9
Предрасположенность к разным видам двигательной активности, в связи с особенностями телосложения и типам темперамента людей
Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится, прежде всего, темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.
Темперамент - это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.
Основные типы темперамента, прежде всего, различаются между собой по динамике возникновения и интенсивности эмоциональных состояний. Кроме того, для холерического и сангвинического темпераментов характерны быстрота движений, общая подвижность и тенденция к сильному внешнему выражению чувств (в движениях, речи, мимике и т.д.). Для меланхолического и флегматического темпераментов, наоборот, характерны медлительность движений и слабое выражение чувств.
Исследователи, наблюдая значительное разнообразие поведения, совпадающее с различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались упорядочить и каким-то образом сгруппировать эти различия. В результате возникли многочисленные концепции и типологии темпераментов. В основу этих концепций были положены самые разнообразные черты личности. В ряде концепций свойства темперамента понимались как наследственные или врожденные и связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Такие типологии получили название конституционных типологий. Среди них наибольшее распространение получила типология, предложенная Э. Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу «Строение тела и характер». Главная его идея заключается в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности. Э Кречмер провел множество измерений частей тела, что позволило ему выделить четыре конституционных типа: лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик.
1. Лептосоматик характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой, узкими плечами, длинными худыми нижними конечностями.
2. Пикник - человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым и средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.
3. Атлетик - человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерны высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.
4. Диспластик - человек с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).
С названными типами строения тела Кречмер соотносит три выделенных им типа темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик. Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, подвержен колебаниям настроения, упрям, не склонен к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению. В отличие от него иксотимик обладает атлетическим телосложением. Это спокойный, невпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.
Различия в типах темперамента (по У. Шелдону).
Типы темперамента |
|||
Висцеротония |
Соматотония |
Церебротония |
|
Расслабленность в осанке и движениях Любовь к комфорту Медленная реакция Пристрастие к еде Социализация пищевой потребности Наслаждение от процесса пищеварения Любовь к компаниям, дружеским излияниям Социофилия (любовь к общественной жизни) Приветливость со всеми Жажда любви и одобрения окружающих Ориентация на других Эмоциональная ровность Терпимость Безмятежная удовлетворенность Хороший сон Отсутствие взрывных эмоций и поступков Мягкость, легкость в обращении и внешнем выражении чувств Общительность и расслабленность под воздействием алкоголя Потребность в людях в трудную минуту Ориентация на детей семью |
Уверенность в осанке и движениях Склонность к физической деятельности Энергичность Потребность в движениях и удовольствие от них Потребность в доминировании Склонность к риску в игре случая Решительные манеры Храбрость Сильная агрессивность Психологическая нечувствительность Клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства) Отсутствие сострадания С трудом приглушаемый голос Спартанская выносливость боли Шумное поведение Внешний вид соответствует более пожилому возрасту Объективное и широкое мышление, направленное вовне Самоуверенность, агрессивность под воздействием алкоголя Потребность в действиях в тяжелую минуту Ориентация на занятия юношеского возраста |
Заторможенность в движениях, скованность в осанке Чрезмерная физиологическая активность Повышенная скорость реакций Склонность к уединению Склонность к рассуждениям, исключительное внимание Скрытность чувства, эмоциональная заторможенность Самоконтроль мимики Социофобия (страх перед общественными контактами) Заторможенность в общении Избегание стандартных действий Агорафобия (боязнь открытого пространства) Непредсказуемость установок (поведения) Тихий голос, избегание шума Чрезмерная чувствительность к боли Плохой сон, хроническая усталость Юношеская живость и субъективное мышление Концентрированное скрытое и субъективное мышление Устойчивость к действию алкоголя и других репрессантов Потребность в уединении в тяжелую минуту Ориентация на пожилой возраст |
Типтемперамента по Гиппократу |
Краткаяхарактеристика |
Свойства нервной |
Выдающиеся |
|
Флегматик |
Пассивный, очень трудоспособный, медленно приспосабливающийся, |
Спокойный, сильный, уравновешенный, малоподвижный |
И.А. Крылов М.И. Кутузов |
|
Сангвиник |
Активный, энергичный, легко приспосабливающийся |
Живой, сильный, уравновешенный, подвижный |
М.Ю. Лермонтов |
|
Холерик |
Активный, очень энергичный, настойчивый, эмоции неуправляемы |
Легко возбудимый, |
Петр I |
|
Меланхолик |
Пассивный, легко утомляющийся, тяжело приспосабливающийся, очень чувствительный |
Слабый, неуравновешенный, сдержанный, подвижный или малоподвижный |
Н.В. Гоголь |
1-е занятие 200 м + 200 м + 200 м + 200 м, отдых--8--9 мин.
2-е » 300 » + 300 » + 300 » » 7--8 »
3-е » 400 » + 300 » + 200 » » 6--7 »
4-е » 400 » + 500 » » 5--6 »
5-е » 500 » + 400 » » 4--5 »
6-е » 600 » + 200 » » 3--4 »
Для 2, 3 и 5-го занятий дистанция взята больше избранной для воспитания «запаса» выносливости.
Другим примером интервального упражнения может служить переход от выполнения гимнастической комбинации по частям (элементам) к целостному выполнению с постепенным сокращением интервалов между элемента ми и связками.
В зарубежной литературе (главным образом немецкой и английской) термин «интервальная тренировка» имеет несколько иной смысл. Он ближе всего к нашему понятию повторной и отчасти переменной тренировки. При этом имеется в виду строгая регламентация времени и отдыха, например до 60-90 сек., так что каждая последующая нагрузка приходится на период неполного восстановления и потому воспринимается как более значительная, в более затрудненных условиях.
Интервальное упражнение используется главным образом при развитии специальной выносливости упражнение используется главным образом при развитии специальной выносливости (скоростной, силовой и т. д.). Оно имеет также большое значение для воспитания чувства темпа, особенно при циклических упражнениях. Применяя все формы и разновидности метода упражнения, необходимо руководствоваться общими принципами физического воспитания. Первостепенное значение имеют здесь принципы систематичности, доступности и учета индивидуальных особенностей занимающихся.
Задание 2. Методика развития максимальных силовых возможностей (привести примеры)
При воспитании силы решаются следующие задачи:
1) укрепление мышечных групп всего двигательного аппарата; 2) развитие способности осуществлять основные виды усилий -- динамические, статические, собственно силовые, скоростно-силовые; 3) приобретение способности рационально пользоваться силой в различных условиях. Для решения этих задач применяется обширный комплекс т. наз. силовых упражнений. Они характеризуются тем, что дают значительную и, как правило, преимущественную силовую нагрузку. Последняя создается путем различных факторов: а) внешнего отягощения в виде специальных снарядов (штанги, гантелей, набивных мячей, ядер и т. д.) и подручных предметов (камней, бревен и др.); б) сопротивления упругих предметов (эспандера, амортизатора и т. п.); в) веса и сопротивления партнера (напр., в парных гимнастических упражнениях, в борьбе); г) веса собственного тела упражняющегося (напр., при упражнениях на гимнастических снарядах, подтягивании на перекладине и т. п. или в упражнениях типа прыжков).
Силовые упражнения подбирают так, чтобы они оказывали общее воздействие (напр., упражнения со штангой большого веса) и в то же время позволяли относиться избирательно воздействовать на отдельные группы мышц (напр., гимнастические упражнения с гантелями для рук и т. д.). Сочетают также динамические и статические упражнения, собственно силовые и скоростно-силовые. Для развития силы чаще всего используют методы повторного и прогрессирующего упражнения в их сочетании. Для увеличения силовой нагрузки прибегают к различным методическим приемам: изменяют величину отягощения, скорость движений, количество повторений упражнений. Основным приемом следует считать увеличение внешнего отягощения, поскольку только он дает более широкие возможности для развития силы (исследования, проведенные И. Г. Васильевым, И. Н. Книпстом, Е. Капеном, Т. Хеттингером и др.). Отдельное силовое упражнение даже с максимальным отягощением требует относительно небольшого отдыха. Например, по данным А.Н. Крестовникова и др., оптимальная продолжительность отдыха при упражнениях со штангой составляет 3 -- 5 мин. Однако при суммарной нагрузке в занятиях силовыми упражнениями требуется значительный отдых. В этом случае, как показывают практика и специальные исследования (И. Г. Васильев, А. А. Сагал, Е. Капен и др.), лучше заниматься не ежедневно, а через день.
Литература:
1. Теория физического воспитания, под общ. ред. Новикова А.Д., Матвеева Л.П. М., 1959, стр. 175-189.
2. Яковлев Н. Н., Коробков А.В., Янанис С.В. Физиологические и биохимические основы теории и методики спортивной тренировки. М., 1957, гл. VI.
3. Крестовников А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений. М., 1951, стр. 267-272.
4. Ухтомский А. А. Физиология двигательного аппарата, Соч., т. III, Л., 1951.
5. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. М., 1956.
6. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. М., 1963.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Организация работы физиотерапевтического кабинета |
Контрольная работа | Система линейных уравнений |
Контрольная работа | Оценка стоимости бизнеса |
Контрольная работа | Судебная власть. Конституционные основы арбитражного судопроизводства |
Контрольная работа | Внешние и внутренние факторы формирования государства у восточных славян |