Контрольная работа по предмету "Финансы, деньги и налоги"


Сущность и принципы организации финансов предприятия



3

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность и принципы организации финансов предприятия

1.1 Сущность финансов предприятия

1.2 Функции финансов предприятия

1.3 Принципы финансов предприятия

Глава 2. Система контроля над финансовыми потоками

Заключение

Список литературы

Введение

В России в настоящее время господствует рыночная экономика. Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно, важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в условиях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом.

Данная работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена теоретическому освещению вопроса, где раскрывается сущность финансов, их функции и принципы, тесно связанные с целями и задачами компании; вторая - рассматривает один из наиболее острых вопросов управления, точнее эффективного управления, финансами в современной компании. Этот острый вопрос носит название-система контроля над финансовыми потоками. В данном вопросе раскрывается принцип плановости, точнее процесс бюджетирования в современных российских компаниях.

Цель данной работы - сделать общий обзор финансов предприятий, рассмотреть основные принципы их организации, и рассмотреть такой важный процесс современных предприятий, как бюджетирование, на конкретном примере.

Объектом исследования являются финансовые отношения и финансы предприятий.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

· Раскрыть сущность финансов, дать им характеристику;

· Выделить функции финансов;

· Определить принципы;

· Рассмотреть состояние данного вопроса в данное время в современных компаниях.

Методологическую основу при написании контрольной работы составили труды таких специалистов, как М.В. Романовского, О.В. Врублевского, Левина, И.К. Шевченко, Г.Б. Поляка. Так же использована финансовая статья Пьеро Арентино, ведущего консультанта группы компаний «Бэстконсалт».

Глава 1. Сущность и принципы организации финансов

предприятий

1.1 Сущность финансов предприятия

Финансы предприятий (организаций) -- это относительно самостоятельная сфера системы финансов, охватывающая широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала, доходов, денежных фондов предприятий в процессе кругооборота их средств и выраженных в виде различных денежных потоков.

В процессе формирования и использования всех денежных источников, вовлекаемых в оборот средств предприятий и находящих отражение в его денежных потоках, возникает широкий спектр денежных отношений, которые выражают экономическое содержание финансов предприятий и одновременно являются объектом непосредственного финансового управления.

В сфере финансовых отношений в настоящее время произошли значительные изменения. Так, введение нового гражданского законодательства существенно расширило круг этих отношений.

Эти отношения возникают между:

· предприятием и его инвесторами (акционерами, участниками, собственниками) по поводу формирования и эффективного использования собственного капитала, а также выплаты дивидендов и процентов;

· предприятием, поставщиками и покупателями по поводу форм, способов и сроков расчетов, а также способов обеспечения исполнения обязательств (уплата неустойки, передача залога);

· предприятием-инвестором и другими предприятиями и организациями по поводу его краткосрочных и долгосрочных финансовых инвестиций и выплаты по ним дивидендов и процентов;

· предприятием и финансовыми (кредитными) институтами и другими предприятиями по поводу привлечения и размещения свободных денежных средств (получения и погашения кредитов, займов, страховых платежей и страховых возмещений, получения финансирования под уступку денежного требования, платежей в частные пенсионные фонды и т.п.);

· предприятиями (дочерними и материнскими) по поводу внутрикорпоративного перераспределения средств;

· предприятиями и учредителями доверительного управления имуществом, а также выгода приобретателями по поводу имущества, полученного в доверительное управление, и передачи прибыли от такого управления;

· предприятиями и другими товарищами по поводу вкладов в соответствии с договорами простого товарищества и распределения прибыли, полученной товарищами в результате их совместной деятельности;

· предприятиями и правообладателями по поводу выплаты вознаграждения по договору коммерческой концессии;

· предприятием и его наемным работником по поводу оплаты труда и выплат из фонда потребления;

· предприятием и государством по поводу формирования налогооблагаемой базы для начисления налогов, сборов и осуществления этих платежей;

· предприятием и его работниками при удержании налога на доход и уплаты социального налога (взноса), а также других удержаний и вычетов;

· предприятием и государством при уплате налогов и сборов в бюджетную систему и взносов во внебюджетные фонды;

· государством и предприятиями при финансировании из бюджета и внебюджетных фондов на цели, предусмотренные действующим законодательством.

Нетрудно заметить, что все эти отношения в той или иной степени регламентированы государством и охватывают процесс распределения и перераспределения ВВП. При этом последние две группы отношений выражают перераспределительные отношения и входят как в сферу финансов предприятий, так и в сферу государственных финансов.

В условиях рынка появляются и принципиально новые группы финансовых отношений:

-- отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) предприятия, возникающей в связи с приостановлением его текущих платежей. Эта специфическая сфера отношений жестко регламентируется государством и требует специфических форм антикризисного управления финансами предприятий;

-- отношения, возникающие при слиянии, поглощении и разделении предприятий (корпораций).

Все вышеперечисленные финансовые отношения возникают в процессе формирования и движения (распределения, перераспределения и использования) капитала, доходов, фондов, резервов и других денежных источников средств предприятия, т.е. его финансовых ресурсов.

Именно денежные потоки и финансовые ресурсы являются непосредственными объектами управления финансами предприятия.

Финансовые ресурсы предприятия -- это все источники денежных средств, аккумулируемых предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счет собственных доходов и накоплений, так и за счет различного вида поступлений.

Здесь следует отметить еще один важный момент с позиции управления финансами предприятий. Финансовые отношения, возникающие в процессе образования и использования финансовых ресурсов предприятия, формируются в процессе кругооборота его средств, что, в свою очередь, опосредствуется соответствующими денежными потоками.

Совокупность финансовых отношений предприятий может быть сгруппирована по трем основным денежным потокам и иметь четкие стоимостные характеристики. Движение средств этих денежных потоков влияет на всю структуру бухгалтерского баланса предприятия, его активы и пассивы, изменение величины всех денежных фондов. Отток части денежного потока предприятия в форме платежей в бюджеты и внебюджетные фонды означает без эквивалентное изъятие этих средств из его индивидуального кругооборота. Эти средства проходят фазу перераспределения и принимают форму не денежного, а финансового потока.

Финансовый поток -- это перераспределенная часть денежных потоков (первичных доходов предприятий и домохозяйств), аккумулированных в бюджете или во внебюджетных (централизованных) фондах, т.е. в сфере государственных финансов. Синонимом понятию финансовый поток является понятие финансовые средства - это часть денежных потоков, прошедших процесс аккумуляции в различных централизованных фондах государства (в бюджетной системе и во внебюджетных фондах) и направляемых на целевое финансирование. Финансовые средства -- это перераспределенные средства. Изложенное позволяет сделать несколько важных для определения содержания финансов предприятий выводов:

* финансы предприятия всегда связаны с реальным оборотом его денежных средств, денежными потоками, возникающими при осуществлении хозяйственной деятельности и хозяйственных операций;

* порядок ведения этих операций в той или иной степени регламентирован государством;

* в результате движения денежных и финансовых потоков формируются и используются различные денежные фонды (доходы) предприятия (уставный и рабочий капитал, фонды специального назначения, прочие денежные фонды), которые принимают форму финансовых ресурсов и могут вкладываться (высвобождаться) в оборотные и внеоборотные активы предприятия. Отсюда следует и общее определение экономического содержания финансов предприятий как системы денежных отношений, регламентированных государством, связанных с реальным денежным оборотом средств предприятия, его денежными потоками, формированием и использованием капитала, доходов и денежных фондов.

1.2 Функции финансов предприятия

Финансы предприятий выполняют распределительную и контрольную функции.

Распределительная функция проявляется в процессе распределения стоимости общественного продукта и национального дохода. Этот процесс происходит путем получения предприятиями денежной выручки за реализованную продукцию и использования ее на возмещение израсходованных средств производства, образование валового дохода. Финансовые ресурсы предприятия также подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Результатом распределения является формирование и использование целевых фондов денежных средств (фонда возмещения, оплаты труда и др.), поддержание эффективной структуры капитала. Основным объектом реализации распределительной функции выступает прибыль предприятия.

Под контрольной функцией финансов предприятий следует понимать внутренне присущую им способность объективно отражать и тем самым контролировать финансовое состояние предприятия, отрасли и всей национальной экономики с помощью таких финансовых категорий как прибыль, рентабельность, себестоимость, цена, выручка, амортизация, основные и оборотные средства.

Контрольная функция финансов предприятий способствует выбору наиболее рационального режима производства и распределения общественного продукта и национального дохода на предприятии и в национальной экономике. Контрольная функция финансов реализуется по следующим основным направлениям:

- контроль за правильностью и своевременностью перечисления средств в фонды денежных средств по всем установленным источникам финансирования;

- контроль за соблюдением заданной структуры фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального характера;

- контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Для реализации контрольной функции предприятия разрабатывают нормативы, определяющие размеры фондов денежных средств и источники их финансирования. Функции финансов предприятий взаимосвязаны и являются сторонами одного и того же процесса.

1.3 Принципы организации финансов предприятия

Принципы организации финансов предприятий в условиях командно-административной системы управления экономикой сформировались и действовали следующие принципы управления финансами предприятия:

1) плановости, который подразумевал директивность и обязательность выполнения планов, утверждаемых сверху каждому предприятию, по всем важнейшим показателям;

2) демократического централизма, который носил скорее идеологический оттенок, но тем не менее позволял предприятиям проявлять определенную инициативу, например выдвигать повышенные встречные планы, самостоятельно разрабатывать проекты финансовых планов;

3) строгого разделения средств основной деятельности от капитальных вложений, т.е. амортизационные отчисления и другие источники, направляемые на финансирование капитальных вложений, обособлялись на отдельном счете в Промстройбанке СССР и их использование жестко контролировалось последним;

4) сохранности собственных оборотных средств и недопущения их иммобилизации в другие активы, кроме оборотных.

В середине 1980-х годов к этим принципам добавились еще два, частично заимствованные из арсенала рыночной экономики, -- самофинансирования и самоокупаемости.

Все эти принципы реализовались в различных формах хозрасчетной деятельности предприятий и отвечали основным целям управления финансами в условиях экономики СССР. Однако они в значительной степени сковывали инициативу предприятий и практически не соответствовали новым требованиям, предъявляемым к организации финансов предприятий в условиях рынка.

Рыночные отношения, развивающиеся в России, существенным образом повлияли на организацию финансовых отношений предприятий. Теперь им разрешено самостоятельно выбирать форму предпринимательства, видов деятельности с учетом лишь ограничений, предусмотренных гражданским законодательством. Исходя из условий производства и сбыта, собственники предприятий могут принимать и реализовывать решения по поводу слияния, поглощения, преобразования предприятий в различные организационно-правовые формы.

В настоящее время предприятия:

· самостоятельно развивают внутрифирменное финансовое планирование (бюджетирование), основанное на изучении спроса на их продукцию и возможностей ее реальных продаж;

· применяют свободные рыночные цены как на продукцию своего производства, так и на потребляемое сырье, материалы и полуфабрикаты (за исключением продукции (услуг) предприятий естественных монополий);

· самостоятельно устанавливают различные формы оплаты труда с единственным ограничением -- минимальным уровнем оплаты труда, устанавливаемым законом.

После уплаты налогов предприятия полностью распоряжаются остающейся у них нераспределенной прибылью, самостоятельно выбирают наиболее эффективные объекты инвестирования, вложений в оборотные, внеоборотные и нематериальные активы, самостоятельно разрабатывают учетную политику, влияющую на формирование финансовых показателей. Предприятия самостоятельно выбирают и коммерческие банки для открытия счетов -- расчетных, валютных и др., имеют возможность кредитоваться и вести расчетные операции в нескольких коммерческих банках (раньше они обязаны были обслуживаться в районном государственном банке по месту своей регистрации и имели право открывать только один расчетный счет). Любое предприятие может стать участником внешнеэкономической деятельности. Таким образом, сегодня предприятия обладают подлинной финансовой независимостью, но вместе с тем существенно возрастает их экономическая ответственность. Так, возникновение систематических неплатежей может привести к их банкротству, ошибки в управлении акционерным капиталом -- к потере части собственности, снижению стоимости фирмы (капитала). Любые нарушения в области бухгалтерского учета могут повлечь штрафные санкции со стороны налоговых органов. Естественно, что в условиях перехода к рыночным отношениям, получения предприятиями (кроме унитарных и казенных) полной самостоятельности практически во всех областях предпринимательства (ведения бизнеса) перечисленные ранее принципы перестали служить основой для принятия как стратегических, так и тактических финансовых решений. На их основе нельзя разработать современную финансовую политику предприятия.

До последнего времени для многих предприятий еще характерна реактивная форма управления финансами. Она базируется на принятии управленческих решений как реакции на текущие проблемы, т.е. сводится, как правило, к обеспечению любой ценой наиболее срочных текущих платежей и влечет существенные нарушения интересов собственников и менеджеров, интересов коллективов предприятий и фискальных интересов государства. Рекомендуется решение следующих стратегических задач финансовой политики предприятия, адекватных рыночным условиям:

· максимизация прибыли предприятия;

· оптимизация структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости;

· достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятия для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов;

· обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

· создание эффективного механизма управления предприятием;

· использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых ресурсов.

Реализация финансовой политики предприятия должна базироваться на определенных принципах, адекватных рыночной экономике. Обобщение зарубежного опыта организации корпоративных финансов, опыта отечественных предприятий, анализа подходов коммерческих банков к оценке финансовой деятельности своих клиентов позволяет выделить следующие основные принципы современной организации финансов предприятий России:

1) плановости, который обеспечивает соответствие объема продаж -- издержкам, инвестиций -- потребностям рынка и платежеспособного спроса. Этот принцип наиболее полно реализуется при внедрении современных методов внутрифирменного финансового планирования (бюджетирования) и контроля;

2) финансового соотношения сроков. Этот принцип обеспечивает минимальный разрыв во времени между получением и использованием средств, что особенно важно в условиях инфляции и изменения курсов валют. При этом под использованием средств здесь понимаются возможности их сохранения от обесценения при размещении в легкореализуемые активы (ценные бумаги, депозиты и т.п.);

3) взаимозависимости финансовых показателей -- позволяет учитывать изменения в действующем законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельность, налогообложение, учетный процесс и бухгалтерскую отчетность;

4) гибкости (маневрирования) -- обеспечивает возможность маневра в случае недостижения плановых объемов продаж, превышения плановых затрат в текущей и инвестиционной деятельности;

5) минимизации финансовых издержек -- финансирование любых инвестиций и других затрат должно обеспечиваться самым дешевым способом;

6) рациональности -- вложение капитала в инвестиции должно иметь более высокую эффективность по сравнению с достигнутым уровнем и обеспечивать минимальные риски;

7) финансовой устойчивости -- обеспечение финансовой независимости, т.е. соблюдения критической точки удельного веса собственного капитала в общей его величине (0,5) и платежеспособности предприятия, т.е. его способности к погашению своих краткосрочных обязательств.

Реализация этих принципов должна осуществляться при разработке финансовой политики и организации системы управления финансами конкретного предприятия. При этом необходимо учитывать сферу деятельности (материальное производство, непроизводственная сфера); отраслевую принадлежность (промышленность, транспорт, строительство, сельское хозяйство, торговля и т.д.); виды (направления) деятельности (экспорт, импорт); организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Перечисленные выше принципы организации финансов наиболее полно реализуются на предприятиях сферы материального производства. Для них характерно функционирование на основе коммерческого расчета, самофинансирования и самоокупаемости. Каждое предприятие сферы материального производства функционирует относительно замкнуто со своим индивидуальным кругооборотом средств. В результате его хозяйственной деятельности генерируются денежные потоки от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности как разность между поступлениями средств («приток») по всем перечисленным видам деятельности и «оттоком» денежных средств в виде оплаты за различные ресурсы, необходимые для осуществления всех хозяйственных операций предприятия.

Конкретные особенности финансов предприятий сферы материального производства определяются организационно-правовой формой их предпринимательской деятельности, технологическими и отраслевыми особенностями. Например, для строительства характерны взаимоотношения заказчиков (инвесторов) и подрядчиков, осуществление работ в строгом соответствии с проектно-сметной документацией; длительный цикл строительства требует больших вложений средств в незавершенное строительство; порядок расчетов за законченные объекты определяет особенности формирования прибыли, уплаты и возмещения НДС; в составе основных средств значителен удельный вес арендованного оборудования, а в составе оборотных активов отсутствуют средства, вложенные в готовую продукцию, но более значителен удельный вес средств в расчетах. Для торговли характерен быстрый оборот средств, выручка (в розничном звене) поступает в налично-денежной форме; в структуре основных средств велика доля арендованных помещений и оборудования, поэтому особое внимание финансистов должно быть обращено на правильность заключения договоров аренды, затраты на которую составляют значительную часть издержек. В оборотных средствах значительная часть вложена (до 90%) в товарные запасы. Имеются также существенные особенности в формировании валового дохода -- основного показателя деятельности в зависимости от формы реализации товаров, применения торговых надбавок. Прибыль торговых организаций определяется как разность между валовым доходом и издержками обращения.

Таким образом, конкретная реализация принципов организации финансов зависит от отраслевой специфики. При этом надо учитывать, что в современных условиях России многие предприятия существенным образом диверсифицируют свою деятельность, занимаясь одновременно и промышленным производством, и строительством, и торговлей.

Глава 2. Система контроля над финансовыми потоками

Многие российские компании не понаслышке знают, что такое бюджетирование. Однако когда дело доходит до контроля исполнения бюджета и его анализа, большинство фирм сталкивается со множеством вопросов: каким образом осуществлять контроль, кто это должен делать, как оценивать возникшие отклонения.

В основе концепции бюджетного контроля лежат два понятия: план и факт. Цель контроля и анализа исполнения плановых бюджетных показателей - управление отклонениями, влияющими на финансовые результаты. В процессе контроля бюджетный контролер, во-первых, собирает, обрабатывает и анализирует информацию о фактических результатах финансово-хозяйственной деятельности. Во-вторых, выявляет отклонения от плановых значений и анализирует их причины. В-третьих, принимает управленческие решения по корректировке планов и бюджетов в допустимых случаях.

Чтобы осуществить эти функции, важно наладить эффективную систему контроля.

Проверенные методы

В компании может быть реализовано множество различных методов контроля бюджета. Многие из них являются узкоспециализированными и достаточно сложны (например, метод "освоенного объема" для оценки исполнения бюджета проекта). Мы остановимся на двух общепринятых способах:

- контроль бюджетов по отклонениям;

- оперативный контроль платежей (казначейский контроль).

Бюджет компании представляет собой финансовый план действий по достижению уровня прибыльности. Поэтому основой системы контроля должен быть контроль затрат. Для его реализации используется расчет отклонений, в ходе которого:

- выявляют отклонения на основе данных управленческого учета (если обеспечена однородность плановых и фактических данных);

- оценивают отклонения с точки зрения влияния на запланированный результат;

- определяют характер отклонений (например, регулярное или случайное) и их причины, которые могут быть как внутренними, так и связанными с непредвиденными изменениями внешних условий;

- подготавливают рекомендации и возможные управленческие решения на основе анализа отклонений.

Эти функции, как правило, выполняют финансово-экономические службы: планово-экономический отдел, либо отдел бюджетного планирования (в зависимости от организационной структуры предприятия).

Чтобы выявить отклонения, специалисты финансово-экономической службы постатейно сравнивают фактические и плановые данные. А для того чтобы оценить влияние отклонений на запланированный результат, они используют расчет удельного веса отдельных статей. На примере (см. таблицу) представлен расчет отклонений фактических величин от плановых: по доходным статьям (реализация по товарам) используется формула "факт" - "план", по расходным статьям - формула "план" - "факт".

Мы видим, что компания получила на 50 000 рублей меньше прибыли, чем было запланировано. Чтобы определить влияние на это отклонение доходных и расходных статей, нужно рассчитать удельный вес по формуле:

("отклонение по статье"/ "отклонение по прибыли") х 100%

В столбце "Отклонение" мы получили данные, которые говорят о том, что полученная фактическая прибыль на 25 процентов ниже запланированной. Это, в свою очередь, на 60 процентов обусловлено тем (столбец "Удельный вес"), что увеличились постоянные затраты. И, соответственно, на 40 процентов - тем, что уменьшилась реализация.

На основе данных расчетов специалист финансово-экономической службы подготавливает аналитическую записку о рекомендациях по исправлению текущей ситуации в следующем отчетном периоде. Например, согласно данным расчетам, предприятию необходимо увеличить продажи на 20 000 рублей и снизить расходы по статье "Охрана" на 10 000 рублей, а по статье "Заработная плата" - на 30 000 рублей. При этом у предприятия есть резерв 10 000 рублей на дополнительные расходы по аренде.

Контроль отклонений по своей природе является "контролем по факту свершившейся операции". Он не способен предотвратить единичного факта финансово-хозяйственной деятельности, который приводит к неблагоприятному изменению. Но он эффективен на длительных бюджетных периодах, если проводится на регулярной основе. То есть, контролируя отклонения, возникающие в месячных бюджетах, можно успеть принять управленческое решение и выравнить показатели по году. Например, компания по итогам девяти месяцев получает данные о перерасходе денежных средств по статьям "Расходные материалы" и "Реклама". Соответственно, необходимо внести корректировки в бюджет 4 квартала: сократить расходы по соответствующим статьям, установив жесткие лимиты или контроль казначейского исполнения бюджета. В итоге это позволит устранить возникшее превышение.

Таблица: Расчет отклонений фактических величин от плановых

Статья

План, руб.

Факт, руб.

Отклонение, руб.

Отклонение, %

Удельный вес, %

Наценка (реализация минус себестоимость реализации)

300000

280000

-20000

-6,67%

40%

Товар А

50000

40000

-10000

-20%

-20%

Товар B

100000

80000

-20000

-20%

-40%

Товар C

150000

160000

+10000

+6,67%

20%

Постоянные затраты

100000

130000

-30000

-30

60%

Аренда

30000

20000

+10000

+33,33

-20%

Зарплата

20000

30000

-10000

-50

20%

Охрана

50000

80000

-30000

-60

60%

Прибыль

200000

150000

-50000

-25%

-

Оценка отклонений и анализ

Перед тем как провести анализ отклонений бюджетных статей или показателей, необходимо определить, какие отклонения, прежде всего, важны. Например, для компании нет надобности производить анализ отклонения такого показателя, как курс валют - это внешняя среда, которая не управляема предприятием. И, напротив, показателями "производственная себестоимость" или "себестоимость реализации продукции" можно управлять. Для этого достаточно определить структуру себестоимости. Далее нужно определить предел допустимых отклонений. Как правило, его устанавливают в процентном отношении к запланированной величине. Величина данных отклонений может достигать 10 процентов, но в среднем варьируется на уровне трех-пяти процентов. Определение предела - это достаточно субъективная оценка. Как правило, компании руководствуются удельным весом данной статьи. Если удельный вес статьи "Заработная плата" составляет 30 процентов от всех затрат, то планирование будет более точное и предел допустимых отклонений будет составлять 0,5-1 процента. При планировании, например, канцелярских расходов, составляющих 0,05-0,1 процента от общей величины затрат, предел отклонений может быть установлен на уровне 5-10 процентов.

Контроль исполнения бюджетов и анализ обычно осуществляют планово-экономические службы. Для анализа исполнения бюджета используют такие виды анализа, как ранжирование, факторный анализ, "план-факт" анализ и прочие.

Ранжирование применяется в том случае, когда необходимо провести сравнительный анализ функциональных центров ответственности, бизнес-единиц, филиалов и т. п. по статьям бюджета. При этом выявляются наиболее доходные и/или наиболее убыточные подразделения или направлений деятельности. Например, ранжирование эффективно применяется, когда сравниваются бюджеты продаж по филиалам.

Факторный анализ предназначен для того, чтобы выявить факторы, повлиявшие на изменение значений анализируемых бюджетных статей или показателей. При этом виде анализа можно, например, определить влияние каждого из филиалов на общую сумму реализации товаров и услуг. Суть факторного анализа сводится к тому, чтобы определить причину отклонений показателей и выработать рекомендации по их устранению. Выше мы рассмотрели пример выявления отклонений от запланированного результата. Был определен удельный вес каждой статьи в общем изменении финансового результата. Тем самым мы провели факторный анализ.

План-факт анализ может проводиться как для всех основных, так и для отдельных операционных бюджетов. Его основная цель - выявить причины отклонений, а именно - какие из показателей, бюджетных статей, сценарных условий повлияли на исполнение бюджета компании.

Приведенные методы просты и эффективны при оценке отклонений, поэтому их применяет большинство российских компаний.

Казначейский контроль

Существенная составляющая системы контроля - контроль казначейского исполнения бюджета. То есть контроль поступления и расходования денежных средств, которые запланированы в бюджете движения денежных средств.

Оперативный контроль бюджета движения денежных средств, как правило, осуществляет бюджетный контролер. Он, руководствуясь утвержденными лимитами денежных средств, определяет статьи бюджета для финансирования сверхплановых расходов. Финансовый контролер оценивает каждую поступающую заявку на осуществление расчетов и выясняет, не превышает ли она лимит по соответствующей статье бюджета. Превышение лимитов в бюджетном периоде может допускаться только по специальному распоряжению уполномоченного должностного лица. Обычно им является финансовый или генеральный директор. Но когда речь идет о перераспределении расходов между различными бюджетными статьями, эти полномочия, как правило, закрепляются за самими финансовыми контролерами.

Казначейский контроль очень часто применяется в холдингах, где управляющая компания распоряжается денежными средствами филиалов. Сами филиалы лишь инициируют платеж, а финансовое управление головной компаний сравнивает его сумму с данными, заложенными в бюджете. И после этого принимает решение об оплате.

Пример 1

Филиалы одной золотодобывающей компании, расположенные в различных регионах, не распоряжаются денежными средствами, за исключением выплаты заработной платы персоналу. Все остальные расходы оплачивает головная компания, находившаяся в Москве. Существующая система казначейского контроля регламентирует все операции по движению денежных средств. Но при этом обладает достаточной гибкостью и предусматривает возможность перераспределять при необходимости денежные потоки между различными филиалами или бюджетными статьями расходов. Система позволяет повысить эффективность использования денежных средств компании. Например, когда на одном из филиалов возникает необходимость оплатить незапланированные работы по ремонту оборудования, компании не приходится привлекать дополнительные кредиты. Однако стоит отметить, что не всегда эта методика является действенной. Типичная ошибка при таком виде контроля - жесткое закрепление лимитов по всем статьям и неотлаженная система корректировки бюджета. В таких случаях предприятие лишено гибкости и не способно быстро реагировать на изменения. Предприятиям стоит это учитывать.

Пример 2

Так, бюджет одного металлургического завода строго регламентировал расходы по списанию технологических материалов на производство продукции. Закупка данных материалов рассчитывалась исходя из планируемой величины списания. Затем технология производства изменилась. В связи с этим появилась необходимость увеличить нормы расхода и приобрести более дорогие технологические материалы. При этом объем производства должен был оставаться на том же уровне. Сумма, указанная в заявке на приобретение материалов, была значительно выше установленной. Поэтому финансовый контролер, руководствуясь плановыми данными, ее сократил. Ведь корректировка расходов на закупку была разрешена только в случае увеличения объема производства. В итоге это привело к тому, что в следующем отчетном периоде снизились объемы производства.

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что финансы предприятий (организаций) -- это относительно самостоятельная сфера системы финансов, охватывающая широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала, доходов, денежных фондов предприятий в процессе кругооборота их средств и выраженных в виде различных денежных потоков.

Общее определение экономического содержания финансов предприятий, звучит следующим образом, как системы денежных отношений, регламентированных государством, связанных с реальным денежным оборотом средств предприятия, его денежными потоками, формированием и использованием капитала, доходов и денежных фондов.

В процессе формирования и использования всех денежных источников, вовлекаемых в оборот средств предприятий и находящих отражение в его денежных потоках, возникает широкий спектр денежных отношений, которые выражают экономическое содержание финансов предприятий и одновременно являются объектом непосредственного финансового управления.

Финансы предприятий выполняют распределительную и контрольную функции.

Распределительная функция проявляется в процессе распределения стоимости общественного продукта и национального дохода. Основным объектом реализации распределительной функции выступает прибыль предприятия.

Под контрольной функцией финансов предприятий следует понимать внутренне присущую им способность объективно отражать и тем самым контролировать финансовое состояние предприятия, отрасли и всей национальной экономики с помощью таких финансовых категорий как прибыль, рентабельность, себестоимость, цена, выручка, амортизация, основные и оборотные средства.

Рекомендуется решение следующих стратегических задач финансовой политики предприятия, адекватных рыночным условиям: максимизация прибыли предприятия; оптимизация структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости; достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятия для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов; обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия; создание эффективного механизма управления предприятием; использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых ресурсов. Реализация финансовой политики предприятия должна базироваться на определенных принципах, адекватных рыночной экономике. Обобщение зарубежного опыта организации корпоративных финансов, опыта отечественных предприятий, анализа подходов коммерческих банков к оценке финансовой деятельности своих клиентов позволяет выделить следующие основные принципы современной организации финансов предприятий России: плановости, финансового соотношения сроков, взаимозависимости финансовых показателей, гибкости, минимизации финансовых издержек, рациональности финансовой устойчивости. Реализация этих принципов должна осуществляться при разработке финансовой политики и организации системы управления финансами конкретного предприятия.

В практической части было дано объяснение такому понятию, как бюджетирование. В основе концепции бюджетного контроля лежат два понятия: план и факт. Цель контроля и анализа исполнения плановых бюджетных показателей - управление отклонениями, влияющими на финансовые результаты. В процессе контроля бюджетный контролер, во-первых, собирает, обрабатывает и анализирует информацию о фактических результатах финансово-хозяйственной деятельности. Во-вторых, выявляет отклонения от плановых значений и анализирует их причины. В-третьих, принимает управленческие решения по корректировке планов и бюджетов в допустимых случаях.

Чтобы осуществить эти функции, важно наладить эффективную систему контроля.

В компании может быть реализовано множество различных методов контроля бюджета. Мы остановились на двух общепринятых:

- контроль бюджетов по отклонениям;

- оперативный контроль платежей (казначейский контроль).

Так же мы конкретно разобрали это на конкретном примере. И рассмотрели несколько ситуаций, которые могут сложиться в этом процессе.

Список литературы

1. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. -- М.: Юрайт-Издат, 2006. - 543 с.

2. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. Г.Б. Поляка,-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2002, -512 с.

3. Николаева Т.П. Финансы предприятий / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, М., 2003 - 158 с.

4. Журнал «Консультант», 2008.

5. http://www.finansy.ru




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную контрольную работу Вы можете использовать для выполнения своих заданий.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :