3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра "Финансы и Бухучет"
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине "Ценообразование"
Выполнила: студентка
Группы 4149в, № зач. книжки 4070962
Польская Е.В.
Проверила:
ст. преподаватель
Лотфуллина В.Н.
Набережные Челны 2007
Содержание
Введение
Если бы рынки обладали только одними достоинствами, и у них не было бы серьезных недостатков, то не было бы и необходимости их регулирования со стороны государства. Между тем, рынок не обязательно гарантирует оптимальную и высокую эффективность, а потому нуждается в постоянном контроле и регулировании. Вмешательство в экстремальные экономические ситуации, угрожающие обществу; устранение нарушений, вносимых несовершенством рынка; поддержка отдельных субъектов экономики; наконец, сбор налогов, необходимых для нормального функционирования современного общества, - вот далеко не полный перечень основных мотивов вмешательства государства в установление рыночного равновесия.
В соответствии со ст.71 Конституции РФ в ведении государства находятся основы ценовой политики. На основании этого положения органы исполнительной власти РФ обеспечивают реализацию государственной ценовой политики и законодательства РФ о ценообразовании.
1. Государственное регулирование цен
Одной из важных составляющих управления экономикой является ценообразование, без умелого регулирования которого нельзя добиться как тактических, так и стратегических целей. Государственное регулирование цен имеет своей главной целью защиту экономики, а также населения от стихийных проявлений экономических законов рыночной экономики. Как бы не утверждалось о преимуществах свободного ценообразования, однако вся история развития рыночной экономики в промышленно развитых странах свидетельствует о том, что без вмешательства государства в управление экономикой и ценами невозможно добиться нормального сбалансированного развития народного хозяйства. Об этом свидетельствует и современная практика ценообразования в странах с развитой рыночной экономикой. Примером таких стран являются США, Япония, Франция, Финляндия и ряд других.
Так, в Японии государством регулируются цены на такие виды товаров и услуг, как рис (основной продукт питания), мясные и молочные продукты, ж/д тарифы, тарифы на водо- и теплоснабжение, электроэнергию и газ, образование и медицинское обслуживание. В целом регулируется около 20% потребительских цен. Примерно аналогичная ситуация и в других промышленно развитых странах.
Что касается России, то можно с достаточной уверенностью утверждать, что розничные цены на многие товары государством не регулируются и они постоянно растут, особенно на продукты высокого качества и медикаменты высокой эффективности, что делает их недоступными для основной массы населения.
Государственное регулирование цен - это метод управления ценами со стороны государства. Однако это управление в России оставляет желать лучшего. За последние годы стало совершенно очевидным, что в переходный период к рыночной экономике невозможно обойтись без решительного государственного вмешательства в экономику и цены.
В настоящее время ценообразование в России носит во многом стихийный характер, что является одной из основных причин относительно высокого уровня инфляции роста цен. Между тем, ценообразование является весьма важным и эффективным элементом рыночного механизма, умело пользуясь которым можно успешно решать многие экономические и социальные проблемы.
Регулирование цен и их соотношений на микроэкономическом уровне осуществляется на основе спроса и предложения (устанавливаются равновесные цены), на макроуровне регулирование цен должно осуществляться государством.
Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены. Прямое, или административное вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установления определенных правил ценообразования.
В условиях рыночной экономики регулируемые цены, как и свободные цены, устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям народного хозяйства.
Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат - калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий-монополистов.
Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста. Например, прогнозируемый рост уровня цен предусматривались на 2003г. - 10-12% в год, на 2004г. - 8-10%, на 2005г. - 6,5-8%, на 2008г. - 5-7%. Достигнуть этой величины без государственного участия невозможно. Главной целью ценовой политики, денежно-кредитной политики в предстоящем году и в среднесрочной перспективе остается последовательное снижение инфляции.
Косвенное воздействие на формирование цен осуществляется с помощью разнообразных способов:
с помощью мер, направленных на изменение величины затрат, включаемых в себестоимость товаров, услуг;
путем регулирования доходов производителей продукции, продавцов и покупателей;
путем использования и применения совокупности разных способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке;
путем регулирования налогов как на производимую, так и потребляемую продукцию (система льготного налогообложения).
Однако во многих отраслях России в ценообразовании царит пока произвол, о чем свидетельствуют многочисленные примеры. Такой произвол особенно имеет место в таких отраслях как строительство, производство и реализация лекарственных средств, авиационный и ж/д транспорт, автомобильные перевозки пассажиров, связь, ЖКХ, бензин. Так цена 1кв. метра жилья за 2006г. Возросла почти вдвое. При этом цена 1кв. метра жилой площади превышала его себестоимость в несколько раз. Стремительный рост цен на жилье привел к тому, что рынок недвижимости из потребительского превратился в финансовый. Итоги первого года после принятия приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" таковы, что стало ясно: жилье в России по-прежнему доступно только богатым. Поэтому правильными являются предложения о том, чтобы в национальном проекте по жилью предусмотреть отдельную подпрограмму - жилье для малоимущих.
С февраля 2007г. Было проведено повышение на 90% тарифов за телефон. При этом никаких экономических обоснований приведено не было. Одновременно были отменены многие льготы для значительного числа населения главным образом с низкими доходами. При этом было установлено, что вопрос о льготах должны решать региональные власти, хотя повышение тарифов на телефон было произведено централизованно. В результате такого повышения доходы "Связьинвеста" без каких-либо усилий вырастут на 1,2 млрд. дол.
Продолжается рост цен на продукцию естественных монополий. Можно утверждать, что поскольку государственные компании (Газпром, РЖД, РАОЕЭС) обладают значительным политическим влиянием, с которым антимонопольным органам справиться очень трудно, поэтому цены на газ, электроэнергию, слуги "Российских железных дорог" устанавливаются скорее в интересах этих монополий, а не населения. Они продолжают диктовать цены, т.е. по этим видам продукции и услуг в России действует монопольное ценообразование. Так, цены на газ предполагается повысить в 2008г. На 25%, в 2009г. - на 27,7%, в 2010г. - 27%. Цены на электроэнергию возрастут в 2008г. - на 14%, в 2009г. - на 15%, в 2010г. - на 18%. НА коммунальные услуги тарифы увеличатся в 2008г. - на 20%, в 2009г. - на 23%, в 2010г. - на 24%.
Одной из причин роста цен является также стремление повысить внутренние цены до уровня мировых. При этом ссылаются на мировой опыт. Однако во многих странах внутренние цены ниже мировых. Например, цены на бензин в нефтедобывающих странах, таких как Арабские эмираты, Венесуэла, Иран, Норвегия и др. значительно ниже, чем в России. Постоянный рост цен объясняется в частности тем, что в России отсутствует механизм, надежно защищающий от монопольного ценообразования. Процесс монополизации в России не ослабевает, а усиливается путем объединения (слияния) нескольких компаний (например, алюминий).
В условиях монополизма в экономике государство тем более должно регулировать цены, т.е. грамотно и эффективно управлять ими, обеспечивая баланс экономических интересов государства, потребителя и производителя продукции.
Отсутствие прозрачности цен позволяет скрывать размер необоснованных затрат, включаемых в себестоимость продукции и услуг, а также величину прибыли, которые во многих случаях превышают допустимые пределы.
В настоящее время в Российской Федерации вопросами ценообразования занимаются много органов. К ним относятся: Минэкономразвития РФ, Федеральная служба по тарифам, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная налоговая служба. Принимаемые ими решения нередко вступают в противоречие друг с другом, о чем было сказано выше. Но единого центра координирующего их деятельность в области ценообразования в стране не имеется, что мешает наведению порядка в этом важном деле.
Итак, государство должно регулировать экономические процессы, происходящие в стране и, прежде всего, вопросы ценообразования. В первоочередном порядке следовало бы устранить имеющийся большой прекос между высоки м уровнем цен и низкими доходами основной части населения путем значительного увеличения заработной платы, пенсий и пособий, тем более, что финансовые предпосылки для решения этого вопроса за последние годы появились.
Первоочередной задачей является борьба с монопольным ценообразованием. Необходимо устранить имеющиеся большие перекосы в ценах на некоторые виды товаров и услуг (строительство, пассажирские авиа и ж/д перевозки, лекарства и т.д.), а также в ценах на продукцию сельского хозяйства и промышленные товары (энергоресурсы, удобрения и т.д.), и взять их под жесткий контроль государственный контроль.
Для стабилизации цен и их снижения следовало бы принять законодательные меры по ликвидации множественности посредников при прохождении товаров от производителя к конечному потребителю.
В целях совершенствования контроля, недопущения произвола в ценообразовании и координации действий в этой области целесообразно создать единый государственный орган по управлению ценами, объединив в нем функции ФСТ, инспекций по ценам, госторгинспекции и др.
Было бы целесообразно более внимательно изучить накопленный развитыми странами опыт по государственному регулированию цен.
2. Задача 1
Дано:
С=60руб.
П=20% от С.
Н0=10%
Нторг=20%
Рц - ?
Структура Рц - ? (рубли, доли)
Решение:
Рц= С+П+А+НДС+Но+НДС+Нторг
П= 60•0,2=12руб.
НДС= (С+П+А) • 18% = 72•0,18 = 13руб.
Нпоср: Но = (С+П+А) • Но = 72•0,1= 7,2 руб.
НДСо = Но•18% = 7,2•0,18=1,3 руб.
Цзак. торг. орг. = СОЦ+Но+НДСо = 85+7,2+1,3=93,5 руб.
Нторг = Цзак. торг. орг • Нторг = 93,5•0,2=18,7 руб.
Рц = Цзак. торг. орг + Нторг = 93,5+18,7 = 112,2 руб.
Структура Рц (рубли, доли):
С= С/Рц = 60/112,2 = 0,53
………… 1,0 или 100%
3. Задача 2
Решение:
Формирование цены по методу полных издержек
Таблица 1
Показатели |
Виды продукции |
||||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Всего |
||
1. Объем выпуска, шт. |
300 |
200 |
400 |
250 |
550 |
||
2. Цена реализации, руб. |
150 |
160 |
115 |
195 |
160 |
||
3. Переменные расходы на весь объем продукции |
30000 |
24000 |
36000 |
40000 |
77000 |
207000 |
|
4. Постоянные издержки |
6580 |
5264 |
7896 |
8773 |
16887 |
||
5. Полные издержки |
36580 |
29264 |
43896 |
48773 |
93887 |
252400 |
|
6. Прибыль |
8420 |
2736 |
2104 |
-23 |
-5887 |
||
7. Рентабельность (прибыль к издержкам),% |
23 |
9,3 |
4,8 |
-0,04 |
-6,2 |
||
8. Выручка от реализации (цена изделия) |
45000 |
32000 |
46000 |
48750 |
88000 |
Т. к. сумма постоянных расходов составляет 45400 руб., то
А= 30000/207000•45400 = 6580 руб.,
Б=24000/207000•45400 = 5264 руб.,
В=36000/207000•45400=7896 руб.,
Г=40000/207000•45400=8773 руб.,
Д=77000/207000•45400=16887 руб.
Находим полные издержки сложением 3 и 4 столбца.
Находим выручку от реализации умножением 1 и 2 столбца.
Находим прибыль вычитанием 5 столбца из 8.
Находим рентабельность П отношением 6 столбца к 5.
Из таблицы уберем убыточные продукты, получим
Таблица 2
Показатели |
Виды продукции |
||||
А |
Б |
В |
Всего |
||
1. Объем выпуска, шт. |
300 |
200 |
400 |
||
2. Цена реализации, руб. |
150 |
160 |
115 |
||
3. Переменные расходы на весь объем продукции |
30000 |
24000 |
36000 |
90000 |
|
4. Постоянные издержки |
15133 |
12107 |
18160 |
||
5. Полные издержки |
45133 |
36107 |
54160 |
||
6. Прибыль |
-133 |
-4107 |
-8160 |
||
7. Рентабельность (прибыль к издержкам),% |
-0,29 |
-11,3 |
-15 |
||
8. Выручка от реализации (цена изделия) |
45000 |
32000 |
46000 |
Т. к. сумма постоянных расходов составляет 45400 руб., то
А= 30000/90000•45400 = 15133 руб.,
Б=24000/90000•45400 = 12107 руб.,
В=36000/90000•45400=18160 руб.,
По данным таблицы 2 все изделия оказались убыточными, но для формирования ассортимента продукции используется метод сокращенной себестоимости (ценовой метод прямых издержек).
Таблица 3
Показатели |
Виды продукции |
||||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Всего |
||
1. Объем выпуска, шт. |
300 |
200 |
400 |
250 |
550 |
||
2. Цена реализации, руб. |
150 |
160 |
115 |
195 |
160 |
||
3. Переменные расходы на весь объем продукции |
30000 |
24000 |
36000 |
40000 |
77000 |
207000 |
|
4. Постоянные издержки |
6580 |
5264 |
7896 |
8773 |
16887 |
||
5. Прибыль маржинальная |
15000 |
8000 |
10000 |
8750 |
11000 |
52750 |
|
6. Чистая прибыль |
8420 |
2736 |
2104 |
-23 |
-5887 |
||
7. Рентабельность (прибыль к издержкам),% |
50 |
33 |
28 |
22 |
14 |
||
8. Выручка от реализации (цена изделия) |
45000 |
32000 |
46000 |
48750 |
88000 |
В таблице 3 по показателю рентабельность к сокращенным издержкам положительна, следовательно, каждый вид продукции вносит свой вклад в общую маржинальную прибыль.
Список использованной литературы
1. Цены и ценообразование, 4-е изд. / под ред. В.Е. Есипова. - М.: Питер Принт, 2005 - 560стр.
2. Ценообразование и налогообложение / под ред. И.К. Салимжанова. - М, 2002 г.
3. Салимжанов И.К. Рынок и регулирование цен // Финансы. - 2007. - №7. - С. 68-70.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Система технического осмотра и ремонта |
Контрольная работа | Современная профессия бухгалтера и повышение квалификации бухгалтеров |
Контрольная работа | Изобразительная деятельность |
Контрольная работа | Українська культура першої половини ХІХ століття |
Контрольная работа | Ценовая политика в маркетинге |