ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Факультет заочного и послевузовского обучения
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
План
1. Методы этнологии
2. Лингвистическая классификация народов мира
3. Литература
1. Методы этнологии
Каждая наука предполагает изучение своего объекта с помощью всего объема накопленных ею знаний и соответствующих методов позволяющих получить более полное и точное знание об изучаемом объекте. Современная наука располагает довольно большим количеством методов познания. В целом все их можно разделить на общенаучные и специальные, применяемые в различных комбинациях и сочетаниях в зависимости от специфики изучаемого объекта. Из общенаучных методов этнология отдает предпочтение историческому и социологическому, а из специальных - методу полевых исследований.
Метод полевых исследований - один из основных при изучении этносов и этнических процессов. Суть метода заключается в длительном пребывании исследователя в месте проживания изучаемого этноса, во вживании в изучаемую этническую среду. Исследователь, как правило, участвует в жизни исследуемой этнической группы в качестве ее полноценного члена. Отсюда и ценность метода полевых исследований заключается в том, что этнолог становится свидетелем и соучастником жизни этноса.
Исторический метод, в свою очередь, основан на таких методах сбора информации, как изучение археологических материалов и письменных источников.
Изучение археологических материалов позволяет восстановить и реконструировать этническую и культурную историю народов. Этот метод - самый надежный и достоверный способ получения первичной информации: благодаря современным приемам изучения и датирования археологических материалов он позволяет довольно точно определить время исторических событий или возраст предметов культуры.
Изучение письменных источников также весьма надежный способ получения информации, поскольку различного рода письменные источники получили предварительную оценку на доверие собственными составителями. В качестве письменных источников используется обычно исторические жизнеописания народов, составленные ими самими или представителями других народов.
Среди других методов этнологических исследований немаловажное значение отводится сравнительному языкознанию, сущность которого заключается в сравнении определенных слов и терминов из разных языков и установлении соотношения близких языков и степени их родства.
Социологический метод представляет собой совокупность исследовательских методов, технических приемов и процедур сбора, обработки и анализа информации и данных, представляющих интерес для этнологической науки. Он включает в себя группу частных методов получения этносоциологической информации, среди которых наиболее распространенными являются опрос (анкетирование и интервьюирование), выборочное обследование, наблюдение. Социологический метод используется для сбора сведений по определенным вопросам или в связи с теми или иными событиями жизнедеятельности этносов (межэтнические конфликты, изменение этнических границ, проблемы этнической идентичности, межэтнические контакты и т.п.).
С помощью опроса в мире собирается большая часть этнологической информации. Исследователи считают этот метод почти универсальным методом познания, поскольку он позволяет получить информацию о чувствах, мотивах, установках, побуждениях людей, которыми они руководствуются в своем повседневном поведении. Помимо изучения субъективных состояний, с помощью метода опроса можно получить информацию и об объективных явлениях жизни этносов, не зафиксированных в документальных источниках. В этнической социологии различают два вида опроса можно получить информацию и об объективных явлениях жизни этносов, не зафиксированных в документальных источниках. этнической социологии различают два вида опроса: сплошной и выборочный. В свою очередь, в рамках сплошного опроса выделяется особая разновидность - перепись, при которой опрашивается все население страны, этнической общности или группы. Для этнологов перепись имеет огромное значение, так как содержит информацию по самому широкому кругу вопросов, в том числе об этнической принадлежности (национальность), языке, социально-экономические, социально-культурные и демографические показатели. Более того, эта информация уже представлена в систематизированном, упорядоченном виде.
Важная особенность переписей заключается в том, что при их проведении люди сами определяют свою этническую принадлежность по самосознанию, что дает возможность точнее выявить не только этнический состав страны, но и иерархичность многих этносов - наличие в них этнографических, этнокультурных и территориальных групп. При этом собираемая информация привязана к вполне определенному отрезку времени и касается каждого жителя страны или члена этнической общности.
Не менее важным и надежным методом является выборочное исследование. Суть его заключается в составлении суждения о неизвестных явлениях или процессах генеральной совокупности по его выборочной статистике. Популярность этого метода в значительной степени обусловлена тем, что этнологии часто не имеют возможностей для проведения сплошных комплексных обследований этнических процессов или этнических групп отдельных регионов. Поэтому, как правило, исследование проводятся избирательно - по ограниченному кругу проблем или объектов исследования либо по отдельным этническим группам. Данные, полученные на ограниченном объеме, отражают всю совокупность изучаемых процессов и служат для нее репрезентативными показателями. Метод наблюдения - целенаправленное, систематическое, непосредственное визуальное восприятия и регистрация значимых с точки зрения целей исследования этнических явлений, процессов, а также отдельных признаков и свойств изучаемых этнических групп и общностей. Суть его заключается в наблюдении образа жизни, взаимодействий, обычаев, нравов и традиций племен, этнических групп и общностей. Метод наблюдения имеет узкие границы, поскольку наблюдатель, отбирая впечатления, не может полностью отвлечься от их собственной оценки. По этой причине данный метод чаще всего используется при первичном ознакомлении с объектом исследования, а также при изучении этнических групп и национальных меньшинств.
Методическая база современной этнологии не ограничивается отмеченными методами научного познания. Современные процессы взаимной интеграции различных сфер научного знания все чаще приводят к использованию в этнологии научных методов различных смежных дисциплин. Особенно полезными и плодотворными здесь оказываются методы этнографии, демографии, семиотики, психологии, прикладной социологии.
2. Лингвистическая классификация народов мира
Среди различных видов классификаций этносов языковая (лингвистическая) классификация является, пожалуй, самой важной, поскольку она дает наиболее конкретной представление об этническом родстве народов, общих истоках происхождения той или иной культуры. Во всех сколько-нибудь полных мировых этнических обзорах народы, как правило, группируются в соответствии с принципом лингвистической принадлежности.
Языковая панорама современного мира отличается богатством и сложностью. Ученым известно около 6000 языков, на которых разговаривают различные этнические общности и группы. Причем только в редких странах люди говорят на одном языке, зато есть страны, где существует более сотни языков.
В настоящее время некоторые языки распространились далеко за пределами территории своего происхождения. Среди многих этнических общностей только часть разговаривает на языке, который считается родным. А на одном языке могут говорить и народы разного происхождения. Поэтому языковая принадлежность и этническое происхождение - явление неодинаковое. Однако исторически языковая и этническая принадлежность часто совпадают, что делает эту классификацию необходимой для идентификации этносов и этнических общностей.
В основе языковой классификации лежат два критерия: язык и этническая принадлежность. Язык вообще является основой человеческой культуры, так как представляет собой чисто человеческий способ передачи информации посредством системы специально производимых символов. Возникновение языка шло параллельно с развитием культуры и становлением современного человека.
Исследование лингвистов в области родства тех или иных языков важны для этнологии как показатели близости культур, и соответственно, народов, говорящих на этих языках. Обычно при классификации языков народов мира с целью восстановления их генетического родства используются следующие основные разряды: говор, диалект, язык, группа родственных языков, языковая семья. Родство языков может означать и родство по происхождению, но некоторые лингвисты полагают, что за время своего существования народ мог неоднократно менять язык, что ограничивает возможность использования лингвистических данных при решении этногенетических задач.
Язык - явление общественное и может существовать только в обществе. Возникновение общества и языка как средства передачи социальной информации было неразрывно связано с развитием трудового процесса. Языки подвержены самым различным изменениям: спонтанным, а также заимствованиям из чужого языка, вследствие чего наличие общих слов вовсе не обязательно свидетельствует об их родстве. Таким образом, языки проходят столь же сложный путь исторического развития, как и этнические общности. И так этносы, и языки часто совпадают, языковая классификация составляет одну из основ выделения этнических общностей и установления их происхождения.
Этнология в языковой классификации исходят из представления о взаимопонимании между людьми, принадлежащими к одной этнической группе. Наряду со взаимопониманием этнология учитывает также осознание людьми своей культурно-языковой близости с другими народами и этническими группами. В лингвистической классификации это описывается понятием «группа родственных языков».
Этнологический смысл языковой классификации заключается в том, что народы, принадлежащие к одной языковой семье, обычно имеют общие элементы в своей материальной и духовной культуре.
Одной из самых распространенных языковых семей, представленной на всех континентах Земли, является индоевропейская, время формирования которой ученые относят к эпохе бронзы. Она включает в себя все славянские, балтийские, германские, кельтские, романские, иранские, индоарийские языки, что говорят о родстве и единстве происхождения этих народов. Также объединение языков в одну финно-угорскую группу свидетельствует о родстве таких народов, как финны, карелы, эстонцы, венгры, ханты, манси.
В то же время есть языки, не причисленные ни к какой группе или семье: баскский, кетский, нивский, айнский и др.
Сегодня доказано родство больших языковых семей Европы, Африки и Азии: афразийский, картвельский, индоевропейский, дравидийский, уральской, алтайкой. Также есть серьезные гипотезы, обосновывающие родство языков аборигенов Австралии с речью народов Южной Индии.
В самое последнее время появилась гипотеза, согласно которой северокавказские языки не только состоят в родстве между собой, но и образуют вместе с сино-тибетским языками надсемью того же уровня, что и ностратическая.
Но есть еще более интересная гипотеза, утверждающая, что все люди мира говорят на одном языке.
Конечно, разные языки очень сильно отличаются друг от друга. Так, в английском, немецком и французском языках есть артикли, которых нет в русском, а в русском - шесть падежей имени существительного. Тем не менее, эти языки принадлежат к одной языковой семье, и следовательно, различия между ними сравнительно невелики. Значительно больше разнятся фразы на слова. В тюркских словах основа слова и его суффикс могут оказаться в разных местах предложения. У китайцев почти все слова очень короткие, односложные и не меняют своей формы, но значение слов и смысл фраз зависят от музыкального тона.
Несмотря на эти различия, все языки народов мира объединяют некоторые общие черты. Ученые говорят о языковых универсалиях - правилах, действующих с одинаковой силой во всех наречиях и диалектах. Пока известно далеко не все универсалии. И есть только предложения о причинах их появления. Скорее всего, они зависят от устройства голосового аппарата человека, а также от глубинных законов мышления. Именно так выделяется базисный словарь - слова, обозначающие понятия, не зависящие от времени.
Но и базисный словарь тоже меняется, исчезают одни слова, им на смену приходят другие. Ученые установили, что за тысячу лет из 200 главных слов меняются 39. Исходя из этого, можно по количеству общих слов в родственных языках проследить, как давно они разделились, сколько времени прошло с тех пор, как говорящие на них народы, составляли единый этнос.
Лингвистические исследования играют очень важную роль в этнологии. Но все же лингвистическая классификация народов мира не полностью совпадает с этнологической, так как понятия «этнос», и «язык» не идентичны. Поэтому помимо языковой классификации по генеалогическому принципу язык может стать основой классификации и в своем реально бытующем виде. По данному основанию ученые выделяют многоязычные, двуязычные и перешедшие на язык более крупного этноса народы. И наоборот, разные народы могут говорить на одном языке или его диалектах: немцы и австрийцы; французы и франко-бельгийцы и т.д. Это позволяет выделить монолитные в языковом отношении народы и народы с сильными диалектными различиями. Иными словами, этническая дифференциация человечества имеет более комплексный характер. В связи с этим при формировании этнической картины мира языковая классификация учитывает строгое языковое родство между народами и этническое своеобразие каждого из них.
Литература
1) Садохин А.П. Этнология, Москва, 2006 г
2) Скоринов Н. Основы этнологии, Хабаровск, 1998 г
3) Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. «Народы. Расы. Культуры» Москва, 1985 г.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Психология умственно отсталого ребенка |
Контрольная работа | Работа с текстом. Форматирование абзацев |
Контрольная работа | Особенности международной политики |
Контрольная работа | по Русскому языку и культуре речи |
Контрольная работа | Решение уравнений, неравенств и их систем |