Затейники и фантазеры
К 95-летию со дня рождения Николая Николаевича Носова
(23.11.1908-1976)
Однажды Николай Николаевич Носов, отвечая на вопрос о том, как он стал детским писателем, сказал так: «Детским писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне вообще захотелось стать писателем. А стать писателем мне захотелось потому, что у меня была, интересная жизнь и у меня было, о чем порассказать людям»
В самом деле, Носову «было о чем порассказать людям». Он много знал, обладал от природы разнообразными талантами, и многое в жизни ему пришлось испробовать. Еще в юности ему случалось быть землекопом и косарем, возчиком бревен и рабочим кирпичного завода, он увлекался химией и фотографией, учился играть на скрипке и мандолине, играл в шахматы и выпускал рукописный журнал «Икс». А потом поступил в Московский институт кинематографии и стал работать в кино, снимать разные учебные, научные и мультипликационные фильмы. Во время ВОВ Николай Носов занимался очень важным делом: снимал фильмы для наших солдат, за это его наградили боевым орденом Красной Звезды.
Как и многие знаменитые писатели, Николай Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так - для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ, он назвал «Затейники», он отнес в журнал «Мурзилка». Рассказ напечатали. Это было в 1938 году. За этим рассказом последовали другие: «Живая шляпа», «Огурцы», «Фантазеры», «Заплатка»… Они печатались в детских журналах «Мурзилка», «Костер», «Затейник» и газете «Пионерская правда». Главными героями этих рассказов стали симпатичные мальчишки Мишка и Коля. Главным зачинщиком всех приключений и проказ выступает обычно Мишка, заядлый фантазер и великий путаник. К своим затеям он подключает и друга Колю.
Кроме веселых рассказов, Николай Носов написал несколько повестей о школьной жизни: «Веселая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома» (1952).
Позднее к этим веселым героям присоединился еще один, на этот раз - сказочный. Этот герой - Незнайка. Незнайка - и в месте с ним целая орава веселых и шумных друзей-коротышек - принесли Николаю Носову наибольшую известность. Им посвящена целая серия романов-сказок: «Приключения Незнайки и его друзей». «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на луне» (1954, 1958, 1965).
Персонажи этих книг, хотя и сказочные, очень похожи на своих маленьких читателей, особенно Незнайка. Поэтому и полюбились они ребятам: и не только нашим, но и зарубежным, так как стараниями переводчиков эти герои заговорили на многих языках мира, даже по-японски!
Книжки Николая Носова в библиотеке всегда самые потрепанные. Почему? Потому, что их читают, они никогда не залеживаются на полках. Так что, кто еще не читал про Незнайку, про веселых друзей Мишку и Колю - то оправляйтесь в библиотеку и возьмите «Приключения Незнайки» и сборники веселых рассказов. Обещаем, вас не оттащишь от этих книжек, и даже про телевизор забудете.
Литературные игры для малышей по произведениям Н.Н. Носова
В разработке приведены несложные, но занимательные задания-игры.
Праздник, посвященный остроумному, веселому, доброму детскому писателю Николаю Носову, можно организовать как соревнования двух-трех команд-классов. Если игра-праздник проводится с одной группой ребят, значит, победителем в игре признается тот малыш, который дал большее количество правильных ответов. К библиотечному празднику нужно подготовить книжную выставку.
«Угадай рассказ, отгадав загадку»
· Колкую, зеленую срубили топором,
Колкая, зеленая к нам приходит в дом.
(Елка. Рассказ «Бенгальские огни»).
· Вильнет хвостом туда-сюда,
И нет ее, и нет следа.
(Рыбка. Рассказ «Карасик»).
· Без крыльев, а летит. Без языка, а говорит.
(письмо. Рассказы «Дружок» или «Автомобиль»).
· На грядке длинный и зеленый, в кадке желтый и соленый.
(Огурец. Рассказы «Огурцы» и «Огородники»).
· Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.
И горят в глазах жука два блестящих огонька.
(Автомобиль. Рассказ «Автомобиль»)
· Поверну волшебный круг, и меня услышит друг.
Через поле и лесок подается голосок,
Он бежит по проводам - скажешь здесь, а слышно там.
(Телефон. Рассказ «телефон»).
· С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, хвост колечком.
(Собака. Рассказ «Дружок»).
· Птичка - невеличка:
Носик стальной, хвостик льняной.
(Иголка с ниткой. Рассказ «Заплатка»).
· Без ног приходит, без языка расскажет.
(Письмо. Рассказы «Дружок» и «Автомобиль»)
· Я в любое время года и в любую непогоду
Очень быстро в час любой провезу вас под землей.
(Метро. Рассказ «Метро»).
· На малину налетели, поклевать ее хотели,
Но увидели урода - и скорей из огорода!
А урод стоит на палке с бородою из мочалки.
(Огородное пугало. Рассказ «Огородники»).
· На окошке - пруд, в нем рыбешки живут.
У стеклянных берегов не бывает рыбаков.
(Аквариум. Рассказ «Карасик»).
· Меня хлопали лопатой, меня сделали горбатой.
Меня били, колотили, ледяной водой облили.
И скатились все потом с моего горба гуртом.
(Ледяная горка. Рассказ «на горке»).
«Мозаика» - собери названия рассказов Н. Носова
для этого конкурса необходимо заготовить полоски плотной бумаги с написанными на них названиями рассказов Носова. Полоски надо разделить на две группы:
1. названия, состоящие из нескольких слов,
2. названия из одного слова.
Названия из первой группы разрезать на отдельные слова, из второй - на слоги. Из перепутанных карточек детям предлагается собрать название рассказов.
Какое произведение Н. Носова начинается со слов:
ЭТО СЛУЧИЛОСЬ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ВЗОРВАЛАСЬ ПАРОВАЯ МАШИНА, КОТОРУЮ МЫ С МИШКОЙ ДЕЛАЛИ ИЗ КОНСЕРВНОЙ БАНКИ…
(Повесть «Веселая семейка»).
ЭТО СЛУЧИЛОСЬ В ДЕТСКОМ САДУ ПЕРЕД ПРАЗДНОВАНИЕМ ВОСЬМОГО
(Рассказ «Бабушка Дина»)
ОДИН РАЗ МЫ С МИШКОЙШЛИ В ИГРУШЕЧНОМ МАГАЗИНЕ И УВИДЕЛИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНУЮ ИГРУШКУ…
(Рассказ «Телефон»).
Из какого рассказа эти диалоги?
- Она жи-жи - живая!
- Кто живая?
- Шля-шля-шляпа.
- Что ты! Разве шляпы бывают живые?
«Живая шляпа»
Вдруг слышу сквозь сон: тук-тук!
- Кто-то стучит, - говорю.
- Кто же может стучать?
- А вот послушай.
«Тук тук-тук»
- А я раньше летать умел:
- А ну, полетели!
- Сейчас не могу: разучился.
«Фантазеры»
Давай веревку. - А ее нет, веревки.
- Где же она?
- Там.
- Где там?
- Ну,…в колодце.
- Так ты значит с веревкой, ведро упустил?
- Ну да.
«Мишкина каша».
Реши задачу:
«мальчик и девочка рвали в лесу орехи. Они сорвали всего 120 штук. Девочка сорвала в два раза меньше мальчика. Сколько орехов собрал мальчик и сколько девочка? Ответ: 80 и 40.
Из какой повести Н. Носова эта задача? (Витя Малеев в школе и дома)
Г |
У |
Н |
Ь |
К |
А |
|
З |
Н |
А |
Й |
К |
А |
|
В |
О |
Р |
Ч |
У |
Н |
|
М |
О |
Л |
Ч |
У |
Н |
|
В |
И |
Н |
Т |
И |
К |
|
П |
О |
Н |
Ч |
И |
К |
Детям предлагается сочинить двустишие на рифмы, которые придумал Незнайка. Стихи будут, конечно, незамысловатые, смешные, порой и немножко нелепые. Задача жюри - определить самые содержательные. Праздник закончится весело.
(К слову «пакля» Незнайки рифмы не подобрал, придумывал разные слова: бакля, вакля, гакля, макля. А рифмы к этому слову есть, например «сакля» - дом с плоской крышей, в котором жили кавказские горцы).
Палка - галка,
Печка - свечка,
Книжка - шишка,
Утка - шутка,
Коржик - моржик,
Пакля - сакля.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Введение в программирование |
Контрольная работа | Основные этапы формирования крепостного права в России |
Контрольная работа | Лидерство |
Контрольная работа | Мерчендайзинг: сравнительный анализ магазинов Спар и Эконта |
Контрольная работа | Пути и методы педагогического опыта и его обобщение |