25
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
ГОУ ВПО "Сибирский государственный технологический университет"
Факультет: химико-технологический заочного дистанционного отделения
Кафедра: бухгалтерского учета и финансов
Контрольная работа по дисциплине
"Налоговый учет"
Тема: "Порядок ведения налогового учета расходов
на ремонт основных средств"
Выполнил: студентка ХТФ ЗДО
Спец.: 0605 сгб V курса
Шифр: 0505025, Вариант 5
А.С. Иванова
Проверил:
Преподаватель
М.А. Байкоданова
Красноярск 2009
Содержание
Введение
Стремительные темпы развития рыночной экономики в России приводят к постоянному изменению законодательства, регулирующему рыночные отношения.
Приняты такие основные документы, как Налоговый кодекс РФ в двух частях, постоянно вводятся в действие новые стандарты.
Принятие новых стандартов учета и законодательных актов, регулирующих вопросы налогообложения, влекут за собой значительные изменения в вопросах налогообложения хозяйственных операций с объектами основных средств. Так произошли существенные изменения, связанные с постепенным переходом отечественного бухгалтерского учета на международные стандарты. Применительно к налоговому учету эти изменения связаны с вступлением в силу с 2008 года многочисленных изменений и дополнений в главу 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового Кодекса РФ.
Также хочется отметить, что наибольшие трудности в деятельности работников бухгалтерских служб вызывают вопросы налогообложения операций с основными средствами, в частности вопросы налога на прибыль при признании расходов на ремонт основных средств.
Больший интерес представляет собой порядок признания расходов для целей налогообложения. Ведь ни для кого не секрет, что ошибки в учете затрат организации порой дорого обходятся организации.
Ошибки в налоговом учете расходов также чреваты. Если налогоплательщик не уплатил или не полностью уплатил налог в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), то это обернется штрафом в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога (п.1 ст.122 Налогового кодекса РФ). Если при этом действия были умышленными, то штраф будет исчисляться в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога.
Также существует определенный экономический риск при проведении дорогостоящих ремонтов основных средств. Как свидетельствует мировая практика, одним из способов зашиты от рисков является наличие системы резервов. Для обеспечения устойчивого развития и сопротивляемости внешним воздействиям, а также для своевременной нейтрализации и компенсации вероятных негативных последствий предназначены создаваемые в организации резервы. Формируемые и используемые в соответствии с законодательными, нормативными и учредительными документами, резервы предназначены, как мы считаем, прежде всего, для покрытия непредвиденных потребностей, расходов для подстраховки рисков, т.е. для будущих расходов. Резервы Основная цель резервов - повышение финансовой устойчивости организации, нивелирование и страхование рисков.
Поэтому важным является создание резерва на ремонт основных средств. Налоговый кодекс предусматривает два вида таких резервов:
на оплату обычного ремонта;
на оплату особо сложных и дорогих видов капитального ремонта.
Все затраты по ремонту основных средств списывают за счет созданного резерва. Если затраты превысили сумму резерва, их включают в состав расходов, которые уменьшают облагаемую налогом прибыль. При этом по правилам налогового учета уменьшить прибыль вы сможете только в конце года (п.2 ст.324 НК РФ). Поэтому если планируемые расходы на ремонт больше, чем максимальная сумма резерва, то создавать его не нужно. Если фактические затраты на ремонт меньше, чем резерв, то остаток неиспользованного резерва увеличивает прибыль в конце отчетного года.
В системе налогового учета, рекомендованной ФНС России, есть специальный регистр по учету расходов на ремонт основных средств. Однако этот регистр можно не использовать. Дело в том, что такие расходы как в налоговом, так и в бухгалтерском учете отражают одинаково. Поэтому для расчета налогооблагаемой прибыли, как правило, достаточно данных бухгалтерского учета.
Ситуация осложняется постоянно вносимыми изменениями и дополнениями в главу 25 Налогового кодекса РФ, которые зачастую вступают в силу "задним числом". Многочисленные положения главы 25 Налогового кодекса РФ урегулированы разъяснительными письмами Минфина России и налоговиков.
Вот и относительно налогового учета расходов на ремонт основных средств в августе 2009 произошли изменения, касаемые создания резервов и учета расходов на ремонт основных средств. В данной контрольной работе рассмотрим порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств со всеми новыми изменениями и дополнениями правительства и Минфина.
1. Особенности налогового учета ремонта основных средств
Основные средства, находящиеся в ведение организации, подвергаются физическому и моральному износу, нуждаются в ремонте и восстановлении.
Организациям зачастую приходится тратить большие деньги на ремонт основных средств. Раньше такие расходы уменьшали прибыль только в пределах норм. После того как с 2008 г. в Налоговом кодексе были приняты значительные поправки, их можно учитывать полностью. Также организация может создать резерв на ремонт основных средств.
Как известно, от правильности ведения налогового учета в организации зависит ее прибыль и финансовое состояние в целом. Поэтому важно учитывать расходы на ремонт основных средств в целях налогообложения, тем более что данные расходы являются значительными.
Согласно статье 313 Налогового кодекса (НК) налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК.
Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если положениями главы 25 НК предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленного правилами бухгалтерского учета.
Общие правила принятия к налоговому учету расходов на ремонт основных средств установлены статьей 260 НК, согласно которой расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Речь идет о расходах, произведенных в отчетном или налоговом периоде. В соответствии с главой 25 НК налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год, а отчетным - первый квартал, полугодие, 9 месяцев.
Таким образом, расходы на ремонт основных средств в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, могут быть:
приняты единовременно, в месяце (квартале) проведения ремонта;
распределены между затратами отдельных месяцев, входящих в квартал;
распределены между затратами отдельных месяцев между месяцем проведения ремонта и последним месяцем отчетного периода (март, июнь, сентябрь).
Тем самым косвенно подтверждается право организации осуществлять налоговый учет расходов на ремонт основных средств порядком, установленным документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности:
единовременно;
за счет соответствующего резерва, создаваемого в течение всего отчетного года (налогового периода).
Чтобы признать расходы на значительный ремонт основного средства единовременно, надо отремонтировать ОС не до, а сразу после его ввода в эксплуатацию. Поскольку ремонт будет сделан после ввода объекта в эксплуатацию, первоначальная стоимость имущества изначально не будет включать в себя его стоимость. Компания сможет уменьшить налог на прибыль и налог на имущество. Для налога на прибыль затраты на ремонт признаются в составе прочих расходов в периоде проведения ремонта (п.1 ст.260 НК РФ). И в бухучете расходы на ремонт после ввода в эксплуатацию также списываются единовременно (п.16 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). А чтобы налоговики не придрались на том основании, что ОС можно было отремонтировать до ввода в эксплуатацию, надо иметь подтверждение того, что до возникновения необходимости ремонта ОС фактически работало. И после ввода в эксплуатацию использовалось в производстве (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.10.03 №Ф04/5517-1895/А27-2003).
Списание расходов на ремонт посредством списания произведенных расходов в состав расходов будущих периодов с последующим их распределением между затратами отдельных месяцев между месяцем проведения ремонта и последним месяцем отчетного или налогового периода налоговым законодательством не предусмотрено.
Расходы должны быть в любом случае списаны до конца отчетного года независимо от того, в каком месяце они произведены (больше всего вопросов возникало в связи со списанием расходов, произведенных в декабре месяце). Эти же правила применяются в отношении расходов арендатора в случае, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.
Порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств установлен статьей 324 НК. При этом порядок формирования суммы расходов на ремонт основных средств практически не отличается от порядка формирования аналогичных расходов для целей бухгалтерского учета: к учету принимается стоимость запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта, расходы на оплату труда работников, осуществляющих ремонт, и прочие расходы, связанные с ведением указанного ремонта собственными силами, а также затраты на оплату работ, выполненных сторонними силами.
Совокупная стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств. Для расчета совокупной стоимости амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию до вступления в силу настоящей главы, принимается восстановительная стоимость, определенная в соответствии с пунктом 1 статьи 257 настоящего Кодекса.
Организация вправе учесть при расчете налога на прибыль расходы на ремонт помещения, которое сдает в аренду предприниматель. При условии, что в договоре аренды не предусмотрена обязанность собственника возмещать расходы на ремонт.
Чиновники привели следующие аргументы. При расчете налога на прибыль точно нельзя учесть расходы, перечисленные в статье 270 Налогового кодекса РФ. Остальные затраты уменьшают налогооблагаемый доход, если выполняются условия статьи 252 кодекса. То есть расходы являются экономически обоснованными и подтверждены документами. При этом расходы на ремонт арендованного имущества статья 270 учесть при расчете прибыли не запрещает. Более того, статья 260 Налогового кодекса РФ предусматривает, в частности, право арендатора учитывать при расчете налога на прибыль расходы на ремонт амортизируемых основных средств.
Что касается экономической обоснованности расходов, то сотрудники финансового ведомства разъяснили следующее. Налоговое законодательство не уточняет, что следует понимать под этим термином. В то же время налогоплательщик осуществляет деятельность на свой риск. А значит, инспекторы не вправе оценивать, насколько расходы целесообразны и эффективны. Это может сделать только сама компания. Основной критерий - организация осуществила расходы, планируя, что деятельность будет приносить доход.
Таким образом, если помещение, которое отремонтировал арендатор, используется в деятельности, с которой изначально планировалось получать доход, признать расходы можно. Конечно, при условии, что расходы подтверждены оправдательными документами.
Отметим, что еще совсем недавно Минфин России придерживался противоположного мнения. Чиновники считали, что арендатор не вправе признать расходы на ремонт, если собственником является индивидуальный предприниматель (письмо от 12 августа 2008 г. № 03-03-06/1/462). Аргумент - предприниматель не платит налог на прибыль. А значит, основные средства такого арендодателя не являются амортизируемыми по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ.
Учесть расходы на ремонт по статье 260 Налогового кодекса для организаций, приобретающих основные средства по договорам ссуды, может быть проблематично. Дело в том, что на практике налоговые инспекции считают, что договор ссуды (безвозмездного пользования) во многом схож с договором аренды. Поэтому на основные средства, полученные по договору ссуды, распространяются правила пункта 2 статьи 260 Налогового кодекса РФ. В нем, в частности, сказано, что расходы на ремонт арендованных основных средств можно учесть, только если такое имущество является амортизируемым. А имущество, полученное (переданное) по договору ссуды, исключается из состава амортизируемого (п.3 ст.256 НК РФ). Если организация, несмотря на мнение налоговой службы, учтет расходы на ремонт основного средства, полученного по договору безвозмездного пользования (договору ссуды), по статье 260 Налогового кодекса РФ, то, скорее всего, ей придется отстаивать свою позицию в суде. В арбитражной практике есть судебные решения, подтверждающие правомерность учета расходов на ремонт основных средств, полученных по договору ссуды, на основании статьи 260 Налогового кодекса РФ.
Списать расходы на ремонт основного средства, полученного по договору ссуды, за счет резерва, созданного на ремонт основных средств, организация не может. Это связано с тем, что такой резерв формируется исходя из первоначальной стоимости амортизируемого имущества (п.2 ст.324 НК РФ). А основные средства, полученные по договору ссуды, не относятся к амортизируемому имуществу (п.3 ст.256 НК РФ). Аналогичной точки зрения придерживается суды.
Расходы в виде капитальных вложений в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов) расходов, понесенных в случаях реконструкции (модернизации) основного средства, признаются расходами того отчетного (налогового) периода, на который приходится дата изменения его первоначальной стоимости (Письмо Минфина РФ от 21.08.2009 N 03-03-06/1/540).
Если налогоплательщик использует указанное право, суммы, на которые изменяется первоначальная стоимость объектов в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации объектов, изменяют первоначальную стоимость объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии со ст.259 Кодекса за вычетом не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) таких сумм.
Пунктом 3 ст.272 Кодекса установлено, что расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные п.9 ст.258 Кодекса, признаются в качестве косвенных расходов того отчетного (налогового) периода, на который приходится дата начала амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения.
Датой изменения первоначальной стоимости объекта основных средств является дата окончания работ по реконструкции объекта, подтвержденная документом, оформленным в соответствии с требованиями п.1 ст.252 Кодекса. Таким документом, по нашему мнению, может являться акт по форме N ОС-3 Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств.
Для обеспечения равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным статьей 324 НК.
Налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в такой резерв, исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, предусмотренных налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения.
2. Создание резерва на ремонт основных средств
Резерв - аккумуляция сумм в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу.
Резерв целесообразно создавать организациям, у которых большой объем текущих ремонтов или же в будущем планируется произвести капитальный ремонт, требующий больших затрат.
Резерв на ремонт объектов основных средств формируется по видам ремонтов, то есть под текущие ремонты объектов основных средств и под капитальные ремонты объектов основных средств.
Еще один важный момент: приняв решение о создании резерва, организация должна будет его формировать независимо от того, есть у нее прибыль или нет (письмо Минфина России от 30 мая 2006 г. N 03-03-04/1/488).
Как известно, пункт 3 статьи 260 Налогового кодекса позволяет списывать расходы на ремонт основных средств равными долями на последнее число отчетного (налогового) периода в течение двух и более лет. Для этого нужно лишь сформировать резерв под предстоящие ремонты (письмо Минфина России от 07.07.2009 № 03-03-06/4/56).
Итак, организации на начало налогового периода должны сформировать смету на ремонт исходя из периодичности ремонта в текущем налоговом периоде. Причем в эту смету не включается имущество, по которому будут проведены особо сложные и дорогие виды капремонта. Смету сравнивают с суммой фактически осуществленных расходов на ремонт за предыдущие три года, деленной на три. Меньшая из двух сумм является основной для определения отчислений в резерв.
Сумма дополнительных отчислений для особо сложных и дорогих видов капремонта равна общей стоимости капремонта, деленной на количество лет, между которыми планируется провести ремонт (межремонтный цикл). Ее необходимо прибавить к сумме отчислений в общий резерв.
Имейте в виду: если фактические затраты на ремонт в отчетном (налоговом) периоде превышают созданный резерв, остаток затрат можно включить в прочие расходы по налогу на прибыль на дату окончания налогового периода (ст.324 НК РФ).
Организация имеет право создать резерв под предстоящие ремонты основных средств. Это позволит равномерно включать расходы на проведение ремонта с течение двух и более налоговых периодов.
Чтобы создать резерв, прежде всего, нужно рассчитать предельную сумму отчислений в него (это планируемая сумма расходов на ремонт основных средств). Ее определяют исходя из периодичности ремонта, стоимости деталей, которые меняются в процессе ремонта, и его сметной стоимости. Сметная стоимость определяется на основании так называемых актов дефектации или технического обследования, докладов о техническом состоянии объектов основных средств, планов проведения ремонтных работ, сметы расходов на ремонт (при их проведении работ хозяйственным способом), договоров со сторонними организациями (при подрядном способе).
Основные средства, нуждающиеся в ремонте, а также планируемые суммы расходов указывают в смете на предстоящий ремонт. Расчет норматива отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств прилагается к учетной политике для целей налогообложения. Сумма отчислений в резерв рассчитывается исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений.
Совокупная стоимость основных средств определяется на начало календарного года, в котором создается резерв. Для этого нужно сложить первоначальную стоимость всех амортизируемых основных средств, которые введены в эксплуатацию на начало года.
Сумма резерва = Совокупная стоимость основных средств Х норматив отчислений.
Норматив отчислений = Предельная сумма отчислений в резерв / Совокупная стоимость объектов основных средств Х 100%.
В дальнейшем размер отчислений в резерв регулируется посредством применения этого норматива: с уменьшением совокупной стоимости основных средств абсолютный размер отчислений уменьшается, и наоборот, с приобретением новых объектов основных средств размер отчислений может быть увеличен. При расчете предельного размера отчислений следует использовать данные, включенные в план проведения всех видов ремонта.
Для того чтобы эти отчисления могли безусловно быть приняты к налоговому учету, необходимо, чтобы они были подтверждены планом проведения ремонта и соответствующими расчетами (сметами и т.п.).
В соответствии с п.2 статьи 324 НК при определении нормативов отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств налогоплательщик обязан определить предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств исходя из периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта. При этом предельная сумма резерва предстоящих расходов на указанный ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние 3 года.
Если организация вновь создана, то она не располагает необходимой информацией для определения норматива отчислений в резерв предстоящих расходов, так как отсутствуют данные о расходах на ремонт за последние 3 года.
Исходя из этого в первые годы деятельности для учета в целях налогообложения прибыли расходов на ремонт основных средств организация должна руководствоваться п.1 статьи 260 НК, согласно которому расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
То есть расходы на ремонт основных средств в течение первых 3 лет деятельности организации могут приниматься к налоговому учету только в составе прочих расходов в сумме, соответствующей фактически произведенным затратам в соответствующем отчетном периоде.
НК не предусмотрено создание резервов в зависимости от видов ремонта основных средств. Кроме того, при расчете размера отчислений в резерв может приниматься только совокупная стоимость объектов основных средств - без каких-либо изъятий или исключений. То есть если организация создает резерв на ремонт основных средств, то она не вправе относить на расходы в целях налогообложения прибыли затраты на текущий ремонт основных средств. Данные затраты должны покрываться за счет резерва. Если же сумма фактически осуществленных затрат на ремонт основных средств в отчетном (налоговом) периоде превышает сумму созданного резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, остаток затрат для целей налогообложения включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода.
Для получения квартальной величины резерва (для фирм, которые отчитываются поквартально) годовую величину делят на четыре. А для определения месячной суммы отчислений (для фирм, которые отчитываются ежемесячно) - на 12 месяцев. Отчисления в резерв списываются в затраты в последний день отчетного периода (квартал или месяц). Об этом говорится в пункте 2 статьи 324 Налогового кодекса.
В течение отчетного года все фактически произведенные расходы на ремонт основных средств относятся в уменьшение резерва независимо от величины созданного резерва на момент проведения ремонтных работ. Если фактические затраты превышают величину созданного резерва, то разница включается в прочие расходы на дату окончания налогового периода. Если сумма затрат меньше резерва, то остаток резерва относится к внереализационным доходам и облагается налогом на прибыль. Об этом говорится в пункте 7 статьи 250 Налогового кодекса.
Резерв на покрытие затрат по капитальному ремонту может иметь остаток на конец налогового периода, если согласно плану проведения капитального ремонта работы не начаты или не завершены.
При организации налогового учета расходов на ремонт основных средств необходимо вести раздельный учет формирования и использования резерва на ремонтные работы, осуществляемые в течение налогового периода. А также резерва на финансирование капитального ремонта, накопление средств на проведение которого производится более одного налогового периода, обеспечить группировку фактических расходов на ремонт по элементам затрат в зависимости от способа его проведения.
В аналитическом учете расходы на ремонт основных средств (п.1 ст.324 Налогового кодекса РФ), произведенные хозяйственным способом, состоят из:
1) стоимости запасных частей и других расходных материалов, использованных для ремонта;
2) расходов на оплату труда (включая суммы платежей работодателей по договорам обязательного страхования и суммы платежей по договорам добровольного страхования, договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным в пользу работников с соответствующими страховыми организациями);
3) прочих расходов, связанных с ведением ремонта.
Если ремонтные работы осуществлялись подрядным способом, то затраты на оплату работ сторонних организаций отражаются общей суммой без группировки по элементам.
В течение налогового периода при формировании налоговой базы по налогу на прибыль учитываются расходы на ремонт основных средств в сумме резерва, приходящейся на данный отчетный период, независимо от величины фактически произведенных затрат на ремонт основных средств. В конце года на последнюю отчетную дату налогового периода фактически произведенные затраты на ремонт сравниваются с величиной резерва. Если фактические расходы превышают начисленный за год резерв, то разница включается в прочие расходы. В противном случае сумма превышения начисленного резерва над величиной фактических затрат включается в доходы.
Дорогостоящие виды ремонта. Иногда фирмам приходится ремонтировать офис, производственный цех и т.д. Эти затраты могут дополнительно уменьшить облагаемую налогом прибыль (за счет отчисления средств на такие капремонты в течение нескольких лет). Заметим, что ограничений по сумме такого резерва нет. Его создают на основании сметы и графика проведения и финансирования капитального ремонта. Отчисления равны сумме средств, которые приходятся на каждый год по этому графику. Остатки такого резерва не облагаются налогом на прибыль, если ремонт не закончен.
Однако есть определенные условия для резервирования средств на такой вид ремонта:
ремонт будет проводиться больше года;
в предыдущих годах аналогичный ремонт не осуществлялся.
Обратите внимание: толкования "особо сложный" и "дорогой" капитальный ремонт Налоговый кодекс не дает. Также неясно, сколько лет должно пройти с момента предыдущего ремонта. Поэтому до тех пор, пока налоговики не разъяснят эти вопросы, такой резерв лучше не создавать.
3. Некоторые особенности налогового учета расходов на ремонт ОС при УСН и ЕНВД
Налоговую базу организаций на упрощенке, которые платят единый налог с доходов, расходы на ремонт основных средств не уменьшают (п.1 ст.346.14 НК РФ).
Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, расходы на ремонт основных средств уменьшают налоговую базу (подп.3 п.1 ст.346.16 НК РФ). При этом расходы на ремонт арендуемых основных средств учитывайте, если:
арендодателем является сторонняя организация или предприниматель;
согласно договору аренды организация обязана проводить ремонт за свой счет (ст.616 ГК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 17 апреля 2006 г. № 18-12/3/30651).
Это следует из пункта 2 статьи 260 Налогового кодекса РФ и статьи 616 Гражданского кодекса РФ.
Налоговую базу уменьшайте по мере возникновения и оплаты расходов на ремонт основных средств (п.2 ст.346.17 НК РФ). Например, если организация ремонтирует основное средство собственными силами, то стоимость запчастей включите в налоговую базу по мере их замены (составления акта о замене запчасти) и оплаты поставщику (п.2 ст.346.17, п.2 ст.346.16, п.1 ст.252 НК РФ), а зарплату сотрудников - по мере выплаты сотрудникам (п.2 ст.346.17 НК РФ).
Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п.1 ст.346.29 НК РФ). Поэтому на расчет налоговой базы расходы на ремонт основных средств не влияют.
Основные средства могут использоваться в деятельности организации, облагаемой ЕНВД, и деятельности, с которой организация платит налоги по общей системе налогообложения. В этом случае расходы на ремонт основных средств нужно распределить (п.9 ст.274 НК РФ). Расходы на ремонт основных средств, используемых в одном виде деятельности организации, распределять не нужно.
Чтобы распределить расходы на ремонт основных средств, определите долю доходов, полученных от разных видов деятельности.
Долю доходов от деятельности организации на общей системе налогообложения рассчитайте по формуле:
Доля доходов от деятельности организации на общей системе налогообложения |
= |
Доходы от деятельности организации на общей системе налогообложения |
: |
Доходы от всех видов деятельности организации |
Расходы на ремонт основных средств, которые относятся к деятельности организации на общей системе налогообложения, рассчитайте так:
Расходы на ремонт основных средств, которые относятся к деятельности организации на общей системе налогообложения |
= |
Расходы на ремонт основных средств (без НДС) |
Ч |
Доля доходов от деятельности организации на общей системе налогообложения |
Расходы на ремонт основных средств, которые относятся к деятельности организации, облагаемой ЕНВД, рассчитайте по формуле:
Расходы на ремонт основных средств, которые относятся к деятельности организации, облагаемой ЕНВД |
= |
Расходы на ремонт основных средств (без НДС) |
- |
Расходы на ремонт основных средств, которые относятся к деятельности организации на общей системе налогообложения |
При определении доли доходов и расходов по конкретному виду деятельности используйте показатели за месяц, в котором распределяются затраты на ремонт основных средств. При определении налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный (налоговый) период расходы, которые относятся к деятельности организации на общей системе налогообложения за месяц, суммируйте нарастающим итогом. Такой порядок предусмотрен в письмах Минфина России от 24 января 2007 г. № 03-04-06-02/7 и от 14 декабря 2006 г. № 03-11-02/279.
Заключение
Наибольшие трудности в деятельности работников бухгалтерских служб вызывают вопросы налогообложения операций с основными средствами, в частности вопросы налога на прибыль при признании расходов на ремонт основных средств.
При исчислении налога на прибыль следует исходить из того, что глава 25 НК РФ (в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ) предусматривает два варианта учета расходов на ремонт основных средств для целей налогообложения (см. ст.260 НК РФ):
расходы на ремонт основных средств могут включаться в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены в размере фактических затрат;
налогоплательщики могут формировать резерв под предстоящие ремонты основных средств для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств.
Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
Такой порядок признания расходов на ремонт целей налогообложения применяется также в отношении арендуемых основных средств, если договором не предусмотрено возмещение указанных расходов арендодателем (ст.260 Налогового кодекса РФ).
В налоговом учете средства под предстоящие ремонты основных средств можно зарезервировать (ст.324 Налогового кодекса РФ). Сформированный резерв в течение года равномерно списывают на прочие расходы. А средства, истраченные на ремонт основных средств, нужно списывать за счет резерва. Если зарезервированной суммы не хватит, разницу между фактическими затратами и резервом можно списать на расходы. Но сделать это Кодекс позволяет только в последний день года.
Добавим, что организация не вправе создать резерв, скажем, по текущему ремонту, а средства, истраченные на капремонт, сразу же списывать на расходы. Именно к такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в постановлении от 5 апреля 2005 г. № 14184/04. Судьи указали, что Налоговый кодекс РФ не позволяет создавать резервы по отдельным видам ремонта. Таким образом, даже если вы запишите в учетной политике, что зарезервированные средства предназначены для текущего ремонта, затраты на капремонт также придется списывать за счет резерва. Иначе штрафных санкций не избежать.
Единственное исключение - это предстоящие в течение нескольких последующих лет особо сложные и дорогие виды капитального ремонта. Только по таким ремонтам статья 324 Налогового кодекса РФ позволяет резервировать средства отдельно.
Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение налогового периода списываются на расходы равными долями также в последний день соответствующего отчетного (налогового) периода. Подобная схема используется в бухгалтерском учете. Разница только в сроках оформления соответствующих записей.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик - российская организация уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
При этом статьей 252 Кодекса предусмотрены критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса) признаются расходами для целей налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Так, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируется порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (статья 8 части 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен Кодексом.
Одновременно в соответствии со статьей 260 Кодекса расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
Указанное положение статьи 260 Кодекса применяется также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между сторонами возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.
При этом, расходы на ремонт основных средств, не являющихся амортизируемым имуществом в налоговом учете арендодателя (имущество, арендованное у налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, физических лиц и др.), по мнению Департамента, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса при условии, что такие расходы обоснованны и документально подтверждены надлежащим образом.
Учитывая изложенное, расходы на ремонт основных средств, арендованных у индивидуального предпринимателя, не подлежащие компенсации арендодателем, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в составе прочих расходов, при условии их соответствия критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 Кодекса.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что расходы, понесенные в связи с ремонтом основных средств, имеют важное значение при определении налога на прибыль. Как правило, за счет этих расходов можно уменьшить налогооблагаемую базу, следовательно снизить налог на прибыль. В итоге в организации увеличиться прибыль за отчетный период, что благоприятно скажется на финансовом состоянии в целом.
Библиографический список
1. Ст.252, ст.256, ст.258, ст.260, ст.270, ст.313, ст.324, ст.346 НК РФ
2. Ст.616 ГК РФ ПБУ 18/02
3. Письмо Минфина РФ от 30.05.2006 г. № 03-03-04/1/488
4. Письмо Минфина РФ от 14 декабря 2006 г. № 03-11-02/279
5. Письмо Минфина РФ от 24.01.2007 г. № 03-04-06-02/7
6. Письмо Минфина РФ от 07.07.2009 № 03-03-06/4/56
7. Письмо Минфина РФ от 12.08.2008 г. № 03-03-06/1/462
8. Письмо Минфина РФ от 21.08.2009 N 03-03-06/1/540
9. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.10.03 №Ф04/5517-1895/А27-2003
10. Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств
11. Журнал "Налоги и налогообложение", 3/2009
12. Журнал "Налоговый курьер" № 14, 2009
13. Журнал "Главбух" № 16, 2009
14. Журнал "Время бухгалтера" № 29 (233), РУНА Консалдинговая группа 2009
15. Журнал "Актуальная бухгалтерия", 2009
16. Журнал "Документы и комментарии" № 14, 2009
17. Журнал "Практическое налоговое планирование" № 8, 2009
18. Информационно-справочная система Консультант +
19. www.glavbukh.ru
20. www.v2b.ru
21. www.sba-consult.ru
22. www.buh.ru
23. www.garant.ru
24. www.subschet.ru
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Принципы и методы социальной работы, цели, задачи |
Контрольная работа | Арабський халіфат |
Контрольная работа | Охорона праці користувачів ПК |
Контрольная работа | Система органов исполнительной власти в РФ |
Контрольная работа | Способы и методы ведения радиоразведки |