Контрольная работа по предмету "Финансы, деньги и налоги"


Управление финансовыми рисками


37

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ в г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

Хузиев Рифат Рашитович

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ

Контрольная работа

по финансовому

менеджменту

студента III курса

экономического факультета

заочного отделения

группы 2421

Проверил: к.э.н., доцент

Киршин И.А.

2006

Содержание

Введение…………………………………………………………финансовый рынок, т.е. они влияют на финансовую деятельность всех инвестиционных институтов, банков, финансовых компаний, а не на отдельные хозяйствующие субъекты.

К внешним факторам относятся процессы, происходящие в экономике страны в целом, военные действия, гражданские вол-нения, инфляция и дефляция, изменение учетной ставки Банка России, изменение процентных ставок по депозитам, кредитам в коммерческих банках, и т.д. Риск, обусловленный этими процес-сами, нельзя уменьшить с помощью диверсификации.

Таким образом, риск состоит из двух частей: диверсифицируе-мого и недиверсифицируемого риска.

Диверсифицируемый риск, называемый еще несистематическим, может быть устранен путем его рассеивания, т.е. диверсифика-цией.

Недиверсифицируемый риск, называемый еще систематическим, не может быть уменьшен диверсификацией.

Причем исследования показывают, что расши-рение объектов вложения капитала, т.е. рассеивания риска, позволяет легко и значительно уменьшить объем риска. Поэтому основное внимание следует уделить уменьшению степени недиверсифицируемого риска.

С этой целью зарубежная экономика разработала так называе-мую “портфельную теорию”. Частью этой теории является модель увязки систематического риска и доходности ценных бумаг (Capi-tal Asset Pricing Model - САРМ)

Информация играет важную роль в риск-менеджменте. Финан-совому менеджеру часто приходится принимать рисковые реше-ния, когда результаты вложения капитала не определены и осно-ваны на ограниченной информации. Если бы у него была более полная информация, то он мог бы сделать более точный прогноз и снизить риск. Это делает информацию товаром, причем очень ценным. Инвестор готов заплатить за полную информацию.

Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-либо приобретения или вложения капитала, когда имеется полная информация, и ожидае-мой стоимостью, когда информация неполная.

Лимитирование - это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска и применяется банка-ми при выдаче ссуд, при заключении договора на овердрафт и т.п. Хозяйствующими субъектами он применяется при продаже то-варов в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложе-ния капитала и т.п.

Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компа-нии. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхова-нию. Самострахование представляет собой децентрализованную форму создания натуральных и страховых (резервных) фондов не-посредственно в хозяйствующем субъекте, особенно в тех, чья де-ятельность подвержена риску. [5, c. 479]

Создание предпринимателем обособленного фонда возмеще-ния возможных убытков в производственно-торговом процессе выражает сущность самострахования. Основная задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных за-труднений финансово-коммерческой деятельности. В процессе самострахования создаются различные резервные и страховые фонды. Эти фонды в зависимости от цели назначения могут со-здаваться в натуральной или денежной форме.

Резервные денежные фонды создаются прежде всего на случай покрытия непредвиденных расходов, кредиторской задолженности, расходов по ликвидации хозяйствующего субъекта. Создание их является обязательным для акционерных обществ.

Акционерные общества и предприятия с участием иностранно-го капитала обязаны в законодательном порядке создавать резерв-ный фонд в размере не менее 15% и не более 25% от уставного капитала.

Акционерное общество зачисляет в резервный фонд также эмиссионный доход, т.е. сумму разницы между продажной и но-минальной стоимостью акций, вырученной при их реализации по цене, превышающей номинальную стоимость. Эта сумма не под-лежит какому-либо использованию или распределению, кроме случаев реализации акций по цене ниже номинальной стоимости.

Резервный фонд акционерного общества используется для фи-нансирования непредвиденных расходов, в том числе также на выплату процентов по облигациям и дивидендов по привилегиро-ванным акциям в случае недостаточности прибыли для этих це-лей.

Хозяйствующие субъекты и граждане для страховой защиты своих имущественных интересов могут создавать общества взаим-ного страхования.

Наиболее важным и самым распространенным приемом сниже-ния степени риска является страхование риска.

Сущность страхования выражается в том, что инвестор готов отказаться от части своих доходов, чтобы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение степени риска до нуля.

Хеджирование (англ. heaging - ограждать) используется в бан-ковской, биржевой и коммерческой практике для обозначения различных методов страхования валютных рисков. Так, в книге Долан Э. Дж. и др. “Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика” этому термину дается следующее определение: “Хед-жирование - система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая вероятностные в будущем изменения обменных ва-лютных курсов и преследующая цель избежать неблагоприятных последствий этих изменений”. В отечественной литературе тер-мин “хеджирование” стал применяться в более широком смысле как страхование рисков от неблагоприятных изменений цен на любые товарно-материальные ценности по контрактам и коммер-ческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) то-варов в будущих периодах.

Контракт, который служит для страховки от рисков изменения курсов (цен), носит название “хедж” (англ. hedge - изгородь, ог-рада). Хозяйствующий субъект, осуществляющий хеджирование, называется “хеджер”. Существуют две операции хеджирования: хеджирование на повышение; хеджирование на понижение.

Хеджирование на повышение, или хеджирование покупкой, представляет собой биржевую операцию по покупке срочных кон-трактов или опционов. Хедж на повышение применяется в тех случаях, когда необходимо застраховаться от возможного повы-шения цен (курсов) в будущем. Он позволяет установить покуп-ную цену намного раньше, чем был приобретен реальный товар. Предположим, что цена товара (курс валюты или ценных бумаг) через три месяца возрастет, а товар нужен будет именно через три месяца. Для компенсации потерь от предполагаемого роста цен необходимо купить сейчас по сегодняшней цене срочный кон-тракт, связанный с этим товаром, и продать его через три месяца в тот момент, когда будет приобретаться товар. Поскольку цена на товар и на связанный с ним срочный контракт изменяется пропорционально в одном направлении, то купленный ранее кон-тракт можно продать дороже почти на столько же, на сколько возрастет к этому времени цена товара. Таким образом, хеджер, осуществляющий хеджирование на повышение, страхует себя от возможного повышения цен в будущем.


Хеджирование на понижение, или хеджирование продажей - это биржевая операция с продажей срочного контракта. Хеджер, осуществляющий хеджирование на понижение, предполагает со-вершить в будущем продажу товара, и поэтому, продавая на бирже срочный контракт или опцион, он страхует себя от возможного снижения цен в будущем. Предположим, что цена товара (курс валюты, ценных бумаг) через три месяца снижается, а товар нуж-но будет продавать через три месяца. Для компенсации предпола-гаемых потерь от снижения цены хеджер продает срочный кон-тракт сегодня по высокой цене, а при продаже своего товара через три месяца, когда цена на него упала, покупает такой же срочный контракт по снизившейся (почти настолько же) цене. Таким об-разом, хедж на понижение применяется в тех случаях, когда товар необходимо продать позднее. [5, c. 482]

Хеджер стремится снизить риск, вызванный неопределеннос-тью цен на рынке, с помощью покупки или продажи срочных контрактов. Это дает возможность зафиксировать цену и сделать доходы или расходы более предсказуемыми. При этом риск, свя-занный с хеджированием, не исчезает. Его берут на себя спеку-лянты, т.е. предприниматели, идущие на определенный, заранее рассчитанный риск.

Спекулянты на рынке срочных контрактов играют большую роль. Принимая на себя риск в надежде на получение прибыли при игре на разнице цен, они выполняют роль стабилизатора цен. При покупке срочных контрактов на бирже спекулянт вносит га-рантийный взнос, которым и определяется величина риска спеку-лянта. Если цена товара (курс валюты, ценных бумаг) снизилась, то спекулянт, купивший ранее контракт, теряет сумму, равную гарантийному взносу. Если цена товара возросла, то спекулянт возвращает себе сумму, равную гарантийному взносу, и получает дополнительный доход от разницы в ценах товара и купленного кон-тракта.

Заключение

Проблема рисков уже достаточно давно обсуждается в зарубежной и отечественной экономической литературе. Более того, некоторые крупные предприятия (в основном это крупные банковские или финансово-инвестиционные структуры) обзаводятся специальными подразделениями, состоящими из менеджеров по управлению рисками, или сотрудничают со сторонними консультантами или экспертами, которые разрабатывают программу действий фирм при столкновении с различными видами рисков.

Возникновение интереса к проявлению риска в деятельности предприятий в России связано с проведением экономической реформы. Хозяйственная среда все более приобретает рыночный характер, что вносит в предпринимательскую деятельность дополнительные элементы неопределенности, расширяет зоны рисковых ситуаций.

Экономические преобразования, происходящие в России, приводят к росту числа предпринимательских структур, созданию ряда новых рыночных инструментов. В связи с процессами демонополизации и приватизации государство правомерно отказалось от статуса единоличного носителя риска, переложив всю ответственность на предпринимательские структуры. До конца 80-х гг. российская экономика характеризовалась достаточно стабильными темпами развития. Первыми признаками появления кризиса явились негативные процессы в инвестиционной сфере, результатом чего явилось снижение объемов произведенного национального дохода, промышленной и сельскохозяйственной продукции. Нарастание кризиса экономики России является одной из причин усиления риска в хозяйственной деятельности, что приводит к увеличению числа убыточных предприятий. Значительный рост числа подобных предприятий показывает, что без учета факторы риска в хозяйственной деятельности не обойтись, без этого сложно получить адекватные реальным условиям результаты деятельности. Создать эффективный механизм функционирования предприятия на основе концепции безрискового хозяйствования невозможно.

Для многих руководителей начала 90-х стало открытием, что риски предприятия поддаются не только учету, но и управлению, что существует множество методик, позволяющих в той или иной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска. Конечно, сейчас уже нет необходимости доказывать, что успех любого предпринимателя, бизнесмена, менеджера в значительной степени зависит от его отношения риску, ведь на этапе принятия решений предприятие сталкивается с выбором приемлемого для него уровня риска и путей его снижения. При этом каждое предприятие имеет свои собственные предпочтения и подходы и на основе этого выявляет риски, которым может быть подвержено, решает, какой уровень риска для него приемлем, и ищет способы избежания нежелательных последствий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент: Учебник. - М: Изд-во «Финансы и статистика», 2002. - 489 с.

Дж. К. Ван Хорн. Основы управления финансами - М: Изд-во «Финансы и статистика», 1996. - 486 с.

Лялин В.А., Воробьев П.В. Финансовый менеджмент (управление финансами фирмы). - СПб: Изд-во «Юность», 1994. - 574 с.

Управление по результатам: Пер. с финск. / Общ. ред. и предисл. Я.А. Леймана. - М.: Издательская группа "Прогресс", 1993. - 320 с.

Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. - М: Изд-во«Перспектива», 2000. - 656 с.

Теплова Т. В. Финансовые решения: стратегия и тактика: Учебное пособие. - М.: Изд-во «Магистр», 1998, - 264 с.

Хоминич И. П. Финансовая стратегия компаний: Научное издание. - М.: Изд-во Росс. экон. академии, 1998, - 156 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную контрольную работу Вы можете использовать для выполнения своих заданий.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :