15
1. Понятие метода
Прежде чем выяснить вопрос о соотношении философии с другими формами общественного сознания, в частности с наукой, нужно хотя бы в приблизительной форме попытаться определить, что же представляет собой предмет философии сам по себе, без сравнения с другими формами духовной активности человека.
Философия - это такая область духовной деятельности человека, которая основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе именно философского познания, и на самостоятельности предмета философии.
Да, философия действительно не обладает таким же предметом, как, например, естественные науки, в том смысле, что предмет философского знания не локализован в пределах той или иной конкретной области знания и действительности, как, например, физика, биология и т.д. Однако предмет у философии есть, и принципиальная невозможность его локализации составляет его специфическую особенность. Так что же включено в понятие “предмет философии”? Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, обществ, человека, отношения объектов действительности и субъектов мира, материального и идеального, бытия и мышления. Всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как объектам действительности, так и субъективному миру человека. Количественная и качественная определённость, структура и причинно-следственные связи и другие свойства, связи относятся ко всем сферам действительности: природе, обществу, сознанию. Предметом философии является не индивидуальный субъект с его особенными качествами, но субъект как общее, субъект как универсальная категория, противопоставленная столь же универсальной категории объекта. В этом смысле философия рассматривает не только, скажем, проблему “я", но проблему соотношения этого “я” с другими “я", проблему понимания, как одну из центральных проблем теории познания. Предмет философии необходимо отличать от проблем философии. Предмет философии существует объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи (пространство и время, количество и качество) существовали, когда философии ещё и не было. Это та область духовной деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой этой деятельностью и, следовательно, над её смыслом, целью и формами и в конечном счёте над выяснением сущности самого человека как субъекта культуры, то есть сущностных отношений человека к миру. Человек, его уникальная личность, будучи, во-первых, предметом философии, во-вторых, единственным субъектом любого знания вообще и тем более философского, является также и непременным атрибутом философии.
В отличие от мифологии философия как форма духовной активности человека возникла с появлением нового предмета и нового типа мышления - с перенесением основного внимания с идеи бога на человека в его отношении к миру, то есть на человека, познающего, преобразующего и творящего этот мир, или же на человека, познающего, исполняющего или опротестовывающего божественную идею. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики философского предмета неоднократно обновлялось, наполнялось всё новыми и новыми смысловыми нюансами, но всегда в глубине философского знания лежала именно эта исходная установка на выяснение связи между человеком и миром, то есть на выявление внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.
Философия, таким образом, - это не просто особая научная дисциплина, а ещё и специфический тип мышления и даже своего рода “философский” эмоциональный настрой, система мировоззренческих чувств, когда человек, как бы погружаясь в это “философское” состояние духа, размышляет о мироздании, о добре и зле, прекрасном и безобразном, социальной справедливости, истине и лжи, о смысле и цели человеческой истории.
Процесс философского творчества отвечает глубинной потребности человека в разумном обосновании его места в потоке бытия, смысле жизни, исторического предназначения, личной свободы и сути окружающего.
1.1 Метод философии
Соловьев С.В. называет метафизику догматической частью теоретической философии, которой, как было выяснено выше, в логическом порядке предшествует часть критическая - учение о познании, или теория познания. “В историческом порядке, напротив, вопрос о первоосновах всех вещей возникает ранее вопроса о познании. И метафизика предваряет гносеологию. Хотя всем метафизическим системам, кроме материализма, присущ критический элемент, но большое значение он получает лишь по мере развития философии и только в Новейшие времена обособляется в виде самостоятельной философской дисциплины” (Соловьёв В.С. Собр. соч., 2-е изд.Т. X. Спб., 1914. - С.239).
Метафизическая философия, ищет в мире его устойчивые и вечные основы. “А возможно ли познание вообще без всякой чувственной подкладки - это... вопрос метафизический” (Соловьёв В.С. Письма. Т.3. - С.232). Мы познаем сущность, но “в чем же эта сущность? Таков основной вопрос метафизики” (Соловьёв В.С. Кризис западной философии // Соч. в 2т. Т.2. М.: Мысль, 1988. - С.56). Предмет же метафизики - истинно сущее (Там же. С.109). Все изменчивое, непостоянное она считает второстепенным, несущественным и неистинным бытием. Для этой философии характерны поиски и раскрытие содержания конечных основ всего сущего. Она пытается схватить мир в его сталости, в "остановленном виде". Ей присуща косность мысли и попытка "упростить" действительность, свести ее к схемам, редукционировать сложные процессы действительности. Для метафизического философствования характерна косность мысли, преклонение перед авторитетами прошлого. Доказательство истинности своих суждений здесь часто "подтверждается" цитатами из авторитетных сочинений прошлого. Метафизики настороженно относятся к новым научным открытиям, стараются втиснуть их в старые схемы. Для изложения сущности мировоззрения метафизикам достаточно формальной логики. Гегель считал, что типичным примером воплощения метафизики была философия Христина Вольфа. Марксизм, в его крайнем выражении, считает, что все философии, кроме марксизма, являются философиями метафизическими. Метафизика сейчас находит широкое применение в богословии и так называемой "религиозной философии".
Диалектика же пытается описать мир в его изменчивости, движении, развитии. Объективная диалектика - противоречивое взаимодействие вещей, явлений, процессов подчиняющаяся универсальным законам действующим в природе и обществе. (История и теория философии, С-Пб ГЭТУ им.В.И. Ульянова, 1993 г.) Причину развития она усматривает в противоречиях, которые присущи всем без исключения предметам, явлениями и процессам действительности. Для диалектиков "Мир соткан из противоречий". Видным представителем диалектической философии был древнегреческий философ Гераклит, немецкий философ первой половины 19-го столетия Гегель. Диалектической философией является марксизм. Диалектика находит свое применения в различных философских школах и типах мировоззрения, в том числе и в мировоззрении религиозном
Диалектика в качестве метода диалектика выступает благодаря тому, что помогает четко разделять единое на многое, сводить многое к единому, позволяет представить целое как раздельно-единую множественность. Вот какой путь исследования предлагает Платон философу-диалектику: "Различать все по родам, не принимать один и тот же вид за иной и иной за тот же самый - неужели мы не скажем, что это (предмет) диалектического знания? - Кто, таким образом, в состоянии выполнить это, тот сумеет в достаточной степени различить одну идею, повсюду пронизывающую многое, где каждое отделено от другого; далее он различает, как многие отличные друг от друга идеи охватываются извне одною и, наоборот, одна идея связана в одном месте совокупностью многих, наконец, как многие идеи совершенно отделены друг от друга. Все это называется уметь различать по родам, насколько каждое может взаимодействовать (с другим) и насколько нет."
2. Эмпирические и теоретические методы познания
2.1 Теоретические и эмпирические методы научного познания. Опыт, его роль в познании
В науке различают эмпирический и теоретический уровень исследования. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдений и эксперимента. Теоретическое исследование концентрируется вокруг обобщающих идей, законов, гипотез и принципов. Данные как эмпирического, так и теоретического исследования фиксируются в виде высказываний, содержащих эмпирические и теоретические термины. Разница между ними состоит в том, что истинность высказываний, содержащих эмпирические термины, можно проверить экспериментально. а истинность высказываний, содержащих теоретические термины, проверить невозможно. Для примера рассмотрим эмпирическое высказывание: <Сопротивление данного проводника при нагревании от 5 до 10°С увеличивается> и теоретическое высказывание: <Сопротивление проводников при нагревании от 5 до 10°С увеличивается>. Чтобы проверить второе высказывание требуется произвести бесконечное число опытов, что в принципе невозможно.
Взаимонагруженностъ эмпирических и теоретических данных является важной особенностью научного исследования. Абсолютным образом разделить эмпирические и теоретические факты невозможно. В приведенном выше высказывании с эмпирическим термином использовались теоретические понятия температуры и числа. Производя измерение сопротивления, мы понимаем происходящее только потому, что обладаем теоретическими познаниями В то же время теоретические знания без _экспериментальных данных не имеют научной силы, становясь лишь беспочвенными умозрениями.
Рассмотрим основные способы эмпирического исследования. Важнейшей составляющей эмпирического исследования является эксперимент. Слово <эксперимент> происходит от латинского exрerement, что означает <проба>, <опыт>. Эксперимент представляет собой испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Эксперименту присущи три составляющие: экспериментатор, изучаемое явление и приборы. Под приборами в данном случае подразумеваются детекторы, фиксирующие данные эксперимент, которые испытывают непосредственное влияние изучаемых явлений.
В ходе проведения эксперимента изучаемое явление ставится в условия, при которых оно реагирует на приборы-детекторы (в качестве таковых могут выступать также и органы чувств самого экспериментатора), причем реакция зависит от состояния и характеристик прибора. Следовательно, в процессе эксперимента нельзя получить сведения об изучаемом явлении в изоляции от других процессов и объектов. Таким образом, средства наблюдения участвуют в формировании экспериментальных данных.
Данные эксперимента должны быть определенным образом доведены до чувственных рецепторов человека. Как правило, это осуществляется с помощью шкалы прибора, с которой считываются показания. Таким образом, в эксперименте оказывается задействованным чувственное познание.
Другим важным методом эмпирического познания является наблюдение. Здесь имеется в виду не наблюдение как этап любого эксперимента, а наблюдение как способ изучения различных явлений (например, наблюдение астрономических, социальных биологических и других процессов). Различие между экспериментом и наблюдением состоит в том, что в ходе эксперимента его условиями управляют, а при наблюдении процессы предоставлены естественному ходу событий. Иногда наблюдение противопоставляют эксперименту, однако, на мой взгляд, эго неверно. Наблюдение скорее является своеобразным случаем эксперимента. С теоретических позиций между экспериментом и наблюдением нет никакой структурной разницы составляющими и наблюдения, и эксперимента являются изучаемое явление, прибор, и экспериментатор (или наблюдатель)
Интересным развитием экспериментальных методов является модельное экспериментирование. В это случае эксперимент ставится не над оригиналом, а над ею моделью некоей другой сущностью. похожей на оригинал Модель может иметь различную природу. Главным является то. чтобы манипуляции с нею давали возможность транслировать полученные сведения на оригинал Эго возможно лишь в том случае, когда свойства модели действительно соответствуют свойствам оригинала. Однако полное совпадение свойств модели и оригинала недостижимо, поскольку модель не есть оригинал. Норберт Винер шутил по этому поводу, что лучшей моделью кошки будет другая кошка, однако предпочтительнее, чтобы это была та же самая кошка. На модели невозможно получить столь же полные знания, как при экспериментировании с оригиналом, однако, если изучаемый объект недоступен немодельному эксперименту, можно довольствоваться и частичным успехом. Особый интерес представляет математическое моделирование, позволяющее относительно быстро <прокрутить> различные варианты развития изучаемых процессов. Этот метод получил распространение сравнительно недавно благодаря развитию вычислительной техники. С точки прения теории познания математическое моделирование интересно тем. что находится на стыке эмпирическою и теоретического методов. _
Рассмотрим теперь теоретический уровень исследования. Теория представляет собой систему понятий законов и принципов, позволяющая описать и объяснить некоторую группу явлений и наметить программу действий по их преобразованию. Следовательно, теоретическое познание осуществляется с помощью различных понятий. законов и принципов. Факты и теории не противостоят друг другу, а образуют единое целое. Разница между ними состоит в том, что факты выражают нечто единичное, а теория имеет дело с общим. В фактах и теориях можно выделить три уровня: событийный, психологический и лингвистический. Эти уровни единства можно представить следующим образом:
Лингвистический уровень: к теории относятся универсальные высказывания, к фактам единичные высказывания.
Психологический уровень: мысли (т) и чувства (ф).
Событийный уровень - общее единичных событий (т) и единичные события (ф)
Теория, как правило, строится таким образом, что описывает не окружающую действительность, а идеальные объекты, такие как материальная точка, идеальный газ, абсолютно черное тело и т.д. Такой научный концепт называется идеализацией. Идеализация представляет собой мысленно сконструированное понятие о таких объектах, процессах и явлениях, которые вроде бы не существуют, но имеют образы или прообразы. Например, прообразом материальной точки может служить маленькое тело. Идеальные объекты, в отличие от реальных, характеризуются не бесконечным, а вполне определенным числом свойств. Например, свойствами материальной точки является масса и возможность находиться в пространстве и времени.
Вполне резонно возникает вопрос: почему идеализированное воспроизведение изучаемого явления столь эффективно? Ведь идеализации получают, вроде бы огрубляя действительность, однако это позволяет получить точное теоретическое знание. Эффективность идеализации, как и других научных абстракций, состоит в выражении общего, присущего классу референтов (объектам, причинам, явлениям). Идеализация состоятельна только тогда, когда попадает внутрь приемлемого интервала абстракций. До известных пределов, что-то можно считать точкой, а дальше - нет. При одних условиях токами считают планеты, при других условиях точками нельзя считать даже элементарные частицы. Таким образом, идеализация является формой выделения общего. Она не огрубляет действительность, а позволяет выделить ее скрытые стороны, которые обнаруживаются не иначе как в процессе научного исследования. Например, понятие материальной точки фиксирует не гипотетически малые тела, а тот факт, что существует класс объектов, которые ведут себя одинаково при самых различных условиях.
Кроме того, в теории задаются взаимоотношения между идеальными объектами, описываемые законами. Из первичных идеальных объектов также можно конструировать производные объекты. В итоге теория, описывающая свойства идеальных объектов, взаимоотношения между ними и свойства конструкций, образованных из первичных идеальных объектов, способна описать все многообразие данных, с которым ученый сталкивается на эмпирическом уровне.
Рассмотрим основные методы, с помощью которых реализуется теоретическое знание. Такими методами являются: аксиоматический, конструктивистский, гипотетико-индуктивный и прагматический.
При использовании аксиоматического метода научная теория строится в виде системы аксиом (положений, принимаемых без логического доказательства) и правил вывода, позволяющих путем логической дедукции получить утверждения данной теории (теоремы). Аксиомы не должны противоречить друг другу, желательно также, чтобы они не зависели друг от друга. Данный метод с наибольшим успехом используется в математике. Аксиоматическое построение теории выглядит весьма привлекательно, однако связано с некоторыми трудностями. Например, в достаточно богатой своими средствами аксиоматической системе всегда находятся утверждения, которые не выводятся из аксиом. Для их доказательства необходимо ввести новые аксиомы и т.д. Кроме того, строгие требования аксиоматического метода не всегда выполнимы.
Конструктивистский метод, наряду с аксиоматическим, используется в математических науках и информатике. В этом методе развертывание теории начинается не с аксиом, а с понятий, правомерность использования которых считается интуитивно оправданной. Кроме того, задаются правила построения новых теоретических конструкций. Научными считаются лишь те конструкции, которые действительно удалось построить. Этот метод считается лучшим средством против появления логических противоречий: концепт сконструирован, следовательно, сам путь его построения непротиворечив.
В естествознании широко применяется гипотетико-дедуктивный метод. Основу этого метода составляют гипотезы обобщающей силы, из которых выводится все остальное знание. Пока гипотеза не отвергнута, она выступает в качестве научного закона. Гипотезы, в отличие от аксиом, нуждаются в экспериментальном подтверждении.
В технических и гуманитарных науках широко применяется прагматический метод, суть которого составляет логика т. н. практического вывода. Например, субъект Л хочет осуществить A, при этом он считает, что не сможет осуществить A, если не осуществит с. Следовательно, А принимается за совершение с. Логические построения при этом выглядят так: А-> р-> с. При конструктивистском же методе построения имели бы следующий вид: А-> с-> р. В отличие от гипотетико-дедуктивного вывода, при котором информация о факте подводится под закон, при практическом выводе информация о средстве с должна соответствовать поставленной цели р, которая согласуется с некоторыми ценностями.
Кроме рассмотренных методов существуют еще т. н. описательные методы. К ним обращаются, если рассмотренные выше методы оказываются неприемлемы. Описание изучаемых явлений может быть словесным, графическим, схематическим, формально-символическим. Описательные методы часто являются той стадией научных исследований, которая ведет к достижению идеалов более развитых научных методов. Часто такой метод является наиболее адекватным, поскольку современная наука часто имеет дело с такими явлениями, которые не подчиняются слишком жестким требованиям.
Роль экспериментальных исследований в научном познании, на мой взгляд, очень велика, поскольку они служат основой эмпирического познания мира, которое, как уже было сказано, является основой теоретического познания. Однако, пренебрегать теоретическими методами познания тоже неправильно. С моей точки зрения теоретические и эмпирические методы познания являются равноценными методами, с помощью которых можно составить объективную картину мира.
"Лучше рассекать природу на части, чем отвлекаться от неё" (Ф. Бэкон).
В итоге своих изысканий Ф. Бэкон считал что, важнейшим условием овладения природой является знание, которое, по мнению Бэкона должно строится на новых принципах. Прежде всего, необходимо очистить познание от мешающих ему “призраков", т.е. некоторых установок сознания или сложившихся традиций мышления. “Существуют четыре вида призраков, которые осаждают умы людей. Назовем первый вид призраков - призраками рода, второй - призраками пещеры, третий - призраками рынка, четвертый - призраками театра “. Под призраками рода Бэкон понимает устойчивость некоторых человеческих представлений, например, представление о том, что Земля плоска; призраки пещеры - это заблуждения одного отдельного человека, обусловленные его индивидуальными особенностями,; призраки рынка - мнение толпы или большинства (невольно вспоминается библейское “не следуй за большинством на зло”); и, наконец, призраки театра - это вера в высшие авторитеты - ученых, религиозных догматов и т.д. Только подвергнув свое знание строгой проверке, можно отыскать в мире истину. Главным учителем человека должна быть природа.
“Лучше рассекать природу, чем отвлекаться от нее. Это и делала школа Демокрита, которая больше чем другие проникал в природу”. Бэкон впервые после долгого забвения упоминает имя Демокрита, возрождая таким образом античное философское наследие в его полноте, заложенную именно там традицию опытного постижения природы.
Древние египтяне например, заметили, что треугольники со стонами в 3,4и 5 единиц - прямоугольные, противоречащих случаев они не наблюдали. Сделав общий вывод об этом свойстве всех треугольников со сторонами в 3,4, и 5 единиц, они руководствовались им в своих действиях.
Единство каких логических форм можно проследить на этом примере?
На основе каких методов они пришли к этому выводу?
Логической формой конкретной мысли является строение этой мысли, т.е. способ связи ее составных частей. В логических формах отражается не вся полнота содержания мира, существующего вне нас, а его общие структурные связи, которые необходимо воплощаются и в структуре наших мыслей. Понятия, суждения, умозаключения имеют свои специфические формы (структуры).
Так древние египтяне изучая основные законы математики и сравнивая их проявление в различных условиях могли прийти к выводу о целостности мира о общих законах действующих независимо от изменчивости факторов окружающего мира. Необходимо отметить что данная аксиома заключает в себе основной философский смысл существования научного знания об объектах окружающего мира и основных законов их действия и взаимодействия между собой и окружающим миром.
Древние египтяне к такому выводу приведенному в примере с треугольником со сторонами 3,4 и 5 единиц пришли в основном на основании научных методов познания, так как без разработки математической теории этого явления было невозможно провести общие параллели в данном утверждении. Также благодаря установленному факту появилась возможность дальнейшего построение научной теории в области математики и простейших основ такого раздела геометрии как планиметрия.
Использование же эмпирических методов познания применялось в данных условиях лишь к отдельным частным случаям при непосредственном наблюдении какого либо объекта отвечающего требованиям установленным о прямоугольных треугольниках с постепенно-равномерным возрастающим значением их сторон.
Чтобы правильно диагностировать болезнь данного больного и дать прогноз её дальнейшего течения, врач должен знать условия (как внешние, так и внутренние) предшествующей жизни больного. Но число и разнообразие этих условий бесконечно велико.
Пользуясь какими приемами познания можно выйти из этого затруднения.
Медицина представляет собой науку требующую большого практического опыта и теоретических знаний в различных естественных науках. Для поставки диагноза и прогноза дальнейшего течения болезни врачу необходимо использовать научные методы познания. Использовать накопленные ранее знания о данной болезни, рассматривать различные возможности её протекания у различных людей в зависимости от различных факторов (например пол. Возраст, физическое состояние). В этой связи огромное значение приобретает использование ранее накопленного и обобщенного знания. Такие знания собирались как правило с помощью эмпирических методов познания поскольку те направлены непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдений и эксперимента. Теоретическое исследование концентрируется вокруг обобщающих идей, законов, гипотез и принципов.
Таким образом врач может смело доверять аналогичным случаем имевшим место ранее так как больные люди уже находились под наблюдением. Если же врач имеет дело с новой болезнью или проявлениями новых симптомов опять же основываясь лишь на эмпирических методах непосредственно наблюдая за больным происходит накопление теоретического научного знания.
Список литературы
1. Фролов Введение в философию. Книга в двух частях. М., 1989.
2. История философии в кратком изложении. М., 1981.
З. Спиркин А.Г. Основы философии. М., 2000.
4. Мир философии: книга для чтения в 2-х частях. М., 1991.
5. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.
6. Соколов В.В. Европейская философия 15-17 вв. М., 1984.
7. Энгельс; Ф.Л. Фейербах и конец немецкой классической философии.
8. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины 18 в.
9.3еньковский В.В. История русской философии в 2-х частях. М. 1991. начало 19 вв.
1. История и теория философии, С-Пб ГЭТУ им. В.И. Ульянова, 1993г
2. Соловьёв В.С. Собр. соч., 2-е изд.Т. X. Спб., 1914
3. Соловьёв В.С. Письма. Т.3
4. Соловьёв В.С. Кризис западной философии // Соч. в 2т. Т.2. М.: Мысль, 1988
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Причини та наслідки техногенних катастроф |
Контрольная работа | Размещение производительных сил России и регионалистика |
Контрольная работа | Техническая эксплуатация зданий и сооружений |
Контрольная работа | Формирование судебно-правовой системы Англии |
Контрольная работа | Проблема профессионально важных качеств профконсультанта |