Cоциология групп и коллективов
Вежевой Екатерины
2) Коллектив и его социальные функции.
3) Виды межличностных отношений и их специфика в авиационном коллективе. Конфликт и пути его разрешения.
4) Лидерство в коллективе. Проблемы регуляции
межличностных отношений.
Социальные группы и их роль в коллективе.
Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.
Т. е. Существует два условия, чтобы совокупность считалась группой:
1) наличие взаимодействий между ее членами;
2) появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов.
агрегация группа
Агрегация целиком может стать группой.
Такие спонтанные группы называются квазигруппами. Они могут перерастать в социальные группы, если в ходе постоянного взаимодействия будет возростать степень социального контроля между ее членами. Социальные группы так же обладают различной степенью социального контроля. Так среди всех социальных групп особое место занимают статусные группы - классы, слои, касты.
социальные группы разделяются по принадлежности к ним индивидов.
Ингруппа - те группы, к которым индивид чувствует свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членов таким образом, что расценивают членов ингруппы как “мы”. Признаком людей принадлежащих к ингруппе, должно быть то, что они разделяют определенные чувства и мнения.
Аут группы - другие, к которым индивид не пренадлежит, группы для которых он подбирает символическое значение: ”не мы”, “другие” (другие семья, компании друзей, профессиональные группы и т. д.). У них всегда есть определенные частные черты и признаки, а так же чувства, отличные от чувств членов ингруппы. И люди бессознательно и непроизвольно отличают эти черты, для ранее не знакомых людей и делят всех на “мы” и “чужие”.
Индивид может принадлежать одновременно ко многим группам, поэтому большое число ин групповых и аутгрупповых связей может перекрещиваться.
Референтные группы - социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.
по характеру взаимоотношений между их членами.
Первичные группы - такие, в которых каждый член видит других членов группы как личностей и индивидуальностей (семья, дружная компания).
Две важнейшие функции первичных групп:
1) Уникальное значение в социализации индивида
2) Важнейшее средство социального контроля.
3) Качество человеческих взаимоотношений, эмоциональное удовлетворенность ее членов.
Вторичные группы - социальные контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер (трудовой союз, какая -либо ассоциация, клуб, команда ).
Основной принцип вторичных групп это выполнение специфических функций. В ней можно найти эффективный механизм для достижения определенных целей, но часто ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях.
В связи с развитием индустриального производства человек значительную часть своей жизни проводит в различных вторичных группах. Нормально функционирующие вторичные группы предполагают практически всегда содержание в себе некоторое число первичных групп.
Малые группы - те, в которых индивиды имеют личностные контакты каждый с каждым (класс, производственная бригада)
Малые группы могут быть как первичными, так и вторичными.
Большие группы могут быть только вторичными.
Роль социальных групп в общественной жизни.
Помимо социального контроля и социализации индивида и других хороших качеств существует и не приятная роль. Ведь именно различия на группы делают психологически возможным совершение жестоких поступков даже гуманными людьми.
Большинство примитивных обществ, считают посторонних людей частью животного мира, многие не различают слов ”враг” и “посторонний”.
Коллектив и его социальные функции.
Что такое коллектив? В маем понимании это группа людей, действующая сплоченно. Она может быть как малой группой, так и большой. Например: служба борт проводников является большим коллективом (большой группой), которая может состоять из 100 или 200 человек взаимодействующих между собой в виду служебной необходимости, и проработав в этом коллективе несколько лет могут даже не знать друг друга по имени. И всё же на собрания, где обсуждаются общие проблемы авиакомпании, которые касаются борт проводников, присутствует весь коллектив борт проводников (вторичная группа).
Коллектив может быть и малой группой. Например: весь штат борт проводников делится в нашей авиакомпании на 3 группы: ВВЛ Борт проводники летающие на внутренних воздушных линиях., МВЛ Борт проводники летающие на международных воздушных линиях. и VIP Борт проводники, летающие с высоко поставленными пассажирами. группа. Каждая из этих групп представляет собой коллективы, в которых люди чаще общаются между собой, имеют дружеские отношения, своего лидера.
Роль коллективов и их социальная функция я думаю такова. Работая в коллективе, человек чувствует себя более уверено и безопасней, а работа становится эффективней. Коллектив может помочь, отстоять какие либо права личности (где один человек не справится) или той или иной группы. В некоторых случаях может воспитывать человека помогать ему (как было с героим кинофильма “Семь нянек”), может поддержать в трудной ситуации, в некоторых случаях превращать человека в ничтожество (молодой человек или девушка попадает в компанию наркоманов). Коллектив может являться сдерживающим фактором для противоправных действий некоторых “мира сего”.
Виды межличностных отношений и их специфика в авиационном коллективе. Конфликт и пути его разрешения.
Существует множество видов взаимоотношений. К процессам взаимодействия членнов коллектива относится руководство и лидерство, формирование группового мнения, сплочённость, конфликты и т. д. Атмосфера внутри коллектива может быть дружественной или враждебной которая зависит от происходящих взаимодействий между людьми. Вообще общение между двумя индивидами может быть очень сложным. Быть уважаемым и всеми любимым человеком в коллективе это адский труд, который требует постоянной работы над собой. Дейл Корнеги написал целую книгу по которой можно учиться как взаимодействовать с людьми. Нейл Смелзер писал в своей книге, что все межличностные взаимодействия можно рассматривать через несколько теорий.
Теория |
Теоретик |
Основная идея |
|
Теория обмена |
Джордж Хоумас |
Люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. |
|
Символический интеракционизм |
Джордж Герберт Мид, Герберт Блумер |
Поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяются тем значением, которое они им придают. |
|
Управление впечатлениями |
Эрвин Гоффман |
Социальные ситуации напоминают драматические спектакли, в которых актёры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления. |
|
Психоаналитическая теория |
Зигмкнд Фрейд |
На межличностное взаимодействие оказывают глубокое влияние понятия, усвоенные в раннем детстве, и конфликты, пережитые в этот период. |
Каждый человек хочет быть оцененным и поэтому нужно искренне и честно высказывать своё одобрение тем людям, которые этого заслуживают.
Быть приветливым, улыбчивым человеком, искренне интересоваться людьми. Стараться запоминать и называть людей по именам. Помнить, что имя человека - это самый сладостный для него звук на любом языке. Быть хорошим слушателем. Поощрять других говорить о себе. Т. к. любого человека сложно заставить изменить своё мнение, то спор ни к чему не приведёт, поэтому лучше не спорить. А проявлять уважение к мнению вашего собеседника.
Все конфликты классифицируются в зависимости от зон разногласия:
1) личностный
2) межличностный
3) межгрупповой
4) конфликт принадлежности
5) конфликт с внешней средой
Любой конфликт имеет три стадии протекания:
1) предконфликтная ситуация
2) непосредственно конфликт
3) стадия разрешения конфликта
Важным является первая стадия т. к. при правильном выборе стратегии, способов действия можно предотвратить возникающий конфликт.
Вторая стадия характеризуется наличием инцидента, действия направленного на изменения поведения соперников. Делятся на две группы: 1) действия соперников в конфликте, носящие открытый характер. 2) скрытые действия соперников.
По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные.
Схема развития социального конфликта.
Предконфликтная ситуация непосредствен- стадия разрешения
но конфликт конфликта
отступление отступление
2я попытка
попы достиже
тка до ния це иден конфликт
стиже ли тифе ные взаи
ния це каци модейств
ли я ия
Конфликтные взаимодействия
Ограниченные средства
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Нейронные сети |
Контрольная работа | Государственное управление в годы Великой Отечественной войны |
Контрольная работа | Формування української політічної еліти |
Контрольная работа | Экологические аспекты деятельности в строительстве |
Контрольная работа | Содержание отчета о прибылях и убытках |