1. «ДЕЙСТВИЯ С ПОНЯТИЯМИ»
1. Что такое номинальное и реальное определения? Приведите примеры
Ответ:
а) Реальное - есть определение самого предмета, отраженного в соответствующем понятии. Примеры реальных определений дают энциклопедии и соответствующие специальные научные словари.
Например: «Конституция - есть основной закон государства, устанавливающий его общественное и политическое устройство». Здесь, в форме определения, раскрыто, прежде всего, содержание понятия «Конституция».
б) В номинальных определениях раскрывается смысл самого слова - имени предмета. Например: «Правовым называется государство, в котором верховенствует закон». Здесь раскрывается смысл словосочетания «правовое государство». Образцы номинальных определений дают всевозможные толковые словари.
Деление определений на реальные и номинальные относительно. Реальное определение может принять номинальную форму: «Конституцией называется основной закон…» и т.д. А номинальное определение способно облечься в форму реального: «Правовое государство - это государство…» и т.д.
2. Проверьте, правильно ли даны следующие определения (если нет, то назовите логическую ошибку):
а) Смежные углы - углы, имеющие общую вершину и сторону.
б) Пианино - музыкальный инструмент вроде рояля, только меньших размеров.
в) Арендатор - человек, получающий за определенную плату землю во временное пользование.
г) Религиозный человек - человек, имеющий религиозные убеждения.
д) Нация - устойчивая историческая общность.
е) Упрямство - порок слабого ума.
ж) Математика - не искусство.
Ответ:
а) нет, определение неправильно. Это характеристика. Логическая ошибка в том, что смежные углы не имеют общей вершины.
б) нет, неправильно. Размеры - не главный общий признак у пианино и рояля. К тому же это сравнение, а не определение.
в) да, определение дано правильно.
г) да, определение правильное.
д) нет, нация - это категория экономическая, а не историческая. Это описание.
е) нет, упрямство - это признак слабого ума, а не порок.
ж) нет, определение неверно, т.к. вообще всякое определение дается через утверждение, указание положительных свойств, качеств, характеристик, а не через отрицание; через сравнение, а не через противопоставление.
3. Правильно ли произведены следующие деления (если нет, то назовите логические ошибки):
а) Сделки бывают двусторонними, многосторонними и по доверенности.
б) Люди в рабовладельческий период делились на рабов и рабовладельцев.
в) В магазине имеются продовольственные и молочные товары.
г) Числа бывают действительные и мнимые.
д) Окружности могут быть вписанными, описанными и сами по себе.
е) Деревья состоят из корней, стволов и кроны.
ж) Женщина может быть незамужней, замужней, матерью или бабушкой.
Ответ:
а) нарушено правило: излишество в делении. Добавлен лишний член деления.
б) деление правильное, дихотомическое, по единому основанию.
в) нарушено правило деления по одному основанию. Допущена ошибка: это перекрестное (или сбивчивое) деление.
г) деление по отсутствию признака, служащего основанием деления.
д) деление несоразмерно: допущено излишество в делении.
е) это не деление, а определение понятия.
4. Произведите обобщение, а затем ограничение следующих понятий: Черта характера. Родовая община. Свобода. Вектор. Преступление. Эрудиция. Налог.
Ответ:
Черта характера: обобщение - натура
ограничение - вредность, упрямство
Родовая община: обобщение - племя
ограничение - семья, род
Свобода: обобщение - сделать нельзя, т.к. это философская категория
(т.е. наиболее общее, абстрактное понятие)
ограничение - воля
Вектор: обобщение - направление
ограничение - стрелка
Преступление: обобщение - правонарушение
ограничение - злостное хулиганство
Эрудиция: обобщение - энциклопедические знания
ограничение - сообразительность
Налог: обобщение - дань
ограничение - подать
5. В холле университета на диване расположились шесть студентов. Костя сидел через столько же человек от Степы, как и Степа от Саши. Толя сидел через столько же человек от Феди, как Федя от Пети. Между Толей и Сашей столько же человек, сколько между Степой и Петей, а также между Федей и Костей. Толя был не первый. Кто с кем сидел рядом?
Ответ:
Студенты сидели на диване в холле университета кругом.
1) Костя сидел через три человека от Степы: Федю, Сашу и Толю.
2) Степа сидел через три человека от Саши: Петю, Костю и Федю.
3) Толя сидел через три человека от Феди: Степу, Петю и Костю.
4) Федя сидел через три человека от Пети: Сашу, Толю и Степу.
5) Между Толей и Сашей столько же человек - четыре: Степа, Петя, Костя, Федя - сколько между Степой и Петей - четыре: Толя, Саша, Федя, Костя, а также между Федей и Костей - четыре: Саша, Толя, Степа, Петя.
Итак: Костя сидел рядом с Федей слева и Петей справа;
Петя сидел рядом с Костей слева и Степой справа;
Степа сидел рядом с Петей слева и Толей справа;
Толя сидел рядом со Степой слева и Сашей справа;
Саша сидел рядом с Толей слева и Федей справа;
Федя сидел рядом с Сашей слева и Костей справа.
Схематически это можно представить так:
2. «АНАЛИЗ СУЖДЕНИЯ»
1. Дано суждение: «Право регулирует общественные отношения». Ответьте на вопросы:
а) Каково по качеству и количеству это суждение (запишите формулу)?
б) Какова распределенность (авторская и читательская) терминов в этом суждении?
в) Какова логическая и фактическая модальность этого суждения?
Ответ:
а) формула: «Все S есть Р», (А)
по качеству это суждение «утвердительное»,
по количеству оно «общее»
Итак, в целом, это - общеутвердительное суждение.
б) S+ (субъект) распределен; Р- (предикат) не распределен
«Право регулирует общественные отношения»
S+ Р-
SS
в) логическая модальность этого суждения: «логически необходимо»
фактическая (онтологическая) модальность «фактически необходимо»
(онтологически необходимо)
Эти модальности на языке формальной логики обозначаются так:
« А» - «необходимо А».
2. Установите вид (по качеству и количеству, по логическому союзу, по модальности) следующих суждений и составьте их формулы:
а) Еще бы ты больше навострился, когда бы у него немного поучился.
б) Наука, прежде всего, есть дело не кабинетное и частное, а общественное и публичное (Д.И. Менделеев).
в) Ответственность за правонарушение может быть дисциплинарной, административной или уголовной.
Ответ:
а) «Еще бы ты больше навострился, когда бы у него немного поучился».
Формула: АВ (читается: «Если А, то В»)
Логический союз (связка) - импликация («если, …то»)
Вид суждения: сложное, импликативное
Модальность: «логически возможно»
б) «Наука, прежде всего, есть дело не кабинетное и частное, а общественное и публичное» (Д.И. Менделеев).
Формула: А v В (или АВ)
Логический союз (связка) - сильная (строгая) дизъюнкция
Вид суждения: сложное, строгое дизъюнктивное
Модальность: «логически необходимо»
«онтологически необходимо»
в) «Ответственность за правонарушение может быть дисциплинарной, административной или уголовной».
Формула: А v В (читается: «А или В»)
Логический союз (связка) - дизъюнкция («или»)
Вид суждения: сложное, слабое дизъюнктивное
Модальность: «онтологически возможно».
3. Правильно ли установлены качество и количество, распределенность терминов и модальность следующих суждений:
а) Нет адъютанта без аксельбанта - Общеутвердительное, субъект распределен, предикат не распределен, суждение о необходимости, достоверное.
б) Некоторые работники суда не имеют высшего образования - Частноотрицательное, субъект и предикат не распределены, суждение о возможности, достоверное.
в) Каждый человек имеет право на образование - Общеутвердительное, субъект и предикат распределены, суждение о возможности, вероятное.
Ответ:
а) «Нет адъютанта без аксельбанта» - Суждение общеутвердительное, субъект распределен, предикат не распределен, суждение о необходимости, достоверное.
Все установлено правильно.
б) «Некоторые работники суда не имеют высшего образования» - Частноотрицательное, субъект не распределен, предикат распределен (В тексте решение другое. Ошибка!), суждение о возможности, достоверное.
в) «Каждый человек имеет право на образование» - Общеутвердительное, субъект распределен, предикат не распределен (В тексте решение другое. Ошибка!), суждение о возможности, вероятное.
4. Составьте суждение по формуле: А(В v C). Определите, при каких значениях А, В и С оно будет истинным?
Ответ:
А (В v С)
Суждение будет истинным в целом, при следующих значениях логических переменных:
А - ИСТИНА А - ИСТИНА А - ИСТИНА
В - ИСТИНА В - ЛОЖЬ В - ИСТИНА
С - ЛОЖЬ, или С - ИСТИНА, или С - ИСТИНА
Суждение, согласное данной формуле, будет, к примеру, таким:
- «Если человек читал книгу, то знает ее содержание или ее основную идею».
5. На стоянке находились четыре прекрасные машины, а между ними расхаживала девушка, ибо одна из машин принадлежала ей. Какая, если чья-то коварная рука на каждой машине оставила по две надписи, одна из которых истинна, а другая ложна? На голубой машине: «Это не моя машина. Мне принадлежит белая». На желтой: «Это моя машина. Красная машина тоже моя». На красной: «Это моя машина. Голубая тоже моя». На белой: «Это моя машина, а голубая не моя».
Ответ: Девушке, которая расхаживает между машинами на стоянке, принадлежит красная машина.
Логика рассуждения
1-й логический шаг:
1) на голубой надписи: это не моя, моя белая
2) на желтой надписи: это моя, красная моя
3) на красной надписи: это моя, голубая моя
4) на белой надписи: это моя, голубая не моя
2-й логический шаг: произведем перестановку для удобства сравнения
1) белая: белая моя - ложь, голубая не моя - истина
2) голубая: белая моя - ложь, голубая не моя - истина
3) красная: красная моя - истина, голубая моя - ложь
4) желтая: красная моя - истина, желтая моя - ложь
3-й логический шаг:
Нам известно по условию задачи, что в каждой паре надписей - одна истинная и одна ложная. Допустим, что в надписях на белой и голубой машинах надпись «голубая - не моя» - истина, а надпись «белая - моя» - ложь.
4-й логический шаг:
Тогда (следите по схеме): если утверждение «голубая - не моя» - истина, то одна из надписей на красной машине, а именно: «голубая - моя» - это ложь, а вторая надпись в этой паре, соответственно, - истина.
5-й логический шаг:
И тогда в оставшейся паре надписей на желтой машине нетрудно установить, какая истинна, а какая ложна: а именно - «красная - моя», это истина, а надпись «желтая - моя» - ложь.
Итак, девушке принадлежит красная машина. Ура - рад за нее! Надеюсь, что она так же прекрасна, как и те машины, между которыми она гуляет.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Этапы работы режиссера над воплощением драматургического произведения |
Контрольная работа | Физкультура |
Контрольная работа | Рационализация перевозок грузов различными видами транспорта |
Контрольная работа | Интеграция информационных технологий в системе государственного управления |
Контрольная работа | Международная трудовая миграция |