ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ
РЕФЕРАТ
По учебной дисциплине «Экономика предприятия»
На тему: «Инновационная деятельность предприятия»
Выполнила:
Студентка гр. ГМУ 031
А.С. Шитина
Приняла:
проф. М.И. Самодурова
Липецк, 2007 г.
Содержание
Введение
1. Общие положения
2. Инновации как объект деятельности предприятия
3. Жизненный цикл инноваций
4. Управление, планирование и организация инновационной деятельности
5. Оценка эффективности инновационного проекта
6. Методы оценки эффективности проекта
Заключение
Список литературы
Введение
Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий.
Инновационная деятельность предприятия есть система меро-приятий по использованию научного, научно-технического и интел-лектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовле-творения как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.
Целесообразность выбора способа и варианта технико - техноло-гического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рынка, стадиям жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.
Жизнециклическая концепция инноваций играет очень важную роль в определении как максимального объема выпуска, объема продаж и прибыли, так и продолжительности цикла жизни конкретного новшества.
Для анализа инновационной деятельности предприятия необхо-дим анализ-прогноз будущих факторов успеха в условиях неопреде-ленности и обоснование затрат будущего периода. В отличие от де-терминированных экономических процессов текущего производства процессы внедрения новой техники и технологии с их последующей коммерциализацией имеют стохастический характер. Поэтому анализ влияний на прибыль следует строить на основе методов прогнози-рования, методов экспертных оценок, множественного регрессион-ного анализа, а также ситуационного и имитационного моделирова-ния.
Принципиальные отличия инновационной деятельности пред-приятия от текущего производства заключаются в том, что оценка текущего состояния предприятия, в том числе и техники и техно-логии, строится на выявлении условий успеха на основании прошлого опыта и сложившихся тенденций.
1. Общие положения
Инновационная деятельность предприятия по разработке, внед-рению, освоению и коммерциализации новшеств включает:
* проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных ис-следований, изготовлению лабораторных образцов новой про-дукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;
* подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовле-ния новых видов продукции;
* разработку технологического процесса изготовления новой продукции;
* проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции;
* разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;
* исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения ин-новаций;
* подготовку обучение, переквалификацию и специальные мето-ды подбора персонала, необходимого для проведения НИИОКР;
* проведение работ или приобретение необходимой документа-ции по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;
* организацию и проведение маркетинговых исследований н продвижению инноваций и т.д.
Совокупность управленческих, технологических и экономических методов, обеспечивающих разработку, создание и внедрение нововведений, представляет собой инновационную политику предпри-ятия. Ее цель - предоставить предприятию существенные преиму-щества по сравнению с фирмами-конкурентами и в конечном итого увеличить рентабельность производства и сбыта.
Мотивами инновационной деятельности выступают как внешние, так и внутренние факторы. Внешними мотивами наиболее часто служат:
* необходимость приспособлении предприятия к новым условиям хозяйствования;
* изменения в налоговой, кредитно-денежной и финансовой по-литике;
* совершенствование и динамика рынков сбыта и потребительских предпочтений, то есть давление спроса;
* активизация конкурентов;
* конъюнктурные колебания;
* структурные отраслевые изменения;
* появление новых дешевых ресурсов, расширение рынка факторов производства, то есть давление предложения, и т.д.
Внутренними мотивами инновационной деятельности предпри-ятия являются:
* стремление увеличить объем продаж;
* расширение доли рынка, переход на новые рынки;
* улучшение конкурентоспособности фирмы;
* экономическая безопасность и финансовая устойчивость предприятия;
* максимизация прибыли в долгосрочном периоде.
Для развития инновационной деятельности предприятия важное значение имеют количественные и качественные показатели:
* материально-технические, характеризующие уровень развития НИОКР, оснащенность опытно-экспериментальным оборудо-ванием, материалами, приборами, оргтехникой, компьютерами, автоматическими устройствами и пр.;
* кадровые, характеризующие состав, количество, структуру, квалификацию персонала, обслуживающего НИОКР;
* научно-теоретические, отражающие результаты поисковых и фундаментальных теоретических исследований, лежащих в ос-нове научного задела, имеющегося на предприятии;
* информационные, характеризующие состояние информацион-ных ресурсов, научно-технической информации, текущей на-учной пёриодики, научно-технической документации в виде от-четов, регламентов, технических проектов и другой проектно - -конструкторской документации;
* организационно-управленческие, включающие необходимые методы организации и управления НИОКР, инновационными проектами, информационными потоками;
* инновационные, характеризующие наукоемкость, новизну и приоритетность проводимых работ, а также интеллектуальный продукт в виде патентов, лицензий, ноу-хау, рационализатор-ских предложений, изобретений и т. д..;
* рыночные, оценивающие уровень конкурентоспособности новшеств, наличие спроса, заказов на проведение НИОКР, необ-ходимые маркетинговые мероприятия по продвижению нов-шеств на рынок;
* экономические, показывающие экономическую эффективность новшеств, затраты на проводимые исследования, рыночную стоимость интеллектуальной продукции; показатели, оцени-вающие стоимость как собственных, так и сторонних патентов, лицензий, ноу-хау и других видов интеллектуальной собствен-ности;
* финансовые, характеризующие инвестиции в новшества и их эффективность.
2. Инновации как объект деятельности предприятия
В процессе инновационной деятельности предприятие может функционировать с наибольшей результативностью, лишь четко ори-ентируясь на определенный объект и руководствуясь максимальным учетом воздействий факторов внешней и внутренней среды. Для этого необходима подробная классификация инноваций, их свойств и воз-можных источников финансирования. Такая классификация иннова-ций как объектов деятельности предприятия приведена на рис.1. Наиболее характерными показателями нововведений являются такие показатели, как абсолютная и относительная новизна, приоритетность и прогрессивность, уровень унификации и стандартизации, конкурен-тоспособность, адаптивность к новым условиям хозяйствования, спо-собность к модернизации, а также показатели экономической эффек-тивности, экологической безопасности и пр. Все эти показатели нов-шества являются по сути воплощением показателей технико - организационного уровня нововведения и его конкурентоспособности. Их значимость определяется по степени влияния этих факторов на конеч-ные результаты деятельности предприятия: на себестоимость и при-быльность продукции, ее качество, объем продаж и прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах, уровень рентабельности хозяйственной деятельности. Показатели технического уровня новшества оп-ределяют технический уровень производства в целом.
По степени новизны инновации подразделяются на принципи-ально новые, не имеющие аналогов в прошлом в отечественной и в зарубежной практике, и на новшества относительной новизны. Для принципиально новых видов продукции, технологии и услуг осо-бенно важен показатель их патентной и лицензионной чистоты и за-щиты, ибо они являются не только интеллектуальными продуктами первого рода, т.е. обладают приоритетностью, абсолютной новизной, но и являются оригинальным образцом, на основании которого ти-ражированием получают новшества-имитации, копии или интеллек-туальный продукт второго рода. Интеллектуальный продукт защища-ется правом собственности, вот почему предприятию для развития инновационной деятельности необходимо наличие патентов, лицензий, изобретений и ноу-хау
Среди инноваций-имитаций различают технику, технологию и продукцию рыночной новизны, новой сферы применения и новше-ства сравнительной новизны (имеющие аналоги на лучших зарубеж-ных и отечественных предприятиях) и нововведения - усовершенство-вания. В свою очередь, нововведения-усовершенствования по предметно - содержательной структуре подразделяются на вытесняющие, замещающие, дополняющие, улучшающие и пр.
Рисунок 1.
Классификация новаций и инновационных процессов
3. Жизненный цикл инноваций
Жизненный цикл инновации представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества. Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе иннова-ционного продукта.
Обобщенная схема жизненного цикла инновации представлена на рис. 2.
Инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий, вклю-чающих:
* зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества;
* рост (промышленное освоение с одновременным выходом про-дукта на рынок);
* зрелость (стадия серийного или массового производства и уве-личение объема продаж);
* насыщение рынка (максимальный объем производства и мак-симальный объем продаж);
* упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка). С.позиций инновационной деятельности целесообразно разли-чать как жизненные циклы производства, так и жизненные циклы обращения новшества. Графическая интерпретация жизненного цик-ла производства показана на рис. 3.
Рисунок 2. Обобщённая схема жизненного цикла инноваций
Первая стадия - внедрение новшества - является наиболее тру-доемкой и сложной. Именно здесь велик объем расходов на освоение производства и выпуск опытной партии нового товара. На первой стадии воспроизводится и совершенствуется технология, отрабаты-вается регламент производственного процесса. И именно на данной стадии наблюдается высокая себестоимость продукции и незагружен-ность мощностей.
Вторая стадия - стадия промышленного освоения производст-ва - характеризуется медленным и растянутым во времени наращи-ванием выпуска продукции.
Третья стадия - стадия подъема - отличается быстрым наращи-ванием производства, значительным увеличением загрузки производ-ственных мощностей, отлаженностью технологического процесса и организации производства.
Четвертая стадия - стадия зрелости и стабилизации - характе-ризуется устойчивыми темпами наибольших объемов выпуска про-дукции и максимально возможной загрузкой производственных мощ-ностей.
Рисунок 3.
Жизненный цикл производств инновационного продукта
Пятая стадия - стадия увядания или упадка - связана с падени-ем загрузки мощностей, сворачиванием производства данного товара и резким уменьшением товарных запасов вплоть до нуля.
Состав и структура циклов жизни новой техники и технологии тесно связаны с параметрами развития производства. Частая смена техники и технологии создает большие сложности и нестабильность производства. В период перехода на новую техник и освоения новых технологических процессов снижаются показатели, эффективности всех подразделений предприятия. Вот почему инновациям в области технологических процессов и орудий труда должны, сопутствовать новые формы организации и управления, пооперационный, попроцессорный и подетальный расчет экономической эф-фективности.
Анализ продолжительности циклов жизни новой техники и тех-нологии проводится в следующей последовательности, включающей;
1) определение общей продолжительности циклов жизни изделие; данного семейства, поколения за всю историю, с тем чтобы установить устойчивую величину цикла данного вида техники или технологического процесса, в том числе и по стадиям;
2) определение распределений продолжительностей циклов жизни и их стадий вокруг центральной тенденции, поскольку это является основой прогноза продолжительности циклов жизни будущего новшества;
3) выработку базы стратегии и тактики роста производства соответственно продолжительности стадий циклов жизни новой техники и технологии;
4) распределение вероятностей продолжительности циклов буду-щих образцов и пропорционально ей ресурсов во времени следующего цикла;
5) тщательный анализ "факторов, влияющих на продолжитель-ность прошлых циклов, и экстраполяция результатов на прогноз их влияния на циклы жизни будущих изделий;
6) формализацию методов сбора исходных данных и применение эконометрических моделей расчета.
Методика анализа продолжительности циклов жизни позволяет дать ответ о динамике технико-экономических показателей производства и прогнозировать тенденции развития.
4. Управление, планирование и организация инновационной деятельности
Успешные исследования стимулируют рост финансирования, приводящий к полной невозможности дальнейших исследований.
Управление инновациями может рассматриваться в трех основ-ных аспектах:
1. Управление НИОКР (объект управления - непосредственно исследования и разработки).
2. Управление инновационными проектами (объект управле-ния - инновационные проекты).
3. Управление внешними условиями, влияющими на эффек-тивность осуществления инновационной деятельности.
Инновационный проект охватывает жизненный цикл новше-ства от момента возникновения идеи до момента прекращения выпуска продукта или использования технологического процесса. Такой проект включает: НИОКР, освоение производства продукта и проведение пробных продаж, развертывание массового или се-рийного выпуска и работ по реализации продукта, поддержание выпуска и продаж, модернизацию и обновление продукта, прекра-щение его выпуска.
Инновационный проект по существу является инвестиционным, осуществление которого требует долгосрочного связывания основ-ных материальных и финансовых средств. Однако по сравнению с «классическим» инвестиционным проектом реализацию инноваци-онного отличает.
1. Относительно меньшая достоверность предварительной эко-номической оценки в связи с высокой степенью неопределенности параметров проекта (сроков достижения намеченных целей, пред-стоящих затрат, будущих доходов), что вызывает необходимость применения дополнительных критериев оценки и отбора.
2. Участие высококвалифицированных специалистов и использо-вание уникальных ресурсов, что, в свою очередь, требует тщатель-ной разработки отдельных этапов всего проекта.
4. Возможность прекращения инновационного проекта без физи-ческого связывания инвестиций и, следовательно, значительных финансовых потерь.
5. Вероятность получения представляющих потенциальную ком-мерческую ценность побочных результатов, что, в свою очередь, требует гибкости управления проектом, способности к быстрому вхождению в новые отрасли бизнеса, рынки и т.д.
Перечень задач, решаемых в процессе управления инновация-ми, чрезвычайно широк. Применительно к продуктовым иннова-циям он включает:
* исследование рынка;
* прогноз длительности, характера и стадий жизненного цикла нового продукта;
* исследование конъюнктуры рынков ресурсов.
Инновационный маркетинг - комплекс маркетинговых иссле-дований и мероприятий, направленных на коммерчески успешную реализацию разработанных фирмой продуктов, технологий, услуг.
Маркетинг в инновационной сфере имеет следующие особен-ности:
* межотраслевой характер результата инновационной деятельнос-ти (т.е. возможность реализации инноваций в различных облас-тях и сферах деятельности);
* ориентация на опытного, искушенного, часто коллективного покупателя;
* обязательность рекламы: потребитель должен знать, в чем пре-имущество нового, как правило, незнакомого товара;
* обязательное послепродажное обслуживание (связано с техно-логической сложностью наукоемкой продукции);
* учет научно-технического уровни возможного потребителя, по-скольку многие инженерные инновации не находят покупателя из-за технологической отсталости потребителя.
Естественно, что в процессе маркетинговых исследований оп-ределяется и предварительная эффективность инноваций, под кото-рой подразумевают прежде всего экономическую эффективность, т.е. соотношение затрат и результатов реализации того или иного инновационного проекта. Поскольку прибыль является основным критерием деятельности любого предприятия, то именно связан-ные с ней показатели должны быть определяющими при оценке и отборе проекта.
Эффективность инноваций оценивается на основе следующих показателей:
* стоимости проекта с учетом источников его финансирования:
* чистой текущей стоимости;
* уровня рентабельности капитала;
* внутренней нормы рентабельности;
* срока окупаемости капиталовложений.
Инновационные проекты, выходящие за рамки традиционных направлений бизнеса, сложно оценивать с точки зрения эффек-тивности вложений, так как они связаны с неопределенностью. Проблема состоит в том, удастся ли свести неопределенность про-екта к категориям риска, так как риск может быть подчинен опре-деленному закону распределения вероятностей и поэтому, в прин-ципе, быть управляемым.
Любой риск может быть количественно охарактеризован веро-ятностью наступления нежелательного исхода.
Каждое предприятие вне зависимости от формы собственности и размерных характеристик разрабатывает инновационную страте-гию. К основным элементам инновационной стратегии предприя-тия относятся:
- совершенствование уже производимых изделий и применяемых технологий;
- создание и освоение новых продуктов и процессов;
- повышение качественного уровня технико - технологической, на-учно-исследовательской и опытно-конструкторской базы пред-приятия;
- повышение эффективности использования кадрового и инфор-мационного потенциала предприятия;
- совершенствование организации и управления инновационной деятельностью;
- рационализация ресурсной базы;
- обеспечение экологической и технологической безопасности;
- достижение на внутреннем и внешнем рынках конкурентных пре- имуществ инновационного продукта в сравнении с продуктами аналогичного назначения.
При разработке инновационной стратегии необходимо решить следующие основные проблемы:
- определение типа инновационной стратегии, наиболее соот-ветствующего целям и рыночным позициям предприятия;
- обеспечение соответствия инновационной стратегии организа-ционной структуре, инфраструктуре и системе управления ин-формацией на предприятии;
- определение критериев успеха на возможно более ранних стади-ях разработки инновационного проекта;
- выбор оптимальной процедуры мониторинга и контроля за хо-дом реализации проекта.
5. Оценка эффективности инновационного проекта
В рыночной экономике при разработке и внедрении новшеств наиболее распространен не нормативный, а проектный подход.
В основе проектного подхода к деятельности предприятия, в том числе к его инновационной и инвестиционной деятельности, лежит принцип денежных потоков (cash how). При этом коммерческая эффективность деятельности как для проекта, так и для предприятия; определена на основании «Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования», утвержденных Госстроем, Министерством экономики, Министерством финансов и Госкомпромом РФ.
Установлены следующие основные показатели эффективности инновационного проекта:
* финансовая (коммерческая) эффективность, учитывающая финансовые последствия для участников проекта;
* бюджетная эффективность, учитывающая финансовые последствия для бюджетов всех уровней;
* народно-хозяйственная экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, выходящие за пределы прямые финансовых интересов участников проекта и допускающие стоимостное выражение.
6. Методы оценки эффективности проекта
В основе оценки эффективности проекта лежит сравнительный анализ объема предлагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Сравниваемые величины относятся в большинстве случаев к различным временным периодам. Поэтому наиболее важное; проблемой в этом случае, так же как и при определении экономической эффективности новой техники и технологии, является проблема сопоставления доходов и затрат и приведения их в сопоста-вимый вид. Причиной необходимости проведения процесса дис-контирования (т.е. приведения в сопоставимый вид) может являться инфляция, нежелательная динамика инвестиций, падение промышленного производства, различные горизонты прогнозирования, изменения в налоговой системе и т.д.
Методы оценки эффективности проекта подразделяются на для группы, основанные:
а) на дисконтированных оценках;
б) на учетных оценках.
Так, методами оценки эффективности проекта, основанными на учетных оценках (без дисконтирования.), являются период окупаемости (Рау Back Period - РР), коэффициент эффективности инвестиций (Average Rate of Return - ARR) и коэффициент покрытия долг, (Debt Cover Ratio - DCR).
Методы оценки эффективности проекта, основанные на дисконтированных оценках, значительно более точны, так как учитывают различные виды инфляции, изменения процентной ставки, нормы доходности и т.д. К этим показателям относят: метод индекса рента-бельности (Profitability Index - Рл, чистую стоимость, иначе назы-ваемую «чистый дисконтированный доход» (Net Present Ua1ue) и внутреннюю норму доходности (Internal Rate of Return - IRR).
Традиционные методы оценки проекта широко применяются в финансовой практике.
Метод окупаемости капиталовложений является весьма распро-страненным. Но его существенный недостаток - в игнорировании будущей стоимости денег с учетом дохода будущего периода и вслед-ствие этого неприменимость дисконтирования. В условиях инфля-ции, резких колебаний ставки процента и низкой нормы внутренних накоплений предприятия в реальной российской экономике этот метод недостаточно точен.
Тем не менее следует обратить внимание на методику расчета ко-эффициента эффективности инвестиций, понимаемого как средний показатель прибыльности за весь период деятельности проекта.
Этот коэффициент рассчитывается делением среднегодовой при-были на среднегодовую величину инвестиций. Конечно, данный по-казатель сравнивается с коэффициентом рентабельности авансиро-ванного капитала (итога среднего баланса-нетто).
Однако все три традиционных показателя, основанных на учетной оценке, не учитывают временной составляющей денежных потоков. Они не стыкуются с факторным анализом и динамикой денежных потоков в экономической реальности. Поэтому наиболее полно про-ект можно оценить, применяя методы, основанные на дисконтиро-ванных оценках.
Заключение
Инновационная деятельность - вид деятельности, связанный с трансформацией идей-инноваций в новый усовершенствованный продукт, внедренный на рынке; в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности; в новый подход к социальным услугам.
Выделяют следующие основные виды инновационной деятельности: инструментальная подготовка и организация производства, пуск производства и производственные разработки, включающие модификации про-дукта и технологического процесса, переподготовку персонала для приме-нения новых технологий и оборудования, маркетинг новых продуктов; при-обретение не веществленной технологии в виде патентов, лицензий, ноухау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержа-ния; приобретение машин или оборудования, связанных с внедрением ин-новаций; производственное проектирование, необходимое для разработки, производства и маркетинга новых товаров, услуг; реорганизация структуры управления.
Выбор способа и направления инновационной деятельности предприятия зависит от ресурсного и научно-технического потенциала предприятия, требований рынка, стадий жизненного цикла техники и технологии, осо-бенностей отраслевой принадлежности.
При проектировании, разработке и внедрении инноваций следует определить необходимые затраты для их реализации, возможные источники финансирования, оценить экономическую эффективность от внедрения инноваций, сравнить эффективность различных инноваций путем сравнения доходов и затрат.
Список литературы
1. В.П. Грузинов, В.Д. Грибов Экономика предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 208 с.
2. И.Т. Балабанов Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2001. - 437 с.
3. Н.В. Сергеев Экономика предприятий: Учебное пособие. - 2-е изд., - М.: Финансы и статистика, 2005. - 310 с.
4. Н.И. Зайцев Экономика промышленного предприятия. - М.: ИНФРА - М, 2003. - 259 с.
5. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - СПб.: Наука, 2002. - 270 с.
6. Экономика предприятия: Учебник /Под ред. проф. Н.А. Саф-ронова. - М.: Юристъ, 2002. - 608 с.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Синьхайская революция 1911 1913 гг. в Китае |
Контрольная работа | Отчет о прибылях и убытках 3 |
Контрольная работа | Аудиторская проверка |
Контрольная работа | Опыт решения проблем детской беспризорности в 20-е – 30-е годы ХХ века |
Контрольная работа | Использование дидактических игр в процессе ознакомления детей старшей группы с растениями |