Контрольная работа по предмету "Иностранные языки и языкознание"


Основы речевой коммуникации



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ »

Реферат по предмету: «Речевая коммуникация»

Выполнила студентка 2 курса 1022 гр.

Зяблицкая Е. В.

________________________

Научный руководитель:

Антонович И. В.

_________________________

Работа защищена

_________________2005 г.

Барнаул -2006-

Содержание

Введение

Глава 1 Содержание речи

Глава 2 Анализ речи

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь -- главнейшее оружие.

Ораторство -- сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

Человеческое познание проявляется в разных формах. Существуют две разновидности человеческой способности познания: научная и художественная; есть две формы человеческого мышления: логическая и образная. Наука и искусство, как две формы познания, взаимно дополняют друг друга.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление. Поль Л. Сопер, «Основы искусства речи», М : Издательство Агентсва «Яхтсмен», 1995.- с. 89.

Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и обратной. Искусство есть мышление образами - этот закон может быть применим и к ораторскому искусству.

Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят то сознания через эмоциональную сферу.

Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.

Рассудочная и эмоциональная сферы восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства.

Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное -- неспособна воздействовать па чувства и через них на разум.

Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины и образы, этого не случится. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое изображение действительности есть душа повинно ораторского искусства.

Главное, по нашему мнению, -- это развитие в начинающем ораторе чувства взаимообщения со слушателями, характерного для обычной беседы. Но такое простое на первый взгляд требование П. Сопер развивает в стройную и связанную в неразрывное целое систему методических правил и советов, которые облегчают задачи, стоящие перед новичком-оратором. Внимание и интерес аудитории к выступлению оратора, готовность воспринять, что он говорит, желание согласиться с ним и последовать его предложениям автор понимает не как заранее обеспеченное и неизменно сопутствующее выступлению, а как нечто такое, за что оратор с первого до последнего слова должен бороться, непрестанно поддерживая психологический контакт со слушателями, непрерывно возбуждая и заостряя интерес, добиваясь их расположения, преодолевая безразличие, критические или просто недоброжелательные установки аудитории и, в конечном счете, развлекая, удовлетворяя любознательность, воодушевляя, убеждая и призывая к действию -- в зависимости от мотивов выступления. Цель речи является основным конструктивным элементом, положенным в основу деления речей на развлекательные., информационные, воодушевляющие, убеждающие, склоняющие к действию. В связи с указанными предпосылками автор отводит в своей работе весьма значительное место вопросам психологии внимания и психологии слушателя вообще.

Главной целью данной работы является подготовка текста публичной речи «Моя политическая биография» и анализ этой речи с точки зрения приемов и речевых композиций.

1. Содержание речи

В свете грядущих выборов развитие моей политической карьеры приобрело особое значение. Большинство сколько-нибудь значимых кандидатов уже предоставили на суд читателей свои автобиографии. Не останусь в стороне и я, к тому же, хочется обезопасить себя от нападок по поводу неизвестных широкой публике сторон моей жизни. Речь не будет изобиловать какими-либо литературными изысками, что вполне соответствует моему характеру. Во всем должны быть логика и здравые рассуждения.

Родился я в Ленинграде в 1954 году, из семьи рабочих. Отец был высококвалифицированным рабочим и работал в тресте “Спецгидроэнергомонтаж”. Его знаменитая передовая бригада Коммунистического труда строила ударными темпами Куйбышевскую, Менгичаурскую (Азербайджан), Братскую гидроэлектростанции, а Иркутскую он не достроил.

Моя мать, имея на руках трёхлетнего ребёнка, была вынуждена бросить учёбу в Ленинградском Технологическом институте и пойти работать в швейное ателье. Зарплата была небольшой, но голодным моё детство не было. Мать старалась дать мне полноценное воспитание и образование, научить самостоятельности и ответственности за свои поступки. В 5 лет я научился читать и писать, а в 6 лет - пошёл в 1 класс школы , но уже не в Ленинграде, а в подмосковном посёлке Лунёво.

Учился я хорошо, но отличником не был. Имел массу увлечений, к которым, впрочем, довольно быстро терял интерес: фотография, нумизматика, филателия. Но была одна тема, интерес к которой никогда не проходил - история. Было невероятно интересно вырваться из серости хрущёвских пятиэтажек, переносясь мысленно в Америку времён войны между Севером и Югом или в революционную Францию.

Очень рано я почувствовал информационный «голод», никак не мог понять, как при тогдашней нищете СМИ воспевали государственное устройство. К тому же неподалёку от нашего посёлка были расположены дачи генералов МВД и каждое лето, когда высокопоставленные чиновники привозили туда свои семьи, я имел возможность общаться с их детьми, что также укрепляло протест против такого положения.

Отношения со сверстниками не доставляли мне никаких хлопот. Я мало отличался тогда от большинства: также любил погонять мяч во дворе, курил в школьном туалете, но приходя домой, попадал в атмосферу любви и понимания, имел возможность для учёбы, чего у большинства сверстников не было. Комплекса неполноценности по поводу отсутствия отца у меня не было по той простой причине, что неполных семей как наша тогда было много.

Пока я учился в школе, моя мать заочно окончила Институт культуры по специальности «режиссёр народного театра» и была назначена директором студенческого клуба (сначала временно, затем - постоянно) Московского гидромелиоративного института. Это дало мне возможность посещать курсы иностранных языков в институте. К тому же я рано окунулся в студенческую жизнь с её свободомыслием. Получив доступ к институтской библиотеке, я, к своему разочарованию, обнаружил там сугубо техническую литературу, к которой имел природное отвращение.

В 1970 году, к моменту окончания мною школы, мы переехали в Москву. Разумеется, я мог без труда поступить в МГМИ, пользуясь положением и авторитетом матери и своими успехами в учёбе, но мысль о нудных лекциях: «способы рытья каналов в Кара-Кумах и повороты сибирских рек в Среднюю Азию» не вселяла оптимизма.

Хорошее знание французского языка, частично полученное в школе (частично - дополненное самостоятельными занятиями), любовь к общественным наукам, желание и умение общаться с людьми - вот качества, которые я приобрёл к тому времени. С этим «багажом» я поступил в Институт восточных языков (сегодня это Институт стран Азии и Африки) по специальности «тюрколог».

Институтская жизнь была более разнообразней, чем прежняя .

Наконец-то появилась возможность читать редкие, а порой и запрещённые книги (часто меня заставали за чтением «самиздата», за что получал «головомойки» от комсомольской организации).

Моя учёба в институте совпала с уже увядающим преследованием инакомыслия в стране. Правда, диссидентов государство сажало, но уже в меньших количествах. Разговоры на кухне - вот вся моя “политическая” деятельность в то время.

СМИ тогда не отображали реальной ситуации в стране, поэтому никаких критических материалов найти в них было нельзя, поэтому я, как и большинство моих однокурсников, ночами слушал Би-Би-Си. Вообще с 71-го по 80-е годы в стране возникла необходимость перемен, но строй был законсервирован, ни у кого не было чёткого желания действий, программы, всё сводилось к предчувствиям и ожиданиям.

По отношению к государству - официально - я был лоялен. Но клеймо «беспартийный» порой мешало. Я не подавал заявления о приёме в ряды КПСС потому, что уже тогда осознавал ненужность этого органа при неизбежных демократических переменах в стране. К тому же партийность тогда была необязательной. Проблем с комсомольской организацией также не было, так как это превратилось в пустую бюрократическую процедуру сдачи взносов. Вся же настоящая деятельность и все изменения происходили незаметно.

После окончания института меня не послали за рубеж (хотя я закончил его с отличием, выучив, помимо турецкого, два европейских языка - французский и английский), а отправили в числе шести человек служить в армию в Закавказский военный округ. При штабе Закавказского военного округа, куда я попал, существовал отдел, непосредственно занимавшийся проблемами Ближнего Востока. Обязанности офицеров, работавших в этом отделе, состояли в следующем. С утра, приходя на работу, мы слушали радио - Би-Би-Си, турецкое радио, - делали переводы, готовили информацию для руководства штаба. Я читал турецкие газеты и на основании этой информации, полученной из прессы и радио, составлял кое-какие отчёты для командования. Так я подготовил обзор, в котором давалась оценка молодёжных организаций Турции и их деятельности, особенно на территории, сопредельной с советской, затем написал работу “Политические партии Турции”. В конце службы я даже начал выезжать с лекциями в войска - о Турции, о проблемах Ближнего Востока, о международном положении в целом, то есть, в сущности, занимался пропагандистской работой.

Вообще же армейский период биографии вспоминается без особой теплоты, хотя в офицерской среде у меня и появились друзья.

Вернувшись в Москву сразу после службы в армии, я женился и принялся вить семейное гнездо, благо за время студенческой стажировки в Турции удалось отложить до лучших дней валюту. Купив кооперативную квартиру в районе Тёплого Стана и устроив свою личную жизнь, я смог найти и хорошую работу в туристическом агентстве «Спутник» (главным образом, благодаря родственникам жены). В 1979 году у нас родился сын, которого в честь деда назвали Владимиром.

Перестройка была воспринята мною и всеми моими друзьями как явление позитивное. Частная инициатива, предпринимательство были задавлены командно-административной системой. Благодаря демократизации общества стало развиваться и частное предпринимательство. Многие занялись бизнесом, не остался в стороне и я.

В 1989 году, переманив к себе часть работников «Спутника», я организовал своё частное турагентство, которое, предлагая туры дотоле неизвестные советским туристам, стало быстро приобретать популярность. Мы шли в авангарде «челночного» движения, первыми организовав так называемые «шоп-туры».

К августу 1991 года, когда дело, мною организованное, стало давать ощутимую прибыль, грянул путч. Болезненней всего он был для тогда ещё тонкой деловой прослойки общества, стала отчётливо видана шаткость нашего благополучия. Но, к счастью, никто не хотел возврата назад, старая система окончательно умерла.

События 1993 года подтолкнули финансовые круги к созданию организации, способной экономическими средствами влиять на политическую ситуацию в стране. К этому союзу присоединился и я. Сейчас властные структуры пытаются подмять под себя экономику, монополизировать многие её отрасли, не понимая однако, что в нашем лице столкнулись с, пусть пока ещё не равной, политической силой.

Нынешняя администрация скомпрометировала себя неправильной налоговой, социальной, внешней политикой. Поэтому несмотря на то, что наше объединение ещё достаточно слабо, если причины, по которым считаться с нашим мнением стоит.

В нашем лице Российская национал-республиканская партия находит полную поддержку. Лидер этого объединения - Лебедь - самый перспективный политик на сегодняшний день. Все его действия ( Приднестровье, урегулирование в Чечне) увеличили его авторитет.

Выборы 1996 года показали, что он пользуется доверием избирателей. Порвав же с правительством, Лебедь отнял у последнего голоса. Теперь осталось убедить наибольшее количество людей в правильности позиций РНРП, что не составит большого труда из-за огромного авторитета отставного генерала и ресурсов, которыми обладает экономический союз, куда входит и моя группа компаний.

В заключение хочется сказать несколько слов по поводу скандала, связанного со скупкой акций газеты «Московские новости» «Жилстройбанком». СМИ, поднимающие этот скандал, сами тоже являются собственностью, пусть частично, тех или иных объединений. К тому же, нам необходимо иметь печатный орган для проведения своих идей, правильной их формулировки, чего до определённого времени РНРП была лишена. Две другие газеты, ранее приобретённые «Жилстройбанком», не претерпели никаких изменений в редакторском составе, и говорить об информационной экспансии РНРП пока рано.

Голосуя за меня, вы голосуете за свободу! печать должна быть свободной и нести правду к другим! Да здравствует свобода! Газеты не должны отчитываться перед банками, перед олигархами и быть у них под пятой! Голосуя за меня, вы голосуете за истинную свободу.

2. Анализ речи с точки зрения композиции

Темой представленной речи является «Моя политическая биография».

Эта речь является темой информационной публичной речи, поскольку эта речь осуществляет самую главную цель в процессе общения.

Это развитие в начинающем ораторе чувства взаимообщения со слушателями, характерного, на первый взгляд, для обычной беседы. Но такое простое на первый взгляд требование необходимо развить в стройную и связанную в неразрывное целое систему методических правил и советов, которые облегчают задачи, стоящие перед новичком-оратором.

Внимание и интерес аудитории к выступлению оратора, готовность воспринять, что он говорит, желание согласиться с ним и последовать его предложениям автор понимает не как заранее обеспеченное и неизменно сопутствующее выступлению, а как нечто такое, за что оратор с первого до последнего слова должен бороться, непрестанно поддерживая психологический контакт со слушателями, непрерывно возбуждая и заостряя интерес, добиваясь их расположения, преодолевая безразличие, критические или просто недоброжелательные установки аудитории и, в конечном счете, развлекая, удовлетворяя любознательность, воодушевляя, убеждая и призывая к действию -- в зависимости от мотивов выступления.

Целью речи является убеждающая, которая призвана убедить сделать какое - либо действие.

По композиции эта речь состоит из вводной части ее целью является привлечение внимания слушателей к собственной персоне. На фоне изложения краткой биографии, автор стремится активизировать внимание слушателей к собственной персоне, заставить поверить в себя. Здесь автор в полной мере использовал такой прием построения композиции, как использование приемов, которые бы помогли в создании теплой, дружественной атмосферы частной беседы. В данном образце в пролной мере увидено, что автор старается максимально приблизиться к слушателям, стать для них «своим в доску парнем» Еще одна особенность психологии слушателей: они ощущают потребность в интимной и теплой атмосфере частной беседы. Им не по душе несколько натянутая, официальная обстановка публичного доклада. Если оратор ничего не сделает, чтобы изменить положение, ему поставят это в вину. Слушатели хотят, чтобы он растопил ледок и сблизился с аудиторией, как добрый знакомый. Подумайте, какие возможности поднять настроение упускаются оратором, когда он стоит в застывшей позе, устремив взор в потолок или зарывшись по уши в кипу заметок, один вид которых вызывает у слушателя содрогание. Оратор -- живой человек, а не говорящий автомат.

Вторая часть - программная ее цель является ознакомление слушателей с теми взглядами и политическими убеждениями, которые автор предлагает им разделить. Основой убеждений автора является свобода средств массовой информации от произвола чиновников. Еще в вводной части своей речи автор указывает на то, что «еще в юности его мучил информационный голод», а также на прямую связь государственных структур с прессой, что средства массовой информации никогда не были средствами свободной печати. И, главное для оратора завоевать свободу, провозвестником которой должна стать свободная пресса.

Третья часть композиции, и последняя - это лозунговая часть речи. Эта часть композиции представлена лозунгами и воззваниями.

Заключение

Данная речь является образцом публичной речи. Этот тип речи является образцом политической биографии.

Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и обратной. Искусство есть мышление образами - этот закон может быть применим и к ораторскому искусству.

Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят то сознания через эмоциональную сферу.

Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.

Рассудочная и эмоциональная сферы восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства.

Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное -- неспособна воздействовать па чувства и через них на разум.

Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины и образы, этого не случится. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое изображение действительности есть душа повинно ораторского искусства.

Главное, по нашему мнению, -- это развитие в начинающем ораторе чувства взаимообщения со слушателями, характерного для обычной беседы. Но такое простое на первый взгляд требование П. Сопер развивает в стройную и связанную в неразрывное целое систему методических правил и советов, которые облегчают задачи, стоящие перед новичком-оратором. Внимание и интерес аудитории к выступлению оратора, готовность воспринять, что он говорит, желание согласиться с ним и последовать его предложениям автор понимает не как заранее обеспеченное и неизменно сопутствующее выступлению, а как нечто такое, за что оратор с первого до последнего слова должен бороться, непрестанно поддерживая психологический контакт со слушателями, непрерывно возбуждая и заостряя интерес, добиваясь их расположения, преодолевая безразличие, критические или просто недоброжелательные установки аудитории и, в конечном счете, развлекая, удовлетворяя любознательность, воодушевляя, убеждая и призывая к действию -- в зависимости от мотивов выступления. Цель речи является основным конструктивным элементом, положенным в основу деления речей на развлекательные, информационные, воодушевляющие, убеждающие, склоняющие к действию. В связи с указанными предпосылками автор отводит в своей работе весьма значительное место вопросам психологии внимания и психологии слушателя вообще.

Список использованой литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Аспект Пресс, 1996.

2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. - М., 1991.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1972.

4. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида// Психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976.

5. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. - М., Просвещение, 1994.

6. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. М., МГУ, 1987.

7. Поль Л. Сопер, «Основы искусства речи», М: Издательство Агентсва «Яхтсмен», 1995.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную контрольную работу Вы можете использовать для выполнения своих заданий.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :