Контрольная работа по предмету "Литература"


Просветительские идеи в творчестве У. Хогарта


43

Министерство образования Российской Федерации

Пермский государственный педагогический университете

Факультет музыки

Контрольная работа

по дисциплине

«Западноевропейское искусство XVIII века»

Просветительские идеи в творчестве У. Хогарта

Студентки IV курса

заочного отделения

«Искусствоведение»

Жарковой Ольги Владимировны

Преподаватель: Мартынов

Игорь Николаевич

Пермь, 2007

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…3

1. Просветительство в Англии первой половины XVIII века……………….....5

2. Первые шаги Хогарта в искусстве и формирование в его творчестве самостоятельной оценки по отношению к действительности………………....9

3. Сатирические серии «Карьера проститутки» и «Карьера расточителя».…15

4. Серия «Модный брак»………………………………………………..………22

5. Дидактические циклы в творчестве У.Хогарта («Прилежание и леность», «Улица Джина» и «Четыре степени жестокости»)………………Евангелия.

В серии «Прилежание и леность» довольно точно изложен сюжет старой драмы, написанной тремя авторами XVIII века - Беном Джонсоном, Джорджем Чапманом и Джоном Марстаном - под заглавием «На Восток». Хогарт изменил ряд деталей и профессию персонажей. В пьесе речь идет об учениях ювелира, а у художника - о ткацких подмастерьях. По замыслу Хогарта серия должна была служить наставлением для трудящихся.

«Хогарт писал о ней следующее: Так как гравюры были задуманы в большой степени для пользы, чем для украшения, они были исполнены так, чтобы их могли купить люди, которых они больше всего касались; для того же, чтобы все гравюры были поняты правильно, вверху каждой награвировано ее название». [[12] - Кроль А.Е. Уильям Хогарт. Л.-М., 1965, с. 99.12]

Хогарт разбил серию на 12 сцен. Это интереснейший документ, где зафиксированы различные стороны английской жизни. Рисунки к этим гравюрам хранятся в Британском музее. По ним можно судить о подготовленной работе художника. Выполняя их, Хогарт много работал не только по памяти, но и с натуры.

Для большинства листов серии «Прилежание и леность» сохранились наброски и законченные серии рисунков. К моменту выполнения этой серии художник полностью овладел передачей человеческой фигуры в движении, его рисунки отличает большая свобода композиций, высокое мастерство исполнения, его основной прием - короткий жирный штрих.

Приступая к работе над серией, Хогарт до мельчайших подробностей продумал характеры действующих лиц, композицию сцен, аксессуары. В течение творческого процесса не изменяется сюжет, лишь иногда художник исключает отдельные эпизоды, которые могут помешать основе мысли.

Например, Хогарт отказался от двух парных эпизодов - «Прилежный ученик, став купцом, помогает своим родителям» и «Ленивый ученик обкрадывает свою мать». Сохранились лишь рисунки этих эскизов (Британский музей).

На беглом наброске и на законченном рисунке к первому листу этой серии видны оба ученика за стаканами. Ленивый ученик спит. На станке стоит огромная кружка пива, указывающая на причину его сонливости. Хозяин, увидев это готовится ударить палкой ленивца. В окончательном же варианте [Прил. рис. 24] более тщательно показаны станки и добавлено несколько незначительных деталей обстановки мастерской - моток каната на полу, ящик и другое. Позы и типы взяты с первого наброска, они соответствовали замыслу и не были в дальнейшем изменены.

Второй лист [Прил. рис. 25] подвергся более значительным изменениям, чем первый. На нем изображен прилежный ученик в церкви. Первоначально сцена в церкви была выполнена в серьезном тоне (таким сценам ранее он придавал иронический оттенок). В законченном же варианте Хогарт ввел забавные детали: позади добродетельного ученика и его спутницы, погруженных в молитву, художник изобразил зевающего мужчину, спящего слугу и дремлющую даму с веером в руке.

Изменению подвергаются и другие места. Так на первом наброске к четвертому листу - «Прилежный ученик, ставший любимцем хозяина» - у ног изображена собака, а на законченном наброске - кошка.

Были достаточно сильно изменены девятый лист - «Ленивый ученик, схваченный в ночном кабаке и преданный своею сообщницей» и десятый лист - «К прилежному ученику, ставшему лондонским олдерменом, приводят ленивого ученика, обвиняемого его сообщником».

Первый набросок к девятому листу еще не рассказывает полностью сюжета. На нем изображена сцена в кабаке, где ленивый ученик с товарищем делят добычу, у их ног лежат пистолеты. Женщина наливает водку для молодого мужчины, у камина - другая женщина с ребенком.


Здесь нет всех необходимых элементов чтобы раскрыть сюжет - нет женщины, предавшей преступника, непонятна роль отдельных фигур.

На гравюре все стало понятным. Раскрыт характер ленивого ученика. Художник придал его лицу индивидуальные черты - напряженное ожидание, нерешительность, страх, жадность. Том - бездельник нервно перебирает пальцами, пока его напарник разглядывает краденые вещи. Скорее всего, его сообщник - скупщик краденого.

В окончательной версии Хогарт отказался от нескольких фигур первоначального наброска, но добавил некоторые бытовые черточки - драку в глубине кабака, посетителей за столиками, тем самым, создав выразительную и ясную картину.

Десятый лист также был значительно переработан художником, но он уступает место девятому по силе передачи. Ленивый ученик, приведенный к своему бывшему товарищу, а ныне олдермену, молит о пощаде. В различных вариантах рисунка художник менял позу прилежного ученика, его окружение, ровно как и фигуру Тома - бездельника. Но в окончательном варианте Хогарт подчеркивает нерешительность и страх, свойственные ленивому ученику, вводит различные мелкие эпизоды: мать преступника в глубоком трауре бросается к сыну; толпу, где видны другие члены шайки; молодой судейский приводит к присяге сообщника преступника и т.д.; судейский чиновник получает тайком взятку от женщины, желающей спасти сообщника.

Сама сцена, при всей живости и остроте рисунка, по мнению Кроля А.Е.[[13] - Кроль А.Е. Уильям Хогарт. Л.-М., 1965, с. 105.13], кажется надуманной и мелодраматичной, и не производит того впечатления, которое хотел вызвать художник.

К лучшим сценам серии принадлежат те, которые рассказывают о жизни ленивого ученика. На третьем листе [Прил. рис. 26] Том изображен на кладбище в компании бродяг, которые играют в азартные игры прямо на надгробной плите. Безупречна здесь точность построения фигур, их поз и движений.

Наиболее точно представлены характер и эмоции героев на седьмом листе - «Ленивый ученик скрывается на чердаке у проститутки» [Прил. рис. 27]. На мансарде, лежат на кровати ленивый ученик и его подруга. Молодая женщина увлеченно рассматривает ворованные вещи: кольца, часы, подвеску, а перепуганный Том оглядывается по сторонам. Возле кровати валяются пистолеты, дверь подперта досками, но это не уменьшает ужас и страх ленивого ученика.

Продуманные сюжеты один за другим логично составляют рассказ о жизни двух учеников и подводят к развязке.

Одиннадцатый лист показывает путь осужденного Тома Айдля (ленивого ученика) к виселице [Прил. рис. 28].

Мастерски найдена композиция многофигурного листа с изображением широкого пространства и членением его на отдельные планы. При этом Хогарт сохраняет единство действия, монолитность замысла. На переднем плане гирляндой расположены друг возле друга группы людей, позы и жесты которых раскрывают их характеры. Средний план забит любопытными зрителями, среди которых появляются карета со священником и телега с преступником. Только первый план на этом листе прорисован короткими, жирными, выразительными штрихами. Толпа, Том, пастор даны более беглыми и легкими линиями. Это как бы подчеркивает реальность людей, находящихся впереди и занятых обычными делами и отдаленность от них всего эпизода предстоящей казни.

Лист «Путь ленивого ученика к виселице» конкретен [Прил. рис. 29]. Типы, костюмы, отдельные эпизоды почерпнуты Хогартом из жизни современной ему Англии. Некоторые лица портретны. Художник использует оригинальный прием размещения восторженных сцен на первом плане, а сюжетно первоочередных - на втором. Это позволяет выделить характерные эпизоды и детали, не только не отвлекая от основной мысли, но и подчеркивая ее.

Этот прием использован художником и на двенадцатом листе - «Банкет по случаю избрания прилежного ученика лорд-мэром Лондона». Сам лорд почти не виден. Он и его окружение показаны в виде мелких фигур в глубине залы. На переднем плане художник изобразил толпу обжор, поглощающих горы лакомых блюд. По мнению Кроля А.Е.[[14] - Кроль А.Е. Уильям Хогарт. Л.-М., 1965, с. 113.14] смысл этой сатирической сцены - чествование добродетели тонет здесь за выразительным осуждением животного обжорства, грубого чревоугодия.

В ряде листов Хогарт намеренно осуждает многие пороки своего времени. Картина семейного счастья прилежного ученика, женившегося на хозяйской дочери ( лист № 6), с толпящимися под окнами музыкантами и зеваками, пришедшими на утро после свадьбы приветствовать баловня судьбы, остроумно высмеивает мещанское благополучие добродетельного ученика. А одиннадцатый лист, рисующий возбужденную толпу, собравшуюся на казнь, как на развлечение, кажется горькой насмешкой над законом, превращающим казни в зрелища.

Двенадцать листов «Прилежание и леность» - действительно «морализующий» по замыслу цикл Хогарта. Здесь ясно показано, что художник считал «дурным» и что «хорошим». Уильям Хогарт демонстрировал два пути - путь для достижения почестей и богатства и путь, ведущий к гибели. Характер произведения подчеркивают и цитаты из Священного писания.

Серия гравюр о ленивом и прилежном учениках имела шумный успех. На ее основе была создана пантомима и поставлена пьеса, а также был издан ряд литературных комментариев к серии.

Около 1750-1751 годов Хогарт создает еще несколько графических произведений поучительного характера: сюиту «Четыре степени жестокости» и два парных офорта «Улица Джина» и «Улица Пива» [Прил. рис. 30, 31]. В них он следует той же программе, какую проводил и в своей большой дидактической серии «Прилежание и леность» [Прил. рис. 32].

В гравюрах «Улица Джина» и «Улица Пива» художник обращается к народу. Хогарт пишет: «Поскольку темы этих гравюр рассчитаны на то, чтобы воздействовать на некоторые распространенные пороки, присущие низшим классам, то в надежнее на самое широкое распространение гравюр автор исполнил их в наиболее дешевой технике».[[15],[16]- Кроль А.Е. Уильям Хогарт. Л.-М., 1965, с. 115.15]

На этот раз Хогарт выступил как общественный деятель, борющийся с пьянством, которое было настоящим бичом Англии его времени. Это социальное зло усиливалось вместе с ростом нищеты и болезней в среде «низших» классов. Разумеется, не в одном пьянстве коренилась причина нищеты и смертности неимущего населения Лондона, но Хогарт, как и другие передовые умы того времени, не сознавал в чем источник зла. Поэтому художник вместе с другими английскими просветителями направлял всю силу своей критики не на основы социального строя, а лишь на одно из сопутствующих им явлений.

Гравюры «Улица Джина» и «Улица Пива» встретили немедленный отклик, и в 1751 году в парламенте прошел акт, запрещающий незаконную продажу джина.

Как пишет Уильям Хогарт, на листе «Улица Джина» показаны последствия потребления этого напитка - «… безделье, нищета, бедность и отчаяние, доводящее до безумия и смерти».

Художник делит лист на два плана по диагонали, идущей из правого верхнего угла в нижний левый угол. Справа он изображает несколько узловых эпизодов с немногочисленными персонажами. Слева изображены городские строения и улицы с толпой мелких человеческих фигур. Фоном центральных стен служит нищий Лондон с его переполненными кораблями и полуразрушенными домами.

Безвыходность тупика, в котором гибнут обитатели «Улицы Джина», подчеркнута распространенными у Хогарта символами: вывеской ссудной кассы с тремя тяжелыми шарами и вывеской кабатчика в виде огромного кувшина с надписью «Королевский джин».

Ч. Диккенс дает этому листу яркую характеристику: «Нет данных, что хоть один из персонажей этой мрачной сцены был когда-нибудь богаче, чем теперь. Даже наиболее зажиточные закладывают самое необходимое, а также орудие своего ремесла; а самые бедные - это бездомные бродяги, по которым не видно, что они раньше жили иначе. Все живут и умираю в нищете. Никто не делает попытки предупредить или излечить зло».[[17] - Кроль А.Е. Уильям Хогарт. Л.-М., 1965, с. 116.17]

«Улица Пива» представляет контраст «Улице Джина». Сцена полна веселого оживления. Художник изображает улицу с чистыми, отстроенными домами. По улице идут прохожие, живописец заканчивает вывеску, где изображает танцующих крестьян вокруг стога ячменя. За столами люди пьют пиво. Единственный заброшенный дом - ссудная касса, на ступенях которой стоит странствующий торговец пивом.

Если в предыдущем листе комическое служит, чтобы подчеркнуть трагическое, то «Улица Пива» вся проникнута жизнерадостным мягким юмором. Иронично изображены Хогартом любители пива с огромными животами, держащие полные кружки пива с пышной пеной. Вывеска ссудной кассы уже не кажется зловещей.

Еще одна серия нравоучительного характера была названа Хогартом «Четыре степени жестокости». Она изображает жизненный путь человека, который в детстве мучает кошек и собак, затем истязает лошадей и в итоге становится убийцей. Труп казненного преступника по закону отдается врачам, которые расчленяют его на части.

Хогарт писал: «Эти листы были награвированы в надежде в какой-то мере изменить к лучшему варварское обращение с животными, один вид истязаний которых делает нашей столицы (Лондона) столь прискорбными для каждой чувствительной души. Если они окажут это действие и воспрепятствуют жестокости, я буду больше гордиться тем, что являюсь их автором, чем если бы я написал картоны Рафаэля».[[18] - Кроль А.Е. Уильям Хогарт. Л.-М., 1965, с. 117.18]

«Четыре степени жестокости», как и серия «Прилежание и леность» как «Улица Джина» и «Улица Пива», пишет Кроль А.Е., раскрывают Хогарта как художника, который не проходит мило социальных бедствий и не пытается смешить зрителей картинами нищеты и невежества. Хогарт не остается при этом простым моралистом-проповедником, а шире и объективнее смотрит на мир, чем большинство его современников. Выбирая в качестве героя графа или бродягу, знатную даму или проститутку, он осуждает в их образах те темные черты, которые свойственны не только отдельным личностям, но и целым общественным группам. Хогарт обращал эти злободневные серии к народу и они пользовались популярностью, но публика, к которой он обращался, подчас восхищалась забавностью эпизода, комичностью лиц и на замечала глубокого смысла его произведений.

6. Критика политической системы Англии в серии «Выборы в парламент»

Последняя значительная серия картин Хогарта - «Выборы в парламент» (около 1754) представляет собой обличие системы выборов. Серия открывается изображением предвыборного банкета, затем показаны как борющиеся партии, не брезгуя никакими средствами, развивают агитацию в захолустном городке, одном из так называемых «гнилых местечек». Далее художник изображает сбор голосов, где голосовать приводят и приносят идиотов и умирающих. Завершает серию триумфальное шествие кандидата - победителя, которого проносят в кресле по улицам. Между приверженцами и противниками продолжается борьба; мелькают кулаки и положение героя событий оказывается очень шатким.

Злободневная серия состоит из четырех картин, где Хогарт показал, приобретенный в течение многих лет талант и творческую свободу. Эти картины представляют собой сатиру на священные для буржуазной Англии выборы в парламент.

Положение Англии в это время было весьма тревожным. Англия терпела поражение в затянувшейся войне с Францией. Восстание шотландцев в 1745 году. Вызванное недоверием к правительству, голодом и непосильными налогами, было лишь одним из проявлений недовольства народа, который видел выход в смене правительства и изменении политического курса. В Лондоне голодающее население постоянно враждовало с войсками, их стычки заканчивались кровавыми жертвами с обеих сторон. Согнанные с земли крестьяне становились дешевой и бесправной рабочей силой на производственных предприятиях.

В 1754 году парламентская власть сосредоточилась в руках продажного премьер-министра лорда Пелгама и его брата герцога Ньюкэслского. За кругленькую сумму продавались мета депутатов. Ряды членов законодательного учреждения Англии пополнялись богачами-землевладельцами и финансистами. В большинстве городов парламентскими местами торговали городские корпорации. Места принадлежали помещикам, владельцам «гнилых местечек». Рабочие, ремесленники и городское население в парламент не проходили.

В своем цикле о выборах Хогарт впервые дал оценку политической системе страны. До этого времени художник обличал лишь некоторые недостатки современной ему жизни. Со свойственной ему трезвостью и остротой наблюдательности Хогарт показал на четырех листах «Выборов в парламент» (музей Соун, Лондон) все уродливые стороны английского парламентаризма XVIII века.

Первый лист - «Предвыборный банкет» [Прил. рис. 33] изображает банкет в «гнилом местечке», данный кандидатом. В самом большом зале деревушки показано в полном разгаре пьянство и объединение. В огромную бадью налит пунш, на полу разложены посуда и яства. За столом изображены представители местной власти, обладающие избирательным цензом: пастор, стряпчий, лавочники, состоятельные ремесленники, администрация местечка и члены семей избирателей. Под флагом с надписью «Свобода и лойяльность» сидит молодой кандидат. Он готов стерпеть все ради своей цели. Кандидат выдерживает приставания отвратительной старухи и шалости отпрыска одного из избирателей, то есть соблюдает терпимость и демократичность. В разгаре пиршества в окно зала летят камни, врываются сторонники конкурирующего кандидата и начинается драка.

Вся неприглядная изнанка и ханжеская суть комедии выборов показаны Хогартом с обычным лаконизмом. Великолепны позы людей, умело связанные выразительными жестами, лица их экспрессивны, мимика характерна.

По мнению Кроля А.Е.[[19] - Кроль А.Е. Уильям Хогарт. Л.-М., 1965, с. 142.19] картины «Выборы в парламент» показывают художественную эволюцию Хогарта за годы кажущегося отхода от творческой деятельности. Сохранив в полной мере дар острой и правдивой передачи, он приобрел уверенность рисунка, не всегда свойственную ему в более ранних произведениях. В четырех картинах «Выборов» нет ни одной фигуры с неверным или напряженным рисунком конечностей - недостаток, который раньше снижал художественный эффект. Художник мастерски распределяет группы действующих лиц, связь между которыми строится на психологических взаимоотношениях. В то же время он подчеркивает единство между персонажами всей сцены в целом.

Вторая сцена - «Предвыборная агитация» [Прил. рис. 34] изображает узкую улицу «гнилого местечка», где агенты разных кандидатов, принадлежащие к двум политическим партиям, подкупают избирателя-фермера. Они предлагают ему избирательные бюллетени, подкупают деньгами. Другие избиратели, наблюдая за этой ситуацией, решают, кому выгоднее продаться. Сам кандидат выбирает подарки у коробейника для двух дам, голоса которых ему надо получить.

Персонажи в каждой из групп объединены жестами композиционным ритмом и общей мыслью - о подкупе и деньгах. С большой выразительностью художник передает страсть к наживе, хотя не вносит при этом ничего шаржированного и преувеличенного. Правдиво переданы люди, дома и пейзаж и лишь сама разыгравшаяся сцена вносит в картину элемент сатирического разоблачения.

В третьей сцене - «Голосование» [Прил. рис. 35] чувствуется все большее нагнетание сатирической остроты. Под навесом сидят выборные агенты. На переднем плане член выборной организации приводит избирателей к присяге и вручает им бюллетени. В голосовании принимают участие все - слабоумные, параличные, слепые, больные. Больного несут на руках, слабоумного учат правильным жестам, за безрукого калеку ручается избирательный агент. Трагикомический эпизод разыгрывается со всей яркостью чисто по хогартовски.

Последняя картина - «Чествование кандидата» [Прил. рис. 36] говорит сама за себя. Толпа на носилках несет в кресле избранного депутат по деревенской улице. Толстая фигура депутата является вершиной композиционного треугольника. Нижнюю его часть составляет группа людей и животных. Пирамидально построенная группа по своим очертаниям пародийна. Новый член парламента на вершине композиции находится в состоянии неустойчивого равновесия. Люди, которые должны быть его опорой изображены в движении, хаотично. Эта пародия на памятник, высмеивающая и героя и торжество по поводу выборного фарса, как бы окружена живой рамой, где изображены - высокое здание, слуги с блюдами, не участвующие в выборах жители городка, седобородый музыкант в лохмотьях и т.д.

Здесь нет ни малейшего преувеличения, ни намека на карикатуру. Художник правдиво трактует образы в картинах этой серии, придавая сценам комизм. Следует отметить, что если ранее персонажи выделялись острым и четким рисунком, то в последней картине рисунок приобретает мягкость и живописность. Лица и фактура предметов переданы Хогартом плавными переливами тонов, колористическая гамма порою приобретает мягкую монохромность.

Таким образом, серия «Выборов» говорит не только о художественной зрелости Хогарта, но и о его даре острого и наблюдательного сатирика, способного зло подчеркивать подмеченные недостатки окружающей действительности. В этой серии художник выступает непревзойденным мастером больших политических тем.

В серии «Выборы в парламент» Хогарт с жестокой беспощадностью высмеивает насквозь прогнивший институт, подкуп и мошенничество депутатов, тем самым, давая оценку всей политической системе Англии XVIII века.

Заключение

Итак, к 1730-м годам в Англии появился самобытный и удивительный художник - Уильям Хогарт. Он принадлежал времени, когда укоренялись новые буржуазные законы, нормы поведения и морали и при этом еще сохранялись предрассудки феодального прошлого, когда торжествовало стяжательство и ценности с удивительной быстротой скапливались в руках паразитической верхушки общества, и при этом продолжалось обнищание народных масс.

Хогарт был, без сомнения, единственным художником, чье искусство сыграло важную роль в становлении английского Просвещения. Он был единственным значительным живописцем-просветителем в Англии и первым - в Европе.

Поднимая глубокие нравственные и социальные проблемы, он впервые сделал предметом художественного исследования конкретную, современную ему реальность, причем показал ее не как сюжет для занимательного рассказа, и не как модель для тонких живописных наблюдений, а как часть большого мира, с его вечными трагическими проблемами, обращенными к определенным людям определенной эпохи. При этом он сделал свою живопись эмоциональной, достиг такой виртуозной выразительности мазка, такой напряженности общего колористического эффекта, и порой такого тонкого сплава реальности и фантазии, что многие его произведения заслужили всеобщего признания.

Хогарт оставил несколько сотен произведений живописи и графики. Основное место среди них занимают картины маслом. Славу же Хогарту принесла лишь небольшая часть его произведений - сатирические серии и бытовые сцены, известные и публике и специалистам почти исключительно по гравюрам.

Уже в ранние годы Хогарт предстает перед нами, как человек с рано сформировавшимся мировоззрением, как мастер большой творческой целеустремленности. Он стремится создавать полезные для общества произведения. Хогарт брал в качестве материала события из жизни, трактовал их сатирически, давая им оценку и обличая злободневные вопросы современности.

Вначале 30-х годов Уильям Хогарт обращается к написанию и гравированию современных морализующих сюжетов и создает удивительные по остроте серии «Карьера проститутки» и «Карьера расточителя». Сатира здесь бьет по порокам современности: разоблачает ханжество, подчеркивает лицемерие общества и страсть к наживе, осуждает жестокие нравы английских тюрем и больниц. Художник изображает правдивые, зачастую реальные образы, в которых зрители угадывают знакомых им людей.

Уильям Хогарт один, в сущности, выражал идеи Просвещения языком изобразительного искусства, и искусство его порой взрастало на литературной почве. Серии «Карьера проститутки» и «Карьера расточителя» являются ярким примером сближения искусства Хогарта с литературой Просвещения. Следует отметить, что в его лице английская живопись сближалась не только с передовой английской литературой, но и с театром.

В первой половине 40-х годов художник создает свою самую знаменитую серию «Модный брак». Изображая сцены из жизни высшего общества Хогарт вновь применяет свое оружие - острую социальную сатиру. В серии «Модный брак» художник показывает характерное для Англии этого времени явление - брак по расчету. Он осуждает жадность, корыстолюбие, стремление к наживе, продажность людей, безысходность и безжалостность общественных устоев, неизбежность пороков и несчастий.

Эта серия принесла Хогарту большую популярность, но многие современники стали считать его моралистом-проповедником.

Свою положительную программу Хогарт развивает в серии «Прилежание и леность», которая по замыслу художника должна была служить наставлением для трудящихся. Этот морализующий по замыслу цикл и жизни прилежного и ленивого учеников дополнен цитатами из Библии. Он также рассказывает о пороках современного Хогарту общества и по своему характеру является нравоучительным.

Сериями нравоучительного характера являются произведения Хогарта «Улица Джина», «Улица Пива» и «Четыре степени жестокости», осуждающие пьянство, нищету, насилие и жестокость, процветающие на улицах английских городов.

Последняя серия Хогарта «Выборы в парламент» с жестокой беспощадностью высмеивает насквозь прогнивший институт, подкуп, взяточничество и мошенничество депутатов. Серия представляет собой сатиру на священные для буржуазной Англии выборы в парламент.

Своими сериями-хрониками Хогарт прокладывал путь бытовой и политической карикатуре, но мир в его картинах не теряет чувственной прелести, его образы жизненны, подчас реальны. Хогарт сумел показать социальные драмы эпохи прямо и непосредственно, не прибегая к иносказанию.

У художника не было учеников и близких последователей, и более молодые современники не пошли по его пути. И все же его искусство внесло в среду художников дух полемики. Современники, коллеги, оппоненты или враги художника - все они действовали под влиянием хогартовских идей и картин, подражая им или с ними споря.

Серии Хогарта получили широкую известность еще при его жизни, но зачастую публика восхищалась забавностью сюжета, комическим изображением известных лиц, не замечая глубокого сатирического смысла.

О высоких достижениях произведений Хогарта впервые заговорили известные критики Чарлз Лэм (в своей статье «О гении и характере Хогарта») и У. Хэзлитт (статья о «Модном браке»). В начале XIX века Хогарт у себя на родине не находил достойной оценки. На рубеже XIX и XX веков началась переоценка творчества художника и его гравированные листы стали центром внимания.

Его творчество, полное задора, смелости, жизненной силы, заглянуло далеко в будущее, где нашло свое достойное место. Демократичные, глубоко проницательные произведения Хогарта, полные страстной и беспощадной критичности, поражающие новаторской силой и смелостью, по праву входят в сокровищницу мировой культуры.

Библиографический список

1. Алпатов М.З. Всеобщая история искусств. М.;Л., 1955, Т.1.

2. Виппер Б.Р. Английское искусство. М., 1945.

3. Всеобщая история искусств. Т.IV., М., 1963.

4. Герман М.Ю. Уильям Хогарт и его время. Л., 1977.

5. Кроль А.Е. Уильям Хогарт. М.;Л., 1965.

6. Кроль А.Е. Английская живопись XVI-XIX вв. в Эрмитаже. Л., 1961.

7. Кроль А.Е. Государственный Эрмитаж. Английская живопись: Каталог. Л.,1969.

8. Лисенков Е.Г. Английское искусство XVIII в. Л., 1964.

9. Мастера искусства об искусстве: в 7т. М., 1967. Т.3.

10. Некрасова Е.А. Уильям Хогарт. М., 1933.

11. Хогарт В. Анализ красоты. Л., М., 1958.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную контрольную работу Вы можете использовать для выполнения своих заданий.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :