Контрольная работа по предмету "Культура и искусство"


Костюм мещанства и купечества 18 веке



2

1. Костюм мещанства и купечества (XVIII век)

Начало XVIII века для России - время реформ. В этот период происходят величайшие преобразования, полностью перевернувшие быт и традиции России и предопределившие ее приобщение к европейским традициям и культуре.

Петр I запретил носить дворянам и горожанам старый русский костюм 29 августа 1699 г., в январе 1700 г. повелел всем носить платье на манер венгерского, в августе -- «всех чинов людям», кроме духовенства и пахотных крестьян, носить платье венгерское и немецкое. В последующих указах было велено носить немецкое платье по будням и французское -- по праздникам.

С 1 января 1701 г. европейский костюм предписывалось носить и женщинам. Русское платье было запрещено производить и им торговать. Нарушителям грозили штрафы, ссылка на каторгу с конфискацией имущества. Образцы моделей европейского покроя были выставлены на улицах, бедные люди получили отсрочку, чтобы износить старую одежду, но с 1705 г. уже все городское население должно было носить новое платье под угрозой штрафа.

Смена форм костюма не прошла гладко. Многие горожане, особенно из купеческого сословия, считали короткополые модные кафтаны верхом неприличия. Сохранились гравюры, изображающие сцены, где солдаты насильно обрезают полы длинных кафтанов у купцов и бояр. С не меньшим сопротивлением были встречены новая модная прическа - завитой парик - и бритое лицо. Многие откупались от бритья бороды: за ее ношение платили в царскую казну налог.

Секреты европейских портных стали осваивать русские мастера. После смерти Петра I часть городского населения вернулась к допетровской одежде -- до конца XIX в. в костюме купечества и мещанства сохранялись элементы традиционного костюма. Поэтому портные специализировались либо на европейском, либо на «русском» платье.

Начал формироваться модернизированный русский мужской костюм -- костюм купцов и горожан, полностью сложившийся к середине XIX в. В нем сочетались элементы национальной одежды с деталями, заимствованными из дворянского костюма.

Например, покрой спинки долгополого русского кафтана с застежкой налево был близок к покрою западноевропейского жюстокора с боковыми веерами складок.

Модные элементы были заметны, прежде всего в костюмах купеческой молодежи. Такой костюм состоял из доходившего до икр кафтана со сборками по талии, обычно опоясанного, цветной рубахи и заправленных в сапоги штанов.

Исходя из представления, что лишь длинная одежда придает ее носителю степенность и достоинство, купцы и горожане никогда не носили коротких кафтанов, длина их всегда превышала модную.

Купцы и мещане стригли волосы «в скобку» и носили бороду.

Для женщин переход к новому костюму был еще сложнее. Одеты в тяжелые, скрывающие формы тела сарафаны, закрытые рубахи, с плотно покрытой головой, они, согласно новой моде, вдруг должны были надеть декольтированные платья, стянуть талию, завить волосы в локоны.

Женский купеческий костюм в еще большей степени испытывал влияние дворянской моды, проявлявшееся в покрое, манере ношения, дополнениях (косынках, чулках, обуви). Так, рубахи и сарафаны могли иметь более глубокое декольте, душегреи были прилегающего силуэта, русский головной убор повязывался в виде модной в то время чалмы.

В противоположность мужскому женский костюм характеризовался большей пестротой, яркостью сочетаний цветов (малинового, лилового, зеленого, голубого, красного), с применением атласных, бархатных, парчовых тканей, дорогого меха, модной обуви на высоких каблуках.

Городские жительницы - мещанки и небогатые купчихи - носили обычно юбку или сарафан с кофтой и верхнюю кофту с баской, напоминающую душегрею. Но и ив этот «русский» костюм они добавляли модные мелочи - обувь, головной убор и т.д. Зимой надевали шубы на беличьем, лисьем и даже куньем меху.

В костюме XVIII в. прежде всего изменяется ассортимент тканей. Наряду с использованием в нарядной одежде шелка, бархата, парчи, атласа все большее распространение получают тонкая шерсть, сукно, хлопчатобумажные ткани.

Из более плотных хлопчатобумажных тканей (тик, нанка, канифас) шили мужские кюлоты, камзолы, из тонких (муслин, батист) -- женские летние платья, юбки.

Цветовая гамма -- светлая, мягкая, слабо насыщенная: розовый, голубой, салатный, лимонный, перламутровый. Черный цвет используется только как траурный, белый -- как фон для узоров. Изысканное цветовое решение одежды исключает контрасты и порождает большое разнообразие оттенков основного цвета. Например, модный коричневый цвет имел оттенки «молодой и старой блохи», «парижской грязи».

В конце века цветовая гамма становится более темной, приглушенной: коричневый и серый во всех оттенках, свекольный, бордо, фиолетовый, темно-синий, зеленый, оливковый.

В орнаментации тканей преобладают цветочные узоры, изображаемые натуралистически, в перспективе. Сирень, жасмин, ветки цветущих яблонь, вишен, полевые цветы непринужденно размещались по всей поверхности ткани, переплетаясь с извилистыми линиями лент, кружев, полос. Остается в моде орнамент трельяж в виде мелкого растительного узора.

В 80--90-е гг. гладкие однотонные ткани преобладают над узорчатыми. Входят в моду полоска, крапинка, горошек.

В период царствования Екатерины II (1762-1796 гг.) одежда дворян определялась модой во Франции. Целый ряд государственных указов, регламентирующих формы костюма, говорит о том большом значении, которое придавалось костюму как выразителю сословных, социальных и моральных идей класса в этот период.

По журналам мод одевалось не только столичное дворянство, но и часть столичного купечества, особенно купцы, торговавшие с Западной Европой.

Для украшения одежды и головных уборов использовались запоны разных форм и с разным декором (от скромных серебряных со стеклами до золотых, обильно дополненными алмазами, рубинами, изумрудами и эмалями). Изысканным украшением костюма могли быть и пуговицы разных размеров и форм: плоские, в виде диска, шарообразные, куполообразные и т.д. Их делали из меди, серебра, золота, порой превращая в изящнейшие произведения ювелирного искусства. Пуговицы были гладкими литыми и ажурными сканными, с узорной чеканкой, чернью, эмалью, зернью, гравировкой, драгоценными камнями. По мастерству исполнения медные пуговицы порой превосходили серебряные. Во второй четверти XVIII века в Москве существовали цеховые объединения мастеров медных перстней и запонок, медных и железных серег, серебряных серег, медного пуговичного дела.

Русский костюм петровского времени отличался от западноевропейского большей простотой тканей и отделки, более демократическим характером.

Школьный театр. Деятельность Симеона Полоцкого

Симеон Полоцкий (светское имя Самуил Гаврилович (Емельянович?) Петровский-Ситнианович) (1629, Полоцк - 1680, Москва) - общественный и церковный деятель. В 1637 - 1651 учился в Киево-Могилянской коллегии, в 1653 окончил Виленскую иезуитскую коллегию. В 1656 принял иночество и стал преподавателем в Полоцкой братской школе. В 1660 впервые приехал в Москву, перед царским семейством в Кремле читал свои стихи и предложил царю свою литературную "службу", которая была принята. С 1663 после переезда в Москву преподавал в Заиконоспасской школе, а затем стал наставником царских детей.

К наставлениям Симеона прислушивались не только царь Алексей Михайлович, но и все его дети - вплоть до царевны Софьи и малолетнего Петра I. В 1678 организовал при дворе типографию, первой изданной книгой которой стал "Букварь". В 1679 составил проект указа о создании Славяно-греко-латинской академии. Получил широкую известность как поэт, драматург, проповедник, публицист, педагог, переводчик, боровшийся против раскола, выступавший сторонником развития образования и просвещения.

Один из культурнейших людей своего времени, Симеон стал первым в русской литературе писателем-профессионалом, чье имя приобрело европейскую известность.

В XVII веке Симеон Полоцкий пытался на базе литургической драмы создать художественную литературную драму, эта попытка оказалась единичной и бесплодной. Симеону Полоцкому принадлежат: энциклопедический сборник “Вертоград многоцветный”; “Рифмологион”, включающий панегирические стихотворения и их циклы, декламации, а также две пьесы -- “Комедия притчи о блудном сыне” и “О Навуходоносоре”; “Псалтырь рифмотворная” -- полное стихотворное переложение ветхозаветной книги псалмов, к печатному изданию которых (1680) был еще присовокуплен Месяцеслов; сборник проповедей “Обед душевный”, “Вечеря душевная”.

К 70 -- 80-м годам XVII в. относится возникновение школьного театра в России. Сложился школьный театр при Славяно-греко-латинской академии, в духовных семинариях и училищах Львова, Тифлиса, Киева. Пьесы писались преподавателями, и силами учащихся ставились исторические трагедии, аллегорические драмы, близкие европейским мираклям, интермедии - сатирические бытовые сценки, в которых звучал протест против общественного строя. Интермедии школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий.

Русский школьный театр отличался злободневностью, стремлением отвечать на насущные потребности времени. В начале XVIII в. школьный театр прославлял военные победы Петра I, выражал идеи об укреплении Русского государства, развитии просвещения.

В XVIII в. большую роль в жизни школьного театра сыграл известный общественный деятель и писатель Феофан Прокопович (1681 -- 1736). Он написал пьесу «Владимир», ставшую вершиной драматургии школьного театра. В образах языческих жрецов, боровшихся с киевским князем Владимиром, современники легко угадывали врагов петровских реформ. Приближая пьесу к современности, Прокопович использовал в ней некоторые приемы народного театра, особенно в комических сценах.

В духовных академиях на кафедрах пиитики и риторики к декламациям, диалогам и постановкам спектаклей обращались с тем, чтобы обогатить методику обучения, облегчить понимание сложных понятий, облекая их в образную форму. Вместе с тем участие в театральных представлениях считалось разумным и полезным занятием в часы досуга.

Вошли в историю русского театра школьные спектакли студентов Хирургической школы. Особенностью размещения школьных сцен было отсутствие центра служившего образцом для театров, рассеянных по другим городам, определявшего их репертуар. Школьные театры были в Ярославле, Твери, Пскове, Новгороде. Такое размещение школьных сцен позволяло посещать спектакли большому числу людей. Постоянное увеличение числа зрителей входило в задачи школы. Она стремилась к массовости театрального искусства, хотела сделать театр доступным для населения города и близлежащих деревень.

Школьный театр в игровой, наглядной форме знакомил семинаристов с сюжетами священной истории и прививал будущим проповедникам навыки общения с аудиторией

Петр не был удовлетворен школьным театром. Религиозный по своему содержанию, этот театр в эстетическом отношении был слишком замысловатым и сложным для рядового зрителя. Петр же стремился организовать театр светский, доступный городским массам. Учрежденный им театр, несмотря на кратковременность своего существования, сыграл важную роль в развитии русской театральной культуры.

В середине XVIII века организуются школьные театры в Петербургском Шляхетском кадетском корпусе (1749 г.); в Московском университете (1757 г.) и в некоторых крупных провинциальных учебных заведениях.

На сцене театра Шляхетного корпуса были исполнены первые трагедии и комедии Сумарокова. В конце 40-х годов в корпусе были организованы представления трагедий, в которых участвовали любители театра из числа кадетов.

Историческое значение имел театр Воспитательного дома. Воспитательный дом был учрежден в Москве в 1764 г. в качестве прибежища для подкинутых внебрачных детей и должен был стать, по мысли Екатерины II, одним из очагов создания русского «третьего сословия», необходимого государству. Аналогично Шляхетному корпусу, Московскому университету, Духовным коллегиям и семинариям, сценическое искусство преподавалось и ученикам Императорской Академии Художеств.

Большой интерес представляют театральные начинания А.Т. Болотова, Игнатия Тейльса и других деятелей детского театра. В театре Болотова ставились нравоучительные комедии, которые должны были осмеять лгунов и хвастунов и показывать для образца добронравных и прилежных детей и «добродетельные деяния», а также пьесы эффектно-постановочного характера и балеты.

Время императрицы Екатерины II было временем страстного увлечения театром. Если при Елизавете Петровне театр создавался в атмосфере моды, внимания и поощрения, то при Екатерине «он мужал в атмосфере напряженной и сознательной работы». Театром интересовалось все высшее общество, театром интересоваться стало правилом хорошего тона. Преподавание театрального искусства по-прежнему вносилось в учебные программы.

Театр Смольного института - особый этап развития школьного театра в России, когда он, перерастая рамки классической школьной драмы, становится профессиональным, оставаясь в пределах образовательного пространства.

Школьный театр способствовал решению целого ряда учебных задач: обучение живой разговорной речи; приобретение известной свободы в обращении; «приучение выступать перед обществом в качестве ораторов, проповедников».

Школьный театр не был театром, который занимали частные, отдельные отрывки действительности. Драматурги постоянно обращались к миру в целом, словом и сценическим жестом объясняли устройство мироздания и смысл жизни человека.

Школьный театр органически входил в систему культуры своего времени, выражал многие ее основные черты, служил важнейшим звеном связи культуры и образования.

Школьный театр в системе культуры XVII-XVIII вв. занимал двойственное положение. Он был не только явлением искусства, но и средством воспитания, развернутым педагогическим приемом, который применялся в преподавании двух из семи свободных художеств - поэтики и риторики.

Театр значительно облегчал процесс обучения, делал его более доступным и интересным, вносил в него элемент игры.

Будучи частью дидактической программы, выполняя функции религиозного и общественного воспитания, театр в то же время вырывался из учебного плана и превращался в явление искусства.

Такая двойственность школьного театра в глазах его зрителей и создателей была не недостатком, а естественной чертой. В этом сложном взаимодействии театра и жизни состоит одна из основных особенностей эпохи барокко.

Школьные представления были закрытыми и открытыми. Первые преследовали чисто учебные цели. Вторые предназначались и для развлечения и для поучения публики. На этих представлениях собирались учителя и ученики школы, гости. Часто это были граждане, поддерживавшие учебное заведение в финансовом отношении, родители учеников.

Все произведения, ставившиеся на школьной сцене, подчинялись правилам риторики. Риторикой определялся выбор темы. Специально выделялся такой этап работы над произведением, как создание и осознание замысла. Школьные руководства посвящались описанию тем, перечислению способов их реализации и сочетания.

Пьесы школьного театра ставились в одном из помещений школы, которое могло иметь сцену, оборудованную по последнему слову театральной техники, которая должна была быть покатой, расширяющейся по направлению к зрителю. Это была сцена с рисованными декорациями, писавшимися на заднике и кулисах. Школьные спектакли не всегда шли на специальных сценах или в специальных помещениях. Постановщики могли выходить за пределы школы, продолжая традиции народного средневекового театра. Они выносили свои спектакли под открытое небо, на рыночные и церковные площади, собирая толпы зрителей.

Школьный театр, имея обширный репертуар, привлекая многочисленную публику, в то же время не был профессиональным театром. На протяжении всей своей истории он был театром любительским, где обязанности авторов, постановщиков, актеров выполняли непрофессионалы. Все деятели театра целиком зависели от школы. Театр исходил из нее.

Актерами школьного театра были ученики старших классов, поэтики и риторики, а так же младших. Обычно младшие ученики получали второстепенные роли или играли в массовых сценах. Кроме того, они участвовали в декламациях, диалогах, моралите, т.е. более простых драматических формах. Статистами могли быть не только ученики коллегий, но и жители города, где находилась коллегия.

Слово и музыка, изображение, жест, танец входили в театральную структуру на равных правах и были полноценными средствами эстетического воздействия на зрителя. Синтезируя, сплавляя живопись и слово, танец и музыку, школьный театр предельно выражал основные особенности этих искусств, выявляя то общее, что в них существовало.

Начиная с истоков, на пути своего развития до наших дней школьный театр переживал годы признания и подъема, периоды забвения и спада.

Список литературы

1. Антонова О.А. Очерки по истории театра в учебных заведениях России (XVII-XXI вв.) - СПб: изд-во СПбГАСЭ, 2004 г.

2. Всеобщая история искусств. Тт. 1-6. - М.: Искусство, 1956-1966.

3. История костюма / Серия «Учебники XXI века». - Ростов-Н/Д: Феникс, 2001.

4. Киреева Е.Н. История костюма. - М.: Просвещение, 1976.

5. Мерцалова М.Н. История костюма. - М.: Искусство, 1972.

6. Очерки по истории искусства./Под ред. Григоровича Н.С. - М.: Советский художник, 1987.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную контрольную работу Вы можете использовать для выполнения своих заданий.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :