13
План
1. Творческое наследие Товстоногова Г.А
2. Разработка эпизода литературного сценария музыкально-поэтического представления на основе монтажного метода
Литература
1. Творческое наследие Г.А.Товстоногова
Товстоногов Георгий Александрович (1913-1989) - один из самых замечательных режиссёров российского театра, педагог, теоретик театра, народный артист СССР, доктор искусствоведения, Герой Социалистического Труда, он внес огромный вклад в развитие искусства. Как человек дарования, он один из режиссёров, определивших пути развития отечественного театра второй половины XX века. В своем творчестве он сочетал историзм художественного мышления, глубокий психологизм, открытую театральность. Сформировал труппу крупных мастеров.
Его сценическая деятельность началась с 1931 г в Тбилисском Русском ТЮЗе, где под руководством своего учителя Н.Я. Маршака начал вырабатывать профессиональные критерии, художественный вкус, изучал организацию театрального дела. По окончании ГИТИСа в 1938 году стал режиссером Тбилисского Русского драматического театра им. Грибоедова и поставил: «Дети Ванюшина» С. А. Найдёнова, «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина, «Парень из нашего города» К. М. Симонова, «Школа злословия» Р. Б. Шеридана, «Ночь ошибок» О. Голдсмита, «Голубое и розовое», «Бешеные деньги» А. Н. Островского, «Лёнушка» Л. М. Леонова, «Собака на сене» Лопе де Веги, «Лисички» Л. Хелман, «Офицер флота» А. Крона, «Давным-давно» А. К. Гладкова и др.
Григорий Александрович преподавал в Тбилисском театре, институте с момента его основания, где поставил: «Много шума из ничего» У. Шекспира; «Лжец», «Бабьи сплетни», «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони, «Время и семья Конвей» Дж. Б. Пристли, «На всякого мудреца довольно простоты» Островского, «Мещане» М. Горького и др.
Художник широкого кругозора, ненасытной любознательности, редкой целеустремлённости, Товстоногов вбирал в своё творчество самые разные истоки и пласты искусства - славянского, грузинского, западноевропейского, «укладывая» их на прочном фундаменте с юных лет глубоко усвоенной русской культуры.
По приезду в Москву в 1946 - первые годы были трудны, драматичны для Товстоногова, тогда он узнал, что такое отсутствие работы, случайные постановки, творческое одиночество. В 1947 он становится художественным руководителем Московского Гастрольного реалистического театра, где поставил «Как закалялась сталь» по Н. А. Островскому и др., а в 1948 году он становится режиссером ЦДТ. Крупный успех спектакля «Где-то в Сибири» И. И. Ирошниковой, в котором прозвучала неприкрашенная правда времени и человеческих судеб, имел большое значение в биографии Товстоногова. С 1949 главный режиссер Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, где поставил: «Где-то в Сибири», «Испанский священник» Дж. Флетчера, «Закон Ликурга» по Т. Драйзеру, «На улице Счастливой» Ю.Я. Принцева, «Униженные и оскорблённые», «Вестсайдская история» Л. Бернстайна, А. Лорентса и др. В 1956 году Товстоногова ставят главным режиссером Ленинградского БДТ им. Горького (с 1964 АБДТ, с 1992 им. Товстоногова), где поставил: «Безымянная звезда» М. Себастьяна, «Лиса и виноград» Г. Фигейреду, «Синьор Марио пишет комедию» А. Николаи, «Воспоминание о двух понедельниках» А. Миллера, «Не склонившие головы» Н. Дугласа и Г. Смита, «Божественная комедия» И.В. Штока, «Луна для пасынков судьбы» Ю.ОНила, «Тоот, другие и майор» И. Эркеня, «Ханума» А. А. Цагарели, «Влияние гамма-лучей на бледно-жёлтые ноготки» П. Зиндела, «Пиквикский клуб» по Ч. Диккенсу, «Игра в карты» Д.Л. Кобурна, «Амадеус» П.Шеффера, «Мачеха Саманишвили» по Д.С. Клдиашвили, «Этот пылкий влюблённый» Н. Саймона, «Театр времён Нерона и Сенеки» Э.С. Радзинского и др.
Поиск нового качества сценической правды, выявление современной проблематики, «болевых точек» жизни определяли творчество Товстоногова. Он ставил режиссерский «диагноз» современных социальных противоречий и конфликтов в спектаклях: «Пять вечеров» и «Моя старшая сестра» А. М. Володина, «Трасса» И. М. Дворецкого, «Иркутская история» А. Н. Арбузова, «Океан» А. П. Штейна и др.
Как человек творческий, Г.А. Товстоногов постоянно находился в поиске, поэтому разработку современной темы выдающийся режиссер продолжил в постановках: «Палата» С. И. Алёшина, «Ещё раз про любовь» Э. С. Радзинского, «Традиционный сбор» В. С. Розова, «Прошлым летом в Чулимске» А. В. Вампилова, «Энергичные люди» В. М. Шукшина, «Протокол одного заседания» и «Мы, нижеподписавшиеся» А. И. Гельмана, «Киноповесть с одним антрактом» по «Блондинке» Володина, «Последний посетитель» В. Л. Дозорцева и др.
Одно из принципиальных направлений творчества Товстоногова -- героический спектакль, в котором предмет режиссерского исследования -- нравственные истоки подвига, природа человеческого мужества и стойкости поворачивается разными гранями, раскрывается на многообразном мате-риале прозы и драматургии, через страницы революции, военной истории, публицистику антифашистской драмы, где масштабный ход сценического повествования, судьбы народной соединён с тщательным доскональным исследованием судьбы человеческой: «Из искры...» Ш. Н. Дадиани (в 1949 г. удостоена Государственной премии СССР), «Дорогой бессмертия» по «Репортажу с петлей на шее» Ю. Фучика - (Государственная премия СССР в 1952), «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука - все в Театре им. Ленинского комсомола; «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского ( Ленинград - ский театр драмы им. Пушкина; Ленская премия 1958), «Гибель эскадры»; «Поднятая целина» и «Тим Дон» (Государственная премия СССР в 1978) по М.А.Шолохову; «Правду. Ничего, кроме правды!» Д.Н. Аля, «Беспокойная старость», «Три мешка сорной пшеницы» по В.Ф. Тендрякову, «Перечитывая заново...» по произв. Корнейчука, Погодина, М. Ф. Шатрова и В.Т. Логинова, «Оптимистическая трагедия», «Рядовые» А. А. Дударева и др.
Время один из главных героев спектаклей Товстоногова. В истории он находил истоки противоречий, развившихся в современности; в обращении к классическому наследию сочетал подлинный историзм с волнующей новиз-ной сценического истолкования, жизненной первозданностью и остротой. Работа Товстоногова над классикой оказала огромное воздействие на современный театр, сознание. Среди наиболее значительных постановок: «Гроза» А. Н. Островского в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола, «Помпадуры и помпадурши» по М. Е. Салтыкову-Щедрину (Ленинградский театр Комедии), «Идиот» по Достоевскому, «Варвары», «Мещане», удостоенная Государственной премии СССР в 1968), «Дачники» и «На дне» М. Горького, «Три сестры» и «Дядя Ваня» Чехова, «Ревизор» Гоголя, «Балалайкин и К0» по «Современной идиллии» Салтыкова-Щедрина, «Волки и овцы» и «На всякого мудреца довольно простоты» Островского.
Товстоногов вел большую педагогическую работу с режиссерами, актерами. С 1957г. Товстоногов преподавал в ЛГИТМиКе, будучи профессором, заведовал кафедрой режиссуры. Г.А. Товстоногов сочетал в своей преподавательской деятельности не только практику, но и научно-исследовательскую работу. Им написаны замечательные книги с изложением теоретических и практических сведений, ставших настольными книгами: «Современность в современном театре» (Л., 1962), «О профессии режиссёра» (М., 1966), «Круг мыслей» (Л., 1972), «Классика и современность» (М., 1975), «Зеркало сцены» (Л., 1980, 1984; в 2 тт.).
Крупнейший режиссер и педагог Г.А. Товстоногов проявлял большой интерес к постановке театрализованных представлений и праздников на стадионах и в концертных залах. Образное решение большинства эпизодов в этих представлениях ярко подтверждает мысли Товстоногова об основном признаке современного стиля: «Искусство внешнего правдоподобия умирает, весь его арсенал выразительных средств должен уйти на слом. Возникает театр другой поэтической правды, требующий максимальной очищенности, точности, конкретности выразительных средств. Любое действие должно нести в себе огромную смысловую нагрузку, не иллюстрацию. Тогда каждая деталь на сцене превратится в реалистический символ». Товстоногову были свойственны ясность сценических решений, большое драматическое и эмоциональное напряжение, динамичность и действенность в воплощении интеллектуально-философских идей. Сочетая в трактовке драматических произведений глубину, смелость, порой парадоксальность психологических решений, пристальное внимание к точным подробностям душевной жизни персонами с постановочным размахом, яркой и открытой театральностью, и в практической, и в научно-теоретической работе Товстоногов стремился к разрешению общетеатральных, общекультурных проблем. Например, искал пути соединения принципов К.С. Станиславского и Б. Брехта в «Горе от ума» А.С. Грибоедова и «Короле Генрихе IV» Шекспира, претворил идею жанровой полифонии в спектаклях по пьесам Горького, дал образцы сложного взаимопроникновения достоверного и условно-поэтического, драматических и музыкальных театров в «Истории лошади» по «Холстомеру» Л.Н. Толстого, в «Смерти Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина.
В различное время, вступая в творческие контакты с такими крупными актёрами, как Р. А. Быкова, Н. Н. Ургант, В. И. Гафт, О. П. Табаков, И. В. Кваша, А. В. Мягков, П. И. Щербаков, И.О. Горбачёв, Ю. В. Толубеев, А. Б. Фрейндлих, Е. В. Перов и др., Товстоногов огромное внимание уделял созданию сильного и цельного актёрского ансамбля. За годы работы в БДТ воспитал труппу выдающихся мастеров, среди которых: Т. В. Доронина, С. Ю. Юрский, И. М. Смоктуновский, 3. М. Шарко, Е. 3. Копелян, О. И. Борисов, Е. А. Лебедев, Л. И. Макарова, П. Б. Луспекаев, М. В. Данилов, М.Д. Волков, О. В. Басилашвили, К. Ю. Лавров, Э. А. Попова, В. И. Стржельчик, Н. М. Теняко-ва, Н. Н. Трофимов, В. П. Ковель, Ю. А. Демич, В. М. Ивченко, О. В. Волкова, Л. И. Малеванная, В. Э. Рецептер и др.
Творческое наследие Г.А.Товстоногова охватывает широкий комплекс практических и теоретических проблем современного театра. Они были отражены и в его литературном наследии, в котором призывал учеников и последователей продолжать начатую им работу по исследованиям закономерностей сценического творчества, использованию их в практике театральной работы. Эстетика и методология сценического творчества Товстоногова получили огромное распространение в мире искусства.
2. Разработка эпизода литературного сценария музыкально-поэтического представления на основе монтажного метода
Монтаж - ряд операций, во время которых сцены фильма, снятые не подряд, подбираются соответственно ходу действия в сценарии, то есть в том порядке, в каком они будут показаны на экране.
Монтаж - процесс творческий и одновременно технический в создании фильма, особая форма художеств, мышления, интерпретация снятого киноматериала путём отбора, сочетания отдельных кусков изображения, или так называемых монтажных кадров. М. связан с драматургической или тематической структурой фильма, определяется его сценарием или съёмочным планом, а в документальном кино иногда самим ходом события, снятого средствами кинорепортажа. Включённые в кинокартину кадры объединяются в большие и малые группы, монтажные фразы и целые эпизоды, составляя композицию кинопроизведения, между кадрами устанав-ливаются смысловые, изобразительные, масштабно-пространственные, динамичные и звуковые соотношения. Выразительность и эмоциональная окраска монтажа зависят от характера действия, игры актёров; его назначение -- найти определённый темпоритм чередования кадров и в соответствии с режиссёрским замыслом расставить акценты.
Как технический процесс монтаж производится на киностудиях в специ-альных цехах, связанных в своей работе с цехом обработки киноплёнки и звукоцехом. В монтажных цехах установлены монтажные столы и приборы - моталки для перемотки киноплёнки, прессы для склейки, синхронизаторы, метромеры и др. Обычно при монтажном цехе есть небольшие кинопроек-ционные залы, где просматривают части фильмов на разных стадиях их готовности, отбирают дубли эпизодов, проверяют синхронность изображения и звука и т. п. М. проводится группой специалистов по сценарию или плану фильма и указаниям режиссёра.
Монтаж проходит ряд этапов. Киноплёнка с позитивным изображением, эпизодов и магнитная лента с фонограммой подготавливается к просмотру: склеиваются, маркируются куски киноплёнки, синхронизируются звук и изображение. Из отобранных дублей эпизодов составляются сюжеты и куски киноплёнки с эпизодами обычно переставляются и подрезаются, т. к. монта-жёр стремится найти наиболее точные и выразительные их сочетания. Для ускорения работы монтаж проводится иногда параллельно со съёмкой последующих эпизодов. После окончания съёмок все ранее смонтированные эпизоды просматриваются в их сюжетной последовательности, вставляются заглавные надписи (титры), иногда производится досъёмка сцен. Монтаж заканчивается перезаписью фонограмм звуковых компонентов фильма, размещённых на 3- 5 магнитных лентах, на одну общую ленту. После этого кинофильм приобретает форму т. н. рабочего экземпляра на двух плёнках (одна с изображением, др.- с фонограммой). Его передают в цех обработки киноплёнки, где по нему изготавливают негатив и печатают контрольный позитив, в котором изображение и фонограмма совмещены на одной плёнке.
Основными формами монтажа являются: расчленённый монтаж -- разделение действия, ансамбля мизансцены на отдельные кадры-фрагменты, снятые с разных точек; монтаж на движении, переходящем из кадра в кадр; монтаж, подчинённый содержанию диалога или авторского текста; параллельный монтаж -- чередование-сопоставление нескольких действий, происходящих одновременно в разных местах; тематический-- по принципу смыслового обобщения или перечисления сходных фактов и явлений; монтаж., в котором реальное действие сочетается с воображаемыми, субъективными образами (воспоминания, сны и другое); внутрикадровый монтаж-- изменение объектов съёмки, их «крупностей» внутри одного куска действия, снятого движущимся киноаппаратом. Монтажная стилистика фильма находится в большой зависимости от его жанра, творческих устремлений режиссёра, избирающего ту или иную форму монтаж.
Монтаж необходим во всех стадиях создания фильма: в сценарии, в операторской работе и трактовке снимаемого материала, в процессе соединения изображения со звуком. При монтаже фильмов разных жанров применяются различные монтажные приемы, но всегда монтаж является такой же необходимой составной частью киноироизведения, как и все остальные элементы кинематографического воздействия.
Накоплено огромное число примеров оригинальных монтажных решений, носящих самый разнообразный характер. Простейшим является метод последовательного монтажа, при котором повествование, охватывающее довольно длительный период времени, сжато до пределов одночастного ролика, сохраняя тем не менее свою последовательность. Это достигается отбором наиболее значительных моментов повествования, объединенных для создания четкого, логически развивающегося сюжета.
Параллельный монтаж заключается в том, что два события, показанные одно за другим, происходят параллельно и связаны между собой сюжетной последовательностью. Основан этот метод на одном из главных достоинств кино, позволяющем фиксировать движение и мгновенно переносить зрителей из одного места действия в другое. Прием параллельного монтажа позволяет раскрыть на экране конфликт, сопровождаемый быстро развивающимся действием. Очень часто этот прием используется в сценах погони, когда, показывая поочередно то преследователя, то преследуемого, автор фильма помогает зрителю наблюдать за развивающимися событиями, сохраняя при этом иллюзию непрерывности действия. Метод параллельности монтажа используется и тогда, когда авторы переносят зрителя из настоящего в прошлое и затем снова возвращают к настоящему. Более сложной разновидностью параллельного монтажа является перекрестный монтаж, когда монтируется несколько (три-четыре) сюжетных линий.
Строящий монтаж основан на том, что подбором материала с помощью монтажа можно вложить совершенно новый смысл, которым до этого материал не обладал. Вс. Пудовкин приводит пример: если последовательно смонтировать три кадра: улыбающееся лицо актера, крупный план револьвера и испуганное лицо того же актера. У зрителя создается впечатление, что этот человек - трус. Если же переставить местами первый и третий кадры, то зритель будет считать поведение актера героическим. Таким образом, хотя фигурировали одни и те же кадры, перестановкой достигнуто изменение их эмоционального воздействия на зрителя
Другим примером строящего монтажа является создание необходимого впечатления показом ряда отдельных деталей, а не всей сцены целиком. Ассоциативный монтаж -- монтаж, основанный на особенности восприятия смежных, различных по содержанию кадров с экрана. Пользуясь ассоциативным сопоставлением кадров, можно добиться интересного результата: соединяя совершенно различные по содержанию кадры, можно вложить в сцену новый смысл. Например, на экране показывают хмурый осенний пейзаж с тяжело нависшими тучами. Простым сопоставлением раскрывается душевное состояние героя, его хмурое, тяжелое настроение.
Введение звука значительно расширило и усложнило методы монтажа кинофильмов. Звук позволяет более экономно пользоваться средствами киноповествования и достигать высокого уровня реализма в кино.
Все изложенные методы монтажа находят применение в художественных, или игровых, фильмах. Для драматургии клубных театрализованных представлений концепция монтажного искусства также необычно полезна. В настоящее время художественные коллективы клубов ищут новые и возрождают забытые формы театрализованных представлений. Поэтическое, документальное и философское звучание таких представлений требует от режиссера знания закономерностей использования монтажных способов, с помощью которых режиссер создает в массовых представлениях полнокровный и многогранный мир эстетических ценностей.
При всём разнообразии приемов монтажа, мировоззрения, культурного и политического опыта режиссёрам свойственно и общее - правдивое воссоздание современной действительности, реалистическая направленность, интерес к народной жизни, судьбе простого человека, большая или меньшая степень документализма.
Вывод: обобщая все вышесказанное, необходимо отметить, что в современном искусстве использование монтажа находится в большой зависимости от жанра, творческих устремлений режиссера, избирающего ту или иную форму, прием, соответствовать замыслу режиссера.
Использование монтажа в театрализованном массовом представлении - это насущная необходимость, рождающаяся в процессе решения режиссером новых задач, но в то же время - это всего лишь прием, а всякий прием хорош, когда он не замечается. Зритель должен воспринимать не прием, не форму, а через прием и форму - содержание и, воспринимая его, вовсе не должен замечать тех средств, которые это содержание доносят до его сознания.
Также нужно всегда помнить, что монтаж, как и все другие способы в режиссуре, организующей деятельность такого социального института, как клуб, должны быть неразрывно связаны с жизненным опытом его реальной аудитории, обуславливаться этим опытом. Двигать искусство вперед способен только тот художник, который живет одной жизнью со своим народом, не отрываясь от него. В этом заключается основной принцип отбора выразительных средств и способов для клубного режиссера.
Пример разработки эпизода литературного сценария музыкально-поэтического представления на основе монтажного метода
Вот, например, как реализован сюжет в удачном тематическом вечере «О моем расскажите отце». Этот вечер-рассказ начинался одноименной песней А. Петрова, исполнявшейся хором мальчиков, как бы обращавшихся ко всем сидящим в зале. Ответом на этот вопрос был весь вечер. Постепенно раскрывались подвиги отцов в годы Великой Отечественной войны.
Каждый эпизод включал в себя, кроме художественного материала документальное повествование - встроенный монтаж документальной хроники военного времени. Первый эпизод на основе монтажного метода начинался фрагментом из кинофильма «Летят журавли» (проводы на фронт).
Сразу же, как бы продолжая фрагмент, следовал рассказ об отцах, которые ушли в ряды народного ополчения. Далее - рассказ о начале войны, о защитниках Брестской крепости, принявших на себя первый удар фашистов. В нем были использованы стихи о Брестской крепости. Следующий эпизод - о солдате, прошедшем с боями до Берлина. Здесь была использована «Баллада о солдате» В. Соловьева-Седого.
Последнее выступление -- рассказ о штурме Берлина и о капитуляции фашистской Германии -- также подкреплялось кадрами кинохроники «Последние дни войны», «Бои в Берлине», «Взятие Рейхстага». А после встроенных монтажным способом кадров кинолент, воспроизведенных на экране, участники вечера были подготовлены к следующему этапу сценария - восприятию и исполнению стихов и песен.
Как символ победы возникал в конце вечера на экране памятник воину-освободителю в Трептов - парке в Берлине. К нему были обращены слова клятвы сегодняшних мальчишек, собравшихся на вечер.
Вывод: из приведенного примера ясно, что монтажный метод в разработке данного эпизода литературного сценария музыкально-поэтического представления построения сценария сыграл важную и необходимую роль, явился особым композиционным ходом, который плавно лег в основу сюжета, прошел через все содержание и стал его цементирующим началом.
Список использованной литературы
1. Борисов С.К. «Основы драматургии театрализованного действия»
Учебное пособие. ЧГАКИ. Челябинск, 2005.
2. Захова Б.Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978.
3. Генкин Д.М., Конович А. Сценарное мастерство культпросвет
работника. М., 1984. - ( Б-ка в помощь клубному работнику. Вып.11/
4. Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно -
педагогической деятельности клуба. - М., 1988.
5. Русский драматический театр Энциклопедия. /Под ред. М.И.Андреева,
Н.Э.Эвенигородской, А.В. Мартыновой. - М.: Большая Российская
Энциклопедия, 2001.
6. Товстоногов Г. А. Классика и современность. - М., 1975
7. Товстоногов Г. А. Зеркало сцены. В 2 тт. - Л., 1980, 1984.
8. Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений.
- М., 1981. С. 88-104, 107-110.
9. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. - М., 1981.
10. Фелонов Л.Б. Монтаж как художественная форма-М.: Просвещение,1966
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Введение в программирование |
Контрольная работа | Основные этапы формирования крепостного права в России |
Контрольная работа | Лидерство |
Контрольная работа | Мерчендайзинг: сравнительный анализ магазинов Спар и Эконта |
Контрольная работа | Пути и методы педагогического опыта и его обобщение |