10
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики
Факультет дистанционных технологий
Реферат
Красота как сущность истории
Выполнил студент гр.
Д.О.l
2007Оглавление
Происхождение искусства
Человек раздавил пурпурную раковину, выжал сок из растения, растер мел, уголь, глину и раскрасил жилище, одежду, свое тело. Он отделил цвет от предмета. Он соединил различные цвета, стал чередовать цветные линии и формы. Он заговорил красками, и другие люди поняли его монолог.
Человек взялся за кисть потому, что не мог сказать то, что хотел, другим способом. Так родилось искусство.
Никто точно не может сейчас определить время возникновения искусства. Но множество данных свидетельствует о том, что зарождалось искусство в эпоху появления человека Разумного. Проблема появления искусства неразрывно связана с проблемой человека. Как существует несколько теорий происхождения человека, так существует и несколько теорий происхождения искусства.
Божественная теория происхождения искусства связана с теорией происхождения человека, изложенной в Библии -- «человек был создан Богом по его образу и подобию». Именно духовное начало человека предопределило появление искусства.
Крупный эстетик и искусствовед Михелес Панаотис так пишет о связи искусства с божественным. «Между человеком и божеством стоит природа, Вселенная, дающая человеку самые простые образы, на тему которых он размышляет, -- солнце, звезды, дикие животные и деревья -- и стимулирует простейшие, но сильные эмоции -- страх, смятение, покой. Образы и впечатления от внешнего мира являются вначале неотъемлемой частью религиозного опыта. Человек, микрокосм, не только противостоит макрокосму, но и связан с ним посредством божественного. Более того, впечатления человека не лишены эстетического характера, и образы природы, питая религиозное воображение, дают мастеру модели и вдохновляют художника на самовыражение посредством этих моделей. С помощью искусства и ремесла (которые вначале не разделялись) примитивный человек не только имитирует и символизирует стихию, но и завоевывает ее, потому что уже конструирует и создает. Он не только властвует над духом дикого животного, изображая его на стенах пещеры; он создает крытые жилища, хранит воду в сосудах, изобретает колесо. Микрокосм, обогащенный искусством и ремеслом, духовным и техническим завоеваниями, смело смотрит в лицо макрокосму».
Вторая теория возникновения искусства -- эстетическая, отражена частично и в предыдущих рассуждениях М. Панаотиса. Наскальные и пещерные рисунки датируются от 40-20 тыс. лет до н.э. К первым изображениям относятся профильные изображения животных, выполненные в натуральную величину. Позднее появляются изображения людей. Во времена возникновения племенных объединений создаются песни и гимны: песни землевладельцев, исполнявшиеся на полях во время земледельческих работ и на праздниках после сбора урожая, боевые гимны воинов -- пэаны, запевавшиеся перед началом боя, свадебные гимны -- гименеи, погребальные причитания -- орены. Одновременно создавались сказания о богах и богинях, их вмешательствах в дела как отдельных людей, так и целых племен. Реальные исторические факты обрастали легендарными подробностями. Возникая в одном племени, эти сказания и легенды распространялись среди других, переходя от поколения к поколению.
Таким образом, с помощью искусства накапливался и передавался коллективный опыт. Первобытное искусство было единым, не делилось на отдельные виды и носило коллективный характер. В рабовладельческом обществе с появлением избыточного продукта трудовой деятельности, который сделал возможным появление людей занимающихся только искусством. Также происходит разделение искусства на виды.
Наряду с вышеперечисленными теориями возникновения искусства существует психофизиологическая теория. С точки зрения этой версии -- искусство было необходимо человечеству для того чтобы сохранить себя и выжить (с точки зрения психологии) в этом сложном мире. Философ и психоаналитик Эрих Фромм так пишет о потребности человека в творчестве. «В отличие от пассивного приспособления, присущего животному, люди стремятся преобразовывать мир. А это невозможно без тяготения к запредельному, без поиска идеального. Без этой внутренней изготовки к возвышенному, к романтическому порыву личность не может подняться над повседневной прозой жизни. Эта потребность продиктована наличием творческих сил в каждом индивиде, среди которых особое место занимает воображение, эмоциональность. В акте творчества человек соединяет себя с миром, разрывает рамки пассивности своего существования, входит в царство свободы».
Искусство приобрело свои основные черты еще в античности, но там оно не сразу начало мыслиться как особый вид деятельности. Вплоть до Платона «искусством» называлось и умение строить дома, и навыки кораблевождения, и врачевание, и управление государством, и поэзия, и философия, и риторика. Сначала этот процесс обособления собственно эстетической деятельности, то есть искусства в нашем понимании, начался в конкретных ремеслах, а затем был перенесен и в область духовной деятельности, где эстетическое также не было сначала обособлено от утилитарного, этического и познавательного.
Функции искусства
Искусство, как и вся духовная жизнь человечества, развивается под воздействием исторической действительности. Это проявляется в том, что степень и уровень развития искусства не совпадают со степенью и уровнем развития экономики. Например, когда в Англии появился Шекспир, в ней не наблюдалось хозяйственного расцвета; искусство и философия в России XIX века достигли высокого развития, несмотря на экономическую отсталость страны. Искусство, как форма общественного сознания, не только отражает реальность, но и оказывает на нее обратное воздействие, что присутствует в некоторых функциях искусства.
Искусство выполняет следующие функции:
познавательную. Является средством просвещения и образования людей. Информация, содержащаяся в искусстве, существенно пополняет наши знания о мире;
мировоззренческую. Выражает в художественной форме определенные чувства и представления;
воспитательную. Воздействует на людей через эстетический идеал, позволяет обогатиться опытом других людей, наделяет художественно организованным, обобщенным, осмысленным опытом;
эстетическую. Формирует эстетические вкусы, потребности людей, тем самым ценностно ориентируя их в мире, пробуждая творческий дух, творческое начало людей;
гедонистическую. Доставляет людям наслаждение, делает их сопричастными творчеству художника;
коммуникативную. Искусство передает информацию от поколения к поколению (по вертикали) и от человека к человеку (по горизонтали);
прогностическую. Произведения искусства зачастую обладают элементами предвидения;
медико-оздоровительную. Например, такое воздействие может оказывать музыка, т.к. сочетание звуковых сигналов влияет на психику и состояние;
компенсаторное. Влияние искусства на психику человека позволяет ему выжить в самых трудных условиях.
Определения искусства
Что такое искусство, что же стоит для нас за этим словом? Прежде всего -- это действительно слово, а если есть такое слово, то, значит, искусство как идея и факт признается людьми. Правда, сам этот термин существует не во всех языках и не в каждом человеческом обществе, но, несомненно, одно: искусство создается - или творится, или «производится» -- везде. Результат -- произведение искусства -- представляет собой, таким образом, некий предмет или объект, причем далеко не всякий предмет заслуживает того, чтобы быть причисленным к произведениям искусства: он должен иметь определенную эстетическую ценность. Иначе говоря, произведение искусства должно рассматриваться и оцениваться в свете присущих ему особых свойств. Свойства эти действительно особые: они отличают произведение искусства от всех прочих вещей и предметов -- недаром искусству отводятся специальные хранилища, обособленные от повседневности: музеи, церкви и так далее (даже пещеры, если речь идет о древнейших его образцах).
Просматривая БСЭ, мы прочитаем: искусство - это одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества.
Но искусство-это самовыражение художника и воспроизведение действительности, язык чувств и игра воображения, особого рода игра и особого рода молитва, творение рук человеческих...
По каналам чувственного восприятия искусство проникает в наше сознание. Если убрать чувственное восприятие, подсознание, и сознание высохнет, как пруд без родников. Убрать образное мышление и образное чувствование и люди не сумеют даже улыбаться, а не то, что разговаривать друг с другом.
Отказаться от образного мышления человек не может. Как вообще не может жить без искусства. Элементы искусства во всем. В цвете галстука, в форме его костюма, в отделке платья, в рисунке обоев, в игрушках детей...
ь Искусство -- процесс и итог значимого выражения чувств в образе. Также высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.
ь Искусство -- это мастерство передачи определенной информации зрителю или слушателю посредством только одного из трех - графика (изобразительное искусство), музыка, танец - средств (медий) или совокупностью этих средств (многомедийность) - театр, балет, опера, кинематограф. Литература, как вид искусства, - мастерство передачи информации при помощи письма, ведет начало со времени изобретения письма. Искусство, как вид культурной деятельности человека, берёт начало со времени формирования доречевых языковых средств коммуникации и становится самостоятельным культурно-эстетическим процессом с периода утраты своих чисто языковых функций.
В настоящее время в мировой культурной традиции используются понятия об искусстве, берущие свое начало в средиземноморской античности, в особенности в греко-римском восприятии этого термина. Искусство берет начало в доречевых навыках и приемах передачи, восприятии и хранении в памяти языковой информации. Чисто коммуникативная функция искусства утратилась с овладением человеком речью. Коммуникативная утилитарность искусства, наряду с развитием эстетического аспекта, ярко наблюдается в дописьменный, фольклорный период культур всех народов. Так же, как в своё время, для передачи языковой информации в наиболее полном и доступном виде, в дальнейшем ко всем другим аспектам культурной жизни привлекались лучшие мастера, использовались самые совершенные для своего времени навыки. Это позволяло легче воспринимать, лучше запоминать и успешно передавать из поколения в поколение комплексную культурную информацию. На этой, в прошлом утилитарной, основе формировались вкусы и требования, которые мы сейчас называем эстетическим воздействием и эстетическим восприятием. Не случайно, что этимология слова «искусство», как в русском, так и в греческом языке (греч. фЭчнз -- «искусство, мастерство, умение, ремесло») подчеркивает мастерство и искусность.
Появилась попытка дать логическое определение понятию искусство (http://aam.ugpl.de/?q=iskusstvo):
Все определения вокруг искусства
ь Объект, от латинского objectum - это нечто (умышленно не конкретизируя глубже), на что опирается или ссылается человеческая мысль. При этом не важно, существует ли соответствие пониманий этого объекта у различных индивидуумов и осуществляется ли вообще в данный момент формальная коммуникация между ними.
ь Объект искусства - это объект, который в определенный промежуток времени (в котором не меняется восприятие объекта, например, посредством измененного контекста) вызывает у воспринимающего его различные, выходящие за рамки простого понимания о роде, предназначении и использовании этого объекта, ассоциации.
ь Искусство - это процесс создания объектов искусства.
ь Произведение искусства - это результат искусства как процесс создания объектов искусства.
Дается анализ определений введенных понятий (см. сайт).
Определения красоты
Систематический анализ взаимозависимости и разграничения между всеми различными понятиями вокруг определения понятия "искусство" невозможен без четкого описания понятия "красота".
О том, что такое красота, или “прекрасное”, мыслители спорят издревле и до сих пор. Причем, с одной стороны, постоянно подчеркивают неоспоримую существенность красоты, как одной из высших, абсолютных ценностей жизни и культуры. С другой стороны, столь же постоянно твердят об относительности красоты, изменчивости ее критериев, субъективности оценок. Как говорится в одной народной пословице: “для одних красота в волосах, для других в лысине”. И в то же время, за красоту умирают и убивают, к ней стремятся, надеются, что именно она поможет спасти мир.
Красота не является исключительной привилегией природы или искусства, она охватывает все явления в мире, заключена в каждой частице субстанции, не только в мире людей, но и в мире животных и растений.[9]
Приведем несколько часто используемых определений и необходимых качеств, которые ведут к оценке чего-либо как искусство.
ь Красота -- эстетическая (неутилитарная) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетания аспектов объекта, при котором последний вызывает в наблюдателе эстетическое наслаждение. Красота, наряду с истиной и благом является важнейшей категорией культуры. В своём эстетическом восприятии понятие красоты близко к понятию прекрасного, с той лишь разницей, что последнее является высшей (абсолютной) степенью красоты. Вместе с тем, красота является более общим и многогранным понятием, во многом эклектичным. Противоположностью красоты является безобразное. Бычков В. В. «Эстетика». -- М.: Гардарики, 2005
ь В общем смысле красота -- высшая степень целесообразности в природе, гармонического соответствия и сочетания элементов (в том числе и противоречивых) во всяком устройстве, во всякой вещи и во всяком организме.Иван Ефремов -- «Лезвие бритвы», глава «Две ступени к прекрасному»
ь красивым может считаться и то, что полезно. В крестьянской среде, например, женская красота связывалась прежде всего со здоровьем, необходимым и для работы и для производства потомства, здоровых работников. В среде аристократической в женщине ценились черты слабости, хрупкости, изнеженности, ибо у женщины в этой среде было иное, чем у крестьянки, предназначение.[4]
ь красивое - это то, что считается таковым в кругу людей того же уровня, хотя изредка и то, что позволяет как-то выделиться. Красота нередко сводится к внешней красивости. Ее выражениями оказываются наружный блеск, яркость, броскость.[4]
БСЭ дает следующие определения:
ь Красота (прекрасное) - категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Как эстетическая ценность прекрасное отличается от нравственных и теоретических ценностей (добра, истины) тем, что оно связано с определённой чувственной формой и обращается к созерцанию или воображению; в отличие от утилитарно-полезного, восприятие прекрасного носит бескорыстный характер.
ь Значение прекрасного для человека и общества носит духовно-практический характер. Восприятие прекрасного бескорыстно, т. е. чуждо вульгарному утилитаризму, но это не есть «незаинтересованность». Напротив, переживание прекрасного потому и бескорыстно, что в нём сливаются личные и общественные интересы, человек ощущает себя лично причастным к общественному значению прекрасного. Т. о., эстетическое отношение к прекрасному имеет и этический аспект, соответствующий единству эстетических и нравственных ценностей.
ь Прекрасное в искусстве -- его художественная ценность -- обусловлено правдивым отражением жизни (красота истины), выражением гуманистических идеалов, а также мастерством, создающим форму, гармонически соответствующую содержанию.
ь Прекрасное как ценность, в которой выражено объективное эстетическое значение явлений, осваивается через субъективные эстетические оценки, сквозь призму вкусов и идеалов людей. Важнейшей задачей эстетического воспитания является формирование и развитие способности человека воспринимать подлинную ценность прекрасного.
Определение с немецкого сайта Wikipedia:
ь Красота - это абстрактное понятие, которое сильно связано со всеми аспектами человеческого бытия.
Изучением этого понятия, его значением занимается в основном философская дисциплина эстетики.
Как и любая другая оценка, это эмоционально позитивное понятие зависит от ценностных ориентаций (ценностных масштабов), которые сильно зависят от социальных, коллективных конвенций (неписанных законов).
Вопрос "На базе каких ценностных масштабов определяется понятие искусство, как они образуются?" является так же объектом изучения естественных и гуманитарных наук.
В зависимости от данного контекста, можно различать следующие определения:
ь Бытовое определение
Wikipedia: В быту красивым обозначается, как правило, то, что оставляет особенно приятное впечатление.
ь Философия
Kant (дословно): "Красота как объект определенной деятельности суждения: эстетический или вкусовой приговор".
Baumgarten (дословно): "Совершенность, законченность чувственного познания".
ь Естественная красота
Многие аспекты понятия искусства определены эволюционным процессом человека. Центральный вопрос здесь: "Что обеспечивает длительное выживание собственного рода?" Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, что закодировано в человеческих генах и зависит от оценки качеств объектов на предмет полезности для выживания своего рода. При этом индивидуальные аспекты/атрибуты красоты - это форма, структура, симметрия, усредненность формы лица (например, у другого пола). Социальными и коллективными аспекты являются, например, следующие реакции индивидуума на оценку коллектива: "Красиво то, что лучше для всего коллектива" или "Красиво то, что является красивым для других" (например, мода).
Искусство и красота
Как выглядит разграничение между понятиями искусство и красота?
Ответить на этот вопрос как целостный, в один раз тоже трудно. С математической точки зрения, с точки зрения теории множеств, нужно сначала определить, существует ли между обоими понятиями, которые в данном случае рассматриваются как атрибуты, качества, которые можно приписать различным абстрактным объектам или конкретным предметам, прямая однозначная связь или, в математических терминах, двухсторонне однозначное отображение между объектами и объектами искусства. Для начала достаточно ответить на следующие два вопроса.
Должен ли быть объект искусства обязательно быть красивым, обязательна ли ассоциация с понятием искусство?
Нет. Ответ на этот вопрос показал в частности автор «логической теории»[1]: он, по его мнению, результирует из введенного им определения объекта искусства. Для того чтобы какой-либо объект мог быть объектом искусства он должен лишь вызывать ассоциации "выходящие за рамки простого понимания о роде, предназначении и использовании этого объекта". Ассоциация с понятием "искусство" для этого не обязательно необходима. Это может быть и ассоциация с понятием новизны, необычности или, возможно, даже угрозы (почему кобры и крокодилы кажутся нам завораживающими?). Примеры этому можно найти во многих галереях современного искусства, где выставляются, так называемые, инсталляции, первоначальный замысел создания которых состоит не в красоте, а создании других ассоциаций (например, даже страх или утесненности).
Является ли каждый красивый объект автоматически так же и объектом искусства?
Тоже нет. Красивый объект прикладного искусства, который вызывает только ассоциации "красивый объект", "используется для украшения помещений", "создан специально с этой целью", не является объектом искусства в прямом понимании этого слова. В качестве другого примера могут служить красивые животные, которые вызывают ассоциации с понятием красоты, но не созданы с этой целью (их родителями) и не используются для украшения чего-либо.[1]
Из ответов на эти два дискутированных здесь вопроса можно заключить, что существуют красивые вещи, которые не являются искусством, и, что существуют некрасивые вещи, которым нельзя приписать красоту как качество, но которые, тем не менее, являются объектами искусства. Если выразить это с точностью математики, то искусство и красота могут быть атрибутами, качествами объектов, и появление этих качеств одновременно, парами, вместе не обязательно.
Стремление к красоте совпадает со стремлением к истине. Рабиндранат Тагор в своем понимании прекрасного отождествляет его с добром или Благом, а Благо, в свою очередь, с Истиной. Таким образом. Благо неразрывно связано с Прекрасным. “Прекрасно сострадание, прекрасно милосердие, прекрасна любовь... Красота любви гармонизирует с красотой окружающего мира, составляя идеальную гармонию вселенной. Индийская мифология воплощает это единство в образе богини Лакшми -- олицетворения Счастья, Красоты и Добра” Тагор Р. Восприятие прекрасного // Тагор Р. Соч. Т. 8. М., 1957. С. 377. .
Толстой также искренне считал, что красота есть последствие добра, и что: “...красота, не имеющая в основании своем добро, как например, красота цветов, форм, женщины, не суть, ни истина, ни добро, ни красота, но только подобие их” Толстой Л. Н. Собр. соч. в 22 тт. - М.: Худ. лит-ра, 1985.. Он был уверен в том, что “искусство, чтобы быть уважаемым, должно производить доброе” Там же. С. 385..
Считается, что красота в жизни не так уж важна, а если и важна, то для развлечения чувств, что допустимо, пока это не нарушает добропорядочности, не мешает вере. Красота может пониматься и как нечто злое, дьявольское, как плотское искушение. И тогда ценна только та красота, которая непосредственно ведет к Богу (ангельская красота), которая и есть добро. Подчеркнем, что здесь речь идет не об органичном единстве добра и красоты, а о том, что только добро и добродетель прекрасны. И, следовательно, о том, что произведение искусства ценно лишь тогда, когда в нем ясно выражено нравственное содержание, когда оно очевидно способствует нравственному совершенствованию человека. Остальное в искусстве выглядит или пустым (и поэтому неценным), или просто аморальным (изображение, скажем, обнаженных тел). Художники, артисты, вся атмосфера их жизни тоже кажутся в лучшем случае подозрительными, а в худшем вызывают нравственное негодование.
Вывод, который можно сделать из вышесказанного: искусство (уважаемое) - это добро, а если оно доброе, следовательно, красивое. Следовательно, красота - сущность Сущность (БСЭ)
Сущность и явление, философские категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность -- это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление -- то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории С. и я. выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству -- к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.
истории.
Красота должна присутствовать на всех этапах становления личности, способствуя ее гармоническому развитию и совершенству. И действительно, красота, наряду с истиной и добром, неизменно выступает в составе исходной триады ценностей, представляющей фундаментальные основания бытия. Так красота у прагматичных японцев тесно связана с пользой, которая может пониматься и достаточно эгоистично. Бережное отношение к природе, являющееся в Японии этической и эстетической нормой, имеет свои четкие пределы. У себя дома японцы добились неприкосновенности священных рощ, окружающих синтоистские храмы, однако соображения выгоды не останавливают их перед хищнической вырубкой тропической древесины в странах Юго-Восточной Азии или захоронением радиоактивных отходов в Малайзии.
…“поскольку красота -- это ничто иное как божество. Красота как атрибут земных вещей вторична. Осознать все прекрасное, чудесное, священное, что составляет жизнь как часть божественного начала -- значит быть прекрасным, правдивым и счастливым”. Bahadur S.J. An Aspect of Indian Awsthetics. In: Sangeet Natak Academi Iournal, New Delhi, 1981. P. 7.
Далеко не всякое искусство прекрасно, но, тем не менее, это искусство. Дело в том, что человеческий мозг и нервная система у разных людей устроены в принципе одинаково, а потому мысли и суждения людей в чем-то основном совпадают. Другое дело вкусы: они определяются исключительно условиями той культуры, в которой человек воспитан, и диапазон людских вкусов так широк, что единых критериев в области искусства установить просто нельзя. Следовательно, наше восприятие, наша оценка искусства не может подчиняться каким-то общим правилам, действительным для всех стран и эпох; произведения искусства необходимо рассматриваться исключительно в контексте времени и обстоятельств, в которых они создавались.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Кривошипно-шатунный механизм |
Контрольная работа | Организация библиотечных фондов и каталогов |
Контрольная работа | Автомобильные эксплуатационные жидкости |
Контрольная работа | Деловая оценка персонала |
Контрольная работа | Відображення в балансі витрат і доходів майбутніх періодів |