1
Факультет менеджмента
Кафедра физического воспитания
Тема: «Врачебно-педагогический контроль, самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом»
(контрольная работа)
по дисциплине: «Физическая культура»
Содержание
1. Введение
2. Врачебный педагогический контроль в процессе физического воспитания
3. Самоконтроль в процессе физического воспитания и спортом
4. Заключение
5. Список
Введение
Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности.
Нравственное воспитание. На учебных занятиях, тренировках, а особенно во время спортивных соревнований учащиеся переносят большие физические и моральные нагрузки: быстро меняющаяся обстановка, сопротивление соперника, зависимость результата спортивных соревнований от усилий каждого члена команды, уме-ние подчинить свои интересы интересам коллектива, уважительное отношение к сопернику содействуют формированию у них таких черт характера, как сила воли, смелость, самооблада-ние, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисцип-линированность.
Умственное воспитание. На занятиях физической культурой и спортом учащиеся приобретают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об использовании приобре-тенных навыков в жизни, усваивают правила закаливания организ-ма, обязательные требования гигиены.
Развиваются наблюдательность, внимание, восприятие, по-вышается уровень устойчивости умственной работоспособно-сти.
Исследования показывают, что занятия физическими упражне-ниями способствуют совершенствованию органов чувств, мышечно-двигательной чувствительности, зрительного и слухового вос-приятия, развитию памяти, особенно зрительно-двигательной.
Трудовое воспитание. Сущность трудового воспитания заключается в систематиче-ском и планомерном развитии качеств и свойств личности, опреде-ляющих подготовку человека к жизни, к общественно полезному труду. Трудолюбие также воспитывается непосредственно в процессе занятий физическими упражнениями и спортом, когда занимаю-щиеся для достижения максимального результата, преодолевая ус-талость, многократно выполняют физические упражнения.
Эстетическое воспитание. В физической культуре и спорте за-ключены огромные возможности для эстетического воспитания че-ловека, развития способности воспринимать, чувствовать и пра-вильно понимать прекрасное в поступках, в красоте совершенных форм человеческого тела, в доведенных до степени искусства дви-жениях гимнаста, акробата, прыгуна в воду, фигуриста. Выполне-ние упражнений под музыку в художественной гимнастике, фигур-ном катании способствует развитию музыкальной культуры. Заня-тия туризмом, альпинизмом, парусным и другими видами спорта позволяют понимать и чувствовать прекрасное в природе.
Связь занятий физическими упражнениями с эстетиче-ским воспитанием имеет двойственный характер, так как позволяет не только формировать внешне прекрасный образ, но и одновре-менно влиять на воспитание морально-волевых качеств, этических норм и поведения в обществе.
Врачебный-педагогический контроль в процессе физического воспитания
Занятия физическими упражнениями оказывают на организм человека необычайно сильные, сложные и многообразные воздей-ствия. Только правильно организованные занятия под наблюде-нием врача, с соблюдением принципов спортивной тренировки укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность организма, способствуют росту спортивного мастерства. Неправильная орга-низация занятий, пренебрежение методическими указаниями, вы-полнение объема и интенсивности физической нагрузки без учета состояния здоровья и индивидуальных особенностей занимаю-щихся, отсутствие регулярного медицинского контроля могут на-нести вред здоровью.
Массовое привлечение к занятиям физической культу-рой и спортом людей старшего и пожилого возраста требует особенно углубленного врачебного контроля за ними. По состоянию и физической подготовленности, полу и возрасту, а также и другим показателям эту груп-пу занимающихся распределяют по следующим медицин-ским группам:
1-я -- практически здоровые люди, не обращающиеся с жалобами к врачам, обладающие достаточной для сво-его возраста физической подготовленностью.
2-я -- лица с возрастными изменениями, сопровож-дающимися небольшими отклонениями функционального характера при достаточной компенсации, или начальны-ми формами заболеваний, часто свойственными процессу старения, а также практически здоровые люди с недо-статочной физической подготовленностью.
3-я -- лица со сниженной функциональной адаптаци-ей, отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, со слабой физической подготов-ленностью.
Лица старшего и пожилого возраста со значительны-ми отклонениями и старше 75 лет могут быть направлены в кабинеты лечебной физкультуры лечебно-профилакти-ческих учреждений для занятий под наблюдением врачей.
При отсутствии противопоказаний обследуемому вы-дается справка, дающая право заниматься физическими упражнениями в физкультурно-оздоровительной группе. В зависимости от динамики состояния здоровья и физической подготовленности в процессе регулярных занятий занимающийся может быть переведен в ту или иную медицинскую группу.
Важной составной частью медицинских обследований являются врачебно-педагогические наблюдения и конт-роль за нагрузками. Кроме того, проводится санитарно-гигиенический контроль за местами занятий, ведется санитарно-просветительная работа среди занимающихся.
Врач принимает участие в методической работе, дает соответствующие рекомендации, проводит консультации. При этом он должен руко-водствоваться таблицей ограничений и противопока-заний.
Все студенты, занимающиеся физической культурой и спортом по учебному расписанию или самостоятельно, должны проходить медицинские обследования. Дополни-тельные медицинские осмотры проводятся перед соревнованиями, после перенесенных заболеваний, при неблагоприятных субъектив-ных ощущениях, по направлению преподавателя физического вос-питания.
Самоконтроль в процессе физического воспитания и спортом
Врачебный контроль и врачебно-педагогические наблюдения дадут лучший результат, если они будут дополнены самоконтро-лем.
Самоконтроль -- существенное дополнение врачебного контроля. Он проводится самими занимающимися. Для этого каждый из них обязан вести дневник самоконтроля.
Самоконтроль позволяет своевременно установить на-личие тех или иных отклонений в состоянии здоровья занимающихся, принять необходимые меры по их устра-нению. В то же время самоконтроль позволяет врачу вести регулярный текущий контроль, а тренеру вносить те или иные изменения в тренировочные планы.
Главное же его преимущество состоит в том, что за-нимающиеся, осуществляя повседневные самонаблюде-ния, могут наглядно ощутить благотворное действие за-нятий физическими упражнениями на состояние своего здоровья.
К ведению дневника самоконтроля занимающихся необходимо приучить с самого начала занятий в группе. При этом подробно освещаются цели и задачи самоконт-роля, раскрывается значение отдельных показателей объ-ективных и субъективных данных.
ОБЪЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Рост -- важный показатель физического развития. Но он должен рассматриваться в сочетании с массой тела, окружностью грудной клетки, ЖЕЛ (спирометрия). Измерение роста имеет большое значение для вычисле-ния показателей, характеризующих правильность, про-порциональность телосложения и состояние физического развития.
Масса тела служит одной из основных характеристик физического состояния человека и является показателем развития его организма. Масса тела человека в норме определяется путем вы-читания из показателей роста (в см) условных величин.
Окружность грудной клетки. Хорошо развитая груд-ная клетка -- показатель хорошего физического развития и известная гарантия крепкого здоровья. Окружность грудной клетки исследуется в состоянии покоя (в паузе), при вдохе и выдохе.
Разница между вдохом и выдохом называется экскур-сией грудной клетки. Последняя зависит от развития дыхательных мышц и типа дыхания.
Мышечная сила рук. Сила мышц рук измеряется динамометром. Мышечная сила рук зависит от роста, массы тела, окружности грудной клетки и других пока-зателей. В среднем относительная сила мышц рук для мужчин -- 60--70% веса, для женщин -- 45--50% веса. Становая мышечная сила - это сила мышц-разги-бателей спины. Она зависит от пола, возраста, массы тела, рода занятий занимающихся. У мужчин становая мышечная сила значительно выше, чем у женщин. С возрастом она начинает падать.
Спирометрия. ЖЕЛ -- это объем воздуха, который можно выдохнуть из легких, характеризующий главным образом силу дыхательных мышц, а также эластичность легочной ткани.
Величина ЖЕЛ у разных людей колеблется в доволь-но широких пределах в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья и других показателей. Занятия физической культурой и спортом, особенно греблей, плаванием, бегом, спортивными играми, способ-ствуют увеличению ЖЕЛ.
Пульс. Уровень тренированности человека и его ра-ботоспособность во многом зависят от функциональной способности сердечно-сосудистой системы.
Каждому человеку присуща своя частота пульса. В состоянии покоя у здорового нетренированного мужчины она обычно составляет 60--80 уд/мин, у женщин она на 5--10 ударов чаще.
Частота пульса зависит от возраста, положения тела, уровня физических нагрузок и др. Во время занятий физическими упражнениями пульс всегда повышается.
Потоотделение. При большой мышечной работе по-тоотделение способствует установлению кислотно-щелоч-ного равновесия, регулирует температуру тела и является основным показателем нормального водно-солевого об-мена.
В покое за 1 ч с поверхности кожи человека выделяет-ся 36--60 г воды, а за сутки -- 900 г. Умеренная нагрузка вызывает потерю воды в сутки до 2 л, а при напряженной нагрузке в жару -- до 8 л.
Потоотделение зависит не только от нагрузки и темпе-ратуры воздуха, но и от состояния нервной системы.
При правильной методике и режиме тренировки пото-отделение уменьшается, а масса тела почтя не изменяется.
СУБЪЕКТИВНЫЕ ДАННЫЕ
Настроение играет большую роль в жизни человека. Большей эффективности тренировочного процесса спо-собствует хорошее настроение.
Но спорт, физическая культура, в свою очередь, улучшают настроение, вызывают чувства бодрости, ра-дости, уверенности в своих силах.
Когда человек находится в хорошей спортивной фор-ме, он совершенно по-иному воспринимает окружаю-щий мир.
Самочувствие. Под влиянием регулярных занятий фи-зическими упражнениями и спортом перестраивается весь организм. Так, работа сердца, легких и других внут-ренних органов сопровождается возникновением нервных импульсов. В обычных условиях эти импульсы не доходят до коры головного мозга и не вызывают соответствую-щих реакций, переходящих в ощущения. Вот почему здо-ровые люди обычно не чувствуют своего сердца, легких, печени и т. п.
Самочувствие -- это своеобразный барометр влияния физических упражнений на организм занимающихся. Чрезмерные нагрузки сопровождаются плохим самочув-ствием. Если оно сохраняется длительное время, необ-ходимо немедленно обратиться к врачу и снизить на-грузку.
Усталость, утомление, снижение работоспособности непосредственно связаны с состоянием нервной системы человека. Это сложный физиологический процесс, начи-нающийся в высших отделах нервной системы и влия-ющий на другие системы и органы человеческого орга-низма.
Ночной сон нельзя заменить ничем. Сущность его заключается в своеобразной задержке деятельности нервных клеток коры головного мозга процессом тор-можения. Глубина и продолжительность сна зависят от многих причин.
Сон должен быть достаточным и регулярным, но не менее 7 ч, а при больших по объему физических нагруз-ках -- 8--9 ч.
Полезно перед сном совершить прогулку на свежем воздухе. При этом пищу нужно принимать последний раз не позже чем за 1,5--2 ч до сна, в ужин не должны входить крепкий чай, кофе; курить на ночь строго за-прещается.
Аппетит. При физических нагрузках обмен веществ происходит более активно.
В первые дни занятий масса тела уменьшается, так как расходуются запасы организма: «тает» накопленный жир и теряется вода, но одновременно с этим развивает-ся аппетит. Общеизвестно, что аппетит неустойчив, легко нарушается при недомоганиях, болезни, но потом вновь восстанавливается.
Часто при нарушениях тренировочного режима, по-вышенной нагрузке, перенапряжении аппетит теряется. Это позволяет судить о правильности или неправиль-ности методики занятий.
В дневнике самоконтроля аппетит отмечается как хороший, удовлетворительный, плохой.
Сердцебиение -- это ощущение частых и сильных уда-ров сердца, связанное с плохим самочувствием. При этом пульс учащается или замедляется, т. е. бывает неритмич-ным.
Сердцебиение является, как правило, признаком по-вышенной возбудимости нервного аппарата сердца.
Время возникновения сердцебиения, его характер, продолжительность, степень связи с тренировочными занятиями следует отмечать в дневнике самоконтроля.
Головные боли чаще всего возникают при различных заболеваниях. Кроме того, головные боли и головокру-жения могут быть вызваны утомлением, чрезмерной физической нагрузкой и т. п.
Длительные головные боли -- признак серьезной бо-лезни (малокровия, сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, почечных, нервных и других заболеваний).
Иногда головные боли и головокружения появляют-ся при занятиях физическими упражнениями. Здесь особенно важен самоконтроль, который поможет выяс-нить, после каких упражнений и когда они появляются, определить их продолжительность.
Одышка. Работа сердца тесно связана с деятель-ностью легких. Поэтому ослабление сердечной мышцы влечет за собой нарушение кровообращения в легких, снижает их вентиляцию, т. е. обмен между легочным и наружным воздухом. В результате этого в крови обра-зуется недостаток кислорода и избыток углекислоты, ко-торая раздражает дыхательный центр, вызывая одышку.
Одышка -- это учащенное дыхание. Она сопровож-дается чувством стеснения в груди, затрудненностью вдоха. Всякая энергичная работа, занятия физически-ми упражнениями вызывают учащенное дыхание, т. е. одышку. После больших физических напряжений одышка считается явлением нормальным. При этом число дыха-ний может удвоиться и даже утроиться. По мере нарас-тания тренированности одышка исчезает и дыхание быстро приходит в норму.
Боли в мышцах. Часто в подготовительном периоде занятия или у лиц, только что приступивших к занятиям физической культурой, появляются боли в мышцах. Как правило, эти боли продолжаются в течение двух-трех недель и являются свидетельством активной перестрой-ки организма.
У занимающихся физической культурой круглогодично эти боли не отмечаются, а после больших физических нагрузок их мышцы быстро восстанавливают свою ра-ботоспособность. Массаж, применение различных ле-карственных средств помогают быстрее снять боли в мышцах.
Боли в боку. Они отмечаются в правом подреберье -- в области печени или в левом -- в области селезенки после больших физических напряжений. По своему ха-рактеру это тупые боли.
Появление болей в левом подреберье объясняется переполнением селезенки кровью, в правом подреберье -- переполнением кровью печени.
Эти боли обусловлены разными причинами -- чрезмерным напряжением, неправильным дыханием, тренировкой после приема пищи, с нарушениями в работе сердца.
Заключение
Наблюдение за спортивными результатами - важнейший пункт самоконтроля, позволяющий оценить правильность применения средств и методов занятий, тренировочных нагрузок.
При сравнении показателей определяется влияние занятий фи-зическими упражнениями и спортом, планируются тренировочные нагрузки. Самоконтроль прививает студенту грамотное и осмыс-ленное отношение к своему здоровью и к занятиям физическими упражнениями, помогает лучше познать себя, приучает следить за собственным здоровьем, стимулирует выработку устойчивых на-выков гигиены и соблюдения санитарных норм и правил. Само-контроль помогает регулировать процесс тренировки и преду-преждать состояние переутомления. Особое значение имеет само-контроль для студентов специальной медицинской группы. Они обязаны периодически показывать свои дневники самоконтроля преподавателю физического воспитания и врачу, советоваться по вопросам двигательного режима, питания.
Список использованной литературы
1. Гусалов А. Х. «Физкультурно-оздоровительная группа»,1997 г.
2. Дембо А. Г. «Врачебный контроль в спорте», 1998 г.
3. Решетников Н. В., Ю. Л. Кислицин «Физическая литература», 2001 г.
4. «Физическая культура студента. /Под редакцией В. И. Ильинича.- М.: Гардарики, 2003 г.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Основы работы с использованием системы AutoCAD |
Контрольная работа | Виды административных наказаний |
Контрольная работа | политология, заинтересованные группы, общественные движения |
Контрольная работа | Особенности анализа прямых, переменных и постоянных затрат |
Контрольная работа | Место России в современном мире |