Контрольная работа по языкознанию на тему:
"Языки мира: классификация и методы изучения"
План
1. Основная классификация языков мира
2. Типологическая классификация языков: языки аналитического и синтетического строя
3. Генеалогическая классификация
а) сравнительно-исторический метод в языкознании
б) вопрос о прародине европейцев
4. Языковые семьи, ветви и группы в современном мире
5. Сущность индоевропейских языков
Список литературы
1. Основная классификация языков мира
В настоящее время на земле насчитывается от 3-х до 5-ти тысяч языков. Разница связана с различием диалектов и языков, во-вторых с определением ареала и сферой использования, в-третьих с оценкой «жизненности» языка.
Множественность языков обуславливает необходимость классификации. В современном языкознании разработано 4 классификации:
1) Ареальная (географическая)
2) Функциональная
3) Типологическая (морфологическая)
4) Генеалогическая
Первая основана на изучении языковой карты мира. Описывает границы распространения.
Вторая основана на исследовании функций и сфер использования языка (культурная, дипломатическая, язык образования и др.)
Самыми важными являются типологическая и генеалогическая классификации.
2. Типологическая классификация языков: языки аналитического и синтетического строя
Второе направление отрабатывает типологическая (морфологическая) классификация языков, основанная на данных морфологии независимо от генетической или пространственной близости, опираясь исключительно на свойства языковой структуры. Типологическая классификация языков стремится охватить материал всех языков мира, отразить их сходства и различия и при этом выявить возможные языковые типы и специфику каждого языка или группы типологически сходных языков, при этом опирается на данные не только морфологии, но и фонологии, синтаксиса, семантики.
Основанием для включения языка в типологическую классификацию языков является тип языка, то есть характеристика основополагающих свойств его структуры. Однако тип не реализуется в языке абсолютно; реально в каждом языке представлено несколько типов, то есть каждый язык политипологичен. Поэтому уместно говорить, в какой степени в структуре данного языка наличествует тот или иной тип; на этом основании предпринимаются попытки дать количественную интерпретацию типологической характеристики языка.
Наиболее принята следующая типологическая классификация языков:
изолирующий (аморфный) тип - неизменяемые слова при грамматической значимости порядка слов, слабое противопоставление значимых и служебных корней (например, древнекитайский, вьетнамский, йоруба);
агглютинирующий (агглютинативный) тип - развитая система однозначных аффиксов, отсутствие грамматических чередований в корне, однотипность словоизменения для всех слов, принадлежащих к одной части речи, слабая связь (наличие отчётливых границ) между морфами (например, многие финно-угорские языки, тюркские языки, языки банту);
флектирующий (флективный) тип объединяет языки с внутренней флексией, то есть с грамматически значимым чередованием в корне (семитские языки), и языки с внешней флексией, фузией, то есть с одновременным выражением нескольких грамматических значений одним аффиксом (например, руками - творительный падеж, множественного числа), сильной связью (отсутствием отчётливых границ) между морфами и разнотипностью склонений и спряжений; в древних и некоторых современных индоевропейских языках сочетаются внутренняя флексия и фузия.
Типологическую классификацию языков нельзя считать окончательной главным образом из-за её неспособности отразить всю специфику отдельного языка с учётом его структуры. Но в ней содержится в неявной форме возможность её уточнения путём анализа др. сфер языка. Например, в изолирующих языках типа классического китайского, вьетнамского, гвинейских наблюдаются односложность слова, равного морфеме, наличие политонии и ряд др. взаимосвязанных характеристик.
Лингвистической относительности концепция - теория зависимости стиля мышления и фундаментальных мировоззренческих парадигм коллективного носителя языка от специфики последнего. «Язык народа есть его дух, а дух народа есть его язык», и в этом смысле «каждый язык есть своего рода мировоззрение» (Гумбольдт). Таким образом, типология общественной жизни может и должна быть объяснена, исходя из вариативности культур, выражающих себя на различных языках. В этой связи в рамках лингвистической относительности концепции оформляется гипотетическая модель развития мировой культуры, в основу которой могла бы быть положена не индоевропейская языковая матрица и соответствующий ей европейский рационально-логический дедуктивизм и линейная концепция необратимого времени, а радикально иной языковой материал. Предполагается, что это привело бы к формированию мировой культуры принципиально иного типа
К типичным синтетическим языкам относятся древние письменные индоевропейские языки: санскрит, древнегреческий, латинский, готский, старославянский; в настоящее время в значительной мере литовский, немецкий, русский (хотя и тот и другой с многими активными чертами аналитизма); к аналитическим: романские, английский, датский, новогреческий, новоперсидский, новоиндийские; из славянских - болгарский.
Такие языки, как тюркские, финские, несмотря на преобладающую роль в их грамматике аффиксации, имеют много аналитизма в строе благодаря агглютинирующему характеру своей аффиксации; такие же языки, как арабский, синтетичны, потому что грамматика в них выражается внутри слова, но они скорее аналитичны по агглютинирующей тенденции аффиксации. Конечно, и в этом отношении бывают отклонения и противоречия; так, в немецком артикль - явление аналитическое, но он склоняется по падежам, - это синтетизм; множественное число существительных в английском выражается, как правило, один раз, - явление аналитическое.
3. Генеалогическая классификация
Генетическая классификация основана на признаке родства - общего происхождения, установившаяся только после возникновения понятия языкового родства и утверждения в лингвистических исследованиях принципа историзма (19 в.). Она складывается как итог изучения языков с помощью сравнительно-исторического метода. При этом родство некоторых языков признаётся доказанным, если обнаружено общее происхождение значительной части морфем этих языков, всех грамматических аффиксов и многих корней. В том числе в тех частях лексики, которые обычно отличаются особой устойчивостью: местоимения, названия некоторых частей тела, слова со значением «вода», «огонь», «солнце», «быть», «дать», «есть», «пить» и др. Общее же происхождение корней и аффиксов подтверждается наличием в них регулярных межъязыковых фонетических соответствий. Если создана сравнительно-историческая фонетика, позволяющая приближенно реконструировать корни языка-предка и проследить (по строгим правилам) их превращение в корни языков-потомков, то родство последних считается установленным.
В этом смысле бесспорно родство следующих семей языков в Старом Свете: индоевропейской, уральской (с финно-угорской и самодийской ветвями), тюркской, монгольской, тунгусо-маньчжурской, дравидийской, картвельской, семито-хамитской (афразийской), в 60-е гг. 20 в. объединённым в ностратическую (борейскую) языковую семью. Удалось построить сравнительную фонетику этих языков, проследив регулярные фонетические соответствия более чем в 600 корнях и аффиксах. Среди языков Евразии вне группировок остаются китайско-тибетская семья языков, енисейская, андаманская семьи, изолированные языки: баскский, бурушаский, айнский и некоторые языки древности: шумерский, касситский, хаттский и др. Все многочисленные языковые группы Африки (кроме семито-хамитских) объединены в три гипотетические семьи: нигеро-кордофанскую, нило-сахарскую и койсанскую [4-7].
Генетическая классификация языков существует в виде единственной схемы. Являясь лингвистической, она не совпадает с антропологической и, в частности, не предполагает принадлежности народов, говорящих на родственных языках, к единой расе. Хотя образование языковых семей происходит постоянно, становление их относится, как правило, ещё к эпохе до появления классового общества. Современная генетическая классификация языков не даёт оснований для поддержки популярной в старой лингвистике концепции о моногенезе языков мира.
Сравнительно-исторический метод зарождается в конце XIX века когда в ходе изучения языков были установлены факторы сходства этих языков.
На основе установленного сходства возникает гипотеза о родстве этих языков и единстве их происхождения, так постепенно сравнительно-исторический метод стал основой формирования особой отрасли в языкознании.
Ключевым для становления и развития сравнительно-исторического языкознания был и остается вопрос о месте обитания протоиндоевропейцев - носителей праиндоевропейского языка. В довоенной литературе в качестве прародины зачастую постулировался север Европы, при этом германские народы объявлялись наиболее чистыми носителями «арийской расы».
После того, как идея о североевропейской прародине была развенчана (в индоевропейских языках нет даже общего обозначения моря), сформировались следующие основные учения о прародине европейцев:
· Академические гипотезы
1. Наиболее общепринята курганная гипотеза, предложенная Марией Гимбутас в 1956 году. Согласно ей прародиной индоевропейцев являются волжские и причерноморские степи (ямная культура). Постепенно различные ветви индоевропейцев волнами мигрировали в разные стороны от прародины. Дольше всех изначальный ареал занимали предки балтов и славян.
2. В анатолийской гипотезе (сформулированной Колином Ренфрю) предполагается, что праиндоевропейский язык существовал раньше, чем принято считать, примерно в неолите, в 7-6 тыс. до н.э. в Анатолии (памятником индоевропейцев считается Чатал-Хююк), после чего в 6 тыс. индоевропейские языки пересекли Босфор и распространились в Юго-Восточной Европе.
3. Армянская гипотеза предполагает, что праиндоевропейский язык возник на Армянском нагорье. Аргументируется в трудах академиков Т.В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванова (1995). Не получила признания среди лингвистов, и её выводы опровергаются современными генетическими исследованиями.
· Неакадемические гипотезы
1. Балканская гипотеза - основана на предположении о преемственности между балканскими культурами неолита (Гумельница, Триполье и др.) и раннеиндоевропейскими культурами.
2. Теория исхода из Индии - научным сообществом за пределами Индии отвергнута.
3. Арктическая гипотеза - неакадемическая гипотеза индийского борца за независимость Б.Г. Тилака.
4. Теория палеолитической непрерывности - основана на предположении о том, что носители индоевропейских языков непрерывно населяют Европу на протяжении десятков тысяч лет.
Ряд историков выделяет несколько очагов формирования индоевропейской общности в разное время - от выделения индоевропейского праязыка из бореального (VIII тыс. до н.э.) и до образования первых индоевропейских государств (сер. III и III/II тыс. до н.э.) Сравнительно-исторический метод основывается на двух подходах:
1. сначала синхронный подход (на основе данных современных языков устанавливается их родство).
2. на основе установленного родства языков решается проблема языка-предка (диахронический подход).
Метод исследования по А. Шлейхеру: генеалогическая классификация основана не историческом методе, т.е. на установление родства и степени родства и выведение языка предка.
Генеалогические единицы:
· Семья
· Ветвь
· Группа
· Подгруппа
4. Языковые семьи, ветви и группы в современном мире
I. Индоевропейская семья языков - самая крупная. 1 миллиард 600 миллионов носителей.
1) индоиранская ветвь.
а) индийская группа (санскрит, хинди, бенгали, пенджаби)
б) иранская группа (персидский, пушту, форси, осетинский)
2) Романо-германская ветвь. Особняком этой ветви являются греческий и арабский языки.
а) романские (итальянский, французский, испанский, португальский, провансальский, румынский)
б) германская группа
· Северогерманская подгруппа (шведский, датский, норвежский, исландский)
· Западногерманская подгруппа (немецкий, английский, голландский)
в) кельтская группа (ирландский, шотландский, валлийский).
3) Балто-славянская ветвь языков
а) балтийская группа (Литовский, Латвийский)
б) славянская группа
· Западнославянская подгруппа (Польский, Чеченский, Словацкий)
· Южная подгруппа (Болгарский, Македонский, Словенский, Сербский, Хорватский)
· Восточнославянская подгруппа (Украинский, Белорусский, Русский).
II. Алтайская семья. 76 миллионов носителей.
1) тюркская ветвь (турецкий, татарский, башкирский, чувашский, айзейрбоджанский, туркменский, узбекский, киргизский, якутский)
2) монгольская ветвь (монгольские языки, бурятский, калмыкский)
3) тунгуса-шандюрская ветвь (тунгусский, эвенкский)
III. Уральские языки.
1) Финно-угорская ветвь (финский, эстонский, корельский, удмуртский, марийский (горный и луговой), мордовский, венгерский, хантыйский, мансийский).
2) Самодийская ветвь (ненецкий, эненский, селькупы)
IV. Кавказская семья. (грузинский, абхазский, чеченский, кабардинский)
V. Китайско-тибетская семья
1) китайская ветвь (китайский, тайский, сиамский, лаосский)
2) тибето-бирманская ветвь (тибетские языки, бирманские языки, гималайские языки)
VI. Афроазийская семья (семитохамитская семья)
1) семитская ветвь (арабский, иврит)
2) берберийская ветвь (языки Сахары, Марокко и Мовретании)
Место русского языка в типологической классификации: Русский язык принадлежит к флективным языкам, синтетического строя, с элементами аналитизма.
Место русского языка в генеалогической классификации: Русский язык принадлежит к Индоевропейской семье языков, балто-славянской ветви, восточнославянской подгруппе.
5. Сущность индоевропейских языков
Индоевропейские языки (или ариоевропейские, или индогерманские [51]), одна из наиболее крупных лингвистических семей Евразии. Общие черты индоевропейских языков, противопоставляющие их языкам других семей, сводятся к наличию некоторого числа регулярных соответствий между формальными элементами разных уровней, связанных с одними и теми же единицами содержания (при этом исключаются заимствования). Конкретная интерпретация фактов сходства индоевропейских языков может заключаться в постулировании некоего общего источника известных индоевропейских языков (индоевропейский праязык, язык-основа, многообразие древнейших индоевропейских диалектов) или в принятии ситуации языкового союза, результатом которого явилось развитие ряда общих черт у первоначально различных языков.
В состав индоевропейской семьи языков входят:
Славянская группа - (протославянский с 4 тыс. до н.э.);
Фракийский язык - с начала 2-го тыс. до н.э.;
Индийская (индоарийская, включая санскрит (1 в. до н.э.)) группа - со 2 тыс. до н.э.;
Иранская (авестийский, древнеперсидский, бактрийский) группа - с начала 2-го тыс. до н.э.;
Хетто-лувийская (анатолийская) группа - с 18 в. до н.э.;
Греческая группа - с 15 - 11 вв. до н.э.;
Фригийский язык - с 6 в. до н э.;
Италийская группа - с 6 в. до н.э.;
Венетский язык - с 5 до н.э.;
Романские (из латинского) языки - с 3 в. до н.э.;
Германская группа - с 3 в. н.э.;
Кельтская группа - с 4 в. н.э.;
Армянский язык - с 5 в. н.э.;
Балтийская группа - с середины 1 тыс. н.э.;
Тохарская группа - с 6 в. н.э.
Иллирийский язык - с 6 в. н.э.;
Албанский язык - с 15 в. н.э.;
Список литературы
1. Успенский Б.А., Структурная типология языков
2. Типы лингвистических структур, в кн.: Общее языкознание
3. Мейе А., Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Понятие и виды международных правонарушений |
Контрольная работа | Теория свободного воспитания Руссо и свободного образования Толстого: общее и особенное |
Контрольная работа | Знакомство дошкольников с сезонными изменениями в природе |
Контрольная работа | Контрольная работа по Бюджетной системы РФ |
Контрольная работа | Засвоєння їжі. Харчові отруєння |