по-давлять импульсивные, малообдуманные, эмоциональные реакции; со-бранность (сосредоточенность) как способность концентрировать вни-мание на выполняемом задании несмотря на возникающие помехи. К волевым качествам относятся решительность, характеризуемая мини-мальным временем принятия решения в значимой для человека ситуа-ции, и инициативность, которая определяется взятием на себя ответ-ственности за принимаемое решение.
Таким образом, в процессе физического воспитания осуществляет-ся воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о физи-ческой культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, ценностных ориентации, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеж-дений.
Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования
Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготов-ленность, физически совершенствуется. Физическое совершенство от-ражает такую степень физических возможное гей личности, ее пласти-ческой свободы, которые позволяют ей наиболее полно реализовать свои сущностные силы, успешно принимать участие в необходимых обществу и желательных для нее видах социально-трудовой деятель-ности, усиливают ее адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи. Степень физического совершенства определяется тем, насколько прочную основу оно представляет для дальнейшего развития, в какой мере оно «открыто» новым качественным изменениям и создает условия для перевода личности в иное, более совершен-ное качество.
Физическое совершенствование правомерно рассматривать как ди-намическое состояние, характеризующее стремление личности к це-лостному развитию посредством избранного вида спорта или физкультурно-спортивной деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующий ее многофункциональным и социально-психологическим особенностям, раскрытию и развитию ее индивидуальности. Вот почему физическое совершенство является не просто желаемым качеством будущего специалиста, а не-обходимым элементом его личностной структуры.
Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты -- один их эффективных механизмов слияния общественно-го и личного интересов, формирования общественно необходимых ин-дивидуальных потребностей. Ее специфическим ядром являются от-ношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обо-гащающие ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личнос-ти и превращение ее сущностных сил во внешний результат. Целост-ный характер такой деятельности делает ее мощным средством по-вышения социальной активности личности.
Физическая культура личности проявляет себя в трех основных на-правлениях. Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отра-жает направленность личности «на себя», что обусловлено ее социаль-ным и духовным опытом, обеспечивает ее стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию. Во-вторых, физичес-кая культура -- основа самодеятельного, инициативного самовыраже-ния будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда. В-третьих, она отражает творчество личнос-ти, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, т.е. на других». Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельнос-ти, тем богаче становится пространство ее субъективных проявлений.
Профессиональная направленность физического воспитания
Профессиональная направленность физической культуры -- это основа, объединяющая все остальные ее компоненты.
Критериями, по которым можно судить о сформированности физической культуры личности, выступают объективные и субъективные показатели. Опираясь на них, можно выявить существенные свойства и меру проявления физической культуры в деятельности. К ним относятся:
¦ степень сформированности потребности в физической культуре и способы ее удовлетворения;
¦ интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельнос-ти (затрачиваемое время, регулярность);
¦ характер сложности и творческий уровень этой деятельности;
¦ выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявле-ний личности в физкультурно-спортивной деятельности (само-стоятельность, настойчивость, целеустремленность, самооблада-ние, коллективизм, патриотизм, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность);
¦ степень удовлетворенности и отношение к выполняемой деятель-ности;
¦ проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразова-ния, самовоспитания и самосовершенствования в физической культуре;
¦ уровень физического совершенства и отношение к нему;
¦ владение средствами, методами, умениями и навыками, необхо-димыми для физического совершенствования;
¦ системность, глубина и гибкость усвоения научно-практических знаний по физической культуре для творческого использования в практике физкультурно-спортивной деятельности;
¦ широта диапазона и регулярность использования знаний, уме-ний, навыков и опыта физкультурно-спортивной деятельности в организации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональ-ной деятельности.
Таким образом, о сформированности физической культуры лич-ности можно судить по тому, как и в какой конкретной форме прояв-ляются личностные отношения к физической культуре, ее ценностям. Сложная система потребностей личности, ее способностей предстает здесь как мера освоения физической культуры общества и мера твор-ческого самовыражения в ней.
В соответствии с критериями можно выделить ряд уровней прояв-ления физической культуры личности.
Предноминальный уровень складывается стихийно. Причины его лежат в сфере сознания в отношении студентов и связаны с неудовле-творенностью предлагаемой педагогами программой, содержанием за-нятий и внеучебной деятельности, ее смысловым и общекультурным потенциалом; осложненными межличностными отношениями с педа-гогом. У студентов отсутствует потребность в познавательной актив-ности, а знания проявляются на уровне знакомства с учебным матери-алом. Отрицается связь физической культуры со становлением личности будущего специалиста и процессом его профессиональной под-готовки. В мотивационной сфере доминирует негативная или индиф-ферентная установка. На учебных занятиях такие студенты пассивны, сферу внеучебной деятельности отвергают. Уровень их физических возможностей может быть различным.
Номинальный уровень характеризуется индифферентным отноше-нием студентов к физической культуре и спонтанным использованием ее отдельных средств и методов под влиянием товарищей по учебной группе, досугу, эмоционального впечатления от спортивного зрелища, теле- или киноинформации. Знания ограничены, бессистемны; смысл занятий видится лишь в укреплении здоровья, частично в физическом развитии. Практические умения ограничены простейшими элемента-ми -- утренняя зарядка (эпизодически), отдельные виды закаливания, активный отдых; направленность -- личная. Иногда студенты этого уровня могут принимать участие в некоторых видах физкультурно-спортивной деятельности репродуктивного характера по просьбе педа-гога. Уровень здоровья и физической подготовленности таких студен-тов имеет широкий диапазон. В послевузовском периоде они не про-являют инициативы в заботе о своем-здоровье, физическом состоянии.
В основе потенциального уровня -- положительно осознанное отно-шение студентов к физической культуре в целях самосовершенствова-ния и профессиональной деятельности. Они имеют необходимые зна-ния, убеждения, практические умения и навыки, позволяющие грамот-но выполнять разнообразную физкультурно-спортивную деятельность под контролем и при консультативной помощи педагогов и опытных товарищей. Познавательная активность проявляется как в сфере спортив-ных зрелищ, так и в освоении научно-популярной литературы.
Направленность «на себя». Большое значение придают эмоцио-нальному общению и самовыражению в процессе занятий. Использу-ют частичное физическое самовоспитание, руководствуясь личными мотивами. Проявляют активность в общественной физкультурной де-ятельности лишь при побуждении извне (педагоги, общественность, деканат). После окончания вуза проявляют физкультурно-спортив-ную активность, лишь попадая в благоприятную среду.
Творческий уровень характерен для студентов, убежденных в цен-ностной значимости и необходимости использовать физическую культуру для развития и реализации возможностей личности. Этим студентам присуща основательность знаний по физической культуре, они владеют умениями и навыками физического самосовершенствования, организации здорового образа жизни, использования средств физичес-кой культуры для реабилитации при высоких нервно-эмоциональных нагрузках и после перенесенных заболеваний; они творчески внедряют физическую культуру в профессиональную деятельность, в семей-ную жизнь. После окончания вуза проявляют инициативу самодея-тельности во многих сферах жизнедеятельности.
Границы выделенных уровней подвижны. Они свидетельствуют о наличии противоречий, основным из которых является несоответст-вие между современными требованиями к профессионально-личност-ному развитию будущего специалиста и его реальным уровнем. А это является движущей силой развития его физической культуры.
Организационно-правовые основы физической культуры и спорта
Высокая социально-экономическая значимость физичес-кой культуры и спорта потребовала создать для этой сферы жизнедея-тельности законодательные основы. Президентом Российской Феде-рации 27 апреля 1993 г. были подписаны «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте». Этот доку-мент направлен на то, чтобы обеспечить всестороннее развитие чело-века, утвердить здоровый образ жизни, сформировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, создать условия для занятий любыми видами физической культуры и спорта, организации профессионально-прикладной подготовки, профилактики заболева-ний, вредных привычек и правонарушений. Гарантируются права граждан заниматься физической культурой и спортом (в том числе спортом как профессией), объединяться в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, клубы и иные объединения. Государство признает и поддерживает Олимпий-ское движение в России, его деятельность координируется Олимпий-ским комитетом, который является неправительственной независимой организацией и официально представляет Россию во всех мероприя-тиях, проводимых Международным Олимпийским комитетом.
Система физической культуры направлена на то, чтобы организо-вать физическое воспитание населения с учетом интересов каждого человека, требований производства, образования и культуры народов Российской Федерации. Система существует в государственных и об-щественных формах деятельности. Физическое воспитание в образо-вательных учебных заведениях и дошкольных учреждениях происхо-дит на основе государственных образовательных программ (не менее пяти часов в неделю), также используется внеучебная физкультурно-оздоровительная и спортивная работа. С обучающимися, имеющими отклонения в развитии, занятия проводятся в рамках индивидуальной
программы реабилитации. В физическом воспитании населения при-нимают участие учреждения дополнительного образования: спортив-ные школы, секции, клубы и другие внешкольные и внеучебные физ-культурно-оздоровительные и спортивные организации.
Администрации учреждений, организаций, предприятий и объеди-нений обязаны создавать работникам условия для реализации их права на занятия физической культурой, включая реабилитационные, профессионально-прикладные занятия в режиме рабочего дня, послетрудовое восстановление, профилактические занятия, спортивно-мас-совую работу, спортивно-оздоровительный туризм. Муниципальные органы создают условия для занятий физической культурой по месту жительства и в местах массового отдыха. Администрация санаторно-курортных учреждений, домов отдыха и туристских баз обязана создавать условия для использования в процессе отдыха и лечения различ-ных компонентов физической культуры в целях укрепления здоровья отдыхающих, профилактики и лечения заболеваний. Физическая под-готовка военнослужащих и личного состава правоохранительных ор-ганов должна обеспечить выполнение ими воинского долга и основ-ных служебных обязанностей. Командованием создаются необходи-мые для этого условия. Развитие физической культуры и спорта среди инвалидов направ-лено на повышение их двигательной активности. Это непременное условие их всесторонней реабилитации и социальной адаптации. Этим снимаются образовательные учреждения, учреждения здравоохране-ния, социального обеспечения и организации физической культуры и спорта.
Органы управления здравоохранением (государственные, на пред-приятиях, в учреждениях) используют физическую культуру как средство профилактики и лечения заболеваний; осуществляют врачебный контроль за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, в том числе спортивно-оздоровительным туризмом; организуют и проводят подготовку и повышение квалификации специалистов здравоохранения, создают центры и пункты оздоровления и реабилитации ( средствами физической культуры, диагностико-консультационные пункты и кабинеты, врачебно-физкультурные диспансеры.
Работники физической культуры и спорта обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий, не наносить пред здоровью и ущерб чести и достоинству участников и зрителей, не проявлять жестокости и насилия.
Чтобы подготовить спортсменов высокого класса, создаются специализированные организации (государственные, муниципальные, негосударственные, в том числе частные и общественные). Граждане имеют право заниматься профессиональным спортом в качестве спортсменов или судей. Нельзя использовать с целью достижения спортивных результатов приемы, способы и средства, запрещенные в спорте регламентирующими документами, утвержденными спортив-ными организациями и объединениями.
К профессиональной педагогической деятельности в области физи-ческой культуры и спорта допускаются лица, имеющие документ ус-тановленного образца о профессиональном образовании по специаль-ности, выданный образовательным учреждением, или разрешение, вы-данное государственным органом управления физической культурой и спортом. К профессиональной деятельности в области лечебной фи-зической культуры допускаются лица, имеющие профессиональное образование по специальности «Физическая культура и спорт» или медицинское образование.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении
В соответствии с государственным образовательным стан-дартом высшего профессионального образования физическая культу-ра с 1994 г. объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного об-разовательного цикла.
Гуманитарные знания дают возможность преодолеть технократи-ческое и узкопрофессиональное мышление будущего специалиста, воспитывают духовно богатую личность, обладающую развитым чув-ством социально-профессиональной и нравственной ответственности. Системная и целенаправленная гуманитарная подготовка и форми-руемая в ее процессе личностная культура студента определяют свой-ства его адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и иници-ативности как будущего специалиста, закладывая тем самым основы его высокого профессионализма.
Гуманитарная значимость физической культуры
Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную лич-ность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизиро-вать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здо-ровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространст-ва вуза. Гуманитаризация образования в сфере физической культуры означает его очеловечивание, выдвижение личности студента в каче-стве главной ценности педагогического процесса.
Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и твор-ческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разре-шать противоречия между природой и производством, трудом и отды-хом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включен-ность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.
Физическая культура выступает как социокультурный слой прак-тики, направленной на освоение природных сил студентов и опосре-дованных их культурным отношением к своим физическим возмож-ностям. Развитие физических способностей студента рассматривается в рамках процесса воспитания как развитие элементов культуры, осо-бых личностных качеств. Гуманитаризация образовательного процес-са подчеркивает огромную роль образованности личности, ее самоцен-ность. Лишь при этом она может достигать такого состояния, при ко-тором становятся возможными и необходимыми социальные и инди-видуальные процессы саморазвития, самовоспитания, самосовершен-ствования, самоуправления, самоопределения. Они отражают наибо-лее действенные и долговременные результаты образования по физи-ческой культуре.
Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре
Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые обществу и личности в качестве средств удов-летворения потребностей. Они формируются в процессе усвоения личностью социального опыта и отражаются в ее целях, убеждениях, идеалах, интересах. В них отражены представления студентов, о желаемом. В формировании определенных ценностей, способных удовлетворить потребности студентов, проявляется единство физического, психического и социального развития личности.
В сфере физической культуры ценности по качественному крите-рию могут быть представлены как:
¦ материальные (условия занятий, качество спортивной экипиров-ки, льготы со стороны общества);
¦ физические (здоровье, телосложение, двигательные умения и на-выки, физические качества, физическая подготовленность);
¦ социально-психологические (отдых, развлечение, удовольствие, трудолюбие, навыки поведения в коллективе, чувства долга, чести, совести, благородства, средства воспитания и социализа-ции, рекорды, победы, традиции);
¦ психические (эмоциональные переживания, черты характера, свойства и качества личности, творческие задатки);
¦ культурные (познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качест-ва, общение, авторитет).
Ценностные ориентации студентов рассматриваются как способы, с помощью которых дифференцируют объекты физической культуры по их значимости. В структуре физкультурно-спортивной деятель-ности ценностные ориентации тесно связаны с эмоциональными, по-знавательными и волевыми ее сторонами; образующими содержа-тельную направленность личности. Характер же направленности в самой деятельности чаще зависит от того, какой личностный смысл имеет система тех или иных ценностей, определяющая действенность отношений индивида к тем объектам, ради которых эта деятельность осуществляется. Одни объекты могут вызывать эмоциональную (чув-ственную), другие -- познавательную, третьи -- поведенческую ак-тивность.
Исследования М.А. Арвисто позволили выделить три ранга цен-ностных ориентации студентов в физкультурно-спортивной деятель-ности. Ценностные ориентации представлены с точки зрения различных компонентов регуляции деятельности. Эмоциональный компонент основывается на привлекательности, а рациональный на полезности, они дополняют друг друга и деятельность регулируют вместе, хотя между ними существует определенное несоответствие. Данные таблицы показывают, что ценности, связанные с физическим Я (физические качества, здоровье, телосложение), с функциональным содержанием деятельности (высокая подвижность, физические на-грузки, эмоциональные переживания), с актуализацией (успех, само-выражение, самоутверждение), с морально-волевыми качествами (воля, настойчивость), с чувством долга, составляют главный ранг. Поэтому в физкультурно-спортивной деятельности этим ценностям необходимо уделять особое внимание, чтобы не ослабевала ориента-ция на эту деятельность.
Основы организации физического воспитания в вузе
Физическая культура в вузе выполняет следующие соци-альные функции:
¦ преобразовательно-созидательную, что обеспечивает достижение необходимого уровня физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления ее здоровья, подготов-ку ее к профессиональной деятельности;
¦ интегративно-организационную, характеризующую возможности объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, организа-ции, союзы для совместной физкультурно-спортивной деятель-ности;
¦ проективно-творческую, определяющую возможности физкуль-турно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей;
¦ проективно-прогностическую, позволяющую расширить эруди-цию студентов в сфере физической культуры, активно использо-вать знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотно-сить эту деятельность с профессиональными намерениями;
¦ ценностно-ориентационную. В процессе ее реализации формиру-ются профессионально- и личностно-ценностные ориентации, их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование;
¦ коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культур-ного поведения, общения, взаимодействия участников физкуль-турно-спортивной деятельности, организации содержательного досуга, оказывающую влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и эмоцио-нально-эстетических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия, отвлечение от курения, алкоголя, ток-сикомании;
¦ социализации, в процессе которой происходит включение инди-вида в систему общественных отношений для освоения социо-культурного опыта, формирования социально ценных качеств.
Изучение социальных функций физкультуры в вузе позволит глуб-же понять содержание учебной дисциплины «Физическая культура», зафиксированной в примерной программе для вузов в соответствии с государственным образовательным стандартом. Примерной она назва-на потому, что отражает только требования «Стандарта», но в каждом вузе может быть расширена и дополнена с учетом регионально-терри-ториальных, социокультурных, климатических факторов, а также осо-бенностей подготовки профессиональных кадров, материально-техни-ческих условий.
Чтобы достичь цели физического воспитания -- сформировать фи-зическую культуру личности, важно решить следующие воспитатель-ные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи:
¦ понимать роль физической культуры в развитии личности и под-готовке ее к профессиональной деятельности;
¦ знать научно-практические основы физической культуры и здо-рового образа жизни;
¦ формировать мотивационно-ценностное отношение студентов к физической культуре, установку на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
¦ овладеть системой практических умений и навыков, обеспечива-ющих сохранение и укрепление здоровья, психическое благопо-лучие, развитие и совершенствование психофизических способ-ностей и свойств личности, самоопределение в физической куль-туре;
¦ обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность, определяющую психофизическую готовность студентов к будущей профессии;
¦ приобрести опыт творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профес-сиональных целей.
Обязательный минимум дисциплины «Физическая культура» включает следующие дидактические единицы, освоение которых пред-усмотрено тематикой теоретического, практического и контрольного учебного материала:
¦ физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;
¦ социально-биологические основы физической культуры;
¦ основы здорового образа и стиля жизни;
¦ оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);
¦ профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Теоретический материал формирует мировоззренческую систему
научно-практических знаний и отношение студентов к физической культуре. Эти знания необходимы, чтобы понимать природные и со-циальные процессы функционирования физической культуры общества и личности, уметь их творчески использовать для профессиональ-но-личностного развития, самосовершенствования, чтобы организовать здоровый стиль жизни при выполнении учебной, профессиональ-ной и социокультурной деятельности. Содержание обязательных лек-ций представлено в настоящем учебнике.
Практический раздел учебного материала состоит из двух подраз-делов: методико-практического и учебно-тренировочного. Первый подраздел обеспечивает операциональное овладение методами и спо-собами физкультурно-спортивной деятельности для достижения лич-ностью учебных, профессиональных и жизненных целей.
Примерная тематика занятий может включать:
¦ методику составления индивидуальных программ физического самовоспитания;
¦ методические основы занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью;
¦ основы методики самомассажа;
¦ методику корригирующей гимнастики для глаз;
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |