Министерство образования и науки Российской Федераций
Курганский государственный университет
Экономический факультет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: «Экология»
Вариант № 4
Выполнил:
Турбанов Д И
Группа:
ЭЗ-2717
Зачётная книжка:
№377014
Проверил:
Курган 2009
Оглавление
Антропогенные |
|||||||||||||||||||
воздействия |
|||||||||||||||||||
Тепловые |
|||||||||||||||||||
Целенаправленные воздействия |
Биосфера |
||||||||||||||||||
Площадные |
|||||||||||||||||||
Физические |
Шумовые |
||||||||||||||||||
Точечные |
|||||||||||||||||||
Радиоактивные |
|||||||||||||||||||
Статические |
|||||||||||||||||||
Электромагнитные |
|||||||||||||||||||
Динамические |
|||||||||||||||||||
Длительные |
Тяжёлыми |
||||||||||||||||||
металлами |
|||||||||||||||||||
Кратковременные |
Пестицидами |
||||||||||||||||||
Глубинные |
Отдельными |
||||||||||||||||||
Химические |
химическими |
||||||||||||||||||
веществами |
|||||||||||||||||||
Приповерхностные |
и элементами |
||||||||||||||||||
СПАВ |
|||||||||||||||||||
Прямые |
|||||||||||||||||||
Пластмассами |
|||||||||||||||||||
Косвенные |
|||||||||||||||||||
Механические, |
|||||||||||||||||||
физические, |
Биогенные |
||||||||||||||||||
химические |
|||||||||||||||||||
биологические |
|||||||||||||||||||
Биологические |
Микробиологические |
||||||||||||||||||
Генная инженерия |
|||||||||||||||||||
Схема 1 Классификация целенаправленных |
Схема 2 Виды загрязнений окружающей среды |
||||||||||||||||||
антропогенных воздействий на биосферу |
|||||||||||||||||||
Загрязнение среды |
||||||||||||||||||
Стационально-деструкционое |
||||||||||||||||||
Ингредиентное |
Параметрические |
Биоценотическое |
||||||||||||||||
Комплексный фактор беспокойства |
Вырубка лесных насаждений |
Эрозия почв |
||||||||||||||||
Минеральное |
Органическое |
|||||||||||||||||
Нарушение баланса популяций |
Зарегулирование водотоков |
Осушение земель |
||||||||||||||||
Продукты сгорания ископаемого топлива |
Продукты сгорания в ДВС |
Бытовые стоки и мусор |
||||||||||||||||
Случайная и направленная интродукция и акклиматизация видов |
||||||||||||||||||
Карьерная разработка ископаемых |
Урбанизация |
|||||||||||||||||
Отходы химических производств |
Ядохимикаты и удобрения |
Микробиоло-гические препараты |
||||||||||||||||
Лесные и степные пожары |
||||||||||||||||||
Нерегулируемый сбор, отлов, отстрел, браконьерство |
Дорожное строительство |
|||||||||||||||||
Шахтные отвалы и терриконы |
Аварийные сбросы в акваториях |
Отходы пищевой промышлен-ности |
||||||||||||||||
Перепромысел |
Прочие формы, связанные с разрушением и преобразованием экосистемы |
|||||||||||||||||
Отходы металлургий |
Нефтедобыча и нефтепереработка |
Отходы животно-водства |
||||||||||||||||
Прочие |
Прочие |
|||||||||||||||||
Тепловое |
Шумовое |
Световое |
Радиационное |
Электромагнитное |
||||||||||||||
Схема 3 Классификация загрязнения экологических систем. |
||||||||||||||||||
2.1 Экологическая безопасность
Рассмотренные выше примеры антропогенных воздействий и экологических поражений -- от локальных техногенных катастроф до глобального экологического кризиса -- свидетельствует о том, что современное состояние системы экосферы представляет собой значительную опасность для всего человечества, биосферы и техносферы Земли. За короткий исторический срок хозяйственная деятельность человека дестабилизировала всю систему, вызвав глобальный экологический кризис. В силу существующих в системе внутренних связей эта дестабилизация ударяет по самому человеку (эффект бумеранга). Наступил момент, когда на человека воздействует измененная им природа. Эта опасность тем реальнее, чем выше численность и технико-экономический потенциал человечества. Это -- «экологическая опасность» (Реймерс, 1992). Для того, чтобы противостоять экологической опасности, необходимо развивать новые формы взаимодействия общества и природы. Возникает комплексная эколого-экономическая, научно-техническая и правовая проблема -- обеспечение экологической безопасности.
Существует «Концепция экологической безопасности РФ», утвержденная Минприроды России в 1994 г. Однако теоретические основы экобезопасности находятся пока в стадии разработки. Само понятие «экологическая безопасность» трактуется различным образом. Основываясь на общем определении понятия «безопасность», установленном Законом РФ «О безопасности» (1992 г.), предлагается следующее определение:
«экологическая безопасность -- состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в процессе взаимодействия общества и природы от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду». Оно может быть сведено к краткой формуле: «состояние защищенности от опасности». Но так же, как защита не исчерпывает защищенности, так и состояние защищенности не исчерпывает безопасность.
Поэтому общие понятие «Экологическая безопасность» включает в себя конкретные действия в сферах: природопользование; природоохрана; экополитика и др.
Безопасность сложной системы определяется не столько субъектами защиты или факторами внешней защищенности, сколько внутренними, свойствами -- устойчивостью, надежностью, способностью к авторегуляции. В наибольшей степени это относится именно к экологической безопасности. Человек, общество, государство не могут быть гарантами собственной экологической безопасности до тех пор, пока продолжают нарушать устойчивость и биотическую регуляцию окружающей природной среды.
2.2 Управление природопользованием и экологическая политика
Организация природопользования -- важное направление социально-политической деятельности государства, поэтому отличительной особенностью современного этапа хозяйственного развития является формирование представлений о тесной взаимосвязи экономического и экологического благополучия.
В хозяйственной деятельности предприятий отсутствует механизм, опирающийся на экономический инструментарий стимулирования природоохранных мероприятий. Создание такого инструментария в настоящее время чрезвычайно актуально и необходимо. Это определяется не только внутренними потребностями России, но и процессом интеграции страны в мировое сообщество и возникающими в этой связи объективными требованиями использования в хозяйственной практике мировых стандартов.
Проблемы, которые исследуются в рамках экономики природопользования, можно объединить в две большие группы. Во-первых, это проблемы наиболее эффективного использования экономикой природных ресурсов и, во-вторых, это проблема поиска и обоснования наиболее целесообразных методов предотвращения и ликвидации ущерба от загрязнения окружающей среды. Эти проблемы должны решаться на основе закономерностей естественно-исторического характера, а также с учетом изменяющихся потребностей общества, формирования новой системы ценностей на фоне экономических проблем современности.
Понятие управления природопользованием вошло в употребление в России в конце 80-х гг. Управление -- это совокупность мер регулирования состояния системы в целях сохранения ее устойчивости. Содержательный смысл управления природопользованием раскрывается в конкретных формах его организации и выбранной системе воздействий. Цель управления -- обеспечение экологически безопасного и устойчивого развития. Характер системы управления определяется прежде всего поставленной целью и зависит от особенностей конкретной территории, что влияет на специфику природопользования и требует регионального подхода к организации систем управления природопользованием.
Системы управления природопользованием зависят от методов управления, которые определяются на основе информационного и нормативно-правового обеспечения управления процесса управления. Организация системы управления природопользованием включает: формирование экологической политики; определение целей, задач, приоритетов экополитики; выработку стратегии природопользования; выбор методов управления; создание информационного и нормативно-правового обеспечения управления природопользованием; создание институциональной инфраструктуры.
Основной составляющей системы управления природопользованием является экологическая политика, т. е. политика по отношению к окружающей природной среде, рациональному природопользованию и уровню экологической безопасности. В иерархической структуре экополитики выделяется четыре основных уровня:
I. международно-глобальная экополитика;
II. региональная (макрорегиональная) экополитика;
III. национальная (государственная) экополитика;
IV. локальная экополитика аналог государственной;
Цели и задачи экополитики устанавливаются на глобальном и национальном уровнях. На региональном и местном уровнях они конкретизируются, исходя из специфики территории, определяются приоритеты. На национальном и региональном уровнях определяются стратегические цели. Это цели, задачи и приоритеты, приведенные в соответствие с особенностями территории, ее возможностями.
Рассмотрим стратегические цели, задачи и принципы государственной политики в области природопользования и охраны окружающей среды России.
Стратегической целью государственной экополитики является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечение экологической безопасности страны.
Государственная экополитика базируется на следующих принципах:
· устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим, и признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы;
· приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;
· справедливое распределение доходов от использования природных ресурсов и доступа к ним;
· предотвращение негативных экологических последствий в результате хозяйственной деятельности, учет отдельных экологических последствий;
· отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды;
· природопользование на платной основе и возмещение населению и окружающей среде ущерба, наносимого в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды;
· открытость экологической информации;
· участие гражданского общества, органов местного самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Для реализации стратегических целей, исходя из внутренних и внешних объективных предпосылок, намечаются более конкретные направления действий. Основными направлениями государственной экологической политики России являются:
a) Обеспечение устойчивого природопользования. Основными задачами в указанной сфере являются неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновимых природных ресурсов;
b) Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение. Основной задачей в указанных сферах является снижение загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами, отходами, а также удельной энерго- и ресурсоемкости продукции и услуг;
c) Сохранение и восстановление природной среды. Основными задачами в указанной сфере являются сохранение и восстановление ландшафтного и биологического разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности
Выделим приоритетные направления экополитики России:
· обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности, реабилитация территорий и акваторий, пострадавших в результате техногенного воздействия на окружающую среду;
· улучшение качества жизни, здоровья и увеличение продолжительности жизни населения путем снижения неблагоприятного воздействия экологических факторов и улучшения экологических показателей окружающей среды;
· выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
· предотвращение террористических актов, вызывающих ухудшение экологической обстановки и деградацию природной среды;
· организация контроля за ввозом, использованием и распространением на территории страны чужеродных видов и генетически измененных организмов.
На основе выделенных направлений определяются механизмы их реализации и конкретные методы -- инструменты экополитики. Известно около 40 различных инструментов экополитики. Они делятся на фискальные и нефискальные. К нефискальным инструментам относят, например, правовое обеспечение природоохранной деятельности, экологическое нормирование, образование и др. Фискальные инструменты (непосредственно связанные с финансами) делят на два вида: связанные с государственными доходами (лицензирование природопользования, налоги); связанные с государственными издержками (природоохранные целевые инвестиции, государственная поддержка экологических направлений НИОКР, государственное финансирование природоохранных мероприятий, экологических программ и пр.). В настоящее время среди важнейших механизмов реализации экополитики в России следует выделить: правовой, административный, экономический,информационный.
Обычно, когда говорят о механизмах реализации экологической политики, выделяют три подхода:
ь прямое регулирование, связанное с воздействием государства (нормативно-правовые, административно-контрольные меры, прямое регулирование и т.д.);
ь экономическое стимулирование, связанное с развитием рыночных механизмов;
ь смешанные механизмы, сочетающие два первых подхода.
В области природопользования и природоохранной деятельности наибольшее распространение получило прямое регулирование, базирующееся на законодательстве. Как следует из теории и практики последних десятилетий, решать экологические проблемы только на базе государственного регулирования и рынка не удается. Имеется ряд принципиальных причин, определяющих «провалы рынка» (экстерналии, отсутствие или заниженность цен, общественные блага и др.) и неэффективность государственной политики (субсидии, налоги и др.) в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. В связи с этим наиболее приемлемы смешанные механизмы, позволяющие реализовывать эколого-экономическую политику на основе государственного регулирования и рыночных инструментов.
2.3 Административные методы управления
В современном механизме управления природопользованием и природоохранной деятельностью применяются следующие разновидности инструментов: административно-контрольные инструменты экологического управления; экономические инструменты охраны окружающей среды и природопользования; инструменты морально-этического воздействия и убеждения. Административно-контрольные инструменты предназначены для прямого воздействия на экологические результаты деятельности хозяйствующих субъектов. Данные инструменты подразделяются на рычаги жесткого (Схема 4 -- под номерами 1, 3, 4, 5) и мягкого (под номерами 2, 6, 7, 8) регулирования.
Административно-контрольные инструменты управления |
|||
природопользованием и природоохранной деятельностью |
|||
1. Экологическое и природно-ресурсное законодательство, а также |
|||
экологические требования в общем (гражданском, уголовном, |
|||
экологические требования в общем (гражданском, уголовном, |
|||
2. Экологический мониторинг. |
|||
3. Экологические стандарты и нормативы: |
|||
-- нормативы и лимиты на выброс (сброс) загрязняющих веществ |
|||
стационарными и передвижными источниками загрязнения; |
|||
--нормативы образования и размещения отходов; |
|||
--лимиты водозабора и лесопользования; |
|||
--квоты на добычу биоресурсов; |
|||
--нормативы посещаемости особо охраняемых природных территорий; |
|||
-- нормы отстрела промысловых животных, сбора дикорастущих растений и т.п.; |
|||
--запреты на размещение в конкретных местах загрязняющих видов |
|||
деятельности, на использование токсичных веществ и тяжелых металлов. |
|||
4. Лицензирование хозяйственной деятельности: |
|||
--связанной с воздействием на окружающую природную среду и здоровье |
|||
человека; |
|||
--обеспечивающей экологический мониторинг и контроль. |
|||
5. Экологическая сертификация (маркировка). |
|||
6. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая |
|||
экспертиза проектов |
|||
7. Экологические и ресурсные целевые программы. |
|||
8. Экологический аудит. |
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экологический аудит |
Контрольная работа | Разработка проектно-конструкторской документации для изготовления женского жакета по образцам моделей |
Контрольная работа | Система маркетинговых коммуникаций |
Контрольная работа | Оцінка фінансового стану комерційного банку |
Контрольная работа | Коллективные договоры и соглашения |