КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: "Маркетинг"
ТЕМА: "тенденции рынка труда маркетинговых профессий"
Содержание
Введение
Характеристика рынка труда
Спрос и предложение на рынке труда
Требования к маркетинговым профессиям
Оплата труда квалифицированных специалистов и менеджеров
Обзор рынка труда в сфере "Маркетинг/Реклама/PR"
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Объемы бизнеса ведущих компаний постоянно увеличиваются, то и дело открываются новые российские и зарубежные фирмы, специализирующиеся в разных отраслях промышленности. Для всех них требуется квалифицированный персонал, в первую очередь ощутима нехватка профессиональных управленческих кадров.
За последние несколько лет ситуация на рынке труда коренным образом изменилась - на смену «постперестроечной» массе граждан, желающих найти работу на любых условиях и согласных на минимальную зарплату, начинают приходить профессионалы. Вчерашние выпускники вузов, еще 5-6 лет назад готовые работать буквально «за копейки», выросли в специалистов, за которыми гоняются работодатели. Последние начинают осознавать, что успех их бизнеса напрямую зависит от профессионализма и мотивации сотрудников.
Исходя из этого, время ставит перед руководителями новые задачи: как найти оптимальный персонал для осуществления бизнеса и удержать «нужных» людей?
Эта проблема задает новые задачи уже самим работникам - какие специальности будут востребованы в ближайшее время, как повысить свою ценность на рынке труда и, наконец, на какое материальное вознаграждение стоит рассчитывать в той или иной сфере?
В данной курсовой работе главной целью является исследование рынка труда маркетинговых профессий.
Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
Рассмотреть тенденции на рынке труда;
Проанализировать спрос и предложение на рынке труда;
Проанализировать заработную плату специалистов в области маркетинга.
Данная тема актуальна т.к. жесткая конкуренция, спровоцированная кризисом, повысила спрос на специалистов маркетинговых профессий, способных профессионально оценивать рыночную конъюнктуру и определять перспективные направления развития бизнеса.
ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ТРУДА
Учитывая высокий спрос на «золотую элиту» среди профессионалов, представляется логичным и резкий рост их заработной платы. По словам старшего менеджера Pricewaterhouse Coopers Юлии Кулланда, размер вознаграждения напрямую зависит от двух составляющих - должности и параметров компании (размер, значимость для рынка, подразделение или головной офис). Зарплата в российских компаниях растет быстрее, чем в западных, но в большей степени это касается руководителей высшего звена и топ-менеджеров. Одна из причин этого, казалось бы, парадоксального явления, в том, что стартовые зарплаты у россиян намного ниже, чем у «западников», так что на общий уровень рынка этот парадокс не влияет. Особенно очевидна эта зависимость в финансовом секторе, где зарплата высшего руководства более чем в 2 раза выше, чем на аналогичных позициях в российских и зарубежных компаниях разного профиля.
За последнее время на рынке труда повысился спрос на профессионалов в области маркетинга, и, в частности, наиболее востребованными, по нашим данным, остаются специалисты указанных ниже специальностей.
1. Компания (руководители служб маркетинга) хочет иметь грамотный отдел маркетинга, чтобы прогнозировать развитие предприятия и прибыли. Несколько лет назад функции отдела маркетинга сводились к анализу данных о продажах и деятельности конкурентов -- сейчас этого недостаточно и предприятия ощущают потребность в стратегическом планировании своей деятельности. Это подтверждают материалы конференции по стратегическому планированию, проведенной в 2000 г. компанией “БизнесКонсалтинГрупп”, где многие ведущие маркетологи страны и руководители крупных компаний пришли к выводу, что стратегическое планирование деятельности предприятия жизненно необходимо в сложившихся в России условиях.
2. Менеджеры по торговой марке. В России за последние несколько лет стали развиваться мощные производственные компании, и им требуются высококвалифицированные специалисты, которые будут работать над выводом новых продуктов и новых торговых марок не только на российский, но и на зарубежный рынок.
3. Узкоспециализированные маркетологи. Как уже говорилось выше, в отделах маркетинга наблюдаются тенденции к диверсификации деятельности маркетологов, что приводит к необходимости набирать новый персонал или переориентировать старый.
Каждый сотрудник рано или поздно задумывается о смене работы. Это происходит по разным причинам -- от желания карьерного и профессионального роста до неудовлетворенности ситуацией в компании. В процессе работы по подбору персонала в области маркетинга выделяют наиболее часто упоминаемые мотивации к смене работы среди специалистов разного уровня в сфере маркетинга (см. табл. 1).
Таблица 1 - Основные мотивации сотрудников отделов маркетинга при смене работы
Высшее звено | |||
Среднее звено |
Начальное звено |
||
Не соответствие руководителя стратегическим планам руководителя фирмы. Невозможность по истечении времени объективно оценивать свою деятельность и деятельность подчиненных. Отрицание нововведений. Переход в крупную и развивающуюся западную российскую компанию. Объем работ и "проблемные участки" (некоторых специалистов пугает большой объем работ, а некоторых - привлекает). Невозможность карьерного роста в данной компании. Заработная плата. "Социальный пакет" (на разных должностях - по-разному, от покупки квартиры до оплаты хобби). Личные конфликты. |
Приход новой команды. Несоответствие занимаемой должности (по мнению руководителя). Работа в известной перспективной компании. Интерес к марке (часто опытные менеджеры отказываются от работы с известной маркой, т. к. это перестает быть для них интересным, предпочитая раскручивать новые). Отсутствие желаемого объема работ на старом месте работы. Заработная плата. Личные конфликты. |
Невыполнение конкретных задач. Проблемы с дисциплиной. Работа в крупной стабильной компании. Заработная плата. Удаленность от места работы. Личные конфликты. |
|
В настоящее время наличие специального образования является одним из формальных требований, предъявляемых к кандидатам на должности маркетологов всех уровней. И без диплома быть востребованным на рынке труда становится все сложнее. Если же речь идет о вакансии на должности высших руководителей в сфере маркетинга, то здесь все чаще оказываются востребованы специалисты с дополнительным магистерским или другим образованием в области маркетинга.
Большинство российских вузов, следуя спросу на специалистов данного профиля, уже включили в свою программу обучение студентов по специальностям “Маркетинг и реклама”. Многие специалисты, не имеющие профильного образования, стараются его получить как в России, так и за рубежом, чтобы повысить свой профессиональный уровень, и как показывает практика, все больше компаний выдвигают одним из обязательных требований наличие специального образования по маркетингу.
Кроме того, помимо всевозможных формальных и профессиональных требований работодателей, очень большое значение имеет сезонность, которая влияет на потребность в подборе персонала, причем не только в области маркетинга. Таким образом, из приводимого рисунка можно увидеть, что наибольшая потребность в персонале существует весной и осенью, летом наблюдается спад деловой активности, так как в летнее время многие руководители находятся в отпусках, но, с другой стороны, в этот период можно рассматривать очень интересные предложение при минимуме конкуренции со стороны других претендентов на вакансию.
На рынке труда за последний год прослеживается две основных тенденции: первая- это насыщение рынка маркетологами среднего и низшего звена, а вторая - это нехватка высокопрофессиональных кандидатов, которые могли бы занимать пост вице-президента по маркетингу. Многие компании на российском рынке на данный момент осознают важность стратегического развития бизнеса, и естественным желанием является иметь у себя в организации, грамотный отдел маркетинга, во главе с профессиональным руководителем.
В середине 2008 году экономика России вновь столкнулась с серьёзными проблемами. Многие фирмы прекратили свою деятельность, тысячи специалистов остались без работы. Пытаясь вывести предприятия из кризиса, руководители предприятий предприняли серьёзные шаги по сокращению затрат, в том числе и затрат на персонал. Многие менеджеры потеряли работу, остальным в несколько раз снизили заработную плату. Серьёзной реформации подверглись и отделы маркетинга в компаниях. Требования к менеджерам по маркетингу в корне изменились. Основным показателем деятельности маркетолога в после кризисной России, стало умение прогнозировать продажи и повышать их. Многие специалисты из этой сферы были вынуждены сменить место работы или работать по непрофильной специальности.
В данный момент на рынке труда прослеживается две основных тенденции: первая- это насыщение рынка маркетологами среднего и низшего звена, а вторая - это нехватка высокопрофессиональных кандидатов, которые могли бы занимать пост вице-президента по маркетингу. Многие компании на российском рынке на данный момент осознают важность стратегического развития бизнеса, и естественным желанием является иметь у себя в организации, грамотный отдел маркетинга, во главе с профессиональным руководителем.
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА
Сегодня все заняты снижением расходов. И персонал -- первое, на чем хочется сэкономить, ведь, как известно, именно эти расходы составляют значительную долю всех издержек компании. Но сокращения, уверяют специалисты, не единственный выход в трудной финансовой ситуации. Мол, самое время заняться аудитом построенной системы и посмотреть, где еще можно изыскать скрытые резервы. Многие так и сделали. И обнаружили, что штаты раздуты, одни и те же функции выполняют несколько человек, из-за этого эффективность работы низкая, несоразмерная затратам, и т.п. И, как ни крути, вопрос с персоналом все равно надо решать. И его решают. Единственное, сокращая сегодня персонал, стоит при этом помнить, что кризис закончится, наступит время, когда нужно будет делать рывок вперед и наверх. И хорошо бы, чтобы завтра это было с кем сделать. Собственно, большинство компаний, как это ни крамольно звучит, должны быть в некоторой степени благодарны кризису. Когда еще дошли бы руки до пересмотра того, что и как строили много лет. И выяснить наконец, что самые слабые места в управлении -- оценка персонала и контроль. Иначе бы, наверное, штаты не были так раздуты. Так что как это ни банально, но три кита менеджмента -- четкая постановка задач, контроль их выполнения и стимулирование полученных результатов -- по-прежнему в почете. Чтобы ни говорили о том, что мир перевернулся.
Как следствие увеличения количества резюме и сокращения числа вакансий с начала сентября 2008 года наблюдается рост индекса HeadHunter1. Индекс HeadHunter показывает соотношение спроса и предложения на рынке труда. По сравнению с началом 2008 года индекс HeadHunter почти во всех отраслях вырос в 2-5 раз, только в профессиональной сфере «Производство» он увеличился лишь в полтора раза. Значительнее всего индекс HeadHunter вырос в следующих профессиональных областях: «Начало карьеры/студенты», «Высший менеджмент», «Управление персоналом».
Как видно из представленных ниже таблиц 2 и 3, мировой финансовый кризис внес существенные изменения в рейтинги профессий.
Таблица 2 - Рейтинг трудоизбыточных специальностей, Москва
Позиция в рейтинге |
Специализация |
Индекс HeadHunter октябрь-ноябрь 2008г. |
|
1 |
Директор по персоналу |
14,40 |
|
2 |
Финансовый менеджер |
11,46 |
|
3 |
PR-менеджер |
9,66 |
|
4 |
Директор по IT |
8,88 |
|
5 |
Копирайтер |
8,05 |
|
6 |
Рекрутер |
7,74 |
|
7 |
Менеджер по рекламе |
7,71 |
|
8 |
Финансовый директор |
7,56 |
|
9 |
Переводчик |
7,34 |
|
10 |
Менеджер по маркетингу |
7,22 |
|
11 |
Экономист |
7,13 |
|
12 |
Менеджер проекта (Маркетинг) |
6,92 |
|
13 |
Юрист/юрисконсульт |
6,71 |
|
14 |
Директор по маркетингу |
6,47 |
|
15 |
Инвестиционная компания |
6,05 |
|
16 |
Архитектор |
5,21 |
|
17 |
Финансовый контроллер |
5,19 |
|
18 |
Специалист по обучению и повышению квалификации сотрудников |
5,11 |
|
19 |
Финансовый аналитик |
4,94 |
|
20 |
Банковский специалист по кредитам |
4,72 |
|
Наиболее резко по сравнению с началом года изменилась ситуация по следующим специализациям: «архитекторы» и «рекрутеры», которые еще в начале 2008 года были одними из самых дефицитных специалистов. А уже в октябре-ноябре 2008 года наблюдался переизбыток таких кандидатов из-за резкого падения спроса на них и, как следствие, увеличения количества резюме от соискателей.
По-прежнему сохраняется некоторый дефицит «менеджеров по продажам», ИТ - специалистов, а также работников сферы «Страхование». Также можно выделить увеличение спроса на специалистов из сферы «Медицина и фармацевтика».
Таблица 3 - Рейтинг дефицитных специальностей, Москва
Специализация |
Индекс HeadHunter октябрь-ноябрь |
Позиция в рейтинге январь - февраль 2008г. |
Позиция в рейтинге октябрь-ноябрь 2008г. |
Специалист по поддержке пользователей (Информационные технологии)
0,17
1
1
Менеджер по продажам (Страхование)
0,30
8
2
Мерчендайзер
1,00
-
3
Тестировщик
1,02
11
4
Медицинский представитель
1,08
26
5
Web-дизайнер
1,24
19
6
Страховой агент
1,29
1
7
Продакт - менеджер (Медицина и фармацевтика)
1,45
29
8
Менеджер по продажам
1,47
22
9
Провизор/фармацевт
1,55
58
10
Web-мастер
1,56
5
11
Андеррайтер
1,69
10
12
Программист/разработчик
1,69
3
13
Инженер (Информационные технологии)
1,70
6
14
Бухгалтер
1,77
8
15
Секретарь
1,86
2
16
Врач
2,06
-
17
Инженер (Строительство)
2,07
12
18
Торговый представитель
2,14
14
19
Специалист по продаже финансовых продуктов (Банки и инвестиции)
2,19
7
20
Требования к маркетинговым пофессиям
Рассмотрим классификацию специалистов в области маркетинга в соответствии с теми задачами, которые они должны решать в компании, и требованиями, выдвигаемыми к ним работодателями. Всего были проанализированы данные по 8 специализациям в сфере маркетинга:
* Директор по маркетингу
* PR-менеджер
* Бренд-менеджер
* Аналитик
* Исследователь рынка
* Менеджер по рекламе
* Дизайнер
* Event-менеджер
У работодателей существует четкое представление о функциональных обязанностях, требуемом уровне профессиональной компетенции соискателей.
Помимо требований, присущих тому или иному специалисту, существуют общие требования, выдвигаемые работодателями вне зависимости от занимаемой должности. В сфере маркетинга такими требованиями к соискателям являются:
* Опыт работы по специальности в течение 2-3 лет;
* Хороший английский язык;
* Грамотный русский язык;
* Наличие портфолио по своей специальности (пресс-релизы, статьи, обзоры, анкеты исследований, презентации…);
* Креативность;
* Умение концентрироваться на различных задачах.
Размер заработной платы специалиста в сфере маркетинга зависит от занимаемой должности, компании, уровня решаемых задач. Компания HeadHunter провела оценку максимального, минимального и медианного уровней заработных плат для специальностей в области маркетинга.
ОПЛАТА ТРУДА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ И МЕНЕДЖЕРОВ
В обзоре (см. таблицу 4) рассмотрен рынок труда Санкт-Петербурга, Красноярска, Екатеринбурга, Алматы, Киева. Среди указанных городов самые низкие зарплаты в Красноярске, самые высокие - в Санкт-Петербурге. Зарплаты специалистов в Киеве и Казахстане в среднем несколько выше, чем в нестоличных городах России, включенных в обзор.
Таблица 4 - Топ-10 наиболее высокооплачиваемых специалистов в городах России, столицах Казахстана и Украины (руб./мес.)
Санкт-Петербург |
Красноярск |
Менеджер проекта (IT-сфера)
50000
Бренд-менеджер
40000
Бренд-менеджер
49900
Менеджер по продажам
33500
Аналитик (IT-сфера)
45000
Торговый представитель
27000
Аудитор
45000
Инженер (IT-сфера)
25000
Менеджер по продажам
40320
Программист/разработчик
25000
Финансовый менеджер
40000
PR-менеджер
22500
Архитектор
40000
Менеджер проекта (IT-сфера)
20000
Программист/разработчик
38100
Финансовый менеджер
20000
Менеджер по продажам
38100
Менеджер по работе с клиентами
20000
Прораб
38100
Менеджер по маркетингу
17500
Екатеринбург
Киев
Финансовый менеджер
40000
Аудитор
37700
Менеджер по продажам
40000
Бренд-менеджер
33800
Инженер (IT-сфера)
30000
Менеджер проекта (IT-сфера)
32500
PR-менеджер
30000
Архитектор
31850
Менеджер по рекламе
30000
Аналитик (IT-сфера)
31200
Менеджер по работе с клиентами
27420
Инженер (строительство)
28600
Торговый представитель
27420
HR-менеджер
27300
Программист/разработчик
25000
Тренер
26000
Бренд-менеджер
25000
Менеджер по продажам
26000
Менеджер проекта (IT-сфера)
20000
Аналитик (банки, инвестиции)
26000
Москва - наиболее высокооплачиваемыми специалистами в 2008 году были: финансовый контроллер, бренд-менеджер, аудитор, адвокат, менеджер проектов в IT-сфере и строительстве.
В 2008 году денежные компенсации специалистов и менеджеров среднего звена практически не изменились. Рост средних зарплат был отмечен у менеджеров проектов в строительной сфере, специалистов по закупкам, медицинских представителей, специалистов по маркетингу и PR, аналитиков в сфере «Маркетинг/Реклама/PR», а также у рекрутеров. Увеличение составило около 25-30% (см. Таблицу 5). Уровень дохода несколько уменьшился у финансовых менеджеров, тестировщиков и ИТ-аналитиков.
Таблица 5 - Динамика средних заработных плат по некоторым специализациям
Начало года |
Конец года (руб./мес.)
Динамика зарплат, %
Специализации, в которых было уменьшение средних зарплат
Финансовый менеджер
65000
45000
-31%
Тестировщик
40800
36700
-26%
Аналитик
72365
60000
-17%
Бухгалтер
40500
35000
-14%
Аудитор
71700
64300
-10%
Специализации, в которых был рост средних зарплат
Медицинский представитель
28 200
35000
24%
PR-менеджер
40000
50000
25%
Менеджер проекта (маркетинг)
40000
50000
25%
Рекрутер/Специалист по поиску и подбору
32 500
42000
29%
Маркетинговый аналитик
35000
50000
43%
Специалист по закупкам
36000
52500
46%
Менеджер проекта (строительство и недвижимость)
40000
63500
59%
Обзор рынка труда в сфере «Маркетинг/Реклама/PR»
Данный обзор подготовлен Службой исследований группы компаний HeadHunter на основе размещенных на ее сайте более 89 200 вакансий и 2 100 000 резюме.
В исследовании рассмотрены спрос, предложение, средние заработные платы наиболее востребованных специалистов в профессиональной области «Маркетинг/Реклама/PR». В обзоре есть информация по городам России (Москве, Воронежу, Екатеринбургу, Краснодару, Красноярску, Нижнему Новгороду, Ростову-на-Дону, Ярославлю), а также столице Украины - Киеву и крупнейшему городу Казахстана - Алматы. Анализировались данные за 2 кв. 2008 г.
Наиболее востребованы в Москве менеджеры по маркетингу - специалисты, выполняющие широкий круг задач. Также в столице пользуются спросом специалисты по анализу и исследованию рынков. Количество вакансий в сфере «Маркетинг/Реклама/PR» за период с начала 2007 г. до середины 2008 г. увеличилось на 40-50%.
В Воронеже наиболее дефицитные специалисты - менеджеры по рекламе. В Краснодаре не хватает руководителей маркетинговых подразделений. В большинстве городов России и ближнего зарубежья, рассмотренных в исследовании, самые дефицитные специалисты - аналитики. Ярославль испытывает также дефицит менеджеров по рекламе и бренд-менеджеров. Помимо аналитиков в Киеве не хватает менеджеров по рекламе.
В Москве наиболее высокие заработные платы в области маркетинга (если не рассматривать руководящие позиции) у бренд-менеджеров. Увеличение спроса на менеджеров по рекламе и PR-менеджеров вызвало наибольший рост заработных плат заработных плат за анализируемый период был - на 46% по сравнению с началом 2007 г.
Таблица 6 - Средние предлагаемые заработные платы (руб./мес.), 2 кв. 2008 г., Россия
Москва
Специализация |
|||||||||
Воронеж |
Екате ринбург |
Краснодар |
Красноярск |
Н.Новгород |
Ростов-на-Дону |
Ярославль |
|||
PR-менеджер
|
51 100 |
18 500 |
25 000 |
18 000 |
16 000 |
16 500 |
19 000 |
12 500 |
|
Аналитик/ Маркетинговые исследования
|
51 800 |
23 250 |
20 000 |
18 000 |
23 750 |
26 500 |
20 400 |
17 000 |
|
Бренд-менеджер
|
64 900 |
15 000 |
20 000 |
23 300 |
Н/д |
18 000 |
30 000 |
20 000 |
|
Менеджер по маркетингу
|
48 350 |
15 000 |
20 550 |
15 000 |
21 000 |
25 000 |
19 600 |
25 700 |
|
Менеджер по рекламе
|
39 400 |
17 500 |
22 300 |
14 800 |
16 000 |
24 500 |
15 900 |
15 200 |
|
Директор по маркетингу
|
225 800 |
58 430 |
Н/д |
55 000 |
Н/д |
Н/д |
Н/д |
60 000 |
|
Вполне ожидаемы значительные расхождения в уровне оплаты труда специалистов между Москвой и регионами России. Зарплаты могут различаться в 3-4 раза, особенно у директоров по маркетингу и бренд-менеджеров, т.е. у самых высокооплачиваемых специалистов в маркетинге.
Среди рассмотренных в исследовании городов наиболее высокий уровень доходов у специалистов по маркетингу в Киеве, Алматы, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге.
Наименьше зарплаты у специалистов в Ярославле и Краснодаре. Размер оплаты труда на некоторых позициях в нестоличных городах России может различаться в 2 раза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кризис многому научил российских бизнесменов, рынок стал жёстче. Если раньше многие компании могли делать легкие деньги, то сейчас этой возможности нет и скорее всего больше не будет. Российские компании совершат ошибку, сократив отделы маркетинга в период кризиса, как не приносящие прибыль. Сейчас на рынке образовался устойчивый спрос на профессионалов, которые имеют за плечами большой опыт работы и солидные рекомендации.
В данной работе были рассмотрены спрос и предложение на рынке труда, требования к работникам в области маркетинга, оплачиваемость труда специалистов и менеджеров. Из чего можно сделать вывод, уровень спроса на специалистов в области маркетинга, рекламы и PR хотя и подвержен колебаниям, остается довольно высоким. Наиболее востребованы в последнее время аналитики по маркетинговым исследованиям, бренд-менеджеры, специалисты по медиа-планированию и связям с общественностью.
Так же был проанализирован рынок труда маркетинговых профессий за прошедший 2008 год.
Тенденции обозначившиеся сегодня на рынке труда специалистов по маркетингу во многом отражают положение российского бизнеса в целом. Имеют место:
Наблюдается тенденция к диверсификации деятельности сотрудников в отделах маркетинга
В связи с расширением ассортимента продукции, возникла потребность в менеджерах по торговой марке, которые будут выводить на рынок новые виды и марки отечественной продукции
Опытные маркетологи должны видеть бизнес на много лет вперёд (стратегия)
Большой интерес к образованию в области маркетинга
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Энциклопедия маркетинга. Библиотека маркетолога. Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/
2. Центр маркетинга и рекламы РГГУ. Режим доступа: http://marketing.rsuh.ru/article.html?id=43382
3. Электронный маркетинг-журнал 4 Р.ru. Режим доступа: http://www.4p.ru/main/theory/
4. Энциклопедия маркетинга. Режим доступа:
http://www.cfin.ru/press/marketing/2001-1/kurbatova.shtml
5. Статьи по маркетингу. Режим доступа: http://www.metaphor.ru/er/misc.xml
6. Новости маркетинга. http://www.marketingnews.ru/
7. Маркетинг в России и за рубежом. Режим доступа: http://www.cfin.ru/press/marketing/index.shtml
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
И | Й | К | Л | М | Н | О | П |
Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч |
Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Ключевые слова страницы: Тенденции рынка труда маркетинговых профессий | контрольная работа |
СтудентБанк.ру © 2014 - Банк рефератов, база студенческих работ, курсовых и дипломных работ, шпаргалок и докладов по различным дисциплинам, а также отчеты по практике и многое другое - бесплатно. |
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Вопросы и ответы по физике в ТУСУР (Томск) |
Контрольная работа | Цели и задачи информационных систем |
Контрольная работа | Соціологія культури |
Контрольная работа | Право как социальное явление: правосознание, правоотношения, правовые институты и организации |
Контрольная работа | Организация и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста |