Контрольная работа по предмету "Культура и искусство"


Золотой век греческой культуры



2

Контрольная работа №1

Тема: «Золотой век греческой культуры».

План:

1. Введение…………………………………………………2

2. Древнегреческая мифология……………………………3

3. Греческий театр…………………………………………3

4. Архитектура, скульптура, живопись…………………..4

5. Философия……………………………………………….5

6. Ораторское искусство…………………………………..5

7. Зарождение исторической науки……………………….6

8. Геродот……………………………………………………7

9. Фукидид………………………………………………….7

10. Ксенофонт………………………………………………..7

11. Литература……………………………………………….8

Введение.

Древнегреческая культура занимает особое место в том наследии, на которое опирается в своем последующем историческом развитии человеческая цивилизация в целом, в особенности культура народов Европы. В сфере эстетической, художественного творчества наследие греков - не только источник современного знания, но и живая, полная обаяния духовная сила. Не только корни европейской культуры лежат в античности, но и античная культура является составной частью современной культуры. Знаменательно, что перелом в истории западноевропейского искусства начинается с эпохи Ренессанса, т.е. возрождения античного искусства.

Образы античной мифологии получили многочисленные воплощения и толкования в живописи Леонардо да Винчи, Боттичелли, Тициана, Рубенса, Рембрандта, А.Иванова, в скульптурах Витали, Козловского и др. Её сюжеты использовали широко многие писатели и музыканты всех времен и народов: Данте, Шекспир, Пушкин, Гайдн, Оффенбах, Стравинский. Едва ли можно найти ту область, в которой не ощущалось бы влияние греческой культуры. И в этом ее непреходящее значение. На рубеже III-II тыс. до н.э. в южной части Балканского полуострова и на прилежащих островах происходит возникновение классового общества. Цивилизация эпохи бронзы, возникшая на острове Крите, получила также название минойской по имени легендарного царя Миноса, резиденция которого была обнаружена в Кноссе. Эта цивилизация получила также название дворцовой, т.к. изучена главным образом благодаря ей. Дворцы имели прекрасную систему водоснабжения и канализации, продуманную вентиляцию и освещение. Многие предметы быта выполнены на высоком художественном уровне, часть - из драгоценных металлов. И все же Минойская цивилизация, апогей которой приходится на XV в. до н.э., лишь в незначительной мере позволяет нам судить о древнегреческой культуре. Поэтому основное внимание мы сосредоточим на культуре классической эпохи, времени наивысшего ее подъема (V-IV вв. до н.э.)

Древнегреческая мифология.

На протяжении почти всей античной эпохи мифы пользовались огромной популярностью среди населения греческих городов-государств. Без них, без их влияния, без постоянного обращения к их сюжетам и образам сейчас невозможно себе представить ни классическое греческое искусство, ни греческую литературу, ни греческую философию, ни греческую культуру в целом. Нельзя забывать, что мифы были важнейшей частью того культурного наследия, которое оставили грекам их далекие предки. Именно миф был для подавляющего большинства греков наиболее доступным и понятным способом осмысления прошлого - седой старины, воспоминания о которой сохранились лишь в произведениях древних поэтов - создателей греческого эпоса. Нет ничего удивительного в том, что молодая историческая наука в Греции еще долго не могла вырваться из материнских объятий мифологии, в лоне которой она родилась.

Как древнее, и к тому же священное предание, миф не нуждался ни в каких доказательствах и подтверждениях. В то, о чем рассказывали мифы, следовало просто верить, не требуя от рассказчика никакой аргументации. В любом греческом городе и его окрестностях столетиями сохранялись детали ландшафта, памятники, просто предметы, связанные с различными мифами и как будто подтверждающие их историческую достоверность. Так, например на Крите, заезжим путешественникам обычно показывали знаменитую Идейскую пещеру, в которой родился сам владыка богов Зевс.

В мифах сплошь и рядом описываются происшествия, плохо укладывающиеся в обычное человеческое сознание. Без тени сомнения авторы мифов сообщают нам о чудесных превращениях людей в животных и растения, о поединках героев с чудовищами, о путешествиях в царство мертвых и многом другом, столь же невероятном. На сцене мифического повествования постоянно появляются боги, которые вмешиваются в человеческие дела. Авторы мифов произвольно обращались с такими категориями, как время и пространство. В то же время каждый из мифов - будь то Троянский или Критский циклы, представляет собой очень ценный источник, позволяющий заглянуть в самые сокровенные и загадочные глубины духовной жизни древнего человека.

Греческий театр.

Одним из самых замечательных явлений древнегреческой культуры является театр. Он возник на основе народных песен и плясок во время праздника бога Диониса - покровителя сельского хозяйства и виноделия. Весной, когда распускалась виноградная лоза, отмечался праздник весенних Дионисий, а осенью, во время сбора винограда, праздновались осенние Дионисии. Этот праздник был особенно весел, и любим греками. Пили молодое вино, устраивали пляски и распевали песни. Исполнители обрядовых песен в честь Диониса - дифирамбов - были одеты в козлиные шкуры. Отсюда и происходит слово «трагедия», т.е. «песнь козлов» («трагос» - по-гречески козел, «оде» - песня). Из дифирамбов и возникла греческая трагедия. Ряд песен в честь Диониса носил веселый, озорной характер. Они положили начало возникновения комедий.

Обычно песни пелись хором во главе с запевалой, который носил название корифея. Слушатели располагались вокруг небольшого холма, где пел хор. Чтобы зрителям было лучше видно и слышно корифей и ведущие артисты стояли на возвышении - специальном деревянном помосте, а зрители располагались на скамьях, которые шли амфитеатром.

Так возникли театральные представления. Место, где выступали актеры, называлось сценой (от греч. «скене» - палатка). Около сцены располагался хор; это место получило название орхестры. Затем шли места для зрителей. Греческий театр всегда был под открытым небом. Театры обычно вмещали до 25 тыс. зрителей. Это и неудивительно, т.к. граждане приходили на концерты целыми семьями.

И женские и мужские роли исполнялись только мужчинами. Каждый актер играл в сапогах с высокими подставками - котурнах, чтобы его лучше видели зрители. Актеры также пользовались масками, каждая из которых соответствовала своей роли. Театр был школой воспитания, где в пьесах разбирались самые насущные вопросы морали, политики и идеологии. Неимущим гражданам выдавались из городской казны специальные деньги на посещение театра. Театральные представления шли несколько раз в год по большим праздникам и продолжались несколько дней подряд. В эти дни греки смотрели представления с утра до позднего вечера. Выдающимися авторами того времени были Аристофан, Эврипид, Софол и Эсхил.

Архитектура, скульптура, живопись.

Ведущими архитектурными сооружениями в Греции классического периода были храмы, театры, булевтерии. В V в. до н.э. возникает планировка городов. Основным архитектурным сооружением оставался храм. Он был прямоугольной формы. Крышу на определенном расстоянии друг от друга поддерживали колонны. Самыми знаменитыми образцами греческой архитектуры являются Фенон и Эрехтейон. Замечательный Перфенон был посвящен богине Афине. Эрехтейон стоит против Парфенона. Его колонны стройны и изящны. Кариатиды - изваяния девушек - поддерживают крышу небольшего портика (навеса) у стен храма.

Греческая скульптура V в. Представлена именами таких ваятелей как Мирон, Поликлет и Фидий. Мирон - автор скульптурного изображения дискобола. Движение скульптора отражено настолько живо, что зритель как бы видит тот момент, когда юноша бросает диск. Агросский скульптор Поликлет изображал главным образом прекрасных юношей. Особенно известны его статуи «Копьеносец» и «Диодумен». Обе статуи полны изящества и силы. Произведения афинянена Фидия прекрасны и величавы. Самой знаменитой была его статуя богини Афины, стоявшая в Перфеноне, сделанная из золота, дерева и слоновой кости. В Олимпии Фидий изваял статую Зевса Олимпийского, сидящего на троне. Он изображал богов и богинь, подчеркивая их совершенство и величие.

Великим ваятелем IV в до н. э. был Пракситель, изображавший богов и богинь виде красивых, изящных юношей и молодых женщин. Самое известное его произведение Гермес. Выдающимися скульпторами были также Скопас и Лисипп.

Живопись была широко распространена в древней Греции, но к сожалению, почти не сохранилась до нашего времени. Сюжеты фресок и мозаик составляли сцены из мифологии и семейной жизни. Определенные представления о греческой живописи дают нам краснофигурные и чернофигурные вазы, дошедшие до нас.

Философия.

Стремление к обобщениям результатов наблюдений за природой и деятельностью людей имело своим конечным результатом расцвет философской мысли. В трудах Гераклита Эфесского нашли завершение изыскания натурфилософов предыдущего времени. Он первым пришел к мысли о диалектическом развитии материального мира. Своей вершины материалистическое понимание мира в Греции достигло у Левкиппа и особенно Демакрита. Основная особенность учения Демокрита - соединение атомизма с идеей диалектического развития. Проблемами человека, разума был увлечен Сократ. Он был занят поиском критерия истины. Сократ считал, сто истина познается в споре. Его учение Платон разработал теорию идеального государства.

Ораторское искусство.

В середине V в. в Афинах наблюдается устойчивый интерес к судебным речам, что было связано со стремлением привить молодежи навыки искусного спора, прений на любые темы. Ораторское искусство IV в до н.э. вплоть до последних веков античности оставалось непревзойденным образом литературного мастерства, правильности, чистоты и красоты стиля. На рубеже V-IV вв. до н.э. заявил о себе выдающийся афинский судебный оратор Лисий. В его речах - яркое, житейски психологически достоверное бытовое повествование; замечательные характеристики истцов и ответчиков, создающие обобщенные контрастные типы современников; простота и ясность стиля, сделавшие речи Лисия классическим образцом аттической прозы.

Великолепным стилистом был оратор Исократ. Речи, которые должны не только убеждать, но и услаждать слух, составляются из расчлененных, тщательно рассчитанных даже по количеству слогов периодов, обладающих строго определенным ритмом. В 391 г. до н.э. Исократ создал первую платную риторическую школу. Из этой школы вышли знаменитые впоследствии ораторы Демосфен, Гиперид, Эсхин, Ликурт. Сам Исократ, не обладавший сильным голосом, редко выступал публично, но в политической жизни Афин его роль была очень велика. Он призывал греков сплотиться под эгидой Филиппа Македонского и совместно выступить против общего врага - Персии. По преданию, разуверившись в своих идеях, он уморил себя голодом.

Лучшим из учеников Исократа был выдающийся оратор Демосфен, который вырос в обстановке острой политической борьбы. Он стал одним из страстных и неуступчивых вождей антимакедонской партии. Своих противников - Филиппа Македонского и его сторонников в Афинах Демосфен атакует беспощадно, и его речи против Филиппа («Филиппики») и «о венке» не имеют себе равных по выразительности во всей греческой литературе. Страстное слово Демосфена достигло цели: афиняне вступили в союз с фиванцами против македонян. В этой борьбе и сложил впоследствии свою голову знаменитый оратор.

Заклятым врагом Демосфена был оратор Эсхин, бывший драматический актер. Стиль его речей отличался звучностью и мелодичностью. За изящество и благозвучие речей древние ценили Гиперида.

Установление македонского господства в Афинах привело к упадку ораторского искусства на рубеже IV-II вв. до н.э.

Зарождение исторической науки.

Два основных истока исторической традиции у греков - поэтические сказания и официальные хроникальные записи, сливших воедино, породили настоящее историописание, отличавшееся систематичностью рассказа, методическим привлечением и использованием источников. Становление истории как науки связано с творчество большой группы ученых и писателей. Первый отряд греческих историков представлен т.н.логографами (по-греч., дословно «пишущий речи»). Наиболее яркими представителями логографов были Гекатий Милетский и Гелланик Лесбосский (VI-V вв до н.э.). Хотя основным содержанием их трудов была мифологическая или легендарная история, логотрафы отличались стремлением довести свое повествование до современного периода, к чему, зачастую, их побуждали политические интересы.

Геродот (V в до н. э.)

Геродот знаменует следующую и решающую фазу становления античной науки История. Много путешествуя, он объездил почти весь известный тогда людям мир, делая массу заметок. У Геродота мы видим ясное понимание задачи и цели исторического рассказа - описать события и деяния, как эллинов, так и варваров. Автор сознает необходимость не только описания самих политических событий, но и раскрытия их причинно-следственных связей. Его труд «История» состоит из 9 книг, каждая из которых названа именем одной из девяти муз.

Фукидид (V - нач IV в до н.э.)

Фукидид представляет собой высшую стадию в процессе становления античной исторической науки. Его труд - «История Пелопонесской войны» - сугубо событийная политическая история. Примечательно понимание Фукидидом сущности задачи истории как науки - отыскание истины посредством кропотливой исследовательской работы, состоящей в подборе источников и в извлечении из них надежных сведений ради достоверной реконструкции фактов. Для него в высшей степени характерен критический подход к полученным историческим фактам. Повествовательный стиль Фукидида - сжатый, сосредоточенный. Бросает в глаза и строгое единство композиции.

Ксенофонт (сер.V-сер. IV вв. до н.э.)

Третьим выдающимся греческим историком заслужено признается Ксенофонт, автор как ряда исторических произведений («Греческая история», «Анабасис»), так и целой серии трактатов («О доходах», «Апология Сократа», «Лвкедемонская полития», «Киропедия» и др.). Этот человек, подобно Геродоту и Фукидиду, описал большинство событий, в которых лично принимал активное участие. Ксенофонта отличал повышенный интерес к актуальным политическим проблемам. Именно он первым высказал идею единения греков и организации совместного похода на Восток, явившись своего рода идейной предтечей эллинизма.

Литература:

Арнольдов А.И. Введение в культуру. - М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993

Боннар А. Греческая цивилизация. Ростов-на-Дону, еникс", 1994

Культурология (учебное пособие и хрестоматия для студентов) Ростов-на-Дону, "Феникс",1997

Куманецкий К.. История культуры Древней Греции и Рима. - М., "Высшая школа",1990

Любимов Л. Искусство Древнего Мира. - М., "Просвещение",1971

В.Н. Пивень, Введение в культурологию (конспект лекций), 1993г., Ростов-на-Дону.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную контрольную работу Вы можете использовать для выполнения своих заданий.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :