Содержание
Введение
1 Научная парадигма новой реальности и проблемы социальной работы
2 Актуальные направления исследования практики социальной работы в современном российском обществе
3 Теория и практика социальной работы: проблемы взаимодействия
4 Основные направления научных исследований в области теории социальной работы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Этико-аксиологические корни социальной работы в современной техногенной цивилизации лежат в культе потребительских ценностей, в эгоизме человеческого рода. Выход из кризиса видится в освоении новых ценностно-нормативных стратегий, позволяющих повысить ценность социальной работы, преодолеть отчуждение человека от природы, соединить мир природы и мир человека, выработать новое мировоззрение и новую социальную этику.
Социальная этика есть та этика, которая формулирует ценностные предпосылки такого способа человеческой жизнедеятельности, который не ведет к социальной катастрофе.
Необходимо возродить чувство «сопричастности» (К. Юнг) человека к миру природы, восстановить духовно-символическую связь человека друг с другом.
Социальная этика имманентна духу социально-философской мысли: - существуют концептуальные предпосылки и основания, которые делают ее вполне органичной частью интеллектуального движения современности. Это, прежде всего, этика ненасилия Л.Н. Толстого, этика благоговения перед жизнью Альберта Швейцера, метаэтика Джорджа Мура.
Наука и религия - это два столпа, на которых зиждется ценностная ось социальной этики. Тот, кто найдет научную истину о сущности материи и сумеет соединить ее с духовным предназначением человека придет к подлинной социальной этике, которая поможет нам соблюдать надлежащую меру в отношениях с друг с другом.
Аксиология социальной этики охватывает материальные и духовные ценности, природные и человеческие ценности. Конвергенция природных и человеческих ценностей образует аксиологическое ядро социальной этики.
1 Научная парадигма новой реальности и проблемы социальной работы
Последняя треть XX в. знаменуется рождением новой пост-неклассической науки. Причиной тому стали революционные открытия в разных отраслях научного знания, значительно изменившие научную картину мира в целом.
Базисные принципы современного миропонимания:
Новое понимание категорий времени и пространства: согласно теории относительности Эйнштейна, пространство и время не абсолютны (могут претерпевать изменения) и не существуют как независимые реальности, а образуют четырехмерный континуум «пространство -- время».
Принципы целостной картины мира не подчинены логике линейности и иерархии. Простое и сложное могут сосуществовать, не будучи связаны между собой иерархически, развитие сложной системы многоальтернативно (человек имеет дело с «созвездиями возможностей»).
Эволюция -- система закономерных и случайных факторов. Возрос интерес к неустойчивым (неравновесным) динамическим системам, конструктивной роли случая, процессам самоорганизации и самодезорганизации.
Хаос может выступать в качестве самоорганизующего начала системы.
Необратимость и вероятность -- объективные свойства реальности.
В контексте нового миропонимания интенсивно развивается гуманитарное знание: переосмысливаются проблемы индивидуального и социального бытия, характер социальных отношений, в том числе -- отношений по поводу помощи и взаимопомощи, социальной защите и поддержке тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Эту тенденция принципиальных изменений проявляет себя при сравнительном анализе структурных сценариев социальной работы.
В процессе становления общенаучной парадигмы новой реальности видоизменяется и парадигма научного знания в области социальной работы.
Ее существенные характеристики:
сосуществование, «диалог» различных методологических подходов в теории социальной работы (холизм -- индивидуалистский подход);
новое проблемное поле социальной работы -- «пандемическая среда», общности и система поддержки, помощи в этих обстоятельствах;
формы помощи носят не локализованный (социоэкономический, социально-психологический), а макроэкологический характер;
приоритетное развитие комплексно-ориентированных теоретико-практических моделей социальной работы;
- базовое понятие -- «жизненный сценарий личности».
2 Актуальные направления исследования практики социальной работы в современном российском обществе
Приоритетные задачи практики социальной работы:
совершенствование правовой основы системы социальной защиты нетрудоспособных граждан и семей с детьми;
поддержка и помощь наименее защищенных категорий населения в получении ими тех социальных гарантий, которые определяются новыми нормативными документами;
создание информационных центров, ориентированных на систематическое выявление особенностей социального положения нетрудоспособных граждан и семей с детьми;
разработка государственных стандартов социального обслуживания;
паспортизация социальных объектов и социальных служб, включенных в систему оказания социальной помощи населению;
разработка и реализация социальных проектов, программ федерального и регионального значения;
формирование эффективной социальной политики в регионах;
интеграция всех форм и направлений как профессиональной, так и непрофессиональной социальной работы в единую систему;
учет экологической ситуации, складывающейся в различных регионах России, выявление социально-экономических зон, опасных для проживающего в них населения;
совершенствование технологий социальной работы с различными категориями населения и на индивидуальном уровне;
организация рекламы по пропаганде конкретных видов срочной социальной помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
развитие системы подготовки и переподготовки специалистов по социальной работе
3 Теория и практика социальной работы: проблемы взаимодействия
Интеграция теории и практики социальной работы в единую непротиворечивую систему научного знания -- необходимое условие эффективности социальной работы как профессиональной деятельности.
Теория дает описание каких-либо аспектов действительности, объясняет известные факты, указывая на существующие связи, которые лежат в основе этих фактов, предсказывает новые факты. Она предписывает, что следует делать социальным работникам в разных ситуациях при решении проблем клиента. В свою очередь, содержание теории социальной работы и ее основные направления как профессиональной деятельности определяются главным образом социальной практикой.
Тем не менее, возникают определенные трудности в использовании теорий социальной работы на практике. Вероятно, это можно объяснить следующим образом:
многие социальные работники сугубо прагматически подходят к возможностям использования теорий социальной работы в социальной практике, важным критерием их пользы считая немедленный эффект;
определяются существующими традициями социальной помощи населению, инерцией в восприятии инновационных моделей практики;
«удобная» теория может сознательно использоваться конкурирующими социальными структурами с целью контроля за практикой социальной работы;
отдельные теории социальной работы находятся еще на начальном этапе своего становления и существующий понятийный аппарат этой новой отрасли научного знания не позволяет еще объяснить и прогнозировать действия социального работника;
из-за отсутствия достаточного количества профессионально подготовленных социальных работников на практике происходит эклектическое соединение разных теорий, что приводит, порой, к противоположно ожидаемым результатам.
4 Основные направления научных исследований в области теории социальной работы
Можно выделить следующие группы проблем, задающих направленность научным исследованиям в области теории социальной работы:
исследования методологических проблем теории социальной работы (предметно-объектные связи, структура научного знания в области социальной работы, научный статус теории и ее место в общей системе наук);
комплексные исследования социальных проблем различных групп населения, выделенных по половозрастному признаку;
многоаспектное изучение процессов социальных девиаций в обществе (бедность, бездомность, социальное сиротство, безработица, насилие, алкоголизм, наркомания, проституция и т. д.)
разработка технологий профилактики, социальной поддержки и реабилитации лиц и семей, относящихся к «группе социального риска» (малообеспеченные, неполные, многодетные семьи, семьи с асоциальным поведением и педагогической несостоятельностью родителей, юные матери, бродяги, бездомные и т.д.);
междисциплинарные исследования теории и практики социальной работы (социально-экономическая поддержка, медико-социальная, психолого-социальная, социально-педагогическая, социально-правовая, социально-бытовая работа);
исследования в области теории и методики социальной работы в различных сферах жизнедеятельности человека (социальная работа по месту жительства, на производстве, в армии, учреждениях здравоохранения, культуры, в школах и т. д.);
исследования проблем социальной работы в рамках различных ведомств;
исследования в области социального администрирования (разработка социальных программ и проектов, научных основ структуры социальных служб, ее финансирования, кадрового, научно-методического и информационного обеспечения);
исследования проблем профессиональной деятельности и профессионального мастерства специалистов по социальной работе, социальных педагогов и других работников социальных учреждений;
осмысление отечественной практики социальной работы;
исследование мирового опыта социальной работы, анализ механизмов адаптации к условиям российской действительности.
Заключение
В завершении хотелось бы подчеркнуть некоторые важные аспекты, которые были изложены в данной работе.
1) Социальная этика есть та этика, которая формулирует ценностные предпосылки такого способа человеческой жизнедеятельности, который не ведет к социальной катастрофе.
2) Аксиология социальной этики охватывает материальные и духовные ценности, природные и человеческие ценности. Конвергенция природных и человеческих ценностей образует аксиологическое ядро социальной этики.
3) В контексте нового миропонимания интенсивно развивается гуманитарное знание: переосмысливаются проблемы индивидуального и социального бытия, характер социальных отношений, в том числе -- отношений по поводу помощи и взаимопомощи, социальной защите и поддержке тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Эту тенденция принципиальных изменений проявляет себя при сравнительном анализе структурных сценариев социальной работы.
Список использованной литературы
1 Антология социальной работы. В 3-х тт. Сост. М.В.Фирсов. - М., 1994
2 Профессионально-этические нормы социальной работы. - М., 1993
3 Социальная работа./ Под ред. В.И.Курбатова. - Ростов-на-Дону, 1999
4 Теория социальной работы./ Под ред. Е.И.Холостовой. - М., 1999
5 Фирсов М.В. Введение в специальность и профессиональная этика социального работника. - М., 1993
6 Бердяев Н.А. Судьба России. - М., 1990
7 Гумилёв Л.Н. От Руси до России. - М., 1995
8 Медведева Г.П. Этика социальной работы. - М., 2002
9 Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. - М., 1990
10 Милосердие./Под ред. М.П.Мчедлова. - М., 1998
11 Соловьев В.С. Духовные основы жизни.//Собр. Соч. В 10 тт. - М., 1988. Т.2
12 Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990
13 Колков В.В. Социальная безопасность. - М., 1998
14 Медведева Г.П. Этика социальной работы. - М., 2002
15 Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы.// Под ред. А.А.Козлова. - М., 1996
16 Энциклопедия социальной работы. Пер. с англ. В 3-х тт. Т.3. - М., 1993
17 Этика социальной работы: принципы и стандарты (принято на общем собрании МФСР)//Российский журнал социальной работы. - 1995, № 2
18 ербешкина З.А. Этика социального работника.// Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. - М., 1993
19 Лаврененко И.М. Личность и профессиональная деятельность социального работника: международный опыт.// Российский журнал социальной работы. - 1996, № 2
20 Фирсов М.В. Введение в специальность и профессиональная этика социального работника. - М., 1993
21 Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. - М., 1993
22 Шмелева Н.Б. Профессионально-личностное развитие социального работника. - М., 1998
23 Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость, этикет. - М., 1992
24 Основы социальной работы. / Под ред. П.Д. Павленка. - М., 2003
25 Социальная работа./ Под ред. В.И.Курбатова. - Ростов-на-Дону, 1999
26 Станкин М.И. Психология общения. - М., 1996
27 Бербешкина З.А. Этика социального работника// Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. - М.,1993
28 Медведева Г.П. Этика социальной работы. - М., 2002
29 Профессионально-этические нормы социальной работы. - М. , 1993
30 Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы./Под ред. А.А. Козлова. - М., 1993
31 Фирсов М.В. Введение в специальность и профессиональная этика социального работника. - М., 1993
32 Этика социальной работы: принципы и стандарты. // Российский журнал социальной работы. 1995, № 2.
33 Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал социальной работы. 1995, № 1
34 Демидов Н.В. Деловой протокол и этикет. - М., 1994
35 Демидова Т.Е. Профессиональное общение социального работника. - М., 1994
36 Шейнов П.В. Психология и этика делового контакта. - Минск, 1996
37 Шмелева Н.Б. Профессионально-личностное развитие социального работника. - М., 1998
38 Теория социальной работы. / Под ред. Е.И.Холостовой. - М., 1998
39 Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы. - М., 1998
40 Козлов А.А., Иванова Т.Б. Практикум социального работника. Ростов-на-Дону, 2001
41 Колков В.В. Социальная безопасность. - М., 1998
42 Новикова С.С. Методика составления социологической анкеты: Курс практической социологии. - М., 1993
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |