2
Содержание
1. Средневековое общество
Средние века - понятие не столько хронологическое, сколько содержательное. Принято вкладывать в него некий ценностный смысл: "отсталое", "реакционное", "нецивилизованное", "проникнутое духом клерикализма", или наоборот, романтизировать Средневековье, искать в нем утраченные впоследствии доблести или красочную экзотику. "Средний век" (medium aevum) представлялся неким безвременьем, разделяющим две славные эпохи истории Европы, средостенье между античностью и ее возрождением, перерыв в развитии культуры, провал, "темные столетия". Средневековью были склонны приписывать все отрицательные признаки. Но именно в Средние века начали зарождаться европейские нации и формироваться современные государства складываться языки, на которых мы говорим. К Средневековью восходят многие из культурных ценностей, которые легли в основу нашей цивилизации. Необычность средневековой культуры в странности сочетания, единства полярных противоположностей, сублимированного и низменного, небесного и земного, духовного и грубо телесного, мрачного и комичного, жизни и смерти. Святость может выступать как сплав возвышенного благочестия и примитивной магии, бескорыстия и алчности, милосердия и жестокости. Мнение о том, что в средневековье считалось, что плоть заслуживает одного только презрения и преодоления, что истинная родина человека - не на земле, а на небе - не вполне соответствует действительности. Существовал как бы особый язык карнавальных, смеховых форм и символов средневековья, с присущими ему всенародностью и универсальностью. Средневековая культура вырисовывается в виде невозможного сочетания оппозиций. Теолог утверждает богоустановленную иерархию, для того чтобы тут же обречь на вечную гибель стоящих у ее вершины и возвысить подпирающих ее основание. Прославляется ученость и презрительно взирают на невежественных "идиотов", и в то же время вернейшим путем, который ведет к спасению души, провозглашаются неразумие, нищета духа, а то и вовсе безумие.
Началом эпохи Средневековья принято считать падение западной Римской империи в 476 г. Общественно-политический строй, свойственный Средним векам, принято называть феодализмом, характерной чертой которого является феодальная собственность на землю и сословность. Феодальное общество - общество сословное. Беднейший дворянин выше самого богатого горожанина, ибо деньги и даже обладание земельной собственностью не дают официального признания и широких прав, - необходимо благородное происхождение или монаршья милость, для того, чтобы стать знатным и полноправным. Полноправие, родовитость, благородство - главнейшие критерии принадлежности к правящему слою общества, богатство практически сними обычно связано, но оно не конститутивный признак господина. Земельное владение (феод) являлось основой и обеспечением вассальных отношений: он давался за выполнение воинской службы вассалу (условное держание) сеньором, но при этом являлся наследственным владением. Феод считался привилегированным держанием, то есть, мог находиться только в руках представителей господствующего класса. Собственником феода являлся не только его непосредственный держатель - вассал, но и сеньор, от которого вассал получил землю. Оформлялось это в виде личных договорных отношений покровительства со стороны сеньора и верности со стороны вассала.
Передача феода, ввод во владение, называлась инвеститурой (помещением). Эта процедура была торжественной и сопровождалась передачей некоего символа владения (пучок соломы, ветка дерева, клок шерсти) сеньором вассалу, который публично признавал себя его человеком и приносил клятву верности. Выстраивалась "феодальная лестница" - каждый феодал считался чьим-то вассалом (король - герцоги и графы - бароны - рыцари), однако действовало правило "вассал моего вассала - не мой вассал, поскольку отношения вассалитета основывались на личных договоренностях (правда, в Англии действовало иное правило - "вассал моего вассала - мой вассал"). Причем гипотетически все феодалы, как люди "благородного происхождения", считались равными между собой, а король - лишь "первым среди равных". Феодалы низшего звена назывались всадниками - рыцарями. Прежде чем стать рыцарем, юный феодал должен был быть пажем, затем оруженосцем у рыцаря (своего рода обучение), и лишь после этого быть посвященным в рыцари. Рыцарь должен был владеть "семью рыцарскими добродетелями" - ездить верхом, плавать, владеть копьем, мечом, стрелять из лука, играть в шахматы и сочинять стихи. Идеалом рыцарства считалось служение "Прекрасной Даме", которая могла быть как конкретной личностью, так и вымышленным образом, в какой-то мере отождествлявшимся с Девой Марией (Мадонной). В честь дамы следовало совершать различные подвиги, прежде всего, на ниве борьбы за христианскую веру. Культивировалась "куртуазная" (от франц. учтивый) любовь, то есть, целомудренная, неплотская, антиматримониальная (не предполагавшая брака). Поэтому рыцарь должен был уметь вести себя в обществе, поддерживать разговор, слагать стихи в честь своей дамы сердца, петь и играть на музыкальных инструментах, ухаживать за дамой в соответствии со строго выработанным ритуалом, чтобы не оскорбить ее чести и достоинства. Принадлежность к социальному разряду или слою определяла поведение индивида. Все стороны его жизни регламентированы, заранее известно, как он должен поступить в той или иной ситуации, - выбора почти не существовало. Любой поступок должен был соответствовать строгим предписаниям, вытекающим из сознания принадлежности к группе, из чувства чести, носившего не столько личный, столько сословный характер. Обычаем "запрограммирована" жизнь каждого члена коллектива, обязанного следовать образцам - богам, предкам, старшим, эпическим героям. Регламентация индивидуального поведения достигала степени ритуализации: каждое важное жизненное отправление человека, затрагивавшее интересы группы, сопровождалось исполнением специальных обрядов, произнесением формул, отклонение от которых аннулировало весь акт, делало его недействительным. Вследствие этого осуществление права тесно связано с магическими процедурами. Существовала культура жестов: все существенные соглашения и клятвы в средневековом обществе сопровождались жестами и воплощались в них. Вассал вкладывал свои руки в руки сеньора, клал их на Библию, а в знак вызова ломал соломинку или бросал перчатку. Часто реальность мало соответствовала тем идеальным образам, которым должен был соответствовать рыцарь. Нравы были довольно грубыми, о чем свидетельствует хотя бы обычай держать в качестве шутов калек и уродов: несчастье вызывало насмешку, а не сострадание.
2. Роль христианской религии и церкви
Громадную роль в жизни средневекового общества играли католическая церковь и христианская религия. Католическая церковь представляла собой жестко организованную, хорошо дисциплинированную иерархическую структуру во главе с первосвященником - Папой Римским. Поскольку это была надгосударственная организация, папа имел возможность через белое духовенство, а также через монастыри проводить свою линию через указанные политические институты. В условиях нестабильности, до возникновения централизованных абсолютистских государств церковь являлась единственным стабилизирующим фактором, что еще более усиливало ее роль в мире. Поэтому вся средневековая культура до эпохи Возрождения носила исключительно религиозный характер, а все науки были подчинены теологии и пропитаны ей (известно выражение: "Философия - служанка богословия!"). Церковь выступала проповедником христианской морали, стремилась привить христианские нормы поведения всему обществу. Долгое время церкви принадлежала монополия в области образования и культуры. В специальных "мастерских письма" (скрипториях) при монастырях сохранялись и переписывались античные рукописи, комментировались применительно к потребностям теологии античные философы. По словам одного из церковников, "монахи борются пером и чернилами против коварных козней дьявола и наносят ему столько ран, сколько слов Господних они переписывают".
3. Образование в Средние века
Первоначально школы имелись только при монастырях; в них элементы античных знаний сводились воедино с целью приспособить их к потребностям христианской церкви. В конце 7-го - начале 9-го вв. при Карле Великом в империи франков наблюдался некоторый подъем феодально-церковной культуры, получивший название "Каролингское возрождение". Для управления обширной державой нужны были кадры чиновников, судей, хотя бы с минимальной образовательной подготовкой. В то время ее можно было приобрести только в среде духовенства. Поэтому изданный Карлом Великим "Капитулярий о науках" 787 г. предписывал открывать при каждом монастыре и епископской кафедре школы для монахов и клириков; в эти школы стали допускаться и миряне. Эти мероприятия оживили культурную жизнь Франкского государства, расширился круг образованных людей, в скрипториях наряду с христианской литературой стали переписываться произведения античных авторов. Внецерковные школы начинают возникать в начале 12 в., когда развивающиеся города начинают испытывать потребность в грамотных, образованных людях, для оформления торгово-ремесленнических операций, работать в органах городского управления, составлять исходившие от городов документы, начиная от всевозможных прошений, адресованных монархам, и кончая подробными, тщательно составленными коммунальными хартиями. Эти школы отличались от церковных, готовивших, прежде всего клириков, но не моги сразу же избавиться от их влияния. Большинство преподавателей рассматривали свою работу в нецерковных городских школах как временную, до получения прихода и дальнейшего продвижения по церковной иерархии. Специфической чертой нецерковных школ было то, что они были частными, а их преподаватели - магистры - жили за счет платы, взимаемой с учеников (иногда это приносило приличный доход). Это осуждалось церковью, а папа Александр ІІІ заявлял, что знание есть дар божий, поэтому им нельзя торговать. Материальная независимость от церкви делала их относительно свободными. В Париже было несколько таких школ (пришли в упадок после возникновения парижского университета, который возник на их основе) Выдающийся ученый и педагог Пьер Абеляр, будучи вынужденным, какое то время переезжать с места на место, сопровождаем, был частью своих учеников. Очевидно, так и зародились бродячие школяры, впоследствии обретшие имя вагантов. В стремлении уничтожить нецерковные школы церковь, прежде всего, противопоставляла им школы церковные, а также упорно отстаивала свое "право" давать разрешения на преподавательскую деятельность. Она подкупала магистров "свободных искусств" церковными бенефициями, боролась за сохранение церковной юрисдикции над всеми учащимися и жестоко преследовала тех магистров и школяров, которые нарушали церковную монополию в области образования и подрывали церковный авторитет. В начале 12-13 вв. церковные школы, с желательным для церкви составом магистров и учащихся, были основаны в ряде крупных монастырей и во многих епископальных городах - епископальные школы. Многие из них впоследствии были превращены в богословские семинарии.
В 12-13 вв. в западной Европе начинает формироваться высшая школа - университет. Так называлось объединение преподавателей и учащихся. Как правило, в университетах было четыре факультета: младший, "артистический", на котором изучали "семь свободных искусств", а также медицинский, юридический и богословский, на которых учились те, кто закончил артистический. Богословский факультет считался самым высоки, но до 1400 г. из 46 западных университетов богословие преподавалось лишь в 18, а остальные университеты богословских факультетов вообще не имели.
4. Литературные жанры и развлечения средневековья
В 11-12 вв. с завершением формирования сословий феодального общества складывается идеология рыцарства, нашедшая свое отражение в рыцарской литературе, которая утверждала привилегированное положение рыцарей в обществе, прославляя их добродетели: военную доблесть, честь, верность королю и христианской церкви. На Юге Франции (Лангедок, Прованс) возникла светская рыцарская лирическая поэзия, создателями и распространителями которой были рыцари (чаще всего обедневшие) - трубадуры (или труверы). Иногда их сопровождал музыкант-помощник из простолюдинов, который назывался менестрелем. В Германии поэты-феодалы назывались миннезингерами ("певцами любви"). Трубадуры появляются в 11-12 в. на юге Франции (представители так называемой Провансальской культуры). Аристократическую часть трубадуров, творчество которых наиболее ярко отражало интересы и чаяния феодального класса, составляли богатые и знатные феодалы, занимавшиеся складыванием стихов в часы досуга. Вторую часть провансальских трубадуров составляли выходцы из мелкого рыцарства, жившие при дворах и замках могущественных сеньоров. Для них характерно откровенное преклонение перед радостями земной любви, отрицание аскетизма и "легкомысленное" отношение к церковным догматам.
У трубадуров, провансальцев особенно, любовь стремиться к супружеской неверности. Из 30 известных биографий трубадуров 14 были рыцарями, 9 - представители феодальной знати и только 7 - выходцы из других слоев общества.
Рыцарская литература была светской, хотя находилась под влиянием церкви. Рыцарская поэзия выработала особую форму "лэ" - стихотворную повесть с любовно-приключенческим сюжетом, заимствованным из кельтских преданий и легенд. Чаще всего главными героями были рыцари Круглого стола легендарного короля бриттов Артура. Впоследствии эти легенды стали источником для множества рыцарских романов. Влияние христианской идеологии сказывалось и на сюжетах романов: нередко объектом поиска ищущих приключений рыцарей является Святой Грааль - чаша, в которую собрали кровь распятого Христа. Героями поисков Грааля были Лоэнгрин и Парцифаль (Персиваль).
Развивалась также и народная литература, лучшие образцы которой представлены героическим эпосом. Героями народных сказаний были воины - защитники своей страны и народа. В эпосе воспевались их храбрость, сила, воинская доблесть, верность. В идеализированных образах рыцарей находили свое воплощение народные чаяния и представления о справедливости, чести и доблести. Под влиянием христианства и феодального строя герои эпоса часто изображались как защитники христианства, преданные вассалы своего короля.
В городском фольклоре возникает жанр реалистической стихотворной новеллы ("фаблио" (басни) во Франции, "шванки" (шуточные рассказы) в Германии), в которых в сатирическом духе изображались представители высших классов, обличались пороки и восхвалялись добродетели, а также находчивость, здравый смысл и смекалка простонародья. Церковь относилась к музыкальному и поэтическому творчеству народа отрицательно. Видя в нем проявление "языческой", "греховной", "не соответствующей христианскому духу" деятельности. И добивалась ее запрещения и жестоко преследовала непосредственных выразителей и носителей музыкальной культуры народа, так называемых жонглеров. Как правило, жонглеры были неграмотными, поэтому песни и сценки, разыгрываемые ими, до нас не дошли, только отдельные упоминания (например, о жонглере, который выучил двух обезьян сражаться друг с другом, сидя верхом на собаках - пародия на турниры).
Из студенческой среды вышли ваганты - бродячие школяры, прообраз диссидентски настроенной интеллигенции. Не уживаясь с университетским начальством, они странствовали из одного университета в другой, нигде подолгу не задерживаясь, сочиняя сатирические песни и стихи, проповедуя жизнеутверждающее отношение к бытию, воспевая простые земные радости, подвергая насмешкам духовенство, рыцарство, бюргеров. Термин "ваганты" происходит от латинского глагола vagari - бродить, бродяжничать. Изначально этот термин применялся к клирикам, не имевшим постоянных приходов и бродившим в поисках места. Позднее так стали называть бродячих школяров, целыми толпами кочевавших по всей Европе и переходившими из одной школы в другую. Еще позднее вагантами стали называть студентов, обучавшихся в различных университетах и посещавших для этого разные города. С 12 в. ваганты получили еще и название голиардов (производят от имени библейского Голиафа, олицетворявшего дьявола и антихристианскую силу). Постепенно эти наименования слились в одно, обозначавшее одновременно певца-шутника и бунтаря, антисоциального типа.
В 12 в. зародилась и своеобразная голиардическая поэзия. Нередко ваганты примыкали к жонглерам. В их поэзия сочетались нападки на католическую церковь, а главное - отрицание лицемерного церковного аскетизма и восхваление земных наслаждений. Ваганты пели, актерствовали, скоморошествовали, читали стихи, попрошайничали, занимались знахарством, иногда нанимались в учителя, нередко мошенничали. Жизнь вагантов не была легкой. Поэтому многие, раскаявшись, возвращались почитанию церкви и получали от нее должности. Ваганты существовали до начала 16 в., причем постепенно их творчество обратилось к национальному языку.
5. Искусство и быт
Церковно-религиозное мировоззрение оказало решающее влияние на развитие средневекового искусства. Его задачи церковь видела в укреплении религиозного чувства верующих, поэтому художественное творчество регламентировалось: художнику диктовались образы Христа, Мадонны, святых, сюжеты, заимствованные из священного писания, причем требовалось не реалистическое изображение этих образов, но раскрытие в них идей божественности, святости, совершенства. Да и применялась живопись главным образом при оформлении интерьеров храмов в виде фресок и витражей, икон. При этом она должна была быть еще и нравоучительной: жизнь деятельная и жизнь созерцательная, добродетели и пороки, все с человеческими лицами, располагались в определенном порядке на порталах соборов, обеспечивая проповедников иллюстрациями к их нравственным поучениям.
Церковное строительство выработало новый стиль - романский, опиравшийся на традиции римского и византийского зодчества и применялся в строительстве церковных и крепостных сооружений. Церкви представляли собой высокие массивные здания с толстыми стенами в форме продолговатого креста с многоэтажными башнями и высоко расположенными узкими окнами. Свод поддерживали полукруглые романские арки, главный фасад и капители колонн украшались скульптурой или резьбой, стены покрывались фресками. Возникнув в неспокойное время, этот стиль позволял храму легко превратиться в крепость-убежище. Со второй половины 12 в. в Северной Франции, а затем по всей Европе распространяется новый стиль - готический. Технически он был более совершенным, его характерной чертой является устремление всего здания ввысь. Стрельчатые арки заменили полукруглые. В готике тяжесть конструкции несли колонны, а также расположенные вдоль всего здания контрофорсы, поэтому стены готических соборов утратили массивность, в них появились огромные окна, украшенные витражами. Множество остроконечных башен и башенок создавали впечатление легкости и пышности. Дома и даже замки до 10-го века строились из дерева. Крестьянский дом строился из самана, реже из дерева, если и использовался камень, то не выше фундамента. Обычно этот дом состоял из одной комнаты с печью, которая топилася "по черному". Камень служил признаком престижа и богатства; однако впоследствии дерево сделалось более дорогим материалом. Архитектура каменных замков была бедной, так как преобладала утилитарная функция защиты: только позже стали появляться украшения, больше жилых помещений. Вся жизнь замка концентрировалась в главном зале. Мебели было немного: столы обычно были разборными, и после трапезы их убирали. Постоянную мебель составлял сундук, куда складывали одежду или посуду. Жизнь феодалов была бродячей, они переезжали из замка в замок, и надо было иметь возможность легко уносить необходимое имущество. Функциональными предметами роскоши были ковры, которые вешали как ширмы, и они образовывали комнаты; ковры возили из замка в замок.
Одежда имела социальную значимость, так как указывала на социальную категорию: носить не ту одежду, которая подобала человеку по его положению, означало совершать грех гордыни или падения. Особое внимание уделялось аксессуарам - головным уборам. Перчаткам, которые могли точно указывать ранг. Например, доктора носили длинные замшевые перчатки и береты, шпоры могли носить только рыцари. Среди богатых и просто зажиточных горожан распространилась роскошь в одежде, так что в конце 13-го века во Франции и Италии появились законы против роскоши, которые предписывали разницу в одежде, помогая поддерживать установленный общественный порядок. Несмотря на то, что уровень культурного развития в Средние века был односторонним и не слишком высоким, однако именно в средневековье коренятся многие культурные, научные и морально-этические достижения современной европейской культуры.
Список использованной литературы
1. КононенкоБ.И., Болдырева М.Г. Культурология (альбом схем и таблиц). Учебное пособие. - М., Щит-М, 2000.
2. История Европы. Т.2. Средневековая Европа. - М.: Науки, 1992.
3. История Европы. Т.3. От средневековья к новому времени. - М.: Наука, 1993.
4. Культурология: Учеб. пособие для вузов /Сост. и отв. ред. Радугин А.А. - М.: Центр, 1998. - На обл.: Курс лекций. - (Alma mater)
5. Учебник по истории средних веков. Из-во "Просвещение", Москва, 1984
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Солнечная система |
Контрольная работа | Административно-территориальное деление России, его изменение с течением времени. Проблемы и перспективы изменения деления страны |
Контрольная работа | Сервис, предоставляемый пассажирам при обслуживании на воздушном транспорте |
Контрольная работа | Речевой этикет в деловом общении |
Контрольная работа | Рекурсивные функции |