1
8
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«Белорусский институт правоведения»
Зачетная книжка № 87
Вариант № 6
Контрольная работа
по дисциплине
«История государства и права Беларуси»
ТЕМА: Образование Белорусской национальной государственности. Провозглашение Белорусской Народной Республики и Советской Социалистической Республики Беларусь (ССРБ)
слушателя 2 курса
Насонович С.Р.
Минск, 2008
ПЛАН
Введение……………………………………………………………………...…...3
1. Провозглашение Белорусской Народной Республики……………..……….4
2. Образование Белорусской Советской Социалистической Республики. Конституция БССР 1919 года и ее характеристика ………………………..….7
3. Восстановление БССР. Рижский мирный договор 1921 года о разделе Беларуси……………………………………………………………………..…...10
Заключение……………………………………………………………………....14
Список использованных источников и литературы…………………….…...16
ВВЕДЕНИЕ
После Октябрьской революции перед белорусским народом во всей полноте встал вопрос о собственной государственности, ее политическом и идеологическом обосновании.
Обсуждение данного вопроса привело к принятию принципиальных, исторической важности решений, положивших начало собственно национальной белорусской государственности.
Особо значимыми событиями в этом процессе стали провозглашение Белорусской Народной Республики и Советской Социалистической Республики Беларусь (ССРБ).
Цель данной работы - проанализировать вопросы образования белорусской национальной государственности.
Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих важнейших задач.
Во-первых, описать и проанализировать, в каких условиях происходило провозглашение Белорусской Народной Республики.
Во-вторых, показать, как происходило Образование Белорусской Советской Социалистической Республики, охарактеризовать Конституцию БССР 1919 года.
В-третьих, необходимо показать, как происходило восстановление БССР и в чем заключалась сущность и последствия для Беларуси Рижского мирного договора 1921 года.
Для достижения поставленной цели и задач использованы труды таких авторов как И.Н. Кузнецова, В.А. Шелкопляса, А.Ф. Вишневского, И.А. Сороковика, П.Г. Чигринова и других.
1. Провозглашение Белорусской Народной Республики
После Октябрьской революции перед белорусским народом встал вопрос о собственной государственности. Конкретные действия по воплощению своих планов государственного строительства предприняли национально-демократические партии и организации. Их руководство было едино в том, что только общенациональный съезд может демократическим путем решить основные и политические, и социально-экономические проблемы. Великая белорусская рада вместе с Белорусским областным комитетом при Исполкоме Всероссийского Совета крестьянских депутатов 15 декабря 1917 г. созвала Всебелорусский съезд (конгресс)[ Чигринов П.Г. Очерки истории Беларуси: Учеб. пособие для вузов. - Мн.: Выш. шк., 2000. С. 319.].
Однако съезд не выработал единой позиции по аграрным преобразованиям. Основная борьба на нем шла вокруг проблемы о формах самоопределения Беларуси и ее взаимоотношениях с Россией. Ни одно из этих предложений принято не было. Но съезд принял компромиссное решение об установлении власти Совета крестьянских, солдатских и рабочих депутатов временно, поручив Совету в ближайшее время созвать Учредительное собрание. Оно и должно было решить вопрос о белорусской государственности. Однако эти решения остались невыполненными. Создан был только Совет съезда (43 человека).
Руководители Северо-Западного ОК РСДРП (б) не посчитали нужным активно включиться в работу съезда. СНК Западной области и фронта 18 декабря 1917 года распустил съезд, а его президиуму предложил покинуть пределы области и фронта[ Нарысы гiсторыi Беларусi. Ч. 2. - Мн., 1995. С. 54. ]. 18 декабря на подпольном заседании члены президиума создали Исполком Совета съезда, который стал политическим центром организации борьбы против советской власти.
Поскольку руководство Западной области практически никаких мер по национально-государственному строительству в Беларуси не предпринимало, а требования о самоопределении Беларуси считало антисоветскими и контрреволюционными, Исполком Совета Всебелорусского съезда попытался взять создание белорусского государства в свои руки. 21 февраля 1918 года он обратился к народу с 1-й Уставной грамотой, в которой объявил себя властью в Беларуси. Из представителей только социалистических партий был создан временный исполнительно-распорядительный орган - Народный секретариат во главе с И. Воронкой. 24 февраля 1918 г. делегация Народного Секретариата посетила представителя германского командования и высказала свою лояльность к власти интервентов.
9 марта 1918 г. на торжественном заседании Исполкома Совета съезда, в котором принимали участие представители социалистических партий, была принята 2-я Уставная грамота, в которой Беларусь объявлялась Народной Республикой. Исполком был переименован в Раду БНР. В грамоте декларировался ряд демократических принципов, устанавливался 8-часовой рабочий день, отменялось право частной собственности на землю.
25 марта 1918 г. Рада приняла 3-ю Уставную грамоту, в которой декларировалось отделение БНР от Советской России. БНР объявлялась «независимым и свободным государством». В ее состав включались Могилевская, Минская, Витебская губернии, белорусские части Гродненской, Виленской, Смоленской, Черниговской и других губерний[ Нарысы гiсторыi Беларусi. Ч. 2. - Мн., 1995. С. 56. ].
Попытки создания БНР не нашли поддержки у народных масс Беларуси. Одной из причин этого была лояльная позиция Рады по отношению к немецким оккупационным властям. Землю крестьяне также не получили, более того, ее возвращали помещикам. Сомнительной была и легитимность этого государственного образования: решение о его создании принял никем не избранный орган - созданный Советом съезда исполком. Власть Рады БНР заключалась только в национальном представительстве при немецкой оккупационной администрации и в других второстепенных функциях. Германия продолжала рассматривать Беларусь как часть Советской России.
Принятие 3-й Уставной грамоты и посылка телеграммы германскому императору с просьбой о помощи в создании ее государственной независимости вызвали политический кризис в руководстве БНР. Из состава Рады вышли представители ряда партий, БСГ раскололась[ Чигринов П.Г. Очерки истории Беларуси. С. 321.].
Подъем освободительной борьбы против немецких оккупантов, консолидация большинства населения вокруг большевиков заставили активизироваться и деятелей белорусского национального движения. Они начали новую реорганизацию своих политических центров. Вместо Народного Секретариата был образован Совет пяти, но, не просуществовал и месяца, он подал в отставку. Совет старейшин Рады БНР поручил Р. Скирмунту сформировать новый кабинет министров. По его инициативе 9 июля 1918 года Рада опубликовала декларацию, которая показала, что новое правительство полностью подчиняет свою политику интересам оккупантов. Решение аграрного вопроса предлагалось в интересах помещиков.
Мелкобуржуазные партии с недоверием встретили эту программу и потребовали более гибкой политики правительства. Не располагая властью, деятели БНР продолжали попытки создания белорусского государства. Однако добиться политического влияния Раде не удалось.
Переехав в Вильно в связи с приближением Красной Армии к Минску, Рада и правительство БНР приняли 5-ю Уставную грамоту, в которой призывали белорусский народ к выступлениям против советской власти, к защите БНР. Вступив в Минск, командование Красной Армии издало ряд приказ об обязательном роспуске Белорусской Рады и аресте ее членов.
Таким образом, попытка ряда белорусских деятелей осуществить национальное самоопределение Беларуси на буржуазно-демократической основе успехом не увенчалась. Понадобились еще годы, чтобы руководители БНР приняли постановление о ликвидации правительства, которое они представляли. Часть деятелей БНР возвратилась в БССР, некоторые, находясь в западной части Беларуси, активно боролись за воссоединение ее с БССР, третьи - остались на старых позициях.
2. Образование Белорусской Советской Социалистической Республики. Конституция БССР 1919 года и ее характеристика
После освобождения территории Беларуси от немецких оккупантов в 1918 году советская власть также активизировала работу по созданию белоруской национальной государственности. Она исходила из того, что большинство белорусов поддерживает укрепление союза с братским русским народом в составе единого государства. В конце декабря 1918 г. ЦК РКП(б) принял решение об образовании БССР.
27 декабря при участии работников Северо-Западного областного комитета РКП(б) были обсуждены вопросы о территории республики, структуре и составе ее правительства. Был подготовлен проект Манифеста о провозглашении БССР.
30 декабря 1918 г. в Смоленске состоялась VI Северо-Западная конференция РКП(б), которая объявила себя I съездом коммунистической партии (большевиков) Белоруссии и подтвердила неразрывную связь с РКП(б). I съезд РКП(б) принял постановление о границах Беларуси. В соответствии с ним в ее состав входили Минская, Могилевская, Смоленская, Витебская, Гродненская губернии с частями прилегающих к ним местностей, населенных по преимуществу белорусами.
В декабре 1918 - январе 1919 гг. в Беларуси была создана единая система государственной власти: комбеды слились с Советами, ликвидированы военно-революционные комитеты.
2-3 февраля 1919 г. в Минске состоялся I Всебелорусский съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, на котором было оглашено постановление ВЦИКа «О признании независимости БССР. Одновременно съезд принял «Декларацию об установлении федеральной связи БССР и РСФСР», в которой признавалась необходимость установления тесных экономических и политических связей между БССР и РСФСР. Съезд определил территорию БССР в составе Минской и Гродненской губерний.
I Всебелорусский съезд принял Конституцию БССР, образцом для которой была взята Конституция РСФСР[ Вiшнеускi А.Ф. Саракавiк I.А. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi: Некаторыя пытаннi i адказы. - Мн.: ЗАТ «Веды», 1997, 1997. С. 70. ].
В соответствии с принятой Конституцией Белоруссии, высшей государственной властью в республике объявлялся Всебелорусский Съезд Советов, а в период между съездами, вся полнота власти закреплялась за ЦИК Белоруссии как высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом республики, всецело ответственным перед Съездом Советов.
Структура Конституции. Раздел первый содержал общие положения Конституции.
По конституции власть принадлежала народу, церковь отделялась от государства, уничтожалась зависимость печати от капитала и предоставляет «в руки рабочего класса и крестьянской бедноты», декларировалась свобода собраний, митингов, шествий, объявлялась свобода союзов.
В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию ставилась задача предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное и всестороннее бесплатное образование.
Вводилась всеобщая воинская обязанность. Предоставлялось право убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованию за политические и религиозные преступления.
Признавались равные права за гражданами, независимо от их расовой и национальной принадлежности, «объявлялось противоречащим основному закону Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия».
Раздел второй именовался «Конституция советской власти» и содержал информацию о съезде Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Белоруссии, о Центральном Исполнительном Комитете.
Раздел третий - посвящен государственной символике.
Первая Конституция юридически закрепила образование республики и ее классовую сущность - диктатуру пролетариата и беднейшего крестьянства; подтвердила основные принципы социалистического строя и советской формы власти.
В Конституции не регламентировалась структура и компетенция местных органов власти, ничего не говорилось об избирательном праве и бюджете республики.
Конституция декларировала права трудящегося и эксплуатируемого народа, исходя из классового принципа; определила структуру органов власти и управления: Всебелорусский съезд Советов, Центральный Исполнительный Комитет, Малый президиум, Большой президиум, которые формировались ЦИКом. На Большой президиум возлагались функции правительства (ст. 27, 29), так как Конституция не предусматривала создания СНК. В Конституции не регламентировалась структура и компетенция местных органов власти, ничего не говорилось об избирательном праве и бюджете республики. В 1920 г. Конституция 1919 г. была дополнена и действовала до 1927 г.[ Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А. История государства и права Беларуси. - Мн.: «Дикта», 1990. С. 153. ]
Итак, значение I Всебелорусского съезда Советов в том, что он одобрил создание ССРБ, принял Конституцию ССРБ и решение об объединении Белоруссии с Литвой, сформировал на многопартийной основе ЦИК в составе 50 человек, 45 из которых были большевиками.
3. Восстановление БССР. Рижский мирный договор 1921 года о разделе Беларуси
Успешные боевые действия Красной Армии в ходе летнего наступления 1920 года привели к освобождению Минска 11 июля 1920 г. Подписание мирного договора между РСФСР и буржуазной Литвой 12 июля 1920 года включило в состав Литвы земли с городами Гродно, Щучин, Ошмяны, Сморгонь, Браслав, а также Виленского края с г. Вильно, и как следствие этого - прекратило существование Литовско-Белорусской ССР. Проблемность вопроса о юридической силе данного договора для Беларуси.
Декларация о провозглашении независимости ССРБ была принята 31 июля 1920 года в Минске на торжественно заседании Военно-революционного комитета, Минского губернского комитета Компартии Литвы и Белоруссии с участием представителей профсоюзов и других общественных организаций Минска и Минской губернии.
В ней указывалось, что ССРБ - независимое советское государство. В общем плане определялись границы республики и подчеркивалось, что ССРБ строится на принципах «беспощадной диктатуры пролетариата и использовании всего опыта Советской России». Закрепляя незыблемость Советской власти, Декларация восстанавливала основные положения об организации народно-хозяйственной жизни, провозглашенные Манифестом Временного рабоче-крестьянского правительства Белоруссии в полной мере, а все законы польской оккупационной власти о восстановлении частной собственности отменяла.
В Декларации объявлялось, что «впредь до созыва свободно избранного съезда Советов рабочих и красноармейских депутатов Белоруссии вся полнота власти принадлежит Военно-Революционному Комитету».
Заканчивалась Декларация призывом к гражданам объединиться с целью поднятия культурного уровня страны, восстановления народного хозяйства и завершения борьбы с интервентами.
Много внимания в этом нормативном акте уделено правам и свободам граждан Белоруссии. Он закреплял стремление белорусского народа к социальной и национальной свободе. В период второго провозглашения ССРБ республика воссоздавалась лишь в рамках 6 уездов Минской губернии с населением около 1,6 млн. человек.
II Всебелорусский съезд Советов, проходивший 13-17 декабря 1920 года в Минске, завершил процесс восстановления белорусской государственности, продолжил конституционное оформление ССРБ, внес существенные изменения и дополнения в Конституцию БССР, избрал делегатов на VIII Всероссийский съезд Советов; избрал ЦИК БССР; одобрил предварительные условия Рижского договора.
В повестку дня было внесено 11 вопросов, каждый из которых имел важное значение для государственно-правового строительства суверенной Белоруссии.
На съезде присутствовало 202 делегата от различных партий, но большинство делегатов (161) были представителями Компартии. Это был многонациональный по своему составу форум, так как в нем участвовали и белорусы, и русские, и евреи, и поляки, и латыши, и представители других национальностей. Но большая часть делагатов (109 человек) были белорусами.
По каждому вопросу были приняты нормативные акты, имеющие разные названия, но одинаковую высшую юридическую силу, ибо были приняты высшим законодательным органом государства. Среди многих принятых нормативных актов особое значение имели дополнения к Конституции ССРБ, в которых определялась система, структура, порядок комплектования центральных органов Советской власти и их взаимоотношения. Съезд Советов Белоруссии является верховным органом власти в республике, а в период между съездами высшей властью был ЦИК Советов Белоруссии в составе 60 человек, избираемый съездом Советов.
Для оперативной текущей работы по подготовке материалов к заседаниям сессий ЦИК и руководства всей работой как в центре, так и на местах, ЦИК создал Президиум в составе председателя и 4 членов.
И, что особенно важно, впервые был создан СНК, являвшийся правительством республики, которому было вверено общее управление делами ССРБ. Как и правительство РСФСР, СНК обладал законодательной властью. Структурными звеньями СНК были народные комиссариаты, создаваемые по отраслевому принципу. Всего было учреждено 12 комиссариатов. 3 органа - Совет Народного хозяйства, Рабоче-крестьянская инспекция и чрезвычайная комиссия - вошли в состав СНК на правах комиссариатов, т.е. в СНК было всего 15 структурных отраслевых звеньев.
Новое наступление польских войск, оккупация значительной части территории Белоруссии 16 августа 1920 года, вынудили возобновить переговоры о мире.
Подписание предварительных условий мира между РСФСР и Украиной, с одной стороны, и Польшей - с другой, состоялось 12 октября 1920 года в Риге. 18 марта 1920 года подписан Рижский мирный договор. К РСФСР отошли Витебская, Гомельская губернии, а также западные районы Смоленщины, к Польше - значительная часть территории Белоруссии общей площадью 108 тысяч кв. км и населением более 4 млн. человек. В составе БССР остались шесть уездов Минской губернии с населением 1,6 млн. человек.
Таким образом, в результате Рижского мирного договора Белоруссия потеряла большую часть своей территории. Согласно Рижскому мирному договору 1921 года польское правительство обязано было предоставить белорусам все права и свободы, языковую автономию и свободу вероисповедания. Реально же ничего этого не было. Православные белорусы были откровенно лишены не только избирательных прав, но и всего комплекса прав и свобод граждан. Особенно жестокими были гонения на белорусский язык. Шла целенаправленная политика на полную ликвидацию белорусского языка. Говорящим по-белорусски запрещено было обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления. Была практически полностью уничтожена белорусская пресса, были закрыты церкви, издательства, библиотеки. По причине отсутствия медицинских учреждений смертность белорусского населения была самой высокой в Польше.
Правовой статус населения Западной Беларуси радикально изменился только после ее объединения с БССР. Во всех западных областях была введена советская система правления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Невзирая на то, что Рада БНР и Народный Секретариат заложили зачатки государственной организации, они не были реальными органами власти, и в юридическом смысле БНР не была государством, так как не было реального функционирования системы органов власти, правотворческой деятельности, реализации законов.
В силу неблагоприятных внешнеполитических и внутриполитических обстоятельств, оторванности деятелей и партий БНР от широких народных масс вопрос о создании белорусской государственности так и не был решен. Но акт о независимости БНР, деятельность ее Рады активизировали рост национального самосознания и в конечном итоге привлекли большое внимание к белорусскому вопросу и привели к образованию ССРБ.
После прихода Красной Армии на территорию Беларуси вновь стали создаваться Советы, и устанавливалась советская власть. I съездом Коммунистической партии (большевиков) Белоруссии в Смоленске была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика. Таким образом, было прервано национально-государственное строительство в Беларуси ради интересов мировой пролетарской революции.
Первая Конституция ССРБ юридически закрепила образование республики и ее классовую сущность - диктатуру пролетариата и беднейшего крестьянства; подтвердила основные принципы социалистического строя и советской формы власти в ССРБ.
Конституция декларировала права трудящегося и эксплуатируемого народа, исходя из классового принципа; определила структуру органов власти и управления: Всебелорусский съезд Советов, Центральный Исполнительный Комитет, Малый президиум, Большой президиум, которые формировались ЦИКом. На Большой президиум возлагались функции правительства, так как Конституция не предусматривала создания СНК. В Конституции не регламентировалась структура и компетенция местных органов власти, ничего не говорилось об избирательном праве и бюджете республики. В 1920 г. Конституция 1919 г. была дополнена и действовала до 1927 г.
Успешные боевые действия Красной Армии в ходе летнего наступления 1920 года привели к освобождению Минска и подписанию мирного договора между РСФСР и Литвой. Была принята Декларация о провозглашении независимости ССРБ, где указывалось, что ССРБ - независимое советское государство. В общем плане закреплялась незыблемость Советской власти. Много внимания было уделено правам и свободам граждан Белоруссии. Закреплялось стремление белорусского народа к социальной и национальной свободе. II Всебелорусский съезд Советов завершил процесс восстановления белорусской государственности, продолжил конституционное оформление ССРБ, внес существенные изменения и дополнения в Конституцию БССР, избрал делегатов на VIII Всероссийский съезд Советов; избрал ЦИК БССР; одобрил предварительные условия Рижского договора.
Новое наступление польских войск, оккупация значительной части территории Белоруссии 16 августа 1920 года, вынудили возобновить переговоры о мире.
Подписание предварительных условий мира между РСФСР и Украиной, с одной стороны, и Польшей - с другой, состоялось в 1920 году в Риге. Был подписан Рижский мирный договор, в результате которого Белоруссия потеряла большую часть своей территории.
Правовой статус населения Западной Беларуси радикально изменился только после ее объединения с БССР. Во всех западных областях была введена советская система правления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вiшнеускi А.Ф. Саракавiк I.А. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi: Некаторыя пытаннi i адказы. - Мн.: ЗАТ «Веды», 1997, 1997.
2. Гiсторыя Беларусi: Вучэбны дапаможнiк / А.А. Абецадарская, Л.А. Жылунович, А.П. Iгнаценка i iнш.; Пад рэд. А.П. Iгнаценкi, Я.Ю. Несцяровiча. - Мн.: НКФ «Экаперспектыва», 1994.
3. Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А. История государства и права Беларуси. - Мн.: «Дикта», 1990.
4. Нарысы гiсторыi Беларусi. Ч. 2. - Мн., 1995. С. 54.
5. Чигринов П.Г. Очерки истории Беларуси: Учеб. пособие для вузов. - Мн.: Выш. шк., 2000.