Курсовая работа по предмету "Социология и обществознание"


Особенности современного этапа формирования этико-аксиологических оснований социальной работы



Содержание

Введение

1 Научная парадигма новой реальности и проблемы социальной работы

2 Актуальные направления исследования практики социальной работы в современном российском обществе

3 Теория и практика социальной работы: проблемы взаимодействия

4 Основные направления научных исследований в области теории социальной работы

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Этико-аксиологические корни социальной работы в современной техногенной цивилизации лежат в культе потребительских ценностей, в эгоизме человеческого рода. Выход из кризиса видится в освоении новых ценностно-нормативных стратегий, позволяющих повысить ценность социальной работы, преодолеть отчуждение человека от природы, соединить мир природы и мир человека, выработать новое мировоззрение и новую социальную этику.

Социальная этика есть та этика, которая формулирует ценностные предпосылки такого способа человеческой жизнедеятельности, который не ведет к социальной катастрофе.

Необходимо возродить чувство «сопричастности» (К. Юнг) человека к миру природы, восстановить духовно-символическую связь человека друг с другом.

Социальная этика имманентна духу социально-философской мысли: - существуют концептуальные предпосылки и основания, которые делают ее вполне органичной частью интеллектуального движения современности. Это, прежде всего, этика ненасилия Л.Н. Толстого, этика благоговения перед жизнью Альберта Швейцера, метаэтика Джорджа Мура.

Наука и религия - это два столпа, на которых зиждется ценностная ось социальной этики. Тот, кто найдет научную истину о сущности материи и сумеет соединить ее с духовным предназначением человека придет к подлинной социальной этике, которая поможет нам соблюдать надлежащую меру в отношениях с друг с другом.

Аксиология социальной этики охватывает материальные и духовные ценности, природные и человеческие ценности. Конвергенция природных и человеческих ценностей образует аксиологическое ядро социальной этики.

1 Научная парадигма новой реальности и проблемы социальной работы

Последняя треть XX в. знаменуется рождением новой пост-неклассической науки. Причиной тому стали революционные открытия в разных отраслях научного знания, значительно изменившие научную картину мира в целом.

Базисные принципы современного миропонимания:

Новое понимание категорий времени и пространства: согласно теории относительности Эйнштейна, пространство и время не абсолютны (могут претерпевать изменения) и не существуют как независимые реальности, а образуют четырехмерный континуум «пространство -- время».

Принципы целостной картины мира не подчинены логике линейности и иерархии. Простое и сложное могут сосуществовать, не будучи связаны между собой иерархически, развитие сложной системы многоальтернативно (человек имеет дело с «созвездиями возможностей»).

Эволюция -- система закономерных и случайных факторов. Возрос интерес к неустойчивым (неравновесным) динамическим системам, конструктивной роли случая, процессам самоорганизации и самодезорганизации.

Хаос может выступать в качестве самоорганизующего начала системы.

Необратимость и вероятность -- объективные свойства реальности.

В контексте нового миропонимания интенсивно развивается гуманитарное знание: переосмысливаются проблемы индивидуального и социального бытия, характер социальных отношений, в том числе -- отношений по поводу помощи и взаимопомощи, социальной защите и поддержке тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Эту тенденция принципиальных изменений проявляет себя при сравнительном анализе структурных сценариев социальной работы.

В процессе становления общенаучной парадигмы новой реальности видоизменяется и парадигма научного знания в области социальной работы.

Ее существенные характеристики:

сосуществование, «диалог» различных методологических подходов в теории социальной работы (холизм -- индивидуалистский подход);

новое проблемное поле социальной работы -- «пандемическая среда», общности и система поддержки, помощи в этих обстоятельствах;

формы помощи носят не локализованный (социоэкономический, социально-психологический), а макроэкологический характер;

приоритетное развитие комплексно-ориентированных теоретико-практических моделей социальной работы;

- базовое понятие -- «жизненный сценарий личности».

2 Актуальные направления исследования практики социальной работы в современном российском обществе

Приоритетные задачи практики социальной работы:

совершенствование правовой основы системы социальной защиты нетрудоспособных граждан и семей с детьми;

поддержка и помощь наименее защищенных категорий населения в получении ими тех социальных гарантий, которые определяются новыми нормативными документами;

создание информационных центров, ориентированных на систематическое выявление особенностей социального положения нетрудоспособных граждан и семей с детьми;

разработка государственных стандартов социального обслуживания;

паспортизация социальных объектов и социальных служб, включенных в систему оказания социальной помощи населению;

разработка и реализация социальных проектов, программ федерального и регионального значения;

формирование эффективной социальной политики в регионах;

интеграция всех форм и направлений как профессиональной, так и непрофессиональной социальной работы в единую систему;

учет экологической ситуации, складывающейся в различных регионах России, выявление социально-экономических зон, опасных для проживающего в них населения;

совершенствование технологий социальной работы с различными категориями населения и на индивидуальном уровне;

организация рекламы по пропаганде конкретных видов срочной социальной помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

развитие системы подготовки и переподготовки специалистов по социальной работе

3 Теория и практика социальной работы: проблемы взаимодействия

Интеграция теории и практики социальной работы в единую непротиворечивую систему научного знания -- необходимое условие эффективности социальной работы как профессиональной деятельности.

Теория дает описание каких-либо аспектов действительности, объясняет известные факты, указывая на существующие связи, которые лежат в основе этих фактов, предсказывает новые факты. Она предписывает, что следует делать социальным работникам в разных ситуациях при решении проблем клиента. В свою очередь, содержание теории социальной работы и ее основные направления как профессиональной деятельности определяются главным образом социальной практикой.

Тем не менее, возникают определенные трудности в использовании теорий социальной работы на практике. Вероятно, это можно объяснить следующим образом:

многие социальные работники сугубо прагматически подходят к возможностям использования теорий социальной работы в социальной практике, важным критерием их пользы считая немедленный эффект;

определяются существующими традициями социальной помощи населению, инерцией в восприятии инновационных моделей практики;

«удобная» теория может сознательно использоваться конкурирующими социальными структурами с целью контроля за практикой социальной работы;

отдельные теории социальной работы находятся еще на начальном этапе своего становления и существующий понятийный аппарат этой новой отрасли научного знания не позволяет еще объяснить и прогнозировать действия социального работника;

из-за отсутствия достаточного количества профессионально подготовленных социальных работников на практике происходит эклектическое соединение разных теорий, что приводит, порой, к противоположно ожидаемым результатам.

4 Основные направления научных исследований в области теории социальной работы

Можно выделить следующие группы проблем, задающих направленность научным исследованиям в области теории социальной работы:

исследования методологических проблем теории социальной работы (предметно-объектные связи, структура научного знания в области социальной работы, научный статус теории и ее место в общей системе наук);

комплексные исследования социальных проблем различных групп населения, выделенных по половозрастному признаку;

многоаспектное изучение процессов социальных девиаций в обществе (бедность, бездомность, социальное сиротство, безработица, насилие, алкоголизм, наркомания, проституция и т. д.)

разработка технологий профилактики, социальной поддержки и реабилитации лиц и семей, относящихся к «группе социального риска» (малообеспеченные, неполные, многодетные семьи, семьи с асоциальным поведением и педагогической несостоятельностью родителей, юные матери, бродяги, бездомные и т.д.);

междисциплинарные исследования теории и практики социальной работы (социально-экономическая поддержка, медико-социальная, психолого-социальная, социально-педагогическая, социально-правовая, социально-бытовая работа);

исследования в области теории и методики социальной работы в различных сферах жизнедеятельности человека (социальная работа по месту жительства, на производстве, в армии, учреждениях здравоохранения, культуры, в школах и т. д.);

исследования проблем социальной работы в рамках различных ведомств;

исследования в области социального администрирования (разработка социальных программ и проектов, научных основ структуры социальных служб, ее финансирования, кадрового, научно-методического и информационного обеспечения);

исследования проблем профессиональной деятельности и профессионального мастерства специалистов по социальной работе, социальных педагогов и других работников социальных учреждений;

осмысление отечественной практики социальной работы;

исследование мирового опыта социальной работы, анализ механизмов адаптации к условиям российской действительности.

Заключение

В завершении хотелось бы подчеркнуть некоторые важные аспекты, которые были изложены в данной работе.

1) Социальная этика есть та этика, которая формулирует ценностные предпосылки такого способа человеческой жизнедеятельности, который не ведет к социальной катастрофе.

2) Аксиология социальной этики охватывает материальные и духовные ценности, природные и человеческие ценности. Конвергенция природных и человеческих ценностей образует аксиологическое ядро социальной этики.

3) В контексте нового миропонимания интенсивно развивается гуманитарное знание: переосмысливаются проблемы индивидуального и социального бытия, характер социальных отношений, в том числе -- отношений по поводу помощи и взаимопомощи, социальной защите и поддержке тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Эту тенденция принципиальных изменений проявляет себя при сравнительном анализе структурных сценариев социальной работы.

Список использованной литературы

1 Антология социальной работы. В 3-х тт. Сост. М.В.Фирсов. - М., 1994

2 Профессионально-этические нормы социальной работы. - М., 1993

3 Социальная работа./ Под ред. В.И.Курбатова. - Ростов-на-Дону, 1999

4 Теория социальной работы./ Под ред. Е.И.Холостовой. - М., 1999

5 Фирсов М.В. Введение в специальность и профессиональная этика социального работника. - М., 1993

6 Бердяев Н.А. Судьба России. - М., 1990

7 Гумилёв Л.Н. От Руси до России. - М., 1995

8 Медведева Г.П. Этика социальной работы. - М., 2002

9 Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. - М., 1990

10 Милосердие./Под ред. М.П.Мчедлова. - М., 1998

11 Соловьев В.С. Духовные основы жизни.//Собр. Соч. В 10 тт. - М., 1988. Т.2

12 Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990

13 Колков В.В. Социальная безопасность. - М., 1998

14 Медведева Г.П. Этика социальной работы. - М., 2002

15 Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы.// Под ред. А.А.Козлова. - М., 1996

16 Энциклопедия социальной работы. Пер. с англ. В 3-х тт. Т.3. - М., 1993

17 Этика социальной работы: принципы и стандарты (принято на общем собрании МФСР)//Российский журнал социальной работы. - 1995, № 2

18 ербешкина З.А. Этика социального работника.// Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. - М., 1993

19 Лаврененко И.М. Личность и профессиональная деятельность социального работника: международный опыт.// Российский журнал социальной работы. - 1996, № 2

20 Фирсов М.В. Введение в специальность и профессиональная этика социального работника. - М., 1993

21 Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. - М., 1993

22 Шмелева Н.Б. Профессионально-личностное развитие социального работника. - М., 1998

23 Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость, этикет. - М., 1992

24 Основы социальной работы. / Под ред. П.Д. Павленка. - М., 2003

25 Социальная работа./ Под ред. В.И.Курбатова. - Ростов-на-Дону, 1999

26 Станкин М.И. Психология общения. - М., 1996

27 Бербешкина З.А. Этика социального работника// Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. - М.,1993

28 Медведева Г.П. Этика социальной работы. - М., 2002

29 Профессионально-этические нормы социальной работы. - М. , 1993

30 Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы./Под ред. А.А. Козлова. - М., 1993

31 Фирсов М.В. Введение в специальность и профессиональная этика социального работника. - М., 1993

32 Этика социальной работы: принципы и стандарты. // Российский журнал социальной работы. 1995, № 2.

33 Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал социальной работы. 1995, № 1

34 Демидов Н.В. Деловой протокол и этикет. - М., 1994

35 Демидова Т.Е. Профессиональное общение социального работника. - М., 1994

36 Шейнов П.В. Психология и этика делового контакта. - Минск, 1996

37 Шмелева Н.Б. Профессионально-личностное развитие социального работника. - М., 1998

38 Теория социальной работы. / Под ред. Е.И.Холостовой. - М., 1998

39 Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы. - М., 1998

40 Козлов А.А., Иванова Т.Б. Практикум социального работника. Ростов-на-Дону, 2001

41 Колков В.В. Социальная безопасность. - М., 1998

42 Новикова С.С. Методика составления социологической анкеты: Курс практической социологии. - М., 1993




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Порядок и условия заключения брака
Курсовая работа Формирование речи у дошкольников в сюжетно–ролевой игре
Курсовая работа Сущность финансового механизма на предприятии в современных условиях
Курсовая работа Бюджетная система РФ
Курсовая работа Современные подходы к оценке качества сестринской помощи
Курсовая работа Предпринимательство в РФ: сущность, виды и субъекты
Курсовая работа Посредничество в международной деятельности
Курсовая работа Двойные звезды
Курсовая работа Аудит расчетов с покупателями и заказчиками на примере ОАО "Икар"
Курсовая работа Конкурентоспроможність продукції на зовнішньому ринку та шляхи її підвищення на прикладі ВАТ "Київхліб"
Курсовая работа Инвестиционная стратегия и анализ инвестиционных проектов
Курсовая работа Бизнес-план инвестиционного проекта "Производство медицинской техники"
Курсовая работа Исследования групповых форм работы на уроках истории
Курсовая работа Экономика предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса на примере ресторана "Персона"
Курсовая работа Уголовно-правовая характеристика преступлений против половой свободы