КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
ТЕМА: «ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФОРМ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………. 3
1. Утренняя гигиеническая гимнастика…………………………………………….. 4
2. Производственная гимнастика……………………………………………………..8
3. Ритмическая гимнастика………………………………………………………….. 11
4. Влияние оздоровительной физической культуры на организм…………………14
Заключение………………………………………………………………………….....17
Список используемой литературы…………………………………………………. .18
Приложение…………………………………………………………………………....19
ВВЕДЕНИЕ
Ничто так не истощает и не разрушает человека,
как продолжительное физическое бездействие.
(Аристотель)
Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Самое верное средство борьбы с любыми бо-лезнями - укрепление здоровья. Как же его укре-пить? Для этого есть немало средств: физкультура и спорт, закаливание, соблюдение правил гигиены, хо-рошее питание.
Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Здоровье - понятие не только биологическое, но и социальное. Хорошее здоровье - это радостное восприятие жиз-ни, высокая трудоспособность. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Древнее изречение Гиппократа в наш век проникновения во все сферы деятельности научно-технического прогресса становится в высшей степени актуальным.
По степени влияния на организм все виды оздоровительной физической культуры (в зависимости от структуры движений) можно разделить на две большие группы: упражнения циклического и ациклического характера. Циклические упражнения - это такие двигательные акты, в которых длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда не велосипеде, плавание, гребля. В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные игры, единоборства. Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются сила мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность в суставах, лабильность нервно-мышечного аппарата. К видам с преимущественным использованием ациклических упражнений можно отнести гигиеническую и производственную гимнастику, занятия в группах здоровья и общей физической подготовки (ОФП), ритмическую и атлетическую гимнастику, гимнастику по системе «хатха-йога».
Давайте остановимся подробнее на таких формах оздоровительной физической культуры как утренняя гигиеническая, ритмическая и производственная гимнастика.
1. УТРЕННЯЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
В Древней Греции долгое время атлеты выступали на соревнованиях в одних легких плащах. Однажды один из победителей состязаний во время бега поте-рял плащ, и все решили, что без плаща ему было легче бежать. С той поры все участники соревнова-ний стали выходить на арену обнаженными. По-гречески «обнаженный» - «гимнос»; отсюда появи-лось слово «гимнастика», к которой в древности от-носили все виды физических упражнений.
В наше время гимнастикой называют систему спе-циально подобранных физических упражнений и ме-тодических приемов, применяемых для всестороннего физического развития, совершенствования двига-тельных способностей и оздоровления.
Гимнастика имеет много разновидностей, и зна-комство с ними мы начнем с утренней гигиенической гимнастики.
Утренняя гигиеническая гимнастика способствует более быстрому приведению организма в рабочее состояние после пробуждения, поддержанию высокого уровня работоспособности в течение трудового дня, совершенствованию координации нервно-мышечного аппарата, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Поскольку организм после сна еще не полностью перешел к состоянию активного бодрствования, применение интенсивных нагрузок в утренней гимнастике не показано, по крайней мере, в начале занятия. Не целесообразно упражнениями утренней гимнастики доводить организм до состояния выраженного утомления, так как это отрицательно скажется на умственной и физической работоспособности в течение дня.
Для занятий утренней гимнастикой предпочтительнее одежда из натуральных материалов (например, из хлопковых тканей), которые не затрудняют процессы испарения пота с поверхности кожи и обеспечивают задержку тепла, выделяемого организмом, способствуя его согреванию после сна.
Кроме того, одежда для занятий должна быть свободной, удобной, легкой, не стесняющей движения. Если занятие проходит на улице, аналогичные требования предъявляются и к обуви. При занятии в помещении на теплом чистом полу, обувь можно не надевать.
После зарядки рекомендуются водные процедуры - влажное обтирание, обмывание, прием душа, летом - купание. При выполнении зарядки необходимо следить за самочувствием и правильным дыханием. Лицам пожилого возраста, а также лицам, с какими-либо нарушениями в состоянии здоровья, перед тем как начать занятия зарядкой, следует посоветоваться с врачом и проводить занятия под его контролем. Для регулирования нагрузки при занятиях зарядкой важное значение как вспомогательное средство имеет самоконтроль - наблюдение за физическим состоянием (подсчет пульса, периодическое взвешивание).
Основные задачи, решаемые с помощью физических упражнений утренней зарядки:
устранить некоторые последствия сна (отечности, вялость, сонливость и др.);
увеличить тонус нервной системы;
усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других).
В результате грамотного выполнения комплекса утренней гимнастики создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. После хорошей зарядки исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие.
Наиболее подходящие упражнения для утренней гимнастики:
упражнения на потягивание;
различные виды ходьбы;
общеразвивающие упражнения (наклоны, повороты, приседания, выпады, вращения в суставах и др.);
упражнения на растягивание (на развитие гибкости);
танцевальные движения;
бег трусцой и легкие прыжки;
дыхательные упражнения.
В обеспечении ходьбы участвуют более двух третьих мышц организма, потому этот вид двигательной деятельности существенно стимулирует работу других органов, обеспечивающих мышечное сокращение. Во время ходьбы усиливается деятельность нервной системы, которая обеспечивает процессы сокращения мышц, координирует работу мышечной системы с другими органами, повышается деятельность сердечно-сосудистой системы, увеличивается деятельность дыхательной системы - повышается объем вдыхаемого воздуха и частота дыхательных движений. К тому же стимулируется работа желез внутренней секреции, которые начинают вырабатывать химические вещества (гормоны), облегчающие выполнение мышечной работы (адреналин, норадреналин). Под влиянием гормонов, расширяются кровеносные сосуды нервной системы и работающих мышц, облегчаются процессы усиления работы сердца и дыхательной системы, происходят другие изменения, благоприятно сказывающиеся на повышении умственной и физической работоспособности организма и его способности противостоять стрессовым воздействиям.
К общеразвивающим упражнениям можно отнести наклоны, выпады, приседания, повороты, круговые вращения в суставах и др. Начать комплекс целесообразно с движений в мелких мышечных группах (вращения в голеностопных, лучезапястных суставах) и постепенно увеличивать нагрузку, переходя к средним мышечным группам (мышцы рук, мышцы ног), а затем - к крупным мышечным группам (мышцы туловища). Особое внимание нужно уделить упражнениям на мышцы плечевого пояса и вращениям головой. Эти движения способствуют увеличению мозгового кровообращения, что, в свою очередь, повышает тонус нервной системы, а также умственную и физическую работоспособность организма. После завершения комплекса общеразвивающих упражнений организм подготовлен к выполнению более интенсивных нагрузок.
Бег и прыжки в большей степени, чем другие упражнения, интенсифицируют процессы жизнедеятельности, способствуя переходу организма на новый, более высокий уровень функционирования. Медленный бег развивает общую выносливость - способность длительно и эффективно выполнять работу умеренной интенсивности, противостоять различным неблагоприятным факторам.
Выполняемые после комплекса общеразвивающих, беговых или прыжковых движений дыхательные упражнения, здоровым людям служат, в основном, для восстановления ритма дыхания после нагрузки. Однако с их помощью можно решать и другие задачи, что особенно актуально для людей с ослабленным здоровьем, либо страдающих различными видами заболеваний.
В комплексе физических упражнений утренней гимнастики можно использовать упражнения на развитие подвижности в суставах (гибкости): наклоны к прямым ногам из положений стоя и сидя, глубокие выпады и др. Эти упражнения схожи с упражнениями на потягивание, но являются более интенсивными и травмоопасными, поэтому их целесообразно применять после комплекса общеразвивающих упражнений. Использование в утренней зарядке подобных упражнений оправдано спецификой биологических ритмов человека, потому как наибольшие показатели гибкости регистрируются у людей именно в утренние часы.
Таким образом, ежедневное выполнение комплекса утренней гимнастики, разработанного с учетом закономерностей функционирования организма после сна и индивидуальных особенностей конкретного человека, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики и в отдельных случаях - лечения заболеваний, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение дня.
Зарядка увеличивает общий уровень двигательной активности человека, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс упражнений не вызывает отрицательных эмоций, одновременно повышая настроение, самочувствие и активность человека.
2. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА
Труд - основа человеческой жизни, важнейшее условие существования человека. В процессе трудовой деятельности люди общаются между собой, воздействуют на окружающую природу, создают материальные ценности, познают и переделывают мир. Однако труд немыслим без отдыха. В процессе трудовой деятельности в организме человека возникает состояние утомления, снижающее работоспособность. Поэтому организация трудовой деятельности должна предусматривать отдых. Правильный (или эффективный) отдых снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности. Недостаточный отдых ведет к развитию утомления, а длительное отсутствие полноценного отдыха - к переутомлению, что снижает защитные силы организма и может способствовать возникновению различных заболеваний, снижению или потере трудоспособности. Важное условие эффективного отдыха - регулярное чередование периодов работы и отдыха. Исследованиями физиологов и гигиенистов установлено особое значение так называемого активного отдыха.
Рабочий день условно можно разделить на 3 периода:
1. период врабатываемости. Для появления достаточно высокой работоспособности обычно требуется некоторое время, в течение которого происходит переключение работы всех систем организма на обычный рабочий ритм, требующийся для данной производственной деятельности. Для более быстрой адаптации работника полезно прибегать к вводной гимнастике (до начала работы). Физические упражнения в данном случае оказывают возбуждающее действие на центральную нервную систему, повышая дееспособность всех систем организма. Кроме того, перед вводной гимнастикой ставятся оздоровительные задачи: развитие мышечной системы, улучшение деятельности органов дыхания и кровообращения, развитие подвижности суставов, выработка правильной осанки, укрепления нервной системы. Занятия проводятся, как правило, у рабочих мест в течение 5-7 минут.
2. Период высокой и устойчивой работоспособности. Имеет различную продолжительность и зависит от характера работы и физического состояния работников. При труде большой напряженности и монотонности он короче, при умеренной интенсивности и большом разнообразии труда - он длиннее. Независимо от этого раньше или позже накапливающееся утомление постепенно снижает работоспособность и производительность труда. Наступает период № 3.
3. После обеденного перерыва работоспособность обычно повышается, что объясняется ожиданием предстоящего отдыха. Практика, подтвержденная научными данными, говорит о том, что введение в момент, предшествующий падению работоспособности, физкультурной паузы служит необходимым отдыхом, и человек благодаря этому может сохранить достигнутый им уровень работоспособности. Физкультурная пауза включается в рабочее время, в часы, когда начинает появляться усталость, рассеивается внимание, снижается производительность труда. Обычно это бывает за 1,5-2 часа до окончания первой половины рабочего дня и приблизительно в такое же время во второй половине. На физкультурные паузы отводится 5-6 минут, при этом для достижения активного отдыха необходимо соблюдать условие: упражнения должны составляться так, чтобы в них участвовали главным образом мышцы, не несшие основную нагрузку при выполнении производственных операций.
Как правило, работники, профессии которых отличаются подвижностью, предпочитают пребывание некоторое время в бездеятельном состоянии, т.е. пассивный отдых. На первый взгляд может показаться, что в данном случае применение физических упражнений для активного отдыха нецелесообразно. Но это мнение ошибочно. Всякая двигательная активность влечет за собой расход различных веществ в организме. Поэтому для работников, совершающих большое количество движений, важен восстановительный процесс в тех органах или системах организма, которые совершают интенсивную работу.
Для оживления кровообращения, дыхания, общего обмена веществ используются ходьба, бег и прыжки. С целью воздействия на нервно-мышечную систему (укрепление мышц, выработка подвижности суставов, умение расслаблять мышцы) полезно использовать упражнения другого типа - общеразвивающие. Это могут быть упражнения на силу, растягивание, расслабление мышц, на координацию и так далее.
Упражнения на силу. По особенностям деятельности мышц разделяются на статические и динамические. Последние используются чаще, т.к. менее утомительны и выгодны тем, что при их выполнении напряжение и сокращение мышц чередуются с моментами их расслабления. Дозировка регулируется числом повторений и скоростью движений.
Упражнения на растягивание развивают необходимую подвижность в суставах, предупреждают укорочение отдельных мышечных групп, вызывающееся особенностями профессиональной деятельности, и способствуют развитию свободы движений. Характерным для этих упражнений является выполнение движение «до отказа».
Упражнения на расслабление. Подчеркивается и усиливается момент расслабления за счет смены напряжения той или иной группы мышц с расслаблением.
Исходное положение. Положение тела и отдельных его частей, предшествующее выполнению физических упражнений. Они дают возможность изолированно воздействовать на отдельные мышечные группы, определяют амплитуду и направление движений, позволяют облегчать или увеличивать нагрузку и т.д.
При этом, составляя и подбирая упражнения, инструкторы должны уметь регулировать нагрузки, учитывая особенности возраста, пола и состояния здоровья каждого занимающегося.
3. РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
Ритмическая гимнастика (известная также под названием аэробика) - комплекс физических упражнений (ходьба, бег, прыжки и др.), выполняемых под музыку, использующийся в оздоровительных целях.
Термин «аэробика» (от греческого слова «аэро» - воздух и «биос» - жизнь), впервые был введен доктором К. Купером, известным американским специалистом в области массовой физической культуры. Во время аэробики вырабатывается большое количество энергии. Углекислый газ и вода в этом случае являются основными продуктами распада и легко удаляются из организма при помощи дыхания и пота.
Музыка определяет ритм и темп движения. Для поддержания интереса к урокам аэробики тренеру необходимо соблюдать определенную стратегию обучения и усложнения танцевальных программ в соответствии с двигательным опытом, подготовленностью и возрастом занимающихся. В связи с этим при проведении занятий аэробикой широко применяются специфичные методы, обеспечивающие разнообразие (вариативность) танцевальных движений. К ним относятся:
А) метод музыкальной интерпретации, который включает в себя:
конструирование конкретного упражнения, учитывая содержание, форму, ритм и динамические оттенки. Чаще всего на 2 или 4 счета.
вариации движений в соответствии с изменениями в содержании музыки. Например, во время припева можно выполнять одинаковые композиции, при звучании куплета можно использовать разные наборы упражнений, либо аналогичные, но с небольшим изменением ритма, движений рук, амплитуды.
Б) метод усложнений - определенная логическая последовательность обучения упражнениям. Усложнение простых по технике упражнений может осуществляться за счет разных приемов: изменение темпа движения, его направления, ритма, техники, добавление новых движений в ранее изученные комбинации, изучение упражнения по частям, а затем объединение его в одно целое.
В) метод сходства используется, когда при подборе нескольких упражнений берется за основу одна двигательная тема, направление перемещений или стиль движении (например, повторяющееся движение вперед и назад).
Г) метод блоков проявляется в объединении между собой разных, ранее разученных упражнений в хореографическое соединение. Каждое из подобранных упражнений может повторяться несколько раз (2, 4). Как правило, в блок подбирают четное количество упражнений (например, упражнение № 1, 2, 3, 4). Такой блок может повторяться в уроке несколько раз в стандартном варианте или в него можно вводить изменения.
Д) метод «Калифорнийский стиль» фактически является комплексным проявлением требований к изложенным выше методам. Перед выполнением блоков, каждое упражнение разучивается постепенно (метод усложнения), и затем основные упражнения объединяются в блоки и выполняются с перемещением в разных направлениях (с поворотами, по «квадрату», по кругу, по диагонали).
При подготовке к занятиям тренер заранее планирует физическую нагрузку, но ее корректировка необходима также и во время тренировки. Важно видеть всех занимающихся и замечать признаки перенапряжения или недостаточной нагрузки, а также уметь определять признаки недостаточного восстановления после отдельных упражнений.
При проведении занятий ритмической гимнастикой сохраняется общепринятая структура, в которой выделяется три части: подготовительная (7 - 10% от всего времени занятия) движения выполняются в умеренном темпе с постепенными повышениями, основная (75 - 80% времени), упражнения проводятся в околопредельном темпе. Для начинающих рекомендуется нагрузка в пределах равной 60% от максимума; заключительная часть (10 - 15% времени) включает упражнения на расслабление с глубоким дыханием с постепенным понижением темпа их выполнения с целью восстановления организма после нагрузки и приведения его в состояние, близкое к исходному.
Активная работа мышц брюшного пресса, танцевальные движения, подскоки воздействуют на работу желудочно-кишечного тракта, нормализуя его моторную и секреторную функцию. Длительное систематическое выполнение упражнений достаточной интенсивности приводят к увеличению максимальных возможностей величин ударного объема сердца. Улучшаются показатели общего самочувствия. Ритмическая гимнастика оказывает положительное воздействие на функции головного мозга. По воздействию на организм ее можно сравнить с такими циклическими упражнениями, как бег, бег на лыжах, езда на велосипеде, т.е. с видами физических упражнений, при занятиях которыми происходит заметный рост потребления мышцами кислорода.
Наибольший эффект дают ежедневные занятия различными формами
ритмической гимнастики в дополнении с другими физическими упражнениями:
бегом, плаванием и т.д. Занятия реже двух - трех раз в неделю не эффективны.
4. ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОРГАНИЗМ
Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию заболеваний. Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. Наиболее адекватным выражением количества произведенной мышечной работы является величина энергозатрат. Минимальная величина суточных энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составляет 12-16 МДж (в зависимости от возраста, пола и массы тела), что соответствует 2880-3840 ккал. Из них на мышечную деятельность должно расходоваться не менее 5,0-9,0 МДж (1200-1900 ккал); остальные энергозатраты обеспечивают поддержание жизнедеятельности организма в состоянии покоя, нормальную деятельность систем дыхания и кровообращения, обменные процессы и т. д. В связи с тем, что за последние 100 лет удельный вес мышечной работы как генератора энергии, используемой человеком, сократился почти в 200 раз, для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом энергии не менее 350-500 ккал в сутки.
Различают общий и специальный эффект физических упражнений, а также их опосредованное влияние на факторы риска. Наиболее общий эффект тренировки заключается в расходе энергии, прямо пропорциональном длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат. Важное значение имеет также повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, радиации, травм, гипоксии. В результате повышения неспецифического иммунитета повышается и устойчивость к простудным заболеваниям. Однако использование предельных тренировочных нагрузок при занятиях массовой физической культурой нередко приводит к противоположному эффекту - угнетению иммунитета и повышению восприимчивости к инфекционным заболеваниям.
Специальный эффект оздоровительной тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Он заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности. Один из важнейших эффектов физической тренировки - снижение частоты сердечных сокращений в покое.
Помимо увеличения резервных возможностей организма под влиянием оздоровительной тренировки чрезвычайно важен также ее профилактический эффект, связанный с влиянием на факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний. С ростом тренированности (по мере повышения уровня физической работоспособности) наблюдается отчетливое снижение содержания холестерина в крови, артериального давления и массы тела.
Следует особо сказать о влиянии занятий оздоровительной физической культурой на стареющий организм. Физическая культура является основным средством, задерживающим возрастное ухудшение физических качеств и снижение адаптационных способностей организма в целом и сердечно-сосудистой системы в частности. Так, ударный объем сердца в покое в возрасте 25 лет к 85 годам уменьшается на 30 %, развивается гипертрофия миокарда. С возрастом также происходят изменения в сосудистой системе: снижается эластичность крупных артерий, повышается общее периферическое сосудистое сопротивление, в результате к 60-70 годам систолическое давление повышается на 10-40 мм рт.ст. Все эти изменения в системе кровообращения, снижение производительности сердца влекут за собой выраженное уменьшение максимальных аэробных возможностей организма, снижение уровня физической работоспособности и выносливости. С возрастом ухудшаются и функциональные возможности дыхательной системы. Жизненная емкость легких, начиная с 35-летнего возраста за год снижается в среднем на 7,5 мл на 1 кв.м поверхности тела. Существенно изменяются и обменные процессы: уменьшается толерантность к глюкозе, повышается содержание общего холестерина. Ухудшается состояние опорно-двигательного аппарата: происходит разрежение костной ткани (остеопороз) вследствие потери солей кальция. Адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в значительной степени приостановить возрастные изменения различных функций. В любом возрасте с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности и уровень выносливости - показатели биологического возраста организма и его жизнеспособности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и трудоспособности. Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: снижением веса тела и жировой массы, содержания холестерина в крови, снижением артериального давления. Кроме того, регулярная физическая тренировка позволяет в значительной степени задержать возрастных изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений органов и систем.
Выполнение физических упражнений положительно влияет на весь двигательный аппарат, препятствуя развития изменений, связанных с возрастом и гиподинамией (нарушение функций организма при снижении двигательной активности). Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза (дистрофия костной ткани с перестройкой ее структуры и разрежением). Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остехондроза (дегенерация суставных хрящей).
Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий физической культурой на организм человека. Таким образом, можно говорить о необходимости физических упражнений в жизни каждого человека. При этом очень важно учитывать состояние здоровья человека и его уровень физической подготовки для рационального использования физических возможностей организма, чтобы физические нагрузки не принесли вреда здоровью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабаева Е.А. Гимнастика на производстве. - М.: «Физкультура и спорт», 1959
2. Евсеев Ю.И. Физическая культура. - Ростов н/Д: Феникс, 2004
3. Крючек Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий. - М.: Терра-спорт, 2004
4. Ловицкая И.В., Фейгин С.Л. Производственная гимнастика. - М.: Профиздат, 1963
5. Миронов В.М., Рабиль Г.Б. Сегодня утром, завтра и ежедневно. - Минск: Полымя, 1988
6. Производственная гимнастика. Сборник науч. работ ин-тов физ. культуры. - М.: «Физкультура и спорт», 1964
7. Сосина В.Ю., Фабиан Э.М. Ритмическая гимнастика. - Киев: Рад.шк., 1990
8. Физическая культура. - СПб: Питер, 2004
ПРИЛОЖЕНИЕ
Примерный комплекс упражнений производственной гимнастики для работающих сидя:
1. Сидя на стуле и опираясь на него руками, встают на носки, потягиваясь, руки поднимают в стороны и вверх - вдох, возвращаются в исходное положение - выдох. Повторяют 3-4 раза.
2. Стоя возле стула, руки кладут на спинку стула, отставляя одну ногу назад, разводят руки в стороны - вдох, возвращаются в исходное положение-выдох. Повторяют 3-4 раза с каждой ногой.
3. Стоя возле стула, руки кладут на спинку стула, отставляя правую ногу в сторону, левую руку поднимают над головой - выдох, возвращаются в исходное положение - вдох. Повторяют 5-6 раз для каждой ноги.
4. Стоя спиной к стулу, руки опускают вдоль тела, ноги вместе, поднимают руки вверх - вдох, сгибаясь, опускают руки вниз и назад и дотрагиваются ими до стула - выдох. Повторяют 3-4 раза.
5. Стоя перед стулом, руки опускают вдоль тела, приседают, держась вытянутыми руками за спинку стула, повторяют 4-5 раз, приседая - выдох, выпрямляясь - вдох.
6. Стоя перед стулом с опушенными вдоль тела руками, поднимают обе вытянутые руки и, поворачиваясь туловищем попеременно вправо и влево, дотрагиваются до спинки стула, при повороте выдох, при возвращении в исходное положение - вдох. Повторяют 5-6 раз.
7. Сидя на стуле и опираясь руками на него, вытянутые вперед ноги попеременно приподнимают и опускают, повторяют 6-8 раз, дыхание произвольное.
8. Сидя на стуле и опираясь на него руками, ноги вытягивают, поднимают руки в стороны и вверх - вдох, возвращаются в исходное положение -выдох. Повторяют 3-4 раза.
9. Стоя боком к стулу, левую руку кладут на спинку стула, отводят правую ногу в сторону, правую руку поднимают вперед - вдох, возвращаясь в исходное положение выдох. То же для левой руки и ноги, повторяют 5-6 раз в каждую сторону.
10. Стоя боком к стулу, левую руку кладут на спинку стула, правую руку поднимают вверх и кладут на затылок - вдох, возвращаясь в исходное положение - выдох, то же для левой руки. Повторяют для каждой стороны 3-4 раза.
Примерный комплекс упражнений производственной гимнастики для работающих стоя:
(исходное положение во всех упражнениях, кроме четвертого упражнения, сидя на скамейке)
1. Скользя пятками по полу, вытягивают ноги вперед, правую руку заводят за голову, левую в сторону - вдох, расслабленно опускают руки вниз - выдох, то же в другую сторону. Повторяют 6-8 раз.
2. Ноги вытягивают вперед, руки перед грудью, туловище поворачивают вправо, руки разводят в стороны, возвращаются в исходное положение, то же в левую сторону. Повторяют 8-10 раз, дыхание произвольное.
3. Скользя по полу пятками, вытягивают ноги вперед, поднимают руки вверх и прогибаются. Затем наклоняются вперед, касаясь руками пола перед собой, выпрямляясь, руки поднимают вверх, ноги соединяют и возвращаются в исходное положение, повторяют 6-8 раз, дыхание произвольное.
4. Стоя лицом к столу, берутся за него руками, левую ногу отводят назад, затем приседают на носках, выпрямляются, то же с другой ноги, повторяют 8-10 раз дыхание произвольное.
5. Ноги вытягивают вперед, руки на поясе. Поочередно оттягивают и поднимают носки, слегка сгибая ноги в коленях, затем разворачивают ноги вправо, носками касаясь пола. То же в другую сторону. Повторяют 10-12 раз, дыхание произвольное.
6. Сидя на стуле, руки вытягивают вдоль тела, затем, прогибаясь назад, поднимают руки вверх, ноги также несколько приподнимают, носками касаясь пола. Наклоняясь вперед, делают хлопок руками под вытянутой ногой, возвращаются в исходное положение. То же с другой ноги. Повторяют 6-8 раз, дыхание произвольное.
7. Сидя на стуле, руки приставляют к плечам, левую ногу вытягивают вперед, возвращаются в исходное положение и руки отводят в стороны, затем расслабленно опускают их вниз, повторяют 5-6 раз дыхание произвольное.
Примерный комплекс упражнений производственной гимнастики для работников умственного труда:
1. Потягивание, руки подняты над головой, кисти сцеплены «в замок» -вдох, руки опускают - выдох.
2. Ногу отставляют в сторону на носок, руки за голову - вдох, опуская руки и приставляя ногу - выдох.
3. Руки вытянуты вперед, кисти расслаблены и опущены вниз. Приседая, руки вниз - выдох, выпрямляясь руки назад, поднимаются на носки - вдох.
4. Прыжки на месте на носках, руки на поясе.
5. Руки в стороны, повороты туловища и головы попеременно вправо и влево.
6. Поднимая руки вверх, прогибаются назад - вдох, затем наклоняются вперед, держа руки на поясе - выдох.
7. Ноги расставлены на ширину плеч, руки перед грудью. Попеременно отводя то правую, то левую руку в сторону, делают вдох, опуская руки - выдох.
Каждое упражнение повторяют 6-12 раз. Перед началом и в конце занятий -спокойная ходьба, после 4-5 упражнений для людей, более физически подготовленных, - ускоренная ходьба или бег 1-3 минуты.
Перечень упражнений, рекомендуемых для использования на уроке аэробики:
1. Общеразвивающие упражнения в положении стоя:
- упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях (поднимание и опускание, сгибание и разгибание, дуги и круги);
- упражнения для туловища и шеи (наклоны и повороты, движения по дуге и вперед);
- упражнения для ног (поднимание и опускание, сгибание и разгибание в разных суставах, полуприседы, выпады, перемещение центра тяжести тела с ноги на ногу).
2. Общеразвивающие упражнения в положении сидя и лежа:
- упражнения для стоп (поочередные и одновременные сгибания и разгибания, круговые движения);
- упражнения для ног в положении лежа и в упоре на коленях (сгибания и разгибания, поднимание и опускание, махи);
- упражнения для мышц живота в положении лежа на спине (поднимание плеч и лопаток, то же с поворотом туловища, поднимание ног согнутых или разгибанием);
- упражнения для мышц спины в положении лежа на животе и в упоре на коленях (небольшая амплитуда поднимания рук, ног или одновременных движений руками и ногами с «вытягиванием» в длину).
3. Упражнения на растягивание:
- в полуприседе для задней и передней поверхности бедра;
- в положении лежа для задней, передней и внутренней поверхностей бедра;
- в полуприседе или в упоре на коленях для мышц спины;
- стоя для грудных мышц и плечевого пояса.
4. Ходьба:
- размахивая руками (кисти в кулак, пальцы врозь и др.);
- сочетание ходьбы на месте с различными движениями руками (одновременными и последовательными, симметричными и несимметричными);
- ходьба с хлопками;
- ходьба с продвижением (вперед, назад, по диагонали, по дуге, по кругу);
- основные шаги и их разновидности, используемые в аэробике.
5. Бег. Возможны такие же варианты движений, как и при ходьбе.
6. Подскоки и прыжки:
- на двух ногах (в фазе полета ноги вместе или в другом положении) на месте и с продвижением в разных направлениях (с осторожностью выполнять перемещения в стороны);
- с переменой положения ног: в стойку ноги врозь, на одну ногу, в выпад и др. (не рекомендуется выполнять больше 4 прыжков на одной ноге подряд);
- сочетание прыжков и подскоков на месте или с перемещениями с различными движениями руками.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Финансовые риски |
Контрольная работа | Хосписы |
Контрольная работа | Таможенный контроль |
Контрольная работа | Позиционные системы исчисления. Двоичная система счисления |
Контрольная работа | Судебник 1550 г. |