Контрольная работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


Анализ российских домохозяйств по расходам семьи на товары и услуги


Тема:

Анализ российских домохозяйств по расходам семьи на товары и услуги

ПЛАН

Введение

1. Общая характеристика российских домохозяйств и анализ социально-экономического положения

2. Анализ структуры оборота розничной торговли

3. Анализ расходов на платные услуги населению

Заключение

Список использованных источников

Введение

В экономически развитых странах совокупность домохозяйств уже много лет является принципиально важной частью национальной экономической системы, одним из основных субъектов экономики, который представляет интересы всего населения и учитывается во всех процессах макрорегулирования и статистической отчетности. Домохозяйство - поставщик экономических ресурсов и основная потребительская единица. Доходы, получаемые домохозяйствами от продажи ресурсов, используются для удовлетворения потребностей с ориентацией на максимизацию полезностей.

В России, в связи с отсутствием института частной собственности, экономическая роль семьи была ограничена в основном потребительскими функциями, а домохозяйство не имело возможности конституироваться как экономический субъект.

Расходы домохозяйства определяются как сумма расходов домохозяйства на потребление и расходов домохозяйства , не связанных с потреблением. Последние - это те расходы домохозяйства, которые относятся к обязательным и квази-обязательным трансфертам государству, некоммерческим учреждениям и другим домохозяйствам без приобретения взамен каких-либо товаров и услуг для удовлетворения потребностей своих членов. Расходы домохозяйства представляют собой полную сумму средств, расходуемых домохозяйством для удовлетворения своих потребностей и выполнения своих "юридических" обязательств.

Анализ российских домохозяйств по расходам семьи на товары и услуги является одной из важнейших тематик для современного экономиста. Поскольку спрос определяет предложение, большинство маркетинговых агентств, да и маркетинговых отделов предприятий достаточно много усилий уделяют изучению спроса на товары и услуги. Поскольку основными потребителями являются домохозяйства, необходим тщательный анализ расходов семьи, именно на основе анализа расходов семей можно спрогнозировать потенциальный спрос на товары и услуги. Отмеченным обуславливается актуальность выбранной тематики для изучения.

Данное эссе посвящено анализу российских домохозяйств по расходам семьи на товары и услуги. Основной целью является анализ спроса на товары и услуги за ряд лет. Задачи работы отражены в структуре эссе.

Основной методологией для написания послужили стандартные методы анализа и синтеза, многомерный сравнительный анализ, а также статистический анализ и ряды динамики.

Информационной базой для исследования являлась информация Госкомстата РФ в динамике.

Предметом исследования являются расходы российских домохозяйств, а объектом соответственно, непосредственно сами домохозяйства России, с разбивкой по регионам. Изначально проводилась общая характеристика домохозяйств России с целью проведения общей характеристики объекта исследования - в первой части работы. Дале мы провели непосредственно анализ расходов домохозяйств на товары и услуги по России, с разбивкой по регионам, поскольку для современной России характерна жесткая дифференциация по регионам в части расходов на товары и услуги, и не только. Итак, приступим непосредственно к работе.

1. Общая характеристика российских домохозяйств и анализ социально-экономического положения

Доходы населения России вернулись к докризисному (советскому) уровню только в 2007 г., после более чем двоекратного спада 1990-х гг. Однако средние данные по стране показывают «среднюю температуру по больнице». Только две верхние квинтильные (20%-е) группы населения с наибольшими душевыми доходами заметно превысили показатели 1991 г., а в трех нижних квинтильных группах населения доходы пока существенно меньше докризисных (расчеты Л.Н. Овчаровой, НИСП).

Помимо огромного социального расслоения по доходу, для России характерны и сильные региональные различия. Это видно невооруженным глазом, достаточно отъехать от Москвы на сотню-другую километров. Однако статистика доходов дает относительное представление о том, как живет население в разных регионах. Существует несколько причин, из-за которых возникают проблемы измерения уровня и структуры доходов домохозяйств:

· при наличии значительного теневого сектора экономики все статистические измерения доходов населения и их дооценки недостаточно точны, особенно на региональном уровне;

· дополнительной проблемой региональных измерений является малая выборка бюджетных обследований домохозяйств, проводимых Росстатом, что также приводит к искажениям;

· достаточно сложно измерить натуральные поступления от личного подсобного хозяйства, немаловажные для горожан и критически важные для сельского населения, особенно в регионах с благоприятным климатом;

· цены на товары и услуги различаются в регионах в несколько раз, поэтому доходы населения необходимо корректировать; для этого используются показатели стоимости прожиточного минимума в регионе или стоимости фиксированного набора товаров и услуг, причем каждый из показателей по-разному отражает региональную дифференциацию цен, особенно удорожание жизни в северо-восточных субъектах РФ и в федеральных городах.

Невысокое качество региональной статистики доходов усугубляется сложностью совокупного учета всех компонентов, влияющих на положение домохозяйств, а не только текущих доходов. Помимо денежных доходов, домохозяйства получают различные социальные трансферты в виде льгот и бесплатных общественных благ, которые также нужно учитывать в оценках совокупного потребления. Кроме того, уровень жизни домохозяйств зависит от наличия сбережений, накопленного недвижимого и движимого имущества - жилья, дач, автомобилей и других предметов длительного пользования.

Существует еще одна проблема, которую в принципе не могут решить статистические измерения, даже если они сделаны корректно. Необходимо учитывать субъективные оценки своего дохода самими жителями - недаром говорят, что "для кого - щи жидки, для кого - жемчуг мелкий". Доход, который кажется достаточным жителю нечерноземного села, москвич воспринимает как крайнюю бедность, и не только потому, что в Москве цены выше, но и из-за разных стандартов потребления, сложившихся в столице, крупных и малых городах, сельской местности.

2. Анализ структуры оборота розничной торговли

Анализ общей структуры потребления домашних хозяйств показал, что наибольшую долю в общей структуре розничной торговли занимают непродовольственные товары и их доля в общей структуре с каждым годом увеличивается, что говорит в целом, без проведения детального анализа о росте благосостояния россиян, поскольку в динамике расходы на продовольствие снижаются. Вместе с тем стоит заметить, что превышение в структуре над продовольственными товарами незначительно, что говорит в целом о среднем уровне большинства граждан. Более детальный анализ по непродовольственным товарам показывает в целом рост благосостояния граждан, поскольку в общей структуре увеличивается значительно доля дорогих товаров таких как автомобилей, ПК, также начиная с 2000 года сильно возросли расходы на медикаменты в России. В целом по другим группам товаров прослеживается небольшой рост. По продовольственным товарам анализ показывает рост потребления рыбной продукции, мяса и птицы, также отмечается снижение потребления алкоголя к 2007 году, что связано в основном со стабилизацией социально-экономического положения граждан, снижения потребности к алкоголю у населения, в отличии от 2001-2004 гг. Проведем многомерный структурный анализ расходов на товары и услуги.

Основные этапы анализа:

Этап 1 обоснование системы показателей

Этап 2 определение максимального элемента

Этап 3 возведение в квадрат элементов матрицы

Этап 4 ранжирование, анализ полученных результатов.

Этап 1.

На первом этапе анализа мы предлагаем провести анализ показателей структуры оборота розничной торговли для выявления товаров и услуг, которым граждане отдают свой приоритет, за ряд лет. Для упрощения расчетов проведем анализ структуры по продовольственным и непродовольственным товарам. И определяем максимальный элемент по графам. Подробная структура по потреблению представлена в приложении 1.

Таблица 1. Матрица исходных данных

год

Продовольственные товары

Непродовольственные товары

1992

45,7

54,3

1995

46,6

53,4

2000

46,6

53,4

2001

46,2

53,8

2002

46,6

53,4

2003

46,2

53,8

2004

45,7

54,3

2005

45,7

54,3

2006

45,3

54,7

2007

45

55

Этап 2.

Делим показатели на максимальный элемент, получаем матрицу стандартизованных коэффициентов

Таблица 2. Матрица стандартизованных коэффициентов

год

Продовольственные товары

Непродовольственные товары

1992

0,980687

0,987273

1995

1

0,970909

2000

1

0,970909

2001

0,991416

0,978182

2002

1

0,970909

2003

0,991416

0,978182

2004

0,980687

0,987273

2005

0,980687

0,987273

2006

0,972103

0,994545

2007

0,965665

1

Этап 2.

Все элементы матрицы возводим в квадрат, результаты суммируем по строкам, выводим результаты исследования

Таблица 3. Результаты исследования

год

Продовольственные товары

Непродовольственные товары

Итог

место

1995

0,961746

0,974707

1,936454

1

2000

1

0,942664

1,942664

2

2002

1

0,942664

1,942664

3

2001

0,982906

0,95684

1,939746

4

2003

1

0,942664

1,942664

5

1992

0,982906

0,95684

1,939746

6

2004

0,961746

0,974707

1,936454

7

2005

0,961746

0,974707

1,936454

8

2006

0,944984

0,989121

1,934105

9

2007

0,932509

1

1,932509

10

По результатам проведенного исследования видно, что первое место по потреблению товаров и услуг занимает 1995 год, второе 2000, третье 2002 год. Далее проведем рейтинговую оценку, с помощью многомерных сравнений по регионам, и выявим по показателю оборота в розничной торговле регионы с наибольшим и наименьшим потреблением товаров и услуг.

Исследование проводим по обороту розничной торговли и объему платных услуг населению в разрезе регионов РФ. Исследование проведем по 2007 году, исходные данные приведены в приложении 2.

Таблица 1. Матрица исходных данных

округ

Оборот розничной торговли, миллион рублей,

Объем платных услуг населению - всего, миллион рублей,

Центральный федеральный округ

3739955

1261986,8

Северо-Западный федеральный округ

1018518

379730,2

Южный федеральный округ

1332598

387279,1

Приволжский федеральный округ

1948466

566439,4

Дальневосточный федеральный округ

421960

30621

Таблица 2. Матрица стандартизованных коэффициентов

Оборот розничной торговли, миллион рублей,

Объем платных услуг населению - всего, миллион рублей,

Центральный федеральный округ

1

1

Северо-Западный федеральный округ

0,272334293

0,3008987

Южный федеральный округ

0,356313913

0,3068805

Приволжский федеральный округ

0,520986482

0,4488473

Дальневосточный федеральный округ

0,112824887

0,0242641

1

1

Таблица 3. Возведение в квадрат

Стандартизованные коэффициенты

Возводим в квадрат

Оборот розничной торговли, миллион рублей,

Объем платных услуг населению - всего, миллион рублей,

Оборот розничной торговли, миллион рублей,

Объем платных услуг населению - всего, миллион рублей,

Центральный федеральный округ

1

1

1

1

Северо-Западный федеральный округ

0,272334293

0,3008987

0,074166

0,09054

Южный федеральный округ

0,356313913

0,3068805

0,12696

0,094176

Приволжский федеральный округ

0,520986482

0,4488473

0,271427

0,201464

Дальневосточный федеральный округ

0,112824887

0,0242641

0,012729

0,000589

Таблица 3. Результаты исследования

Итог

Рейтинг

Центральный федеральный округ

2

1

Приволжский федеральный округ

0,164706

2

Южный федеральный округ

0,221135

3

Северо-Западный федеральный округ

0,472891

4

Дальневосточный федеральный округ

0,013318

5

Результаты исследования показали, что наибольшие расходы на товары и услуги у домашних хозяйств центрального федерального округа, второе место по расходам занимает приволжский федеральный округ, третье южный, наименьшие расходы на товары и услуги в дальневосточном федеральном округе. Дальнейший анализ проведем поверхностно.

Перейдем к анализу стоимостных показателей потребления товаров и услуг населением Российской Федерации за ряд лет. В приложении 2 представлены данные по обороту розничной торговли в миллионах рублей. Что нам показывает рост потребления в количественном плане, т.е. россияне стали больше тратить на товары и услуги.

Далее представлена структура оборота товарных бирж

Рис. 1 Структура оборота товарных бирж

Таким образом, поведенный анализ показал рост расходов в абсолютной сумме на товары в динамике. Далее проведем анализ расходов на услуги домашних хозяйств в динамке.

Ниже отражена динамика по потребленным платным услугам населением, визуальный анализ таблицы позволяет сделать вывод о том, что постоянно идет рост потребленных услуг населением, что связанно как с ростом стоимости услуг, так и с увеличением объема потребления.

Таблица 4. Индекс физического объема платных услуг населению - всего (в % к предыдущему году), процент

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Российская Федерация

82.3

94.5

105.9

98.8

106.6

104.7

101.6

103.7

106.6

108.4

106.8

107.6

107.9

В целом приведенный анализ показал, что расходы домашних хозяйств постоянно растут как на товары так и на услуги, вместе с тем отметим, что рост расходов на товары несколько выше чем рост расходов на услуги, что обусловлено политикой государства сдерживающей рост цен на тарифы и услуги, в частности коммунальные услуги, медицинские, бытовые, жилищные. В целом анализ показал, что идет рост расходов на товары и услуги, и рост стабилен. Но, данные выоды не однозначны в условиях настоящего кризиса, поскольку в условиях кризиса, по логике вещей потребление должно падать, в том числе на товары и услуги, безусловно граждане в условиях кризиса будут постепенно сокращать расходы до определенного минимума, но не ниже уровня 2000 года.

Заключение

В заключение еще раз отметим, что расходы населения на товары и услуги вплоть до 2008 года постоянно и уверенно росли, данный рост связан в основном с повышением материального благосостояния граждан. Улучшалось качество жизни населения РФ, хотя и неравномерно по субъектам, вместе с тем отметим, что тенденции по росту расходов на товары и услуги домашним хозяйствам в условиях кризиса должны существенно снизиться, данный фактор является достаточно мощным, и в современных условиях начиная с 2009 года по нашему мнению будет прослеживаться отрицательная динамика по потреблению товаров и услуг населением, снижение объема расходов на товары и услуги, связанного в основном с кризисным состоянием мировой экономики.

Список использованных источников

1. Статистические сборники Госкомстата по торговле и услугам населению за 1995 - 2007 гг.

2. Голуб Л.А. Социально-экономическая статистика. М.: Владос, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003.

3. Громыко Г.Л. Теории статистики: Практикум. М.: ИНФРА-М, 2003.

4. Гусаров В.М. Статистика: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001.

5. Рябушкин Б.Т. Национальные счета и экономические балансы: Практикум. М.: Финансы и ста-тистика, 2002.

6. Социально-экономическая статистика: Учеб. пособие / Н.П. Дащинская, С.С. Подхватилина, И.Е. Теслюк и др.; Под ред. С.Р. Нестерович. Минск: БГЭУ, 2000.

7. Методологические положения по статистике. М., 2003. Вып. 4.

8. Экономика и статистика фирм: Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой. М.: Финансы и статистика, 2006.

Приложение 1

Анализ товарной структура оборота розничной торговли (в фактически действовавших ценах; в процентах к итогу)

1992

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Все товары

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Продовольственные товары

45,7

46,6

46,5

46,2

46,6

46,2

45,7

45,7

45,3

45,0

Мясо и птица

4,9

5,3

4,9

5,9

5,8

5,4

5,7

6,1

5,9

5,7

Колбасные изделия

4,4

4,7

4,5

4,8

4,9

4,6

4,5

4,6

4,3

4,3

Мясные консервы

0,7

0,6

0,4

0,3

0,4

0,4

0,4

0,4

0,3

0,3

Продукция рыбная
пищевая товарная

1,1

1,6

2,2

2,2

2,0

1,9

1,8

1,7

1,7

1,7

Рыбные консервы

0,6

0,6

0,4

0,4

0,4

0,4

0,3

0,4

0,4

0,4

Животное масло

2,0

1,7

1,3

1,1

1,0

1,0

0,9

0,8

0,7

0,7

Растительные масла

0,5

0,7

0,8

0,7

0,8

0,9

0,8

0,7

0,6

0,6

Маргариновая
продукция

0,5

0,4

0,3

0,3

0,3

0,3

0,2

0,2

0,2

0,2

Цельномолочная
продукция

2,1

2,4

2,5

2,4

2,2

2,1

2,0

1,9

1,9

2,0

Сыры жирные (включая брынзу)

0,6

1,0

1,3

1,4

1,4

1,5

1,4

1,4

1,3

1,3

Яйца

1,2

1,4

1,1

1,0

1,0

0,9

0,9

0,9

0,8

0,8

Сахар

3,2

1,7

1,5

1,5

1,4

1,4

1,2

1,0

1,1

0,9

Кондитерские изделия

3,5

3,5

3,1

3,0

2,9

2,9

2,9

2,7

2,5

2,5

Чай

0,5

0,5

0,7

0,6

0,6

0,5

0,5

0,4

0,4

0,4

Хлеб и хлебобулочные изделия

3,5

4,0

3,8

3,4

3,0

2,8

2,8

2,6

2,4

2,3

Мука

0,7

0,7

0,9

0,7

0,6

0,5

0,6

0,5

0,5

0,5

Крупа

0,5

0,6

0,9

0,6

0,5

0,6

0,5

0,5

0,5

0,5

Макаронные изделия

0,6

0,7

0,7

0,6

0,6

0,6

0,6

0,5

0,5

0,5

Картофель

1,2

0,6

0,7

0,6

0,6

0,6

0,5

0,6

0,6

0,5

Овощи

1,9

1,5

1,4

1,4

1,5

1,6

1,2

1,3

1,3

1,3

Плоды, ягоды,
виноград

2,0

1,6

1,5

1,5

1,5

1,5

1,4

1,3

1,3

1,3

Алкогольные напитки
и пиво

7,5

8,3

9,7

10,1

10,4

10,4

10,2

9,6

8,9

8,4

Непродовольственные товары

54,3

53,4

53,5

53,8

53,4

53,8

54,3

54,3

54,7

55,0

Ткани

1,3

0,6

0,6

0,5

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,3

Швейные изделия

10,5

8,2

8,6

8,5

7,8

7,6

7,0

6,5

6,2

5,5

Меха и меховые
изделия

1,0

2,4

1,0

1,0

0,9

0,9

0,8

0,7

0,7

0,6

Трикотажные изделия

3,3

2,8

3,5

3,6

3,6

3,5

3,3

3,4

3,4

2,9

Чулочно-носочные изделия

0,6

0,4

0,5

0,5

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,3

Кожаная обувь

5,0

3,4

4,8

4,8

5,1

4,9

4,4

3,8

3,7

3,4

Синтетические моющие средства

0,4

0,4

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,4

0,4

0,4

Туалетное мыло

0,1

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,1

0,1

0,1

Парфюмерно-косметические изделия

1,0

1,6

1,6

1,7

1,5

1,5

1,4

1,5

1,5

1,5

Папиросы и сигареты

2,5

1,9

2,4

2,0

1,8

1,6

1,6

1,4

1,2

1,3

Часы

0,4

0,4

0,3

0,3

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

Радиоприемные устройства,

0,6

0,3

0,4

0,4

0,4

0,4

0,3

0,4

0,3

0,3

Телевизоры цветного изображения

1,4

1,0

0,7

0,8

0,8

0,7

0,8

0,9

0,8

0,8

Видеомагнитофоны

...

...

...

...

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

Персональные ЭВМ

...

...

...

...

0,4

0,4

0,5

0,5

0,6

0,6

Холодильники и морозильники

0,9

0,7

0,7

0,7

0,8

0,8

0,8

0,7

0,7

0,6

Стиральные машины

0,5

0,4

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,4

0,4

Легковые автомобили

2,6

5,3

6,2

6,6

7,7

7,8

6,3

7,6

7,0

7,4

Мотоциклы и мотороллеры

0,4

0,4

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

Велосипеды и мопеды

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

Мебель

2,7

1,9

1,8

1,9

1,9

1,8

1,8

1,8

1,7

1,7

Ковры и ковровые изделия

0,7

0,5

0,3

0,3

0,3

0,3

0,2

0,2

0,2

0,2

Ювелирные изделия

1,6

0,7

0,6

0,6

0,6

0,6

0,5

0,5

0,5

0,6

Строительные материалы

0,9

0,9

1,8

1,7

1,8

1,7

1,7

1,8

1,8

2,1

Медикаменты и лекарственные средства

0,2

1,3

3,1

3,2

3,3

3,3

3,1

2,9

2,9

2,9

Бензины автомобильные

1,3

2,4

3,3

3,1

4,0

4,4

5,1

5,6

5,7

5,8

Приложение 2

Оборот розничной торговли, миллион рублей, значение показателя за год

1995

1996

1997

1998

1999





Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную контрольную работу Вы можете использовать для выполнения своих заданий.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :