2
Министерство науки и высшего образования
Рязанский государственный педагогический университет
им. С.А. Есенина
Факультет «Социологии, экономики и управления»
Отделение «Национальной экономики»
«Отечественная история»
Оглавление
Введение 3
Восстание 1113 года 6
Новое перенесение мощей Бориса и Глеба 8
«Русская правда». Закон о ростах 9
Победы в Ливонии, в Финляндии, в Болгарии, на Дону 10
Усмирение Минского князя и Новгородцев 13
Изгнание и бедствие князя Владимирского
Венгры, Богемцы и Поляки в России 14
Плен Володаря 15
Кончина Владимира Мономаха 16
«Поучение» Владимира Мономаха 17
Положение простого люда, особенно ухудшилось со времени смуты с начала 90-х гг. XI в. Междукняжеские битвы сопровожда-лись поджогом городов, разорением сел, поборами с крестьян и горожан. Порой насильно смердов, ремесленников, торговцев гнали на войну. Дело довершали и нескончаемые половецкие, набеги. На сечи с половцами уходили народные силы и средства. Деньги для откупа брались все с тех же городов, все с тех же смердов.
Ситуация обострилась, когда в Киеве 16 апреля 1113 г. неожи-данно умер великий князь Святополк. Сразу начали борьбу за власть сторонники различных княжеских кланов. На власть мог претендовать старший из князей -- Олег, но он был постоянно болен, его брат Давыд отошел от политических дел и ни на что не претендовал. Затем по старшинству шел Владимир Мономах, Были свои сторонники и у сыновей покойного Святополка.
Киевский тысяцкий Путята начал уговаривать киевлян пригласить Олега, но против Святославичей сплотилась партия Мономаха. Ее представители поскакали в Переяславль звать Владимира на киевский престол. А в это время загудел торгово-ремесленный Подол. Там прошел слух, что ненавистный Путята сносится с
Святославичами, что он держит сторону ростовщиков, среди которых было много евреев. Не исключено, что эти слухи разносили по городу сторонники Мономаха.
Сотни людей с топорами, косами, вилами, палками в руках двинулись в центр Киева. Раздавались угрозы в адрес бояр, ростовщиков. Толпа разгромила двор Путяты, дворы ростовщиков, удар пришелся и по еврейским купцам и ростовщикам, которые заперлись в киевской синагоге. В Софийском соборе по зову митрополита Никифора сошлись бояре и старшие дружинники, епископы, игумены монастырей. Их решение было однозначным: немедленно звать в Киев Мономаха, только он, князь -- воин и патриот, мог унять начавшееся выступление народа. Но поначалу переяславский князь не внял этому призыву. Он боялся вновь ввергнуть страну в междоусобицу, если бы вдруг Святославичи, бывшие старше его в роду, опротестовали его решение. Страшился он и киевской верхушки, которая долгие годы служила его скрытому противнику Святополку. У него также не было желания противопоставлять себя восставшим киевлянам.
На следующее утро народ снова высыпал на улицы Киева. В осаде оказался княжеский дворец. Большая толпа бросилась в сторону Печерского и Выдубицкого монастырей. Мятеж нарас-тал, вовлекая в свои водоворот все новые и новые сотни людей; пробудились окрестные слободы и деревни, поднялись против своих господ смерды, закупы, рядовичи. Должники отказывались выплачивать проценты и расправлялись с наиболее ненавистными заимодавцами, холопы вышли из повиновения господам.
И вновь митрополит собрал верхушку города. Вновь было принято решение пригласить Мономаха в Киев. Гонец вёз Мономаху письмо, в котором говорилось: «Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, или евреев пограбят, а еще нападут на невестку твою (вдову Святополка), и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят монастыри» Саханов А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времён до конца XVII века.
.
20 апреля Владимир Мономах вместе с переяславской дружиной вступил в Киев.
Вступление Владимира в Киев способствовало подавлению восстания в городе. Мономаха знали как справедливого и честного правителя именно по этому эму доверили управление Киевом, в котором он становился борцом за справедливость.
Наконец то у горожан появилась надежда на порядок, которого в Киеве давно уже не было, надежда на правосудие, надежда на защиту от врагов не столько внешних, сколько внутренних.
Новое перенесение мощей Бориса и Глеба.
Даже и Святославичи не противилась общему же-ланию, уступили Мономаху свои права, остались Князьями Удельными и жили с ним в согласии по самой их кончины. Они счастливее отцов своих торжествовали вместе пронесение (2 мая 1115года) мощей Св. Бориса и Глеба из ветхой церкви в новый каменный храм Вышегородский. Этим действием Владимир изъявил в начале своего правления, не только набожность, но и любовь к отечеству, ибо древняя России признавала этих Муче-ников главными ее небесными заступниками, ужасом врагов и подпорою наших воинств.
Еще будучи Князем Переяславским, он украсил серебряную раку Святых золотом, хрусталем и резьбою столь хитрою, как говорит Летописец, что Греки дивились ее богатству и художест-ву. Из отдаленнейших стран России собрались тогда и Вышегороде Князья, Духовенство, Воеводы, Бояре; бес-численное множество людей теснилось на улицах и сте-нах городских, всякий хотел прикоснуться к святому праху, и Владимир, чтобы очистить дорогу для Клиро-са, велел бросать народу ткани, одежды драгоценные шкуры зверей, сребреники. Олег дал роскошный пир Князьям, три дня угощали бедных и странников.
Это торжество, и церковное и государственное изобра-жало дух того времени, достойного замечания в Истории.
Мономах всячески содействовал церкви, поскольку сам был очень набожным, пытаясь жить по законам божьим, одновременно он не забывал о законах земных, которые требовали его вмешательства.
«Русская правда». Закон о ростах.
Мономах спешил также благодеяниями человеко-любивого законодательства утвердить своё право на имя отца народного. Причиною Киевского мятежа, было лихоимство Евреев, вероятно, что они, пользуясь тогдашнею редкостью денег, угнетали должников не-умеренными ростами (процентами за пользование деньгами). Мономах, желая облегчить судь-бу несостоятельных людей, собрал в своём Берестовском дворце знатнейших Бояр и Тысячских: Ратибора Киев-ского, Прокопия Белогородского, Станислава Переяс-лавского, Нажира Мирослава и Боярина Олегова, Иоан-на Чудиновича, рассуждал, советовался с ними и наконец определил, что заимодавец, взяв три раза с одного должника так называемые третные росты, лишается уже истинных своих денег или капитала, иначе как ни велики тогдашние годовые росты, но месячные и третные превышали их. Мономах включил сей закон в Устав Ярославов, называемый «Русской правдой».
Владимир Мономах дал Руси новую «Русскую правду», названную «Устав Владимира Всеволодовича». Отныне расчёты за взятый долг были изменены.
«Устав» включал новые статьи об облегчении участи смердов, закупов, рядовичей, холопов. Всё это на некоторое время сняло социальное напряжение в обществе.
По существу Мономах выступил в истории Руси как первый серьёзный реформатор. Он сумел устранить наиболее откровенные язвы складывающихся отношений. Тем самым на время был достигнут социальный мир и упрощены основы развивающегося общества.
Победы в Ливонии, в Финляндии, в Болгарии, на Дону.
Владимир жалел своих людей, но знал, что самое верное средство, чтобы утвердить свою власть и навести порядок в мире необходимо проявлять свою силу и могущество, демонстрировать своё умение по защите как от внешних, так и от внутренних неприятелей.
Сын его Мстислав, два раза победив Чудь, завладел городом Оденпе, или Медвежьею Головою в Ливонии. Призванный отцом княжить в Белгороде, он поручил Новогородскую область сыну, юному Всеволоду, кото-рый ознаменовал воинский дух спой счастливым, но многотрудным походом: в Финляндию. Плохие зимние дороги и бедность земли угро-жали Россиянам голодною смертью, недостаток был так велик, что они за каждый хлеб платили ногату.-- Младший брат Мстислава, Георгий, княживший в Суздале, ходил по Волге на судах в землю Казанских Болгаров, победил их и возвратился с добычей. Третий сын Мономаха, Ярополк, воевал в окрестностях Дона. Он захватил три города в Половецкой области: Балин, Чешлюев, Сугров, пленил множество Ясов, обитавших на тех землях, и в том числе девушку, ставшую в последствии его женой. В этот же период времени Владимир выгнал из России Берендеев, Печенегов и Торков, новых пришельцев, утесняемые Половцами и разбитые ими близ Дона, они искали убежища в окрестностях Переяславля, но, они - любители грабежа, не могли кочевать там спокойно. Однако же многие из них остались на Днепре, были известны под общим именем Черных Клобуков или Черкасов и служили Россиянам. В 1120 г. тот же Ярополк уже не нашел половцев на Дону: кочевники ушли в глубь степей.
В итоге этих походов западные кочевья между Доном и Карпатами были приведены к покорности. Половцы, жившие на этой территории, вошли в состав Руси на началах автономии и, будучи некрещеными, стали называться "свои поганые" (от латинского paganus - "язычник"). В противоположность им половцы, жившие за Доном - на Волге и Кубани, - именовались "дикими". "Дикие" половцы обыкновенно выступали союзниками ростово-суздальских князей, тогда как их степные враги, жившие на южной границе Волыни, - торки - поддерживали князей волынских и киевских.
Летопись времени Мономаха упоминает еще о Веловежцах, охотно принятых Великим Князем. Эти жители некогда знаменитой крепости Козарской на берегах Дона, взятой мужествен-ным Святославом I, спасаясь от свирепости Половцев, основали новый город в верховье реки Остера и назвали его именем древнего, или Белою Вежею, известные развалины которой (во 120 верстах от Чернигова) свидетель-ствуют, что в ней находились каменные стены, башни, ворота и другие здания. Козары, наученные Греками, строили лучше наших предков.
Мономахова шапка.
Успехи оружия Мономаха так прославили его на Востоке и Западе, что имя его, по выражению Летописцев, гремело в мире, и правители стран, соседствующих с Русью уважали его и трепетали перед ним.
Если верить новейшим повествователям, то Владимир ужасал и Греческую Империю. Они рассказывают, что Великий Князь, вспомнив знаменитые победы, одержанные его предка-ми над Греками, со многочисленным войском отправил Мстислава к Адрианополю и завоевал Фракию, что устрашенный Алексий Комнин прислал в Киев дары: крест животворящего древа, чашу сердоликовую Ав-густа Кесаря, венец, златую цепь и бармы Константина Мономаха, деда Владимира, что Неофит, Митрополит Ефесский, вручил эти дары Великому Князю, склонил его к миру, венчал в Киевском Соборном храме Импе-раторским венцом н возгласил Царем Российским.
В Оружейной Московской Палате хранятся так назы-ваемая Мономахова златая шапка или корона, цепь, держана, скипетр и древние бармы, которыми украшаются наши Самодержцы в день своего торжественного вен-чания и которые действительно могли быть даром Им-ператора Алексия. Мы знаем, что и в X веке Государи Российские часто требовали Царской утвари от Визан-тийских Императоров.
Мономахова шапка по сей день остаётся символом великой, могучей, ни кем непобедимой России.
Владимир Мономах - завоеватель Фракии?
Завоевание Фракии кажется сомнительным, и в древних летописях находятся только сле-дующие известия о делах Владимира в отношении к Грекам:
«В 1116 году супруг дочери Мономаха Марии, Царевич Леон, сын бывшего Императора Диогена, собрав войско на берегах Черного моря, вступил в север-ные области Империи и завладел Дунайскими городами, но Царь Алексий 15 августа подослал к нему в Доростол двух Аравитян, которые злодейски умертвили его. Тогда Владимир, желая или отомстить за убий-ство зятя, или сохранить для юного сына Марин Василия взятые Леоном города, отправил на Дунай Воеводу, Иоанна Войтишича, и сына своего, Вячесла-ва, с другим Боярином, Фомою Ратиборовичем. Иоанн Войтишич действительно занял некоторые из городов, а Вячеслав без успеха отступил от города Доростола» Карамзин Н. М. История государства Российского. Книга 1 / том I-II/. М.: Издательство «Книжный сад», 1993. - 264 с.
.
Вопреки этому факту, Анна Комнина и Истории отца ее, славного Императора Алексия, уверяет, что Леон, сын Диогенов, погиб в сражении с Турками недалеко от города Антиохии. «Чрез некоторое время,-- пишет Анна,-- явился и Империи об-манщик, принявший на себя его имя. Сосланный за то в Херсон, он был освобожден Половцами и предводи-тельствуя им толпами, шел во Фракию, но взятый в плен Греками, испытал, что дерзость не остается без наказа-ния: ему выкололи глаза» Карамзин Н. М. История государства Российского. Книга 1 / том I-II/. М.: Издательство «Книжный сад», 1993. - 265 с.
(в 1096 году). Этого несчастно-го и другие византийские Летописцы именуют самозван-цем. Но зять Мономаха, убитый в Доростоле, был, конечно, истинным сыном Диогена, иначе Владимир, находись в тесных связях с Константинополь-ским Дворцом, не ног, кажется, дать себя в обман лжецу-бродя-ге.-- Вдовствующая супруга Леона Мария, сконча-лась монахинею в России, где сын её, Василий, служил Великим Князьям, а города Дунайские были скоро возвращены Империи или силою оружия, или вследствие мирных договоров.
Многие факты в истории остаются нераскрытыми, поэтому нельзя с точностью судить о том или ином событии; имело оно место в истории или нет.Был ли Мономах завоевателем Фракии или нет - об этом факте история умалчивает.
Усмирение Минского Князя и Новгородцев.
В 1116 - 1123 годы Владимир, одолевая внешний не-приятелей, пытался усмирить и внутренних.
Князь Минский, Глеб, не хотел ему повиноваться, сжег город Слуцк, захваты-вал людей между Припятью и Двиною; за то сын Мономаха, Ярополк, опустошил Друцк и вывел жителей и новый городок, основанный специально для них. Сам Великий Князь, соединясь с Давидом Черниговским и с Ольгови-чами взял город Вячеславль, Оршу, Копыс, осаждал Минск, повиновал себе Глеба и вновь им оскорбленный, привел его как пленники в Киев, где он и скончался.-- Беспо-койные Новогородцы, пользуясь юностью своего Князя Всеволода, мятежными поступками заслужили гнев Мономаха, который, призвав всех тамошних Бояр в Киев, велел им торжественно присягнуть в верности, удержал некоторым у себя, а других заточил. Невиновные, или не столь виновные, возвратились домой, на своём опыте ощутив, что самый человеколюбивый, но мудрый государь не оставляет дерзких ослушников без наказания. Уже через некоторое время Новгородские Посадники были избираемы из тамошних граждан. Владимир, опасаясь их мятежного духа, дал этот сан Киевскому Вельможе Борису.
Владимиру пришлось воспользоваться жёсткими мерами, чтобы усмирить бунтарей. На мой взгляд такие действия Великого Князя оправданы, потому что от этого зависело спокойствие на Руси. Усобицы князей могли привести к полному развалу тогдашней России и наша страна оказалась бы растерзанной свирепыми волками на миллионы клочьев.
Изгнание и бедствие Князя Владимирского.
Венгры, Богемцы и Поляки в России.
Сын Святополка, Ярослав, или Ярославец, Князь Владимирский, ненавидел жену свою, дочь Мстислава, и не боялся огорчать ее деда. Мономах выступил с вой-ском, соединился с Ростиславичами, Князьями юго-западной России. Около двух месяцев держал город Владимир в осаде и принудил Ярослава покориться, но он снова оскорбил дядю,
с презрением удалив от себя нелюбимую супругу, он бежал в Польшу. Никто из бояр не хотел за ним следовать, и Великий Князь отдал Владимирский Удел своему сыну, Роману, который в том же году умер.
Мономах послал на его место другого сына, Андрея (женатого на внуке Половецкого Князя, Тугоркана) и велел ему предупредить замыслы Болес-лава Кривоустого, зная, что этот правитель, сторонник изгнанного Князя Владимирского, ожидает только удобного случая для объявления войны Россиянам. Андрей опустошил соседние владения Болеслава и возвратился с победою.
Ляхи, приведенные Ярославом, хотели взять Червен, но с великим уроном были отраже-ны наместником Червена, Фомою Ратиборовнчем. Тогда Ярослав прибегнул к Венгерскому Государю, Стефану, который, желал отомстить Россиянам за своего отца, побеждённого ими на берегах Сана, вступил в область Владимирскую вместе с Богемцами и Поля-ками.
Великий Князь, не имея времени собрать войско, с малою дружиною отправил Мстислава во Владимир, где юный Андрей, осажденный многочис-ленными неприятелями, не терял бодрости. Над-менный Ярослав, подъехав к стенам, грозил сыну Мономаха и народу страшной местью в случае сопротивления, осматривал крепость и в своём уме назначил места для приступа, отложенного только до следующего дня.
Ситуация изменилась в одно мгновение. Два человека вы-шли тайно из крепости, засели на пути, между неприя-тельским станом и городом, и копьями пронзили неосто-рожного Ярослава, когда он возвращался к союзному войску. Несчастный умер в ту же ночь; а союзники, изумленные его бедствием, спешили заклю-чить мир с Великим Князем. Летописец Венгерский по-вествует, что Стефан, огорченный смертью Ярослава, клялся взять крепость или умереть, но его Воеводы не хотели ему повиноваться, сняли свои шатры и прину-дили Короля возвратиться в Венгрию.
Мономах вступился за честь не только своей внучки, но и отстоял честь всей Руси, изгнав Венгров, Богемцев и Поляков с земли русской. В ходе этих сражений Великий Князь равно как и его сыновья не теряли надежды на спасение и защищали свою землю не только силой оружия, но и силой своего великого русского духа.
Плен Володаря.
В стане Владимировых неприятелей были и Ростиславичи, до того времени усердные защитники отечества. Каким образом эти два брата, знаменитые своим благородством и великодушием, могли присоединиться ко врагам Рос-сии?
Мужественный Володарь, нагонявший ужас на соседствующих Ляхов. Не умел защищать себя от их коварства, они подослали к нему одного хитрого вельможу Петра, поступившего к нему на службу. Он вкрался в доверие к Князю Перемышльскому и притворно изъявлял свою ненависть к Болеславу. Однажды Пётр ездил с ним на охоту, и в лесу с помощью своих людей, внезапно схватив Володаря, увёз его связанного к себе в замок. Это событие произошло незадолго до осады Владимира. Брат и сын выкупили знаменитого пленника, отправив в Польшу множество золота, серебра, драгоценных камней, одежд, сосудов. Помимо этого Ростиславичи обязались жить в союзе с Болеславом и жили под Владимиром.
Кончина Владимира Мономаха.
Княжив в столице 13 лет, Владимир Мономах скон-чался 19 мая 1125 года на 73 году своей жизни. Уже, будучи слабым и больным он поехал на место, орошенное святой кровью Бориса, и там, у церкви, им созданной на берегу Альты, предал дух свой Богу.
«Поучение» дошло до нас совершенно случайно, в единственном списке, в составе Лаврентьевской летописи, которая рисковала сгореть вместе со списком «Слова о полку Игореве» в московском пожаре 1812 г. в собрании рукописей Мусина-Пушкина, но не сгорела только потому, что была взята из библиотеки Н. М. Карамзиным. http://www.drevne.ru/study/monom.htm
Владимир Мономах проявлял себя как очень набожный человек. Великий Князь с осторожностью подходил к каждой проблеме, стоящей у него на пути. Каждый человек был для него сыном, каждый старец - отцом. «Поучение» Владимира - это завещание потомкам, добрый совет мудрого человека, отражение его души, души человека, который до конца был верен своим идеалам, был верен своей Родине, своему народу. «Поучение» Мономаха - своеобразный призыв к христианам.
Заключение
За время своего правления (1113 - 1125 гг.) Владимир Мономах показал себя сильным и волевым правителем. Он сумел на время приостановить естественный процесс распада Руси на отдельные земли. Он сокрушил своеволие отдельных князей, заставил подчиняться себе Олега и Давыда Святославичей, которые послушно исполняли его просьбы о помощи в борьбе с половцами. Своих сыновей он рассадил по крупным городам. Они управляли Новгородом и Смоленском, Ростовом и Суздалем. Он подавил мятеж своего племянника, сына Святополка--Ярослава, который правил на Волыни. В 1116 т. Мономах организовал новый большой поход против половцев. Затем посылал на Дон своих сыновей. Он нанес удар по Полоцкому княжеству. Попытался Мономах продолжить балканскую политику своих предков и утвердиться на Дунае.
Мономах проявил себя не только как, видный полководец и властный политик, но и как рачительный хозяин. Его политика была направлена на то, чтобы не только уберечь бояр, дружинников, духовенство, купечество от мятежей, но и поддержать хозяйство смерда и ремесленника, которое составляло основу государственного благосостояния.
Много внимания он уделял строительству, развитию культуры. При нем был создан новый летописный свод, в котором были подчеркнуты все заслуги Всеволодова дома.
На закате жизни Владимир Мономах создал, свое знаменитое «Поучение», в котором не только рассказал о жизни трудной, полной опасностей, но и поделился размышлениями о смысле жизни, об отношениях между людьми, дал практические советы о том, как вести вотчинное хозяйство. Он писал, что рано или поздно зло будет наказано, а добро восторжествует: «Молод был и состарился,-- писал он,-- и не видел, праведника покинутым, ни, потомков его просящими хлеба». Орлов А.С. Владимир Мономах. АН СССР, 1946г.
Многое в его личной жизни, полной драм и жестокостей расходилось с заповедями «Поучения», тем более удивительной была эта исповедь, высказанная человеком на склоне лет.
Особенно знаменит царский венец кня-зя Владимира -- шапка Мономаха. В рус-ских летописях сохранилась легенда, в ко-торой рассказывается, что во время похода Владимира Мономаха в Византию, импера-тор добровольно выслал ему знаки царской власти. Этим он как бы передавал Руси древнейшие права Рима и Царьграда-Константинополя на власть. Ею венчали на великое княжение и царство всех русских князей и царей. Только когда царь Петр I стал императо-ром, а Россия -- империей, императоров начали короновать короной Российской им-перии.
А шапка Мономаха и по сей день хра-нится в Москве, в Оружейной палате Крем-ля и хранит память о великом князе Влади-мире.
Владимир Мономах был человеком милосердным, набожным, никогда не забывал о церкви, о Боге, но долг перед Родиной всё же стоял на первом месте.
На мой взгляд, Мономах выступил в истории Руси как первый серьёзный реформатор. Он сумел устранить наиболее откровенные язвы складывающихся отношений. Тем самым на время был достигнут социальный мир и упрощены основы развивающегося общества.
Великий Князь на протяжении всего своего правления в решении вопросов социально значимых руководствовался здравым смыслом. Победы, одержанные Мономахом и его детьми в боях, одерживались не только силой оружия, но и силой духа великого Русского народа, сплочённого в борьбе с общим врагом. Владимир отстаивал не только свою честь и честь своих родственников, но так же и честь всех русских людей.
Владимир сумел найти в себе силы, поскольку в Киеве княжить он стал уже в 60 лет, на управление не только городом, но и раздробленной страной, которая нуждалась в помощи человека сильного, мудрого, способного направить жизнь той эпохи в «правильное русло», не дать водовороту всех жестоких событий засосать в себя жизнь на столько удивительную и прекрасную, жизни великой Русской нации.
Список литературы 1. Карамзин Н. М. История государства российского: в 6- ти книгах/ 12 авторских томах Н. М. Карамзина, по 2 тома в одной книге/ вступительная статья В.Г. Перельмутера. Книга 1/ Т. I-II/. - М.: издательство «Книжный сад», 1993. - 368 с.2. Лихачев Д. С. Великое наследие // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Том 2. - Л.: Худож. лит., 1987. - 342 с.
3. История России: учеб. - 2-е изд., перераб. И доп. / А.С. Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г. Гиоргиева, Т. А. Сивохина. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 520 с.
4. Сахаров А. Н., Буганов В.И. история россии с древнейших времён до конца XVII века: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Под ред. А.Н. Саханова. - М.: Просвещение, 1995. - 304 с. : ил., карт. - ISBN 5-09-006746-5.
5. http://www.drevne.ru/study/monom.htm
6. http://ppf.asf.ru/drl
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Взимание таможенных пошлин |
Контрольная работа | Контрольная работа по Информационные ресурсы Интернет |
Контрольная работа | Поняття вибірки, її аналіз і побудова |
Контрольная работа | Разведение крупного рогатого скота |
Контрольная работа | Административное правонарушение. Административная ответственность |