Содержание
Античная культура и ее изучение
Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности, а потому античность - это и часть духовного опыта всего человечества, и основа формирования культур многих стран, особенно европейских.
Античностью (от лат. Antiguus - «древний») принято считать особый период развития Древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого культурно-исторического явления совпадают со временем существования самих античных государств с XI -- IX вв. до нашей эры и до V века нашей эры (со времени становления античного общества в Греции до гибели Римской империи). Античная культура возникла в условиях рабовладения, когда мировоззрение человека укладывалось в мифологическое мышление. Толчком для развития культуры, особенно науки и искусства, стало наличие элементарных естественнонаучных знаний и письменности; все это есть особенности античной культуры.
В разные эпохи античность оказывала воздействие на другие культуры, поэтому неслучайно к античности стал возникать не только эстетический, но и научный интерес. Это имело место и в Средневековье, и в эпоху Возрождения. В эпоху Просвещения, когда человечество повернулось лицом к науке, стали появляться научные работы частных лиц, где обобщался опыт греческих и римских открытий. В конце XVIII -- начале XIX веков античным наследием стали заниматься уже государства (особенно европейские): разрабатывались и финансировались целые проекты по античным исследованиям. Проводились раскопки, организовывались музеи, создавались первые научные труды об античной культуре, особенно искусстве. Непрестанный интерес к вопросам античности, пронесенный через XIX век, сохранился и в веке XX: и сейчас продолжается всестороннее изучение античности. И все-таки до сих пор многие антиноведы полагают, что история античной культуры, в частности искусства, еще не написана.
Актуальность темы, цели и задачи ее раскрытия
В системе исследований античной культуры появляется и такой аспект изучения, как исследование античных традиций и их влияния на европейскую и мировую культуру в целом. Этот аспект будет рассмотрен и в данной работе. Освещение этой проблемы будет идти в русле следующей мысли: «во все века наиболее полно выражала основные тенденции античности культура художественная, то есть искусство.»11 Культурология: Учебное пособие/Составитель А.А. Радугин. М., 2007. С. 144.
Раскрыть влияние античной традиции в искусстве мировых и европейский (с уклоном к последнему) культур есть цель работы. Достигнуть ее возможно при решении следующих задач:
описать особенности разных видов искусств в античной культуре;
рассмотреть проявление этих особенностей в искусстве послеантичных эпох;
выявить характерные тенденции заимствования античных традиций в разные эпохи;
сделать заключение как обобщение изложенного материала по данной теме.
Такие аспекты, как быт и нравы античной жизни, наука и просвещение, образование, государственное устройство и права граждан античного периода не рассмотрены, так как это должно подлежать отдельному глубокому изучению.
Обзор литературы, использованной в реферате
Рассматривать особенности античного искусства, основные тенденции развития помогла монография Л. Любимова «Искусство древнего мира». Осветить вопросы влияния античных традиций на последующие культуры помогли отдельные главы следующих книг: «История Древней Греции» и «История Древнего Рима», написанные Н.Н. Труниной в доступной для неподготовленного читателя форме (на основе этих учебников были освещены вопросы мифологии и религии, живописи и архитектуры); авторы Н.В. Мирецкая и Е.А. Мирецкая, учителя литературы по образованию, в своих размышлениях «Прочтем, подумаем, поспорим» затрагивают вопросы о влиянии в живописи, скульптуры, архитектуре античной темы в послеантичные эпохи; проблемы литературных тенденций удачно раскрыты во введении к книге «Античная литература», написаной группой авторов в качестве учебного пособия; развитие общественно-политической и философской античной мысли, ее отражение в философиях других эпох раскрывалось на основе материала книг Э.Д. Фролова «Факел Прометея» и Н.В. Мотрошилова «Рождение и развитие философских идей». Теоретической базой для раскрытия данной темы послужили учебное пособие А.А. Радугина «Культурология» и отдельные статьи «Словаря античности», впервые переведенного на русский язык с немецкого, где освещаются культурологические, исторические и социально-экономические вопросы античного общества, начиная с рождения античной цивилизации и заканчивая ее закатом.
Мифология и античный эпос, их отражение в постантичном искусстве
Религия древних греков и римлян, как у многих народов мира, представляла собой веру в многобожие. Первоначально боги-культы были общинно-местного характера, затем наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами (в Греции - богами-олимпийцами, в Риме - верховными богами, причем греческие традиции пантеона переселились в Рим). Несомненно, у древних греков и римлян была языческая вера, она подкреплялась мифологическими верованиями, а мифология стала отражением миропонимания древнего человека. Создание больших и сложных мифологических повествований было делом многих поколений, поэтому неслучайно пласт мифов представлялет собой ценную часть мировой литературы.
Мифы положили начало развитию эпоса как в фольклоре, так и в художественной литературе. Греки и римляне, опираясь на мифологические сюжеты, создавали свои эпические произведения; к таким можно отнести греческие произведения «Иллиада» и «Одиссея» и римскую «Энеиду».
Основные черты античного эпоса перенимались средневековыми сказителями, и поэтому можно выделить множество общих черт между античным и средневековым эпосом:
в центре повествования - человек, его судьба и участие в судьбе государства (города и т.д.);
форма повествования - путешествие с приключениями и совершением подвигов;
образ героя - образ воина: победителя, героического человека;
обязательное наличие героев особого плана - сверхсилы (в Греции и Риме этой силой являются боги);
язык и стиль очень тяжеловесны, громоздки; медленное развитие сюжеты, множество авторских отступлений;
автор в ходе повествования занимает разные позиции: то наблюдатель, то участник событий, то историкописец (но в средневековом эпосе авторское начало ослаблено в связи с существованием большинства произведений в устной форме).
Богатство мифологических сюжетов неисчерпаемо. Их глубокий символизм позволяет авторам послеантичных эпох, обращаясь к одному и тому же мифу, раскрывать его новый смысл. В качестве примера можно привести судьбу одного из самых популярных мифов - мифа об Антигоне. Наиболее яркое воплощение он нашел в трагедии древнегреческого драматурга Софокла; новую трактовку этот миф нашел в произведениях Расина и Альфьери. Особенно часто сюжет использовался в оперном искусстве XVIII века. В ХХ веке писатели особо подчеркивали гуманистическую направленность и пацифистские идеи мифа. Антивоенными получились пьеса Б. Брехта «Антигона» (1948 г) и новелла Р. Хоххута «Берлинская Антигона» (1966 г).
Если миф теряет свои свойства, он превращается в сказку. В подлинном мифе всегда отражена действительность, это позволяет писателям вплоть до современности использовать его для различного истолкования и нового осмысления в трактовке своих произведений.
Традиции античной литературы в мировой и европейской литературе
Хронологические рамки античной литературы охватывают период от IX-VIII веков до нашей эры до V века нашей эры. Первые античные произведения (греческие) появились в условиях разложения родового строя и формирования рабовладельческого; последние произведения (и греческие, и римские) появились в период разложения рабовладельческого строя. Для понимания античной литературы и ее отличия от европейской не следует забывать, что рабовладение наложило отпечаток на развитие античной литературы, - в этом ее первая особенность. Второй особенностью является органическая связь с мифологией: античные авторы черпали из нее свои сюжеты и образы. Античная литература значима своим влиянием на европейскую и мировую литературу в целом.
В эпоху феодально-христианской идеологии погибла огромная часть текстов античности в связи с их языческим характером.
В XIV-XV веках, в эпоху Ренессанса, вновь обратились к идеям античной литературы, потому что она стала близка новому классу, появившемуся в Европе -- буржуазии - своим человеколюбием, свободомыслием, жизнеутверждающей силой. Писатели использовали для своих сочинений латинский язык, античные темы, произведениям старались придать максимальное сходство с античными.
Эпоха Классицизма (XVII-XVIII века) также ориентировалась на образцы античной литературы, причем художников этого времени привлекал не столько дух античности, сколько интересовала форма, эстетические нормы, что привело к искажению литературоведческих теорий.
Сильное влияние оказывала античная литература и на писателей XIX века. Этот век, особенно его вторая половина, отмечены диалогом античности и современности, но это не прямое следование античным идеалам, а их «передразнивание», то есть в XX веке идет «диалог наоборот». Такая смещенность объясняется сменой ценностных ориентиров общества.
Античная литература, несомненно, повлияла на развитие всей мировой литературы, а именно:
все основные литературные жанры, как эпические, поэтические, так и драматические, были сформированы еще античными авторами;
античная тематика и проблематика произведений трансформируется в литературе последующих веков, изменяется лишь решение проблем (в зависимости от эпохи);
теория литературы развивалась еще в недрах греческой литературы; основные литературоведческие понятия возникли еще в эпоху античности (эпос, лирика, драма, трагедия и т.д.), разрабатывались учения о литературных жанрах и принципах изображения жизни, что до сих пор исследуют литературоведы;
все стихотворные размеры европейских языков формировались под влиянием античной традиции и поныне носят греческие наименования: ямб, хорей, дактиль, анапест и т.д.; основопологающие понятия лирики: ритм, метр - тоже заимствованы из античного литературоведения.
В античные времена уже появилась филология, служащая на благо литературе и имеющая цели сохранять тексты в их оригинале, исправлять искажение, изучать всесторонне литературные произведения, давать им эстетическую оценку.
Гуманитарные науки, возникшие в античные времена, и их влияние на развитие научной гуманитарной мысли
Говоря о значении античной литературы, необходимо помнить о том, что в ее русле родились и сформировались следующие науки.
Литературоведение, или теория литературы, о чем говорилось выше.
Историческая наука, зародившая в Греции в V веке до нашей эры как литературный жанр, достигшая расцвета в Риме в I веке до нашей эры и до сих пор сохранившаяся как научная и художественная дисциплина.
Филология начала развиваться как наука в александрийскую эпоху, и основные принципы филологических исследований, заложенные ще в древние времена, остаются важными аспектами при изучении литературных произведений до сих пор.
Грамматика, возникшая в III веке до нашей эры как наука о частях речи и структуре высказывания. Первыми начали размышлять над языком поэты, которые работали над звуками и сочетаниями слов. За софистами последовали филологи, которых в древности называли грамматиками. Около 240 года до нашей эры Хрисипп создал грамматическую терминологию, которая в латинском переводе применяется до сегодняшнего дня, а в 120 году до нашей эры Дионисий Фракийский написал первую греческую грамматику, которая через посредство римлян легла в основу грамматик всех европейских народов.
Риторика, или теория красноречия, начала развиваться вместе с возникновением и развитием ораторского искусства, которое высоко ценилось уже в гомеровские времена. В V-IV веках до нашей эры это искусство ложится в основу образования, а ориторская речь становится литературным жанром. Основные положения риторики, терминология ораторства, заложенные в Греции и высоко развитые в Риме, являются неоспоримыми и в современной риторической науке.
Философия, или наука мудрости, дисциплина мышления возникает на основе развития литературы и распространения естественнонаучных знаний. Античная философия в целом отличалась созерцательностью, а ее представители - принадлежностью к слою имущих людей. Существовало два главных течения - материализм и идеализм, но было очень много школ, имеющих большие теоретические расхождения, такие, например, как противоречия во взглядах на бытие и становление (Парменид и Гераклит), на наслждения и аскетизм (киреноики и киники), на вопрос о соотношении формы и материи (Платон и Аристотель), на необходимость и свободу (стоицизм и Эпику) и другие. Античная философия продвинула вперед изучение всех областей философского знания. Непреходящей заслугой античной философии является в первую очередь всеобъемлющее и систематическое обоснование философии как научной теории, развитие системы понятий, а также разработка (или хотя бы постановка) всех основных философских проблем.
Идеи античной философии нашли отклик и в средневековье, особенно в учениях Фомы Аквинского и после - в неотомизме. Античные авторы влияют на теории прогресса эпохи Просвещения, особо ощутимо это влияние на философов и ученых Нового времени: влияние платоновский учений на Коперника, Кеплера и Галилея, историческая концепция античности легла в основу теории возрастов от Бэкона до Гегеля. Все рациональное в учениях Платона и Аристотеля было критически использовано философией марксизма, в ХХ веке откликаются античные традиции в философии феноменологов. Влияние античной философии на становление последующей теоретической мысли огромно.
Художественная культура античности и ее значение в искусстве других эпох
Культура античных Греции и Рима представляет собой процесс становления и развития различных форм материальной и духовной деятельности. «В конкретные периоды общественные приоритеты отдаются разным видам этой деятельности, но во все века наиболее полно выражала свои тенденции античности культура художественная - искусство.»11 Культурология: Учебное пособие/ Составитель А.А. Радугин. М., 2007, С. 144.
Прежде всего античная художественная культура (особенно греческая) космологична (космос выступает ее абсолютом), и в таком подходе к миру, природе, космосу античные люди разрабатывали эстетические категории, тесно связанные между собой: красота (в ее основе лежат характеристики онтологического порядка: соразмерность, определенность и единство в многообразии), мера (характеристика совершенства) и гармония (понимание всего между видимыми частями созерцаемого и «внутренней природой вещей»).
Греческое искусство определялось наличием канонов, совокупности правил, определяющих основные эстетические принципы, а культура Рима отличается от нее большим разнообразием и пестротой форм, так как римское искусство испытывало влияние греческого и других народов, покоренных Римом.
Древний театр, воплощение его принципов в театральном искусстве последующих эпох
К античному театру не раз будут возвращаться в Европе и других странах мира, потому что театр - одно из самых замечательных, самобытных явлений античной культуры. Родина тетара - Греция. Он возник на основе народных песен и плясок во время праздников в честь бога Дионисия. Песни, исполняемые людьми в козлиных шкурах, дали начало трагедии, шуточные породии - комедии. И в Греции, и в Риме театр носил характер массовых зрелищ, а потому играл огромную роль в воспитании граждан. В Греции театр носил состязательный характер (проводилось вывление лучшего драматурга, победитель становился почетным гражданином). Театральное ремесло в Риме считалось низким, им занимались простые бедные люди, и римский театр начался с перевода и постановки греческих пьес. Помимо комедий и трагедий, в Риме появились ателланы, а позже - мимы и пантомимы. Для постановок возводились специальные помещения, своего рода прототипы современных театров-зданий. Самое гигантское зреличное сооружение античности - Колизей в Древнем Риме.
Средневековый театр базировался на полномочиях церкви, которая приспосабливала языческие элементы античного театра к своим канонам, заимствовались и некоторые принципы античной сцены и зала.
Яркое выражение античных гуманистических идей воплотилось в театральном искусстве Возрождения. Драматургия появлялась под значительным влиянием античной драматургиии. Театр, как и в античные времена, обратился к внутреннему миру человека, особо воспевался человек-индивидуалист. Расцвет театра этой эпохи особо был наблюдаем в Италии, Испании и Англии.
На рубеже XVI-XVII веков флорентийские гуманисты, стремясь возвратить древнегреческую драму, создали новый театральный жанр - оперу. XVIII столетие часто называют «золотым веком» театра. Открывая все новые формы театрального искусства, известные деятели XVIII века вернули театру его еще античную сущность - воспитание гражданина; дидактический характер театра - вот особенность театра этой эпохи. Французский теоретик театра Никола Буало сформулировал законы драмы, опираясь на мысли Аристотеля.
Театр в XIX века, развивая черты национальной самобытности, тем не менее, являлся учеником театров предыдущих эпох, в том числе и античного.
ХХ век отводит театру особую роль в современном миропонимании. Театр ищет новые формы языка, подчас стремясь порвать со всеми традициями, вплоть до Аристотеля (например, «эпический театр» Брехта, «трагический театр» Крэга, «театр жестокости» Арто или «театр абсурда» Беккета и другие). Но в центре всех их поисков стоит человек, его индивидуальность. Именно эта направленность - антропоцентрическая - также характерна и для античного театра.
Одним из самых сильных пластов влияния античного театра на другие является сам драматургический материал античных авторов (Софокла, Еврипида, Аристофана, Плавта и др.), который не только ставился на театральных подмостках разных времен, но и является современным любой эпохе.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Безопасность эксплуатации асинхронных двигателей собственных нужд напряжением 0,4 кВ |
Контрольная работа | Пути повышения эффективности логистических систем на промышленных предприятиях |
Контрольная работа | Коммуникационные барьеры |
Контрольная работа | Этикет делового телефонного разговора |
Контрольная работа | Контекстные диаграммы отпуска товара со склада |