НОУ ВПО «Московский институт
предпринимательства и права»
Екатеринбурский филиал
РЕФЕРАТ
предмет: ФИЛОСОФИЯ
тема: “Рационализм или эмпиризм”
Выполнил студент 1курса,
1 потока (группы)
Чучалин Дмитрий Александрович
Научный руководитель
Замощанский Иван Игоревич
Екатеринбург, 2008г.
Философы обсуждают проблемы, связанные с получением безусловного и объективного знания: знания, являющегося истинным, независимо от обстоятельств (безусловность) и от субъективности, индивидуальных особенность познающего (объективность). Для того, чтобы получить такое знание нужно было выработать точный метод.
Метод - это алгоритм последовательных действий для получения конкретного результата (достоверного знания).
Метод - это что-то вроде инструкции, прилагающейся
Он позволяет ничего не пропустить из познаваемой реальности, выжать из нее самые важные и полезные сведения.
ЭМПИРИЗМ (греч. empeiria -- опыт) -- направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте.
АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ:
1. Знания - это отражение действительно существующего, независимо от человека мира. Отражение происходит через органы чувств (зрение, осязание, обоняние, слух, вкус). Разум играет важную, но подчиненную роль: он обрабатывает (классифицирует и систематизирует данные, полученные органами чувств).
2. Сам разум зависит от тех данных, которые человек обретает через ощущения, наблюдения, восприятия, впечатления.
«нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах»
Джон Локк
Т. Е. в разум попадает информация, только опосредованная органами чувств, где формируется окончательное представление о предмете и выносится оценка по его поводу.
Оценка и знание о предмете в большей степени зависит от первичной (отраженной) информации.
3. Разум, взятый сам по себе, без обращения к опыту, неспособен принести пользу. Самым важным является только то знание, которое приносит пользу человечеству, способствуя улучшенных условий его жизни
Фрэнсис Бэкон изображал ученых в виде трех образов:
· «Муравей» - накапливает знания из внешнего мира. Но делает это бездумно, не руководствуясь никаким методом. Поэтому такие знания случайны.
· «Паук» - не берут ничего из опыта, но предписывают миру знания, взятые только из разума. Паук плетет сеть, материал, который берет в себе самом. Затем пассивно ожидает добычу. При этом добыча может не объявиться. Паук зависит от обстоятельств и окружающих его условий. Такие ученые догматики-рационалисты руководствуются не проверенным опытом аксиомами, взятыми из разума.
· «Пчела» - изначально расчетлива, практична. Она организует свою деятельность: куда лететь, что брать и что с этим делать. Это хорошо видно на сотах - правильная геометрическая форма. Она взаимодействует с определенным объектом и активно достигает результата в независимости от поведения объекта.
4. Согласно Ф.Бэкону, все, что воспринимается органами чувств должно быть подтверждено опытом, т.е. экспериментом. Отсюда берет начало экспериментальный метод научного познания, который строится на мыслительной операции, который называется ИНДУКЦИЯ.
ИНДУКЦИЯ (лат. induktio - выведение) - движение знания от единичных утверждений к общим положениям, т.е. это мышление от частного к общему, т.е. от единичного признака к его обобщению. Ф. Бэкон предлагал для выработки научного знания пользоваться экспериментом, который восходит к индукции. Ученый должен ориентироваться на объективные данные, экспериментально доказанные теории.
5. Любой ученый - это человек, который родился в определенном обществе, был воспитан в определенной, конкретной обстановке, социальной среде, у него складываются определенные привычки, все то, что называется субъективностью. Настоящий ученый должен блокировать свою субъективность и быть беспристрастным.
ТЕОРИЯ «ИДОЛОВ» Ф. БЭКОНА.
Идолы - это предрассудки, находящиеся в нашем разуме, из которых полученные, через органы чувств, данные искажаются, становятся источниками неправильных выводов. Идолы находятся в разуме как бы в «бессознательном» состоянии. Синоним слова идол - стереотип.
· Идол рода - коренится в самой человеческой природе. Мы анализируем окружающий мир «по-человечески», (например: «солнце улыбалось», «небо нахмурилось», «время бежит» и т.д.).
· Идолы пещеры: каждый из нас имеет собственное убежище, привычки, точку зрения, неосознаваемые желания, неконтролируемые импульсы, комплексы и т.д. Зачастую происходит обобщения нашего индивидуального мнения на весь мир. Такие выводы субъективны.
· Идолы площади (или рынка): заблуждения человека из-за неправильного употребления слов. Наши знания существуют посредством языковых конструкций. Все слова имеют как минимум три слоя: 1) человеческий, 2) социальный, 3) индивидуальный. Это искажает наши знания. Язык науки - это язык формализованный, терминологический выверенный, предельно точный и избегающий многозначности.
· Идолы театра - это склонность человека доверять авторитетным личностям. Но он может ошибаться. Поэтому научный поиск предполагает проверку данных.
Бэкон полагал, что избавившись от идолов в разуме, мы сможем объективно и непредвзято познавать мир и использовать наши знания для повышения благосостояния человека.
Примеры, подтверждающие концепцию:
(в истории науки огромное количество таких примеров)
1) Знаменитый изобретатель Томас Эдисон потерпел 10 000 неудач в своей попытке создать действующую электрическую лампочку. Т.е. путем бесчисленного количества экспериментов с материалом для нити накаливания для лампочки ему удалось на 10 001 раз найти именно тот материал.
2) Ни один человеческий индивид не может стать полноценной личностью вне общества, не будучи в человеческом коллективе, где в процессе воспитания, обучения, социализации он становится человеком, способным мыслить, общаться, понимать
ПРИМЕР:
Дети, которые в раннем возрасте терялись в лесу, в джунглях и были выращены дикими животными, так и не смогли стать людьми в полном смысле этого слова.
Разум (tabula rasa), на которой опыт пишет свои письмена
3) Овладение новыми знаниями, навыками, умениями осуществляется по следующей схеме:
А) неосознанная некомпетентность (т.е. абсолютное незнание о своем незнании)
Б) осознанная некомпетентность (т.е. осознание проблемы своего незнания)
В) осознанная компетентность (т.е. осознанно путем многочисленных повторений (опытом) человек осуществляет деятельность)
Г) неосознанная компетентность (т.е. это высший уровень, когда знания, умения, навыки освоены человеком, он овладел ими до автоматизма в совершенстве).
Рационализм -- целостная гносеологическая концепция, противостоящая эмпиризму и сенсуализму, провозглашающая разум в качестве главной формы и источника познания. Родоначальником рационализма является французский философ Рене Декарт (1596-1650).
Исходной предпосылкой рационализма выступает то, что разум не существует в качестве чистой доски, на которой опыт пишет письмена. В разуме уже есть определенной содержание, которое объективно и не зависит от опыта.
Как полагал Декарт, данными органов чувств можно пользоваться в повседневной жизни. Но в научной деятельности они сомнительны.
Истина же одна, к ней ведет один и тот же путь (метод). Разум у всех одинаков, но мы мыслим по-разному. По Декарту, разница в нашем мышлении и множество истин проистекает как раз из-за того, что у каждого из нас различный опыт и индивидуальное устройство органов чувств.
Отсюда вместо индукции эмпиризма предлагается дедукция [лат. deductio - выведение] - движение знания от более общего к менее общему, частному, выведение следствия из посылок. По Декарту у нас в разуме изначально есть точное, истинное знание. Оно содержится там в виде аксиом (положение не требующее доказательств в силу очевидности). Мы должны организовать опыт в соответствии с этими аксиомами. То есть мы не выводим знания из мира, не отражаем мир, а предписываем знания миру, подчиняем внешний мир внутреннему знанию большинство теорий перевернувших мир были получены не в результате напряженных экспериментальных поисков, но посредство озарения, интуиции и т.д. Декарт и называет такую интуицию интеллектуальной. Отсюда, достоверное знание мы можем организовывать, руководствуясь аксиомами, под которые должно подводиться все многообразие чувственного мира.
Для Декарта было очевидным, что все наши знания мы можем проверить очистительной силой сомнения.
Наука должна начинаться с положений не зависящих от опыта и органов чувств.
«Мыслю, следовательно существую».
ВОПРОСЫ К ОППОНЕНТАМ (РАЦИОНАЛИСТАМ):
1. «Сколько ангелов танцуют на конце одной иглы?» Какова практическая польза от решения сей задачи? Именно такой вопрос интересовал средневековых схоластов - догматиков.(рационалистов)
2. в чем состоит истина? Или что сесть истина? Почему к ней может вести только один путь?
Математический пример
5=2+3; 5=1+4; 5=5+0 следовательно:
философский пример: бытие для Фалеса - это вода, бытие для Гераклита - это огонь.
3. Возможно ли подчинить внешний мир внутреннему истинному знанию? Каким образом это возможно?
4. Для Р. Декарта в соответствии с его : «Codito erdo sum» - мыслю - следовательно, существую. Бытие есть «Codito erdo sum» вопрос: почему бытие есть, а не наоборот ничто?
5. врожденные таланты, задатки человека без развития, тренировки, опыта бывают не проявлены.
ТЕЗИСЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ КОНЦЕПЦИЮ:
1. «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах»
2. «Знания должны приносить пользу человеку и обществу, а не быть знаниями ради знания, пустыми любомудроствованиями»
3. «Разум - чистая доска, на которой опыт пишет свои письмена»
4. «Через органы чувств - зрение, слух, обоняние, осязание, вкус - человек познает мир.»
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Клеточный цикл |
Контрольная работа | План производства и реализации продукции |
Контрольная работа | Культура эпохи Возрождения (Ренессанса) |
Контрольная работа | Экологическая политика и природоохранная деятельность России |
Контрольная работа | Дослідження однокрокових методів розв’язання звичайних диференційних рівнянь |