Группировка статистических данных
Понятие о статистической сводке и группировке.
Изучая массовые общественные явления, статистика собирает сведения о каждой единице совокупности но не для характеристики отдельной единицы, а для получения обобщающих показателей по совокупности в целом. Например, при переписи населения получают сведения о каждом человеке (пол, возраст, образование, национальность и др.). Однако сбор этих сведений не имеет целью изучение возраста или образования отдельно каждого человека: их используют для получения обобщающих показателей по стране в целом о численности населения и его составе.
Чтобы полученные в результате статистического наблюдения данные могли быть использованы для характеристики изучаемой совокупности в целом, они должны быть научно обработаны, приведены в определенную систему, подсчитаны, обобщены. Такая систематизация и подсчет статистических данных является статистической сводкой. Цель сводки заключается в обобщении результатов статистического наблюдения. Например, сводка отчетных данных предприятий местной промышленности:
План перевыполнен на 10000 тыс. грн. Такая сводка называется простой, т.к. для получения итоговых показателей ограничились суммированием показателей по каждому предприятию.
Простая сводка дает видимость благополучия: план по управлению в целом перевыполнен, а в действительности, не все предприятия выполнили план. Чтобы выделить эти предприятия, отделить их от предприятий, выполнивших план, нужно все предприятия разделить на две группы:
а) выполнившие план реализации продукции;
б) не выполнившие план реализации.
НаименованиеПредприятий |
Объем реализованной продукции(тыс.грн.) |
||
|
По плану |
По факту |
|
Кирпичный заводЛеспромхозСтекольный заводЦементный завод«Стройдеталь»«Промтара»Фанерная тараМебельная фабрикаХлебозаводМелькомбинат |
2000042000250007100035000104000930006180084000113000 |
2200043200250007120034800105100923006070086000119500 |
|
Итого |
649800 |
659800 |
Таблица 2. Группировка предприятий по выполнению плана реализации продукции.
Группыпредприятий |
Число предприятий |
Объем реализованной продукции |
Реализовано сверх или недодано |
||
По плану |
По факту |
||||
Выполнившие и перевыполнившие план |
6 |
434000 |
447000 |
+13000 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Не выполнившиеплан |
4 |
215800 |
212800 |
-3000 |
|
Итого |
10 |
649800 |
659800 |
+10000 |
Приступая к группировке статистического материала, нужно четко определить ее цели и задачи. Важнейшей задачей статистических группировок является выделение существующих в действительности общественно экономических типов явлений.
Группировка, в результате которой выделяются социально-экономические типы, называется типологической. Придерживаясь этого требования, статистика дает возможность видеть общественные явления такими, какие они есть, во всей их сложности, чтобы за грудами цифр не исчезли экономические типы явлений. При сводке данных переписей (или учетов) скота, выделяют скот, принадлежащий различным категориям (типам) хозяйств.
Примерами типологических группировок могут служить группировки хозяйств по формам собственности; населения - по общественным группам; работников - на занятых физическим или умственным трудом.
Кроме типологической группировки существуют также аналитическая и структурная группировка. Аналитическая группировка - группировка, выявляющая взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками.
Группировка структурная - группировка, выявляющая состав, строение однородной в качественном отношении совокупности статистической по определенным признакам. Например, состав населения по полу, возрасту, уровню образования, роду занятий и т.д.
Сопоставление данных структурных группировок во времени дает представление о структурных сдвигах.
Многообразию общественных явлений, изучаемых статистикой, соответствует и многообразие применяемых статистикой группировок. В зависимости от сущности изучаемых явлений с задач исследования необходимы различные приемы группировок:
по разным признакам, с различными интервалами, с большим или меньшим числом выделяемых групп.
Различными могут быть показатели, применяемые для характеристики каждой группы.
Например, при группировке отраслей промышленности по экономическому назначению продукции, выделяются отрасли, производящие средства производства, и отрасли, производящие предметы потребления. В большинстве случаев качественные отличия не выступают столь отчетливо. Например, выделение в отраслях промышленности крупных, средних и мелких предприятий является достаточно сложной в методологическом отношении задачей. В подобных случаях после предварительной наметки возможных типов на основе четкой формулировки задач необходимо определить те признаки, которые положены в основу выделения типов - так называемые группировочные признаки.
Группировка может производится как по одному так и по нескольким признакам одновременно. Группировку по одному признаку называют простой или одномерной, а группировку по двум или нескольким признакам - комбинационной или многомерной. Выбор группировочных признаков всегда должен быть основан на анализе количественной природы исследуемого явления.
Использование одного признака может привести к искажению действительности, поскольку в ней, как правило, переплетаются противоположные тенденции и направления. Множественность признаков, характеризующих объекты, является следствием многообразия реальных связей между объектами.
В зависимости от вида группировочных признаков различают группировки по количественным и качественным признакам. Качественный - отражает определенные свойства, качества данного явления и записывается в виде текста.
Если качественный признак имеет мало разновидностей, то количество групп определяется числом этих разновидностей. Например, группировки населения по полу, семейному положению, образованию, деление на сельское и городское. Но нередки случаи, когда качественный признак может иметь большое число разновидностей и перечислить их все не возможно. Например, профессии рабочих, номенклатура выпускаемой продукции, виды основных фондов. В таких случаях разрабатывают классификацию разновидностей, т.е. сходные по основным особенностям разновидности объединяются в группы (классы).
Под классификацией обычно понимается более устойчивое разграничение единиц наблюдения, чем при группировке.
Кроме группировок по качественным признакам часто приходится производить группировку по качественным признакам. Например, группировка населения по возрасту, рабочих по разрядам, по степени выполнения норм и т.д. В ряде случаев группировки, на первый взгляд, качественные, в действительности основываются на количественных признаках. Например, при группировке детей по возрасту выделяют: 1) ясельный возраст; 2) дошкольный; 3) школьный. При отнесении в ту или иную группу руководствуются тем, что в яслях дети находятся до 3 лет, а в дошкольную группу относят детей в возрасте до 6-7 лет и, наконец, в третью группу дутей возрастом до 17 лет.
При группировке по количественному признаку нужно установить количество групп, на которые следует разбить весь диапазон изменения количественного признака, и в соответствие с числом групп определить интервалы группировки.
3. Техника выполнения группировок.
Группировка, показывающая распределение элементов совокупности по какому-то одному признаку, называется рядом распределения. Если ряд распределения построен по признаку, имеющему качественное выражение, то он является вариационным рядом. Вариационные ряды бывают интервальными и дискретными.
Интервальный ряд содержит распределение совокупности явлений на группы, ограниченные определенными интервалами. (от - до).
Примером интервального ряда может быть распределение колхозов и совхозов на группы по урожайности сельскохозяйственных культур, по размерам валового дохода на 100 га пашни. Рассмотрим пример группировки по урожайности.
Таблица 1. Распределение колхозов района по урожайности.
Урожайность озимойпшеницы с 1 га |
Число колхозов |
Удельный вес в% |
|
До 1515-2020-2525-3030 и выше |
261895 |
5,015,045,022,512,5 |
|
Итого |
40 |
100 |
Число рабочих мест |
Число магазинов |
|
123 |
685140 |
Таблица 2.
Группы Предприятий по кол-ву установл.ст. |
Кол-воПредпр |
Кол-во установленного оборудования тыс.ед. |
Удельный вес работавшего оборудования% к установл |
Ксм работы оборудования |
|
До 5051-100101-200201-500501-10001001-20002001 и выше |
173300537867512241142 |
6,426,382,9277,9350,1310,4488 |
80828385858585 |
1,21,261,301,381,401,411,48 |
Таблица. Макет статистической таблицы.
Общий заголовок.
Сказуемое Подлежащее |
Верхние внутренние заголовки |
|||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Боковые заголовки |
||||||
Итог |
Примечание к таблице (используется только тогда когда необходимо специально пояснить прием расчета, указать источник данных, оговорить специфический характер отдельных показателей.
Пример.
Группы хозяйств по годовому удою на корову, ц |
Число хозяйств в группе |
Среднегодовой надой на одну корову, ц |
Себестоимость 1ц молока, руб. |
Расход кормов на 1ц молока |
|
До 40 40-50 45-50 свыше 50 в среднем |
17 26 43 14 100 |
37,2 42,4 48,1 53,3 45,5 |
313 275 248 225 263 |
1,39 1,31 1,22 1,08 1,25 |
По характеру подлежащего различают таблицы трех видов: простые, групповые, комбинационные. Подлежащее простой таблицы представляет собой перечень изучаемых явлений:
Таблица. Показатели обеспеченности населения медицинской помощью на конец года.
Показатели |
1940 |
1950 |
1960 |
1972 |
|
Численность врачей, всего Число врачей на 10000 человек населения Число больничных коек на 10000 человек населения |
155,3 7,9 40,2 |
265 14,6 56,0 |
431,7 20 80,4 |
731,8 29,4 112,3 |
Таблица по своему построению является простой, так как в подлежащем ее нет группировки. Простые таблицы широко распространены в статистике, часто они недостаточны для анализа, поскольку не содержит группировки статистических данных.
Таблицы, которые содержат в подлежащем группировку, называются групповыми:
Таблица. Выпуск специалистов по отраслевым группам «Высших учебных заведений», тыс.чел.
Группы ВУЗов |
1960 |
1972 |
1986 |
|
Промышленности и строительстваТранспорта и связиСельского хозяйстваЭкономики и праваЗдравоохранения, физкультуры и спортаПросвещенияИскусства и кинематографии |
95,216,134,725,030,7139,12,5 |
250,431,259,654,553,3227,67,7 |
510,564,1120,3104,1132,3478,512,2 |
|
Всего |
343,3 |
684,3 |
1422,1 |
Распределение учащихся по группам классов |
Численность учащихся, млн. |
Из них |
||||
|
В городских поселениях |
В сельской местности |
||||
Млн. |
% |
Млн. |
% |
|||
1-34-89-10итого |
13,925,45,144,4 |
6,813,02,922,7 |
49515751 |
7,112,42,221,7 |
51494349 |
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Инвестиционная политика предприятия |
Контрольная работа | Становление и развитие педагогической мысли в России |
Контрольная работа | Денежно-кредитная политика государства |
Контрольная работа | Игра дошкольника |
Контрольная работа | Автоматизированные информационные системы в экономике |